Научная статья на тему 'Использование бионических форм в процессе подготовки художников декоративно-прикладного искусства'

Использование бионических форм в процессе подготовки художников декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОНИКА / БИОНИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПОДГОТОВКА ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврицков С.А., Герасимова А.А., Каган-Розенцвейг Б.Л.

Статья посвящена актуальному и востребованному на сегодняшний день направлению бионическому формообразованию изделий декоративно-прикладного искусства. Рассматривается процесс обучения студентов по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» практическому использованию принципов бионического формообразования при проектирования ювелирных изделий. Приведены примеры клаузур, проектов и выполненных работ в материале с использованием результатов учебной практики, в ходе которой студенты учатся использовать натурные зарисовки бионических форм в процессе проектирования изделий ДПИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврицков С.А., Герасимова А.А., Каган-Розенцвейг Б.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование бионических форм в процессе подготовки художников декоративно-прикладного искусства»

Использование бионических форм в процессе подготовки художников декоративно-прикладного искусства

Гаврицков Сергей Алексеевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов, Институт строительства, архитектуры и искусства, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», zlatokuznec@mail.ru

Герасимова Антонина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов, Институт строительства, архитектуры и искусства, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Каган-Розенцвейг Белла Львовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов. Институт строительства, архитектуры и искусства, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,

Статья посвящена актуальному и востребованному на сегодняшний день направлению - бионическому формообразованию изделий декоративно-прикладного искусства. Рассматривается процесс обучения студентов по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» практическому использованию принципов бионического формообразования при проектирования ювелирных изделий. Приведены примеры клаузур, проектов и выполненных работ в материале с использованием результатов учебной практики, в ходе которой студенты учатся использовать натурные зарисовки бионических форм в процессе проектирования изделий ДПИ.

Ключевые слова: бионика, бионическое формообразование, проектирование, ювелирное искусство, учебная практика, подготовка художников декоративно-прикладного искусства.

В образовательном процессе, при формировании профессиональных компетенций во время обучения по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» необходимо особое внимание уделять проектированию изделий декоративно-прикладного искусства, опираясь на актуальные принципы и тенденции развития культуры и искусства во взаимосвязи с современной наукой. Во время обучения с каждым последующим заданием поставленные перед студентом задачи усложняются. Для их реализации важно изучать историю ювелирного искусства, производить поиск источников и анализировать композиционные, формообразующие решения изделий. Для этого требуется не только свободно ориентироваться в исторических стилях, направлениях, традициях, но и тщательно отслеживать современные тенденции, представленные мировыми брендами.При тщательном анализе ювелирной продукции разных ценовых категорий, мы наблюдаем представленные современные изделия, выполненные в стилевом направлении бионика. [1]

Идеи бионических форм в искусстве не новы, но актуальны на сегодняшний день. В науке и искусстве уже давно встречаются ситуации, когда давно существующие явления только на определенном историческом этапе обретают свое название и полную сущностную характеристику. К таким явлениям относится «бионическое формообразование». Изучение истории показывает, что азы бионики были в искусстве уже у древних народов. Один раз зародившись, она никуда больше не исчезает, но проявляется по-разному и в разных объектах материальной культуры (Таблица 1).

Понятие бионического формообразования сначала стали использовать инженеры, затем архитекторы и дизайнеры. Формообразование - решающая стадия творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

Сегодня повышенное внимание архитекторов, дизайнеров, художников к бионическому формообразованию объясняется следующими научно-техническими и социально-психологическими причинами:

- уровень развития производительных сил человечества, способный кардинально изменять окружающий мир и нарушать экологическое равновесие;

- жесткость уже созданной искусственной среды обитания человека;

- уровень развития современной научной мысли и техники, позволяющей по-иному взглянуть на окружающий мир.

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

Таблица 1

Использование бионических форм в различных исторических стилях

Исторический стиль Ювелирное изделие Особенности применения бионических форм

Древний Египет Бионические формы обобщались до художественного образа и имели символическое значение. Сочетание бионических форм складывалось в целое повествование о смысле жизни и смерти

Древняя Греция # Использование реалистических бионических мотивов, отличающихся идеальной отточенностью декоративных форм и композиций, но не несущих никакого первичного семантического содержания, без мифологического осмысления

Средние века щ Растительные и животные мотивы служили основой для фантастических и сказочных изображений. Символичность, динамика

Возрождение Популярность тем животных, птиц, растений, использование природных материалов (жемчуга, раковин, перламутра) наравне с традиционными ювелирными материалами

Барокко Важным элементом формообразования ювелирных изделий были мотивы цветочных композиций, сложные украшения, целиком составленные из цветов и листьев, которые выполнены из драгоценных камней, золота, серебра

Классицизм В формах господствует ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Стало ощущаться разделение предмета на его основные части. Материалу вернули его природные качества, подчеркивая его природную красоту

Модерн Господство флореального направления Основным принципом становится воплощение в обтекаемых, пластичных формах эффекта динамичности, заимствованной у природы

Стимпанк ш Заимствование природных форм с последующим наполнением действующими механизмами. Превращение живых существ в машины из будущего

Бионика как стилевое направление преобразовала интерьер, сломала традиционные представления о форме и конструкции практически всех его составных частей. Сегодня мы видим большое количество декоративных предметов интерьера, которые можно отнести к бионическому формообразованию.

Объекты дизайна и декоративно-прикладного искусства сегодня отображают образы живого мира, живых организмов, создавая удивительные образы, не свойственные прежним эпохам. Можно выделить несколько категорий, в которых наиболее часто встречается применение бионического формообразования: ювелирные украшения, мебель, светильники и арт-объекты. Примерами могут служить изделия таких фирм и авторов как:

- Студия NervousSystem (основана в 2007 году). Выпускает ювелирные украшения, в основе которых лежат идеи природных явлений и биологических процессов (кольца в форме кораллов, и имитирующие клеточный цикл браслеты);

- LisaJones, австралийский дизайнер в 2007 году выпустила коллекцию стульев «Symbiosis», в которой каждый стул представляет собой отражение одной из систем организма - нервной, кровеносной, выделительной, дыхательной;

- JenniferMcCurdy - художница, создающая изделия из фарфора, для которых характерна структурная сложность, необычность форм, взятая из форм кораллов, водорослей, медуз, движения волн и порывов ветра;

- ZahaHadid, которая вместе с сPatrikSchumacher выпустила серию светильников AriaTransparent-Chandelier в 2016 году. За их основу была взята форма морских обитателей (медуза).

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что бионика - это одно из основных стилистических направлений рубежа XX-XXI века, которое активно проявляется в современной предметной культуре и которое должно найти свое место в процессе подготовки художника декоративно-прикладного искусства.

При подготовке бакалавров по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» учебным планом в конце 1 курса предусмотрена учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. После второго семестра студентами уже освоены основные методы проектирования, что позволяет им осознанно применить принципы бионики в процессе создания ювелирных изделий. Данный курс предполагает постепенное изучение принципов природного формообразования от натурных зарисовок и изучения природных форм, до последующей стилизации и трансформации в изделие декоративно-прикладного искусства.

Бионическая практика направлена на развитие у студентов профессиональных знаний, методов творческого процесса формообразования изделий декоративно-прикладного искусства, основываясь на различных принципах бионического формообразования:

- метаморфический принцип формообразования любых бионических объектов (архитектурных, технических (предметных), графических) заключается в переносе внешних или внутренних качеств каких-либо природных форм или явлений на создаваемые дизайнером объекты. Метаморфический принцип в виде соединения нескольких природных начал в единую композицию содержит неисчерпаемый материал для творческого поиска новых форм, функций, образов во всех сферах искусства.

- символический принцип бионического формообразования используется при стилизации натуралистических природных объектов до знака. Символ - это образ с максимальной степенью обобщённости и выразительности, используется в ситуациях, когда нужно в очень лаконичной форме выразить широкий смысл. [3]

В результате изучения основ бионики у студентов формируется понимание принципов бионического проектирования и применения их в ювелирном искусстве.

Целью учебной практики является формирование профессиональных компетенций; подготовка специалистов, владеющих не только знаниями по технологии художественной обработки металла, но и способных в каждом конкретном случае, подобрать технические приемы и выбрать технологические цепочки для исполнения художественного изделия, адекватно передающего образ, заложенный в проекте.

К задачам дисциплины относится развитие навыков целенаправленного отбора зарисовок природных форм для декоративного обобщения, освоение особых форм декоративно-прикладного изображения в металле, развитие навыков перевода объемно-пространственного изображения в декоративно-плоскостное (Рисунок 1).

Ход работы в процессе учебной практики выстроен последовательно: от эскизирования природных форм (кратковременные зарисовки фрагментов растений, групп растений, длительные композиционные зарисовки отдельных растений, групп растений, кратковременные зарисовки животных и насекомых) - к проектированию ювелирных изделий, с использованием принципов бионического формообразования (выполнение клаузур ювелирных изделий и сувениров).

Данный курс имеет основную направленность на такие дисциплины, как «Проектная деятельность», «Основы производственного мастерства» (выполнение проектируемых изделий в материале с выбором техник и технологических цепочек), «Пластическое моделирование», «Художественная керамика», «Художественная роспись», которые является ведущими для данного направления подготовки. Практические задания практики дополняют основные задания, предлагаемые в рамках курсовых проектов в дисциплинах «Проектная деятельность», «Основы производственного мастерства». [5] Образуется тесная междисциплинарная связь, которая позволяют развить творческий потенциал будущего художника декоративно-прикладного искусства и проследить весь путь создания изделия: от эскизирования до реализации в материале (Рисунок 2).

Рисунок 1. Бионическая практика. Руководитель Каган-Розенцвейг Б.Л.

«Проектная деятельность» - «Основы производственного мастерства»

Рисунок 2. Иллюстрация предметной взаимосвязи дисциплин Аксенова А. Рук. Герасимова А.А.

о о ш и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т

О

х

0

т О

01

и А

ы о

ш А

X X т

На сегодняшний день для бионического формообразования изделий декоративно-прикладного искусства характерны следующие особенности:

- единство бионического формообразования архитектуры, интерьера, предметного мира и ювелирных изделий;

- использование разнообразных форм микромира и макромира;

- наличие большого количество экспериментальных разработок, что свидетельствует о новой стадии стилистического направления бионического формообразования;

- использование новых технологий, материалов и способов их реализации.

Все эти тенденции можно найти в творческих, учебных, дипломных работах студентов (Рис. 3).

0

сч

м

01 Z

Минтагирова С.Р. Серия арт-объектов «Seashell». Рук. Герасимова А.А.

Рисунок 3. Выпускная квалификационная работа, медь, опаковая эмаль, керамика, 2016 г.

Каждый художник черпает вдохновение из природы. Она источник естественных, красивых форм, текстур, фактур, цветовых сочетаний. Природа и культура человечества связаны между собой. В объектах декоративно-прикладного искусства образное решение изделия всегда очень важно и значимо. Задача проектировщика - найти такие композиционные и выразительные средства, чтобы добиться гармоничного сочетания образа, материалов и технологического выполнения изделия. Изучение флоры и фауны несет в себе источник вдохновения, расширяет творческий диапазон образов, материалов и возможностей, дает богатый потенциал современным художникам декоративно-прикладного искусства для творчества.

Литература

1. Волкова К.О., Герасимова А.А. Символическое значение морских мотивов в ювелирном искусстве. /Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 75-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. Т.1. С. 296-299.

2. Герасимова А.А. «Орнамент в декоративно-прикладном искусстве: учебно-методическое пособие / А.А. Герасимова, И.П. Кочеткова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И.

Носова, 2017.- 199с. УДК 745/749 (075.8). ISBN 978-5-9967-0955-7

3. Герасимова А.А., Кочеткова И.П. Использование орнаментальных композиций в технике перегородчатой эмали на металле и керамике (Орнамент в изделиях декоративно-прикладного искусства) учебно-методическое пособие/ А.А. Герасимова, И.П. Кочеткова; ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». - Магнитогорск: МГТУ, 2016. - 185 с.

4. Демьяненко Д.Ю., Гаврицков С.А. Исследование бионического формообразования ювелирных изделий // сб. материалов внутривузовской (очно-заочной) научно-практической конференции 15-16 мая 2018 г. «Творческое пространство образования» - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2018. С. 166-172.

5. Сборник рабочих программ по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. / А.А. Герасимова, Б.Л. Каган-Розенцвейг, И.П. Кочеткова,

0.0. Переседов; ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». - Электрон. текстовые данн. (5,65 Мб) Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им.Г.И. Носова, 2018. - 1 электрон.опт. диск (CD-R). -AdobeReader8.0 и выше; CD/DVD-ROM дисковод; мышь. -Загл. с титул. экрана.

Bionic forms in the process of preparing artists of decorative art Gavritskov S.A.. Gerasimova A.A., Kagan-Rosenzweig B.L.

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Institute of construction, architecture and art The article is devoted to the actual and popular today direction-bionic shaping of products of decorative and applied art. The process of training students in the direction of training 54.03.02 «Arts and crafts and folk crafts» practical use of the principles of bionic shaping in the design of jewelry. Examples of Clausura, projects and work performed in the material using the results of educational practice, in which students learn to use sketches from nature bionic forms in the design process, products of DPI. Key words: bionics, bionic shaping, design, jewelry art, educational

practice, preparation of artists of arts and crafts. References

1. Volkov K.O., Gerasimov A.A. The symbolic value of marine motifs in jewelry. / Actual problems of modern science, technology and education: materials of the 75th international scientific and technical conference. Magnitogorsk: Magnitogorsk Publishing House. state tech. un-that them. G.I. Nosov, 2017. V.1. Pp. 296-299.

2. Gerasimova A.A. "Ornament in decorative and applied art: a teaching aid / A.A. Gerasimova, I.P. Kochetkova. -Magnitogorsk: Magnitogorsk Publishing House. state tech. un-that them. G.I. Nosov, 2017.- 199s.

3. Gerasimova A.A., Kochetkova I.P. The use of ornamental compositions in the technique of cloisonne enamel on metal and ceramics (Ornament in articles of decorative and applied art) study guide / A.A. Gerasimova, I.P. Kochetkova; fGbOU VPO "Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov ". -Magnitogorsk: MSTU, 2016. - 185 p.

4. Demyanenko D.Yu., Gavritskov S.A. The study of bionic shaping

jewelry. materials of intra-university (internally-correspondence) scientific-practical conference on May 15-16, 2018. "Creative Education Space" - Magnitogorsk: MSTU. G.I. Nosova, 2018. p. 166-172.

5. Collection of work programs in the direction of training 54.03.02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Decorative and applied arts and folk crafts" [Electronic resource]: teaching guide. / A.A. Gerasimova, B.L. Kagan-Rosenzweig, I.P. Kochetkova, O.O. Perezedov; FSBEI HE "Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov ". -Electron. text data (5.65 MB) Magnitogorsk: MGTU im.GI.I. Nosova, 2018. - 1 electron. disk (cd-r). - AdobeReader8.0 and higher; CD / DVD-ROM drive; mouse. -Title with title. screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.