Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ'

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманов Мирзатилла Абдуллаевич, Хусинов Ибрагим Исмаилович

В статье обращается внимание на то, что в современном мире характер и облик общества формируются тремя основными процессами: глобализацией, модернизацией и инновациями. Основным условием модернизации является сохранение собственного национального кода, духовности, твердая опора на национально-исторические корни. В статье автор раскрывает три основных этапа формирования национальной идентичности. Дана развернутая структура национального самосознания студентов. Базовым условием модернизации является сохранение собственного национального кода, духовность, прочная опора на национально-исторические корни. В конце даются методические рекомендации по формированию национального самосознания студентов в процессе духовной модернизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдурахманов Мирзатилла Абдуллаевич, Хусинов Ибрагим Исмаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL RESEARCH OF STUDENTS’ SELF-AWARENESS

The article draws attention to the fact that in the modern world, the character and appearance of society are formed by three main processes: globalization, modernization and innovation. The basic condition for modernization is the preservation of its own national code, spirituality, and a strong reliance on national and historical roots. In the article, the author reveals the main 3 stages of the formation of national identity. The developed structure of the national self-consciousness of students is given. The basic condition for modernization is the preservation of one's own national code, spirituality, and a strong reliance on national and historical roots. At the end, methodological recommendations are given for the formation of national self-consciousness of students in the process of spiritual modernization.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/47

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

©Абдурахманов М. А., канд. экон. наук, Казахский университет экономики, финансов и международной торговли, г. Нур-Султан, Казахстан, mirzatilla@mail.ru ©Хусинов И. И., канд. экон. наук, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент,

Узбекистан, ibrohim. husinov@gmail. com

STATISTICAL RESEARCH OF STUDENTS' SELF-AWARENESS

©Abdurakhmanov M., Ph.D., Kazakh University of Economics, Finance and International Trade, Nur-Sultan, Kazakhstan, mirzatilla@mail.ru ©Husinov I., Ph.D., Tashkent Institute of Finance, Tashkent, Uzbekistan, ibrohim.husinov@gmail.com

Аннотация. В статье обращается внимание на то, что в современном мире характер и облик общества формируются тремя основными процессами: глобализацией, модернизацией и инновациями. Основным условием модернизации является сохранение собственного национального кода, духовности, твердая опора на национально-исторические корни. В статье автор раскрывает три основных этапа формирования национальной идентичности. Дана развернутая структура национального самосознания студентов. Базовым условием модернизации является сохранение собственного национального кода, духовность, прочная опора на национально-исторические корни. В конце даются методические рекомендации по формированию национального самосознания студентов в процессе духовной модернизации

Abstract. The article draws attention to the fact that in the modern world, the character and appearance of society are formed by three main processes: globalization, modernization and innovation. The basic condition for modernization is the preservation of its own national code, spirituality, and a strong reliance on national and historical roots. In the article, the author reveals the main 3 stages of the formation of national identity. The developed structure of the national self-consciousness of students is given. The basic condition for modernization is the preservation of one's own national code, spirituality, and a strong reliance on national and historical roots. At the end, methodological recommendations are given for the formation of national self-consciousness of students in the process of spiritual modernization.

Ключевые слова: глобализация, модернизация, инновация, самосознание студентов, национальные традиции, эмоциональное переживание.

Keywords: globalization, modernization, innovation, students' self-awareness, national traditions, emotional experience.

В условиях социально-экономических и научно-технических изменений в обществе все больше проявляется заинтересованность государства в воспитании профессиональных кадров, способных обеспечить интересы производства в условиях рыночных отношений,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

избегать профессиональных кризисов и деструкций, достигать эффективности в труде. Для достижения этой цели будущий профессионал должен обладать не только квалификацией, но и аутопсихологической компетентностью, высоким духовно-нравственным потенциалом, профессиональной мотивацией, зрелостью, основанными на профессиональном самосознании.

Национальный код определяется такими ключевыми понятиями, как жет ата, теп тш, жер, ел, которые сформировали мировоззрение казахов, их характер, открытость к миру, толерантность ко всем этносам, проживающим на территории Казахстана [1].

Сохранить то, что было в продолжении веков или прежнюю модель сознания и мышления в настоящее время уже невозможно. Необходимо разъяснять обучающейся молодежи, что важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. Духовная модернизация предполагает изменения в национальном сознании. Время ведь не останавливается, а, следовательно, и модернизация тоже продолжающийся, развивающийся процесс.

В системе приоритетов молодежи на первом месте должно быть образование. Этому надо учить, формировать и развивать мышление студентов [2].

Самосознание — осознание, оценка человеком самого себя практической и познавательной деятельности, как личности [4]. Особенность самосознания в ВУЗе заключается в том, что оно проявляется как стремление к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Осознание студентом самого себя как субъекта учебной деятельности в системе профессионального образования, осознание целей процесса обучения, является ядром процесса профессионального становления. Активизация самосознания студента помогает ему оценить свои способности, личные качества, потенциал и заниматься самосовершенствованием в области профессиональной деятельности. Самосознание студента, как будущего специалиста формируется на основе расширения знаний о необходимых ему качествах, адекватной самооценки уровня их развития. Профессиональное самосознание студентов формируется благодаря развитию мышления, самостоятельности, активности и других качеств и свойств личности и проявляется в осознании себя как субъекта будушей профессиональной деятельности [3].

Процесс формирования национального самосознания является важным аспектом личностного развития студента [5]. Процесс формирования национального самосознания выступает связующим звеном между мировоззрением личности и «Я-концепцией» индивида, он способствует более эффективной социализации в окружающем социокультурном пространстве. Формирование национального самосознания личности является составной частью процесса воспитания. В образовательном процессе высшей школы в соответствии с основными элементами содержания определены основные 3 этапа формирования национального самосознания. Рассмотрим эти этапы:

1 этап — освоение знаний. Содержание каждой учебной дисциплины дает возможность освоения знаний и представлений о своеобразии исторического пути Казахстана через осмысление явлений национальной культуры, национальных традиций, национальных особенностей казахского народа. В результате этого осваиваются знания, которые формируют когнитивный компонент национального самосознания.

2 этап — эмоциональное переживание. В процессе изучения литературы через переживание таких чувств, как любовь к Родине, народу, привязанность к земле, чувство национальной гордости происходит формирование эмоционального компонента национального самосознания.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

3 этап — построение этносхем и желаемых поведенческих этномоделей. На примерах поступков, действий героев произведений, направленных на защиту национальных интересов, на сохранение ценностей, традиций национальной культуры, складываются национальные поведенческие модели, которые могут служить базой для формирования поведенческого компонента национального самосознания.

В процессе исследования использовались методы статистической группировки, педагогическое описание, обобщение, интерпретация; сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ; систематизация и обобщение идей, теоретических положений, концепций, дискуссия системного подхода, анализа, синтеза, сравнения. Следует отметить несколько направлений модернизации сознания: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, открытость сознания. Только развивая свою конкурентоспособность, можно иметь шанс на успех. Среди предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

Модернизация невозможна без прагматизма. На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Прагматизм в поведении это умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех. Модернизация состоит и в том, что согласиться с тем, что ряд негативных обрядов, привычек и пристрастий нужно искоренять. Наш народ всегда стремился к образованию. У казахов много пословиц, поговорок о силе знания. Начинается эпоха, когда успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям, требованиям, менять профессию благодаря высокому уровню образования. В системе приоритетов молодежи на первом месте должно быть образование. Этому надо учить, формировать и развивать мышление студентов [2].

Открытость сознания означает понимание того, что творится в мире, что происходит вокруг твоей страны.

Открытость сознания — это готовность к переменам, способность перенимать чужой опыт, учиться у других.

Основываясь на вышесказанном, можно конкретизировать цель национального воспитания, которая заключается в воспитании нового поколения специалистов с высоким уровнем развития национального самосознания, патриотизма, исторического сознания и социальной памяти; духа профессионализма и конкурентоспособности, готовых к активным и решительным действиям по сохранению стабильности, независимости, способных строить конструктивный диалог с представителями других культур.

Достижению данной цели поможет решение следующих основных задач:

- Формирование национального самосознания личности студента как субъекта саморазвития и самосовершенствования в педагогическом процессе вуза.

- Формирование у будущих специалистов (независимо от национальной принадлежности) высокого уровня национального самосознания и национального духа, как его основы, посредством глубокого погружения в национальную культуру казахского народа, важнейшими компонентами которой являются история, язык, обычаи и традиции, самобытность казахского народа, а также осознанного принятия национальных интересов, национальных ценностей и ценностных ориентаций казахского народа.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

- Формирование у будущих специалистов осмысленного отношения к своим собственным национальным корням, к истории становления и развития своего народа в единстве и взаимосвязи с его прошлым, настоящим и будущим, как основы развития национального духа, духа победы, духа патриотизма, исторического сознания и социальной памяти.

Национальное самосознание не возникает спонтанно, оно формируется под влиянием объективных и субъективных факторов и является продуктом социального развития личности. Каждый человек, в том числе и ребенок, связан с самыми различными сторонами национальной действительности. Все дети наследуют от своих родителей биологический фонд, на основе которого по законам социальной преемственности развиваются национальные черты личности. Под влиянием окружающей среды, идеологии общества, родителей, социальной системы образования и воспитания в школе и других учебно-воспитательных учреждениях подрастающее поколение получает все те же национальные и общечеловеческие ценности, которые культивируют в обществе на данном этапе его развития. Чем выше национальное самосознание, тем выше духовная культура человека, он более самокритичен в своем поведении и более бережно относится к людям другой национальности. Формировать самосознания — значит формировать личность человека [5, 6]. Осознание языкового единства и культурных ценностей народа играют огромную роль в процессе формирования национального самосознания студентов. С помощью языка люди общаются друг с другом, приобщаются к духовному наследию своих предков [7]. Познание национальной жизни своего народа, познание себя как представителя нации у личности происходит посредством языка. Утрата этнической общностью своего языка свидетельствуют о «потере» своего носителя (https://articlekz.com/article/10988). К изменению этнической принадлежности и самосознания, если этому способствуют дополнительные факторы, в частности, проживание на территории другого этноса часто ведет смена языка.

К основным компонентам национального самосознания относятся:

- язык;

- идентификация личности;

- отношение к своей национальности и осведомленность в области ее национальных вопросов и проблем;

- отношение к другим национальностям и осведомленность в области их национальных вопросов и проблем;

- информированность в области этнических вопросов и проблем.

Развитие национального самосознания обуславливают такие факторы как социальная ситуация развития, семья; язык и общность происхождения членов этноса, особенности их взаимодействия и этнические стереотипы ближайшего окружения подрастающего поколения, а так же воздействие средств массовой информации [8]. Возрастные границы становления этнического самосознания не универсальны, однако младший школьный возраст (7-10 лет), является наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания в условиях активного межнационального взаимодействия в полиэтническом регионе [9].

Психологические особенности формирования духовности как базовой ценности национального самосознания студентов:

1. Сформированность самосознания личности;

2. Наличие системы этнических ценностей, чувств и стереотипов;

3. Идентификация себя с представителями своей национальности;

4. Позитивное отношение к своей национальности, чувство гордости за нее;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

5. Позитивное отношения к представителям своей и другим этническим группам;

6. Информированность об истории, традициях и обычаях своего народа;

7. Интерес к особенностям национального языка, истории его развития;

8. Интерес к психологическим универсалиям своего и других народов;

9. Готовность обсуждать со своим окружением проблемы этносов.

В качестве выводов можно отметить, что для эффективного формирования национального самосознания у студентов предлагаем следующие методические рекомендации:

- Важно акцентировать внимание, прежде всего, на развитии целостности личности студента.

- Национальное самосознание — это сложный психосоциальный феномен со своей структурой, поэтому необходимо воздействовать на его формирование комплексно, учитывая национальную идентификацию, национальный характер, национальные стереотипы и чувства, особенности этнической культуры и др.

- В процессе формирования национального самосознания очень важно не нарушать иерархию его становления: от сознания национальных чувств и принадлежности, до осознания себя в качестве субъекта этнической общности [10-12].

Формирование национального самосознания необходимо осуществлять в трех направлениях:

- когнитивном — формирование основных понятий, знаний, символов и т. д.;

- эмоционально-оценочном — формирование отношение к своему и другим этносам;

- результативно-волевом — формирование национальных установок, национальной системы ценностей, национального интереса, национальных потребностей и т.д.

Необходимо сформировать у студентов представление о таких понятиях, как этнос, национальность, национальная культура, национальный фольклор, национальный этикет и т. д.

Список литературы:

1. Нурлигенова З. Н., Амантаева К. М., Курбанова Д. Н. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы //Молодой ученый. - 2017. - №. 45. - С. 160-163.

2. Аксенова Э. А. Целевые установки обучения одаренных детей в американской педагогике // Эйдос. 2016. №4. С. 17.

3. Трушникова Д. Ю. Актуальные вопросы современного образования. Тюмень, 2010. С. 179-194.

4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.

5. Баубекова Г. Д. Этнопедагогика. Ташкент: Фан, 2000. 240 с.

6. Быков А. К., Липский И. А., Никитина Л. Е., Прохорова О. Г. Воспитание: современные парадигмы. М., 2006. 160 с.

7. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М., 2003. 249 с.

8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психики. 1996. №6. С. 75-79.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

9. Гаязов A. C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск: Факел, 1995. 238 с.

10. Джуринский А. Н. Воспитание в многонациональной школе. М.: Просвещение, 2007. 96 с.

11. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. 89 с.

12. Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. М.: ПЭРСЭ, 2002. 416 с.

References:

1. Nurligenova, Z. N., Amantaeva, K. M., & Kurbanova, D. N. (2017). Patrioticheskoe vospitanie kazakhstanskoi molodezhi: istoriya i perspektivy. Molodoi uchenyi, (45), 160-163. (in Russian).

2. Aksenova, E. A. (2016). Tselevye ustanovki obucheniya odarennykh detei v amerikanskoi pedagogike. Eidos, (4), 17. (in Russian).

3. Trushnikova, D. Yu. (2010). Aktual'nye voprosy sovremennogo obrazovaniya. Tyumen', 179-194. (in Russian).

4. Bim-Bad, B. M. (2002). Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar'. Moscow. (in Russian).

5. Baubekova, G. D. (2000). Etnopedagogika. Tashkent. (in Uzbek).

6. Bykov, A. K., Lipskii, I. A., Nikitina, L. E., & Prokhorova, O. G. (2006). Vospitanie: sovremennye paradigmy. Moscow. (in Russian).

7. Vulfson, B. L. (2003). Sravnitel'naya pedagogika: istoriya i sovremennye problemy. Moscow. (in Russian).

8. Vygotskii, L. S. (1996). Igra i ee rol' v psikhicheskom razvitii rebenka. Voprosy psikhiki, (6), 75-79. (in Russian).

9. Gayazov, A. C. (1995). Formirovanie grazhdanina: teoriya, praktika, problemy. Chelyabinsk. (in Russian).

10. Dzhurinskii, A. N. (2007). Vospitanie v mnogonatsional'noi shkole. Moscow. (in Russian).

11. Dyurkgeim, E. (1996). Sotsiologiya obrazovaniya. Moscow. (in Russian).

12. Kochetkov, V. V. (2002). Psikhologiya mezhkul'turnykh razlichii. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 10.02.2022 г. 18.02.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Абдурахманов М. А., Хусинов И. И. Статистические исследования самосознания

студентов // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 399-404. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/47

Cite as (APA):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abdurakhmanov, M., & Husinov, I. (2022). Statistical Research of Students' Self-awareness. Bulletin of Science and Practice, 8(3), 399-404. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.