Научная статья на тему 'ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВУЗОВ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВУЗОВ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР / АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ ВУЗА ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганцеева Арина Олеговна

В статье рассмотрены общие тенденции архитектурного образования, наиболее распространенные градостроительные, объемно-пространственные, функционально-планировочные и архитектурно-художественные решения. Описаны основные функциональные зоны, на основе анализа тенденций разработана схема взаимосвязей функциональных зон в структуре вуза. Основная цель статьи - выявление современных тенденций и особенностей в формировании вузов творческой направленности посредством изучения отечественных и зарубежных проектных предложений. Рассмотрена актуальность формирования в России новых зданий и комплексов архитектурных образовательных учреждений. Использование здания вуза как элемента обучения - новый этап в развитии системы образования творческих направлений. Обеспечение студентов комфортной наполненной образовательной средой, обогащённой качественными архитектурными решениями, - это вклад в будущее профессии архитектора, отвечающего за качество городской среды и её развитие. При проектировании творческого вуза перед архитектором стоит задача не только обеспечить технологический процесс, но и создать среду, являющуюся активным образовательным элементом, отвечающую современным требованиям и нуждам всех участников образовательного процесса. Современный вуз характеризует гибкость внутренних пространств, способность адаптации к новым условиям. Выявлены тенденции в проектировании вузов творческой направленности как основы, позволяющей формировать концепцию проектного предложения, отвечающую современным запросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL PROFESSION: MODERN CREATIVE TRENDS IN THE UNIVERSITY FORMATION

Purpose: The aim of the paper is to determine problems of the educational environment of architectural universities in Russia, formation trends in design solutions based on the analysis of the world experience. Methods: Tendencies in the design of higher educational institutions of the creative orientation are identified for the concept development of design proposal meeting modern requirements. The analysis of tendencies is used to develop the functional zone interconnection. Research findings: The paper describes general tendencies of architectural education, the most common urban planning, volumetric-spatial, functional-planning and architectural-artistic solutions. The main functional zones are considered; the interconnection of functional zones developed for the structure of higher education institution. Based on the identified trends, functional and spatial structures are proposed for creativity-oriented universities. Practical implications: In designing a creativity-oriented university, it is necessary not only to provide a technological process, but also create the environment as an active educational element meeting modern requirements of all participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВУЗОВ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 2. С. 128-140.

ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (2): 128-140. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 727.3

DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-2-128-140

ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВУЗОВ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Арина Олеговна Ганцеева

Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены общие тенденции архитектурного образования, наиболее распространенные градостроительные, объемно-пространственные, функционально-планировочные и архитектурно-художественные решения. Описаны основные функциональные зоны, на основе анализа тенденций разработана схема взаимосвязей функциональных зон в структуре вуза.

Основная цель статьи - выявление современных тенденций и особенностей в формировании вузов творческой направленности посредством изучения отечественных и зарубежных проектных предложений. Рассмотрена актуальность формирования в России новых зданий и комплексов архитектурных образовательных учреждений.

Использование здания вуза как элемента обучения - новый этап в развитии системы образования творческих направлений. Обеспечение студентов комфортной наполненной образовательной средой, обогащенной качественными архитектурными решениями, -это вклад в будущее профессии архитектора, отвечающего за качество городской среды и её развитие.

При проектировании творческого вуза перед архитектором стоит задача не только обеспечить технологический процесс, но и создать среду, являющуюся активным образовательным элементом, отвечающую современным требованиям и нуждам всех участников образовательного процесса. Современный вуз характеризует гибкость внутренних пространств, способность адаптации к новым условиям.

Выявлены тенденции в проектировании вузов творческой направленности как основы, позволяющей формировать концепцию проектного предложения, отвечающую современным запросам.

Ключевые слова: архитектура, профессия архитектор, архитектурное образование, формирование среды вуза творческой направленности, современный вуз

Для цитирования: Ганцеева А.О. Профессия архитектор: современные тенденции и особенности формирования вузов творческой направленности // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 2. С. 128-140. Б01: 10.31675/1607-1859-2023-25-2-128-140.

© Ганцеева А.О., 2023

ORIGINAL ARTICLE

ARCHITECTURAL PROFESSION: MODERN CREATIVE TRENDS IN THE UNIVERSITY FORMATION

Arina O. Gantseeva

Southern Federal University, Academy of Architecture and Art, Rostov-on-Don, Russia

Abstract. Purpose: The aim of the paper is to determine problems of the educational environment of architectural universities in Russia, formation trends in design solutions based on the analysis of the world experience.

Methods: Tendencies in the design of higher educational institutions of the creative orientation are identified for the concept development of design proposal meeting modern requirements. The analysis of tendencies is used to develop the functional zone interconnection.

Research findings: The paper describes general tendencies of architectural education, the most common urban planning, volumetric-spatial, functional-planning and architectural-artistic solutions. The main functional zones are considered; the interconnection of functional zones developed for the structure of higher education institution. Based on the identified trends, functional and spatial structures are proposed for creativity-oriented universities.

Practical implications: In designing a creativity-oriented university, it is necessary not only to provide a technological process, but also create the environment as an active educational element meeting modern requirements of all participants of the educational process.

Keywords: architecture, architectural profession, architectural education, creative activity, modern university

For citation: Gantseeva A.O. Architectural profession: Modern creative trends in the university formation. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (2): 128-140. DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-2-128-140.

Введение

Архитектурное образование - одно из сложнейших направлений подготовки, которое включает в себя множество программ, позволяющих впоследствии смотреть на здания и сооружения, оценивая их по целому перечню категорий. Осуществляя подготовку к профессиональной деятельности на теоретической базе, студент так или иначе обращается к реализованным проектам. Его окружение, пространства и здания становятся предметами изучения повсеместно, и в первую очередь - учебное заведение.

Пространство образовательной архитектуры должно являться активным элементом в процессе получения знаний и навыков студентов. Проблема заключается в несоответствии изучаемых материалов на занятиях с теми зданиями и пространствами, в которых эти занятия проходят. Если посмотреть на образовательные учреждения архитектурно-художественных вузов нашей страны, только некоторые из них имеют выразительный внешний и внутренний пространственный облик. Ввиду того, что многие архитектурные школы располагаются в исторических зданиях, строившихся под другие функции, градостроительный аспект, объемно-планировочные решения, функциональные блоки не отвечают тенденциям формирования архитектуры данной типологии, следовательно, среда в них не может в полной мере удовлетворить

и особенности технологического процесса вуза [1, 2]. Большинству студентов достаточно рабочих столов, но архитекторам необходимы просторные макетные, возможность расположить планшеты, не толкая друг друга, а учитывая сложное программное обеспечение, компьютерные классы с достаточным количеством мощного компьютерного оборудования, способного адаптироваться к усложняющимся проектным программам.

Актуальность проектирования новых студенческих комплексов обусловливается необходимостью подготовки нового поколения. В мировом архитектурном сообществе не так много российских имен, и они вовсе отсутствуют в списках лауреатов Прицкеровской премии [3]. Это может быть связано в том числе с образовательной средой наших учреждений. Вузы творческой направленности, входящие в мировые топ-листы, имеют выразительный облик, информационную базу, стимулирующую и мотивирующую среду. Осуществляя такие проекты-здания как наглядные пособия, мы можем сформировать новое активно чувствующее, ответственное за свои решения поколение архитекторов, способных создать прекрасную современную архитектуру России.

Общие тенденции архитектурного образования

Образование становится непрерывным. Концепция непрерывного образования существует давно, однако с каждым годом становится всё более очевидной необходимость непрерывного образовательного процесса [4]. В силу скорости, с которой обновляются все аспекты отрасли архитектуры и строительства (исследовательская база, технологические процессы, материалы, программное обеспечение), изучаемые данные быстро устаревают. Успешный специалист обладает умением учиться и постоянно повышает свой профессиональный уровень знаний.

Привлечение к образовательному процессу практиков. Несмотря на обширную теоретическую базу, начинать практическую деятельность всегда сложно, поэтому так важны именно практикующие специалисты в преподавательском штате. Профессионалы, ежедневно сталкивающиеся со всеми нововведениями в проектировании, - источник самой новой информации, подаваемой с точки зрения непосредственного использования новых материалов, конструкций, архитектурных приёмов и т. д. [5].

Саморегулирование образовательного процесса. Во многих образовательных моделях мира основой образовательного процесса является самостоятельный выбор студентом траектории развития: индивидуальный набор предметов позволяет учащемуся комбинировать знания в разных направлениях, формируя новый взгляд на проектную деятельность [6, 7, 8]. В России откликом такого подхода являются дополнительные образовательные программы и факультативы, однако их реализация на базе университетов плачевна, поэтому в большей степени успешными являются независимые частные школы и онлайн-ресурсы.

Подключение всех органов восприятия. Креативная культура студента, его мышление и подход к творчеству формируются через восприятие мира посредством тактильных и зрительных контактов помимо теоретических знаний. Знакомство с материалами и их свойствами в специализированных ма-

стерских, возможность почувствовать потенциал используемых инструментов - всё это важно для понимания, из чего именно появляется архитектура и как это можно использовать. В составе университетов создаются исследовательские и проектные лаборатории, и даже сами здания учебных заведений часто представляют собой пособие по использованию материалов и конструкций, минимально перекрывая их декоративными средствами [9].

Тенденции формирования проектных решений вузов творческой направленности

Опыт проектирования показывает массу реализованных решений творческих вузов, большинство из них демонстрирует адаптивность и гибкость функционально-планировочных решений и большое разнообразие объемно-пространственных структур.

При изучении и анализе отечественного и мирового опыта проектирования и реализации вузов творческой направленности были сформированы прогрессивные тенденции в формировании подобных объектов.

Градостроительное размещение

Размещение «микрокампуса» в центре города. Преимущества: нередко это означает шаговую доступность к остановкам общественного транспорта, общегородским магистралям и множеству удобств, которыми располагает центр города.

Недостатки: малая площадь участка, часто отсутствие рекреации и развитой структуры комплекса, удаленность от общежитий, отсутствие спортивного блока и других второстепенных функций.

Примеры: Высшая художественная школа Лиона, Франция. Архитекторы: бюро LCR, 2017 г. [10]; Страсбургская школа архитектуры, Франция. Архитектор: Марк Мимрам, 2013 г. [11].

Размещение в рекреационной зоне или вблизи от неё. Преимущества: подразумевает большую территорию и возможность размещения комплекса зданий и сооружений, ясность пространственной организации.

Недостатки: удаленность от центра города и культурных объектов, проблемы транспортных развязок.

Примеры: Университет визуальных искусств Айовы, США. Архитектор: Стивен Холл, 2016 г. [12]; Школа дизайна окружающей среды SDE4, Сингапур, Сингапур. Архитекторы: Serie + Multiply Architects и Сурбана Джу-ронг, 2019 г. [13].

Размещение в условиях реконструкции промышленных объектов. Преимущества: такой вариант отвечает тенденциям мирового сообщества о переработке и сохранении ресурсов. Примеры подобных проектов есть и в России. Промышленные объекты нередко имеют обширную площадь и дают возможность гибкой внутренней планировки ввиду конструктивных особенностей бывших промышленных зданий.

Недостатки: возможная удаленность от центра города и культурных объектов, проблемы транспортных развязок.

Примеры: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Москва, Россия. Архтекторы: Wowhous, 2010 г. [14]; Люцернская школа искусств и дизайна, Швейцария. Архитекторы: EM2N, 2016 г. [15].

Объемно-пространственные решения

Компактное решение здания. Преимущества: быстрый доступ необходимых функциональных блоков, в основном встречается в условиях плотной городской застройки, характерной для центра города. Объем здания рассматривается как единое целое.

Недостатки: отсутствие дополнительных функциональных блоков (общежития, спорт и др.), минимальное дворовое пространство или его отсутствие.

Примеры: Школа менеджмента и дизайна Цольферайн, Эссен, Германия. Архитекторы: SANAA, 2006 г. [16]; Школа искусств Глазго, Великобритания. Архитектор: Стивен Холл, 2014 г. [17].

Атриум как основа композиции. Преимущества: часто используемый прием, т. к. несет в себе не только эстетическую ценность, но и обеспечивает ясность пространственной организации и, как следствие, быстроту эвакуации.

Недостатки: требует тотальной автоматизации пожаротушения.

Примеры: Университет визуальных искусств Айовы, США. Архитектор: Стивен Холл, 2016 г. [12]; Школа искусств Гласселла, Хьюстон, США. Архитектор: Стивен Холл, 2018 г. [18].

Подъем объема на опоры. Преимущества: метод, дающий больше возможностей эффективного использования отведенного участка, его благоустройства и озеленения территории, таким образом компенсирующий застраиваемую площадь, использующийся также для большей выразительности.

Примеры: Колледж искусства и дизайна Онтарио (OCAD), Торонто, Канада. Архитектор: Уилл Олсоп, 2004 г. [19]; Школа архитектуры Колумбуса, США. Архитекторы: Мак Скогин, Меррилл Элам, 2016 г. [20].

Отдельные объемы с соединительными переходными элементами. Часто вынужденный прием для создания единого коммуникационного пространства в больших разнообъемных комплексах.

Преимущества: способность перемещения между зданиями в холодный период.

Недостатки: часто доступ в отдельно стоящий объем через переходную галерею осуществляется только с одного из этажей здания.

Примеры: Маастрихтская академия искусств и архитектуры, Амстердам, Нидерланды. Архитектор: Wiel Arets, 1993 г. [21]; Центр Визуальных Искусств, Бостон, США. Архитектор: Лё Корбюзье, 1962 г. [22].

Блочно-павильонное решение кампуса. Преимущества: решение, подразумевающее большую территорию вуза множеством функциональных блоков. Возможно размещение шумных блоков специализированных мастерских в отдельном объеме.

Недостатки: неудобство доступа в отдельно стоящие здания и сооружения в холодный период.

Примеры: кампус Университета искусств и дизайна имени Мохоли-Надь (МОМЕ), Будапешт, Венгрия. Архитекторы: 3h, 2019 г. [23]; здание

Университета визуальных искусств, Айова, США. Архитекторы: Стивен Холл, 2016 г. [12].

Функционально-планировочные решения

Гибкость планировочных решений. Образовательный процесс в творческом вузе - это необходимость во множестве разных помещений для практических занятий: мастерские макетные, художественные, скульптурные и другие прикладные предметы. Ввиду постоянно изменяющейся деятельности целесообразно предусматривать возможность преобразовывать пространство в зависимости от нужд. Для этого используют передвижные перегородки, перегородки-ширмы и даже шторы. Такая гибкость позволяет формировать внутри большого пространства ячейки для групповых и индивидуальных занятий, подстраивать аудитории под запросы преподавателей и студентов.

Примеры: Архитектурная школа «МАРШ», Москва, Россия. Архитекторы: ПАНАКОМ, 2012 г. [24]; Королевский колледж искусств, Лондон, Великобритания. Архитекторы: Херцог и де Мирон, 2021 г. [25].

Самостоятельная работа. Большой акцент ставится на необходимости обеспечения студентов пространствами самостоятельной работы как продолжения образовательного процесса. Самообразование - важнейшая часть освоения профессии, и для него необходимы условия. В общежитиях редко представляются условия комфортно выполнять домашние задания по таким предметам, как макетирование или живопись, поэтому важно дать студентам возможность осуществлять эту часть практики в стенах вуза с дальнейшей перспективой вообще отказаться от домашних занятий, а использовать освободившееся время для спорта и восстановления сил.

Примеры: Манчестерская школа искусств, Великобритания. Архитекторы: Студия Фейлдена Клегга Брэдли, 2013 г. [26]; Датская школа архитектуры, Орхус, Дания. Архитекторы: ADEPT, Варго Нильсен Палле, 2021 г. [27].

Стимулирование коммуникации. Во многих проектах предусматриваются обширные многофункциональные зоны, предназначенные в первую очередь для общения, обмена опытом и знаниями. Это могут быть выставочные пространства, кафетерии и совмещение их с зонами самостоятельной работы. Частое использование остекления вместо глухих перегородок помимо расширения пространства служит той же цели, везде прослеживается некая прозрачность и общность.

Примеры: здание Университета визуальных искусств, Айова, США. Архитекторы: Стивен Холл, 2016 г. [12]; кампус Университета искусств и дизайна имени Мохоли-Надь (МОМЕ), Будапешт, Венгрия. Архитекторы: 3h, 2019 г. [23].

Тенденции архитектурно-художественных решений Следование концептуальной идее

Наиболее цельными выглядят проекты с четко сформулированной концепцией, соблюдение её принципов на протяжении всех этапов проектирования дает четкое понимание философии пространства.

Примеры: кампус Университета искусств и дизайна имени Мохоли-Надь (МОМЕ), Будапешт, Венгрия. Архитекторы: 3h, 2019 г. [23]; Датская школа архитектуры, Орхус, Дания. Архитекторы: ADEPT, Варго Нильсен Палле, 2021 г. [27].

Нейтральный художественный облик

Это часто встречаемый принцип для проектов данной тематики, который обусловливается желанием дать студентам только фон для их творческих изысканий, но не задавать направление мышления. В решениях с нейтральным дизайном превалируют натуральные материалы и спокойная геометрия, минимум ярких цветовых пятен. Изюминкой нейтрального дизайна обычно становится фактура материалов и их сочетания.

Примеры: кампус Университета искусств и дизайна имени Мохоли-Надь (МОМЕ), Будапешт, Венгрия. Архитекторы: 3h, 2019 г. [23]; Королевский колледж искусств, Лондон, Великобритания. Архитекторы: Херцог и де Мирон, 2021 г. [25].

Функциональные зоны. Говоря о важности технологического процесса вуза, необходимо оговорить его особенности. Предлагается рассмотреть их поэтапно с точки зрения функционального зонирования.

1. Учебная зона.

Главная функциональная зона, включающая в себя:

- лекционные аудитории;

- практические теоретические аудитории;

- специализированные мастерские;

- кладовые для инструментов и материалов (для студентов и преподавателей);

- выставочные залы для проведения просмотров;

- пространства для самостоятельной и групповой работы, в том числе во внеурочное время.

Критериями качества среды в учебной зоне выступают:

- участие в разработке обучающей архитектурной среды ведущих архитекторов;

- соответствие обучающей архитектурной среды передовым тенденциям; проектирование вузов творческой направленности;

- стилистическая ясность.

2. Библиотека.

Этот блок также должен представлять собой притягательное пространство, способное подарить разный опыт своим посетителям. Библиотеки имеют тенденцию превращения в культурный центр, помимо зон для ознакомления с материалами (книжный архив, архив оцифрованной информации, компьютерный зал и др.), встречаются другие функции: самостоятельная работа, музыкальная комната, зона отдыха, книжный специализированный магазин. Притягательное пространство библиотеки неизбежно заполняется посетителями и приобщает к чтению [28].

3. Общественное питание.

Может существовать в структуре вуза как обособленный блок, объединяться с помещениями культурного значения (выставочные залы, залы прове-

дения мероприятий), располагаться вблизи зоны отдыха. По форме обслуживания может быть как университетской столовой, так и самостоятельным заведением.

4. Спортивная зона.

Общая физическая подготовка студентов творческих специальностей на довольно низком уровне. Компенсировать сидячий образ жизни призваны спортивные блоки в составе вуза. Часто выносится в отдельное здание, редко встречается при компактном решении здания.

5. Рекреация и коммуникация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо системы коридоров и лестниц как соединительных и противопожарных элементов, в структуре здания часто присутствует главный холл, совмещающий в себе место отдыха и межуровневую коммуникацию (лестницы и лифты), обычно рядом с вестибюлем. Тенденцией формирования здесь является использование атриумных многоуровневых пространств с местами для отдыха и общения.

6. Административный блок.

Помещения в составе этой зоны имеют обособленный характер при отсутствии общего потока с учебной зоной, часто располагаются на первом этаже здания или вовсе выносятся за его пределы, обеспечивая сотрудникам отдела администрации тишину, а посетителям удобство доступа. В состав данного блока входят кабинеты руководства, канцелярия, преподавательская и т. п.

7. Хозяйственный блок.

Является не столько функциональной зоной, сколько сопутствующими помещениями, равномерно распределенными по всей структуре вуза. Сюда можно отнести кладовые для клининговых мероприятий, а также комнаты хранения редко используемого инвентаря бытового значения.

Функциональные зоны в структуре вуза. С учётем выявленных тенденций и особенностей далее предлагается рассмотреть формирование связей функциональных зон в структуре вуза (рис. 1). Соблюдение принципов взаимодействия при проектировании поможет не только удобству ориентирования в структуре вуза, но и оптимизации пространства университета для более комфортных условий эксплуатации.

Принципиальным правилом здесь является разделение тихих и шумных зон. Главный холл - рекреационное пространство с межуровневой коммуникацией, ядро объемно-пространственного решения с доступом ко всем функциональным зонам: административной, учебной, спортивной, хозяйственной и зонам, имеющим тенденцию объединения между собой (библиотека, зона отдыха, общепит). Административная зона - обособленный тихий блок помещений, имеющий прямую связь только с главным холлом. Учебная зона разделяется на блоки тихих и шумных помещений. Пространства для самостоятельной работы, хотя и относятся к учебной зоне, могут появляться в качестве сопутствующей функции, например в библиотеке.

Пример пространственной модели на основе функциональной схемы представляет собой вариацию в соответствии с тенденцией на формирование компактного объема здания, совмещения некоторых функциональных зон и акцента на пространствах самостоятельной работы (рис. 2).

Административная зона

- кабинеты руководства

- канцелярия

- преподавательская

Учебная зона

Тихая зона

- лекционные аудитории

- практические теоретические аудитории -зал для проведения просмотров

- выставочный зал для просмотров

- компьютерный класс

- скульптурная мастерская

- художественная мастерская

- мастерская керамики

Пространства для с амо стоятел ьной работы

В

Препода

вателн

Студенты

Вуз творческой направленности

Библиотека

- читальный зал

- архив

- информационный центр

Зона отдыха

- выставочное пространство

- места для отдыха и общения

Хозяйственная зона

- кладовые клпшгаговой службы

- кладовые бытовых приборов и инструментов

Рис. 1. Связи функциональных зон в структуре вуза. Схема разработана А.О. Ганцеевой, 2022 г.

Fig. 1. Connections of functional areas in the university organization. Schematic by A.O. Gantseeva

Рис. 2. Пространственная модель на основе функциональной схемы. Схема разработана

А.О. Ганцеевой, 2022 г. Fig. 2. Spatial model based on the functional diagram. Developed by A.O. Gantseva

Соблюдение логических связей функциональных зон без строгих ограничений может быть осуществлено в здании или комплексе любого объемно-пространственного решения.

Заключение

Выявленные тенденции в проектировании вузов творческой направленности - основа, позволяющая формировать концепцию проектного предложения, отвечающую современным запросам, предъявляемым к данной типологии. Обеспечение студентов комфортной наполненной образовательной средой, обогащённой качественными архитектурными решениями, - это вклад в будущее профессии, отвечающей за качество городской среды и её развитие.

Использование здания вуза как элемента обучения - новый этап в развитии системы образования творческих направлений, имеющий шансы в дальнейшем повлиять на выход наших специалистов на мировой уровень проектирования.

Список источников

1. Почему российские архитектурные вузы не котируются за рубежом. URL: https://mel.fm/ ucheba/fakultativ/1867295-edu_mosarchitecture?yschd=lg9i0vvfw0677785708 (дата обращения: 12.12.2022).

2. Какими будут новые кампусы университетов // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/ media/education/v-rossii-postroyat-30-kampusov-mirovogo-urovnya/ (дата обращения: 12.12.2022).

3. Лауреаты // Притцкеровская архитектурная премия. URL: https://www.pritzkerprize.com/ laureates (дата обращения: 10.11.2022).

4. Жилкина Т.А. Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор социально-экономического развития общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 11. С. 43-47.

5. Троян М. Архитектурным вузам катастрофически не хватает коллаборации друг с другом. URL: https://archi.ru/russia/80313/mariya-troyan-arkhitekturnym-vuzam-katastrofiche-ski-ne-khvataet-kollaboracii-drug-s-drugom (дата обращения: 13.12.2022).

6. Тугарская П.М. Проблемы российского архитектурного образования XXI века // Творчество и современность. 2017. № 2. С. 50-53.

7. Метленков Н.Ф. Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования // Ценности и смыслы. 2014. № 2 (30). С. 108-118.

8. Архитектурное образование: тренды нового сезона. URL: https://archi.ru/russia/97564 (дата обращения: 25.12.2022).

9. Гудков А.А., Морозова О.В. Современные тенденции в магистерской подготовке архитектора. Часть II. Исследовательская составляющая в архитектурном проектировании // AMIT. 2014. № 2. С. 1-20.

10. Высшая художественная школа / LCR Architectes // АрхДейли. URL: https://www.arch-daily.com/889838/superior-art-school-lcr-architectes?ad_source=myad_bookmarks&ad_medi-um=bookmark-open (дата обращения: 20.10.2022).

11. Мимрам М. Страсбургская школа архитектуры // АрхДейли. URL: https://www.archdai-ly.com/496751/strasbourg-school-of-architecture-marc-mimram (дата обращения: 20.10.2022).

12. Здание визуальных искусств в Университете Айовы / Steven Holl Architects // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/796941/visual-arts-building-at-the-university-of-iowa-steven-holl-architects?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 20.10.2022).

13. NUS School of Design & Environment / Serie Architects + Multiply Architects + Surbana Ju-rong // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/912021/nus-school-of-design-and-envi-ronment-serie-architects-plus-multiply-architects-plus-surbana-jurong?ad_source=myad_book-marks&ad_medium=bookmark-open (дата обращения: 20.10.2022).

14. Стрелка // Wowhaus. URL: https://wowhaus.ru/architecture/strelka.html?ysclid=lg9oa1ku7 y242607261 (дата обращения: 20.10.2022).

15. Люцернская школа искусств и дизайна / EM2N // АрхДейли. URL: https://www.arch-daily.com/798772/lucerne-school-of-art-and-design-em2n.

16. Школа менеджмента и дизайна Цольферайн. URL: https:// archi.ru/projects/world/ 446/shkola-menedzhmenta-i-dizaina-colferam (дата обращения: 22.10.2022).

17. Reid Building Школа искусств Глазго / Steven Holl Architects // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/990429/reid-building-glasgow-school-of-art-steven-holl-architects ?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 22.10.2022).

18. Школа искусств Гласселла / Steven Holl Architects // АрхДейли. URL: https://www.arch daily.com/894488/glassell-school-of-art-steven-holl-architects (дата обращения: 22.10.2022)

19. Центр дизайна Шарпа Колледжа искусств и дизайна Онтарио. URL: https://archi.ru/ projects/world/4821/centr-dizaina-sharpa-kolledzha-iskusstv-i-dizaina-ontario (дата обращения: 23.10.2022).

20. Школа архитектуры Остина Э. Ноултона / Mack Scogin Merrill Elam Architects // Арх-Дейли. URL: https://www.archdaily.com/129400/austin-e-knowlton-school-of-architecture-mack-scogin-merrill-elam-architects?ad_source=search&ad_medium=projects_tab?ad_source= myad_bookmarks&ad_medium=bookmark-open (дата обращения: 23.10.2022).

21. Флэшбэк: Академия искусств и архитектуры / Wiel Arets Architects // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/171315/flashback-academy-of-art-architecture-wiel-arets-architects (дата обращения: 23.10.2022).

22. Карпентер-Центр Визуальных Искусств (Carpenter Center for the Visual Arts), Harvard University, Cambridge, Massachusetts, США. 1962 // Ле Корбюзье | Le Corbusier. URL: https://corbusier.totalarch.com/carpenter_center?ysclid=lakxh1xdoi675956273 (дата обращения: 25.10.2022).

23. Кампус и Парк знаний о креативных инновациях / 3-часовая архитектура // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/948325/campus-and-creative-innovation-knowledge-park-3h-architecture (дата обращения: 25.10.2022).

24. МАРТ и Великобритания / ПАНАКОМ // АрхДейли. URL: https://www.arch-daily.com/323249/march-british-panacom?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 25.10.2022).

25. Новое здание Королевского колледжа искусств по проекту Herzog & de Meuron // design mate. URL: https://design-mate.ru/read/news/novoe-zdanie-korolevskogo-kolledzha-iskusstv-po-proektu-herzog-de-meuron (дата обращения: 27.10.2022).

26. Манчестерская школа искусств / Feilden Clegg Bradley Studios // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/458040/manchester-school-of-art-feilden-clegg-bradley-studios (дата обращения: 27.10.2022).

27. Орхусская школа архитектуры / ADEPT + Варго Нильсен Палле // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/969556/aarhus-school-of-architecture-adept?ad_source=search&ad_ medium=projects_tab (дата обращения: 27.10.2022).

28. Библиотека как культурно-просветительский центр // Студопедия. URL: https://studo-pedia.ru/26_2213_biblioteka-kak-kulturno-prosvetitelskiy-tsentr.html?ysclid=lg9pmtn6f50558 1126 (дата обращения: 27.10.2022).

29. Пучков М.В. Принципы организации образовательного пространства. Архитектурные школы и школы дизайна // Архитектон: известия вузов. 2011. Декабрь. № 36.

30. Рябова Е.К. Архитектурные школы Европы и США. Специфика формирования зданий и комплексов // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 35. С. 6-10.

31. Щепилова А.В. Современный университет: от модели к российской действительности // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 92-101.

32. Rethinking the future. URL: https://www.re-thinkingthefuture.com/rtf-fresh-perspectives/a966-the-future-of-architecture-education (дата обращения: 25.12.2022).

33. Commone edge: 12 Ways to Reform Architectural Education. URL: https://commonedge.org/ 12-ways-to-reform-architectural-education/?utm_medium=website&utm_source=archdaily.com (дата обращения: 12.12.2022).

References

1. Why Russian architectural universities are not listed abroad? Available: https://mel.fm/ ucheba/fakultativ/1867295-edu_mosarchitecture?ysclid=lg9i0vvfw0677785708 (accessed December 12, 2022). (In Russian)

2. What will new university campuses look like. Available: https://skillbox.ru/media/education/v-rossii-postroyat-30-kampusov-mirovogo-urovnya/ (accessed December 12, 2022). (In Russian)

3. Laureates Pritzker Architecture Prize. Available: www.pritzkerprize.com/laureates (accessed November 10, 2022).

4. Zhilkina T.A. Continuous architectural and construction education as a factor in socioeconomic development. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2019; 11: 43-47. (In Russian)

5. Troyan M. Architectural universities are sorely lacking collaboration with each other. Available: https://archi.ru/russia/80313/mariya-troyan-arkhitekturnym-vuzam-katastroficheski-ne-khvataet-kollaboracii-drug-s-drugom (accessed December 12, 2022). (In Russian)

6. Tugarskaya P.M. Problems of Russian architectural education in the 21st century. Tvorchestvo i sovremennost'. 2017; (2): 50-53. (In Russian)

7. Metlenkov N.F. Basic guidelines for the development of Russian architecture and architectural education. Tsennosti i smysly. 2014; 2 (30): 108-118. (In Russian)

8. Architectural education: Trends of the new season. Available: https://archi.ru/russia/97564 (accessed December 25, 2022). (In Russian)

9. Gudkov A.A., Morozova O.V. Modern trends in the master's training of an architect. Part II. Research component in architectural design. AMIT. 2014; (2): 1-20. (In Russian)

10. Higher Art School. LCR Architects. Available: www.archdaily.com/889838/superior-art-school-lcr-architectes?ad_source=myad_bookmarks&ad_medium=bookmark-open (accessed October 20, 2022).

11. Mimram M. Strasbourg School of Architecture. Available: www.archdaily.com/496751/ strasbourg-school-of-architecture-marc-mimram (accessed October 20, 2022).

12. Visual Arts Building at the University of Iowa. Available: www.archdaily.com/796941/visual-arts-building-at-the-university-of-iowa-steven-holl-architects?ad_source=search&ad_medium= projects_tab (accessed October 20, 2022).

13. NUS School of Design & Environment. Available: www.archdaily.com/912021/nus-school-of-design-and-environment-serie-architects-plus-multiply-architects-plus-surbana-jurong?ad_source= myad_bookmarks&ad_medium=bookmark-open (accessed October 20, 2022).

14. Strelka. Available: https://wowhaus.ru/architecture/strelka.html?ysclid=lg9oa1ku7y242607261 (accessed October 20, 2022). (In Russian)

15. Lucerne School of Art and Design. Available: www.archdaily.com/798772/lucerne-school-of-art-and-design-em2n (accessed October 22, 2022).

16. Zollverain School of Management and Design. Available: https://archi.ru/projects/world/ 446/shkola-managementa-i-dizaina-colferain (accessed October 22, 2022).

17. Reid Building Glasgow School of Art. Available: www.archdaily.com/990429/reid-building-glasgow-school-of-art-steven-holl-architects?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (accessed October 22, 2022).

18. Glassell School of Art. Available: www.archdaily.com/894488/glassell-school-of-art-steven-holl-architects (accessed October 22, 2022).

19. Sharpe Design Center of Ontario College of Art and Design. Available: https://archi.ru/ projects/world/4821/centr-dizaina-sharpa-kolledzha-iskusstv-i-dizaina-ontario (accessed October 23, 2022). (In Russian)

20. Austin E. Knowlton School of Architecture. Available: www.archdaily.com/129400/austin-e-knowlton-school-of-architecture-mack-scogin-merrill-elam-architects?ad_source=search&ad_ medium=projects_tab?d_source=myad_bookmarks&ad_medium=bookmark-open (accessed October 23, 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Flashback: Academy of Arts and Architecture. Available: www.archdaily.com/171315/flash-back-academy-of-art-architecture-wiel-arets-architects (accessed October 23, 2022).

22. Carpenter Center for the Visual Arts, Harvard University, Cambridge, Massachusetts, USA. Available: https://corbusier.totalarch.com/carpenter_center?ysclid=lakxh1xdoi675956273 (accessed October 25, 2022).

23. Campus and Creative Innovation Knowledge Park. Available: www.archdaily.com/948325/ campus-and-creative-innovation-knowledge-park-3h-architecture (accessed October 25, 2022).

24. MARCH and UK. Available: www.archdaily.com/323249/march-british-panacom?ad_source= search&ad_medium=projects_tab (accessed October 25, 2022).

25. New building of the Royal College of Art designed by Herzog & de Meuron. Available: https://design-mate.ru/read/news/novoe-zdanie-korolevskogo-kolledzha-iskusstv-po-proektu-herzog-de-meuron (accessed: October 27, 2022). (In Russain)

26. Manchester School of Art. Available: www.archdaily.com/458040/manchester-school-of-art-feilden-clegg-bradley-studios (accessed October 27, 2022).

27. Aarhus School of Architecture. Available: www.archdaily.com/969556/aarhus-school-of-architecture-adept?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (accessed October 27, 2022).

28. Library as a cultural and educational center. Available: https://studopedia.ru/26_2213_ biblioteka-kak-kulturno-prosvetitelskiy-tsentr.html?ysclid=lg9pmtn6f505581126 (accessed October 27, 2022) (In Russian).

29. Puchkov M.V. Principles of organization of educational space. Architectural schools and schools of design. Arkhitekton: izvestiya vuzov. 2011; 4 (36). (In Russian)

30. Ryabova E.K. Architectural schools in Europe and the USA. Specificity formation of buildings and complexes. Vestnik YuUrGU. 2011; (35): 6-10. (In Russian)

31. Shchepilova A.V. Modern university: From model to Russian reality. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017; (12): 92-101. (In Russian)

32. Rethinking the future. Available: www.re-thinkingthefuture.com/rtf-fresh-perspectives/a966-the-future-of-architecture-education (accessed December 25, 2022).

33. Common edge: 12 ways to reform architectural education. Available: https://commonedge.org/ 12-ways-to-reform-architectural-education/?utm_medium=website&utm_source=archdaily.com (accessed December 12, 2022).

Сведения об авторе

Ганцеева Арина Олеговна, магистрант, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 39, ari-na.gantseeva@yandex.ru

Author Details

Anna O. Gantseeva, Graduate Student, Southern Federal University, Academy of Architecture and Art, 39, Budennovskii Ave., 344082, Rostov-on-Don, Russia, arina.gantseeva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2023 Одобрена после рецензирования 16.02.2023 Принята к публикации 20.03.2023

Submitted for publication 21.01.2023 Approved after review 16.02.2023 Accepted for publication 20.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.