УДК 106
Дайрабаева Г.Б., к. филoc. н.
дoцeнт
Малдыбек А.Ж., к. филoc. н.
дoцeнт
Мeждунаpoдный казахcкo-туpeцкий унивepcитeт им. Х.А. Яcави
Казахстан, г. Туркестан СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ - ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
АННОТАЦИЯ: В статье рассмотрен процесс духовной модернизации, который предполагает изменения в рамках национального сознания:во-первых,изменения в рамках национального сознания, и во -вторых, сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт. И в этом контексте, отмечена своеобразность и перспективы модернизации национальной идентичности в Республике Казахстан.
Ключевые слова: Общественное сознание, модернизация, национальная идентичность, духовное возрождение, самобытность
Dairabaeva G.B. PhD, Associate Professor Maldibek A.J. PhD, Associate Professor International Kazakh-Turkish University named H.A. Yasavi
Kazakhstan, Turkestan
THE PRESERVATION OF NATIONAL IDENTITY IS ONE OF THE IMPORTANT COMPONENTS OF THE MODERNIZATION
PUBLIC CONSCIOUSNESS
SUMMARY: The article deals with the process of spiritual modernization, which involves changes within the national consciousness: first, changes within the national consciousness, and secondly, the preservation of the inner core of the national "I" when some of its features change. In this context, marked by originality and prospects of modernization of national identity in the Republic of Kazakhstan.
Keywords: Public consciousness, modernization, national identity, spiritual revival, identity
В новой работе «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обозначил несколько направлений возрождения сознания целого общества и каждого казахстанца. Одной из задач модернизации Нурсултан Назарбаев называет духовное возрождение и сохранение национальной идентичности. Президент, расставляя все точки над "i", выдвигает эвристический тезис: нет универсальной модели развития, есть только национальная модель. Полагаем, что этот постулат является краеугольным камнем национального строительства в современную эпоху. Думаем, что никто не будет оспаривать
утверждение: общие язык, культура, история - это базис сильного государства во все века [1]. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.
Сегодня культурная идентичность - это процесс. Подобно тому, как ребенок, подрастая, отходит от материнской опеки, уходит от прошлого в будущее, так и культура этносов, наций, регионов и индивидов перерастает из локальной в планетарную, из региональной в общечеловеческую. Следовательно, индивиды и народы должны брать лучшее из традиционных культур, но в то же время не цепляться за них, как за соломинку во время океанского шторма; нет, им надлежит и предстоит творить культуру новую, культуру будущего, - но, опять-таки, не делать и модой, а опираться на духовные устои народа. Важным представляется изучение духовно-культурного опыта казахского народа, консолидирующего потенциала традиционной культуры казахов. Сама основа этой культуры - единство, межличностное общение, так как принадлежность к роду является первой и безусловной жизненной ценностью [2]. Особенностью духовного мира казахского народа является его принадлежность к тюркскому миру, в котором сосуществует множество этносов. Традиции, обычаи, ритуалы, предназначенные для сохранения и выживания общности, а в конечном счете человеческого рода в целом, «пропитаны», «пронизаны» духовно -нравственным опытом [3]. А чтобы процесс актуализации и возрождения традиционной культуры казахов (как и любого другого этноса) не превратился в навязанную сверху унификацию, надо всемерно развивать творческие способности людей, так как только благодаря этим способностям будет созидаться культура бесчисленных творческих индивидуальностей. Поэтому лишь тогда, когда культурная идентификация протекает как единство изменчивости и устойчивости, появляется и единство (между людьми, в их отношениях, а не в смысле «одинаковости» их культур), и, одновременно, - многообразие (в смысле культурных произведений, а не индивидуализма и разъединенности людей). Справедливо указывает А.Н. Нысанбаев: «Не может быть человека, личности без определенного багажа культуры, неотъемлемой частью которого является культурное наследие прошлого, соединенное с настоящим. И, чем богаче культурное наследие общества, тем, безусловно, богаче общество в целом и тем более оно открыто для других, потому что культура общества только и существует на границах культурного взаимодействия этносов, впитывая в себя влияние взаимодействующих культур разных этносов [4].
Казахстан - полиэтническое государство, поэтому в вопросе о нашем культурном своеобразии необходим особый акцент на вненациональных чертах содержания любой культуры, на межэтническом синтезе форм и черт различного происхождения, на межкультурном взаимодействии как основном условии органичного развития культуры всякого народа. С этим связана одна из проблем государственной политики Казахстана в области культуры: необходимо разработать мероприятия, направленные на развитие и поддержание самобытных этнических культур, а также разработать и создать условия для развития и безболезненной интеграции в единую казахстанскую культуру. Особенно важно при практической реализации идеи высокой культуры помнить о различии культуры внешней и культуры внутренней. Первая без второй обречена быть формальной, а в условиях глобализма - еще и унифицированной. Одновременно с этим высматривается внутреннее содержание культуры, а с ним и достоинство человеческой личности. Идентичность личности может означать ее идентичность с обществом, культурой и т.д., а может означать и идентичность с собственно человеческой сущностью либо с собственным «Я», каковым оно ощущается данным индивидом. То есть, говоря о личностной идентичности, следует различать идентичность внешнюю и внутреннюю как две формы или же две стороны идентичности человека. Будучи внешней, идентичность постоянно меняется, так как чрезвычайно изменчивы социальные связи индивидов, общественные отношения, глобально-исторические параметры и горизонты. В то же время внутренняя идентичность личности, индивидуальное ощущение самотождества всегда константно [5].
Идентичность сегодня выступает основой цивилизационных процессов. Все больше образованных и инновационно мыслящих людей осознает, что роль идеологии все более слабеет, что она уступает место экономическим и культурным факторам, вопросам становления культуры духа и роли национальных ценностей. С. Хантингтон прав, когда говорит, что люди все больше склонны «умирать за культуру», чем за какие-то иные, возможно, более прагматические интересы [6]. Европа пытается сегодня объединиться через создание мультикультурной идентичности, которая будет основываться на толерантности прежде всего к культурным меньшинствам. В современной ситуации становится очевидным, что антитеза «Восток-традиционное общество, Запад - современный мир» не служит основой разрешения многообразных проблем межкультурной коммуникации, которая на самом деле только и может проявляться на границах, посредством преодоления этих самых искусственных границ этнической самоидентификации, разности религиозных исканий и вековых традиций.
Использованные источники:
1. Послание Главы Государства Н. Назарбаева народу Казахстана "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"- 12 апреля 2017
2. Шалабаева Г.К. Концептуальные основания культуры в конце XX века // Адам элемьМир человека, - 2009, - № 2. - С.57-63.
3. Николенко Н.Н. Межкультурный диалог в контексте современных казахстанских реалий. // sibac.info/mdex.php/2009-07-01-10.../576-2012-01-17-04-53-29
4. Нысанбаев А. Глобализация и проблемы межкультурного диалога в 2-х томах. - Алматы, 2015. Том 1. - 274 с.
5. Нурпеисова Ш. Третья сила: Фактор культуры в эпоху глобализма // Тан -Шолпан. -2014. -№ 2. - С.170-197.
6. Лаумулин М.Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Том I: Центральная Азия в современной политологии. 2010
УДК 331.101
Демакина А.А. студент 3 курса специальность «Таможенные платежи и валютное регулирование» Богомолова И.Д. студент 3 курса
специальность «Таможенные платежи и валютное регулирование» Поволжский государственный университет сервиса
Россия, г. Тольятти
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ
Рассматривается система управления персоналом в таможенных органах как целостная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, анализируются проблемы управления кадрами в таможенных органах
Ключевые слова: таможенные органы, система управления персоналом, управление персоналом, кадровая политика
Demkina A. student
The 3rd course, specialty "Customspayments and currency regulation"
Volga region state University of service
Russia, Tolyatti Bogomolova I. D.
student
The 3rd course, specialty "Customspayments and currency regulation"
Volga region state University of service
Russia, Tolyatti
ACTUAL PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF PERSONNEL POTENTIAL IN STATE BODIES
Discusses the personnel management system in customs bodies as a whole system consisting of interrelated subsystems, analyzes the problems of personnel