УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Мария Игоревна АКАТНОВА,
доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
СОХРАНЕНИЕ ПРАВА НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕАЭС
Аннотация. В 2015 г. была начата разработка проекта международного акта, предусматривающего сохранение пенсионных прав трудящихся, приобретенных на территории государств — членов ЕАЭС. В 2018 г. работа над проектом Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС была завершена. В представленной статье проанализированы положения указанного проекта с целью определения действенности механизма, обеспечивающего трудящимся возможности реализации в полном объеме пенсионных прав, заработанных на территории государств — членов ЕАЭС, независимо от того, в каком из этих государств они будут проживать в пенсионный период. Анализ проекта Соглашения показал, что, несмотря на длительный период его разработки, отдельные положения требуют более детальной разработки.
Ключевые слова: гармонизация законодательства, законодательство государств — членов ЕАЭС, пенсионное законодательство, сохранение пенсионных прав, пенсионное страхование.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.63.11.152-158
© М. И. Акатнова, 2019
M. I. AKATNOVA, Associate Professor of the Labour Law and Social Security Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), PhD in Law [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 MAINTENANCE OF PENSION RIGHTS OF EMPLOYEES OF THE EAEU MEMBER STATES Abstract. In 2015 the development of a draft international act providing for the maintenance of pension rights of employees acquired in the territory of the EAEU member States was started. In 2018, work on the draft Agreement on pension provision for employees of the EEC member States was completed. The article analyzes the provisions of this project in order to determine the effectiveness of the mechanism that provides employees with the opportunity to realize in full the pension rights earned in the territory of the EAEU member States, regardless of which of these States they will live in the pension period. Analysis of the draft Agreement showed that, despite the long period of its development, some provisions require more detailed development. Keywords: harmonization of legislation, legislation of EAEU member states, pension legislation, maintenance of pension rights, pension insurance.
•¡Ш©ТГ1л][М][Ж Акатнова М. И.
УНИВЕРСИТЕТА Сохранение права на пенсионное обеспечение
имени O.E. Кутафина(МГЮА) трудящихся государств — членов ЕАЭС
В современной научной и учебной литературе, научных дискуссиях широкое отражение получают вопросы международного взаимодействия в сфере обеспечения права человека на социальное обеспечение1. Особое значение эти вопросы приобрели для государств, входящих в Евразийский экономический союз.
Договором о Евразийском экономическом союзе от 24 мая 2014 г.2 установлены основные права и преимущества для граждан государств, входящих в ЕАЭС, но в нем не нашли отражения нормы, относящиеся к назначению гражданам государств Союза, вернувшихся в страну проживания, пенсий при достижении установленного возраста. Пенсионные системы каждого из входящих в ЕАЭС государств-членов (России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении) имеют существенные различия. В настоящее время существенное отличие наблюдается в разных способах финансирования пенсий и распределения денежных средств на пенсионное обеспечение.
В России и Беларуси обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя с преобладанием солидарного подхода к распределению страховых накоплений. В Казахстане производится удержание пенсионных взносов из доходов самого трудящегося и функционирует пенсионная система, базирующаяся на обязательной накопительной основе. Помимо этого, существуют структурные различия систем пенсионного обеспечения в части пенсионного возраста, размеров и источников пенсионных взносов и других условий возникновения пенсионных прав.
Несомненным сдерживающим критерием для формирования единого рынка труда, насчитывающего около 185 млн человек, является игнорирование или недостаточное правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения граждан, работавших в других странах — членах Союза, в связи с чем повышается актуальность вопросов пенсионного обеспечения трудящихся на территории государств-членов.
С целью устранения этого правового пробела в 2015 г Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) совместно с уполномоченными органами сторон приступила к разработке Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС. Указанный Договор следует назвать одним из наиболее значимых среди нормативных правовых актов ЕАЭС. После его вступления в силу граж-
1 См., например: Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. М. : Проспект, 2013 ; Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25—28 мая 2011 г). М. : Проспект, 2011 ; Право социального обеспечения
России : учебник для бакалавров / под ред. Э. Г. Тучковой. М. : Проспект, 2019 ; Пробле- А
мы Общей части права социального обеспечения / под ред. Э. Г. Тучковой. М. : Проспект, У
2017 Е
2 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasian commission.org, 05.06.2014. Ы Ратифицирован Федеральным законом № 279-ФЗ от 03.10.2014 «О ратификации До- § говора о Евразийском экономическом союзе» // СЗ РФ. 2014. № 40 (ч. I). Ст. 5310. ОПЫТ
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
данам государств — членов ЕАЭС будет засчитываться стаж легальной работы в России, Беларуси, Армении, Казахстане и Киргизии с целью получения полноценных пенсий у себя на родине. Главным предназначением Договора было заявлено формирование механизма, обеспечивающего трудящимся возможность реализовать в полном объеме пенсионные права, заработанные на территории государств — членов ЕАЭС, безотносительно того, в каком из этих государств они будут проживать в пенсионном возрасте.
Советом ЕЭК № 103 от 12 ноября 2014 г. было принято решение о согласовании Концепции проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения3. Проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся стран — участниц ЕАЭС подготовлен ЕЭК совместно с соответствующими уполномоченными органами государств-членов на основании п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
В качестве основной цели подготовки проекта Договора провозглашены обеспечение равных прав на пенсионное обеспечение, защита приобретенных трудящимися прав на пенсионное обеспечение на территории государств — членов ЕАЭС, а также расширение взаимодействия в области пенсионного обеспечения между странами — участницами Союза.
Подготовка проекта Договора между странами — участницами ЕАЭС о сотрудничестве в сфере пенсионного обеспечения должна была способствовать решению следующих основных задач:
— обеспечение пенсиями граждан государств-членов в том же порядке и на тех же условиях, что и граждан государств, в которых производилась трудовая деятельность, относительно уплаты страховых (обязательных пенсионных) платежей, а также приобретения и сохранения соответствующих прав на пенсионное обеспечение;
— учет государствами-членами приобретенных гражданами пенсионных прав на территориях государств — членов ЕАЭС при определении права на пенсию, ее назначении согласно положениям Договора и законодательства государства-члена;
— необходимость совершенствования взаимодействия между странами — участницами ЕАЭС в области пенсионного обеспечения, включающего обмен информацией и упрощение документооборота между соответствующими органами государств — членов ЕАЭС, в том числе в электронном виде. Сторонами в рамках Договора согласованы вопросы относительно видов пенсий. Государство — член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других стран-участниц соблюдение при аналогичных условиях прав на пенсионное обеспечение, равных правам, предоставляемым гражданам этого государства-члена. Все виды пенсий, предусмотренные в государствах — членах ЕАЭС, право на которые зависит от факта уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов, должны быть охвачены нормами Договора и предоставляться в государстве — члене ЕАЭС, которое должно гарантировать сохранение объема пенсионных прав граждан другой страны — участницы ЕАЭС, приобретенных на ее территории.
3 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasian commission.org. 17.11.2014.
•¡Ш©ТГ1л][М][Ж Акатнова М. И.
УНИВЕРСИТЕТА Сохранение права на пенсионное обеспечение
имени O.E. Кутафина(МГЮА) трудящихся государств — членов ЕАЭС
Положения Договора не будут распространяться на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих вооруженных сил и других воинских формирований, служащих органов внутренних дел, членов их семей, других лиц, приравненных к данным категориям в сфере пенсионного обеспечения согласно отдельному нормативному правовому регулированию, а также на государственных служащих (в России — государственных гражданских служащих). Указанное изъятие согласуется с положением п. 4 ст. 2 Конвенции МОТ № 157, в которой не предусматривается сохранение приобретаемых прав в отношении всех видов социального обеспечения на специальные системы для служащих4.
В соответствие с проектом Договора государства-члены должны будут предоставить гражданам других стран-участниц при аналогичных условиях пенсионные права, равные объему прав, который предоставляется гражданам этого государства-члена. Каждая из стран Союза должна гарантировать человеку часть пенсии, обусловленную периодом работы и уплатой взносов. В случае проживания пенсионера в одной стране Союза пенсия будет выплачиваться в том числе и другим государством-членом, эту пенсию назначившим. Трудящийся сможет получать пенсию либо в государстве проживания либо в стране-участнице, назначившей пенсию. Предусматривается положение о том, что размеры пенсий, а также их выплата не могут зависеть в негативном аспекте от того, что трудящийся живет в другом государстве-члене.
Проект Договора предусматривает, что возникновение и осуществление права на пенсию будет производиться на основании тех же условий и в том же порядке, что и для граждан государства, в котором осуществлялась трудовая деятельность, в отношении как уплаты страховых взносов, так и приобретения и сохранения пенсионных прав.
Разработка проекта Договора была запланирована на 2015 г, однако его окончательный проект был утвержден распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 июня 2018 г № 112 «О проекте Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза»5 и направлен на внутригосударственное согласование, которое завершилось 29 декабря 2018 г. В ближайшее время проект должен быть рассмотрен Коллегией и Советом ЕЭК, после чего его направят сторонам для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для подписания.
Проект Соглашения унифицирует основные понятия, применяемые в странах — членах ЕАЭС. Например, «налоги и (или) иные взносы, дающие право на пенсию» в Армении, «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование» в Беларуси и в России, «пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд» в Казахстане, «страховые взносы в Пенсионный фонд и Государственный накопительный пенсионный фонд» в Кыргызской Республике
4
Ш А Р У Б
Конвенция МОТ № 157 1982 г. «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения». Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957—1990. Т. 2. Женева : Международное бюро труда, 1991. С. 1971—1982. Ы
Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: www.eaeunion.org. §
28.06.2018. ОПЫТ
>
5
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
объединяются термином «пенсионные взносы». Также к определению «пенсия» приводятся установленные в каждой из стран виды пенсий и иных привязанных к ним денежных выплат, на которые распространяется Соглашение.
Предусмотрена выплата уполномоченными органами пенсий в случае проживания трудящегося (члена семьи) на территории другого государства. Трудящийся (член семьи) может получать пенсию на территории как государства проживания, так и государства-члена, назначившего пенсию. Однако некоторые денежные выплаты будут производиться только при соблюдении условия о проживании трудящегося на территории соответствующего государства-члена. К таким выплатам относятся:
— основная пенсия как часть трудовой пенсии и надбавки к пенсиям в Армении;
— часть пенсии, исчисленная исходя из учтенных в соответствие с законодательством периодов иной деятельности и (или) иных периодов без уплаты пенсионных взносов, а также надбавки, выплаты (доплаты) и повышения, устанавливаемые к пенсии в Беларуси;
— базовая часть пенсии, выплаты за счет средств бюджета в Киргизии;
— фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном эквиваленте в России. Пенсии, назначенные и выплаченные в соответствие с законодательством
одного государства-члена, не должны влиять на пенсионные права трудящегося или члена его семьи при одновременном назначении и выплате пенсии этого или другого вида по законодательству другого государства-члена.
Член семьи умершего трудящегося будет иметь право на пенсию в соответствии с законодательством государства-члена. В проекте не уточняется, какого именно государства, но логично предположить, что того государства, в котором происходит обращение за пенсией.
Существенным вопросом является учет и подсчет стажа, дающего право на пенсию. Согласно проекту Соглашения при определении пенсионных прав будет учитываться стаж работы, полученный в государствах-членах как до, так и после вступления в силу Соглашения, а также стаж, полученный на территории бывшего СССР. Каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории. В случае, если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для приобретения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территории других государств-членов в соответствии с законодательством этих государств, при условии, что эти периоды не совпадают.
При разработке проекта Соглашения нельзя было обойти вниманием такое специфическое для России (среди стран — участниц ЕАЭС) условие возникновения права на пенсию, как наличие индивидуального пенсионного коэффициента. При определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента будет определяться за период стажа работы, приобретенного на территории России, а также на территории бывшего СССР. Данное положение проекта понятно не в полной мере. Если за трудящегося-мигранта в период работы на территории России уплачивались страховые взносы, индивидуальный
f»* Акатнова М. И.
УНИВЕРСИТЕТА Сохранение права на пенсионное обеспечение |Q/
имени O.E. Кутафина(МГЮА) трудящихся государств — членов ЕАЭС
пенсионный коэффициент также будет определяться исходя из продолжительности стажа работы? Или это касается только периода до введения в России страховой пенсионной системы и включения в нее иностранных работников? В проекте Соглашения этот вопрос не разъясняется.
Относительно конвертации стажа работы на территории других государств — членов ЕАЭС в величину индивидуального пенсионного коэффициента при назначении пенсии в России предусмотрен учет величины индивидуального пенсионного коэффициента, равной 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территории других стран-участниц, при условии, что величины индивидуального пенсионного коэффициента, «заработанного» в России недостаточно. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день — 1/360 стажа работы, приобретенного на территории стран-участниц.
Стаж работы по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена не будет суммироваться с аналогичным стажем в другом государстве-члене, но будет учитываться как стаж работы на общих основаниях. Из приведенного положения можно сделать вывод о том, что, например, при назначении в России досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, предусмотренными ст. 30 и ст. 31 Федерального закона «О страховых пенсиях»6, стаж работы на таких же условиях в других госу-дарства-членах как специальный учитываться не будет.
Также проект Соглашения предусматривает, что трудящийся должен иметь не менее 12 полных месяцев стажа работы на территории того государства, в соответствии с законодательством которого гражданин обратится за назначением пенсии (исключение будет составлять право на накопительную пенсию, а также пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца).
Установление факта инвалидности трудящегося для назначения соответствующей пенсии будет осуществляться государством проживания по его месту жительства. Решение о группе, сроке и причине инвалидности будет приниматься органом, осуществляющим медико-социальную экспертизу, того государства, по законодательству которого назначается и выплачивается пенсия.
Определение размера пенсий будет осуществляться по нормам государства-члена, их назначающего.
Кроме вышеизложенных положений, проект Соглашения регулирует ряд вопросов процедурного характера, касающихся в первую очередь взаимоотношений компетентных органов государств-членов, уполномоченных реализовывать Соглашение. Так, необходимые для установления факта инвалидности, определения пенсионных прав, назначения и выплаты пенсии документы, выданные в соответствии с законодательством одной страны-участницы, будут признаны А
другой страной-участницей без прохождения установленных законодательством У
этой страны процедур признания таких документов, исключая нотариально за- б
веренный перевод. Ж
I
6 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. 2013. ^
№ 52 (ч. I). Ст. 6965. ОПЫТ
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В целом признавая важность и необходимость разработки и принятия международного акта в рамках ЕАЭС, касающегося сохранения прав граждан-трудящихся стран, в него входящих, на пенсионного обеспечение, предложенный проект Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС не дает однозначного разъяснения ряда вопросов и с большой долей вероятности потребует дальнейшего внесения уточняющих изменений.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. — М. : Проспект, 2013.
2. Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25—28 мая 2011 г.). — М. : Проспект, 2011.
3. Право социального обеспечения России : учебник для бакалавров / под ред. Э. Г. Тучковой. — М. : Проспект, 2019.
4. Проблемы Общей части права социального обеспечения / под ред. Э. Г. Тучковой. — М. : Проспект, 2017.