ПЛАНОВО-РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ
Г.В. Якшибаева,
доцент кафедры экономической теории Уфимского государственного авиационного технического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье исследуется современное состояние, тенденции, направления и особенности внутренней трудовой миграции России. Предлагаются планово-рыночные механизмы регулирования потоков трудовых мигрантов, призванные смягчить существенные региональные различия и обеспечить трудодефицитные регионы государства необходимой рабочей силой.
Ключевые слова: трудовая миграция, демографическая ситуация, миграционная политика
УДК 331.556 ББК 65.013
Миграционные процессы становятся неотъемлемой частью современной жизни. В эпоху глобализации, информатизации и цифровизации миграция интенсифицируется, приобретает новые черты, особенности, характеристики, формирует новые потоки, неоднозначно воздействуя на социально-экономическое, политическое, культурное и этническое развитие различных территорий.
В настоящее время демографическую ситуацию в России по оценкам некоторых экспертов считают кризисной, так как уже более чем в половине административных регионах страны наблюдается абсолютная убыль населения. Очевидно, сложившиеся негативные депопуляционные процессы в сфере демографии ведут к сокращению трудового потенциала. По оценкам экспертов, к 2026 г. население в трудоспособном возрасте уменьшится на 16,4 млн чел. или на 18%, но наибольшее уменьшение числа коснется молодых возрастов 15-29 лет. Ожидается и сокращение численности экономически активного населения к 2026 г. в возрасте 15-72 лет на 9,2 млн чел [1].
Учитывая нынешнюю демографическую ситуацию, миграционную обстановку, структурные сдвиги в экономике субъектов Российской Федерации, исследование процессов трудовой миграции (как внешней, так и внутренней), его влияние на развитие экономики и разработка взвешенной миграционной политики, направленной на эффективное регулирование миграционных процессов сегодня приобретает исключительную значимость.
Россия имеет определенный опыт по регулированию миграционных процессов, которая базируется на использовании таких механизмов, как: нормативно-правовые акты (законы, постановления, распоряжения, указы), различные международные соглашения, регулирующие миграционные потоки, государственные институты, административные меры, федеральные программы по оказанию экономической помощи регионам массовой эмиграции и др.
Как правило, производительные силы, капитал, знания, технологии и инвестиции располагаются в регионах с большой численностью населения, что в конечном итоге, обеспечивает поступательное развитие того или иного региона. К такому федеральному округу в России относится Центральный федеральный округ, с численностью населения 39 209 тыс. человек (1 место среди федеральных округов РФ), который имеет плотность населения 60,3 чел./км2 и превышает по данному показателю Дальневосточный федеральный округ (1,0 чел./км2) в 60 раз, Сибирский федеральный округ (3,8 чел./км2) — в 16 раз, Уральский федеральный округ (6,8 чел./км2) — в 9 раз и Северо-Западный федеральный округ (8,2 чел./км2) — в 7,5 раз (см. табл.1).
Из таблицы 1 видно крайне неравномерное размещение населения в Российской Федерации. Среди федеральных округов минимальную численность населения имеет Дальневосточный федеральный округ (6 183 тыс. человек), что в 6,5 раз меньше, чем население Центрального федерального округа, насчитывающего 39 209 тыс. человек, хотя по площади ДФО среди федеральных округов занимают самую большую территорию (36,02% от территории РФ). Сегодня в регионах России с низкой плотностью наблюдается активный отток населения в центральные, западные и южные территории страны, где крупные города, такие как: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи и др. становятся мегагородами притяжения мигрантов.
Таблица 1
Численность и плотность населения по федеральным округам Российской Федерации
№ Название округа Численность населения, тыс. человек Плотность населения на 1 января 2017
1 Центральный 39 209 60,3 чел./км2
2 Северо-Западный 13 899 8,2 чел./ км2
3 Южный 16 429 36,7 чел./ км2
4 Северо-Кавказский 9 776 57,4 чел./ км2
5 Приволжский 29 637 28,6 чел./ км2
6 Уральский 12 345 6,8 чел./ км2
7 Сибирский 19 326 3,8 чел./ км2
8 Дальневосточный 6 183 1,0 чел./ км2
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели — 2017 г. 1.1. Основные социально-экономические показатели в 2016 г.
Если анализировать миграционную ситуацию в Российской Федерации, то она имеет аналогичную тенденцию, то есть потоки стремительно устремляются в европейскую часть Российской Федерации, см. табл.2.
Таблица 2
Миграционная ситуация в федеральных округах РФ
Название округа Прибыло, чел Выбыло, чел Миграционный прирост
РФ 4 706 411 4 444 463 261 948
Центральный 1 234 412 1 058 129 176 283
Северо-Западный 591 313 535 091 56 222
Южный 506 987 427 711 79 276
Северо-Кавказский 188 865 209 656 -20 791
Приволжский 859 054 873 411 -14 357
Уральский 432 780 417 508 -15 272
Сибирский 641 970 654 560 -12 590
Дальневосточный 251 030 268 397 -17 367
Источник: Численность и миграция населения Российской Федерации в 2017 г.: Бюллетень
В течении ХХ века до начала 1990 года Советский Союз, реализуя достаточно жесткую политику депортации и планомерного распределения трудовых ресурсов, с помощью системы льгот и различных субсидий заселяла стратегически важные территории Сибири и Дальнего Востока необходимой рабочей силой. Людские потоки при этом строго контролировались и имели целенаправленный характер. Распад планового хозяйства привел к совершенно новому этапу для России. Потеряли свое действие льготы, надбавки, «подъемные», которые притягивали работников в районы с суровым климатом, что в результате привело к тому, что достаточно хорошо освоенные и заселенные регионы советского времени в последние десятилетия начали стремительно терять свое население и опустошаться.
Из табл.2 видно, что из восьми федеральных округов, лишь 3 округа имеют положительное сальдо миграции. Это: Централь-
79
ный федеральный округ (176 283 человек), Южный федеральный округ (79,276 человек) и Северо-Западный федеральный округ (56 222 человек), в остальных округах РФ выезжают больше, нежели прибывают. Очевидно, что подобная однополярность или, как многие исследователи называют ее «Западным дрейфом» [2], не может привести ни к чему положительному. Сегодня чрезвычайно важным должно быть стремление к равномерному размещению и распределению как населения, так и производственных комплексов с равномерным расположением по территории Российской Федерации некоторых крупных центров в разных географических объектах государства.
Значение трудовой миграции заключается в том, что она в первую очередь, способствует перераспределению трудовых ресурсов между трудоизбыточными и трудодефицитными территориями, повышая сбалансированность спроса и предложения на рынке труда. В современных условиях, когда отсутствуют рабочие места и растет безработица, что особенно ярко выражено в сельских муниципальных образованиях регионов России, всегда имеются вакантные рабочие места и благоприятные условия и возможности для реализации своих способностей в больших городах, других экономически развитых регионах, что мы и наблюдаем сегодня.
В настоящее время Российская Федерация характеризуется ярко выраженной дифференцированностью экономического развития своих территорий, что обусловлено различием промышленного потенциала, размещением агропромышленного комплекса, наличием природно-минеральных ресурсов, степенью урбанизации, что непосредственно отражается на расселении населения внутри страны и оказывает существенное влияние на миграционные процессы, потоки которых стремительно устремляются в относительно экономически развитые субъекты страны см. табл. 3.
Таблица 3
Численность занятого населения въезжающих и выезжающих на работу в другие субъекты, тыс. человек
цфо сзфо юфо скфо пфо уфо сфо дфо
Численность занятого населения, въезжающего на работу в субъект
2005 612,3 100,3 21,9 3,0 39,1 111,1 14,8 10,3
2011 1284,5 116,3 65,8 14,7 70,1 261,8 40,1 40,9
2016 1658,4 259,6 95,3 20,2 109,1 365,9 81,8 78,4
Численность занятого населения, выезжающих на работу в другие субъекты
2005 536,0 89,6 38,0 12,8 166,9 27,2 36,3 7,0
2011 1019,3 82,5 87,5 83,0 457,0 45,4 101,6 17,9
2016 1274,1 202,6 203,6 86,1 610,0 87,0 173,9 31,5
тивно-принудительными инструментами и в основном было направлено на достижение более или менее равномерного распределения населения внутри страны, нынешняя современная ситуация носит кардинально другой характер. Для России переход к рыночным отношениям изменил миграционную ситуацию, повысив мобильность трудовых ресурсов, увеличив масштабы притока и оттока населения из региона в другие регионы, города и зарубежные страны [3].
Из 1371,8 тыс. человек, привлекавшихся на работу предпринимателями в Российской Федерации в целом, львиная доля приходится на иностранных трудовых мигрантов — 939,3 тыс. человек (68,5%). При этом число российских трудовых мигрантов — 432,5 тыс. человек (31,5%), см. табл.4. Рассматривая ситуацию по округам, видно, что Центральный федеральный округ значительно преобладает над остальными округами, который привлек 719,1 тыс. трудовых мигрантов, тогда как в Северо-Кавказском федеральном округе численность трудовых мигрантов составила всего 33,2 тыс. человек.
Таблица 4
Численность трудовых мигрантов, привлекавшихся на работу предпринимателями, по субъектам российской Федерации
название округа Численность трудовых мигрантов, всего, тыс. человек в том числе
Иностранные трудовые мигранты российские трудовые мигранты
РФ 1 371,8 939,3 432,5
ЦФО 719,1 482,3 236,8
СЗФО 131,8 83,4 48,4
ЮФО 59,7 31,9 27,8
СКФО 33,2 24,1 9,1
ПФО 97,3 56,0 41,3
УФО 111,4 80,7 30,7
СФО 162,7 137,6 25,0
ДФО 56,6 43,3 13,3
Источник: Официальная статистика: Итоги федерального статистического наблюдения за использованием труда мигрантов в 2015 году. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ trud/migrac/mtm_2016.htm (Дата обращения 17.01.2018.)
Источник: Официальная статистика; рынок труда, занятость и заработная плата; трудовые ресурсы; оперативная информация; межрегиональная трудовая миграция.
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/ mtm_2016.htm (Дата обращения 5.03.2018)
Из табл.3 видно, что происходит активизация движения трудовой миграции во всех федеральных округах РФ, численность въезжающих на работу в другие округа с 2005 года по 2016 гг. стабильно увеличивается. С большим отрывом от других округов на первом месте находится Центральный федеральный округ, сюда в 2016 году въехали 1 658 тыс. человек, на втором месте находится Уральский федеральный округ — 365,9 тыс. человек, на третьем — Северо-Кавказский федеральный округ 259,6 тыс. человек.
По выезжающим на работу в другие округа Российской Федерации, также как и по въезжающим, на первом месте находится Центральный федеральный округ (1 274,1 тыс. человек), за ней следует Приволжский федеральный (610,0 тыс. человек), далее — Южный федеральный округ (203,6 тыс. человек) и Северо-Западный федеральный округ (202,6 тыс. человек), имеющие приблизительно одинаковые значения.
В отличие от советского времени, когда регулирование миграционными процессами было связано с администра-
Крупные экономические центры, потребность в наемном труде малого и среднего бизнеса, относительно высокие заработные платы, активная торговля между Россией и странами СНГ, а также замена квотных ограничений патентной системой привлекают иностранных работников и предпринимателей. Наибольшее их количество было привлечено в Центральный федеральный округ (482,3 тыс. человек), особенно это характерно для таких городов, как: Москва и Московская область, Калуга, Курск, Воронеж, Липецк. На втором месте находится Сибирский федеральный округ — 137,6 тыс. трудовых мигрантов, где наибольшую численность привлеченных работников имеют Новосибирская область, Красноярский край, Томская область. На третьем — Северо-Западный федеральный округ, насчитывающий 83,4 тыс. иностранных трудовых мигрантов, которые трудоустраиваются в основном в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Калининградской области.
Большую долю в составе иностранных трудовых мигрантов имеют выходцы из стран СНГ, входящих в Евразийский союз (ЕАЭС): Киргизия, Казахстан, Белоруссия, Армения. Образование единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории Евразийского экономического союза создало максимально комфортные условия для перемещения людей. Тенденция увеличения объема и интенсивности миграции в Российскую Федерацию граждан государств ЕАЭС будет и в дальнейшем продолжаться и усиливаться.
По привлеченным российским трудовым мигрантам лидирует также Центральный федеральный округ (236,8 тыс. чел.), с большим отставанием за ним следуют Северо-Западный федеральный округ (48,4 тыс. чел.), и Приволжский федеральный округ
(41,3 тыс. чел.). Учитывая перечисленные факторы, в текущем году ожидается по-прежнему стабильно высокая численность прибывающих иностранных граждан преимущественно из стран СНГ Некоторая часть трудовых мигрантов из-за ухудшения материального положения и потери доходов будет либо выезжать в страны своего постоянного проживания, либо стараться компенсировать потери своих доходов уклонением от уплаты авансовых платежей по патенту, или полным уходом «в тень».
Наряду с миграционной политикой, направленной на регулирование межгосударственной миграции, сегодня архиважную значимость имеет корректирование межрегиональной миграции. В России наблюдается крайне неравномерное расселение населения, которое в последние десятилетия имеет устойчивые центростремительные направления из Дальнего Востока и Сибири в сторону центральных, южных и западных регионов страны, что совершенно не соответствует экономическим, геополитическим и стратегическим интересам России [4].
Трудовые мигранты стремятся в относительно развитые регионы, где имеются рабочие места с достойными заработками и благоприятными условиями жизни. Чтобы влиять на эту тенденцию необходимо знать государственные возможности, плановые и рыночные инструменты, которые могли бы контролировать потоки и регулировать их путем предоставления привлекательных условий трудоустройства и социального обеспечения. В результате будут решаться не только внутрирегиональные проблемы, но и серьезные глобальные задачи геополитического, экономического, демографического и социального характера [5].
Неравномерное размещение населения всегда являлось одной из серьезных проблем в России. А в условиях экономического кризиса, социально-экономической дифференциации регионов РФ подобное положение дел только усугубляет процесс и отрицательно влияет на развитие территорий и в целом государства.
В настоящее время внутренней миграции в стране не уделяется должного внимания, однако мировая практика показывает, что именно взвешенное территориальное размещение населения внутри государства, направленное на равномерное распределение рабочей силы, позволяет решать современные проблемы модернизации и эффективно использовать имеющиеся трудовые и капитальные ресурсы регионов [6].
Сегодня для достижения равномерного и эффективного распределения и перераспределения трудовых ресурсов в Российской Федерации чрезвычайно важно использовать плановые методы и рычаги. Нынешняя миграционная политика РФ в основном направлена на решение краткосрочных текущих задач, появившихся проблем и получение быстрого результата [7]. Однако если страна стремится получить максимум пользы от использования труда мигрантов (как внутренней, так и внешней), необходимо в долгосрочном периоде разрабатывать стратегическое планирование, включающее 3 этапа: а) задача стратегии; б) разработка стратегического плана; в) реализация стратегического плана.
На наш взгляд, для достижения равномерного территориального распределения рабочей силы, в частности, трудовых мигрантов и обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, ее геополитической безопасности
наиболее эффективными мерами являются формы, имеющие организованно-планомерный характер, такие как:
- государственный плановый набор работников для постоянной работы в трудодефицитных, стратегически важных регионах Российской Федерации;
- организованное переселение семей из трудоизбыточных регионов России на добровольной основе с предоставлением рабочих мест с достойной заработной платой и возможностью приобрести льготное жилье, предоставляя ипотечные кредиты по низкой процентной ставке, земельные участки для строительства жилья, ведения предпринимательской и производственной деятельности, предоставление единовременных «подъемных»;
- плановое распределение молодых квалифицированных специалистов, окончивших соответствующие профессиональные учебные заведения;
- востребованным мигрантам, переезжающим в трудоде-фицитные регионы Российской Федерации (Сибирь, Дальний Восток), обеспечить получение субсидий на переезд, перевозку имущества и членов семей и содействие обустройству на новом месте; для иностранных работников это также может быть снижение госпошлины за патент.
- с целью привлечения трудовых мигрантов и закрепления местного населения значительно увеличить капитальные вложения на создание производственных, агропромышленных комплексов и улучшения инфраструктуры (развитие социальных организаций, школ, детских садов, медицинских учреждений, спортивных фитнесс залов) в населенных пунктах с интенсивным оттоком трудоспособного населения;
- формирование единого информационного ресурса для обеспечения прозрачности перемещения трудовых мигрантов, их трудоустройства, наличия вакантных рабочих мест (национального банка вакансий), предоставления государственных гарантий, социальной поддержки.
В Российской Федерации практически отсутствуют законы, касающиеся регулирования внутренней миграции [8]. Учитывая исключительно сложную ситуацию из-за крайне неравномерного распределения населения вследствие дифференцированного социально-экономического развития регионов и округов, который привел к несбалансированному движению миграционных потоков из слаборазвитых и слабоосвоенных окраинных территорий страны в центральные, западные и южные округа, необходимо разработать Федеральный закон «О внутренней миграции в Российской Федерации» с конкретной целью и принципами регулирования внутренней миграции, определением стратегически важных субъектов, куда следовало бы в первую очередь направлять миграционные потоки. Необходимо постоянное изучение потребностей в трудовых ресурсах.
Таким образом, регулирование внутренней трудовой миграции является одним из главных составляющих факторов для достижения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и должно быть неотъемлемой частью общесистемной макроэкономической концепции, которая направлена на создание условий обеспечения рациональной занятости, повышения уровня и качества жизни населения, динамичного развития экономики и улучшения социальной сферы в стране.
Литература
1. Чичканов В.П. Прогноз влияния повышения пенсионного возраста на демографическую структуру России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 3 (45). — С.126.
2. Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Под ред. Ж.А. Зайончковской и Г.С. Витковской; Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. — М.: ИТ «АдамантЪ», 2009. — С.193.
3. Якшибаева Г.В. Трудовая миграция как фактор социально-экономического развития региона : монография. — М.: РУ-САйНС, 2017. — С. 109.
4. Рыбаковский Л.Л., Кожевникова Н. И., Оценка возможных и необходимых масштабов привлечения иммигрантов в Россию. — М.: «Экон-Информ, 2010. — С.53.
5. Якшибаева Г.В. Анализ динамики и классификация типов трудовой миграции в России // Экономика труда. — 2017. — Т. 4. — № 4. — С. 67.
6. Красинец Е.С. Проблемы трудовой миграции и миграционная политика России // Народонаселение. — 2012. — № 2(56). — С.47.
7. О межрегиональной трудовой миграции в 2016 году http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2016. htm (Дата обращения 10.02.2018).
8. Якшибаева Г.В. Анализ динамики и структуры трудовой миграции в регионе // Экономика и предпринимательство — 2017. — № 8-3. — С.231.
8 1