Научная статья на тему 'Сохранение экологии и природных экосистем – основной приоритет государственной политики для будущего развития рыбохозяйственного комплекса России'

Сохранение экологии и природных экосистем – основной приоритет государственной политики для будущего развития рыбохозяйственного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / сохранение природных водных экосистем / инновации для глубокой переработки водных биоресурсов / ecology / preservation of natural aquatic ecosystems / innovations for deep processing of aquatic biological resources

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

Глобализация мировой экономики, изменение климата на планете ставят перед мировым сообществом решение проблем экологии, биоразнообразия, устойчивого обеспечения продовольствием и сохранения социальной стабильности. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов для предотвращения глобальных кризисов мирового сообщества являются главными задачами мирового сообщества. Государственной программой развития рыбохозяйственного комплекса на период 2014–2020 гг. и Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 г. ставятся задачи по обеспечению перехода от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Для снижения экологических рисков, связанных с загрязнением акваторий в районах вылова водных биологических ресурсов, планируется разработка национальной системы экологической сертификации промыслов и производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of ecology and natural ecosystems is the main priority of state policy for the future development of Russia's fisheries complex

Globalization of the world economy, climate change on the planet present the world community with solutions to problems of ecology, biodiversity, sustainable provision of food and preservation of social stability. The preservation and rational use of oceans, seas and marine resources to prevent global crises of the world community is the main task of the world community. The framework of the State Program for the Fisheries Complex Development for the period 2014–2020 and the Development of the Fisheries Complex Strategy for the Period up to 2030 are aimed at ensuring the transition from the export-raw material type to the innovative type of development based on the conservation, reproduction and rational use of aquatic biological resources, minimizing the negative impact on the environment. In order to reduce the environmental risks associated with water pollution in areas where water biological resources are caught, it is planned to develop a national system of environmental certification of fisheries and industries.

Текст научной работы на тему «Сохранение экологии и природных экосистем – основной приоритет государственной политики для будущего развития рыбохозяйственного комплекса России»

УДК 338.639(045)

DOI 10.24411/0235-2486-2020-10040

Сохранение экологии и природных экосистем - основной приоритет государственной политики для будущего развития рыбохозяйственного комплекса России

К.В. Колончин, канд. экон. наук

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, Москва

Дата поступления в редакцию 05.03.2020 Дата принятия в печать 21.04.2020

* kolonchin@vniro.ru © К.В. Колончин, 2020

Реферат

Глобализация мировой экономики, изменение климата на планете ставят перед мировым сообществом решение проблем экологии, биоразнообразия, устойчивого обеспечения продовольствием и сохранения социальной стабильности. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов для предотвращения глобальных кризисов мирового сообщества являются главными задачами мирового сообщества. Государственной программой развития рыбохозяйственного комплекса на период 2014-2020 гг. и Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 г. ставятся задачи по обеспечению перехода от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Для снижения экологических рисков, связанных с загрязнением акваторий в районах вылова водных биологических ресурсов, планируется разработка национальной системы экологической сертификации промыслов и производств.

Ключевые слова

экология, сохранение природных водных экосистем, инновации для глубокой переработки водных биоресурсов Для цитирования

Колончин К.В. (2020) Сохранение экологии и природных экосистем - основной приоритет государственной политики для будущего развития рыбохозяйственного комплекса России // Пищевая промышленность. 2020. № 4. С. 26-33.

Preservation of ecology and natural ecosystems is the main priority of state policy for the future development of Russia's fisheries complex

Globalization of the world economy, climate change on the planet present the world community with solutions to problems of ecology, biodiversity, sustainable provision of food and preservation of social stability. The preservation and rational use of oceans, seas and marine resources to prevent global crises of the world community is the main task of the world community. The framework of the State Program for the Fisheries Complex Development for the period 2014-2020 and the Development of the Fisheries Complex Strategy for the Period up to 2030 are aimed at ensuring the transition from the export-raw material type to the innovative type of development based on the conservation, reproduction and rational use of aquatic biological resources, minimizing the negative impact on the environment. In order to reduce the environmental risks associated with water pollution in areas where water biological resources are caught, it is planned to develop a national system of environmental certification of fisheries and industries.

Key words

ecology, preservation of natural aquatic ecosystems, innovations for deep processing of aquatic biological resources For citation

Kolonchin K.V. (2020) Preservation of ecology and natural ecosystems is the main priority of state policy for the future development of Russia's fisheries complex // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. 2020. No. 4. P. 26-33.

K.V. Kolonchin, Candidate of Economic Sciences All-Russian Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Received: March 5, 2020 Accepted: April 21, 2020

* kolonchin@vniro.ru © Kolonchin K.V., 2020

Abstract

Введение. Глобализация мировой экономики, изменение климата на планете, растущее неравенство и рост числа бедного населения ставят перед мировым сообществом необходимость решения проблем экологии, биоразнообразия, устойчивого обеспечения продовольствием и сохранения социальной стабильности. Для решения указанных проблем необходимы согласованные действия ведущих промышленно развитых стран и развивающихся экономик, поскольку эти проблемы касаются практически всех стран и в одиночку их решить невозможно. Здесь доминирует глобальный фактор, связанный с бесконтрольной эксплуатацией природных ресурсов, приводящей к разрушению природных экосистем и деградации биоразнообразия.

По оценкам независимых ученых к 1990 г. естественные экосистемы были разрушены на 21% суши, к настоящему времени произошло удвоение этих негативных процессов. Продолжается активное вторжение человека в естественные экосистемы океана, прибрежные акватории различных государств, которое нарушает среду обитания представителей различных видов гидробионтов, снижает промышленную базу водных биологических ресурсов.

Если сегодня не предпринимать активных действий по предотвращению деградации мировой экосистемы, сохранению и охране ресурсов и гидробионтов, обеспечение населения планеты продовольствием становится реальной проблемой [4, 5].

Прошедший Всемирный день дикой природы был посвящен сохранению морских экосистем, при этом эксперты Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) указали на растущие угрозы флоре и фауне Мирового океана. Эксперты ЮНЕП отмечают, что океаны и моря покрывают две трети поверхности нашей планеты. Они обеспечивают продовольствием, энергией и общественными благами людей во всех странах - даже в тех, которые не имеют выхода к морю. Поглощая углекислый газ, океаны вносят огромный вклад в сдерживание глобального потепления. Ухудшение состояния океанов, их загрязнение представляют собой серьезную угрозу всему человечеству и препятствуют устойчивому развитию мирового сообщества.

Сегодня наукой установлено, что Мировой океан содержит более 200 тыс. идентифицированных живых видов гидро-бионтов, но реальные цифры значительно выше. Морские ресурсы имеют огромное значение для поддержания жизни на Земле. К примеру, планктон обогащает атмосферу кислородом, а другие раз-

нообразные виды, обитающие в морской и прибрежной среде, служат источниками средств пропитания для более чем 3 млрд чел.

В настоящее время флора и фауна Мирового океана подвергаются мощному воздействию разных негативных факторов, связанных с хозяйственной деятельностью человека и изменением климата. Примерно треть запасов гидробионтов подвергается чрезмерной эксплуатации, в опасности находятся многие другие виды водных биологических ресурсов и морского зверя. Поэтому мировому сообществу необходимо приложить громадные усилия для того, чтобы сохранить биоразнообразие морской фауны и флоры для будущих поколений.

Одной из целей в области устойчивого развития, принятых в рамках ООН, является сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов для предотвращения глобальных кризисов мирового сообщества.

Понимание всех указанных проблем нашло отражение в действиях международных неправительственных организаций, которые стали обращать внимание представителей правительств и деловых кругов в разных странах мира на возникающие угрозы и вызовы, стоящие перед человечеством [3, 6].

Начало диалога между заинтересованными сторонами решения указанных проблем было положено в 1992 г., когда Римский клуб инициировал созыв конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.

На конференции было предложено под устойчивым развитием понимать такое развитие цивилизации, которое обеспечило бы должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения и сохранением таких же возможностей для будущих поколений.

Конференция утвердила Декларацию, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам и направлениям достижения устойчивого развития. Главным принципом в обеспечении безопасности был назван принцип недопущения крупного ущерба человеку и окружающей среде. Участники конференции отметили, что без опоры на науку и образование решить задачи устойчивого развития цивилизации и сохранения окружающей среды невозможно.

Был принят главный документ конференции - «Повестка дня на XXI век», где сказано, что основой безопасности является устойчивость развития, для чего необходимы экологическая безопасность,

рост общественного производства и социальная стабильность [16].

В «Повестке дня» также указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее - комплексно решать все возникающие проблемы на основе социального консенсуса, сближения позиций различных государств для достижения общих целей. Основу решений должны составить всемерная экономия ресурсов на основе разработки и внедрения безопасных и экологически чистых технологий, просвещение населения и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой.

Из принятых обязательств ведущих государств вытекает тезис, что именно тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести расходы по ликвидации загрязнения. Например, объемы производства и потребления в США не имеют себе равных. На долю США, население которых составляет 5% от общемирового, приходится 25% суммарного объема потребляемой в мире энергии. Объем используемой энергии на единицу валового продукта в США на 36% выше, чем в Германии, и на 79% выше, чем в Японии. Потребление нефтяного сырья на душу населения превышает среднемировой показатель в 7 раз. Эта страна является самым крупным в мире производителем бытовых и промышленных отходов.

Экологические вопросы, вставшие перед мировым сообществом на первый план, привели к тому, что многие про-мышленно развитые страны на основе привлечения масштабных инвестиций создают современные системы мониторинга за процессами изменения климата и нарушения природных экосистем. ими разрабатываются специальные методологии и математические модели, описывающие возможность возникновения различных непредвиденных глобальных негативных процессов экологического характера. На основании этих материалов они в рамках заключаемых международных соглашений могут вмешиваться в правила ведения международной торговли, и к тем странам, которые нарушают соглашения в области изменения климата, могут применяться штрафные санкции, что, несомненно, будет приводить к экономическим потерям для стран - экспортеров продовольственных товаров, снижать их конкурентные преимущества [5].

Это объясняется тем, что мировое экспертное сообщество относит сельскохозяйственное производство и производство продуктов питания к основным структурам, которые выбрасывают в атмосферу до 45% углекислого газа. В России пока системы глобального мониторинга не созданы, хотя потребность в этом давно на-

зрела, затягивание с решением данного вопроса приведет к экономическим потерям российских экспортеров сельскохозяйственной, пищевой продукции, в том числе и продукции рыбохозяйственного комплекса.

Вопросы экологии и рационального природопользования должны стать обязательными в составе устанавливаемых индикаторов и показателей в программных документах государственного уровня, наравне с другими макроэкономическими параметрами развития экономики нашей страны [2].

Зарубежные ученые в 90-х годах прошлого столетия стали уделять значительное внимание данной проблеме: так, в работах Д. Пирса, Д. Аткинсона, А. Кун-та, К. Гамильтона и др. была разработана концепция национального богатства, включающая в себя природный фактор и человеческий капитал.

Русский экономист В. Леонтьев - лауреат Нобелевской премии по экономике -также включал в свои статистические таблицы «затраты-выпуск» экологические факторы.

Всемирный банк ежегодно публикует глобальную статистику, принимая во внимание динамику изменений эколого-экономических показателей.

Обеспечение устойчивых темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности, сохранение экологии, как ключевые факторы повышения благосостояния народа, составляют суть национальных целей и приоритетных проектов программного майского (2018 г.) Указа президента.

обозначенные цели задают вектор развития в избранном направлении, основу которых составляет решение вопросов развития человеческого капитала и связанные с этим такие направления, как демография, здравоохранение, образование, экология и культура. Все элементы этих направлений развития тесно связаны между собой, и сбой в любой из этих систем не позволит достигать целевых установок других направлений [1].

Обязательства России по охране окружающей среды являются составной частью пакета документов по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и потребуют от России гармонизации российского экологического законодательства с принятыми международными стандартами в этой области.

В принятых базовых государственных программных документах, таких как Государственная программа развития рыбо-хозяйственного комплекса на период 2014-2020 гг., Стратегия развития рыбо-хозяйственного комплекса Российской

Федерации на период до 2030 г., определены следующие целевые установки:

• обеспечение перехода от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов на основе внедрения современных технологий;

• минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

Для снижения экологических рисков, связанных с загрязнением акваторий в районах вылова водных биологических ресурсов, планируется разработка национальной системы экологической сертификации промыслов и производств. Создание данной национальной системы позволит расширить рамки возможностей для поставки как на внутренний рынок, так и на рынки зарубежных стран сертифицированной рыбной продукции с указанием географии добычи и с учетом экологических условий добычи водных биоресурсов. Информированность потребителей рыбной продукции сегодня становится важнейшим фактором удовлетворения потребительских предпочтений различных категорий граждан и их поведенческой активности на рынке рыбной продукции [15].

Разрабатываемые современные технологии для повышения эффективности работы рыбохозяйственного комплекса и его конкурентоспособности на глобальных рынках продовольствия предусматривают ведение технологических процессов замкнутого цикла с комплексной переработкой вторичных ресурсов для производства рыбной муки и жира, другой продукции, востребованной в смежных отраслях народного хозяйства.

Мероприятиями по снижению вредного воздействия на окружающую среду от работы рыбохозяйственного комплекса предусматривается проведение различных работ, в том числе восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов и среды их обитания, очистка береговой полосы водных объектов рыбохозяйственного значения от мусора, очистка водных объектов от брошенных орудий лова и другие.

Среда обитания различных видов ги-дробионтов в нашей стране огромна: только протяженность морского побережья России 38 805,5 км, а площадь континентального шельфа, находящегося под юрисдикцией РФ, около 5 млн км2, что составляет около 1 /5 площади шельфа Мирового океана. Поэтому проведение работы по улучшению экологической обстановки на всей акватории и шельфе морского побережья потребует не только значительных финансовых ресурсов и определенного времени, но и прове-

дения научных исследовании, на основе которых государство будет принимать соответствующие стратегии и программы по решению данной проблемы.

Добычу водных биоресурсов российские компании также ведут, хотя и в небольших объемах, в открытых морях Мирового океана, который занимает 70,9% площади Земли, где сосредоточено более 85 % ее биомассы. Здесь необходимо отметить, что масштабы загрязнения мирового океана за последние десятилетия значительно возросли, что в обозримой перспективе может привести к катастрофическим последствиям для продовольственного обеспечения населения планеты [3, 4].

Наглядным примером здесь может служить тот фактор, что сегодня в Тихом океане образовался «мусорный остров», занимающий площадь около 1,6 млн км2, причем 90% пластика здесь накопилось за последние десять лет. Но этот остров не единственный, есть и другие скопления мусора, как в Тихом океане, так и в Атлантическом и Индийском океанах. Помимо пластика также большую часть составляют бывшие рыболовецкие снасти. Есть и другие вещества, загрязняющие реки и морские акватории, и прежде всего это нефть и продукты ее переработки - по экспертным оценкам ежегодно в воду попадает до 12 млн тонн нефтепродуктов.

Данные примеры приведены здесь для того, чтобы показать, насколько уязвимыми становятся проблемы, связанные с экологией и продовольственным обеспечением населения в различных частях планеты. Так, по данным ФАО около 3 млрд чел. получают около 20 % животного белка из рыбы. И в этой связи мировой океан становится важнейшей областью развития экономик многих стран, которые должны повысить уровень ответственности за использование природных ресурсов. И Россия играет здесь значительную роль, с учетом того, что нашей стране принадлежит половина акватории и береговой линии Северного Ледовитого океана и половина азиатского побережья Тихого океана. Именно здесь добывается основной объем водных биологических ресурсов, и государственная политика должна в приоритетном порядке разрабатывать меры по охране и эффективному использованию биологических ресурсов.

Важным направлением решения вопросов снижения вредного воздействия на окружающую среду является введение единого промыслового пространства, позволяющего осуществлять как промышленное, так и прибрежное рыболовство. Создание указанного режима обеспечит работу в безбарьерной среде, возмож-

ность вести рыболовный промысел исходя из особенностей распределения и путей миграции рыбы. При этом следует отметить, что этим нововведением установлено, что осуществлять прибрежное рыболовство могут только физические и юридические лица, зарегистрированные в соответствующем прибрежном субъекте Российской Федерации. А применение повышающего коэффициента 1,2 при выделении квот для осуществления прибрежного рыболовства и доставка уловов на берег будут создавать значимые стимулы для ведения комплексной переработки водных биоресурсов, обновления технической базы организаций рыбо-хозяйственного комплекса. В совокупности применяемые меры будут решать не только вопросы роста экономики рыболовных и рыбоперерабатывающих хозяйств, они направлены и на снижение загрязнения окружающей среды и сохранение природных экосистем [7].

Зарубежный опыт и российская практика показывают, что успешно решать задачи экологического характера в любой сфере народного хозяйства возможно только при условии повышения уровня образования и культуры всех слоев общества, которые необходимы для формирования гражданского самосознания, для бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

В настоящее время на государственном уровне приняты основополагающие законодательные акты, призванные регулировать вопросы экологии. Это прежде всего Федеральный закон «Об охране окружающей среды», «Экологическая доктрина Российской Федерации», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [10, 11, 13].

Принятые документы направлены на решение социально-экономических задач, обеспечивающих рост экономики с учетом экологических факторов, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов.

Для решения задачи охраны окружающей среды предусматривается, в частности, использование экологического нормирования на основе технологических нормативов.

Если мы говорим о проблемах экологии и их влияния на экономику работы рыбо-хозяйственного комплекса, то следует подчеркнуть, что они имеют два уровня решения. Первый уровень связан с загрязнениями акваторий от хозяйственной деятельности организаций, не имеющих прямого отношения к работе рыбохозяй-ственного комплекса. Это прежде всего

компании, осуществляющие нефтедобычу и добычу полезных ископаемых, промышленные предприятия, организации портовой инфраструктуры, лесозаготовильные предприятия и сельхозорганизации, которые являются основными загрязнителями водных бассейнов рыбодобычи.

Второй уровень - это те проблемы экологического характера, которые возникают в процессе добычи водных биоресурсов и их переработки.

Воздействие этих факторов имеет различное измерение экономического ущерба окружающей среде, и несомненно, что проблемы первого уровня по своему масштабу несопоставимы со вторым.

Первый уровень носит глобальный характер, и решение этих проблем зависит не только от России, но также и от соседних территорий и государств - в этом случае необходимо расширять международное сотрудничество и договариваться о взаимовыгодных отношениях, которые позволяли бы всем заинтересованным сторонам этого процесса сохранять свои национальные интересы по добыче водных биоресурсов. В этом случае и ущерб от внешних загрязнителей должен оцениваться с учетом миграции рыб в открытых морях на основе научно-методических рекомендаций, с разработкой моделей, позволяющих при разных вариантах оценивать экономические потери настоящего времени и давать прогнозные оценки на долгосрочную перспективу [10, 11, 12].

Круг решения задач второго уровня касается непосредственно российских участников рыбохозяйственной деятельности: полнота и временные горизонты их реализации будут зависеть от возможности привлечения инвестиций в модернизацию портовой инфраструктуры и обновление рыбопромыслового флота. В этом вопросе также большую роль играет проведение научных исследований по разработке прогнозов добычи различных видов водных биологических ресурсов с учетом изменяющихся экологических условий и международных обязательств России в сфере рыболовства.

Есть и ряд проблем, которые потребуют для своего решения внесения изменений в действующее законодательство и разработку дополнительных нормативно-правовых актов органов исполнительной власти. В частности, это касается вопросов использования биоресурсов, на которые устанавливаются квоты для проведения научных исследований.

Ниже мы приведем данные результатов добычи (вылова) ВБР в контрольных целях, которые в 2019 г. составили 1,268 тыс. т.

Принимая во внимание правоприменительную практику части 3.1 статьи 21

Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ, необходимо пересмотреть существующие жесткие ограничения при проведении научно-исследовательских и контрольных работ в части снятия запрета на производство рыбной и продукции из водных биоресурсов, выловленных в научных целях, в связи с тем, что указанная норма противоречит экологическим требованиям, установленным международным законодательством.

В настоящее время особую актуальность приобрели вопросы ухудшения качества водных биоресурсов и среды их обитания, напрямую связанные с загрязнением водоемов веществами различного состава и происхождения. Загрязнение гидросферы стало повсеместным и охватило не только внутренние водоемы и водостоки, но и весь Мировой океан [4].

Многие из водных организмов, в том числе и промысловые рыбы, обладают способностью накапливать до высоких уровней самые различные микрокомпоненты среды, в том числе и загрязняющие вещества. В водных экосистемах представители всех видов трофической цепи являются мощными аккумуляторами токсичных примесей, к примеру, нефтепродуктов, солей тяжелых металлов, фенолов и др.

Следует учитывать также свойство водной среды не только сохранять те или иные аномалии ее состава, но и распространять их на значительные объемы и расстояния. Вследствие этого повсеместное и нарастающее антропогенное воздействие человека на окружающую среду приводит к расширению загрязнения морских и пресноводных водоемов, в совокупности это ухудшает экологическую ситуацию в гидросфере и создает проблемы для развития рыбохозяйственного комплекса.

Загрязнение пресноводных водоемов и рек, где происходит воспроизводство анадромных видов рыб, которые зарождаются в пресной воде, а затем совершают миграцию в море для нагула и возвращаются для нереста в места своего зарождения, следует считать наиболее негативной тенденцией. Прежде всего это относится к такому важному промысловому объекту, как тихоокеанские лососи, которые являются востребованным товаром на рыбном рынке России и важным экспортным товаром. Поэтому здесь роль государства в проведении постоянного мониторинга должна быть значительно выше, чем она есть сегодня.

Результаты мониторинговых исследований водных объектов различных регионов говорят о том, что уровень загрязнения ак-

ваторий токсичными веществами остается высоким, но в то же время есть регионы, где экологическая ситуация оценивается как вполне благополучная.

На основании проведенного государственного мониторинга определения гидрохимического состояния и уровня загрязнения морских вод и донных отложений в контролируемых прибрежных районах морей Российской Федерации можно сделать следующее заключение.

Наиболее загрязненными акваториями морей России остаются акватории мурманского морского торгового порта Кольского залива, Баренцева моря, бухты Золотой Рог, залива Петра Великого, Японского моря.

К числу основных загрязнителей морей, озер и рек следует отнести нефтяные углеводороды, а также металлы: медь, никель, марганец, железо, кадмий, свинец, хром.

В целом по результатам наблюдений в 2017 г. воды Кольского залива соответствуют «умеренно загрязненным».

В Дальневосточном регионе акватории Японского моря прибрежные воды залива Петра Великого относились к «чистым» или «умеренно загрязненным».

Шельф полуострова Камчатка, воды Авачинской губы были загрязнены в основном фенолами, в 2017 г. по сравнению с предыдущими годами качество вод Авачинской губы ухудшилось и соответствовало «грязным водам», что обусловлено более высокими средними концентрациями фенолов, нефтяных углеводородов.

Акватория Черного моря и шельф Крымского полуострова по качеству морских вод относятся к «чистым водам».

Воды Северного Каспия в 2017 г. были загрязнены нефтяными углеводородами, фенолами, взвешенными частицами, а также металлами: железом, кобальтом, медью, никелем и свинцом и оцениваются как «умеренно загрязненные».

Анализ показателей вод Азовского моря позволяет считать, что характерными загрязняющими веществами являются нефтяные углеводороды, аммонийный и нитратный азот. В Балтийском море по сравнению с предыдущим периодом в 2017 г. уровень загрязнения вод Невской губы повысился, и качество вод оценивалось как «грязные».

В целом шельфовые зоны морей России по гидрохимическим показателям находятся в удовлетворительном состоянии, за исключением ряда районов Финского залива Балтийского моря, Авачинской губы, острова Сахалин, бухты Золотой Рог (г. Владивосток) [17].

Глобальные процессы изменения климата диктуют мировому сообществу разработку особых мер по защите экосистем

и экологии зоны Арктики. В свете общей тенденции к «экологизации» международного правосознания все большее значение приобретает биосферная роль Арктики, в том числе в формировании климата Земли и поддержании экологического равновесия. любые изменения окружающей среды, связанные также с влиянием антропогенного воздействия в Арктике, обязательно будут иметь негативные последствия для всей планеты: касается ли это климата или иных природных явлений.

К арктическим государствам - членам Арктического совета относятся Россия, Канада, СшА, Норвегия и Дания (о. Гренландия), побережья которых выходят к Северному Ледовитому океану и которые имеют здесь свои внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительную экономическую зону. Кроме названных стран сюда также относят еще и Финляндию, Исландию и швецию.

Как сказано в Декларации об учреждении Арктического совета 1996 г., эти страны внесли наибольший вклад в исследование и освоение Арктики. Эти же восемь стран принимали Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике, Инувикскую декларацию о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике 1996 г., Икалуитскую декларацию министров государств - членов Арктического совета 1998 г.

Арктический регион занимает площадь более 21 млн кв. км, из которых примерно 9 млн кв. км приходится на долю российского сектора (в том числе 6,8 млн км2 на океаническое пространство).

Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:

• использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;

• сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;

• сбережение уникальных экологических систем Арктики.

Утвержденные президентом России 18 сентября 2008 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и далее» определяют характер проведения хозяйственной деятельности в Арктике и приоритеты по сохранению экосистем и экологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом следует отметить, что в российской части Арктики многие десятилетия проводится интенсивная хозяйственная деятельность, которая не могла не привести к отрицательным экологиче-

ским последствиям, включая загрязнение арктических морей.

Достижение целевых установок государственной политики в Арктике потребует осуществить разработку и внедрение новых видов техники и технологий для добычи водных биологических ресурсов в арктических условиях, сформировать парк авиационной техники и судов рыбопромыслового флота, а также необходимую обеспечивающую инфраструктуру для работы в условиях Арктики.

Создание системы мониторинга экологической безопасности, сохранение биологического разнообразия арктической флоры и фауны, в том числе путем расширения сети особо охраняемых природных территорий и акваторий, с учетом национальных интересов Российской Федерации.

Здесь следует отметить, что уровень развития отечественной науки на основании современных методов анализа позволяет определять антропогенные токсиканты (нефть и нефтепродукты, хлор-органические вещества, тяжелые металлы, искусственные радионуклиды и др.) практически в любой точке гидросферы, включая приполярные области. Контроль качества вод ведется в соответствии с нормативами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для рыбо-хозяйственных водоемов.

В то же время проблема заключается в том, что диапазоны утвержденных для оценки качества водной среды методик не позволяют в полной мере оценить степень загрязнения: особенно это актуально для внештатных ситуаций, связанных с аварийными розливами нефти и нефтепродуктов и сбросом сточных вод с высоким содержанием органических веществ и тяжелых металлов.

Трудно выделить в общем ряду отраслей народного хозяйства отрасль, которая так прямо и сильно страдала бы от загрязнения водных объектов, как рыбное хозяйство.

При этом мы говорим не только о случаях массовой гибели рыбы, когда потери можно оценить и обнаружить их причину, но и о возможных отдаленных последствиях.

Важное значение имеют именно скрытые, недостаточно изученные и плохо прогнозируемые последствия, к числу которых можно отнести следующие события:

• ухудшение условий среды обитания гидробионтов в связи с постоянным, накапливающимся со временем загрязнением;

• снижение эффективности естественного воспроизводства на нерестилищах с высоким уровнем загрязнения;

• нарушения миграционных путей и циклов проходных и полупроходных рыб;

• снижение устойчивости промысловых рыб к заболеваниям.

Негативные последствия усугубляются рядом других антропогенных воздействий, в том числе гидростроительством и зарегулированием рек, ростом безвозвратного водопотребления, лесосплавом и т. д., что уже привело к радикальной перестройке ихтиофауны многих регионов и существенно подорвало запасы водных биоресурсов.

Районы, где продуцируется более 90% всей биомассы гидросферы (прибрежные воды, шельфовые и приустьевые акватории, а также внутренние водоемы), оказались в наибольшей степени подвержены загрязнению.

По минимальной оценке снижение продуктивности водоемов при существующих сейчас условиях загрязнения гидросферы составляет не менее 20 % от тех биомасс и продукции, которые могли бы быть в отсутствие антропогенного фона токсических веществ. Речь идет об усредненной ориентировочной оценке, тогда как в отдельных районах, в зависимости от конкретной ситуации, возможны те или иные варианты этого эффекта. Загрязнение не только сокращает запасы и воспроизводство промысловых гидробионтов, но и значительно осложняет развитие рыбного хозяйства -аквакультуры, то есть разведение и выращивание водных организмов в контролируемых человеком условиях.

Если экстраполировать приведенную выше оценку снижения продуктивности за счет загрязнения на морскую и пресноводную аквакультуру, то при ежегодной продукции мировой аквакультуры около 8 млн т потери биомассы культивируемых гидробионтов вследствие снижения качества водной среды составит более 800 тыс. т в год, из них более 200 тыс. т в год морских организмов. Подобная экстраполяция представляется вполне оправданной, если учесть, что культивирование водных организмов сосредоточено в морской прибрежной зоне и во внутренних и пресноводных водоемах, подверженных особенно высокому загрязнению. Исследование характера, механизмов и масштабов биологических, в том числе рыбопромысловых, последствий загрязнения водоемов является необходимым, но отнюдь не единственным и не последним этапом в работе по данной проблеме.

Прикладная гидробиология и водная токсикология все чаще ориентируются не только на познание и прогнозирование биологических процессов в нарушенных антропогенным воздействием водоемах, но и на непосредственное предотвращение этого нарушения, борьбу с загрязнением водоемов. Среди них следует выде-

лить, по крайней мере, два направления, перспективность и эффективность которых доказана практическим опытом.

Одно из этих направлений представляет собой биологическую регламентацию качества водной среды рыбохозяйственных водоемов, основанную на установлении предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде. Принципиальные методические основы этой системы подтверждены многолетней апробацией в процессе установления более 1000 рыбохозяйственных нормативов ПДК, занесенных в официальный перечень и включенных в «Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами». Вместе с тем расширение набора методических приемов и средств водной токсикологии, накопление значительного опыта исследований, увеличение количества научных коллективов, работающих в этой области, а также нарастание потока и роста различных загрязняющих водоемы веществ - все это делает правомочным постановку вопроса о повышении эффективности и экспрессивности рыбохозяйственной регламентации допустимых уровней загрязнения водной среды.

Имеющиеся у нас данные по этой проблеме показывают, что в большинстве случаев наиболее слабыми звеньями, по которым шло установление величины рыбохозяйственных ПДК, были ранние стадии развития и молодь рыб.

Заключение. Таким образом, для решения экологических проблем, связанных с рыбохозяйственной отраслью, необходимо строго контролировать качество среды обитания водных биоресурсов, иметь достаточную законодательную, методологическую и аналитическую базы, обеспечивающие сохранность водных объектов и защиту их от загрязнений.

Проводимые научно-исследовательские разработки служат основой для расчета и установления общих допустимых уловов водных биоресурсов, проведения согласований с Государственной экологической экспертизой объемов допустимого вылова для конкретных районов рыбохозяйствен-ной деятельности.

Круг вопросов, связанный с решением проблем экологического характера, детально прописан в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 г., где, в частности, предусматривается строительство предприятий по переработке рыбной продукции полного цикла с вовлечением в хозяйственный оборот вторичных ресурсов для производства рыбной муки и жира, другой продукции, востребованной в отраслях народного хозяйства [15].

Решение проблемы по переработке продукции полного цикла предусматривает в том числе и переработку «прилова», под которым понимается добываемая рыба, не входящая в ОДУ, устанавливаемый для какого-то определенного вида промысла, а также рыб разных размеров [8, 9]. Такая модель успешно применяется во многих рыбодобывающих странах, где добытая рыбопромысловыми судами рыба доставляется на береговые рыбоперерабатывающие заводы, сортируется по видам и размерам и подвергается промышленной переработке для выработки пищевой рыбной продукции и продукции из вторичных ресурсов. Чтобы минимизировать риски для успешной работы данной модели, зарубежные рыбодобывающие компании добиваются от научных организаций разработки более точных прогнозов по видам добычи водных биоресурсов. Такая рабочая модель значительно повышает экономическую эффективность рыбодобывающих и перерабатывающих компаний, обеспечивая полную переработку выловленной рыбы.

В России такая модель пока не работает в полном объеме, большая часть рыбы перерабатывается на рыбопромысловых судах, меньшая часть на береговых предприятиях, что не позволяет использовать «прилов» для промышленной переработки (объем «прилова» составляет до 10% от добываемой рыбы). Неиспользуемый прилов, как правило, выпускается в естественную природную среду, снижая тем самым доходы организаций рыбо-хозяйственного комплекса, их конкурентное преимущество, нанося экологический ущерб природным экосистемам.

Конечно, рассматривая проблемы экологии при добыче водных биоресурсов и их промышленной переработке, важнейшим аспектом остается вопрос максимального выхода пищевой продукции как наиболее ценной и востребованной рынком, формирующей спрос на рынке, и основные производственно-экономические показатели рыбохозяй-ственного комплекса. Ниже представим данные, характеризующие связь между добычей водных биоресурсов, выпуском пищевой продукции и вовлечением в хозяйственный оборот вторичных ресурсов (см. рисунок).

Помимо данных, приведенных на рисунке, об использовании добываемых биоресурсов в процессе их промышленной переработки имеется значительный вторичный ресурс, получаемый при добыче, который по разным причинам сегодня не вовлекается в хозяйственный оборот. Примерно 260-285 тыс. т - различные виды рыб и 45-60 тыс. т ракообразные и моллюски, в совокупности неисполь-

Использование водных биологических ресурсов для производства рыбной пищевой продукции и продукции из вторичных ресурсов в 2018 г., тыс. т

зуемые объемы составляют 315-325 тыс. т. В советские времена часть этих вторичных ресурсов использовалась на зверофермах, но сегодня в силу известных причин они утратили свое значение. В настоящее время прорабатываются вопросы об использовании вторичных ресурсов для производства кормов для собак, кошек и других животных.

По экспертным оценкам ученых ВНИРО и ВНИИЭСХ упущенная экономическая выгода рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний от неиспользования этих вторичных ресурсов оценивается примерно в 5,5-9,6 млрд руб. ежегодно. При этом падает не только экономика рыбной отрасли, но и наносится значительный урон природным экосистемам, выходом из этого положения станут внедрение инноваций в работу организаций рыбохозяйственного комплекса на основе разработки технологий глубокой переработки рыбного сырья и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие добычу водных биоресурсов.

Второе важное направление связано с разработкой и внедрением национальной системы экологической сертификации промыслов и производств [15]. Разработка данных документов необходима для расширения экспорта рыбной продукции в страны дальнего зарубежья, где страны-импортеры требуют от поставщиков документы, позволяющие проследить всю цепочку поставляемой рыбной продукции до потребителя.

К примеру, для импорта рыбной продукции в страны ЕС обязательным требованием является предоставление сер-

тификата вылова (Регламент 1005/2008 об установлении системы предотвращения, сдерживания и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (1ии).

Регламент 2065/2001, определяющий подробные правила применения Регламента 104 /2000 в отношении информирования потребителя о рыбной продукции (выловленной) и продукции аквакультуры:

• коммерческое и научное название;

• метод производства (рыба выловлена в море, пресноводном водоеме или искусственно выращена);

• рыболовная зона (зона вылова ФАО -выловлена в море), или страна происхождения (выловлена в пресноводном водоеме), или страна, где продукция была выращена (аквакультура);

• информация должна быть представлена на маркировке поставляемой продукции.

Полученные результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд важных выводов. Во-первых, проблемы экологии и биоразнообразия, сохранения природных экосистем становятся ключевыми приоритетами государственной политики, сформулированные в базовых документах и в национальном проекте «Экология». Данный круг задач не может решаться с помощью рыночных инструментов, здесь государство в рамках проводимой экономической политики должно создавать мотивации для бизнеса принимать участие в разработке экологичных технологий, способных в наименьшей степени наносить ущерб природным экосистемам.

При этом вопросы, касающиеся при-

влечения инвестиционных ресурсов, и источники их поступления, не вошедшие в наше исследование, должны быть определены отраслевыми ведомствами исполнительной власти совместно с организациями рыбохозяйственного комплекса и отраслевыми союзами. При проведении этой работы важно определить грань экономической эффективности привлекаемых инвестиционных ресурсов и на этой границе найти баланс между объемом привлекаемых финансовых ресурсов и получаемыми предприятиями и организациями рыбо-хозяйственного комплекса экономическими выгодами.

Во-вторых, государство, создавая национальную систему экологической сертификации рыбных промыслов и производств в рамках реализации стратегии, также будет решать проблемы оценки затрат на эти цели. Важно, чтобы при проведении этой работы соблюдался принцип общественной координации по достижению поставленных целевых установок с учетом интересов всех участников этого процесса.

Нерешаемая вот уже на протяжении многих лет проблема с вовлечением в хозяйственный оборот «приловов» и выловленной рыбы для проведения научных исследований должна найти решение при реализации стратегии и внесении изменений в действующие нормативно-правовые документы. Это также позволит сделать рыбный промысел более экологически безопасным.

Соблюдение экологических стандартов в рамках заключенных международных соглашений России с развитыми рыбодобывающими странами ставит на новый уровень роль научных организаций при разработке концепций и прогнозов, инновационных технологий добычи водных биоресурсов с применением современных рыбопромысловых судов и орудий лова в различных рыбных бассейнах.

И наконец, неоспоримым становится решение задач по экологическому воспитанию всех возрастных групп нашего населения: это не потребует больших финансовых затрат, но отдача будет огромной, как показал зарубежный опыт индустриально развитых стран Западной Европы и Америки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведев, Д.А. Россия 2024: Стратегия социально-экономического развития/Вопросы экономики. - 2018. - № 10.

2. Кайшев, В.Г. Экология, природопользование, биоразнообразие в концепции устойчивого развития аграрной экономи-

ки/ В. Г. Кайшев, С. Н. Серегин // Пищевая промышленность. - 2017. - № 5.

3. Скоробагатов, А. Агломерационные эффекты, институты и природные ресурсы в изменяющейся экономической географии/Вопросы экономики. - 2017. - № 1.

4. Кунашко, А. Оценка экономического потенциала использования биоресурсов мирового океана / А. Кунашко, А. Со-снило // Вопросы экономики. - 2017. -№ 6.

5. Ощепкова, А.З. Новая система регулирования негативного воздействия на окружающую среду/А.З. Ощепкова, В.Р. Венчикова // Экология производства. - 2018. - № 9.

6. Григорьев, Л.М. Социальное неравенство в мире: тенденции 2000-2016 гг./Л.М. Григорьев, В.А. Павлюшина // Вопросы экономики. - 2018. - № 10.

7. Филинский, А. Меньше грязи // Русская рыба. - 2019. - № 11.

8. Харенко, Е.Н. Анализ методов учета фактических уловов водных биоресурсов // Рыбное хозяйство. - М., 2014. - № 6. -C. 59-62. ISSN 0131-6184.

9. Харенко Е.Н. Проблемы и перспективные направления переработки отходов рыбной отрасли/Е.Н. Харенко, Н.Г. Строкова, А.В. Со-пина // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Производство рыбной продукции: проблемы, новые технологии, качество». - Калининград: АтлантНИРО, 2019. - С. 26-30.

10. Экологическая доктрина Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

12. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 29.12. 2014. № 458-ФЗ.

13. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утверждены президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.

14. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. Указ президента Российской Федерации от 19 апреля № 176.

15. Стратегия развития рыбохозяйственно-го комплекса Российской Федерации на период до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2019 г. № 2798-р.

16. adne.info/rimskij-klub

17. www.mnr.gov.ru/docs/2018

REFERENCES

1. Medvedev DA. Rossia 2024: Strategiya social'no-economicheskogo razvitiya [Russia 2024: Socio-Economic Development Strategy]. Voprosi economici [Economy questions]. 2018. No. 10 (In Russ.).

2. Kayshev VG, Seregin SN. Ecologiya, prirodopolzovaniye, bioraznoobraziye v koncepzii ustoichivogo razvitiya agrarnoy economiky [Ecology, environmental management, biodiversity in the concept of sustainable development of the agrarian economy]. Pischevaya promyshlennost' [Food industry]. 2017. No. 5 (In Russ.)

3. Skorobogatov A. Aglomerazionnye effecty, instituty I prirodniye resusrsy v izmeniajuschemsia economicheskoy geogra-phii [Agglomeration effects, institutions and natural resources in changing economic geography]. Voprosi economici [Economy questions]. 2017. No. 1 (In Russ.).

4. Kunashko A, Sosnilo A. Otsenka economicheskogo potenziala ispol'zovamiya bioresursov mirovogo okeana [Assessment of the economic potential for the use of marine bioreservices]. Voprosi economici [Economy questions]. 2017. No. 6 (In Russ.).

5. Oschepkova AZ, Venchikova VR. Novaya Sistema regulirovaniya negativnogo vozdeistviya na okruzgayuschuyu sredu [New environmental impact management system]. Ecologiya proizvodstva [Production ecology]. 2018, No. 9 (In Russ.).

6. Grigoriev LM, Pavl'ushina VA. Social'noe neraventstvo v mire: tendentsii 2000-2016 gg. [Social inequality in the world: trends 20002016]. Voprosi economici [Economy questions]. 2018. No. 10 (In Russ.).

7. Philinskiy A. Men'she griazy [It is less than dirt]. Russkaya ryba [Russian fish]. 2019. No. 11 (In Russ.).

8. Kharenko EN. Analiz metodov ucheta facticheskih ulovov vodnyh bioresursov [Analysis of methods of accounting for actual catches of aquatic biological resources]. Ribnoe khozyaystvo [Fishery]. 2014. No. 6. P. 59-62 (In Russ.).

9. Kharenko EN, Strokova NG, Sopina AV. Problemy i perspectivnye napravleniya pererabotki othodov rybnoy otrasly. Materialy XII Mezgdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 'Proizvodstvo rybnoy productsii: problemy, novye tehnologii, kachestvo' [Problems and promising directions of processing of fish industry wastes/Proceedings of the XII International Scientific and Practical

Conference «Fish Production: Challenges, New Technologies, Quality»]. Kaliningrad: AtlantNIRO, 2019. P. 26-30 (In Russ.).

10. Ecologicheskaya doktrina Rossiyskoy Federatsii, rasporiazgenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31 avgusta 2002 goda № 1225-p. [Environmental doctrine of the Russian Federation, government order No. 1225-r of 31 August 2002]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/901826347

11. Federal'niy zakon 'Ob ohrane okruzgayuschey sredy' ot 10 janvaria 2002 g. № 7-$3 [Federal Law «On Environmental Protection» of January 10, 2002 № 7-$3]. Available from: https: //1ega1acts.ru/ doc / FZ-ob-ohrane-okruzhajuwej-sredy/

12. Federal'niy zakon 'Ob othodah proizvodstva I potrbleniya' ot 29.12.2014 g. № 458-$3 [Federal Law «On production and consumption wastes» dated 29.12. 2014 No. № 458-$3]. Available from: http://krem1in.ru/acts/bank/39278

13. Osnovy gosudarstvennoy politiky v oblasty eco1ogicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g., utverzgdeny Prezidentom Rossiyskoy Federatsii 30 aprelia 2012 g. [The State policy framework for environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030, was approved by the President of the Russian Federation on 30 April 2012]. Avai1ab1e from: http://krem1in.ru/events/presi-dent/news/15177

14. Strategiya eco1ogicheskoy bezopasnosty Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda, Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19 aprelia 2017 g. № 176 [Strategy for Environmental Safety of the Russian Federation for the period up to 2025, Presidential Decree No. 176 of 19 April, 2017]. Available from: http://krem1in.ru/acts/bank/41879

15. Strategiya razvitiya rybohoziaystvennogo komplexa Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda, Rasporiazgeniye Pravite1'stva RF ot 26 noiabrya 2019 g. № 2798-p. [Strategy for the deve1opment of the Russian Federation fisheries complex for the period up to 2030, Order of the Russian Federation Government of November 26, 2009 № 2798-p.]. Available from: http://government.ru/docs/38448/

16. Informatsionnie materialy 'Rimskiy club: ze1y, prob1em, dokc1ady' [Information materia1s 'Rome Club: goals, problems, reports']. Available from: adne.info/rimskij-klub

17. Informatsionnie materialy Ministerstva prirodnyh resursov [Information materials of the Minister of Natural Resources RF]. Available from: www.mnr.gov.ru/docs/2018

Автор Author

Колончин Кирилл Викторович, канд. экон. наук Kiriii V. Koionchin, Candidate of Economic Sciences

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, 107140, Москва, ул. Верх- Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, няя Красносельская, д. 17, ko1onchin@vniro.ru 17, Verkhnaya Krasnoselskaya str., Moscow, 107140,

ko1onchin@vniro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.