Научная статья на тему 'Сохранение нематериального культурного наследия в Азербайджане в условиях глобализации'

Сохранение нематериального культурного наследия в Азербайджане в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Ключевые слова
ЮНЕСКО / UNESCO / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АЗЕРБАЙДЖАНА / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF AZERBAIJAN / МУГАМ / MUGHAM / ИСКУССТВО АШУГОВ / ЭКОЛОГИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ASHUG ART ECOLOGY / ETHNO-CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нурузаде Шахла Тофик Гызы

Автор фокусируется на усилиях Азербайджана по сохранению нематериального культурного наследия и инициативах, поддерживающих самобытную традиционную культуру многонациональной страны на фоне процессов глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of intangible cultural heritage in Azerbaijan at a time of globalization

The author draws attention to the efforts of Azerbaijan in preserving intangible cultural heritage and initiatives to maintain traditional culture of a multinational country against the background of globalization.

Текст научной работы на тему «Сохранение нематериального культурного наследия в Азербайджане в условиях глобализации»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Шахла Нурузаде

Сохранение нематериального культурного наследия в Азербайджане в условиях глобализации

Автор фокусируется на усилиях Азербайджана по сохранению нематериального культурного наследия и инициативах, поддерживающих самобытную традиционную культуру многонациональной страны на фоне процессов глобализации.

Ключевые слова: ЮНЕСКО, нематериальное культурное наследие Азербайджана, мугам, искусство ашугов, экология этнокультурного наследия

Шахла Тофик гызы Нурузаде,

канд. истор. наук, доцент, Бакинский Славянский Университет (Азербайджан)., sh_nuruzade@yahoo.com

Процесс глобализации общества стал одним из ключевых аспектов развития современной цивилизации. Вместе с тем процесс глобализации культуры неизбежен, и все более актуальной становится проблема сохранения национальных культур. Каждой сфере культурной деятельности человека присущи свои ценностные измерения, такие как ценности материальной и духовной жизни.

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем является экология этнокультурного наследия. Этнокультурное наследие — это совокупность жизненных установок, идеалов, культурных традиций, которые являются на-

Ц иболее характерными и важными для каждого народа.

Ц Составными частями этнокультурных особенностей

§ являются этническая идентификация, в частности са-

| моидентификация, язык, этническая психология, этни-

| ческое самосознание, традиционные правила этикета.

£ Жизненные ценности направляют ход человеческого

И бытия, задают ему цели, помогают выработать нормы

I и идеалы.

3 Глобализация усиливает взаимозависимость раз-

£ личных государств и народов, потребность во взаимо-

5 действии. Трудно отделить его непосредственные по-

| следствия от процессов и тенденций, имеющих место и

| в азербайджанском обществе. Естественно, глобализа-

| ция имеет много преимуществ и открывает новые воз-

|Т можности для решения проблем стоящих перед челове-

° т.

5 чеством. В частности, происходит слияние различных

| культур и осознание культурных ценностей для всего

§ человечества.

» Глобализация вносит изменения в ход пов-

| седневной жизни, перестраивает образ жизни каждого

* человека. Он на каждом шагу сталкивается с глобаль-

® ными явлениями, которые, так или иначе, сказыва-

ть ются на жизнедеятельности не только отдельного ин-

= дивида, но и целых социальных групп. Очевидно, что

| для трансформационного общества крайне сложно

перенять новые поведенческие нормы и стереотипы. Как таковые они формируются по мере изменения социокультурной среды, политических приоритетов и условий благосостояния населения. Иными словами, демократизация вносит новые сегменты в социально-культурную жизнь азербайджанского общества, стараясь изменить ее и интегрировать новые поведенческие нормы [2].

В наши дни во всем мире заметно усиливается национальное самосознание, тенденции этнической самоидентификации. И в Азербайджане стремятся к возрождению многих черт самобытной культуры, забытых за годы советской власти. Но, с другой стороны, процессы глобализации влияют на самосознание молодого поколения, нивелируя национальное своеобразие, ориентируя на новые, более либеральные приоритеты. Молодежь с удовольствием разделяет западные моральные ценности. Глобализация культуры активнее всего отражается на молодых горожанах [1; 14]. В сельской местности воспитание детей в семьях носит относительно традиционный характер. В то же время процессы глобализации меняют моральные, культурные ценности, личные вкусы и материальные запросы. Следует отметить, что изменение духовных ценностей молодого поколения - естественный и неизбежный процесс.

Глобализационные и миграционные процессы обуславливают тесное взаимодействие и взаимопроникновение культур. С другой стороны, культурное наследие - достояние народа, и его охрана является актуальной проблемой, стоящей перед обществом. В наше время необходима охрана не только предметов искусства, но и обычаев, традиций и ритуалов, то есть самой древней формы выражения культуры. В Азербайджане по инициативе президента Фонда Гейдара Алиева, посла доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан ханум Алиевой, ежегодно проводится международный конкурс азербайджанского мугама, Габа-линский музыкальный фестиваль и др. Все это свидетельствует об усилиях по сохранению национальных культурных ценностей.

Для сбережения культурного наследия необходимо предпринимать меры по пропаганде обычаев

Ц и традиций азербайджанского народа, поддержке на-

| циональных праздников и обрядов, национальной му-

§ зыки и танцев, устного народного творчества, рекон-

| струкции народных игр, развитию богатых традиций

5 изобразительного, декоративного и миниатюрного

£ искусства.

! Выступая на первой сессии Генеральной ассамблеи

I государств - участников Конвенции «Об охране нема-

3 териального культурного наследия» 26 июня 2006 г.,

« Мехрибан Алиева подчеркнула: «Азербайджан - много-

| национальная страна, и это достояние нашего народа.

* Развитие культур национальных меньшинств постоян-

| но находится в центре внимания государства. Все исто-

| рические памятники, относящиеся к различным рели-

е гиям, защищаются и охраняются государством» [3].

° т.

5 В репрезентативный список нематериального | культурного наследия ЮНЕСКО были включены азер-§ байджанский мугам, ашугское искусство, азербайджан;!; ские ковры, мастерство изготовления и искусство игры | на таре, Новруз байрам, искусство изготовления и но-§ шения женского шелкового головного платка кялагаи,

и

« а также човган, традиционная верховая игра. В то же

а время в список объектов Всемирного культурного на-

= следия ЮНЕСКО включены Девичья башня, Ичерише-

| хер, Дворец Ширваншахов и Государственный истори-

ко-художественный заповедник Гобустан.

Согласно указу президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 6 апреля 2005 года в Баку был создан Международный центр мугама. В сентябре 2008 года по инициативе фонда в городе Агджабеди был построен Карабахский центр мугама. Азербайджанский мугам включен в список «Нематериального культурного Наследия» ЮНЕСКО в 2003 году [4]. Нужно отметить, что в годы советской власти мугам, наци-

ональные музыкальные инструменты - тар, гара зурна подвергались критике со стороны правительства как остатки прошлого.

Мугам - это древнее искусство, которое передается из поколения в поколение. В основе философии му-гама лежат такие чувства, как привязанность к земле, корням, чувство национального достоинства, любовь, гостеприимство, доброта, милосердие, взаимоуважение и т.д. Он является носителем самых прекрасных качеств, присущих азербайджанскому народу. Мугам -это символ азербайджанцев в прошлом и в настоящем. В последние годы в Азербайджане проводятся конкурсы мугама, был записан музыкальный альбом «Карабахские ханенде» (карабахские певцы), издана Энциклопедия мугама, выходит журнал «Мугам».

30 сентября 2009 г. в репрезентативный список нематериального культурного наследия в Азербайджане вошел праздник Новруз [4]. С этого времени 21 марта объявлен Международным днем Новруза. Учитывая, что этот праздник отмечается в ряде государств, по рекомендации Организации, он был представлен ЮНЕСКО как образец интернационального нематериального культурного наследия1.

Новруз утверждает ценности мира и солидарности между поколениями и внутри семьи, а также примирения и добрососедства, тем самым способствуя культурному разнообразию и дружбе между народами. Праздник Новруз отмечается в честь прихода весны и знаменует встречу нового года. Отмечая Новруз, люди вспоминают своих предков, ушедших из жизни родителей, национальных героев.

1 Новруз входит также в нематериальное культурное наследие Индии, Ирана, Киргизии, Узбекистана, Пакистана, Турции. - Прим. ред.

С первых дней советской власти, исходя из «новой» идеологии, проводилась политика формирования системы советских ценностей - «единого советского народа», «единой советской культуры». В 1930 г. Новруз, как и все религиозные и народные праздники, был официально отменен. Народ сохранял традиции Новруза, невзирая на запреты, и продолжал отмечать этот праздник.

В репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО было включено и древнее ашугское искусство, сочетающее поэзию, рассказ, танец, вокальную и инструментальную музыку. Ашуг-ская музыка по праву считается символом азербайджанской культуры, поэзии и национальной идентичности, хранителем азербайджанского языка, литературы и музыки. И в наши дни ашугское искусство популярно среди молодежи. Ашуги способствуют также межкультурному диалогу. Их можно услышать на праздниках, официальных и семейных торжествах.

Следующим успехом государства в сохранении культурного наследия народа было включение в ноябре 2010 г. в список нематериального культурного наследия традиционного искусства азербайджанского ковроткачества [4]. В стране принимаются меры по развитию искусства ковроткачества, являющегося национальным достоянием азербайджанского народа. Ковроткачество - одно из самых древних народных ремесел. Орнамент ковров служит показателем богатой духовной культуры и мировоззрения народа. Ковры до сих пор играют важнейшую роль не только в материальной, но и в духовной жизни народа. Продукция ковро-ткаческой фабрики «Азерильме» («ильме» в переводе с азербайджанского языка означает «узел»), созданной в 1996 году, удостоена специальных премий и сертифи-

катов на выставках в США, Германии, Австрии, Англии, Италии, Японии и России. Нити ковров окрашиваются исключительно природными красителями, а в качестве сюжетов используются лишь национальные узоры. Ковроткачество в Азербайджане имеет древнюю историю. Ковры и сегодня составляют важнейший атрибут повседневной жизни в современном Азербайджане. Традиционные азербайджанские ковры производятся вручную. Ковроткачество - семейная традиция, которая передается из поколения в поколение. Изготовление ковров тесно связано с повседневной жизнью и традициями народа, которые проявляются в узорах и в применении изделий.

В 2013 г. список нематериального культурного наследия пополнило мастерство изготовления и искусство игры на таре [4]. Этот инструмент используется при исполнении народной музыки на свадьбах, праздниках, концертах.

19 марта 2009 г. между Фондом Гейдара Алиева и ЮНЕСКО было подписано Соглашение о сотрудничестве, направленное на достижение стратегических целей в области охраны нематериального культурного наследия. В 2013 г. на уровне ЮНЕСКО проводились мероприятия, связанные с празднованием 900-летия творчества прославленной азербайджанской поэтессы Мехсети Гянджеви, 550-летия со дня смерти знаменитого философа Сеида Яхья Бакуви, 100-летия первой азербайджанской музыкальной комедии Узеир бека Гаджибейли «Аршин мал алан».

Задача каждого государства должна заключаться не только в охране национально-культурного наследия, но и в создании условий для воспитания новых поколений на основе самобытности обычаев и традиций собственного народа. В государственной политике в области

сохранения культурного наследия народа особую роль должна играть семья. Азербайджанская народная педагогика богата воспитательными традициями. Сегодня, помимо государства, семья выступает основным хранителем народных традиций. Не следует преуменьшать и роль образования в этой сфере.

Для успешного диалога культур необходимо прививать молодому поколению уважение к национальным ценностям других народов.

Литература:

1. Исмаилов Р. Социокультурные проблемы азербайджанского общества в условиях глобализации // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С.12-14.

2. Мехтиев Р. Демократия в Азербайджане: теория и практика// Dir ali. XXI asr. 2007. №112/113. С.55.

3. Первое заседание Генеральной ассамблеи стран, ратифицировавших Конвенцию «Об охране нематериального культурного наследия. 26 июня 2006 г. // [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.mehriban-aliyeva.az/ru/article/item/306

4. Lists of intangible cultural heritage and Register of best safeguarding practices // [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.unesco.org/culture/ich/index. php?lg=en&pg=00011

Shakhla Nuruzade

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Baku Slavic University (Azerbaijan). sh_nuruzade@yahoo.com

Preservation of intangible cultural heritage in Azerbaijan at a time of globalization

Abstract: The author draws attention to the efforts of Azerbaijan in preserving intangible cultural heritage and initiatives to maintain traditional culture of a multinational country against the background of globalization.

Keywords: UNESCO, intangible cultural heritage of Azerbaijan, mugham, ashug art, ecology, ethno-cultural heritage

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.