Научная статья на тему 'Комплексная диагностика уровня сформированности здоровьесозидающей личностной позиции учащихся общеобразовательных школ'

Комплексная диагностика уровня сформированности здоровьесозидающей личностной позиции учащихся общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маджуга А. Г., Давлетшина Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная диагностика уровня сформированности здоровьесозидающей личностной позиции учащихся общеобразовательных школ»

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Маджуга А.Г., Давлетшина Р.М.

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, кафедра психологии, г. Стерлитамак

В качестве методологического ориентира в нашем исследовании выступает концепция совместнодиалогической продуктивной деятельности. Вслед за Б.С. Братусем под совместно-диалогической продуктивной деятельностью мы понимаем особую форму учебной деятельности, направленную на получение новых (как субъективных, так и объективных) знаний, основанную на субъект-объект-субъектном взаимодействии ее участников.

Процесс обучения, организованный по типу совместно-диалогической продуктивной деятельности, направлен, прежде всего, на образование мотивационно-смыслового ядра учебной деятельности («общего фонда смысловых образований»), общих мотивов и целей обучающих и обучающихся.

Таким образом, совместно-диалогическая продуктивная деятельность решает задачу актуализации познавательной потребности учащихся, с последующей ее внешней, целенаправленной стимуляцией.

Эмпирическим критерием образования мотивационно-смыслового ядра является стойкое (самостоятельное) проявление у обучающихся в проблемных ситуациях исследовательской (познавательной, поисковой) инициативы. Именно это условие является принципиально важным при построении системы здоровьесозидающего образования.

Изучение теоретических основ и практики реализации здоровьесозидающей функции образования в современной общеобразовательной школе позволило выявить существующие проблемнопедагогические факторы, способствующие и препятствующие эффективности исследуемого процесса. Данное обстоятельство предопределило необходимость конкретизации научного представления о структуре процесса здоровьесозидающего образования.

На основе теоретического анализа научно-педагогических исследований (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.С. Белкин, М.Я. Виленский, Л.С. Выготский, Дж. Дьюи, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, С.Г. Сериков, Н.К. Смирнов, Н.В. Сократов, С.Т. Шацкий) мы обосновывали термин «здоровьесозидающее образование». Здоровьесозидающее образование есть совокупность ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленная на сохранение и приумножение здоровья, осуществляемая усилиями воли при положительном эмоциональном фоне и проявляющаяся в способности формирования индивидуальной стратегии здоровьесозидающей деятельности у субъектов образовательного процесса.

В рамках данного исследования процесс построения здоровьесозидающего образования рассматривается в условиях образовательной среды школы.

Опираясь на идеи В.А. Ясвина об образовательной среде школы и ее компонентах (пространственно-предметного, социального и психодидактического) [7], мы выявили возможности данных компонентов при построении системы здоровьесозидающего образования.

Возможности пространственно-предметного компонента образовательной среды школы заключаются в обеспечении индивидуализации и дифференциации здоровьесозидающей деятельности; свободе выбора педагогом широкого спектра форм, методов организации процессов обучения, воспитания и развития; разработке и реализации здоровьесберегающих и здоровьесозидающих педагогических технологий; выработке умений и навыков здоровьесозидающей деятельности. Возможности социального компонента заключаются в обеспечении социальной поддержки учащихся; организации совместного здоровьесозидания; доминировании демократического стиля управления; использовании здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при проведении мероприятий, способствующих формированию здоровьесозидающих стратегий поведения и деятельности; обеспечении личностного развития путем практического участия в здоровьесозидающей деятельности; центрации на субъект-субъектные отношения. Возможности психодидактического компонента заключаются в приоритете гуманистической направленности образования в отношении технологий здоровьесозидания; обогащении содержания индивидуального опыта здоровьесозидающей деятельности учащихся за счет вариативных форм образования.

Приступая к формирующему педагогическому эксперименту, проводившемуся в течение десяти лет (2000-2010 гг.) в общеобразовательных школах г. Стерлитамака, мы разработали модель построения системы здоровьесозидающего образования в современной школе.

Результативность опытно-экспериментальной работы определялась посредством сравнительного анализа данных констатирующего этапа эксперимента с данными, полученными по окончании его формирующего этапа. Для соблюдения педагогического требования всесторонности проверки результатов

обучения (по В.И. Загвязинскому) мы проводили диагностику уровня сформированности валеологических знаний (по В.П. Беспалько), уровня развития валеологических умений (по А.В. Усовой), уровня сформированности ценностных отношений валеологического характера (по А.П. Сидельковскому), уровня сформированности норм валеологического поведения (по О.Н. Пономаревой) [1; 2; 3; 4; 5].

Необходимо отметить, что в качестве определяющего критерия в процессе построения здоровьесозидающего образования в условиях современной школы был избран такой интегральный критерий, как здоровьесозидающая личностная позиция (далее ЗСЛП).

ЗСПЛ - это комплексная характеристика здорового образа жизни, которая включает в качестве элементов: понимание смысла здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью своему и других людей, стремление к здоровью, усвоение и применение правил здорового образа жизни. Поэтому ЗСПЛ принимается нами в виде комплексного критерия, а ее отдельные элементы - в качестве элементарных критериев, которые мы и проверяли с помощью анкетирования, контрольных срезов знаний, тестирования, наблюдения, творческих работ учащихся. Качественными показателями ЗСЛП учащихся являлись четыре уровня, характеризующиеся устойчивостью признаков, регулярностью и интенсивностью проявления - высокий (IV), средний (III), низкий (II), нулевой (I) уровни. Для выявления уровня сформированности здоровьесозидающей личностной позиции учащихся нами был разработан специальный опросник [6].

На начальном этапе исследования учащимся предлагалась инструкция: чтобы определить свой уровень сформированности здоровьесозидающей личностной позиции (ЗСПЛ), Вам необходимо оценить её по четырёхбалльной шкале, где высшему уровню соответствует цифра 4, а низшему - 1. Обведите кружком ту цифру, которая наиболее полно, на Ваш взгляд, отражает Ваш уровень здоровьесозидающей личностной позиции. В каждом блоке даны характеристики низшего уровня (расположен слева от шкалы) и высшего уровня (расположен справа от шкалы)._________________________________________________

Мотивация овладения культурой здоровья

Состав мотивации в основном представлен мотивами вынужденности (плохое самочувствие после перенесённой болезни, травмы; требования родителей, близких врачей). Интереса к культуре здоровья нет, возникает в отдельных ситуациях (интерес к фактам, открытиям в области здоровья, здорового образа жизни, нетрадиционным методам оздоровления). Ответственность проявляется в ситуациях явной необходимости. Культура здоровья не имеет большого смысла 1 2 3 4 Страстная вера в неограниченные возможности человека, в долгую, плодотворную, творчески-созидательную, яркую жизнь; убеждённость в том, что возрождение нации возможно через приобщение к культуре здоровья. Это становится главным смыслом в жизни и деятельности, что поднимает мотивацию на уровень страстной увлечённости культурой здоровья.

Отношение к ценностям культуры здоровья

Отношение к здоровью, к здоровому образу жизни узкопрагматичное, обывательски приземлённое. Необходимость заниматься своим здоровьем, вести здоровый образ жизни признаётся лишь в целях обеспечение жизненного комфорта. Приоритетными являются ценности, не связанные со здоровьем. Безразличное отношение к ценностям культуры здоровья 1 2 3 4 Признание приоритета ценностей культуры здоровья: здоровье, здоровый человек, здоровый образ жизни, придание им статуса личностных смыслов. Ярко выражено личностное, положительное эмоционально-оценочное отношение к ценностям культуры здоровья

Активность личности в овладении культурой здоровья

Активность в приобщении к культуре здоровья минимальна, проявляется только в момент вынужденности. По большому счету характерна пассивность, безынициативность в овладении культурой здоровья 1 2 3 4 Стремление овладения культурой здоровья слито с потребностью, с желанием передавать свой опыт окружающим. Деятельность всё больше становится креативной, осуществляется выход за рамки установленных образцов и правил

Качество здравотворческих знаний

Знания невелики по объёму, поверхностные, отрывочные, бессистемные; осведомлённость в самых общих вопросах, владение понятиями слабое 1 2 3 4 Знания отличаются большой глубиной, системностью, действенностью

Качество здравотворческих умений и навыков

Выполнение только в ситуациях строгого контроля, принуждения или из стремления к подражанию знакомым друзьям, родителям. Характерно отсутствие автоматизма в действиях 1 2 3 4 Характерно регулярное, добросовестное выполнение здравотворческих умений и навыков; оно становится автоматическим, достигает максимального уровня развития. Активное участие в здравотворческих мероприятиях, оказание помощи в соответствующих ситуациях (травмы, несчастные случаи), профилактика заболеваний, строгое соблюдение режима, здравотворческих требований вошло в привычку, стало стилем жизни

Характер здравотворческой деятельности

Преобладает репродуктивный подход к здравотворческой деятельности, характерно точное следование типовым разработкам, рекомендациям, указаниям. Отсутствует стремление к самообразованию 1 2 3 4 Для здравотворческой деятельности характерны творческий, эвристический подходы, самостоятельность, стремление к оригинальным нестандартным способам здравотворческой деятельности, к самообразованию

Рефлексия становления культуры здоровья

Рефлексия культуры здоровья не проявляется ни в знании и понимании субъектом самого себя, ни в выяснении того, как другие понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления в пространстве культуры здоровья, не отражает опыт по её присвоению 1 2 3 4 Рефлексия, адекватная культуре здоровья, здравотворческим знаниям, умениям, навыкам, здоровому способу и образу жизни, ведёт к перестройке схемы поведения, проявлению в сознании механизмов и нормативов сознательного контроля над процессом сбора здравотворческой информации, появлению способности к критическому анализу получаемых сведений и их оценке

Оценка результатов. При подсчете среднего балла по всем 7 блокам, определяется средний показатель, характеризующий уровень сформированности здоровьесозидающей личностной позиции у школьников.

Характеристика уровней сформированности здоровьесозидающей личностной позиции (ЗСПЛ):

Для творческого (IV) уровня ЗСПЛ характерны полное и ясное осознание здорового образа жизни как моральной категории, эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, актуальны мотивы самосовершенствования, самореализации, стремление к рефлексии, психологическая готовность и ориентация на здоровьесозидание, стремление реализовать индивидуальный опыт здоровьесозидающей деятельности (23-28 баллов)

Для репродуктивно-творческого (III) уровня ЗСПЛ свойственны неполное осознание здорового образа жизни в качестве ценностной ориентации, личностная оценка своего здоровья проявляется слабо, эмоционально-ценностное отношение выражено, но не ярко и не во всех случаях, проявляется стремление к рефлексивному осознанию своей деятельности, участие в ценностно-ориенти—рованной деятельности часто происходит под влиянием внешнего воздействия, хотя наблюдается положительная мотивация этой деятельности (16-22 балла).

Для репродуктивного (II) уровня ЗСПЛ характерны поверхностные представления о здоровом образе жизни, отношение к здоровью проявляется на эмоционально-чувственном уровне, стремление к рефлексивному осознанию действительности происходит нерегулярно, участие в ценностноориентированной деятельности осуществляется под влиянием внешнего воздействия, без проявления положительной мотивации (15-21балл).

Для адаптивного (I) уровня ЗСПЛ присущи элементарные отрывочные представления о здоровом образе жизни, эмоционально-ценностное отношение к здоровью не проявляется, стремление к рефлексивному осмыслению отсутствует, преобладают мотивы формального исполнения принципов здорового образа жизни, наблюдается пассивно-созерцательное и прагматическое отношение к действительности (7-14 баллов).

С помощью данной методики на констатирующем этапе педагогического эксперимента был определен исходный показатель уровня сформированности ЗСПЛ учащихся экспериментальной и контрольной групп, обучающихся в средних школах № 5, 17, 29, 21, школе-гимназии N° 10 г. Стерлитамака и школе-гимназии № 22 г. Салавата.

Интегральная оценка уровня сформированности ЗСПЛ осуществлялась у учащихся 9 классов. Затем интегральные показатели ЗСПЛ были выявлены у этих же учащихся в 10 и 11 классах, после того, как в экспериментальной группе была апробирована разработанная нами программа интегрированного курса «Здоровье человека». Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 1.

Таким образом, анализ ЗСПЛ учащихся показал, что высокий уровень (IV) в экспериментальной группе проявили 59,6% учащихся, а в контрольной группе - 46,3%. Для наглядности сравнение

здоровьесозидающей личностной позиции учащихся экспериментальной и контрольной групп представили в виде гистограммы (рисунок 1).

Таблица 1

Результаты диагностики уровня сформированности здоровьесозидающей личностной позиции у учащихся_____________________________________________________________________________________

Элементы здоровьесозидающей личностной позиции Группы Уровни

IV III II I

% % % %

Понимание здорового образа жизни Э 65,9 19,3 11,5 2,9

К 59,0 19,6 15,7 5,8

Ценностное отношение к здоровью Э 53,7 22,7 18,7 4,9

К 39,7 28,2 26,4 5,7

Стремление к здоровью Э 53,9 26,9 14,4 4,8

К 40,2 28,4 25,5 5,9

Усвоение и применение правил здорового образа жизни Э 64,7 21,4 11,6 2,3

К 47,3 19,8 27,0 5,9

ЗСЛП Э 59,6 22,6 14,1 3,7

К 46,5 24,0 23,7 5,8

Для подтверждения полученных в ходе педагогического эксперимента данных и для определения степени достоверности результатов в контрольных и экспериментальных группах мы использовали методы математической статистики. Результаты статистической обработки приведены в таблице 2.

% 59,6

60

50

40

30

20

10

0

I уровень II уровень III уровень IVypOBeHb

Рис.

1. Сравнение здоровьесозидающей личностной позиции учащихся экспериментальной и контрольной групп

Таблица 2

Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента__________________________________

Группы Статистические показатели

n x С2 с и

Экспериментальный 104 3,38 0,74 0,87 25,74

Контрольный 102 3,35 0,98 0,99 29,55

Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента подтвердила достоверность различий в сформированности здоровьесозидающей личностной позиции учащихся контрольных и экспериментальных групп.

Разница значений средних баллов (хэ>хк), дисперсии (с2э<с2к) и среднего квадратичного отклонения (сэ<ск) в экспериментальной и контрольной группах позволяет говорить о позитивном влиянии проведенного нами формирующего эксперимента.

Полученные значения коэффициентов вариации (ш<ок) характеризуют устойчивость образовательного процесса в ходе педагогического эксперимента.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что организованный нами формирующий эксперимент обеспечил развитие у учащихся стратегий здоровьесозидающей деятельности, ценностного отношения к своему здоровью и других людей, развитию стремления вести здоровый образ жизни и развитию умений, лежащих в основе здорового образа жизни, повлиял на характер формируемых валеологических установок и уровень здоровьесозидающей личностной позиции.

Литература

1. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В.А. Вишневский. - М. : Физкультура и спорт. - 2002. - 270 с.

2. Дзятковская, Е.Н. Информационное пространство и здоровье школьников / Е.Н. Дзятковская, Л.И. Колесникова, В.В. Долгих. - Новосибирск : Наука, 2002. - 186 с.

3. Дыхан, Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе / Л.Б. Дыхан. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 412 с.

4. Загвязинский, В.И. Здоровье участников - образовательного процесса / В.И. Загвязинский, В.М. Чимаров. - Ханты-Мансийск : Вектор Бук, 2004. - 92 с.

5. Ирхин, В.Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В.Н. Ирхин. - Барнаул, 2002. - 283 с.

6. Маджуга, А.Г. Здоровьесозидающее образование: теория, методология, практика: монография / А.Г. Маджуга. - Уфа : РИО РУНМЦ, 2010. - 300 с.

7. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

17. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

18. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.