Научная статья на тему 'Цифровое наследие культуры: проблемы формирования, развития и безопасности'

Цифровое наследие культуры: проблемы формирования, развития и безопасности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY-NC-ND
1231
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ НАСЛЕДИЕ / DIGITAL HERITAGE / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SOCIO-TECHNICAL SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петров Сергей Томасович, Тарасов Александр Алексеевич

Рассматриваются гуманитарные и технологические проблемы формирования, сохранения, обеспечения доступа и другие аспекты информационной безопасности цифрового наследия культуры. Предложен процессный подход к описанию объекта цифрового наследия как модели объекта культуры и к цифровому наследию как сложной социотехнической системы. Описаны и проанализированы информационные системы по видам культурных ценностей и типам культурной деятельности, а также содержание угроз информационной безопасности в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Петров Сергей Томасович, Тарасов Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture digital heritage: problems of formation, development and security

Some approaches of the Humanities and Computer science to the problems of formation, preservation, access and information security culture digital heritage are considered. The process approach to the description of the digital heritage as a cultural object model and the digital heritage as a complex socio-technical system is proposed. Information systems by type of various cultural values and types cultural activities, as well as the content of information security are described and analysed.

Текст научной работы на тему «Цифровое наследие культуры: проблемы формирования, развития и безопасности»

С.Т. Петров, А.А. Тарасов

ЦИФРОВОЕ НАСЛЕДИЕ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваются гуманитарные и технологические проблемы формирования, сохранения, обеспечения доступа и другие аспекты информационной безопасности цифрового наследия культуры. Предложен процессный подход к описанию объекта цифрового наследия как модели объекта культуры и к цифровому наследию как сложной социотехнической системы. Описаны и проанализированы информационные системы по видам культурных ценностей и типам культурной деятельности, а также содержание угроз информационной безопасности в сфере культуры.

Ключевые слова: цифровое наследие, культурное наследие, социотех-ническая система, информационная система, информационная безопасность.

В современном мире проблемы развития культуры неразрывно связаны со становлением информационного общества1, а вопросы сохранения и доступа к культурному наследию - с вопросами обеспечения национальной безопасности в информационной сфере2. Одним из основных показателей уровня развития в России информационного общества, ее успеха на международной арене становится достоверность, целостность, сохранность и доступность культурно-исторического наследия в цифровой форме.

Стратегия и Программа развития информационного общества в Российской Федерации на 2011-2020 гг. определяют чрезвычайно высокие показатели в области цифрового контента. По сути, поставлена задача формирования в кратчайшие сроки беспрецедентных по объему и составу цифровых информационных активов3.

© Петров С.Т., Тарасов А.А., 2014

Самая значимая часть таких активов, состоящая из «уникальных ресурсов человеческих знаний и форм выражения»4, представляет собой цифровое наследие культуры (ЦНК).

Феномен ЦНК является чрезвычайно сложным для описания и понимания явлением, находящимся на стыке информационного, гуманитарного и естественно-научного знания. Между тем междисциплинарный характер ЦНК и его значимость не является очевидным, а само ЦНК часто понимается лишь как совокупность цифровых копий настоящих культурных ценностей, причем обычно считается, что сами эти цифровые копии ничем особым не выделяются среди других информационных активов. Именно поэтому в настоящее время цифровое наследие играет вспомогательную роль в культуре и жизни общества. Доля квалифицированно оцифрованных, организованных и должным образом хранящихся объектов культуры в цифровой форме весьма мала как относительно самого культурного наследия, так и относительно информационных активов в целом. Также недооценивается пока и потенциально широкая востребованность ЦНК. Между тем потенциал использования ЦНК в самой культуре, образовании, науке, досуге чрезвычайно велик. Вероятно, ЦНК будет играть основополагающую роль в сохранении аппарата традиции человечества - коллективной памяти, а также являться важным механизмом сохранения индивидуальной, семейной и родовой памяти.

В рамках развития информационного общества можно сказать, что переход к цифровому миру и цифровому наследию является закономерным, направленным процессом эволюции коллективной памяти - ее социальных институтов и технических средств. Данный процесс уже привел нас к цифровой ноосфере. При этом субъектами жизнедеятельности в этой новой среде обитания являются не только люди, но и все более активные и автономные компьютерные системы.

Обеспечение информационной безопасности ЦНК и создание системы управления его безопасностью - новая комплексная проблема, которую необходимо решать, опираясь как на традиционные практики обеспечения безопасности культурного наследия, так и на методы и средства обеспечения безопасности информационной сферы.

Цель настоящей статьи - рассмотрение задач описания, формирования, хранения и использования ЦНК с учетом различных аспектов его информационной безопасности.

***

Описание и ценностная оценка цифрового наследия - информационно-культурного фундамента нового общества имеет не только философские, аксиологические аспекты, но и представляет сугубо практический интерес, связанный с оценкой значимости цифрового наследия как информационного актива, например, в задачах ИБ.

В последние годы в методологии науки, в различных областях знаний, проектировании информационных систем начинает применяться аппарат веерных матриц5. Появление данного средства исследования связано прежде всего с широким применением методов информационных наук в различных предметных областях. Веерные матрицы используются для описания и анализа предметных областей философии, биологии, управления и др., а также для построения поисковых алгоритмов.

ЦНК, являясь объектом междисциплинарных исследований, нуждается в описании, которое может служить основой для фундаментальных и прикладных исследований самого цифрового наследия, управления им и его безопасностью, построения связанных с ним информационных систем.

В этой связи применение веерных матриц позволяет, в частности:

- представить онтологии цифрового наследия как области научного исследования;

- служить удобным средством описания иерархий объектов и критериев, используемых, например, в методе анализа иерархий (МАИ);

- ранжировать угрозы информационной безопасности ЦНК;

- строить и оптимизировать поисковые алгоритмы, используемые при решении задач в области цифрового наследия.

В качестве достаточно условного примера рассмотрим веерную матрицу (табл. 1) отношений взглядов специалистов в различных областях на такие понятия, как «культура памяти», «институты памяти» и «информационно-коммуникационные системы». Эти отношения (понятия) являются элементами матрицы.

Таблица 1

Веерная матрица отношений между взглядами различных специалистов на организацию коллективной памяти

Уровни Организации Специалисты

Культурологи памяти 1 Сотрудники учреждений культуры 2 Специалисты по ИКТ 3

Культура памяти 1 Культура коллективной памяти Культурное наследие Цифровое наследие

Институты памяти 2 Механизмы коллективной памяти Учреждения культуры Информационная инфраструктура сферы культуры

Информаци- онно-комму- никационные системы 3 Культурология медиа Информационные ресурсы сферы культуры ИКТ сферы культуры

Веерные матрицы позволяют наглядно представлять как предметную область в целом, так и отдельные аспекты деятельности в предметной области. Деятельность по сохранению культуры и культурных ценностей, осуществляемая различными специалистами в более узких областях, чем приведенные в табл. 1, представлены веерной матрицей (табл. 2).

Таблица 2

Веерная матрица деятельности по обеспечению сохранности культурного наследия

Уровни иерархии Специалисты

Культурологи таксонов 1 Хранители фондов 2 Специалисты по ИБ 3

Уровень объектов 1 Сохранение признаков и смыслов объектов Сохранение объектов Целостность файлов

Уровень сегментов 2 Сохранение культур Сохранение фондов Целостность баз данных

Уровень наследия 3 Сохранение культурного кода Сохранение культурного наследия Целостность цифрового наследия

В дальнейшем необходимо формализовать действия над веерными матрицами, включая их рекурсивное развертывание (авто-модельность), и описать с помощью таких матриц и действий над

ними иерархию сущностей и явлений, связанных с ЦНК.

***

Каждый объект культуры является уникальной моделью мира6, а цифровой образ объекта культуры является уникальной моделью такой модели, полученной в результате деятельности трофических цепей, в которых осуществляются аналогово-анало-говые, аналогово-цифровые, цифро-аналоговые и цифро-цифро-вые преобразования. Объект ЦНК - результат множества сложных, взаимодействующих процессов, которые могут описываться функциями, переводящими модели из одного состояния в другое. Некоторые такие преобразования и состояния могут считаться недопустимыми, например не обеспечивающими адекватность цифрового образа исходному объекту или ведущими к нарушению целостности ЦНК.

Конечно, модели моделей объектов культуры появились задолго до цифровых копий. Это происходило как в рамках простого копирования текстов в целях распространения, так и в более сложных вариантах, таких как инсценировка пьес. Производные модели сыграли свою роль и в области проблем безопасности культурных ценностей. Была признана необходимость использования достижений науки и техники для сохранения культурного наследия, использования замещающих средств (муляжи, фотографии) в случае утраты самих объектов. Были сформулированы и принципы, определяющие обеспечение безопасности культурных ценностей как в военное, так и в мирное время. ЦНК является особой формой накопления информации и важнейшим информационным активом общества.

Процессы создания объектов культуры как моделей эволюционировали и в рамках отдельных типов культурной деятельности (например, совершенствование техники живописи), и в плане использования технических новинок (фотография), становясь все динамичнее (кино). При этом непрерывно возрастало техническое оснащение культуры - от сложнейших технологий производства аудиоаппаратуры до превращения крупных музеев в высокоосна-щенные и защищенные объекты, сравнимые с предприятиями оборонного комплекса.

При увеличении возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) цифровые модели начинают приобретать все большую сложность и собственные новые черты и возможности, не сводимые к исходной модели. Само ЦНК является сложной социотехнической системой, включающей взаимодействующие цифровые объекты (комплексы объектов ЦНК), подсистемы их создания, хранения и использования, а также группы людей, обслуживающих или использующих ЦНК.

Жизненный цикл объекта ЦНК включает фазы подготовки и создания объекта; его эксплуатацию (хранение и использование, включая копирование); вывод из оборота и консервацию; остаточное использование (копий или частей объекта); утилизацию. Жизненный цикл ЦНК как сложной системы включает жизненные циклы объектов ЦНК, технологий и инфраструктуры, организаций, а также нормативно-правовой базы в области ЦНК.

Объект ЦНК может устаревать. Данный процесс может быть связан с физической деградацией носителя, утратой информационных свойств, например целостности, а также потерей соответствия исходному объекту. Последнее может быть связано с изменением исходного объекта, а также появлением новых средств оцифровки, позволяющих отображать исходный объект более адекватно. Проблема повторных оцифровок весьма неоднозначна, в частности в силу того, что процесс оцифровки может оказывать негативное воздействие на оригинал.

В основе ЦНК лежат мастер-копии (эталоны, цифровые оригиналы). Пока общепринятого определения объекта ЦНК не существует. Как правило, под мастер-копией понимают самый ранний по времени создания цифровой объект в конкретном технологическом цикле, помещенный на хранение, имеющий таковой статус и существующий в каждый момент времени в единственном экземпляре. Общий вид технологического цикла любого объекта ЦНК имеет вид «аналог-цифра-аналог».

С 1960-х годов начались компьютеризация некоторых учреждений культуры и попытки использования методов точных наук для анализа культурных процессов, произведений искусства и автоматизации творческой деятельности7. Первые цифровые копии произведений искусства были примитивны (кто-то, может быть, помнит портрет Джоконды, состоящий из черточек и крестиков), но иногда эти копии обладали важными полезными свойствами (скажем, распечатать роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно было без опечаток, купюр и потенциально неограниченное число раз).

Сама сущность цифровых методов и прогресс компьютерной техники привели к тому, что:

- цифровые технологии начинают превосходить по качеству и стоимости все остальные способы создания образов объектов культуры;

- цифровые образы могут безошибочно передаваться и копироваться;

- цифровые образы и/или их элементы могут быть связаны между собой различными семантическими связями;

- совокупность цифровых образов может рассматриваться как единое цифровое культурно-историческое пространство;

- цифровые образы могут сохраняться потенциально неограниченное время.

При этом существует значительное число технических, организационных и психологических проблем, пока не позволяющих цифровым технологиям и образам вытеснить традиционные методы и сами оригиналы из активного оборота.

Новые технологии дают возможность придавать цифровым образам новые свойства и качества (например, реконструкции более раннего или позднего состояния, изображенного на картине), комбинировать реальные и виртуальные объекты (дополненная реальность) и др.

Исследования в области искусственного интеллекта и возрастание мощности вычислительной техники вплотную приблизили создание динамических моделей личности авторов и персонажей, способных к активному общению с читателями и зрителями, а также между собой.

Такие тенденции в области ЦНК соответствуют глобальным тенденциям развития «нового цифрового мира»8, иногда даже определяя и опережая их.

Не заглядывая в будущее, приведем краткий обзор основных технологий и систем, применяемых в сфере культуры. В документе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1 в редакции, действующей с 1 января 2014 г., введены:

- основные понятия сферы культуры, прежде всего дефиниция «культурные ценности», что определяет особенности создаваемых информационных ресурсов и систем в сфере культуры;

- права и обязанности в сфере культуры, что определяет цель и предназначение информационных систем;

- типология культурной деятельности и виды учреждений культуры, что определяет функциональное назначение информационных систем;

- организация управления культурой, что определяет облик автоматизированной системы управления отрасли.

Место ЦНК как информационной системы в ряду информационных систем в сфере культуры представлено в табл. 3.

Таблица 3

Назначение информационных систем в сфере культуры

Основные системы

Обеспечение творческого процесса Формирование фондов Учет фондов Сохранность фондов Экспонирование фондов Обслуживание посетителей

Билеты, читательские билеты Экскурсионное обслуживание Лекционное обслуживание Обеспечивающие системы

Охранно-пожарные системы Инженерно-климатические системы Связь

Управляющие системы

Принятие решений Мониторинг сферы культуры Статистическая отчетность Документооборот

Финансово-хозяйственная деятельность Кадры

Информационная безопасность Дополнительная деятельность

Наука

Образование

Издательская деятельность Коммерческая деятельность

Окончание таблицы 3

Распространение произведений

Трансляции Тиражирование Демонстрации Цифровое наследие, порталы и сайты

Подготовка цифровых материалов

Хранение

Доступ

Управление контентом Сервисы

Финансово-учетная система Внешние системы

Государственные системы Системы общего пользования

Информационные ресурсы и сервисы, входящие в ЦНК, должны:

• в полноте и целостности отражать культурное наследие (реестры, каталоги);

• быть аутентичными и достоверными;

• репрезентативно представлять отечественную и мировую культуру;

• учитывать возможности и ограничения различных групп пользователей;

• быть взаимосвязанными с государственными и негосударственными информационными ресурсами.

Многообразию культурных ценностей, зафиксированных в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, соответствует многообразие способов их фиксации, сохранения, восприятия, трансляции. Основные онтологии (описания), ресурсы и системы по видам культурных ценностей приведены в табл. 4.

Таблица 4

Информационные описания, ресурсы и системы по видам культурных ценностей

Культурные ценности Виды ресурсов и функции систем

Нравственные идеалы Этические и информационные онтологии

Эстетические идеалы Критерии отбора; цифровые образы

Нормы и образцы поведения Фиксация типовых и маргинальных образцов поведения документальными и художественными средствами

Языки, диалекты и говоры Электронные словари, корпуса текстов, библиотеки, поисковые системы; аудиоархивы; диалектные геоинформационные системы (ГИС); дистанционное обучение

Национальные традиции и обычаи Этнографические базы данных, аудио- и видеофиксация, трансляции, дистанционное обучение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исторические топонимы Исторические и современные базы топонимов; ГИС

Фольклор Фиксация текстов, аудио и видео; системы классификации

Художественные промыслы и ремесла Описание и видеофиксация; системы классификации

Произведения культуры и искусства Цифровые образы, описания и метаданные; системы классификации и поиска

Здания и сооружения Цифровые чертежи; фотографии; видеоматериалы; 3Б-модели и реконструкции; средства мониторинга

Предметы Цифровые образы, описания и метаданные; системы классификации и поиска

Технологии Описание и видеофиксация технологических процессов, результатов деятельности, использования

Территории ГИС; фотографии; видеоматериалы; 3Б-модели и реконструкции; мониторинг

Объекты Планы, фотографии; видеоматериалы; 3Б-модели и реконструкции; мониторинг

При таком широком спектре и разнице в масштабах типов культурных ценностей ясно, что ЦНК не сводится к совокупности образов отдельных предметов культуры. При этом остается открытым вопрос, что такое, например, целостное цифровое представление такого явления, как язык, или такого объекта, как музей-заповедник.

Культурная деятельность характеризуется множеством типов деятельности, часть из которых отражена в действующем законодательстве. Функции программно-технических средств и систем по обеспечению данных типов деятельности для создания соответствующих объектов и сервисов ЦНК представлены в табл. 5.

Таблица 5

Функции информационных средств и систем по типам культурной деятельности

Тип деятельности Системы и средства

1 Профессиональное и любительское творчество Системы подготовки, обработки, редактирования материалов; средства фиксации и представления результатов творчества; средства коллективной работы; социальные сети

2 Создание и распространение аудиовизуальной продукции Системы записи, монтажа, специальных эффектов; средства тиражирования; средства трансляции, воспроизведения, визуализации; сети распространения

3 Издательская деятельность Системы верстки; доставка обязательного экземпляра; реестры СМИ; книжные летописи; мониторинговые и аналитические системы

4 Культурно-досуговая деятельность Средства представления культурных ценностей и подготовки контента; базы данных в области досуга и развлечений; компьютерные игры

5 Эстетическое воспитание граждан Системы подготовки материалов, визуализации; дистанционное обучение

6 Образование в сфере культуры и искусства Системы дистанционного обучения

7 Научно-исследовательская деятельность в сфере культуры и искусства Базы данных, электронные архивы и библиотеки; поисковые системы; информационно-аналитические системы; средства коммуникации

8 Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана культурного наследия Системы хранения и доступа к цифровому наследию, порталы и сайты в сфере культуры; автоматизированные системы охраны и обеспечения безопасности культурных ценностей

9 Музейная деятельность Системы автоматизации; средства оцифровки; электронные каталоги и реестры; порталы

10 Библиотечная деятельность Системы автоматизации; средства оцифровки и распознавания текстов; электронные каталоги и библиотеки; порталы

11 Архивное дело Системы автоматизации; средства оцифровки; электронные описи, путеводители, архивы; порталы; СЭД; СХД

12 Деятельность по изготовлению и реставрации художественных и декоративных изделий Средства моделирования; средства мониторинга; 3Б-печать

112 С.Т. Петров, А.А. Тарасов Окончание таблицы 5

Тип деятельности Системы и средства

13 Деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры Системы автоматизации проектирования

14 Культурный туризм Средства организации экскурсий и туристического обслуживания; краеведческие базы данных

15 Информационная деятельность, направленная на популяризацию сферы культуры Средства мониторинга сферы культуры; средства доставки информации; сайты и порталы; социальные сети

16 Иные виды культурной деятельности: зоопарки Базы данных: биоразнообразие, Красная книга; мониторинг животных

Проблемы больших данных, оптимизации хранения и повышения гарантоспособности систем хранения и доступа, новые формы представления и анализа контента - вот далеко не полный список задач, которые стоят перед сферой культуры в области ИКТ. При этом стратегической задачей является создание доверенной среды, включающей меры по повышению доверия к субъектам культурной деятельности, информационным ресурсам, технологиям, инфраструктуре.

Новые свойства активных диалоговых моделей авторов и персонажей произведений, виртуальные экскурсоводы, дополненная реальность - поле научных проблем и инновационных разработок в области ЦНК.

***

Сфера культуры - культурные ценности, учреждения культуры, система управления, информационные активы подвергаются многочисленным угрозам и рискам внутреннего и внешнего характера. Содержание угроз безопасности сообщений, относящихся к культурным ценностям, заключается в возможности дезорганизации и разрушения системы накопления и сохранения документов, составляющих культурные ценности. По мере роста масштаба и значимости цифрового наследия резко возрастают угрозы нарушения его информационной безопасности: целостности, доступности, а также правомерного использования. Для демонстрации способности государства и учреждений культуры защищать свои инфор-

мационные интересы и цифровое наследие настоятельно требуется создание полномасштабной системы информационной безопасности.

Проблемная ситуация в области информационной безопасности сферы культуры9 характеризуется, в частности, следующим:

- отсутствует концепция и стратегия информационной безопасности сферы культуры;

- отсутствует нормативно-правовая база информационной безопасности;

- не определены модели нарушителя информационной безопасности;

- не проранжированы угрозы информационной безопасности;

- не проанализированы и не оценены риски информационной безопасности;

- не определена политика информационной безопасности на ведомственном и организационном уровне.

В сфере культуры можно выделить три области обеспечения безопасности информационных активов:

- обеспечение информационной безопасности активов, влияющих на безопасность культурного наследия;

- обеспечение безопасности цифрового наследия как части культурного наследия;

- обеспечение безопасности информационных активов сферы культуры как отрасли народного хозяйства.

Значимость объектов ЦНК связана с теми объектами культуры, образами которых они являются10. Однако эта зависимость не является однозначной. В сфере культуры существуют многочисленные способы и методики ранжирования, определения значимости объектов и их совокупностей. В последнее время прежде всего в интересах информационной безопасности начинают формироваться методики оценки информационных активов как произвольной природы, так и в различных областях жизнедеятельности, например, в банковской системе Российской Федерации.

На оценку значимости объекта ЦНК влияют качество оцифровки, а также процедура проведения (кто проводит, контроль качества и пр.). В свою очередь выбор параметров оцифровки зависит от оценки значимости объекта оцифровки. Определение методов, параметров и сроков оцифровки зависит не только от значимости объекта оцифровки, но и от текущего состояния объекта, перспектив сохранности и др.

Оценка значимости информационных систем и ресурсов влияет в том числе:

• на политику сохранения информационных ресурсов;

• на организацию доступа;

• инвестиционную и страховую политику.

Оценка качества информационных активов определяется, в том числе:

• составом;

• достоверностью и аутентичностью;

• качеством оцифровки.

Оценка объемов информационных активов определяется:

• правовым статусом активов;

• качеством активов 11;

• количеством единиц хранения;

• объемами информации в компьютерных единицах измерения.

На оценку значимости информационных ресурсов влияет и оценка носителей, на которых они находятся, а также информационных систем, в которых эти активы хранятся и обрабатываются.

Инвентаризация и оценка значимости информационных активов - первый шаг к обеспечению информационной безопасности ЦНК.

Идентификацию, классификацию и ранжирование угроз удобно проводить в форме веерных матриц. В силу недостатка места приведем одну из таблиц (табл. 6), описывающих содержание угроз ИБ.

Таблица 6

Содержание угроз информационной безопасности в сфере культуры

Объекты угроз Содержание угроз

Культура Утрата идентичности и целостности

Культурное разнообразие Уменьшение разнообразия состава документов

Культурное сообщество Ослабление связей, утрата культурных коммуникаций

Культурная деятельность Нарушение прав, дезорганизация бизнес-процессов

Культурные ценности Дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения документов, составляющих культурные ценности, изменение системы оценок; нарушение доступности

Культурное наследие Нарушение принципов и системы оценки значимости

Нематериальное культурное наследие Искажение и утрата контекста, средств выражения и трансляции ценностей; нарушение культурных коммуникаций

Окончание таблицы 6

Объекты угроз Содержание угроз

Объект культурного наследия Нарушение целостности, изменение, утрата документов

Национальное культурное достояние Нарушение системы оценок, системы управления организациями, индивидуальных и коллективных творческих процессов, приоритетов оцифровки

Культурные блага Нарушение доступа к услугам и культурным ценностям

Культурное пространство Изменение границ пространства, разрыв связей

Государственная культурная политика Отсутствие, несанкционированное изменение документов, определяющих политику, средств проведения политики

Творческая деятельность Нарушение прав и условий по созданию культурных ценностей и их интерпретации; нарушение конфиденциальности

Организация культуры Дезорганизация деятельности организаций

Права собственности Изменение и фальсификация документов; неправомерное использование документов

Полномочия ФОИВ Дезорганизация системы управления, информационных потоков

Целевые программы Ложные цели, нарушение координации, дезорганизация деятельности исполнителей

Система учета Дезорганизация учета, фальсификация учетных данных, неправомерное использование результатов учета

Система мониторинга Дезорганизация системы мониторинга, фальсификация данных мониторинга

Виды деятельности Дезорганизация бизнес-процессов по видам деятельности

Культурные фонды Нарушение целостности, изменение прав собственности

Сохранность культурного наследия Нарушение мер охраны и технологий обеспечения сохранности

***

Сфера культуры представляет сложную систему, сочетающую черты централизованной и сетевой организации. Культура оказывает значительное влияние на большинство сторон поведения личности, функционирование общества, деятельность органов власти, международные отношения. В условиях становления информационного общества сфера культуры становится областью особых и значительных угроз и рисков национальной самобытности, традиционным укладам, суверенитету.

Цифровое наследие культуры - один из значимых информационных активов нации, общества, государства. Недооценка потен-

циала данного актива может привести к негативным последствиям для самой культуры, образования, науки. ЦНК формируется в результате эволюции институтов коллективной памяти и информационно-коммуникационных технологий. Информационная основа ЦНК - взаимосвязанные модели (образы) объектов культуры. Данные модели получаются в результате комплекса процессов, многократно преобразующих информацию из аналоговой формы в цифровую и обратно. Многообразие видов культурных ценностей и типов деятельности в сфере культуры, учреждений культуры информационно-коммуникационных технологий и систем, различных групп авторов, специалистов и пользователей ведет к появлению чрезвычайно сложной социотехнической системы - цифрового наследия культуры.

Формирование, гарантированное сохранение и эффективное использование ЦНК возможно только на основе системного анализа социокультурных и технологических процессов, создания системы информационной безопасности ЦНК.

Примечания

См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Пер. с англ. Изд. 2-е. М.: Academia, 2004. 482 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

См.: Стрельцов А.А. Правовое обеспечение информационной безопасности России: теоретические и методические основы. Минск: Беллифонд, 2005. 304 с.

Так к 2015 г. планировалось достичь следующих показателей: доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20 %; доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50 %, в том числе библиотечных каталогов - 100 %; доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100 %. Согласование национальных подходов к сохранению цифрового наследия: Пер. с англ. И.Н. Андреевой, Н.Б. Богдановой, Е.А. Губиной, Д.Е. Осадчук М.: МЦБС, 2013. 360 с.

См.: Кордонский С.Г. Классификация и ранжирование угроз // Отечественные записки. 2013. № 2 (53). С. 52-73.

См.: Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. М.: Синтег, 2000. 528 с.

См.: Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. 2-е изд. М.: URSS, 2005. 416 с. См.: Шмидт Э, Коэн Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств: Пер. с англ. Сергея Филина. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. 368 с.

4

См.: Кондратьев Д.В., Ненашев А.Н., Петров С.Т., Тарасов А.А. Проблемы сохранения цифрового культурного наследия в контексте информационной безопасности // Вестник РГГУ. Серия «Информатика. Защита информации. Математика». 2013. № 14 (115). С. 36-52.

См.: Петров С.Т., Тарасов А.А. Обеспечение безопасности информационных активов в сфере культуры // Современные проблемы и задачи обеспечения информационной безопасности: Труды Всероссийской научно-практической конференции «СИБ-2014». М.: МФЮА, 2014. С. 57-64.

См.: Юмашева Ю.Ю. Нормативно-методическое регулирование процессов оцифровки - обязательная составляющая цифровизации культурного наследия // Справочник руководителя учреждений культуры. 2013. № 7. С. 4-14.

У

10

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.