Научная статья на тему 'Сохранение традиций и технологий народного декоративно-прикладного искусства в контексте технологического образования'

Сохранение традиций и технологий народного декоративно-прикладного искусства в контексте технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЪЕМНАЯ РЕЗЬБА / ДРЕВЕСИНА / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРЬЕР / АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврицков С.А., Герасимова А.А., Каган-Розенцвейг Б.Л.

В статье рассматривается тема по сохранению традиций и технологий народного декоративно-прикладного искусства в рамках современного технологического образования. Говорится о том, что реальное содействие в этом плане должна оказывает система высшего образования, которая является одной из главных сфер и обладает большим потенциалом. Сохранение утраченных традиций и технологий нужно поддерживать и развивать в структуре технологического образования. Все это играет важную роль при формировании у молодого поколения не только ценностного отношения к своим духовным корням, достижениям родной культуры, своей малой Родине, но и таких качеств как преодоление трудностей, работоспособность и дисциплинированность, бодрость и уверенность в своих силах, честность и вежливость. Приведены примеры выполнения изделий в технике объемной резьбы, при разработке которых студенты обращаются к практике народного декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение традиций и технологий народного декоративно-прикладного искусства в контексте технологического образования»

Сохранение традиций и технологий народного декоративно-прикладного искусства в контексте технологического образования

Гаврицков Сергей Алексеевич.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов, Институт строительства, архитектуры и искусства ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», zlatokuznec@mail.ru

Герасимова Антонина Анатольевна.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов, Институт строительства, архитектуры и искусств, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Каган-Розенцвейг Белла Львовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов, Институт строительства, архитектуры и искусства, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

В статье рассматривается тема по сохранению традиций и технологий народного декоративно-прикладного искусства в рамках современного технологического образования. Говорится о том, что реальное содействие в этом плане должна оказывает система высшего образования, которая является одной из главных сфер и обладает большим потенциалом. Сохранение утраченных традиций и технологий нужно поддерживать и развивать в структуре технологического образования. Все это играет важную роль при формировании у молодого поколения не только ценностного отношения к своим духовным корням, достижениям родной культуры, своей малой Родине, но и таких качеств как преодоление трудностей, работоспособность и дисциплинированность, бодрость и уверенность в своих силах, честность и вежливость. Приведены примеры выполнения изделий в технике объемной резьбы, при разработке которых студенты обращаются к практике народного декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: традиции, технологии, народное декоративно-прикладное искусство, технологическое образование, объемная резьба, древесина, система высшего образования, интерьер, авторские произведения.

о

Е

£

в) ^

0

N

01 г

Концепция технологического образования, реализующая в настоящее время в образовательной области «Технология» и имеющая свое продолжение в системе высшего образования предполагает развитие преобразующего мышления, творческих способностей, а также создание необходимых условий для развития личности и нахождения своего «Я» в процессе участия в различных видах деятельности. [3]

Единая система технологической подготовки в сочетании с идейно-нравственным, эстетическим, экономическим, экологическим, политехническим и трудовым обучением способна сформировать мобильного и инициативного, ответственного и творческого человека. [4]

Технологическое воспитание и образование направлено на овладение обучающимися общих способов преобразующей деятельности и должна проникать во все ее виды и стороны. В результате такой деятельности должна сформироваться личность, которая способна творчески мыслить, адаптироваться в современном мире и ориентироваться в постоянно меняющихся условиях социума.

В настоящее время начинают утрачивать свое значение народные промыслы и ремесла связанные с художественной обработкой материалов. Для сохранения неродного творчества необходимо не только поддерживать, но и развивать технологии художественной обработки материалов в структуре технологического образования.

Реальное содействие по сохранению и развитию традиций и технологий народного декоративно-прикладного искусства оказывает система высшего образования, которая является одной из главных сфер. В настоящее время современное образование, обладая большим потенциалом для своего развития, имеет возможность создания и реализации собственной гибкой системы, которая будет отвечать не только требованиям современного общества, но и индивидуальным потребностям личности.

Разработка и создание материальных ценностей из различных материалов несет в себе стремление к преодолению трудностей, высокую работоспособность и дисциплинированность, бодрость и уверенность в своих силах, честность и вежливость.

Планирование в учебном процессе дисциплин по народным промыслам и ремеслам реально решает вопросы не только по изучению традиций и технологий народного искусства предыдущих поколений, но и позволяет их использовать при создании современных произведений декоративно-прикладного творчества. Все это играет важную роль при формировании у молодого поколения ценностного отношения к своим духовным корням, достижениям родной культуры, своей малой Родине.

Связующим звеном между народной культурой и обучающимися является преподаватель декоративно-прикладного творчества. Руководя процессом воспитания интереса к народным традициям, используя теоретические научные исследования, старинные образцы и творчество современных мастеров, педагог обеспечивает им дальнейшую жизнь.

В связи с этим в настоящее время актуальными являются разработки методологических основ и содержательной базы по реализации инновационных программ художественного воспитания учащейся молодежи, учитывающих традиции местных национальных и этнических культур. Данный процесс имеет свою специфику, которая осуществляется в контексте взаимосвязи народной культуры и современной культурной среды, а именно через вхождение в ценностно-культурные отношения, которые были созданы многовековой историей в результате общественного развития.

Из всех существующих видов декоративно-прикладного искусства рассмотрим один из традиционных видов художественного творчества такой, как объемная резьба по дереву, в котором значительный интерес имеет скульптура малых форм.

Из истории известно, что все созданное человеком из древесины во все времена имело всегда не только практическое значение, но и выражало духовный смысл. Все изделия являлись носителями мыслей, чувств и даже настроения мастера, что является характерной чертой декоративно-прикладного искусства.

Улучшая вещь по форме, в процессе работы у мастера совершенствовалась его рука, а самое главное воспитывалось чувство материала, формы, пропорции, цвета, симметрии, ритма и в целом «чувство вещи». Поэтому так важно все это учитывать в процессе технологической подготовки.

На Руси широкое распространение получила объемная резьба, в которой в отличие от архитектурной резьбы менялся масштаб, став соразмерным с резными предметами обихода. На таких изделиях вырезались всевозможные изображения добродушных зверей, русалок, птиц с оплетающим их орнаментом из побегов и виноградных лоз. [1]

Сама резьба и ее мотивы имели всегда определенный символический смысл, который был связан с языческим представлением наших далеких предков. Богатая красота материала выявлялась через бесконечно разнообразные цвет и текстуру древесины без использования подсобных средств создания художественной композиции.

Многие резные работы по дереву являются национальным достоянием и видом искусства для многих народов нашей страны.

В настоящее время в рамках учебных дисциплин на кафедре художественной обработки материалов ФГБОУ ВО «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова» изучение традиций и технологий народного декоративно-прикладного искусства позволяет студентам использовать технику объемной резьбы, создавать современные произведения декоративно-прикладного творчества.

Объемная художественная резьба - это художественно обработанная со всех сторон фигура или форма. Готовое изделие просматривается со всех сторон и имеет высокий или низкий рельеф.

К выполнению объемной резьбы студенты приступают только после того как овладеют другими видами резьбы, поскольку создание объемных деревянных изделий не такой уж и простой процесс. Второй, немало важный момент, заключается в том, что объемную резьбу выполнять дано не каждому точно так же, как и писать картины.

Студентам требуется большой опыт, художественное чутье, внимание и много терпения.

Объемная резьба по дереву - это творческий процесс по созданию художественной формы изделия, который соотносится с определенными художественными качествами: образность, единство формы и содержания; композиционное единство, целостность; масштабность; пропорциональность; тектоничность; соответствие окружающей среде.

Художественная форма любого резного изделия должна раскрывать его значимость, функциональное назначение изделия, радовать человека полезностью предмета. Используя различные художественные приемы, изделиям можно передавать ощущение прочности, тяжести или легкости, массивности, динамичности или неподвижности.

Рассмотрим несколько примеров выполнения студентами объемной резьбы.

Пример 1. Изготовление «Вазы с цветами».

Рисунок 1. Общий вид изделия

о о ш и т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

0

N

01 г

Рисунок 2. Деталировка изделия: 1 - бутон розы; 2 - листья бутона; 3 - стебель; 4 - лист; 5 - ваза

Разработка изделия начинается с исследования типовых изделий и эскизного поиска. Приступая к работе над художественным решением, учитываются требования эстетики к процессу формообразования изделия. Работая над формой изделия, мы должны прийти к обобщению формы изделия в единую композицию, учитывая цветовое решение и общий колорит (рис. 1). На следующем этапе проектирования производится деталировка изделия по отдельным элементам и составляющих (рис. 2).

Далее разрабатываются чертежи, производится выбор материалов и выполняется изделие (рис. 3).

|

15

Рисунок 3. Корощенко Д.А. «Ваза с цветами» Выпускная квалификационная работа, береза, орех, 2016 г.

В процессе изготовления, необходимо учитывать, что нарушение технологического процесса скажется, в конечном итоге на форме и внешнем виде изделия. Несоблюдение в изделии допусков, небрежность сборки, произвольная замена материала - все это становится причиной низкого качества и внешнего вида. Также производится оценка качества изделия по потребительским свойствам: социальным, функциональным, эргономическим и

эстетическим. Созданный вариант точеной вазы (береза) и цветов роз (орех) с элементами объемной резьбы полностью соответствует выше описанным требованиям.

Пример 2. Изготовление ковша «Дракон».

Разработка данного изделия имеет те же этапы, что и разработка изделия «Вазы с цветами», описанная выше. Интерес имеет ускоренный способ сушки материала для изготовления ковша в единичном экземпляре и его технология изготовления. Такие технологии мало используются, но они позволяют выполнять высококлассные современные произведения декоративно-прикладного творчества. [2]

Такой процесс сушки используется в том случае, когда изделие необходимо изготовить в короткие сроки, и для естественной сушки древесины нет времени.

Весь процесс состоит из следующих этапов (рис. 4):

- снятие коры с осинового чурака (кряжа);

- проведение разметки по торцам и черновой обрубки;

- спиливание заготовки сверху и снизу в размер изделия;

- нанесение контуров бокового и верхнего шаблонов и выполнение чистовой обрубки для придания заготовке очертания ковша;

- сушка черновой заготовки (ускоренный метод сушки газетами);

- выполнение операций по вырезанию ковша;

- чистовая обработка поверхности ковша;

- выполнение окончательной отделки.

Данная работа требует большого терпения, аккуратности и внимания.

Рисунок 4. Этапы изготовления ковша

В результате проделанной работы мы получаем оригинальное художественное изделие «Дракон» с прекрасным по красоте переливанием узора с промежутками углубленного фона (рис. 5).

В настоящий момент не всегда удается сохранить традиционность и символическую значимость народного декоративно-прикладного искусства, поскольку приоритеты современного общества

рассчитаны на иные ценности. Но это не означает, что нужно отказаться от традиций. Современность открывает новые возможности реализации традиции - это использование художественных скульптур малых форм, в проектах ландшафтного дизайна (детские садики, парковые зоны отдыха), а также в искусстве интерьера.

Рисунок 5. Федоров А.Г. Ковш «Дракон». Выпускная квалификационная работа, осина, 2014 г.

Сегодня происходит изменение форм объемного моделирования в малых скульптурных изображениях, но при этом различные мифологические образы в новом прочтении не утрачивают своих признаков. В отличие от больших скульптурных форм, малая объемная пластика несет в себе мастерство и простоту обработки, а также конструктивность и лаконичность резной стилизации, выразительность и оригинальность художественного образа и мотива.

Таким образом, обращение к практике народного декоративно-прикладного искусства, опирающегося на знания утраченных традиций и технологий народных промыслов и ремесел, представляется чрезвычайно плодотворным для развития и совершенствования системы технологического образования, важнейшим звеном которой являются учреждения высшего образования, призванные решать задачи приобщения обучающихся к процессам сохранения и развития родной культуры.

На наш взгляд, знания в области декоративно-прикладного искусства, которые являются всеобщим специфическим средством формирования эстетического отношения к предметно-пространственной среде и миру в целом, необходимы людям любого возраста и любой профессии.

Литература

1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву/ А.Ф. Афанасьев - М.: Культура и традиции, 1999. - 408 с.

2. Гаврицков С.А. Использование ускоренного метода сушки в изготовлении резных изделий из древесины. /Техника и технологии: роль в развитии современного общества: Материалы III Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. - Краснодар, 2014. - С. 38-41.

3. Гаврицков С.А. Формирование проектных умений будущих учителей технологии и предпринимательства в системе высшего педагогического образования. Дис. канд. пед. наук 13.00.08 / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2003. - 201 с.

4. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников Российской Федерации и ряде зарубежных стран. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. -2012. - 199 с.

The preservation of the traditions and technologies of the national decorative-applied art in the context of technological education

Gavritskov S.A., Gerasimova A.A.. Kagan-Rosenzweig B.L.

Nosov Magnitogorsk State Technical University The article deals with the theme of preserving the traditions and technologies of folk arts and crafts in the framework of modern technological education. It is stated that the system of higher education, which is one of the main areas and has great potential, should provide real assistance in this regard. The preservation of lost traditions and technologies should be supported and developed in the structure of technological education. All this plays an important role in the formation of the young generation not only value attitude to their spiritual roots, the achievements of their native culture, their small Homeland, but also such qualities as overcoming difficulties, efficiency and discipline, courage and self-confidence, honesty and politeness. Examples of performance of products in the technique of three-dimensional carving, in the development of which students turn to the practice of folk arts and crafts. Keywords: traditions, technologies, folk arts and crafts, technological education, volume carving, wood, higher education system, interior, author's work. References

1. Afanasyev A.F. Woodcarving / AF Afanasyev - Moscow: Culture

and Traditions, 1999. - 408 p.

2. Gavritskov S.A. Using the accelerated method of drying in the

manufacture of carved wood products. / Technique and technology: a role in the development of modern society: Proceedings of the III International Scientific Practical Conference. Collection of scientific papers. - Krasnodar, 2014. - p. 38-41.

3. Gavritskov S.A. Formation of project skills of future teachers of

technology and entrepreneurship in the system of higher pedagogical education. Dis. Cand. ped. Sciences 13.00.08 / Magnitogorsk State University. Magnitogorsk, 2003. - 201 p.

4. Hotuntsev Yu.L. Technological education of schoolchildren of the

Russian Federation and a number of foreign countries. - M .: MSTU. N.E. Bauman. - 2012. - 199 p.

о о ш n m

О m n m й А

X £ m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

x О m

0

01 n А

ы о

Ш А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.