Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №3, 2012 том 14
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Малярчук Н.Н.
Тюменский государственный университет, кафедра медико-биологических дисциплин, г. Тюмень
Аннотация. Статья посвящена факторам, снижающим эффективность деятельности педагогов по сохранению здоровья обучающихся.
В условиях значительного снижения уровня здоровья обучающихся, отсутствия в школе врачей (педиатров, гигиенистов) именно педагоги вынуждены решать проблему обеспечения здоровья детей. Арсенал педагогических методов и приемов сохранения и развития здоровья воспитанников разнообразен: а) организационно-педагогические регламентируют структуру учебного процесса, направленную на профилактику дезадаптационнных состояний (переутомления, гиподинамии и др.); б) психологопедагогические непосредственно связаны с деятельностью педагога на уроке, а также - с психологопедагогическим сопровождением всех компонентов образовательного процесса; в) информационнообучающие содержат программы обучения здоровью, мотивации к ведению здорового образа жизни.
Отметим, что педагогу при использовании информационно-обучающих методов приходится выполнять функции учителя здоровья, для чего ему необходимо владеть определенными компетенциями в педагогике, психологии, валеологии и медицине. Самая большая проблема связана со способами воспитания культуры здоровья, поскольку ценности человека - это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам.
Социокультурным контекстом современного образования является информационное глобальное пространство знаний и информации, которое непрерывно меняется, но учителя оказались не готовы к тому, что системе образования в сфере воспитания личности приходится конкурировать с масс-культурой, медиа-технологиями и социальными сетями. Благодаря телевидению и Интернет, расширились границы действительности, которую может познать человек, вследствие этого появились изменения в его восприятии образа жизни. Фундаментальные ценностные ориентации подрастающего поколения, определяющие их отношение к здоровью, сферу и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения зачастую ориентированы на зарубежные (проамериканские) образцы. Это представляет определённую опасность для формирования национального самосознания подрастающего поколения и его здоровья. Достижение здоровья в современной американской культуре зачастую связывается с культом тела, что противоречит традиционному для россиян холистическому подходу, когда индивидуальное здоровье рассматривается в качестве сложной системы, представляющей собой совокупность телесного, душевного, духовного компонентов, и именно духовный компонент оказывает гармонизирующее влияние на всю систему. Игнорирование богатого здоровьесберегающего наследия национальных культур народов России, привело к стремительному распространению всевозможных «заморских» технологий сохранения здоровья, мало адаптированных к российским условиям (американские диеты для нормализации веса, китайские, японские системы оздоровления и др.).
В настоящее время в условиях гуманизации общества при реализации приоритета общечеловеческих ценностей на плечи педагогов ложится ответственность за восстановление прерванных российских культурных традиций в области созидания здоровья школьников.
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
Стр. [198]