Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития миграционных процессов в России'

Состояние и тенденции развития миграционных процессов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / федеральные округа / сальдо миграции / коэффициент прибытия / коэффициент выбытия / плотность населения. / migration / federal districts / balance of migration / arriving rate / attrition rate / population density.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев Евгений Валентинович, Терновых Константин Семенович

В статье представлен анализ динамики миграционных процессов в целом по России и в разрезе федеральных округов. Несмотря на кратное повышение миграционной активности населения, а также возрастающую миграционную нагрузку, наблюдается снижение численности населения страны с 1990 по 2016 г. на 1,5 млн чел., и особенно в Дальневосточном федеральном округе – на 1,9 млн чел. (23,5 %). При этом сальдо миграции населения с 2008 по 2016 г. обеспечивает 89,0 % общего роста численности населения. Плотность населения в Сибирском федеральном округе в 2016 г. составила 3,78 чел/км2, что на 8,5 % меньше чем в 1990 г., а в Дальневосточном федеральном округе – 0,89 чел/км2 и 23,3 % соответственно, что свидетельствует об обезлюдевших территориях. Все это предопределяет совершенствование государственного регулирования миграционными процессами и разработку научно-обоснованной миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and development trends of migration processes in Russia

The purpose of the study is to analyze the dynamics of migration processes in Russia as a whole as well as in its federal districts. Despite a fold increase in the migration activity, and despite an increase in migration pressures, the population of the country decreased from 1990 to 2016 by 1.5 million people, especially in the Far Eastern Federal District – by 1.9 million people. (23.5%). At the same time, the balance of population migration from 2008 to 2016 provides 89.0% of the total population growth. In 2016 the population density in the Siberian Federal District represented 3.78 people / km2, which is 8.5% less than in 1990; in the Far Eastern Federal District this figure was 0.89 people / km2 which represented a 23.3% decrease in population density if this region from 2016 to 1990. This trend indicates the presence of deserted territories in these regions. All these factors predetermine the need of improvement of state regulation of migration processes as well as of science-based migration policy development.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития миграционных процессов в России»

Состояние и тенденции развития миграционных процессов в России Status and development trends of migration processes in Russia

Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 331.556.4 (470) DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11073 Авдеев Евгений Валентинович,

кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры организации производства и предпринимательской деятельности в АПК ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» Avdeev Evgeniy V.,

candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer , of Farm Production Management and Entrepreneurial Business in Agro-Industrial Complex the, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great

Терновых Константин Семенович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой организации производства и предпринимательской деятельности в АПК ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

Ternovykh Konstantin S.,

doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Dept. of Farm Production Management and Entrepreneurial Business in Agro-Industrial Complex, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great

Аннотация: В статье представлен анализ динамики миграционных процессов в целом по России и в разрезе федеральных округов. Несмотря на кратное повышение миграционной активности населения, а также возрастающую миграционную нагрузку, наблюдается снижение численности населения страны с 1990 по 2016 г. на 1,5 млн чел., и особенно в Дальневосточном федеральном округе - на 1,9 млн чел. (23,5 %). При этом сальдо миграции населения с 2008 по 2016 г. обеспечивает 89,0 % общего роста численности населения. Плотность населения в Сибирском федеральном округе в 2016 г. составила 3,78 чел/км2, что на 8,5 % меньше чем в 1990 г., а в Дальневосточном федеральном округе - 0,89 чел/км2 и 23,3 % соответственно, что свидетельствует об обезлюдевших территориях. Все это предопределяет совершенствование государственного регулирования миграционными процессами и разработку научно-обоснованной миграционной политики.

Summary: The purpose of the study is to analyze the dynamics of migration processes in Russia as a whole as well as in its federal districts. Despite a fold increase in the migration activity, and despite an increase in migration pressures, the population of the country decreased from 1990 to 2016 by 1.5 million people, especially in the Far Eastern Federal District - by 1.9 million people.

(23.5%). At the same time, the balance of population migration from 2008 to 2016 provides 89.0% of the total population growth. In 2016 the population density in the Siberian Federal District represented 3.78 people / km2, which is 8.5% less than in 1990; in the Far Eastern Federal District this figure was 0.89 people / km2 which represented a 23.3% decrease in population density if this region from 2016 to 1990. This trend indicates the presence of deserted territories in these regions. All these factors predetermine the need of improvement of state regulation of migration processes as well as of science-based migration policy development. Ключевые слова: миграция, федеральные округа, сальдо миграции, коэффициент прибытия, коэффициент выбытия, плотность населения.

Keywords: migration, federal districts, balance of migration, arriving rate, attrition rate, population density.

Миграция выступает как объективный процесс экономического развития всех без исключения стран в мире, и Россия в данном случае не является исключением. Она, с одной стороны, является индикатором жизни населения тех регионов, откуда или куда направлены миграционные потоки, с другой стороны - одно из направлений государственного регулирования, направленного на комплексное развитие как отдельных территорий, так и страны в целом.

При выработке механизма регулирования необходимо учитывать множество условий и, в первую очередь, - разность целей, которые преследуют участники данного процесса, а именно личность и государство. Так, для конкретного индивида, миграция представляет собой, в первую очередь, определенное территориальное перемещение с целью повышения личного или семейного материального благосостояния, реализацию каких-то амбиций и др., в то время как с позиции общества первостепенным является комплексное и эффективное развитие всех отраслей народного хозяйства, и, как следствие, может возникнуть дисбаланс - население предпочитает мигрировать с севера на юг, из села в город и др., но при этом для государства были бы оптимальными обратные направления [1].

Как показывают исследования, за анализируемый период наблюдается уменьшение общей численности населения всего по РФ. Так, с 1990 по 2016 г. уменьшение составило 1,5 млн чел. или порядка 1 %. Данное снижение является отрицательным моментом, но на современном этапе наметилась и положительная устойчивая тенденция, поскольку за период с 2008 (когда общая численность населения достигла своего наименьшего значения) по 2016 г. население увеличилось с 141,9 млн чел. до 146,8 млн чел. или на 3,5 % (табл. 1).

Однако не все так благополучно, как кажется на первый взгляд, в виду того, что в данный промежуток времени произошло присоединение двух субъектов к территории РФ, а именно республики Крым и г. Севастополь. Это дало увеличение численности на 2,3 млн чел. и соответственно следует учитывать в контексте корректного анализа тенденций изменения численности. С учетом данной корректировки рост численности составляет уже 1,8 %, что во многом также является положительным моментом, особенно при внешней напряженной политической обстановке, находящей свое отражение на внутреннем социально-экономическом развитии страны.

Важно отметить, что выделенная положительная тенденция находит свое отражение не на всей территории страны, в частности, регионами лидерами по приросту населения

являются Северо-Кавказский, Южный и Центральный федеральные округа, показавшие рост за эти годы на 29,0 % (2,2 млн чел.), 4,8 % (654 тыс. чел.) и 2,8 % ( 1 млн чел.) соответственно. Однако в остальных федеральных округах наблюдается сокращение численности населения, особенно в Дальневосточном федеральном округе - 23,5 % (1,9 млн чел.).

В современных условиях отмеченные тенденции претерпевают некоторые изменения: рост численности населения всего по РФ, начавшийся приблизительно на рубеже 2008 г., становится характерным для большинства субъектов. В том же Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается замедление темпов роста численности - на 22,6 п.п.

Таблица 1

Численность всего населения по субъектам Российской Федерации, тыс.

чел.*

Субъекты Годы

1990 2000 2005 2003 2010 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 148,3 146,3 143,2 141,9 142,9 143,7 146,3 146,5 146,3

Центр альный федеральный округ за ,2 33,2 33,1 37,1 33,4 33,3 39 39,1 39,2

Северо-Западный федеральный округ 15,3 14,2 13,7 13,5 13,6 13,3 13,3 13,9 13,9

Южный федеральный округ 13,4 14,1 13,В 13,7 13,9 14 16,3 16,4 16,4

Северо-Кавказский федеральный округ 7,6 3=7 9 9,2 9,4 9,6 9,7 9,7 9,3

Приволжский федеральный округ 318 31,5 30,5 30,2 29,9 29,7 29,7 29,7 29,6

Уральский федеральный округ 12,7 12,5 12,1 12,3 12,1 12,2 12,3 12,3 12,3

Сибирский федеральный округ 21,1 20,3 19,5 19,5 19,3 19,3 19,3 19,3 19,3

Дальневосточный федеральный округ 8,1 6,3 6,5 6,5 6,3 6,2 6,2 6,2 6,2

* здесь и далее для расчетов использованы данные официальных органов

статистики: [2]-[б], [8], [9]

Как известно, непосредственное влияние на численность населения оказывают уровень рождаемости, уровень смертности и миграционные потоки (четвертый фактор, изменение границ, мы в расчет не берем). В данном исследовании будет дана оценка процессам, происходящим в области миграции, определению существующих тенденций, а также уровню их влияния на изменение численности населения в разрезе всей страны и по федеральным округам.

Увеличение сальдо миграции в среднем по стране отражает устойчивую тенденцию увеличения количества мигрантов из зарубежных стран, так, в период с 2001 по 2016 г. рост составил 3,2 раза (табл. 2). Максимальное сальдо миграции, в новейшей истории России, было зафиксировано в 2011 г. и составило 319,8 тыс. чел., что в 3,9 раза больше, чем в 2001 г. Это во многом свидетельствует о росте привлекательности страны для международной миграции.

По-прежнему основными центрами притяжения миграционных потоков остаются Центральный, Южный и Северо-Западный федеральные округа. Регионом лидером

выступает Центральный федеральный округ с сальдо 176,3 тыс. чел., однако Южный и Северо-Западный федеральные округа показывают наибольшие темпы роста по отношению к 2001 г. - 4,9 и 5,1 раза соответственно. При этом, в Приволжском и СевероКавказском федеральных округах наблюдается устойчивая отрицательная динамика. Особо отметим тот факт, что в Приволжском федеральном округе положительное сальдо миграции в 2001 г. (6,8 тыс. чел.) к 2016 г. стало отрицательным и составило (-14 357) тыс. чел.

Таблица 2

Сальдо миграции населения по субъектам Российской Федерации, чед._

Субъект Годы

2001 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 81781 107 432 242 106 247449 158 078 319 761 294 930 295 859 270 036 245 384 261 948

Центральный федеральный округ 111153 126 037 174403 159 763 161087 214449 239 771 231 061 216 900 221 756 176 283

Северо-Западный федеральный округ 11083 11866 27 715 27 721 21618 67 880 78 981 99 459 56 294 21772 56 222

Южный федеральный округ 16 329 16 999 49 726 28449 21725 59119 37 547 62 436 47 205 82 541 79 276

Северо-Кавказский федеральный округ -7250 -12634 -1156В -7 565 -14300 -31769 -39346 -36135 -20162 -24 611 -20 791

Приволжский федеральный округ 6 837 -65 16 221 26 658 -5203 -12 365 -16025 -14 559 -5 655 -24591 -14 357

Уральский федеральный округ 11549 4 363 15 883 15 946 8 569 38 027 23 446 3 817 8 552 3 467 15 272

Сибирский федеральный округ -35 676 -15 265 5 324 14 396 -4974 2 206 -7 561 -15176 -6146 -10566 -12 590

Дальневосточный федеральный округ -32244 -21599 -19 199 -17919 -27444 -17 766 -19 661 -33 042 -24 752 -24164 -17 367

Проведенный анализ показал, что численность выбывшего населения увеличилась с 1047,4 тыс. чел. в 2001 г. до 4444,5 тыс. чел. к 2016 г., или в 4,2 раза (табл. 3). Данное увеличение выбывших присуще всем округам, наибольшие темпы роста наблюдаются в Центральном (в 5,0 раза) и Приволжском федеральных округах (4,9 раза). Следует отметить, что доля количества выбывшего населения в общей численности мигрантов в выделенных регионах также повышается, соответственно - на 3,8 и 2,5 п.п., наименьший рост в Дальневосточном федеральном округе - в 3,0 раза.

Таблица 3

Численность выбывшего населения в Российской Федерации, чел

Субъекты Годы 2016 г. к 2001 г. (раз)

2001 2005 2003 2010 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 1047,4 1981,2 1973,8 1944,2 4201 43 54,8 4489,1 4444,5 4,2

Центральный федеральный округ 209,3 35 7,9 365,6 389,6 895,9 969,6 1052,4 1058,1 5,0

Северо-Западный федеральный округ 124,7 167,1 173,7 173,4 492,6 554,4 562,2 535,1 4,3

Ю:.кный федеральный округ 96,9 171 162,4 163,3 351,7 379 414,9 427,7 4,4

Северо-Кавказский федеральный округ 52,7 122,1 137 13 7,7 239,6 224,3 223,4 209,7 4,0

Приволжский федеральный округ 180,0 430,6 414,6 406,6 857,7 889,4 887,3 873,4 4,9

Уральский федеральный округ 103,3 211,4 207,3 193,7 442,4 435,4 424,5 417,5 3,9

Сибирский федеральный округ 186,9 385,7 362,1 355,1 649,9 637,1 652,0 654,6 3,5

Дальневосточный федеральный округ 88,1 135,5 134,7 124,3 271,2 265,6 272,0 263,4 3,0

Анализ коэффициента выбытия показал несколько иную картину, так, Центральный и Приволжский федеральные округа отличаются сравнительно низкой долей выбывающего населения, участвующего в миграционных процессах среди всех округов РФ, с показателями 26,99 и 21,45 промилле соответственно (табл. 4), а высокой долей - СевероЗападный федеральный округ с 38,5 промилле, Сибирский федеральный округ - 33,82 промилле и Дальневосточный Федеральный округ - 33,87 промилле.

Таблица 4

Коэффициент выбытия населения по субъектам Российской Федерации

Субъекты Годы

2001 2005 2008 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 7,16 13, 33 13,91 13,61 21,64 27,22 29,24 30,25 31,13 30,77

Центральный фе дерать ный округ 5,50 9:39 9:85 10,14 15,59 21,15 23,08 24,39 26,91 26,99

Северо-Западный фе дерать ный округ 8:73 12,16 12,90 12,72 22,91 31,11 35,70 40,05 40,58 33,50

Южный фе дерать ный округ 6:89 12,36 11,34 11,33 13,01 23,12 25,19 27,06 29,54 30,36

Приволжский фе дерать ный округ 6.02 13,51 14,91 14,59 21,00 24,33 24,98 23,23 22,98 21,45

"Уральский фе дерать ный округ 5,71 14,14 13,75 13,61 22,58 27,53 28,34 29,93 29,92 29,47

Сибирский фе дерать ный округ 8:63 17,43 16,96 16,02 26,33 33,74 36,16 35,47 34,49 33,32

Дальневосточный фе дерать ный округ 9,19 19,78 13,52 13,44 27,74 32,13 33,69 32,99 33,74 33,37

Данный показатель характеризует все большую вовлеченность местного населения в миграционные потоки. С одной стороны, это является положительным моментом в силу того, что миграция, являясь неотъемлемой частью распределения рабочей силы по различным видам экономической деятельности в территориальном аспекте, может выступать предпосылкой быстрого и эффективного хозяйственного освоения и развития новых территорий и отраслей народного хозяйства как в масштабах страны, так и конкретного региона. Однако, с другой стороны, вовлекаемые в данные процессы категории и группы населения по тем или иным причинам не всегда находят применение в рамках «своего» субъекта и вынуждены перемещаться в другие субъекты страны, а подчас и в другие страны, что в свою очередь отражает неблагоприятные условия развития человеческого капитала в регионах.

На наш взгляд, на повышение качественной составляющей развития человеческого капитала должны влиять следующие факторы:

- социально-экономические особенности места проживания и места прибытия, отличающиеся сравнительно высоким уровнем заработной платы, развитой социальной и инженерной инфраструктурой, высоким качеством здравоохранения и пр.;

- высокий уровень образования и полученной квалификации;

- низкий уровень безработицы;

- перспективы карьерного роста;

- мотивы личного характера и др.

Исследование численности прибывшего населения показывает, в какой мере тот или иной территориальный субъект привлекателен с точки зрения смены места жительства или приложения труда. Так, в период с 2001 по 2016 г. численность прибывшего населения увеличилась в 4,2 раза. Наибольшая динамика роста прибывшего населения характерна для Приволжского федерального округа - 4,6 раза (табл. 5). Наименьшую динамику показали Сибирский федеральный округ - 3,1 раза и Дальневосточный федеральный округ - 2,4 раза, с уменьшением доли на 2,4 и 3,1 п.п. соответственно.

Таблица 5

Численность прибывшего населения по субъектам Российской Федерации.

Субъекты Годы 2016 г. к 2001 г. (раз)

2001 2005 2003 2010 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 112 9,2 2088,6 2215,9 2102,3 4496,9 4624,9 4734,5 4706,4 4,2

Центр алънын федеральный округ 320,9 483,9 540,0 550,7 1127,0 1186,5 1274,2 1234,4 3,8

Северо-Западный федеральный округ 135,8 179,0 201,4 195,0 592,1 610,7 584,0 591,3 4,4

Ю;кнын федеральный округ 113,3 188,0 212,1 185,5 414,2 426,2 497,4 507,0 4,5

Северо-Каъказский федеральный округ 45,4 109,5 125,1 123,4 201,4 204,2 198,5 188,9 4,2

Приволжский федеральный округ 186,9 430,5 430,8 398,4 843,1 883,5 863,2 859,1 4,6

Уральский федеральный округ 119,8 215,8 223,7 202,2 446,2 444,0 427,9 432,8 3,6

Сноирскнн федеральный округ 151,3 370,4 367,4 350,1 634,8 629,0 641,4 642,0 4,2

Дальневосточный федеральный округ 55,3 113,9 115,5 96,9 238,1 240,9 247,8 251,0 4,5

В процессе исследования установлено, что вместе с увеличением количества прибывших, сопоставимыми темпами растет и миграционная нагрузка на население. Так, в среднем по РФ в 2001 г. коэффициент прибытия составлял 7,72 промилле, а в 2016 г. уже 32,83 промилле (табл. 6). Наиболее загруженным, с позиции отношения количества прибывшего населения к местному населению, является Северо-Западный федеральный округ с размером показателя 42,54 промилле, а наименьшая нагрузка наблюдается в Приволжском федеральном округе - 19,32 промилле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица б

Коэффициент прибытия населения по субъектам РФ_

Субъекты Годы

2001 2005 200Е 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 7,72 14,58 15,62 14,72 23,37 29,27 31,30 32,12 32,33 32,5В

Центр альный федеральный округ 3,41 12.70 14,55 14,33 21,15 27,35 29,03 30,46 32,59 31,48

Северо-Западный федеральный округ 9,56 13,05 14,96 14,31 27,33 36,36 42,90 44,12 42,15 42,54

Южный федеральный округ 8,06 13,59 15,46 13,40 22,26 25,32 29,66 30,43 35,41 3 5,99

Приволжский федеральный округ 5.22 12.1 1 13.62 13,07 17,65 20,21 21,00 21,14 20,43 19,32

Уральский федеральный округ 5,93 14,14 14,23 13,33 22,16 26,93 23,35 29,73 29,09 23,99

Сибирский федеральный округ 9.61 17.79 18,25 16,73 29,46 35,66 36,47 36,17 34,77 3 5,06

Дальневосточный федеральный округ 7,44 19.00 18,80 13,13 27,36 31,74 32,90 32,57 33,19 33,22

Происходящие изменения численности населения свидетельствуют о том, что на современном этапе развития общества миграционные потоки предопределяют его наличие. Существующие темпы роста численности населения страны во многом обеспечиваются непосредственно за счет мигрантов. Так, сальдо миграции, накопленным итогом, в абсолютных единицах, то есть путем подсчета количественного выражения прибывших выбывших на территорию РФ (без учета количества родившихся у них детей) обеспечивает 89,0 % общего роста численности населения (табл. 7).

В разрезе субъектов РФ миграция также играет значительную роль. Так, в Центральном федеральном округе за счет мигрантов обеспечивается более 86,0 % роста численности населения. Раскрывается достаточно отрицательная картина в контексте естественной убыли населения, в частности, в Северо-Западном, Южном и Уральском федеральных округах сальдо миграции накопленного итогом составляет больший размер, чем изменение численности населения за тот же период времени. В Приволжском и Сибирском федеральных округах ситуация складывается еще более сложная, в них отмечается и естественная убыль населения. Особо следует выделить Северо-Кавказский федеральный округ, где, несмотря на отрицательное сальдо миграции, наблюдается рост численности населения данного региона.

Таблица 7

Вклад миграции в изменение численности населения по округам Российской Федерации, чел.*___

Субъект Сальдо миграции, накопленным итогом Изменение численности населения 200&-2016 гг.

2QQS-2016 гг.

Российская Федерация 2 277 260 2 559 ООО

Центральный федеральный округ 1 795 47j 2 087 200

Северо-Западный федеральный округ 457 662 436 700

Южный федеральный округ 409 733 373 400

Северо-Кавказский федеральный округ -20S 749 589 100

Приволжский федеральный округ -55 096 -520 S00

Уральский федеральный округ 132 979 90 000

Сибирский федеральный округ -37 109 -219 500

Дальневосточный федеральный округ -201 534 -277 100

Примечание: без учета оощей численности населения, а также количества мигрантов в республике Крым и г. Севастополь

Проведенный анализ плотности населения свидетельствует о глубине изменений в его численности в территориальном аспекте, а в ряде субъектов - об угрожающих масштабах. Так, в Сибирском федеральном округе в 2016 г. плотность населения составила 3,78 чел/км2, что на 8,5 % меньше чем в 1990 г., а в Дальневосточном федеральном округе -0,89 чел/км2 и 23,3 % соответственно, можно говорить о обезлюдевании определенных территорий (табл. 8). При этом в Северо-Кавказском федеральном округе за исследуемый период произошел значительный рост плотности населения, в 2016 г. она составила 57,36 чел/км2, что выше уровня 1990 г. на 29,1 % и выше средней плотности по РФ - в 6,8 раза.

Таблица 3

Плотность населения по субъектам Российской Федерации, чел/км2

Субъекты 1990 2000 2005 2003 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация В,67 8,56 8,38 8,3 8,36 8,37 8,38 8,-4 8,42 8,43 8,45

Центральный федеральный 58,68 58,71 58,61 57,09 59,13 59,27 59,49 59.7 59,91 60,14 60:3

округ

Сев ерс-Залад нын федеральный 9,08 8,42 8,13 7,98 8,08 3,1 8,13 8,18 8,21 8,21 8,24

округ

Южный федеральный 30,01 31,39 30,89 30,62 30,92 31 31,06 31,18 31,27 31,36 31,45

округ

СевероКавказский федеральный округ 44,44 51,06 53,02 53.9 55,38 55:7 55,98 56,27 56,67 57,02 57,36

Приволжский федеральный 30,67 30,38 29,34 29,05 28,79 28,72 28,68 28,65 28,63 28,59 28,55

округ

Уральский федеральный 7,01 6,86 6,67 6,74 6,65 6,68 6,71 6,73 6,75 6,77 6,79

округ

Сибирский федеральный 4,133 3,975 3,811 3,821 3,764 3,766 3,769 3,772 3,776 3,778 3,778

округ

Дальневосточный федеральный 1,160 0,983 0,929 0,929 0,904 0,901 0,899 0,896 0,893 0,891 0,889

округ

Исходя из вышеизложенного, отметим, что в стране наблюдается кратное повышение миграционной активности населения по всей территории и, как следствие, - все возрастающая миграционная нагрузка на население. Данные процессы, с одной стороны, являются положительными, поскольку миграция выступает в качестве своего рода механизма распределения и перераспределения рабочей силы в масштабах страны, что позволяет государству развивать различные отрасли народного хозяйства. С другой стороны, подобные перемещения могут привести к дальнейшему разрыву между регионами-донорами и регионами-реципиентами, что в контексте обеспечения экономической безопасности страны является отрицательным моментом.

Все это в конечном итоге предопределяет необходимость совершенствования государственного механизма управления миграционными процессами и разработку научно-обоснованной миграционной политики, ориентированной на максимальное извлечение экономических и социальных выгод из данной ситуации. В качестве основного направления государственного регулирования миграционных процессов должна выступать внутренняя трудовая миграция, которая не предполагает смены постоянного места жительства, но повышает трудовую мобильность населения как внутри субъекта, так и за его пределами, позволяя тем самым повысить темпы роста экономики в экономически слабых или малоосвоенных регионах страны.

Список литературы

1. Вечканов, Г. Актуальные проблемы российской миграции / Г. Вечканов // Экономист: - 2013. - № 5. - С. 35-50.

2. Демографический ежегодник России. 2005: Стат. сб. / Росстат. - Москва, 2005. - 595 с

3. Демографический ежегодник России. 2012: Стат. сб. / Росстат. - Москва, 2012. - 535 с

4. Демографический ежегодник России. 2014: Стат. сб. / Росстат. - Москва, 2014. - 264 с.

5. Демографический ежегодник России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - Москва, 2015. - 263 с.

6. Демографический ежегодник России. 2017: Стат. сб. / Росстат. - Москва, 2017. - 265 с.

7. Кузнецов В.В. Миграции населения в России: роль внешних и внутренних миграций в развитии государства / В.В. Кузнецов // Миграционная политика в России и США: практика, проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции 13 марта 2018 г. - Владимир: изд-во Владимирский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС, 2018. - С. 95-103.

8. Численность и миграция населения в Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_107/Main.htm (дата обращения: 28 января 2019).

9. Численность и миграция населения в Российской Федерации в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_107/Main.htm (дата обращения: 29 января 2019).

10. Якшибаева Г.В. Трудовая миграция как фактор социально-экономического развития региона: монография / Г.В. Якшибаева - Москва : Изд-во «Русайнс», 2017. - 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.