Научная статья на тему 'Сохранение семейной памяти о Великой Отечественной войне (по данным опроса студентов ПНИПУ)'

Сохранение семейной памяти о Великой Отечественной войне (по данным опроса студентов ПНИПУ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
HISTORICAL MEMORY / GREAT PATRIOTIC WAR / STUDENT / FAMILY MEMORY / MASS HISTORICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стволова С.C.

В статье рассмотрен вопрос сохранения семейной памяти студентов о Великой Отечественной войне. Рассматривается вопрос о связи семейной памяти о войне и оценки причин Победы в войне. Исследование построено на материалах опроса, проводившегося в Пермском национальном исследовательском политехническом университете в 2014 и 2015 годах среди студентов-первокурсников технических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение семейной памяти о Великой Отечественной войне (по данным опроса студентов ПНИПУ)»

УДК 316.014 : 94(470+571) "194" ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Стволова С.С., студентка ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (ПНИПУ), Россия, г. Пермь

СОХРАНЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (ПО ДАННЫМ ОПРОСА СТУДЕНТОВ ПНИПУ)

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос сохранения семейной памяти студентов о Великой Отечественной войне. Рассматривается вопрос о связи семейной памяти о войне и оценки причин Победы в войне. Исследование построено на материалах опроса, проводившегося в Пермском национальном исследовательском политехническом университете в 2014 и 2015 годах среди студентов-первокурсников технических специальностей.

Ключевые слова: историческая память, Великая Отечественная война, студент, семейная память, массовое историческое сознание.

Annotation. The article considers the issue of preserving family memory of students about the great Patriotic war. Examines the issue of family ties the memory of the war and assess the causes of Victory in war. The study built on the findings of interviews carried out in the Perm National Research Polytechnic University in 2014 and 2015 among the students of technical specialties.

Keywords: historical memory, the Great Patriotic war, student, family memory, mass historical consciousness.

В 2015 году Россия отмечала 70-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. К юбилейной дате многие социологические учреждения, исследователи и журналисты неоднократно обращались к вопросу сохранения исторической памяти о войнеу современной российской молодежи. Одним из важнейших аспектов этой темы является сохранение семейной памяти, что является основой исторического памяти о войне.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 19 июня 2015 г. представил данные опроса о том, как россияне обычно проводят 22 июня, посещают ли

военные монументы и как оценивают их состояние. По данным этого исследования 84% опрошенных знали об участии родственников в Великой Отечественной войне, в том числе 46% лично слышали рассказы родных о военных годах или же знают об истории их жизни из семейных архивов. По словам 9%, никто из их близких не воевал, а 6% не обладают точными сведениями по этому вопросу. В День памяти и скорби (22 июня) каждый десятый россиянин (12%) вспоминает о событиях войны и погибших родственниках. Цветы к мемориалам возлагают 5% участников опроса. Также в этот день посещают могилы павших на полях сражений (4%), ходят на мероприятия, посвященные этой дате, шествия и демонстрации (4%). Часть опрошенных смотрит военные киноленты (3%). Однако большинство респондентов (65%) проводят этот день, как и любой другой [1].

Безусловно, проведение большого числа мероприятий в юбилейные даты способствует актуализации исторической памяти о Великой Отечественной войне, в том числе способствует обращению к семейным архивам и воспоминаниям.

В Пермском национальном исследовательском политехническом университете был проведен опрос студентов-первокурсников, обучающихся на технических специальностях, на знание истории Великой Отечественной войны весной 2014 и весной 2015 г. Основной интерес был обусловлен выяснением вопроса о важности фактора актуализации через средства массовой информации в условиях грядущего юбилея.Студенческая аудитория - интересная группа для изучения этого вопроса. На первом курсе все студенты ПНИПУ изучают дисциплину «История», но проведение опроса прошло до изучения темы «Великая Отечественная война». Важнейшими аспектами, традиционно, как и для многих социологических опросов в рамках изучения исторической памяти о войне, выяснялся интерес к событиям Великой Отечественной войны, источникам знаний о ней, оценка значимости событий, персоналии войны, произведения литературы и искусства (песни, книги, кинофильмы) о войне.

Большинство исследователей исторической памяти отмечают двойственность памяти о Великой Отечественной войне. Одна ее часть - это непосредственная, «живая» память населения, другая часть, обобщенная реконструированная память

(учебники истории, литература, описывающая исторические события, песни, картины, фильмы и т.п.). Память о событиях - это истории, рассказываемые в каждой семье отдельными представителями, участниками Великой Отечественной войны, которые рассказывают младшему поколению о том, что и как все происходило (факты, события). Часто она противоречит обобщенной реконструированной памяти. Память народа на много ярче, богаче, живописнее и подробнее. В обобщенной реконструированной все факты огрублены, зато преподносятся в более последовательной, осмысленной форме. Нынешняя память о войне представляет собой довольно противоречивый комплекс правдивых и не правдивых фактов, представлений, понятий, знаний и т.д. [2]

Гипотеза исследования - студенты при опросе 2014 года показали меньшее знание истории войны в рамках реконструированной памяти, чем студенты в 2015 году. Предполагается, что это может быть связано с усиленным вниманием средств массовой информации к теме войны в конце 2014 - начале 2015 гг. Но при этом уровень непосредственной памяти будет примерно совпадать. Показателями непосредственной памяти является сохранение в семье знаний, материальных свидетельств участия членов семьи в войне (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели осведомленности об участии членов семей респондентов в Великой

Отечественной войне, %

Варианты ответов Год

2014 2015

Ничего не знаю об этом 0 3,0

Точно кто-то участвовал в войне 18,8 21,2

Знаю, кто из моих родственников участвовал в войне, могу назвать их по именам, но о конкретных событиях биографии ни чего сказать не могу 37,5 51,5

Могу рассказать, как сложилась судьба членов моей семьи во время войны 31,3 18,2

Моей семьи война не коснулась 12,5 6,1

Очевидно, что респонденты 2014 года по большей части, либо только знают имена родственников, участвовавших в войне (31, 3 %), либо знают имена и судьбу своих родственников (37, 5 %).А в 2015 году 51,5 % респондентов знают лишь имена родственников, участвовавших в войне, но не осведомлены об их биографии, а процент знающих и биографии участников войны снизился до 18,2 %. Это свидетельствует о том, что студенты 2015 г. чуть меньше интересуются судьбой своих родственников,

либо, к сожалению, не осталось в живых тех, кто мог бы рассказать о происходившем на войне. Но разница не столь существенна.

В табл. 2 приведены данные опроса об участие членов семей студентов в Великой Отечественной войне.

Таблица 2 - Участие членов семей респондентов во время Великой Отечественной войны, %

Варианты ответов Год

2014 2015

Участвовали в военных действиях, либо служили в армии 44,2 39,1

Имели ранение 11,5 19,6

Оказались в плену 1,9 3,3

Пропали без вести 5,8 3,3

Погибли 3,9 5,4

Трудились в тылу 32,7 26,1

Были на оккупированной территории 0,0 1,1

Были угнаны на работы в Германию 0,0 2,2

Большой процент студентов, предки которых трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны, объясняется спецификой территории. На Урале, в Пермском крае располагалось большое количество промышленных предприятий, сделавших большой вклад в Победу в войне. Поэтому у современных студентов-пермяков в семьях хранится память о предках-тружениках тыла.

Интересные данные были получены на вопрос «Каким образом респонденты собираются проводить «День Победы»?» (табл. 3).

Таблица 3 - Празднование Дня Победы студентами, %

Варианты ответов Год

2014 2015

Для меня это просто лишний выходной день 13 6

Я украшу себя георгиевской ленточкой, но специально ничего делать не буду 6 6

Обязательно пойду смотреть на праздничные мероприятия в моем городе (парад, салют) 63 39

Буду смотреть военный парад по телевизору 31 39

Отправлюсь на кладбище, где похоронены мои родственники - участники войны 6 18

Студентов, равнодушно относящихся к Дню Победы немного, значительная часть как в 2014 г., так и в 2015 г. указали, что будут участвовать в праздничных мероприятиях или будут смотреть парад по телевидению. В 2015 г. были ответы

«проведу день с родственниками - участниками войны», «не праздную, для меня это траур».

Во многом, сохранение семейной памяти об участниках войны, их судьбе позволяет формировать оценку причин Победы в войне, а именно большинство, 88 % студентов в 2014 г. и 73 % в 2015 г., указывали «мужество народа, рядовых воинов», 44 % в 2014 г. и 55 % в 2015 г. - «самоотверженная работа людей в тылу по обеспечению Красной Армии».

Таким образом, можно говорить о сохраняющейся у студентов ПНИПУ семейной памяти о Великой Отечественной войне. К сожалению, формат анкеты не позволяет более подробно узнать глубину этой памяти, но и даже эти данные позволяют констатировать, что историческое знание о Второй Мировой войне и Великой Отечественной войне у современных студентов базируется на семейной памяти.

Библиографический список

1. День памяти и скорби [Электронный ресурс] - URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115289

2. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян// Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11-22. [Электронный ресурс] - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/962/424/1216/003.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.