СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Кузнецова Р.Ш.*
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
В статье рассматривается применение информационных технологий как способ сохранения культурного наследия. Выделены задачи и проблемы сохранения наследия. Представлен анализ внедрения информационных технологий в культуру.
Ключевые слова культурное наследие, информационные технологии, реставрация культурных объектов.
Основным способом существования культуры является культурное наследие. За всю жизнь человек успевает понять и освоить весьма незначительную часть культурного наследия, перенеся ее сущность в свой внутренний мир. Освоенное становится доступным после него уже другим поколениям, преображаясь в наследие для человечества. Однако это становится возможным только при условии его полноценного сохранения.
В узком смысле культурное наследие - это сумма культурных ценностей, вырабатываемых на более ранних этапах исторического развития человечества. Поскольку обычно люди не просто усваивают традиции и обычаи, но и стараются как-то усовершенствовать их, данный процесс всегда связано с оценкой освоенного материала. Аккумулируя различные достижения прошлых лет, люди переосмысливают их ценность, пропуская через стереотипы существующей культуры [1].
Проблема охраны культурного наследия существует во всех обществах. История русской культуры осложнялась геополитическими особенностями России: находясь между Востоком и Западом, она выбирала между восточным и западным путями развития, тяжким трудом формируя и утверждая свою самобытность. Поэтому проблема сохранения российского культурного наследия существовала всегда, а временами становилась чрезвычайно острой [2].
В 1911 году был опубликован «Проект закона об охране памятников старины в России» и пакт Н. Рериха о необходимости международного решения вопроса об охране культурных ценностей. Пакт Рериха стал уникальным в мировой практике документом, поскольку первым поднял рассматриваемый вопрос до глобальной проблемы [3].
В настоящее время в Российской Федерации ведущую роль в деле сохранения культурного наследия играют две организации. Первая из них - Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).
* Кафедра Государственного и муниципального управления.
Вторая организация - Российский фонд культуры. На сегодняшний день занимается финансовым осуществлением целого ряда программ и проектов (например, программы «Малые города России») [4].
Перед организациями, занимающимися сохранением культурного наследия России, стоят разные задачи. Во-первых, исключительное место в культурном наследии нашей страны занимают русские усадьбы. Многие из сохранившихся русских усадеб - Архангельское, Кусково, Марфино, - стали музеями, заповедниками и санаториями.
С задачей сохранения русских усадеб тесно связана другая, задача - возродить и сохранить малые города России. Как и русские усадьбы, эти города воплощают истинно российский уклад жизни, выражая душевность нашей страны. Их представителями стали великие русские художники, композиторы и писатели.
Важное место в сфере охраны культурного наследии занимают художественные народные промыслы и ремесла. Вкупе с российским фольклором они составляют народную культуру, которая, как важная часть русской национальной культуры, со значительной силой выражает ее неповторимость, самобытность. Россия издавна славилась изделиями художественных промыслов и ремесел. Большое распространение в России имела миниатюра. Один из наиболее известных ее центров находился в селе Федоскино. Федоскинская миниатюра представляет собой живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше. Заслуженную известность получила гжельская керамика - изделия из фарфора и фаянса, покрытые росписью в синих тонах.
Все перечисленные, а также многие другие художественные промыслы в какой-то степени продолжают свою жизнь, хотя и с разной степенью успеха и уверенности в будущем. Ряд из них требует значительной реконструкции, результатом которой должно быть формирование современных условий труда для народных талантов и умельцев. Поскольку с течением времени некоторые промыслы претерпели существенные изменения, они стали слишком осовременены. Изменилась тематика и сюжеты, нарушен технологический ряд, допущены искажения в стилистике [5].
В целом, охрана культурного достояния в наши дни становится все более злободневной и сложной. Данная проблема требует неусыпного внимания. Сохраняя свое прошлое, человечество продлевает свое будущее.
Всемирным наследием ЮНЕСКО называют природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической значимости [6].
По состоянию на июль 2014 года в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО включено 1007 объектов [7].
В статье 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия сказано, что каждое государство-сторона Конвенции признает, что
Культурология
49
обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия. С этой целью оно стремится действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми оно может пользоваться, в частности, в финансовом, художественном, научном и техническом отношениях [8].
В последнее время в России происходит быстрый рост цифровых ресурсов по культуре. Такие ресурсы формируются с помощью оцифровки имеющихся у владельцев оригинальных документов, а также путем сбора документов, которые впоследствии создаются в электронном виде. Созданием и хранением цифровых ресурсов занимаются как учреждения и организации различных министерств и ведомств, так и частные компании и отдельные личности. Учет и инвентаризация цифровых массивов, в сфере культуры, является предметом ряда многих проектов. В реестрах и каталогах регистрируются не только ресурсы, представленные в интернете, но и локальные цифровые ресурсы, например базы конкретных учреждений, цифровые библиотеки, каталоги, издания на дисковых носителях.
Потребность в программе, которая включает в себя инициативы по оцифровке традиционных изданий и создания электронных публикаций, начала осознаваться достаточно давно. На федеральном уровне была принята программа «Электронная Россия», целями которой было создание условий государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей. Программа предусматривала создание сводного каталога библиотек России, но этот проект не был профинансирован [9].
Эффективной программой должно стать создание Национальной электронной библиотеки, интегрированного ресурса национального масштаба, сочетающего в себе как программы оцифровки культурного и научного наследия России, так и предоставление доступа к оцифрованным ресурсам. Одновременно с разработкой концепции электронной библиотеки необходима реализация ряда конкретных проектов по оцифровке библиотечных и музейных фондов и предоставлению доступа к ним. Прототипом такой программы можно принять электронную библиотеку диссертаций Российской государственной библиотеки. Для обслуживания виртуальных читателей государственная библиотека открыла программу создания Виртуальных читальных залов в библиотеках и организациях регионов России [10].
Весомой частью Национальной электронной библиотеки может стать общероссийская сеть музейного фонда России. В Российской Федерации находится около двух тысяч учреждений культуры, в фондах которых находит-
ся пятьдесят миллионов единиц хранения, представляющих интерес для сохранения. Основой для создания единого каталога послужит Государственный Эрмитаж, сайт которого разработан совместно с фирмой IBM. Разработанная фирмой IBM технология поиска QBIC позволяет находить произведения по визуальным характеристикам. Изображения можно искать, выбрав цвета с палитры или разместив цветовые формы на холсте. Результаты поиска можно уточнить, запросив произведения с подобными визуальными атрибутами.
Еще одной частью Национальной библиотеки может стать база данных о памятниках, находящихся на территории Российской Федерации. В качестве основы программы можно использовать информационную систему «Памятники России», которая обеспечит доступ многим пользователям. Она создана главным центром Минкультуры России. С 2002 года ведется процесс оцифровки паспортов памятники истории и культуры, создается база данных изображений, связанная с Единым государственным реестром через инвентарный номер памятника.
Необходимо упомянуть, что размещение в Интернете оцифрованных изображений в рамках электронной библиотеки позволит выйти на принципиально иной уровень научных исследований. Совокупность изображений и описаний предмета или комплекса позволит проводить исследователям компаративный и герменевтический анализ исторического и культурного развития народов России.
Список литературы:
1. Ясин Е.Г. Культура - нарастание человеческого // Знание - сила. -2010. - № 5. - С. 81-88.
2. Костина А.В. Россия и Запад как ценностные миры: пределы взаимодействия // Человек. - 2010. - № 3. - С. 55-66.
3. Глинчикова А.Г. Демократическая модернизация и национальная культура // Политические исследования. - 2010. - № 6. - С. 54-67.
4. Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации и России. - М.: Палея, 1996. - 87 с.
5. Лихачев Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000. - 440 с.
6. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.: Наука, 1987. - 158 с.
7. Прилепина О. Через времена и пространства // Русский мир. - 2013. -№ 12. - С. 6-15.
8. Самохвалова В.Н. Культура как измерение фактора власти // Философия и общество. - 2010. - № 1. - С. 43-63.
9. Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе. -М.: Либерея, 2004. - 88 с.
10. Антопольский А.Б. Электронные библиотеки. - М.: Либерея-бибин-форм, 2007. - 288 с.