Научная статья на тему 'Сохранение часовни Анастасии Римлянки на «Ольгинском мосту» (Псков, Завеличье). К 150-летию со дня рождения А. В. Щусева (1873–1949)'

Сохранение часовни Анастасии Римлянки на «Ольгинском мосту» (Псков, Завеличье). К 150-летию со дня рождения А. В. Щусева (1873–1949) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая связь часовни и «Ольгинского» моста / пространство сохранения жизни объекта культурного наследия федерального значения / The historical connection of the сhapel and the "Olginsky" bridge / the space for preserving the life of an object of cultural heritage of federal significance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Розенберг Ольга Викторовна

В статье освещается судьба псковского наследия А. В. Щусева – часовни Анастасии Римлянки, смена ее местоположения и утрата части панорамы Псковского Завеличья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of the chapel of Anastasia Rimlyanka on the "Olginsky Bridge" (Pskov, Zavelichye). To the 150th birthday of A. V. Shchusev (1873–1949)

The article highlights the fate of the Pskov heritage of A.V. Shchusev – the chapel of Anastasia Rimlyanka, the change of its location and the loss of part of the panorama of the Pskov Zavelichye.

Текст научной работы на тему «Сохранение часовни Анастасии Римлянки на «Ольгинском мосту» (Псков, Завеличье). К 150-летию со дня рождения А. В. Щусева (1873–1949)»

268

Практика

О. В. Розенберг 10.24412/cl-35672-2022-l-0065

O. V. Rosenberg

Сохранение часовни Анастасии Римлянки на «Ольгинском мосту» (Псков, Завеличье). К 150-летию со дня рождения А. В. Щусева (1873-1949) Preservation of the chapel of Anastasia Rimlyanka on the "Olginsky Bridge" (Pskov, Zavelichye). To the 150th birthday of A. V. Shchusev (1873-1949)

Ключевые слова: историческая связь часовни и «Ольгинского» моста, пространство сохранения жизни объекта культурного наследия федерального значения.

Keywords: The historical connection of the ^apel and the "Olginsky" bridge, the space for preserving the life of an object of cultural heritage of federal significance.

Аннотация: В статье освещается судьба псковского наследия А. В. Щусева - часовни Анастасии Римлянки, смена ее местоположения и утрата части панорамы Псковского Завеличья.

Abstract: The article highlights the fate of the Pskov heritage of A.V. Shchusev - the chapel of Anastasia Rimlyanka, the change of its location and the loss of part of the panorama of the Pskov Zavelichye

К началу 1463 года в Завеличье псковичами был наведен первый плавучий мост через реку Великую, получивший название «Великорецкий плавучий мост». Река Великая в летнее время для древнего Пскова служила надежной естественной преградой. В писцовых книгах 1585-1687 гг. отмечено: «Мост плавучий на Великой реке против Власьевских ворот и против Успенской церкви был на городнях, строили его псковичи собою». Мост сдавался на оброк мостовщикам из псковских посадских людей и считался собственностью Великого князя. В 1710 году, чтобы «запереть» город от напасти «моров», в один день была поставлена у моста деревянная часовня, освященная во имя почитаемой на Руси Святой Анастасии, покровительницы страдающих и болящих.

22 марта 1908 года Император Николай II утверждает строительство постоянного моста и благословляет название в честь великой псковской княгини Ольги. Закладку «Ольгинского» моста отпраздновали 14 июня 1909 года. Фирма инженера-гидравлика и мостостроителя Александра Николаевича Лентовского (СПб) выиграла конкурс на его строительство. При инженерных расчетах возникла необходимость возведения земляной насыпи для поднятия пологого берега у Завеличья до уровня берега реки, что у торговой площади у стен Псковского Кремля. Мост-красавец к октябрю 1911 года был готов, и его ажурные конструкции органично вписались в городскую панораму.

На месте старой часовни с согласия Псковского духовенства было предложено возвести новую, как бы «приподняв фундамент старой», и устроить вход непосредственно с моста. 5 августа 1911 года состоялась закладка Часовни, сохранившей имя Святой Анастасии.

По инициативе псковского губернатора для архитектурной реализации оригинального замысла приглашается действительный член Академии художеств, академик архитектуры Алексей Викторович Щусев (1873-1949). Квадратная в плане часовня, выполненная из псковской лещадной известняковой плиты в сочетании с кирпичом, не имеет апсиды, покрыта сомкнутым сводом, с небольшим барабаном с круглой главой. Часовня уверенно подражает древним формам псковской архитектуры. Размещенная на гранитной огороженной

площадке, часовня возвышается над обвалованной насыпью, как бы устремляясь к Богу. В 1913 году интерьеры часовни были расписаны иконописцем Григорием Осиповичем Чириковым (1882-1936) по эскизам выдающегося русского художника Николая Константиновича Рериха (1874-1947).

И притягивающая взор Часовня Анастасии Римлянки зажила, став неотъемлемой частью ажурного моста Святой княгини Ольги и изящным силуэтом, дополняющим рукотворный ландшафт псковского Завеличья.

Но главное событие, случившееся с произведением А. В. Щусева на Псковской земле, произошло в советское время, в 1970 году. При возведении уже железобетонного моста на месте разрушенного в годы Великой Отечественной войны металлического Ольгинского моста, чудом сохранившуюся при фашистской бомбежке Часовню Святой Анастасии удалось спасти и сохранить только благодаря неравнодушию псковского архитектора-реставратора Эммы Марковны Петуховой (19192016) и находчивости простых строительных рабочих. Подъемный кран мягко оторвал сначала 55-тонную отпиленную верхнюю, а затем и нижнюю ее часть, и бережно перенес их на приготовленные на берегу бревна. Здесь же, на набережной расчлененные части соединили, заделали швы. Так уникальное творение Алексея Викторовича Щусева, оторванное от Ольгинского моста, спустилось «с небес на землю», обрело «псевдоисторическое местоположение» и, исчезнув с псковского исторического пейзажа, медленно разрушаясь, угасает...

Сегодня бетонный мост, утративший уже в начале своего жизненного пути святое покровительство и прослуживший меньше эксплуатационного срока, находится в аварийном состоянии и тоже тихо «умирает».

Мысли о восстановлении градостроительной справедливости и воссоединении Часовни работы великого русского архитектора А.В. Щусева с «возродившимся» металлическим ажурным Ольгинским мостом с применением современных строительных конструкций и технологий вполне реальны и, главное, необходимы.

Список цитируемой литературы:

1. 110 лет назад был открыт Ольгинский мост через реку Великую в Пскове // Комитет по охране объектов культурного на-

Практика

269

следия Псковской области : [сайт]. - Опубликовано 11 ноября 2021. - URL: https://gkn.pskov.ru/press-centre/news/2551 (дата обращения: 30.04.2022).

2. История Ольгинского моста // История России своими глазами: интернет-проект. - URL: http://loveki.ru/s_z/pskov/ olginskiy_bridge/ (дата обращения: 30.04.2022).

3. Мосты Пскова: когда построены, почему так называются и с какими любопытными фактами истории города связаны // ПАИ : [сайт]. - Опубликовано 24 апреля 2019. - URL:

https://informpskov.ru/news/298027.html (дата обращения: 30.04.2022).

4. Ольгинский мост : [по материалам М. М. Медникова, псковского краеведа и портала «Плесков60»] // www.pskovkid.ru : [сайт]. - URL: http://www.pskovkid.ru/2019/05/blog-post_20. html (дата обращения: 30.04.2022).

5. Псков. Анастасиевская часовня (XX век) // Livejournal: интернет-платформа. - Опубликовано 18 июля 2020. - URL: https://nathalie-zh.livejournal.com/316348.html (дата обращения: 30.04.2022).

А. А. Шадрин A. A. Shadrin

10.24412/cl-35672-2022-1-0066

Перспективы реконструкции Нового донского кладбища в Москве Future of the reconstruction in New Donskoy cemetery in Moscow

Ключевые слова: архитектура, реконструкция, восстановление, церковная среда, культурная преемственность. Keywords: architecture, reconstruction, restoration, Church environment, cultural continuity.

Аннотация: В 1930-60-е годы главная площадь кладбища была кардинально изменена за счет превращения церкви-усыпальницы 1903-1914 гг. в здание крематория и постройки двух боковых крыльев в жестком брутальном стиле. В середине 1990-х церковь восстановили, и возникла проблема с архитектурным обликом ансамбля площади.

Abstract: In the 1930-60s the main square of the cemetery was radically changed by the construction of two side wings and a crematorium on the site of the burial Church 1903-1914 in a harsh brutal style. In the mid-90s the Church was restored, and there was a problem with the architectural appearance of the ensemble of the square.

Ветренным октябрьским днем 2014 года на площади Нового Донского кладбища перед восстановленной церковью собрались представители организаций, от которых зависело решение по его капитальному ремонту.

Главным спорным объектом являлись здания двух колумбариев, выполненных в стиле крематория, выстроенного в стенах церкви в 1927 году. Мне предстояло защитить свое предложение оформить эти корпуса в стиле церковной архитектуры, в штыки воспринятого практически всеми собравшимися. Зная о том, что настоятель монастыря, одобривший наше предложение при встрече неделей ранее, все же принял мнение официальной стороны оставить как есть, я понимал бесполезность споров. Тем более, что сам всегда выступал против повсеместного уничтожения и декорирования архитектуры советского периода в Москве, и замены ее менее качественными опусами, к примеру гостиницы «Минск» на Тверской.

В данном случае речь шла о восстановлении справедливости перед памятью о тысячах уничтоженных храмов и церквей, и еще - о создании единого по архитектуре с Донским монастырем сакрального заповедника.

Подходя к месту сбора, я формулировал доводы о непристойности оставлять остатки «враждебного» комплекса крематория рядом с возрожденной церковью, о том, как будет страшно стоять спасенной из заточения «девицы-красавицы», под караулом «монстров», заточивших ее туда. Доводы эти, как я понимал одновременно «на параллельной линии», не пересилят возражений о памяти родственников захороненных в этих колумбариях людей, сохранении памяти уничтоженных

выдающихся и простых гражданах страны, лежащих в братской могиле кладбища. Ведь эти здания, оставленные такими же, как в 1930-е и послевоенные годы, были бы свидетелями истории, которую нельзя забыть. Собранные мною сведения о настроенности участников, оставляли наше решение без какой-либо поддержки и не давали мне шансов убедить в его правильности.

И все же, возвращаясь время от времени к тем событиям, я убеждаюсь в ошибочности того малодушия, тем более что работы по реконструкции кладбища так и не начались в полном объеме. Конечно, наш случай не единственный и скорее типичный в практике реконструкции и восстановления городской среды. Объекты внимания архитекторов чаще всего были не раз изменены. Какую среду восстанавливать, какого времени, во имя каких принципов действовать и как влиять на будущее, решить всегда сложно, но необходимо (рис. 1).

Рис. 1. Церковь 1914 г. и крематорий в ее стенах. Победитель конкурса Осипов Д.П. 1930 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.