Научная статья на тему 'Актуализация историко-культурного наследия как цивилизационная необходимость: инновационные аспекты библиотечной деятельности'

Актуализация историко-культурного наследия как цивилизационная необходимость: инновационные аспекты библиотечной деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1283
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / БИБЛИОТЕКА / ЧТЕНИЕ / КНИГА / КНИЖНЫЙ ПАМЯТНИК / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Головко Светлана Ивановна

В статье освещаются проблемы возрождения, сохранности и транслирования культурно-исторического наследия в библиотечном пространстве, формирования бережного к нему отношения через творческое освоение; раскрывается особая роль книжных памятников, отражающих материальную и духовную жизнь прошлых поколений, как феноменов культурного наследия; актуализируется инновационная деятельность библиотек как структурных составляющих культурное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация историко-культурного наследия как цивилизационная необходимость: инновационные аспекты библиотечной деятельности»

У 'Ч Головко С. И. |НЩВ| Актуализация историко-культурного наследия как цивилизационная необходимость...

Ф1Л0С04СК1Е ИНУК1

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. И. Г оловко

ACTUALIZATION OF HISTORICAL-CULTURAL HERITAGE AS CIVILIZATIONAL NECESSITY: INNOVATION ASPECTS OF LIBRARY ACTIVITY

Golovko S. I.

The article considers the problems of revival, preservation and compiling of cultural-historical heritage in library space, developing the regard for it through its creative learning; reveals a special role of book monuments reflecting material and spiritual life of the previous generations as cultural heritage phenomena; actualizes innovation activity of libraries as structural elements of the cultural space,

В статье освещаются проблемы возрождения, сохранности и транслирования культурноисторического наследия в библиотечном пространстве, формирования бережного к нему отношения через творческое освоение; раскрывается особая роль книжных памятников, отражающих материальную и духовную жизнь прошлых поколений, как феноменов культурного наследия; актуализируется инновационная деятельность библиотек как структурных составляющих культурное пространство,

Ключевые слова: культурное историческое наследие, библиотека, чтение, книга, книжный памятник, культурная среда, цифровое документальное наследие, инновационные модели библиотек,

УДК 820:93/99

Общеизвестно, что XX век назывался веком культуры. Это определение ушедшего века признано философами культуры, культурологами, социологами почти во всем мире. В. И. Даль определял культуру как умственное и нравственное образование. Российская культура имеет глубокие исторические корни. Через историю культуры познаётся прошлое России, её история.

В современном контексте жизнедеятельности индивида чрезвычайно важно формирование в его сознании и сознании общественном бережного отношения к культурному наследию и его сохранению; понимание того, что через памятники культуры, несущие в себе идейные черты своей эпохи, обладающие общечеловеческим содержанием и художественными достоинствами, устанавливается связь с будущим. Как одну из форм преемственности в историческом развитии общества следует рассматривать культуру прошлых эпох. Воспитание бережного отношения к национальному культурному наследию через творческое его освоение столь актуально ещё и в аспекте противостояния современной массовой культуре, зачастую не отличающейся высоким художественным вкусом. Основы законодательства РФ о культуре (1992) определяют культурное наследие народов России как материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, в том числе памятники и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности России и всех ее народов и их вклада в мировую цивилизацию.

В документах федерального уровня изложена государственная политика в области культуры, в целом определены основные понятия, поставлены задачи по сохранности и безопасности культурных ценностей, гарантирована их доступность для населения. Федеральная целевая программа «Культура России 2006-2010» рассматривает конечные результаты реализации и обеспечение сохранности культурного наследия России, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов (1). Программа обеспечивает проведение работ по сохранности, реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов. В обозначенный хронологический период должен быть проведен комплекс ремонтнореставрационных работ на 300 объектах федерального значения. В области обеспечения сохранности культурного наследия главное внимание уделено усилению адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Планируется поддержание в надлежащем состоянии недвижимых памятников истории и культуры, сохранение уникальных книжных изданий, архивных документов, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения библиотек, архивов; обеспечение безопасности хранения предметов культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности. Предусматривается создание виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, электронных каталогов и ресурсов культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения, перевод информационных ресурсов музеев, библиотек, архивов в цифровую форму, создание электронной базы недвижимых памятников истории и культуры (40 тысяч объектов) и сводного каталога библиотек России. Д. С. Лихачеву принадлежит замечательное утверждение: «Па-

мять - это преодоление времени, это преодоление смерти». Важно не только сохранить память о прошлом, но и донести сохраненное для современников и потомков. Соз-

дание электронного портала «Национальная память России» на основе современных технологий обеспечивает в ближайшем будущем для всех заинтересованных граждан доступ к национальной памяти России, к подлинным документам отечественной истории (на основе сканирования и размещения этих документов в Интернете в онлайновом доступе), а также к музейным экспонатам, архитектурным памятникам, к инкунабулам, редким книгам. Важность значения сохранения культурного наследия в цифровой форме осознается во всем мире. Международная программа ЮНЕСКО «Память мира» (1999) была одной из первых инициатив по обеспечению сохранности и общедоступности всемирного документального наследия. Эти проблемы нашли отражение и в других документах, принятых ЮНЕСКО: «Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии» (2001) и «Хартия о сохранении цифрового наследия» (2003), провозгласившая необходимость создания условий сохранности и доступности цифрового документального наследия всех регионов, стран и сообществ. Национальные библиотеки, самые полные хранители памяти общества в своих фондах, стали активными участниками деятельности по обеспечению сохранности цифрового документального наследия. Отметим, что старопечатные книги, рукописи и периодические издания стали обязательными объектами оцифровки почти для всех стран. В РГБ начал действовать новый проект создания инновационной модели интегрированной системы, цель которого -обеспечение доступа к русскому литературному наследию путем создания современного каталога, предполагающего доступ ко всем библиографическим записям и электронным ресурсам РГБ, имеющим отношение к Л. Н. Толстому, а также его наследию, находящемуся в Доме-музее писателя в Ясной Поляне (2). В последние годы в сфере хранения культурно-исторического наследия активно применяются цифровые технологии, осуществляется процесс формирования Национальной цифровой библиотеки, интересен опыт применения цифровых технологий для сохранения культурного наследия

Головко С. И. Актуализация историко-культурного наследия как цивилизационная необходимость.

агентства «Открытая Сибирь» по оцифровке культурно-исторического наследия Сибири.

Общекультурное наследие России -это общечеловеческие ценности высшего достоинства, завещанные нам предками. Однако это наследие в результате революций, войн, разрушительных варварских действий привело к огромным потерям исторических зданий, усадеб, парков и городов, церквей, старинных садов. Зримо представить русскую цивилизацию XIX столетия в полной мере уже невозможно. История культурного наследия содержит большой список утрат. Немецкие оккупанты в период второй мировой войны нанесли огромный урон нашему культурному наследию. Специальные команды грабили музеи, дворцы и книгохранилища, отправляли в Германию уникальные картины и книги, архивы и иконы; были уничтожены многие церкви, библиотеки и музеи. До сих пор продолжается поиск реликвий отечественной культуры, вывезенных немцами во время войны. Советские библиотеки понесли во время войны огромные потери, когда погибли миллионы книг и тысячи библиотек (по немецким оценкам - 180 млн. томов и 50 тыс. библиотек). По тем же оценкам было вывезено в Германию 4,5 млн. томов, в том числе русские первопечатные книги и рукописные материалы из Новгорода, Пскова, пригородных дворцов Ленинграда (3).

Угроза потери части культурного наследия существует и сегодня: гибнут и разворовываются бесценные рукописи, документы, уникальные книги, произведения искусства, разрушаются памятники истории и культуры. Ежегодно Россия утрачивает более 150 памятников. Лихачев Д. С. писал: «...Памятники культуры. Их утраты невосполнимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит сам себя». Спасение и сохранение национального культурного наследия России является задачей государственной важности, ибо без прошлого нет настоящего и будущего. В два последние десятилетия было много сделано для

сохранения культурного наследия: принят Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002), возвращены исторические названия многим русским городам и улицам, созданы многие новые музеи. Русская православная церковь вносит значительный вклад в восстановление памятников культурного зодчества. Наиболее ценные коллекции икон остались в распоряжении государственных музеев.

Следует сохранять невозвратно уходящую память о нашем прошлом, ибо в XX веке была уничтожена почти половина культурных ценностей, созданных многими поколениями россиян: множество величественных архитектурных ансамблей, замечательных памятников зодчества, дворянских усадеб, памятников деревянной архитектуры, каменные особняки в обоих столицах и российской провинции; реально спасать наше культурное достояние. Д. С. Лихачев призывал: «Надо, чтобы Россия осталась хоть в памяти.» (4). Заметную роль в сохранении историко-культурного наследия выполняет созданный осенью 1986 года Фонд культуры, первым председателем которого был академик Д. С. Лихачев. Определяя основную программную цель деятельности Фонда, он писал: «Фонд культуры должен помочь нам в освоении памятников культуры, в сохранении и развитии культуры в наше столь ответственное для истории человечества время». Главной задачей Российского Фонда культуры с начала его существования было содействие возвращению в Россию библиотек, произведений искусства, архивов, находящихся вне ее пределов после событий 1917 года, а также созданных лучшими представителями русской эмиграции вне исторической родины. За годы плодотворной, подвижнической деятельности возвращенное Фондом наследие насчитывает десятки тысяч единиц хранения - книг, картин, исторических реликвий, журналов, архивов. Основанный фондом в 1987 году журнал «Наше наследие» более двадцати лет утверждает в общественном сознании идеи непреходящей ценности неизвестного или

забытого культурно-исторического наследия России во всем его многообразии материальных и духовных реликвий - памятников архитектуры, архивных материалов, художественных произведений, мемуаров, писем, шедевров искусства. В результате масштабной культуротворческой деятельности Фонда культуры и благодаря авторитета журнала из-за границы в библиотеки, архивы, музеи России были переданы десятки тысяч томов книг русских писателей, философов и общественных деятелей, письма, рукописи, дневники, другие архивные материалы И. Бунина, Н. Тэффи, А. Ремизова, З. Гиппиус, Д. Мережковского; не опубликованное ранее письмо А. С. Пушкина к А. Ваттерману; рукопись романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»; автографы М. Цветаевой, некоторые раритеты, относящиеся к жизни и творчеству этой великой поэтессы; уникальный архив М. Алданова, одного из самых популярных романистов в мире, -письма, фотографии, рукописи литературных произведений, записные книжки; полотна И. Репина, В. Серова, И. Билибина. Журнал «Наше наследие» выполняет миссию объединения общественных и государственных интересов в деле спасения и сохранения культурно-исторического наследия России. Это уникальное периодическое издание, полно и достойно представляющее богатейшее отечественное историческое и культурное наследие в синтезе содержательной, текстовой и визуальной составляющих на уровне, достойном великой русской культуры. Совместные проекты журнала и всемирно известной кампании «Де Бирс» по разысканию, приобретению и передаче в музеи памятников отечественной культуры оказались весьма результативными и позволили вернуть в нашу культуру многие замечательные памятники: картины, книги, автобиографии, мемориальные вещи, в том числе ноты с автографами выдающихся музыкантов Серебряного века. Во время осуществления совместной программы «Возвращение культурных ценностей» многие реликвии русской истории и культуры вернулись в Россию. Среди наиболее ценных реликвий также письмо И. С. Тургенева; портрет Зи-

наиды Волконской; дневник З. Н. Гиппиус за 1939 год, который она назвала «Год войны»; бесценная коллекция архивных материалов литературы русского зарубежья; автограф перевода на французский язык произведения А. С. Пушкина «Пир во время чумы», осуществленный М. Цветаевой; рукописи И. С. Шмелева с планами книг «Богомолье» и «Лето Господне»; наброски Д. С. Мережковского к его книгам о Данте и Наполеоне; редкие фотографии Ф. И. Шаляпина, его автографы; письмо организатора Русского балета за рубежом С. П. Дягилева; автографы замечательных русских композиторов С. В. Рахманинова, И. Стравинского, А. Гречанинова, А. Лядова; полные комплекты редких печатных изданий - журналов «Иллюстрированная Россия», «Путь», «Современные записки»; коллекция «Русское зарубежье» (листовки, воззвания, программы вечеров представителей русской эмиграции). Совместно с журналом «Наше наследие» кампания выпустила уникальную серию календарей «Де Бирс представляет памятники культуры России».

Культурно-историческое наследие

России создавалось веками. Это литература Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Блока, Солженицына, Шолохова; музыка Глинки, Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича; русские иконы и картины Васнецова, Репина, Сурикова, Крамского, Шишкина; философия, наука, созданная трудами Ломоносова, Менделеева, Павлова, Вернадского, Вавилова; бесценные книжные памятники. Оно имеет всемирное значение, является основой сохранения России как государства. Спасение и сохранение национального культурного наследия - фундамента культуры - задача государственной важности, поскольку в нем заключен не только фиксационный, но и воспитательный потенциал. Великое культурное наследие России - национальное достояние, огромный духовно-нравственный ресурс, передающийся из поколения в поколение.

Возрождение культурного наследия, приобщение к нему новых поколений невозможно без полного и всестороннего изу-

Головко С. И. Актуализация историко-культурного наследия как цивилизационная необходимость.

чения его исторического прошлого. Новые поколения должны свободно «войти» в культуру через освоение неповторимого, уникального культурно-исторического наследия. Оно необходимо для нравственного гуманистического воспитания людей прагматичного XXI века любящими свою Родину, знающими её историю, ценящими её культуру. Каждое новое поколение с позиций своего социального опыта пытается переосмыслить, переделать полученное культурное наследие. Естественный поиск новых форм трансформации культурного наследия новыми поколениями, иногда неожиданных и даже шокирующих, уравновешивается постоянной историко-культурной рефлексией. Важно «не разорвать веков связующую нить», сохранить историческую память, великое культурное наследие России; книгу, как связующий элемент отечественной культуры в контексте общечеловеческих гуманитарных ценностей.

Одно из самых значительных достижений человечества - книги. Они являются составной частью мирового культурного наследия, как и другие памятники истории и культуры. Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976) выделил книжные памятники среди памятников, отражающих материальную и духовную жизнь прошлых поколений. Различают книжные памятники следующих видов: книги - памятники истории и полиграфического искусства, документальные памятники, книги изобразительные, вещевые и иные памятники, представляющие историческую научную и иную культурную ценность. Российские книжные памятники составляют часть национального культурного наследия страны. В научный оборот термин «книжный памятник» был введен в середине 80-х гг.

XX века, что позволило поставить книгу в один ряд с другими видами памятников истории и культуры - архитектурными, изобразительными, музыкальными. Согласно введенному в действие с 1.01.2005 г. ГОСТу 7.87 - 2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Книжные памятники» книжными памятниками считаются «рукописные и печатные

книги, книжные коллекции, обладающие выдающимися духовными, эстетическими, полиграфическими и документирующими свойствами, представляющие общественно значимую научную, историческую и культурную ценность и охраняемые специальным законодательством». Книжные памятники представляют книгу как явление культуры в единстве опубликованного произведения и способа его материального воплощения. Подобные издания воплощают единство памятника книжной культуры и современной им истории и культуры общества, являются носителями историко-культурного потенциала. Воссозданию репертуара книжных памятников, их учету, хранению, описанию и использованию посвящена подпрограмма «Книжные памятники РФ» (2000) в Национальной программе «Сохранение библиотечных фондов Российской Федерации». Современные хранилища - наследники и хранители книжных сокровищ прошлого.

Содержательность книжных памятников (КП) усиливается той исторически значимой информацией, которая, будучи заключенной в материальную форму, является эстетически совершенной, значимой и созвучна напечатанным произведениям. Поэтому их сохранение в подлинном виде столь важно. Книжные памятники как памятники истории культуры не только отражают достижения общества, они являются также показателем развития самой книги, ее художественного оформления и полиграфического исполнения. Подпрограмма «Книжные памятники РФ» обеспечивает, в частности, сохранность и рациональное использование КП, их государственную охрану и юридическую защиту, как и других памятников истории и культуры, создание электронного Общероссийского свода книжных памятников (ОСКП). Выделим особо тот факт, что в реестры «Фонда КП России» вносятся рукописные книги, старопечатные издания, отечественные и иностранные издания, вышедшие после 1830 г., в том числе: издания, иллюстрированные и оформленные выдающимися художниками; замечательные образцы полиграфического исполнения; издания, размноженные необычными спосо-

бами (гравированные, литогравированные, с вытканным текстом); особые экземпляры изданий (библиофильские, нумерованные, именные, с ручной раскраской), подносные; экземпляры в художественных переплетах ручной работы. Согласно сведениям Общероссийского свода книжных памятников их число составляет свыше 5 млн. экземпляров, и, представляя важную часть отечественного культурного наследия, они обладают огромной историко-культурной значимостью. В самых разных фондах находятся книги, иллюстрированные В. А. Фаворским, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинским, В. А. Серовым, А. М. и В. М. Васнецовыми, М. А. Врубелем, Д. Н. Кардовским, Е. А. Кибриком,

С. В. Чехониным, мастерами Палеха, Э. Делакруа, Г. Доре; замечательные образцы полиграфического искусства и переплетного мастерства; книги, выпущенные известными в истории издательствами М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса, «Academia»; библиофильские; нумерованные; именные экземпляры изданий. Среди единичных книжных памятников в реестре ОСКП значится, например, Евангелие, напечатанное Анисимом Радишев-ским в 1606 году в Московском Печатном дворе, уникальное по художественному оформлению, иллюстрированию и полиграфическому исполнению. Выдающийся образец русского оформительского и полиграфического искусства, сохранившийся в десяти экземплярах в РГБ, один из которых, предназначенный для поднесения царю Василию Шуйскому, с художественной, живописной, ручной раскраской, с защитными шелковыми закладками между текстом и страничными гравюрами. Важную роль в фондах книжных памятников играют коллекции -специально организованные собрания единичных книжных памятников. В реестре «Книжные памятники-коллекции» ОСКП значится, например, описание коллекции Николая Петровича Румянцева (1754-1826), графа, государственного деятеля, дипломата, государственного канцлера Российской империи, мецената, объемом в 28500 экз. Основу коллекции составляли подносные экземпляры книг, поднесенные Российским императорам, прусским королям и другим

особам царственных домов. В состав коллекции входит уникальная коллекция переплета (более 1300 экз.). В ней представлены переплеты более 130 крупнейших мастеров и переплетных фирм пятнадцати стран мира, изготовленные в Германии, Франции, Италии. Более 40% коллекции - переплеты, выполненные в России. Коллекция представляет переплеты из дерева, перламутра, металла, кости, бархата, парчи, атласа, различных сортов кожи (сафьяна, замши, шагрени, лайки); украшенные золотым тиснением, серебряными и костяными накладками, вышивкой, инкрустацией, ручной раскраской; переплеты, выполненные в стиле ампир, рококо, модерн и др. Книжные памятники, отраженные в банках данные ОСКП, - специфическая культурологическая данность, бесценное культурное наследие России. В нашей отечественной традиции любовь к писательскому слову всегда соединялась с особым пристрастием к книге, художественно оформленной. Искусство оформления русской книги, яркое, самобытное, оригинальное создало великолепные образцы «роскошных», элитных, эксклюзивных, коллекционных изданий. Можно сказать об особом типе отечественной книги как своеобразного носителя более широких культурных ценностей, чем собственно словесные. Сохранение своеобразия отечественного искусства книги, одной из наиболее важных традиций русской культуры - книжной -приоритетная задача современного культурного сообщества.

Культурно-историческое наследие является одним из основополагающих элементов самобытности самосознания людей, связывающих общество с его историческим прошлым. Сохранение его для будущих поколений всеми методами, в том числе и перевод в цифровую форму - важнейшая миссия общества информации и знаний. Публичные библиотеки России вносят свой вклад в дело сохранения книги как связующего элемента отечественной культуры в контексте общечеловеческих ценностей, как предмета художественной культуры. Человечество вступило в новое «осевое время», характеризующееся становлением электрон-

Головко С. И. Актуализация историко-культурного наследия как цивилизационная необходимость.

ной компьютерной культуры, маркера информационного общества. Одной из форм нового типа культур становится компьютерная виртуальная реальность. Более конструктивный характер носит деятельность библиотечных учреждений по формированию, возрождению и сохранению культурного наследия, в первую очередь книжного, в информационном обществе, обеспечению его сохранности. Библиотеки собирают и хранят книжные памятники, выявляют новые объекты культурно-исторического наследия и содействуют их музеефикации, устраивают выставочные экспозиции, осуществляют культурно-просветительскую

деятельность, создают в своей структуре музеи, участвуют в формировании культурно-исторического пространства, сохранении исторической памяти в регионах; переводят в цифровую форму мемориальные коллекции, создают базы данных и веб-сайты, виртуальные выставки и музеи; проводят крупные культурные акции; содействуют сохранению, изучению и популяризации культурного достояния России с использованием традиционных форм библиотечной деятельности и новых информационных и телекоммуникационных технологий. Следует отметить историческое значение библиотек, их роль в культуре и цивилизации.

Прошлое в его культурном выражении - большая часть современной культуры, поэтому культурное наследие рассматривается библиотеками как неотъемлемая часть формирования мировоззренческой, интеллектуальной, нравственной, духовной зрелости человека. История культуры и общества - основа для определения верных ориентиров в жизнестроительстве. Предполагается, что в третьем тысячелетии начнется всемирное обновление библиотечной культуры, вновь повысится ценность активно усваиваемого книжного слова, значимость углубленного чтения.

Библиотеки обеспечивают доступ к интеллектуальным и культурным богатствам общества самым широким слоям населения, формируют те культурные ценности, которые будут позволять людям и народам жить в мире и добрососедстве. Предоставляя дос-

туп к культурному наследию, библиотеки способствуют обогащению культуры потребления, изменяют стандарты потребления, формируют общественные потребности, ценностные ориентиры в обществе.

Чтение как способ освоения письменной информации является для всех цивилизационной необходимостью и поддерживается библиотеками комплексом инновационных форм воздействия, в том числе предоставлением доступа к культурноисторическому наследию.

Чтение - основа сохранения национальной самобытности, культурных традиций. «Наш всё еще читающий и образованный народ до сих пор составляет одно из решающих конкурентных преимуществ России как государства», - заметил С. М. Миронов (5). Возникающие инновационные модели библиотек - мемориальные, библиотеки-музеи, библиотеки-культурно-исто-

рические центры - становятся активно действующими структурами хранения, возрождения и использования культурно-исторического наследия, важной частью культурного пространства. Внешний благоприятный облик библиотеки как одного из символов преемственности культуры, её дизайн, культура диалога с публикой, библиотечноинформационные ресурсы, связи с общественностью, рекламно-имиджевая политика позиционируют библиотеку как социальнокультурный институт, ориентированный на удовлетворение и развитие культурноинформационных ожиданий населения, способствуют формированию благоприятной культурной среды. Социокультурная деятельность библиотек рассматривается как один из путей развития информационного общества, как неотъемлемая и важная составляющая сферы их деятельности, формирующая представления о многообразии культурного пространства (6). В деятельности библиотек активно прослеживается тенденция их развития как культурных центров.

Библиотеки удовлетворяют культурные ожидания, отчасти направляют их. Восстановление и создание культурной среды в обществе, формирующей уважительное, действенное отношение к культурно-

историческому наследию России как основополагающей ценности, становится приоритетной задачей библиотечного сообщества. В конце XX века культурноинформационное пространство России изменилось кардинальным образом. Как бы ни сложилась судьба России в XXI веке, культурное наследие остается главным ее богатством и залогом единства нации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010) // Библиотечное дело -

XXI век: науч.-практ. сб.: вып. 1 (11) 2006. -М., 2006.

2. Русское литературное наследие в режиме online // Вестник РГБ. - 2006 (апрель). - С. 18-20.

3. Рудомино, А. От дымовой завесы до Библии Гуттенберга / А. Рудомино // Наше наследие. - 2005. - № 73. - С. 47.

4. Лихачев Д. С. Надо, чтобы Россия осталась хоть в памяти... /Д. С. Лихачев //Наше наследие. - 2001. - № 59-60. - С. 106.

5. Библиотеки в национальных проектах России // Библиотековедение. - 2006. - № 2. - С. 9.

6. Зайцев В. Н. Социокультурная деятельность библиотек - один из путей развития информационного общества / В. Н. Зайцев // Библиотековедение. - 2006. - № 2. - С. 23-25.

Об авторе

Головко Светлана Ивановна, Ставропольский государственный университет, доцент кафедры культурологии и библиотековедения, кандидат педагогических наук. Сфера научных интересов - история и современные проблемам библиотековедения, библиографоведения, истории книги, профессионального библиотечного образования, модернизации библиотечного обслуживания. ушао 1оуко @шаП. т

Аксюмов Б. В. Особенности американского мировидения в контексте современного.

ФИЛОСОФСКИЕ НІ

ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО МИРОВИДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КОНФЛИКТА

Б. В. Аксюмов

SPECIFIC FEATURES OF AMERICAN WORLDVIEW IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY CONFLICT OF CIVILIZATIONS

Aksyumov B.V.

The specific features of American worldview regarded as a factor of global conflict of civilizations are analyzed in the paper. The conclusion is made that that ultraliberal and messianic self identities of the USA are the major source of escalation of conflict of civilizations in contemporary world.

В статье рассматриваются особенности американского мировидения как фактора глобального межцивилизационного конфликта. Делается вывод, что ультралибералистские и мессианские самоидентификации США выступают важнейшей причиной эскалации конфликта цивилизаций в современном мире.

Ключевые слова: конфликт цивилизаций, ми-ровидение, ультралиберализм, мессианство, провиденциализм, глобализация, самоидентификация, культурно-цивилизационная система.

Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «‘‘Конфликт цивилизаций” в глобальном и региональном измерении: теоретический конструкт и эмпирическая реальность» (Грант РГНФ № 08-03-00208а).

УДК 13.2: 316.48

Проблематика «конфликта цивилизаций», несмотря на значительное количество критических откликов, прочно утвердилась в отечественном и мировом социогумани-тарном дискурсе. События, происходившие после 1993 года, когда увидела свет знаменитая статья американского политолога С. Хантингтона, скорее, подтверждали тезис о глобальном межцивилизационном конфликте, чем опровергали его. Американская внешняя политика, фундирующаяся на сугубо западном ультралибералистском мирови-дении и при этом четко ориентированная на достижение мировой гегемонии, на универсализацию американского понимания жизни не могла не привести к тем результатам, к которым она в действительности и привела, - к отстаиванию самобытными культурно-цивилизационными системами своего права на уникальность в культурной сфере и на суверенитет в сфере политической.

Именно Соединенные Штаты Америки несут историческую ответственность за современный конфликт цивилизаций. Мир многополярный они пытаются превратить в однополярный мир, мир плюралистичный они желают обратить в серую однородную унифицированную массу, в которой уже невозможно будет обнаружить какие-либо особенности, в которой уже ничего не будет бросаться в глаза, кроме общей, раскрашенной в цвета американского флага, унылой панорамы бытия. Противодействие подобным гегемонистским устремлениям, чаще всего прикрываемым ссылками на объек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.