Научная статья на тему 'Сохранение традиций коренных малочисленных народов Севера (социокультурный анализ на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)'

Сохранение традиций коренных малочисленных народов Севера (социокультурный анализ на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2321
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / CULTURAL HERITAGE / TRADITIONAL CULTURE / NATIONALITY / NATIONAL SOCIOCULTURAL CENTERS / INDIGENOUS SMALL PEOPLE OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Несмелая Анна Сергеевна

Рассматриваются аспекты сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера. Особое внимание уделяется изучению социокультурных процессов в Ямало-Ненецком автономном округе. Представлены данные социологического исследования, направленные на выявление особенностей культурных потенций народностей Севера, которые способствуют практическому проектированию очерченных социокультурных проблем по развитию и поддержанию культурного колорита малочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITION PROTECTION OF INDIGENOUS SMALL PEOPLE OF THE NORTH (SOCIO-CULTURAL ANALYSIS ON EXAMPLE OF YAMALO-NENETS DISTRICT

The aspects of preservation of cultural originality of indigenous people of the North are considered. The special attention is given to studying of sociocultural processes in the Yamalo-Nenets Autonomous District. Data of the sociological research, directed on detection of features of cultural potentialities of nationalities of the North which promote practical design of the outlined sociocultural problems on development and maintenance of cultural color of the small people of the North, are submitted.

Текст научной работы на тему «Сохранение традиций коренных малочисленных народов Севера (социокультурный анализ на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)»

УДК 323.15

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

© Анна Сергеевна НЕСМЕЛАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: nesmelaya85@yandex.ru

Рассматриваются аспекты сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера. Особое внимание уделяется изучению социокультурных процессов в Ямало-Ненецком автономном округе. Представлены данные социологического исследования, направленные на выявление особенностей культурных потенций народностей Севера, которые способствуют практическому проектированию очерченных социокультурных проблем по развитию и поддержанию культурного колорита малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: культурное наследие; традиционная культура; национальность; национальные социокультурные центры; коренные малочисленные народы Севера.

Ямало-Ненецкий автономный округ -далекий северный край, земля, на которой тесно переплелись традиции коренных народов и достижения современной науки. Облик Ямала неповторим, в нем причудливым образом сочетаются суровость северного климата и доброта местных жителей, скупость полярного солнца и щедрость северной природы, бесконечная белизна зимних дней и фантастические краски осени. Современное название автономного округа России - Ямало-Ненецкий автономный округ - упоминает ненцев как титульную народность, населяющую округ.

В настоящее время на территории Ямало-Ненецкого автономного округа проживает около 20 народов. Большинство из них поселились на Ямале после второй половины XX в., что связано с освоением Советским Союзом северных земель. Лишь несколько народов жили на Крайнем Севере с незапамятных временен, территория полуострова Ямал и Нижнего Приобья является исторической родиной для хантов, ненцев, коми-ижемцев, селькупов. Самобытность коренных народов, их образ жизни, традиции и мировоззрение представляют особый интерес для исследователей севера. Культура и быт этих народов органично сплетены с явлениями природы.

Тем не менее, нами отмечается, что социокультурные процессы на севере страны находятся в неустойчивом состоянии. В первую очередь на это указывает довольно раз-

розненное заселение коренных жителей региона.

Ниже приводятся основные итоги анализа социокультурных процессов в ЯмалоНенецком автономном округе.

В ходе социологического исследования были опрошены представители 16 национальностей. Однако только 3 группы представляют коренные малочисленные народы Севера, в т. ч. ханты, селькупы, ненцы. Опрос проводился методом личных интервью респондентов, постоянно проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, с применением квотной половозрастной выборки, возраст респондентов - от 14 до 80 лет включительно.

Наряду с тем что половина опрошенных придерживается т. н. охранного поведения в отношении самобытности коренных северян, еще больше встречаются убежденных в том, что коренные народы, издревле населяющие данную территорию, способствуют поддержанию ее уникального культурного ландшафта.

В то же время примерно каждый пятый опрошенный (в целом это 24,1 %) придерживаются мнения об инертности коренного населения, оттягивающей развитие региона. Причем абсолютное согласие с данной позицией высказали респонденты, отнесшие себя по национальному признаку к башкирам, белорусам, дагестанцам, немцам. Интересно заметить, что и среди коренных народов Севера, пусть и в небольших масштабах, име-

ются сторонники точки зрения о снижении конкурентоспособности, вымирании национальностей, населяющих северные границы страны. Лишь немногие затруднились с выбором личной позиции по данному вопросу

(1,5 %).

Мнения информантов относительно современного состояния традиций коренных национальностей Севера разделились следующим образом: 41,2 % опрошенных считают, что коренные народы ориентируются на традиционную культуру и уклад жизни, практически треть информантов придерживаются мнения, что сегодня народам Севера становится все труднее сохранить традиционный образ жизни, о критическом состоянии дел, фактической потере традиционного быта заявили 13,6 % респондентов. Причем данное распределение ответов не зависит от половозрастных особенностей опрошенных. Признают процессы аккультурации и деградации традиционных устоев народов Севера и сами коренные жители региона. Чуть большее количество опрошенных (15,6 %) затруднились с ответом на данный вопрос.

Респонденты, уверенные, что народы Севера способствуют самобытности и укреплению северных границ, склонны в 51,4 % случаев характеризовать современное состояние национальных традиций северян как прогрессирующее. Те же респонденты, по мнению которых Север живет пережитками, чаще придерживаются мнения о деградации культуры, коренным народам становится сегодня достаточно трудно сохранять свою самобытность и мироустройство (в общей сложности так думают 64,6 % респондентов

из числа уверенных в стагнации северян) (табл. 1).

Один из блоков вопросов исследования включал анализ целесообразности оказания дифференцированных форм поддержки для сохранения национального своеобразия коренных народов Севера. По результатам анкетирования были получены следующие данные. Свое согласие с идеей оказания всяческой поддержки в сохранении традиций и обычаев коренных северян в совокупности высказали 70,8 % опрошенных. 14,1 % информантов скорее не согласны с данным утверждением, абсолютное несогласие высказали 6 %.

Для сохранения национального своеобразия коренных народов Севера, по мнению респондентов, должна оказываться материальная поддержка. Наряду с этим опрошенными упоминались и такие формы поддержки: пропаганда и проведение мероприятий, связанных с коренными традициями северян, сохранение культурного наследия народов Севера, увековечивание знаний, истории в книгах, стихах, песнях, трансляция их в народ и т. п. (табл. 2).

Кроме этого, в ответах респондентов встречались высказывания, свидетельствующие о депривационной направленности, противоречивом отношении к народам Севера. Так, на вопрос о том, какая должна оказываться поддержка северянам для их сохранения, можно было встретить высказывания типа «ее и так достаточно», «не знакомить с цивилизацией», «сослать в тундру», «вести занятия, уроки только среди их наций».

Таблица 1

Влияние представлений респондентов о современных социокультурных процессах на Севере на оценку культурных потенций народностей, в %

Каково современное состояние национальных Какое влияние на развитие региона оказывают коренные национальности Севера?

традиций коренных национальностей Севера? Коренные народы способствуют самобытности Коренные народы живут пережитками Затрудняюсь ответить

Коренные народы ориентируются на традиционную культуру и уклад жизни 51,4 12,5

Коренным народам все труднее сохранять традиционный образ жизни 27,7 37,5

Традиционный быт коренных народов находится в критическом состоянии 8,8 27,1 50,0

Затрудняюсь ответить 12,2 22,9 50,0

Таблица 2

Предлагаемые формы поддержки (прямые высказывания респондентов)

№ п/п Формы Количество упоминаний

1 Г осударственная 1

2 Демонстрация 1

3 Духовная 1

4 Клубы по интересам, кружки, секции 1

5 Культурная программа 1

6 Любительские объединения для националов 1

7 Любить и лелеять 1

8 Материальная / Деньги / Финансовая 29

9 Написание книг, стихов, песен 1

10 Образование 2

11 Обучение детей правилам поведения с другими национальностями 1

12 Поддерживать национальное творчество 1

13 Праздники национала 1

14 Продолжение традиций 1

15 Пропаганда и проведение мероприятий, связанных с коренными традициями / Проведение традиционных северных праздников / Проведение праздников с определенными традициями / Мероприятия, фестивали, концерты 6

16 Психологическая поддержка 1

17 Создать газету и радио для них 1

18 Сохранять культуру / Поддерживать традиции 2

19 Проведение уроков языков и культур национальностей 1

20 Проведение фестивалей, изучение языка в учебных заведениях 1

На уточняющий вопрос о воспитании последующих поколений коренных северян большинство опрошенных независимо от социально-статусных различий, в т. ч. гендерных, согласились с необходимостью их приобщения к национальным традициям. По мнению практически каждого пятого респондента, воспитание должно реализовываться в традициях русского народа. Склонных к западному стилю воспитания оказалось 8,6 % (табл. 3).

Поддержка культурной самобытности коренных национальностей Севера требует комплексного подхода, и этого придерживаются 38,3 %. Практически каждый пятый опрошенный респондент в качестве поддерживающих мер делает акцент на культурных мероприятиях - организация и проведение фестивалей, конкурсов, выставок, проведение национальных праздников, праздников народного календаря, ярмарок народных промыслов, ремесел и других культурных акций. Проведение мастер-классов, просветительных интерактивных программ, экскурсий для населения поддержали 17,3 %. Видят актуальность поддержки фольклорных коллективов, творческих объединений, студий,

мастерских декоративно-прикладного искусства, уголков народной культуры и быта 13,3 %. О помощи сельским домам культуры заявили 10,7 %. Менее 10 % опрошенных полагают, что необходимо обратить внимание на формирование музейного фонда. Менее популярной формой поддержки оказалось совершенствование форм организации досуга населения, рост объема и качества услуг культурно-досуговых мероприятий (табл. 4).

Итак, полученные результаты социологических изысканий в регионе позволили оформить ряд выводов.

Социокультурные процессы на севере страны находятся в неустойчивом состоянии. В первую очередь на это указывает довольно разрозненное заселение коренных жителей региона. Кроме того, в настоящее время территорию активно осваивают представители других национальностей, что в ряде случаев провоцирует напряжение в отношениях - не случайно примеры конфликтности и даже изоляционизма были отмечены среди опрошенных, в большинстве своем родившихся и проживающих в данном регионе - это ханты, селькупы, ненцы.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «В каких традициях должны воспитываться дети коренных национальностей Севера?»*

№ п/п Варианты Рейтинг предпочтительности, % Количество выборов, %

1 В национальных традициях 61,8 64,0

2 В русских традициях 23,5 24,4

3 В традициях Запада 8,3 8,6

4 Затрудняюсь ответить 6,4 6,6

Примечание: * - при ответе на вопрос респонденты имели возможность выбора нескольких альтернатив, поэтому в сумме ответы составили более 100 %.

Таблица 4

Популярность мероприятий для поддержания культурной самобытности коренных национальностей Севера*

№ п/п Варианты Рейтинг предпочтительности, % Количество выборов, %

1 Организация и проведение фестивалей, конкурсов, выставок, проведение национальных праздников, праздников народного календаря, ярмарок народных промыслов, ремесел и других культурных акций 19,9 24,0

2 Проведение мастер-классов, просветительных интерактивных программ, экскурсий для населения 14,4 17,3

3 Создание фонда фольклорно-этнографических материалов и музейных экспозиций 8,1 9,7

4 Поддержка фольклорных коллективов, творческих объединений, студий, мастерских декоративно-прикладного искусства, уголков народной культуры и быта 11,0 13,3

5 Оказание информационно-методической помощи сельским домам культуры в восстановлении услуг культурно-досуговых мероприятий 8,9 10,7

6 Совершенствование форм организации досуга населения, рост объема и качества услуг культурно-досуговых мероприятий 3,8 4,6

7 Все перечисленные 31,8 38,3

8 Свой вариант** 2,1 2,6

Примечание: * - при ответе на вопрос респонденты имели возможность выбора нескольких альтернатив, поэтому в сумме ответы составили более 100 %; ** - свой вариант: и так все оказывается; поменьше вмешиваться цивилизации (по 1 упоминанию); затрудняюсь ответить (3 упоминания).

Коренное население в большинстве своем испытывает тесную привязанность к территории обитания и обособление от европейского мира. Наиболее разрозненными и нуждающимися в поддержке национальной атрибутики в этом смысле являются селькупы. Результаты показали, что именно этот народ чаще испытывает дискомфорт, оторванность от малой родины и желание преодолеть существующие границы, но в пределах страны.

Наряду с территориальными признаками селькупы, в отличие от народности ханты и ненцев, являются менее согласованными последователями своего культурного наследия в виде традиций и обычаев, обладают скудной обрядовой практикой.

В числе инструментов устойчивого развития и поддержания культурного колорита малочисленных народов Севера следует признать семейный контроль, сеть националь-

ных социокультурных центров, актуальность лояльности общественности, выработки общественного консенсуса по поводу первоочередности культуроохранных мероприятий и

установок большинства населения, в т. ч. самих представителей малочисленных народов.

Поступила в редакцию 24.10.2012 г.

UDC 323.15

TRADITION PROTECTION OF INDIGENOUS SMALL PEOPLE OF THE NORTH (SOCIO-CULTURAL ANALYSIS ON EXAMPLE OF YAMALO-NENETS DISTRICT

Anna Sergeyevna NESMELAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social and Cultural Activities Department, e-mail: nesmelaya85@yandex.ru

The aspects of preservation of cultural originality of indigenous people of the North are considered. The special attention is given to studying of sociocultural processes in the Yamalo-Nenets Autonomous District. Data of the sociological research, directed on detection of features of cultural potentialities of nationalities of the North which promote practical design of the outlined sociocultural problems on development and maintenance of cultural color of the small people of the North, are submitted.

Key words: cultural heritage; traditional culture; nationality; national sociocultural centers; indigenous small people of the North.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.