Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА'

СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / МИГРАНТ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / INTERNAL LABOR MIGRATION / EXTERNAL LABOR MIGRATION / LABOR MARKET / LABOR POTENTIAL / MIGRANT / MIGRATION PREFERENCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Выжимова Н.Г., Помыкалова М.И.

В данной статье рассматривается одна из первостепенных задач страны, такая как сохранение национального трудового потенциала, без решения которой невозможно экономическое, демографическое, культурное и инновационное развитие территорий. Актуализирована проблема внутренней трудовой миграции, как неравномерного социально-экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF THE NATIONAL LABOR POTENTIAL

This article examines one of the country's primary tasks, such as the preservation of the national labor potential, without the solution of which the economic, demographic, cultural and innovative development of the territories is impossible. The problem of internal labor migration is actualized as an uneven socio-economic development of regions.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Выжимова Н.Г.

к.п.н., доцент кафедры кадрового управления Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина г. Тамбов, Россия Помыкалова М.И. студентка 4 курса Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина г. Тамбов, Россия

СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из первостепенных задач страны, такая как сохранение национального трудового потенциала, без решения которой невозможно экономическое, демографическое, культурное и инновационное развитие территорий. Актуализирована проблема внутренней трудовой миграции, как неравномерного социально-экономического развития регионов.

Ключевые слова: внутренняя трудовая миграция, внешняя трудовая миграция, рынок труда, трудовой потенциал, мигрант, миграционные предпочтения.

Vyzhimova N.G.

Ph.D., associate professor Department of Personnel Management Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia

Pomykalova M.I.

4th year student Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia

PRESERVATION OF THE NATIONAL LABOR POTENTIAL

Abstract: This article examines one of the country's primary tasks, such as the preservation of the national labor potential, without the solution of which the eco-

nomic, demographic, cultural and innovative development of the territories is impossible. The problem of internal labor migration is actualized as an uneven socioeconomic development of regions.

Key words: internal labor migration, external labor migration, labor market, labor potential, migrant, migration preferences.

В настоящее время остро выражена проблема высокого уровня внутренней и внешней трудовой миграции в Российской Федерации. Данная проблема влечет повышение уровня конкуренции на рынке труда, переизбыток и наличие низкоквалифицированных кадров, дефицита профессий и прогрессированию структурных демографических деформаций. От развития трудового потенциала одновременно зависит, как уровень жизни и благосостояния населения, так и уровень квалификации специалистов, степень развития социальных сфер.

Последствия внешней миграции отражаются на социально-экономических процессах страны: отток трудоспособных ресурсов в трудоспособном возрасте; переселение высококвалифицированных специалистов в другие страны, т.е. происходит перенос комплекса научных знаний из государства «утечка умов»; сокращение налогов. А внутренняя миграция зачастую выражается в перенасыщении трудовых мигрантов на одной территории, что влечет повышение уровня конкуренции на рынке труда, переизбыток и наличие низкоквалифицированных кадров, дефицита профессий и прогрессированию структурных демографических деформаций.

В данное время трудовые мигранты сосредотачиваются в крупных экономических центрах страны, в которых высоко развит рынок труда, по-другому их называют «реципиенты», а отток трудоспособного населения происходит из регионов - доноров, в которых наблюдаются проблемы с уровнем заработной платы, жизни и инфраструктуры.

Привлекательными остаются Северо - Западный и Южный федеральные округа, а субъектами-донорами являются Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа. Что касается Центрального ФО, то он нейтрален, так как в нем наблюдается высокий уровень миграции.

Одной из причин данного явления является большой отток трудоспособного населения и молодежи из области в соседние города и города федерального значения.

Анализ данных миграции по потокам перемещения населения в 2015-2018 гг. представлен субъектами РФ с наибольшим оттоком граждан (табл. 1).

Таблица 1

Межрегиональная миграция занятого населения в возрасте от 15 лет и старше по субъектам РФ с наибольшим оттоком граждан на работу в другие регионы [1-4]

Числен- Числен- Числен- Числен- Прирост/

ность ность ность ность Убыль

граждан, граждан, граждан, граждан, (+/-)

тыс. чело- тыс. чело- тыс. чело- тыс. чело-

век 2015 г век 2016 г. век 2017 г. век 2018 г.

1. Московская

область 408,6 697,6 766,1 903,7 +495,1

2. Ленинградская область 146,2 138,2 197,0 167,2 +21

3. Республика

Башкортостан 145,3 148,1 155,0 161,8 +16,5

4. Чувашская Республика 76,8 82,3 74,3 80,2 +3,4

5. Тульская область 79,8 76,2 72,2 67,8 -12

6. Омская

область 54,7 61,1 63,4 63,3 +8,6

7. Волгоградская область 45,7 57,4 54,8 61,9 +16,2

8. Владимирская область 75,4 64,3 66,3 63,0 -12,4

9. Саратовская область 61,8 58,1 62,4 60,9 -0,9

10. Пензенская

область 52.3 46,8 52,2 52,2 -0,1

11. Брянская область 45,1 45,9 46,3 54,4 +9,3

На основании таблицы 1, можно сказать о том, что Московская, Ленинградская области и Республика Башкортостан ежегодно занимают лидирующие позиции по оттоку населения на работу, как в количественных показателях, так и приросту 2015-2018 гг. Тульская, Владимирская, Саратовская, Пензенская области за 4 года имеют небольшую убыль в оттоке рабочей силы.

Отток населения по поводу работы из регионов, представленных в таблице 1, связан, прежде всего, с низким уровнем заработной платы,

профессиональными диспропорциями рынка труда, переизбытком соискателей работы по ряду профессий, низким качеством образования, не позволяющее занимать интересующие должности в соответствии с полученным образованием, сложностью и ограниченностью в поиске работы, отсутствием полной и достоверной информации, трудностью привлечения иногородних специалистов.

В рамках исследования был проведен анализ структуры трудовой миграции по возрасту:

в 2016 г. в %-соотношении составляет в возрасте: 15-24 лет -8,4%, 25-34 лет - 36,5%, 35-44 лет - 25,4%, 45-54 лет - 20,7%, 5559 лет - 6,3%, 60-72 лет; средний возраст работающего - 38,0;

в 2017 г. в %-соотношении составляет в возрасте: 15-24 лет -7,4%, 25-34 лет - 35,4%, 35-44 лет - 26,8%, 45-54 лет - 20,7%, 5559 лет - 7,1%, 60 и старше - 2,6%, средний возраст работающего -38,5 лет;

в 2018 г. в %-соотношении она составляет в возрасте: 15-24 лет -6,6%, 25-34 лет - 35,5%, 35-44 лет - 27,7%, 45-54 лет - 19,9%, 5559 лет - 7,0%, 60 и старше - 3,2%., средний возраст работающего -38,7 лет [2-4].

Исходя из проведенного анализа межрегиональной миграции, привлекательным регионом для внутренней миграции за 2015-2018 гг. оказался г. Москва. Также миграционный прирост фиксируется в Тюменской области, г. Санкт-Петербург. На работу в г. Москва и Московскую область скапливаются мигранты из Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, в Тюменскую область стремятся из Предуралья и Урала, регионов Юга Западной Сибири, а г. Санкт-Петербург, а также и Ленинградская область «собирают» мигрантов из соседних регионов. Помимо этих регионов огромным спросом пользуются Краснодарский и Красноярские края, Республики Татарстан и Якутия [1-4].

Изучая виды деятельности занятого населения, работающего за пределами своего региона, нужно отметить, что с 2016 г. по 2018 г. самая распространенная сфера экономической деятельности - строительство. Последующие места по предпочтению занимают торговля/автотранспортный ремонт и транспортировка/хранение [5].

На распределение трудоспособного населения страны также влияет востребованность определенных профессий в различных регионах, которые влияют на поток перемещения граждан в целях трудоустройства из одних регионов в другие.

Рынок труда можно проанализировать и с точки зрения эмиграции российских граждан за рубеж. Эмиграция «мозгов», прежде всего, свя-

зана с поиском наиболее высокооплачиваемого и перспективного рабочего места за границей. Обратить внимание стоит на субъекты РФ, из каких чаще всего граждане уезжают за рубеж. Такими регионами являются: 1) г. Москва, г. Санкт-Петербург, Курская область, Хабаровский и Приморские края - более 3 000 чел.; 2) Красноярский и Краснодарский край, Новосибирская область, Смоленская область, Орловская область, Воронежская область, Тамбовская область, Астраханская область - от 1 тыс. чел. До 3тыс. чел.; 3) остальные субъекты - от 50 до 1 тыс. чел.; 4) Камчатский край, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Республика Алтай, Курганская область, Республика Калмыкия, Чеченская Республика и Карачаево-Черкесская Республика - менее 50 чел. [5].

Миграция стала проблемой, которая не получила еще достаточно полного осмысления и адекватного государственного реагирования. Глобальная задача администрации региона - сохранить имеющееся на территории трудоспособное население и привлечь возможно большее число работников на свободные места, создать тем самым перспективы развития региона.

Для сохранения и привлечения квалифицированной рабочей силы в рамках конкретной территории, администрацией должна вестись систематическая и планомерная работа. Для того, чтобы человек остался работать на своем месте, в своем населенном пункте, необходимо донести до него те преимущества, которые он получит в случае правильного выбора места жительства и работы. И задача администрации - создать эти преимущества и сформировать необходимую систему мотивов у населения, основанную на доверии и уверенности в поддержке.

Отсутствие условий, стимулирующих население оставаться в регионе, либо отсутствие уверенности в долгосрочной перспективе сохранения этих условий, заставляют людей искать новые пути трудоустройства, в том числе, увеличивая внутреннюю и внешнюю миграцию. Для системы мотивации в настоящее время не хватает развитого сотрудничества и слаженной работы межведомственного взаимодействия между органами занятости и труда, Администрациями, коммерческими и некоммерческими организациями, а также взаимодействия субъектов.

Решением проблемы оттока населения из своего региона по поводу трудоустройства следует предложить усовершенствованную форму работы органов службы занятости. Данная форма заключается в сборе, обработке, анализе информации (данных) в сфере трудоустройства при взаимодействии с Администрацией, которая будет выполнять функцию контроля поступления информации. Работу органов служб занятости планируется объединить в единую сеть с работой образовательных и медицинских учреждений, а также с работой транспортных

компаний и ЖКХ. Для преодоления сложившейся непростой ситуации на рынке труда одним из решений является переход на цифровизацию управления органов служб занятости. Так как в первую очередь необходимо облегчить поиск работы для граждан.

Новизна состоит в разработке информационного ресурса, обеспечивающего доступ физических и юридических лиц к актуальной информации о предоставлении рабочих вакансий в организациях и учреждениях региона, о возможностях инфраструктуры (количестве и наличии мест в образовательных учреждениях, о предоставлении услуг в области здравоохранения об изменениях жилищной политики региона). Данное предложение является сложным, так как требует привлечения представителей большого количества организаций и учреждений, органов власти, активного ведения, сбора, синхронизации больших потоков информации - такими функциями будут обладать органы служб занятости при взаимодействии Администраций.

Оставшись в своем регионе, человек мучается в неуверенности, а сможет ли он найти рабочее место по своей специальности с достойной заработной платой. Рассматривая бытовые проблемы с позиции молодой семьи, стоит сказать, что сомнение возникает по поводу устройства ребенка в детский сад или школу и т.д. То есть, большинство граждан уезжает на произвол судьбы в другие регионы из-за неосведомленности в некоторых сферах.

Предполагается, что сайт будет представлять собой информационный портал, который будет включать в себя разделы об основных необходимых сферах жизнедеятельности населения, сведения, необходимые при принятии решения о трудоустройстве. Сюда входит информация о вакантных местах, услугах здравоохранения на территории конкретного муниципального образования, объеме предоставляемых образовательных услуг, предложениях жилищно-коммунального комплекса и транспортных маршрутах. Каждый из разделов сайта снабжен соответствующими вкладками с максимальной детализацией информации:

Информационный ресурс адресован пользователям, имеющим различный социальный статус. Он будет полезен и учащимся, и безработным, и работающим специалистам, желающим изменить место работы, иногородним и иностранным гражданам, желающим трудоустроиться в каком-то конкретном регионе. Множественность направлений поиска, предусмотренных на сайте, создадут дополнительные возможности рядовому пользователю не только найти подходящую работу, но и решить сопутствующие бытовые проблемы, являющиеся для любого человека первостепенными.

При решении бытовых проблем, человек задумается, а стоит ли ему искать работу в другом городе?

Список литературы

1. Ситуация на рынке труда. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/situaz.pdf. - (дата обращения 29.10.2020).

2. О межрегиональной трудовой миграции в 2016 году. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2016.htm (дата обращения 29.10.2020).

3. О межрегиональной трудовой миграции в 2017 году. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2017.htm (дата обращения 29.10.2020).

4. О межрегиональной трудовой миграции в 2018 году. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2018.htm (дата обращения 29.10.2020).

5. Статистика эмиграции из России. Миграционный портал «EMIGRATING.RU» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://emigrating.ru/statistika-emigratsii-iz-rossii/ (дата обращения 29.10.2020).

Дильдина И.В.

магистрант 1 курса по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведения Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина г. Тамбов, Россия Ураева И.В. кандидат исторических наук Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина г. Тамбов, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСОВЕТА

Аннотация: В статье представлена характеристика документационного обеспечения управления администрации сельсовета. В качестве примера проанализирована деятельность администрации Рудовского сельсовета Пичаев-ского района Тамбовской области. Авторами описана структура Рудовского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.