Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ, СОЗДАННЫХ Я.К. ЗАНКИЕВЫМ СРЕДСТВАМИ ЦВЕТНОЙ ГРАФИКИ'

СОХРАНЕНИЕ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ, СОЗДАННЫХ Я.К. ЗАНКИЕВЫМ СРЕДСТВАМИ ЦВЕТНОЙ ГРАФИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный образ персонажа / графическая композиция / литературное наследие

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закорюкина Асия Альбертовна

В статье рассматриваются проблемы поиска образного решения иллюстраций для произведения Я.К. Занкиева «Актырнак», с целью сохранения литературного наследия автора. Проект содержит теоретическую и практическую части. Результатами практической работы становятся графические композиции, иллюстрации к «Хрестоматии по детской татарской литературе конца XX – начала XXI века. Передача знаний, умений и навыков подрастающему по-колению проходит на мастер-классах различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ, СОЗДАННЫХ Я.К. ЗАНКИЕВЫМ СРЕДСТВАМИ ЦВЕТНОЙ ГРАФИКИ»

Занкиевские чтения

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Я. К. ЗАНКИЕВА, ПИСАТЕЛЯ, ПУБЛИЦИСТА, ПЕДАГОГА, ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ, ЛАУРЕАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ РТ

ИМ. Г. ТУКАЯ, ВЕТЕРАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1-8-11

Закорюкина А. А.

педагог дополнительного образования МАУ ДО «Дом детского творчества», г. Тобольск

СОХРАНЕНИЕ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ, СОЗДАННЫХ Я. К. ЗАНКИЕВЫМ СРЕДСТВАМИ ЦВЕТНОЙ ГРАФИКИ

Ключевые слова: художественный образ персонажа, графическая композиция, литературное наследие.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы поиска образного решения иллюстраций для произведения Я. К. Занкиева «Актырнак», с целью сохранения литературного наследия автора. Проект содержит теоретическую и практическую части. Результатами практической работы становятся графические композиции, иллюстрации к «Хрестоматии по детской татарской литературе конца XX - начала XXI века. Передача знаний, умений и навыков подрастающему поколению проходит на мастер-классах различного уровня.

Проблемы становления личности героев проходят красной нитью в произведениях Я. К. Занкиева. Очень часто герои сталкиваются со сложными ситуациями выбора поступков, учатся принимать решения, от которых зависит дальнейшая судьба, жизнь. В этих рассказах не только собран позитивный образ татарского народа, здесь подняты все общечеловеческие, мировые принципы гуманизма. Как тонкий психолог Якуб Камалиевич погружает нас во внутренний

мир персонажей, показывает нам причинно-следственные связи их поведения, погружая в рассказ. Так главный герой произведений «Актырнак» и «Иртыш тан-нары» Юсуф, уже с детства вынужден принимать непростые решения, проявлять твердость характера. Своим примером он учит юных читателей быть честными и смелыми, великодушными, в непростое время, отстаивая свою точку зрения. Его оппоненты, тоже, не лишены похожих дилемм в своем личностном развитии, ведь это его ровесники. Они так же проходят период социализации и становления. При изображении каждого персонажа это необходимо учитывать. Эмоции Юсуфа очень просты, понятны и открыты. Рос он в небогатой семье, воспитывался мачехой, жили почти впроголодь. Его мечты о собаке несбыточны, и он это понимает, так как еще один «рот» не потянет его бедная семья.

Мальчик Тошкай наоборот из более зажиточного семейства, где отец тверд, настойчив. Тошкаю дали задание избавиться от неудачного щенка породистой собаки, и если ослушается - его ждет, скорее всего, наказание сурового отца. Но он не так прост, как кажется на первый взгляд, в романе «Иртыш Таннары» став взрослым, Тошкай раскроется во всю силу характера, и его можно будет трактовать как положительного персонажа. Хотя сейчас в рассказе «Актырнак» он борется с Юсуфом, а щенка выбрасывает в воду. Ульмас приятель Тошкая, напротив, на протяжении всего повествования сохраняет «отрицательные» черты.

На помощь песику приходит Юсуф. Он вытаскивает его из реки, трогательно заботится о нем долгое время, скрывая его, отдает последние крохи еды, чтобы щенок не умер с голоду, и не замерз.

Все графические композиции, выполненные к произведению «Актырнак» очень стилизованы, для упрощения понимания характеров и образов в соответствии с детским восприятием. Каждую композицию художественного полотна можно разобрать на составляющие, а можно обобщить, тогда мы увидим, что композиции построены на основе геометрических тел.

Круг формирует целостность - единство и движение, квадрат - устойчивость и статичность, смещение центра задает динамику, так же как и диагональ-

ные, наклонные линии. Но есть уникальная форма, объединяющая все эти свойства - восьмерка. В ней есть наклон линий, округление, кроме того восьмерками можно создавать очень быстро персонажей и многофигурные динамичные композиции на основе этой формы.

Эмоции персонажей переданы с большой долей гротескности. Сопутствующий антураж, костюмы тоже нарочито стилизованы, гротескны, поскольку в них остается нарочитый «татарский стиль». Динамичность сюжета подчеркнута динамикой композиционных решений, динамичностью фигур внутри композиций. Вторая задача - это с помощью цвета продемонстрировать социально-эмоциональную атмосферу, в которой растут наши герои. Цветовое решение выбрано в пользу сдержанной гаммы, близкой к серым, коричневым, болотно-зеле-ным тонам.

Использование визуальных образов на уроках в СОШ и мастер-классах различного уровня.

Положительный опыт использования метода раскраски на внеклассных уроках в СОШ имеет место, когда дается ознакомительная информация о литературном наследии Я. К. Занкиева. Плюсом разового занятия является многочисленность группы учащихся, что дает возможность повысить охват аудитории. Однако на уроках в Сош, мастер-классах по графике, проходящих от 30 до 40 мин. снижается качество самого рисунка, так как нет возможности выделить достаточного времени каждому учащемуся.

Проблема сохранения образов, созданных Я. К. Занкиевым, являются актуальными для татарского народа. Возможен репринт, издание цикла его произведений, как в случае с детскими рассказами в одной книге вариант печати на 2-х языках русском и татарском. Поскольку положительный опыт печати би-лингвальных книг уже есть. Добавление в электронные библиотеки на русском языке, так же может послужить популяризации и источником для создания мультфильмов, что послужит добрым продолжением традиций передачи от поколения к поколению не только позитивного образа татарского народа, но и общечеловеческих принципов, наполненных гуманизмом.

Список источников и литературы

1. Волков, И. И. Приобщение школьников к творчеству. /И.И. Волков. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

2. Герчук, Ю. Я. Художественная структура книги. /Ю. Герчук. - М., 1984. 208 с.

3. Дехтерев, Б. Иллюстрация - произведение художественное. //Детская литература - 1980 - № 4.

4. Победова, О. И. О природе книжной иллюстрации. /О.И. Победова. - М.: Советский художник, 1973. - 336 с.

5. Маклюэн, М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / М. Ма-клюэн; пер. В. Г. Николаев // Либрусек [Электронный ресурс]: электрон. б-ка. - Режим доступа к ст.: http://lib.rus.ec/b/154221/read#t2. / (дата обращения: 20.10.2023).

6. А. Ю. Козлова, О. А. Белова. - Текст : непосредственный // Юный ученый. -2021. - № 3 (44). - С. 95-98. - URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2365/ (дата обращения: 20.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.