Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ВОЗДУШНЫХ ДЕСАНТОВ'

СОХРАНЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ВОЗДУШНЫХ ДЕСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
393
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЯЗВИМОСТЬ / СКРЫТНОСТЬ / СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ЗАМЕТНОСТИ / ДЕМАСКИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / ЖИВУЧЕСТЬ / VULNERABILITY / CONCEALMENT / MEANS OF REDUCING VISIBILITY / UNMASKING FEATURES / SURVIVABILITY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Андреев Максим Викторович, Савельев Максим Анатольевич, Гладков Роман Викторович

Обосновывается необходимость снижения заметности воздушных десантов в целях повышения их живучести и достижения внезапности действий в тылу противника. Предлагаются некоторые пути решения данной проблемы и последовательность разработки комплектов средств снижения заметности для вооружения и военной техники Воздушно-десантных войск (ВДВ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Андреев Максим Викторович, Савельев Максим Анатольевич, Гладков Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON RENDERING LESS NOTICEABLE AIRBORNE ASSAULT COMBAT EQUIPMENT

The paper justifies the need to make less noticeable the combat equipment of airborne assault troops so as to enhance their survivability and achieve a surprise effect of action in the enemy rear. It proposes certain ways of solving this problem and a sequence of developing sets of means for reducing visibility of armaments and military equipment of the Airborne Troops.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ВОЗДУШНЫХ ДЕСАНТОВ»

Сохранение живучести воздушных десантов

Подполковник М.В. АНДРЕЕВ

Подполковник М.А. САВЕЛЬЕВ, кандидат технических наук

Подполковник Р.В. ГЛАДКОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Обосновывается необходимость снижения заметности воздушных десантов в целях повышения их живучести и достижения внезапности действий в тылу противника. Предлагаются некоторые пути решения данной проблемы и последовательность разработки комплектов средств снижения заметности для вооружения и военной техники Воздушно-десантных войск (ВДВ).

The paper justifies the need to make less noticeable the combat equipment of airborne assault troops so as to enhance their survivability and achieve a surprise effect of action in the enemy rear. It proposes certain ways of solving this problem and a sequence of developing sets of means for reducing visibility of armaments and military equipment of the Airborne Troops.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Уязвимость, скрытность, средства снижения заметности, демаскирующие признаки, живучесть.

Vulnerability, concealment, means of reducing visibility, unmasking features, surviv-ability.

АНАЛИЗ опыта военных конфликтов последних десятилетий свидетельствует, что при ведении современной вооруженной борьбы преобладают маневренные, мобильные действия войск в рамках расширенного поля боя со слабо прикрытыми участками или открытыми флангами. Основными способами разгрома противника становятся упреждающие огневые и радиоэлектронные удары в ходе самостоятельных этапов огневого противоборства, глубокие охваты и обходы наземных группировок войск (сил), в том числе по воздуху и морю, создание в его тылу активно действующего фронта борьбы с последующим нанесением согласованных ударов по нему со всех направлений.

Для охвата противника по воздуху в группировке войск (сил) создается соответствующий элемент оперативного построения(боевого порядка) —

воздушный десант (ВД). В его состав назначается специально подготовленное подразделение, часть, соединение, высаживаемое (выбрасыва-

емое) летательными аппаратами на территорию, контролируемую противником, в целях ведения боевых действий в его тылу.

В зависимости от состава и характера выполняемых задач различают оперативный, оперативно-тактический и тактический ВД. Основу оперативного ВД составляет обычно воздушно-десантная дивизия (вдд), оперативно-тактического — воздушно-десантная бригада (вдбр), тактического — полк, батальон, а иногда и рота воздушно-десантных или общевойсковых соединений и частей. С учетом условий обстановки высадка ВД осуществляется парашютным, посадочным или комбинированным способом.

Действуя на технике в тылу противника, ВД способен за короткое время значительно изменить обстановку на поле боя, внести хаос в его боевые порядки, дезорганизовать управление и работу тыла и решить поставленные задачи с высокой эффективностью. Правда, некоторые отечественные и зарубежные военные аналитики все чаще говорят об ограниченных возможностях применения крупных ВД при ведении общевойсковых операций. Данное утверждение обосновывается существенным развитием элементов системы борьбы с десантно-диверси-онными силами в армиях развитых стран мира и трудностями всестороннего обеспечения действий ВД в глубоком тылу противника. Вместо ВД предлагается совершать выброску небольших групп специального назначения для решения разведывательно-диверсионных задач1.

На наш взгляд, данные опасения несостоятельны и опровергаются следующими примерами из опыта Второй мировой войны и последующих военных конфликтов:

• успешной высадкой и действиями подразделений 204 вдбр Красной Армии на советско-германском

фронте в ходе оборонительных операций в полосе Юго-Западного фронта (июль 1941)2;

• применением во время войны в Корее двух ВД армии США силами воздушно-десантный полк каждый в районах Сукчен, Сунчхон (20—21 октября 1950) и Мунсан (23—24 марта 1951) при полном господстве в воздухе авиации противника3;

• захватом перевала Миртла в Синайской кампании батальоном 202-й парашютной бригады армии Израиля (29 октября 1956)4;

• эффективными действиями ВД армии США, высаживаемых в основном парашютным способом, во время войн с Ираком (1991 и 2003). Путем применения десантов создавались даже полноценные коалиционные группировки войск в тылу противника, в частности группировка «Север» в операции «Свобода Ираку» (2003), когда на север Ирака парашютным способом высадился личный состав 173-й отдельной вдбр и батальон 10-й легкой пехотной дивизии, а техника для них была переброшена по воздуху на аэродромы Курдского автономного района5.

Исследование перечисленных и других воздушно-десантных операций показало, что наибольший эффект от применения ВД достигался в тех случаях, когда его высадка и последующие действия оказывались внезапными для противника.

Обеспечивалась внезапность прежде всего скрытностью подготовки и высадки ВД, в частности десантированием ночью. Темное время суток затрудняет противнику определение состава ВД, района высадки и ведение по нему прицельного огня, способствует скрытному выходу подразделений в район (пункт) сбора. Это подтверждается успешным применением ВД в составе одного батальона 204 вдбр для оказания помощи окруженным частям 29-й армии (А) в районе Ржева (17 февраля 1942). Его

выброска производилась ночью одиночными самолетами с высоты 300 м в несколько заходов. Благодаря действиям десантников в ночь на 22 февраля части 29 А вышли из окружения. Также успешно действовал парашютно-десантный отряд, внезапно высаженный на Майкопский аэродром в ночь на 24 октября 1942 года: были уничтожены и повреждены 22 самолета противника из 54 находившихся на аэродроме6.

Приведенные примеры со всей очевидностью свидетельствуют о возможности успешно, с высокой эффективностью применять ВД, аэромобильные и десантно-штурмовые соединения в современных динамичных военных конфликтах. Особенно это актуально в условиях нынешнего обострения военно-политической обстановки, когда отмечается резкое повышение военных угроз и опасностей для Российской Федерации со всех стратегических направлений, включая отдаленные районы, в частности Арктику, куда оперативно можно перебросить только соединения и части ВДВ, в том числе и с высадкой парашютным способом7.

Важное внимание уделяется вопросам применения ВД и в армиях ведущих стран НАТО. Так, опыт применения аэромобильных войск США в Корее, Вьетнаме и Ираке нашел свое отражение в уставе FM 90-4 «Воздушно-штурмовые операции». Они считаются самостоятельной формой боевого применения войск и проводятся на оперативно-тактическом уровне для выполнения ряда важнейших задач.

Вместе с тем имеется и отрицательный опыт применения ВД. Так в ходе десантирования 1 вдд англичан в Арнемской операции (сентябрь 1944) на сбор дивизии ушло шесть часов. Этого времени хватило частям 2-й танковой дивизии СС, находившейся невдалеке от района высадки десанта, чтобы окружить и уничтожить большую часть дивизии8.

В Ржевско-Вяземской операции Красной Армии (1942) в связи с плохим ориентированием летного состава ВД был выброшен неточно, в результате солдаты и офицеры 2-го парашютно-десантного батальона 8 вдбр и их грузы оказались разбросанными в радиусе 20—25 км.

В Сицилийской десантной операции (1943) из-за неблагоприятных метеорологических условий ВД армии США был выброшен с большим рассеиванием. После приземления командиру 505-го парашютно-пехотного полка 82 вдд через полчаса удалось собрать только 15 человек, а к утру — всего около двух взводов9.

Данные неудачи происходили, как правило, вследствие некачественной подготовки к десантированию и бою, когда допускались следующие основные просчеты и недоработки при организации операций:

• применение ограниченного количества военно-транспортной авиации, что не позволяло одновременно поднять в воздух весь состав ВД и провести десантирование в один заход (Вяземская операция, 1942);

• выбор аэродромов десантирования на большом удалении от районов расположения частей, выделенных

В зависимости от условий обстановки высадка воздушного десанта осуществляется парашютным, посадочным или комбинированным способом. Действуя на технике в тылу противника,

он способен за короткое время значительно изменить обстановку на поле боя, внести хаос в его боевые порядки, дезорганизовать управление и работу тыла и решить поставленные задачи с высокой эффективностью.

в ВД, в результате время, отведенное на подготовку, уходило на перевозку войск железнодорожным транспортом, который не всегда мог обеспечить своевременное сосредоточение десанта в исходном районе (Днепровская операция, 1943)10;

• отсутствие необходимых сведений о положении противника в районах выброски и предстоящих действий ВД;

• недостаточно четкое уяснение командирами и личным составом ВД предстоящих боевых задач, причем нередко в связи с их постоянным уточнением и изменением старшим начальником;

• слабая организация взаимодействия с войсками, наступавшими с фронта для соединения с ВД, что создавало угрозу его окружения.

Для поддержания боеспособности ВД Красной Армии на советско-германском фронте нередко применялась выброска свежих частей в районы расположения основного десанта. Так, для усиления 4-го воздушно-десантного корпуса (ВДК) в ночь на 16 апреля 1942 года в расположение 214 вдбр был выброшен батальон парашютистов, а с 29 мая по 5 июня 1942 года в район действий 4 ВДК и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса десантировалось более 4 тыс. человек из состава 23 и 211 вдбр11.

Боеспособность ВД союзников СССР во Второй мировой войне обе-

спечивалась выброской в районы их действий необходимых материальных средств, правда, не всегда удачно. Так, в Арнемской операции в расположение 1 вдд Англии было сброшено 920 т грузов, из которых только 170 т попали по назначению12.

Анализ воздушно-десантных операций, проведенных в годы Второй мировой войны и в последующих локальных войнах, позволил определить следующие основные направления поддержания высокого уровня боеспособности ВД:

• обеспечение живучести десанта за счет собственных сил и средств;

• достижение скрытности подготовки и внезапности применения ВД;

• повышение надежности защиты от высокоточного оружия и эффективности противодействия разведке противника;

• обеспечение устойчивости и надежности управления;

• восстановление боеспособности подразделений ВД в короткие сроки.

Остановимся более подробно на проблеме сохранения живучести ВД на всех этапах его применения. Прежде всего она достигается скрытностью его действий на площадке приземления и при выдвижении в пункт (район) сбора, поскольку именно в этот момент он наиболее уязвим для обнаружения и поражения огневыми средствами противника (рис. 1).

Рис. 1. В момент приземления и при выдвижении в пункт (район) сбора боевая техника воздушного десанта наиболее уязвима для противника

Время выхода подразделений ВД в пункт (район) сбора после приземления определяется с учетом продолжительности поиска экипажем своей боевой машины десанта

(БМД), ее расшвартовки, подготовки к движению и непосредственно выдвижения (рис. 2), а также степени влияния различных отрицательных факторов.

Рис. 2. Алгоритм действий экипажа БМД на площадке приземления с расчетом времени на выход в пункт (район) сбора

Как показано на рисунке, подготовленному экипажу для выхода на боевой машине в пункт (район) сбора понадобится 36—48 минут (в среднем — 42 минуты), а с учетом совокупности отрицательных факторов (невысокая точность выброски, неблагоприятные метеорологические и дорожно-климатические условия, темное время суток) — до 55 минут.

Опыт применения ВД в годы Второй мировой войны, а также в ходе масштабных учений показывает, что противник практически всегда готов к противодействию десанту, стремясь своевременно его обнаружить и уничтожить. Для этого задейству-ются все имеющиеся у него силы и средства, способные одновременно вести оптическую, радио-, радио-

техническую, радиолокационную, тепловую и лазерную разведку. В таких условиях полностью скрыть от противника личный состав и боевую технику ВД весьма затруднительно.

Согласно тактике соединений и частей потенциального противника после обнаружения ВД по нему наносятся удары тактической авиацией, боевыми вертолетами, реактивными системами залпового огня, ведется сосредоточенный огонь артиллерии или применяется аэромобильный десант для его окружения, блокирования и уничтожения. Вместе с тем высокая динамика боевых действий в оперативно-тактической зоне потребует от противника перед нанесением точечных ударов уточнить местоположение целей, что оставля-

ет ВД некоторый запас времени для стремительных действий по выходу из зоны поражения.

В соответствии с вышеизложенным можно выделить два основных направления снижения эффективности ударов противника и повышения живучести ВД на площадке приземления: первый — сокращение времени его сбора; второй — обеспечение скрытности действий десанта и снижение заметности бое-

вой техники. Первое направление реализуется путем оснащения каждого члена экипажа поисковыми приемниками и совершенствования навыков пользования ими, практической отработки в ходе повседневной боевой подготовки действий экипажа на площадке приземления, добиваясь сокращения времени на расшвартов-ку боевых машин (рис. 3), подготовку двигателя к пуску и выход на режим принятия нагрузки.

Рис. 3. Быстрота расшвартовки БМД на площадке приземления зависит от натренированности экипажа

Кроме того, требуется, на наш взгляд, внесение конструктивных изменений в БМД, облегчающих пуск двигателя при отрицательной температуре воздуха, в частности установка современных электрофакельных устройств.

Рассматривая второе направление повышения живучести ВД, прежде всего необходимо отметить, что за-метность образца вооружения и военной техники (ВВТ) представляет собой совокупность отражательных и излучательных характеристик объекта, определяющих возможность его обнаружения, распознавания и наведения на него оружия. Соответствен-

но снижение заметности требует реализации комплекса мероприятий по изменению радиолокационных и оптических характеристик образца ВВТ, уменьшающих различия его отражающих (излучающих) свойств от окружающего фона13.

В настоящее время, как показали исследования, в условиях ночного применения демаскирующие признаки объекта ВВТ в радиолокационном, тепловом и акустическом диапазонах являются наиболее информативными для противника (рис. 4). Поэтому скрытность должна обеспечиваться снижением заметности боевой техники ВД именно в этих диапазонах.

Рис. 4. Проявления демаскирующих признаков боевой машины десанта на площадке приземления

Для снижения заметности ВВТ в инфракрасном (ИК) и радиолокационном диапазонах спектра электромагнитных волн разработаны и применяются на практике достаточно эффективные способы (табл.). Однако не все из них приемлемы для десантируемой боевой техники ВДВ, что обусловлено эксплуатационными возможностями парашютной системы, отсутствием мест для размещения маскировочных (имитационных) комплектов на боевой машине и недостатком времени на их приведение в рабочее положение.

Поэтому для решения комплексной задачи скрытия боевой техники ВД от технических средств разведки противника целесообразно разрабо-

тать специальные средства снижения заметности (ССЗ) в составе комплекта, устанавливаемого на отдельные элементы конструкции боевой машины, которые наиболее существенно влияют на ее заметность.

В состав комплектов ССЗ в качестве основного средства снижения радиолокационной заметности десантируемой техники ВДВ может входить маска-принадлежность из радиопоглощающе-го материала, представляющая собой совокупность сборочных элементов, закрепляемых на внешней поверхности машины. Это позволит снизить радиолокационный контраст с фоном и уменьшить дальность обнаружения образца ВВТ радиолокационными средствами разведки противника.

Таблица

Существующие способы снижения заметности ВВТ

Способ Диапазон

Тепловой (ИК) Радиолокационный

Скрытие • экранирование массивных металлических поверхностей; • тепловая изоляция (базальтовое или каолиновое волокно); • снижение температуры факела выпускных газов (смешивание выхлопных газов с воздухом) • применение технологии «Стелс»; • противорадиолокационные покрытия (стеклотекстолит, каучук, пенопласт, ферромагнетики); • защитный комплект «Накидка», снижающий дальность обнаружения объекта наземными РЛС в два раза, самолетными — в три раза

Искажение облика Тепловые ловушки • радиолокационные ловушки; • малогабаритные уголковые отражатели

Имитация объекта • ложные тепловые цели (комплект тепловых излучателей «Тепло-1» (0,8 кВт, 350—450°С — беспламенное окисление жидкого топлива); • зарубежный аналог — «тепловой хамелеон» — панели, меняющие температуру по сигналу тепло-визионных датчиков о тепловой контрастности по отношению к фону • надувные макеты образцов ВВТ из металлизированной резины; • сборно-разборные макеты ВВТ из металла, дерева, брезента и других материалов

Для изготовления маски-принадлежности можно использовать существующие или перспективные радиопоглощающие материалы. При этом комплект должен обеспечить скрытность боевой техники ВД на всех этапах подготовки к десантированию и бою, на площадке приземления и при выполнений боевых задач, а также беспрепятственную погрузку в летательный аппарат и вступление в работу парашютной системы.

Для снижения тепловой заметности боевой техники ВД целесообразно, на наш взгляд, применять следующие основные средства:

• деформирующее окрашивание внешней поверхности с преобладанием светлого цвета в районе тепло-нагруженных зон;

• теплоэкранирующие материалы для снижения температурного контраста сильно нагретых зон;

• теплоэкранирующее устройство системы выпуска отработавших газов, позволяющее не только снизить контраст сильно нагретой зоны, но и направить поток отработанных газов в нижнюю полусферу для создания ложной тепловой цели;

• фальшборта из армированной резины на элементах ходовой части, снижающие температурный контраст до требуемого уровня.

В комплект ССЗ необходимо также включить систему постановки дымовых завес с возможностью перезарядки и выбора типа боеприпасов. Ее применение позволяет создать дымовую завесу, непрозрачную в видимой и ближней ИК области.

Разработка и создание эффективных комплектов ССЗ, наиболее полно соответствующих особенностям применения ВД в современных общевойсковых операциях, требует комплекс-

ного подхода и строго определенной ца ВВТ от обнаружения технически-последовательности действий (рис. 5) ми средствами разведки противника с учетом оценки защищенности образ- в наиболее значимых диапазонах.

Рис. 5. Последовательность разработки комплектов ССЗ для десантируемой боевой техники ВДВ

В акустическом диапазоне основной демаскирующий признак боевой машины — шум работающего двигателя. Добиться его снижения возможно реализацией комплекса мероприятий по двум принципиально разным направлениям: первое — пассивное снижение шума, не связанное с существенными конструктивными изменениями двигателя внутреннего сгорания (ДВС); второе — активное уменьшение акустического излучения, предполагающее проведение серьезной реконструкции ДВС14.

Первое направление — акустическая доводка находящегося в эксплуатации ДВС — предусматривает реализацию следующих пассивных способов снижения шума:

• применение капсул, акустически герметизирующих двигатель в мотор-но-трансмиссионном пространстве;

• использование звукопоглощающих и звукоотражающих экранов, устанавливаемых в направлении распространения звуковых волн от двигателя;

• установка глушителей выпуска отработавших газов, а также специальных глушителей во впускной системе.

Второе направление — активное уменьшение акустического излучения — предполагает целенаправленное преобразование характера процессов в ДВС, вызывающих шум данного происхождения, и изменение конструкции двигателя, позволяющее обеспечить поглощение колебательной энергии и ограничить ее передачу на наружные поверхности, а также снизить интенсивность излучения15.

В заключение необходимо отметить, что разработка и оснащение

Заметность образца вооружения и военной техники представляет собой совокупность отражательных и излучательных характеристик объекта, определяющих возможность его обнаружения, распознавания и наведения на него оружия. Соответственно снижение заметности требует реализации комплекса мероприятий по изменению радиолокационных и оптических характеристик боевой машины, уменьшающих различия ее отражающих (излучающих) свойств от окружающего фона.

десантируемой техники ВДВ предложенными в настоящей статье комплектами ССЗ, отвечающими принципам и требованиям основных положений существующей нормативной документации, а также создание перспективных малозаметных БМД позволит успешно противодейство-

вать техническим средствам разведки потенциального противника на всех этапах действий ВД, что, в свою очередь, повысит их живучесть, обеспечит достижение внезапности, эффективность выполнения поставленных боевых задач и многократность применения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Там, где кончается ад, начинается ВДВ». Взгляд со стороны на Воздушно-десантные войска // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/22814-tam-gde-konchaetsya-ad-nachinaetsya-vdv-vzglyad-so-storony-na-vozdushno-desantnye-voyska.html (дата обращения: 05.09.2019); MWI: Масштабные воздушно-десантные операции уходят в прошлое // LIVEJOURNAL. URL: https://svbr. livejournal.com/93079.html (дата обращения: 05.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Журков А.М. Воздушно-десантные операции во Второй мировой войне. Учебное пособие. Рязань: РВВДКУ, 1990. С. 13—20.

3 Применение воздушно-десантных войск армией США // Военная литература. URL: http://militera.lib.ru/h/korea_50_53/11. html (дата обращения: 06.12.2019).

4 Хагана И.А. Арабо-израильские войны. М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: Terra Fantastica, 2004. С. 351—363.

5 Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах. М.: Вое-низдат, 2008. С. 116.

6 Сафронов Г.П. Воздушные десанты во Второй мировой войне. М.: Воениздат, 1962. С. 41.

7 Таненя О.С., Урюпин В.Н. Некоторые аспекты применения Воздушно-десантных войск в Арктическом регионе России // Военная Мысль. 2019. № 1. С. 50—63.

8 Гейвин Д.М. Воздушно-десантная война. М.: Воениздат, 1957. С. 155—156; Журков А.М. Воздушно-десантные операции во Второй мировой войне. С. 13—20.

9 Там же.

10 Сидоров И. Н. Корпус: монография. Рязань: РВВДКУ, 2018. С. 116—123.

11 Там же.

12 Гейвин Д.М. Воздушно-десантная война. С. 155—156

13 Донсков Ю.Е., Керков В.Г., Васильев В.В. Снижение заметности вооружения и военной техники: проблема и пути ее решения // Военная Мысль. 2006. № 10. С. 34—40; Ельцов О.Н., Петещенков Э.В., Понькин В.А. Актуальные вопросы снижения заметности вооружения и военной техники в различных физических полях // Военная Мысль. 2015. № 12. С. 40—44.

14 Шатров М.Г., Яковенко А.Л., Кричев-ская Т.Ю. Шум автомобильных двигателей внутреннего сгорания: учебное пособие. М.: МАДИ, 2014. С. 52—65.

15 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.