УДК 725.4.012
doi: 10.52470/2619046X 2022 4 21
СОХРАНЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРИ РЕВАЛОРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ЗОДЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ)
Л.В. Петрова, М.В. Горячкина
Аннотация. Одной из основных задач при ревалоризации промышленного наследия является сохранение социокультурной и национальной идентичности. В связи с этим можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в анализе накопленного теоретического и практического опыта решения этой проблемы в России и Китае.
Ключевые слова: промышленное наследие, социокультурная идентичность, традиционное зодчество Китая, ревалоризация,ревитализация.
PRESERVATION OF SOCIO-CULTURAL AND NATIONAL IDENTITY WHILE REVALORIZING INDUSTRIAL HERITAGE. THE EXPERIENCE OF CHINA AND RUSSIA
L.V. Petrova, M.V. Goriachkina
Abstract. One of the main problems in revalorization of industrial heritage is the preservation of socio-cultural and national identity. In this regard, it is possible to formulate the purpose of this article, which is to analyze the accumulated theoretical and practical experience of solving this problem in Russia and China.
Keywords: industrial heritage, socio-cultural identity, traditional architecture of China, revalorization, revitalization.
Одним из важных аспектов ревалоризации промышленного наследия является сохранение социокультурной и национальной идентичности. В ряде городов памятники промышленного зодчества являются старейшими зданиями, и - в силу своего градообразующего значения - объектами, которые и сегодня наиболее интересны по архитектурно-эстетическим качествам. В периоды упадка промышленного производства такие здания оказываются заброшенными или даже руинированными, либо используемыми неэффективно. В процессе адаптации объекта к какой-либо новой функции возможна частичная или полная утрата аутентичности.
Пути решения проблемы ревалоризации исторической промышленно-селитебной застройки рассматриваются в теоретических трудах ученых. В этом смысле показательны работы таких авторов, как А.В. Снитко (эксперт в области изучения, сохранения и реконструкции архитектурного наследия исторической промышленно-селитебной застройки городов Ивановской области), Л.О. Титовой (специалист по архитектурной конверсии объектов индустриального наследия г. Москвы), Д.С. Чайко (доцент кафедры промышленных сооружений МАРХИ). Например, А.В. Снитко разработал методику оценки зданий и комплексов исторической промышленно-селитебной застройки, при которой наряду с архитектурно-
планировочными решениями учитывается социотехническая и социокультурная ценность объектов [1].
В работе Л.О. Титовой предложена многокритериальная система оценки аутентичности объекта промышленного наследия на основе подлинности (сохранность объекта промышленного наследия, его архитектурно-эстетические качества) и социально-культурной значимости (историческая ценность, культурный ландшафт города) [2].
В исследованиях Д.С. Чайко определена методика проведения анализа интегрируемого производственного объекта в городскую среду [3].
При анализе практического опыта реновации промышленных объектов как в России и Западной Европе, так и в Китае возможно выделить многообразие приемов сохранения социокультурной и национальной идентичности.
Установлено, что при адаптации промышленных зданий и сооружений к новой функции характерным для обеих культур является их переоборудование под музеи, выставочные пространства, арт-центры, креативные кластеры.
Интересна специфика приемов при руинированнии промышленных зданий с их последующей интеграцией в городскую среду. Например, бывшая Шанхайская электростанция философски осмыслена и преобразована в так называемый павильон симбиоза. Такие названия характерны для китайского менталитета: «Павильон симбиоза функционирует как открытое пространство для всех граждан, объединяя архитектуру и ландшафт, историю и город» [4].
В России руины промышленных объектов в основном сносят и лишь в редких случаях, когда здание имеет мемориальную ценность, сохраняют. Пример тому - Мельница Гергардта в Волгограде.
Характерные виды конструкций - неотъемлемая часть промышленной архитектуры. Часто конструктивные решения были пионерными и инновационными примерами для своего времени, и их сохранение обосновано.
В Китае несущие конструкции зданий в основном сохраняют. Это колонны и фермы, присущие зальным помещениям. Так, в интерьере выставочного центра в Шэньяне Донгмаоку (арх. URBANUS, 2021), организованного на месте бывшего ангара-склада, сохранены старые деревянные фермы покрытия, железобетонные колонны и балки. При этом использован оригинальный прием для усиления конструкций. Дублирование колонн и ферм позволяет разгрузить старые элементы, и при правильном освещении они создают интересный пространственный эффект с декоративно-дизайнерским результатом использования их графики (рисунок 1).
При организации арт центра TaoCang Art Center (арх. бюро Roarc Rene) переосмыслена необычная железобетонная арочно-сводчатая конструкция бывшего зернохранилища 1950-
Рисунок 1. Выставочный центр в Шэньяне Донгмаоку (арх. URBANUS, 2021)
Рисунок 2. TaoCang Art Center (арх. бюро Roarc Rene)
х гг. Приоритетна ритмическая структура повторяющихся арок двух видов, которая создает игру света и тени и выполняет роль дизайнерского приема. Здания были сохранены как «безмолвные свидетели» развития города Цзясин. Интерьер TaoCang Art Center (арх. бюро Roarc Rene) является примером удачной художественной переработки изображений характерных растений Китая. Например, орнамент покрытия пола состоит из крупных цветков лотоса -символа Китая (рисунок 2).
Из проектов реновации, реализованных на территории России, можно отметить «Loft fabric NF» в г Наро-Фоминске и известный проект архитектора Ренцо Пьяно ДК «ГЭС-2» (2021 г.).
Особенностью реконструкции зданий бывшей Шелковой фабрики г. Наро-Фоминска под современный комплекс лофт-апартаментов «Loft fabric NF» (арх. Mei architects and planners) является использование потенциала каркасной конструктивной системы, сводов Монье, чугунных колонн и модульных объемно-планировочных решений. Модули легко объединяются между собой как в одном уровне (в пределах одного этажа), так и в двух уровнях. Гибкость планировки позволяет организовать уникальное пространство, различное по функциональному зонированию и объемно-планировочным решениям.
В основном здании ДК «ГЭС-2» архитекторы сохранили оригинальные фермы и стержневую систему покрытия, а также металлические колонны с клепаными соединениями, а старые своды винно-соляных складов использовали как основную ограждающую и несущую конструкцию для нового здания художественных мастерских.
В интерьере креативного кластера «Стачка» г. Орехово-Зуево были раскрыты и восстановлены, спрятанные за более поздней обшивкой потолка исторические фермы Полонсо.
При создании экстерьеров и интерьеров используются как восстановленные подлинные элементы конструкций здания, так и их имитации (клинкер, кирпичная кладка, фальшь-своды Монье).
Одним из необычных подходов к реновации промышленной застройки является архитектурно-художественная переработка элементов традиционного зодчества (колори-стика, пропорциональный строй и конструкции).
Примером тому служит реновация завода дизельных двигателей Shunde фаза II (арх. бюро Atelier cnS) в г. Фошань. На крыше здания размещается старый традиционный китайский сад. В процессе реконструкции малые архитектурные формы (беседки) были художественно-переработаны, добавлены элементы остекления. Над зданием возведена система открытых ярусных переходов, которые контурно повторяют абрис крыш китайских сельских домов.
Рисунок 3. Реновация завода дизельных двигателей Shunde фаза II (арх. бюро Atelier S) г. Фошань
Колористическое решение в красно-золотистых оттенках дублирует традиционную цветовую гамму храмового зодчества Китая (рисунок 3).
Еще одним примером подобного подхода является креативный центр Wuhan Creative Design Center (арх. бюро Office for Urban Renewal), в интерьере и экстерьере которого использованы конструкции и параметрические элементы покрытия, имитирующие по цвету колористику традиционного зодчества.
Важный аспект архитектурно-художественных решений - это подбор и выбор материалов по сочетаемости цвета (нейтральная цветовая гамма и контрастная), фактурам и текстурам (кирпич, металл, дерево, стекло) и введению акцентов, носителями которой являются материалы конструкций.
Производственное прошлое реконструированных зданий выражается как в сохранении отдельных артефактов, так и в архитектурно-художественном переосмыслении элементов продукции и оборудования, которые интегрированы в интерьер и экстерьер.
В Китае при реконструкции фабрики Пекине с приспособлением под центр молодежной активности (арх. бюро REDe Architects + Moguang Studio) в интерьере размещены старые ручные швейные машинки.
Рисунок 4. Креативный кластер «Стачка» г. Орехово-Зуево. Ткацкие станки в интерьере
В интерьере креативного кластера «Стачка», который расположен в цехах Никольской мануфактуры г. Орехово-Зуево, в качестве экспонатов использованы ручной и современный ткацкие станки (рисунок 4).
При реконструкции бизнес-центра «Суперметалл» (арх. Мария Яско) сохранили 10-тонную кран-балку, элементы цехового оборудования, токарный станок.
Но наиболее интересно художественное переосмысление продукции предприятия. Так, например паттерн тканей, производившихся на шелковой мануфактуре в г. Наро-Фоминске, лег в основу трафаретов для окраски стен, лестничных ограждений при преобразовании фабрики в апартаменты «Loft fabric NF» (арх. бюро Mei architects and planners).
Часто, особенно при реновации промышленных объектов в подмосковных городах, используется прием буквального цитирования. Так в кластере «Стачка» в г. Орехово-Зуево на стенах в помещении коворкинга размещён портрет Саввы Морозова, а на фасаде - современное граффити, посвященное труду рабочих (рисунок 5).
В Коломне в арт-квартале «Патефонка» настенная роспись отражает одну из основных достопримечательностей города - шатровую колокольню Успенского собора, а выставочный
Рисунок 5. Креативный кластер «Стачка» г. Орехово-Зуево. Граффити
Рисунок 6. Арт-квартал «Патефонка», г. Коломна
зал, посвящённый шелковому производству, украшен панно ручного ткачества с изображениями значимых городских объектов (рисунок 6).
При реновации Red Plum Culture and Creative Park (арх.бюро AAarchitects + IIA Atelier) в интерьере использованы изображения китайских храмов на стеклянных панелях, фарфоровые вазы и гравюры (рисунок 7).
В России использованы граффити современных художников (рисунок 5), в Китае изображения на историческую тему деликатно нанесены на поверхности с помощью современных технологий печати (рисунок 7).
Социокультурная и национальная идентичность может быть показана с помощью дизайнерской и художественная переработки орнаментов декоративно-прикладного искусства и живописи.
Востребовано применение таких приемов, как ассоциативный ряд, связанный с национальной живописью. При реновации бывшей вышивальной фабрики Цзяннань (арх. Minax Architects, 2021) использовано параметрическое «облако»-галерея в дворовом пространстве.
В Москве в БЦ «Большевик» на фасадах здания и в фирменном стиле применен мотив вышивки русских национальных костюмов, рушников.
Остается открытым вопрос использования социалистических и коммунистических символов и артефактов данного исторического периода. Так, на фасадах текстильных фабрик Подмосковья сохранились мозаики и майоликовые панно советского периода, которые пока не были переосмыслены при реконструкции.
Итак, по итогам проведенного анализа теоретического и практического опыта сохранения социокультурной и национальной идентичности в России и Китае возможно сделать
Рисунок 7. Red Plum Culture and Creative Park (арх. бюро AAarchitects + IIA Atelier)
следующие выводы. Несмотря на большую теоретическую базу исследований, посвящённых ревитализации промышленных территорий в России и наличии в ней относительно Китая более старых и ценных исторических индустриальных объектов, связанных с именами меценатов и известных архитекторов, практический опыт реновации в социокультурном направлении представлен в нашей стране в меньшей степени чем в Китае. В России более всего востребовано буквальное цитирование событий, связанных с историей фабрик, чаще всего - в виде граффити на стенах. В ряде объектов сохраняются аутентичные конструкции.
В Китае же приемы, направленные на сохранение национальной идентичности, лидируют и использованы практически в каждом проекте. Ревитализации подвергаются даже здания 1950-1970 гг., которые на первый взгляд не имеют художественной ценности. В России подобные здания чаще всего остаются невостребованными. Интересны приемы архитектурно-художественной переработки конструктивных систем и колористики традиционного зодчества Китая, которые мало востребованы в России применительно к переосмыслению своего наследия.
Библиографический список
1. Снитко А.В. Архитектурное наследие исторической промышленно-селитебной застройки городов Северо-Востока центральной России: дис. ... д-ра архитектуры. М., 2022.
2. Титова Л.О. Архитектурные сценарии конверсии объектов промышленного наследия (на примере текстильных предприятий 1822-1917 годов постройки в г. Москве): дис. ... канд. архитектуры. М., 2017.
3. Чайко Д.С. Современные направления интеграции исторических производственных объектов в городскую среду: дис. ... канд. архитектуры. М., 2007.
4. Shanghai Yangpu Riverfront Power Station Auxiliary East Building / Atelier Liu Yuyang Architects. URL: https://www.archdaily.com/974224/shanghai-yangpu-riverfront-power-station-auxiliary-east-building-atelier-liu-yuyang-architects?ad_source=myarchdaily&ad_medium=bookmark-show&ad_ content=current-user) (дата обращения: 20.04.2022).
5. TaoCang Art Center / Roarc Renewhttps. URL: https://www.archdaily.com/949394/taocang-art-center-roarc-renew?ad_source=myarchdaily&ad_medium=bookmark-show&ad_content=current-user (дата обращения: 20.04.2022).
6. Revitalization of Shenyang Dongmaoku / URBANUS. URL: https://www.archdaily.com/973813/ revitalization-of-shenyang-dongmaoku-urbanus?ad_source=myarchdaily&ad_medium=bookmark-show&ad_content=current-user (дата обращения: 20.04.2022).
7. Wuhan Creative Design Center / Office for Urban Renewal. URL: https://www.archdaily.com/966189/wu-han-creative-design-center-office-for-urban-renewal?ad_source=myarchdaily&ad_medium=bookmark-show&ad_content=current-user (дата обращения: 20.04.2022).
Л.В. Петрова
кандидат архитектуры, доцент профессор кафедры архитектуры
Государственный университет по землеустройству, г. Москва Е-mail: [email protected]
М.В. Горячкина
аспирант
Государственный университет по землеустройству, г. Москва Е-mail: [email protected]