Научная статья на тему 'К вопросу об использовании термина «Здоровьесберегающие технологии» в условиях современного социокультурного общества'

К вопросу об использовании термина «Здоровьесберегающие технологии» в условиях современного социокультурного общества Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малярчук Н. Н.

Статья посвящена некорректному использованию термина «здоровьесберегающие технологии» в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании термина «Здоровьесберегающие технологии» в условиях современного социокультурного общества»

Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №3, 2012 том 14

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕРМИНА «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ» В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА

Малярчук Н.Н.

Тюменский государственный университет, кафедра медико-биологических дисциплин, г. Тюмень

Аннотация. Статья посвящена некорректному использованию термина «здоровьесберегающие технологии» в сфере образования.

В РФ реализуются следующие направления сохранения здоровья граждан: лечебно-

реабилитационное (оздоровление с помощью физио,- фито,- фармако,- психотерапевтических мероприятий); физкультурно-оздоровительное (сохранение и развитие здоровья средствами физической культуры); обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение населения методам сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных ситуациях, обусловленных природными, техногенными и бытовыми факторами); гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через рациональную организацию профессиональной деятельности); эколого-сохраняющее (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений граждан с окружающей средой); конфессиональное (воспитание здоровой личности с приоритетом на развитии духовной жизни человека); учебновоспитательное (обучение, воспитание, организация деятельности населения по сохранению и развитию здоровья посредством развития умений принимать ответственные решения за собственное здоровье).

На наш взгляд, получившее «прописку» в официальных документах в сфере образования словосочетание «здоровьесберегающие технологии», не соответствует в полной мере ценностям гуманноличностной направленности образования в условиях информационного общества. Во-первых, термин «технология» отражает технократическую модель, доминировавшую в индустриальном обществе, которая основана на жестком управлении и контроле воспитанника, технологичной организации воспитательного процесса. В социокультурном пространстве современного отечественного образовании набирает силу гуманистическая модель воспитания, которая организуется на основе взаимодействия педагога и обучающегося, учета личностных особенностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В.Зеньковский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Щуркова и др.). Во-вторых, прилагательное «здоровьесберегающее» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова [1] значится: «сберегать - это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [1;686],

следовательно, здоровьесбережение (синоним - здоровьесохранение) - это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности, на том, с которым ребенок пришел в школу). Считаем, что необходимы иные понятия - «здоровьесовершенствование» и «здоровьесозидание», имеющие перспективное значение. Здоровьесовершенствование [1;727] - от «совершенствоваться - становиться лучше, совершеннее; улучшать, доводить до лучшей степени превосходства». Этот термин характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием. Здоровьесозидание (от «созидать - сделать существующим, произвести, основать») [1;730] - содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому это слово близко по смыслу здоровьетворчеству, «творчески создавать, творение, сотворение, созидание как деятельное свойство» [1;775].

Литература

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

Стр. [197]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.