Научная статья на тему 'Сохранение здоровья обучающихся в социокультурном пространстве образования'

Сохранение здоровья обучающихся в социокультурном пространстве образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение здоровья обучающихся в социокультурном пространстве образования»

Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №3, 2012 том 14

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Малярчук Н.Н.

Тюменский государственный университет, кафедра медико-биологических дисциплин, г. Тюмень

Аннотация. Статья посвящена факторам, снижающим эффективность деятельности педагогов по сохранению здоровья обучающихся.

В условиях значительного снижения уровня здоровья обучающихся, отсутствия в школе врачей (педиатров, гигиенистов) именно педагоги вынуждены решать проблему обеспечения здоровья детей. Арсенал педагогических методов и приемов сохранения и развития здоровья воспитанников разнообразен: а) организационно-педагогические регламентируют структуру учебного процесса, направленную на профилактику дезадаптационнных состояний (переутомления, гиподинамии и др.); б) психологопедагогические непосредственно связаны с деятельностью педагога на уроке, а также - с психологопедагогическим сопровождением всех компонентов образовательного процесса; в) информационнообучающие содержат программы обучения здоровью, мотивации к ведению здорового образа жизни.

Отметим, что педагогу при использовании информационно-обучающих методов приходится выполнять функции учителя здоровья, для чего ему необходимо владеть определенными компетенциями в педагогике, психологии, валеологии и медицине. Самая большая проблема связана со способами воспитания культуры здоровья, поскольку ценности человека - это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам.

Социокультурным контекстом современного образования является информационное глобальное пространство знаний и информации, которое непрерывно меняется, но учителя оказались не готовы к тому, что системе образования в сфере воспитания личности приходится конкурировать с масс-культурой, медиа-технологиями и социальными сетями. Благодаря телевидению и Интернет, расширились границы действительности, которую может познать человек, вследствие этого появились изменения в его восприятии образа жизни. Фундаментальные ценностные ориентации подрастающего поколения, определяющие их отношение к здоровью, сферу и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения зачастую ориентированы на зарубежные (проамериканские) образцы. Это представляет определённую опасность для формирования национального самосознания подрастающего поколения и его здоровья. Достижение здоровья в современной американской культуре зачастую связывается с культом тела, что противоречит традиционному для россиян холистическому подходу, когда индивидуальное здоровье рассматривается в качестве сложной системы, представляющей собой совокупность телесного, душевного, духовного компонентов, и именно духовный компонент оказывает гармонизирующее влияние на всю систему. Игнорирование богатого здоровьесберегающего наследия национальных культур народов России, привело к стремительному распространению всевозможных «заморских» технологий сохранения здоровья, мало адаптированных к российским условиям (американские диеты для нормализации веса, китайские, японские системы оздоровления и др.).

В настоящее время в условиях гуманизации общества при реализации приоритета общечеловеческих ценностей на плечи педагогов ложится ответственность за восстановление прерванных российских культурных традиций в области созидания здоровья школьников.

Литература

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

Стр. [198]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.