Научная статья на тему 'Результаты проведения социологического исследования по проблеме сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера'

Результаты проведения социологического исследования по проблеме сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
362
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / CULTURAL HERITAGE / TRADITIONAL CULTURE / TRADITIONS / INDIGENOUS SMALL PEOPLES OF NORTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Несмелая Анна Сергеевна

Приводятся результаты социологического исследования по проблеме сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера. Выявляются общие тенденции и различия, специфические особенности и закономерности сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH CARRYING OUT ON PROBLEM OF PRESERVATION OF CULTURAL ORIGINALITY OF INDIGENOUS PEOPLE OF THE NORTH

The results of sociological research on a problem of preservation of cultural originality of indigenous people of the North are given. The general tendencies and the distinctions, specific features and regularities of this process, characteristic for indigenous people of the North are revealed.

Текст научной работы на тему «Результаты проведения социологического исследования по проблеме сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера»

УДК 323.15

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

© Анна Сергеевна НЕСМЕЛАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: nesmelaya85@yandex.ru

Приводятся результаты социологического исследования по проблеме сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера. Выявляются общие тенденции и различия, специфические особенности и закономерности сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера.

Ключевые слова: культурное наследие; традиционная культура; традиции; коренные малочисленные народы Севера.

Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Важность ее решения подчеркивается многими международными документами, принятыми главными всемирными организациями.

Коренные народы Севера представляют собой некую общность, состоящую из множества групп, различающихся по этническому происхождению. И хотя этот регион населен разными народами с разными культурами, все же между ними есть много общего. Жившие обособленно в течение долгого периода коренные народы начали объединяться по политическим соображениям и вести борьбу за свои права, в первую очередь, за право на земли, испокон веков принадлежавшие им и впоследствии отнятые у них. Начав эту политическую борьбу, которая далеко еще не закончена, коренные циркумполярные народы также начали искать средства для культурного выживания. Во всех циркумполярных регионах началось культурное возрождение, и коренные народы, сопротивляясь процессам интеграции и ассимиляции, активно занимаются возрождением своих языков, культурных ценностей, культуры в целом.

Учитывая привязанность северных народов к традиционной среде обитания, трудности их социализации в условиях большого города, все шире применяются новые образовательные и социально-культурные технологии.

Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годы подвергались сильнейшим деформациям, в результате ко-

торых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство.

В ходе социологического исследования были опрошены представители коренных малочисленных народов Севера, в т. ч. ханты, селькупы, ненцы.

Обращая внимание на собственно коренные малочисленные народы Севера, следует сказать, что преимущественное число их представителей имеют общее среднее образование, при этом ненцы и ханты, как правило, имеют более молодой возраст и тяготеют к повышению уровня образования (из их числа в настоящее время обучаются 41,7 и 50 % соответственно), а селькупы несколько старше своих соседей и чаще участвуют в трудовой деятельности (в основном неполный рабочий день).

Важно сказать, что проживание коренных народностей (ханты, ненцы, селькупы) отличается от традиционно ожидаемого. Согласно полученным данным, наибольшей оседлостью в автономном округе характеризуются представители народности ханты -более половины из них (64,3 %) признают данную территорию местом своего рождения и проживания. Родились и проживают в округе всю свою жизнь 54,2 % ненцев. Меньше остальных с самого рождения данную территорию населяют селькупы (только 25 % из их числа).

Несмотря на большое разнообразие представленных национальностей в небольшом ареале проживания, в регионе преобладает атмосфера дружелюбия и толерантности. В доказательство этого более половины

опрошенных (66,3 %) независимо от национальной принадлежности отмечают дружеские отношения с представителями инонациональной среды. Еще 17,3 % указывают на наличие в их взаимоотношениях с «соседями» делового подхода. 4,6 % опрошенных демонстрируют полную открытость инонациональным связям вплоть до родственных отношений. Конфликтными отношения признаются только в 6,6 % случаев. 5,1 % опрошенных демонстрируют изоляционизм - в частности, опрошенные поддерживают связи только с представителями своей национальности.

Опрошенные демонстрируют довольно прочную связь с такими непременными атрибутами национального порядка, как родная земля и нация. Как и следовало ожидать, главными источниками устойчивости и национальной уверенности опрошенным дает район проживания, город, край, представители родственной этнической среды. Меньше всего опрошенные испытывают привязанность к европейскому миру.

Вместе с тем применительно к национальной принадлежности условия привязанности к территории проживания характеризуются альтернативностью. Рассмотрим установки коренных народов. Наибольшую монолитность выражают в этом отношении представители народности ханты, которые испытывают выдающуюся от других глубокую привязанность к соплеменникам, району, городу, краю заселения. Не так явно народ выражает связь с Россией, еще менее выражена обособленность народа от Европы. Ненцы, также как и ханты, испытывают единомыслие с соплеменниками, но больше дистанцируются от территориальной атрибутики, примерно в равной мере признавая приверженность к району, городу, краю, России и отгораживаясь от Европы. Поведенческие установки селькупов стильно разнятся с индексами предыдущих уроженцев. Опрошенные из этой этнической группы обладают признаками разрозненности и оторванности от территориальных ориентиров национального толка. В общем виде опрошенные не только транслируют тесную связь с ареалом обитания, но и ограниченные перспективы миграционной подвижности. Согласно оценке мнений опрошенных, особенности расселения допустимы в пределах смены района

городского обитания, реже города, края и страны в целом. Однако картина выглядит не столь радужно применительно к национальной дифференциации.

Так, одни из уроженцев региона ханты отличаются интенсивной связью с территорией обитания, выражает низкое предпочтение возможной миграции. Подобное поведение свойственно и ненцам. Селькупы испытывают неоднозначную реакцию - выражают высокую готовность сменить городской район или область проживания.

Приверженность к территории обитания является не единственным основополагающим признаком национальной слитности и социокультурного утверждения. Немаловажно охарактеризовать уровень обрядовости, национальной колоритности опрошенных по характеру следования культурным традициям. В первую очередь интерес для нас представляют коренные народы. Как и следовало ожидать, ханты и ненцы являются более согласованными последователями своего культурного наследия, менее 15 % из их числа отвергают необходимость соблюдения национальных традиций. Мнение селькупов выглядит более разрозненно - наряду с позитивной установкой в 25 % случаев имеет место отрицание сохранности национального своеобразия посредством соблюдения традиций.

Несмотря на преобладание утверждения о важности соблюдения национальных традиций и обычаев на деле лишь немногие из опрошенных (36,2 %) смогли эти традиции перечислить. В основном все перечисленное соотносится с праздничными торжествами, реже с обычаями и в частности с особенностями национальной культуры. Зачастую опрошенные выражались общими фразами типа «национальные праздники», «традиционные». При этом была отмечена тенденция к единому восприятию национальных и государственных праздников.

Например, ряд представителей народности ханты указали на соблюдение «национальных праздников», обычая «кушать после мужчин», празднование «нового года», «дня рыбака», «дня рождения», «вороньего дня», «дня оленевода».

Ненцы указали - «медвежий день», «день оленевода», «день рыбака», «день рождения», «ведение охоты», «первый день лета», «сожжение ведьм».

Селькупы отметили только «день рыбака», «вороний день».

Как можно заметить, традиции коренных народов складываются исходя из особенностей ведения народного хозяйства на территории и сопутствующего ему ремесленного промысла. Наиболее распространенной, выходящей за переделы национального бытия, оказывается традиция рыболовства. Среди светских праздников наибольшей степенью проникновения в инонациональные среды выступает традиция празднования дня рождения, отчасти нового года. Однако в целом следует признать, что, несмотря на признание необходимости сохранения национального своеобразия в виде традиций и обычаев, большинство опрошенных, в т. ч. среди исконных народов, обладают скудной информацией об этом своеобразии и, тем более. обрядовой практикой.

В этом ключе весьма показательно, что только 37 % опрошенных соблюдают национальные традиции под знаком искренней веры и душевной самодостаточности. В остальных случаях (это 44,3 %) - приверженность национальным традициям носит не персонализированный характер, а определяется давлением окружения, эффектом подражания или даже принуждения со стороны близких. 18,2 % честно признали, что не соблюдают никаких традиций, 0,5 % - уважают их. Духовное стремление является своего рода локусом, цементирующей основой поддержания социокультурного своеобразия опрошенных, но единственным. Так, достаточно прочным стимулом сохранности национальной атрибутики является давление референтной группы (близкого окружения - родных, друзей). При условии попирания национальных традиций законодательными инициативами (опрошенным была предложена импровизированная ситуация) именно респонденты, соблюдающие традиции под влиянием окружения, в наибольшей мере проявили сопротивление государственному решению - в 69 % случаев они отказались подчиняться закону. Соблюдающие традиции по наитию («все так делают») в половине случаев не оказывают сопротивления закону, демонстрируют высокую степень конформизма.

Как известно, Ямало-Ненецкий автономный округ - это регион с многонациональным лицом. Поэтому в общей логике иссле-

дования целесообразно было выяснить у респондентов общее восприятие культурных особенностей региона и их отношение к возрождению национальных традиций.

Более половины опрошенных (54,3 %) склонны придерживаться мнения, что для региона и страны будет лучше, если проживающие в ней национальности (народы) сохранят свои особые традиции и обычаи. Причем такая установка свойственна и мужчинам и женщинам, респондентам всех возрастных групп (табл. 1). Дифференциация мнений фиксируется среди респондентов с разным уровнем образовательного ценза, а также среди занятых неполный рабочий день и среди ведущих собственное домашнее хозяйство (табл. 1).

Треть участников опроса (30,7 %), напротив, считают, что отдельные национальности должны следовать обычаям и традициям большинства населения и влиться в единую нацию. Такого мнения придерживается большинство респондентов, которые охарактеризовали свои отношения с представителями других национальностей как конфронтационные.

В целом среди опрошенных этот вопрос о целесообразности сохранения местной культурной специфики вызвал затруднение у 15,1 %.

Таким образом, семья, близкое окружение являются мощным ресурсообразующим элементом поддержания национальной культуры. Наряду с институтом семьи оплотом сохранения и адаптации к современным условиям национального своеобразия служит система национальных социокультурных центров. Однако уровень приобщения к центрам находится в зачаточном состоянии. Достаточно аргументировано указывают на это полученные данные - более половины опрошенных (57,2 %) бывают в культурных центрах несколько раз в год и реже. 15 % не посещают их вовсе. 27,6 % наносят визиты в центры от 1 раза в месяц до 1 раза в неделю. Среди представителей коренных национальностей наибольшую потребность в посещении национально-культурных центров испытывают ханты, из числа которых 28,4 % посещают центры примерно раз в месяц, 14,3 % - 2-3 раза в месяц. Одновременно селькупы и ненцы выглядят на этом фоне более пассивными.

Таблица 1

Оценка перспектив сохранения традиций и обычаев отдельных национальностей (народностей) в многонациональном регионе в разрезе социально-демографических параметров респондентов, в %

Для общества лучше, чтобы отдельные национальности сохраняли свои традиции и обычаи Будет лучше, если отдельные национальности будут соблюдать традиции большинства Затрудняюсь ответить

В целом 54,3 30,7 15,1

Пол мужской 53,3 33,7 13,0

женский 54,7 28,3 17,0

Возраст <= 19 50,7 35,8 13,4

20-21 53,3 26,7 20,0

22-27 56,0 34,0 10,0

28+ 65,9 11,4 22,7

Образование меньше 9 классов 46,2 53,8 -

незаконченное среднее 50,0 37,5 12,5

общее среднее 51,2 31,7 17,1

среднее специальное 59,6 21,2 19,2

н/высшее, высшее 58,8 25,5 15,7

Род занятия работаю на постоянной основе 59,1 21,2 19,7

работаю неполный рабочий день 29,4 64,7 5,9

частный предприниматель 57,1 14,3 28,6

учусь в учебном заведении 59,3 25,9 14,8

не работаю, веду домашнее хозяйство 33,3 50,0 16,7

нахожусь в декретном отпуске 50,0 50,0 -

пенсионер по старости 50,0 50,0 -

Как бы Вы охарактеризовали свои отношения с представителями других национальностей? конфликтные 23,1 61,5 15,4

деловые 50,0 38,2 11,8

дружеские 58,5 27,7 13,8

родственные 55,6 22,2 22,2

общаюсь только с представителями своей нации 60,0 10,0 30,0

Популяризация, укрепление и сохранение уникальной культуры, национальной самобытности и уходящих в глубь веков традиций малочисленных коренных народов в наши дни возможны посредством различных технологий социально-культурной деятельности. При этом возможность закрепления и

передачи во времени их культурного наследия в наибольшей степени, безусловно, может быть обеспечена средствами анимационных практик.

Поступила в редакцию 1.11.2012 г.

UDC 323.15

RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH CARRYING OUT ON PROBLEM OF PRESERVATION OF CULTURAL ORIGINALITY OF INDIGENOUS PEOPLE OF THE NORTH

Anna Sergeyevna NESMELAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social and Cultural Activities Department, e-mail: nesmelaya85@yandex.ru

The results of sociological research on a problem of preservation of cultural originality of indigenous people of the North are given. The general tendencies and the distinctions, specific features and regularities of this process, characteristic for indigenous people of the North are revealed.

Key words: cultural heritage; traditional culture; traditions; indigenous small peoples of North.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.