Научная статья на тему 'Этнокультурное образование дошкольников средствами архитектуры г. Пскова'

Этнокультурное образование дошкольников средствами архитектуры г. Пскова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАЧИ / АРХИТЕКТУРА ГОРОДА / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / PRESCHOOL AGE / LOGIC GAMES AND TASKS / THE ARCHITECTURE OF THE CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлат Наталья Юрьевна, Орлов Александр Олегович

В статье рассматривается проблема разработки средств этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в поликультурном пространстве Псковской области. Предлагается использовать развивающий потенциал логических игр и задач на материале архитектуры города Пскова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF PSKOV ARCHITECTURE RESEARCH

The problem of the development of means for ethno-cultural education of elder preschoolers in a multicultural area of the Pskov region is presented. It is proposed to use the developmental potential of logic games and tasks using materials on architecture of the city of Pskov.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование дошкольников средствами архитектуры г. Пскова»

УДК 373.2.02(470.25)

Н. Ю. Шлат, А. О. Орлов

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРЫ Г. ПСКОВА

В статье рассматривается проблема разработки средств этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в поликультурном пространстве Псковской области. Предлагается использовать развивающий потенциал логических игр и задач на материале архитектуры города Пскова.

Ключевые слова: этнокультурное образование, дошкольный возраст, логические игры и задачи, архитектура города.

В современных условиях проблема становления и развития этнической идентичности у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность: любой этнос сохраняет себя только на основе традиционной культуры. Как отмечал И. Кант в предисловии к «Антропологии с прагматической точки зрения», «чтобы расширить знание людей, надо до этого изучить человека дома, общаясь со своими согражданами и земляками» [2, с. 356].

Этническая идентичность не является врождённой, она формируется под влиянием ряда факторов. К их числу относятся, прежде всего, конкретная этническая среда, в которой вырастает человек.

Связь этнической идентичности с самосознанием личности означает, с одной стороны, осознание своих связей с данной национальной общностью, а с другой стороны — утверждение своего «Я» в этих связях. Если личное самосознание есть осознание себя в связи с окружающей действительностью, то этническая идентичность означает осознание себя в связи со своей национальной принадлежностью [4; 5].

Первичные представления о собственной этнической принадлежности складываются у ребёнка в течение трёх-пяти лет после рождения, что отражается в его личном отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности. Это было доказано в исследованиях Ж. Пиаже, Э. К. Сусловой, О. Н. Юденко [5] и других учёных.

Ж. Пиаже рассматривал развитие этнической идентичности через становление

когнитивных моделей, связанных с понятием Родина, и этнических чувств, которые являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях.

Важность задач этнокультурного образования сложно переоценить, т. к. оно тесно связано с процессами возрождения национальной культуры, восстановления утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитания у подрастающего поколения высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирования устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям [4; 5].

Таким образом, развитие этнической идентичности в дошкольном возрасте заключается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и, в образовательной перспективе, построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов.

Следует признать как необходимость этнокультурного образования дошкольников, так и неприменимость к ним средств, которые используются в образовании школьников и взрослых людей.

Мы отмечаем, что современное российское дошкольное образование готово к решению проблемы этнокультурного образования в концептуальном аспекте. Доказательством этого утверждения служит наличие в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования поло-

жения об отражении в образовательном процессе специфики национально-культурных условий, описании в образовательной области «Социализация» следующих задач: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу [3]. Освоение ближайшего окружения, формирование интереса к родному городу (посёлку), оформление этнической идентичности создают фундамент для присвоения общекультурных ценностей на других возрастных этапах.

Подчеркнув наличие концептуальной основы для этнокультурного (а через него и поликультурного) образования дошкольников, обратим внимание на методические сложности в этом направлении. Они касаются проблемы разработки средств этнокультурного образования дошкольников. Сегодня оказывается уже недостаточным использование традиционных форм, методов и средств (игр, рассматривания книг, иллюстративного материала, слайдов, рисования, конструирования, плоскостного моделирования, экскурсий, прогулок, бесед, чтения художественной литературы и т. д.). Об этом свидетельствует образовательная практика [6].

В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. При этом деятельность дошкольника 5-6 лет является недостаточно дифференцированной и произвольной. Поэтому взаимодействие педагога с детьми должно осуществляться как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям практических и интеллектуальных задач (О. В. Дыбина, З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и др.).

В связи с этим мы считаем, что эффективному решению задачи ознакомления дошкольника с родным краем будет способствовать использование логических игр и задач в образовательной деятельности. Логическая задача - это указание на необходимость осуществить определённые действия: сравнить, исключить, продолжить, установить связь между объектами. Задача сконструирована таким образом, что способ решения -это отношение между условием (условиями) и требованием задачи (что узнать?).

Логическая игра, составляющей которой является логическая задача, представлена через игровое начало, игровую задачу, игровые действия и правила.

Логическая задача (в том числе, в условиях логической игры) иллюстрирована рисунком, в котором наглядность выступает как средство мыслительной деятельности. Таким образом, логическая задача может выступать как задача-картинка. Задачи-картинки сопровождаются предоставленной ориентировочной основой умственных действий в виде истории, сказки, алгоритма действий.

Использование логических игр и задач в работе с детьми старшего дошкольного возраста обоснованно тем, что:

1. Логические игры и задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекательны для детей.

2. Логические игры и задачи интересны детям эмоциональным содержанием: педагог в ряде случаев может сделать акцент на внешней стороне логических игр и задач и тем самым реализовать принцип единства эмоционального (чувства удовлетворения от восприятия внешней стороны объекта познания) и рационального. Эмоционально окрашенная характеристика предмета отображения, согласно А. Ж. Овчинниковой, делает ярче чувственное познание ребёнком действительности.

3. В логических играх и задачах реализуется их развивающий потенциал, то есть обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением. Так как все познавательные процессы тесно взаимосвязаны, то логические игры и задачи направлены на развитие не только мышления, но и восприятия, памяти, воображения, а также речи. В ходе решения логических задач дети испытывают интеллектуальные эмоции, проявляют познавательный интерес, оказывают предпочтение тому или иному виду логической игры или задачи [7].

Логические игры и задачи основываются на определённом содержании. Этим содержанием может являться архитектура родного города, которая понимается как предметнопространственная среда, отражающая культурно-историческое своеобразие города, его природные особенности и исторические

функции (Н. П. Анциферов, К. В. Борчанино-ва, И. М. Гревс, М. С. Каган). Иными словами, архитектура отражает историю города, образ жизни горожан, формирует их сознание, психологию. Дошкольный возраст сенситивен к усвоению нравственных ценностей благодаря психологическим особенностям данного возраста, периода чувственного познания: повышенной эмоциональности детей, их открытости ко всему новому, проявлению интереса дошкольников к различным видам индивидуальной и групповой деятельности. Поэтому знакомить дошкольника с родным городом необходимо начинать как можно раньше, с простого любования городом, воспитания уважения к нему.

Ребёнок, родившийся в Пскове, попадает в уникальную историческую и нравственную среду. Очень важно, чтобы он ощутил себя неотъемлемой частью города, впитал в себя его культуру.

Использование логической игры и задачи как средств познания архитектуры города не противоречит педагогическим принципам приобщения дошкольников к архитектуре родного города, разработанным отечественными учёными (О. И. Архипова, М. С. Каган, Н. Б. Крылова, Л. Н. Махинько и др.) [1; 8]:

Принцип культуросообразности. Данный принцип определяет особенности отбора содержания работы по ознакомлению детей с Псковом. Так, с точки зрения М. С. Кагана, именно архитектура города отражает образ жизни горожан, формирует их образ мыслей, общие черты психологического склада, повествует об исторических событиях. Например, рассматривая Пушечный шатер или Гремя-чую башню, нужно помочь детям раскрыть «тайну» их названия.

В дошкольном возрасте необходимо вызвать интерес к архитектурным сооружениям, чувство восхищения их красотой, декоративностью, опираясь на свойственные ребёнку особенности восприятия, высокую эмоциональность, стремление фантазировать, «сказочный взгляд» на действительность.

Принцип диалогичности педагогического процесса связан с необходимостью совместного поиска и открытия «тайн Пскова», педагогом и детьми. Этому способствуют такие формы и методы работы, как витагенный

опыт дошкольников, экскурсии, эксперименты, эвристические беседы, наблюдения, организация игровых ситуаций и др.

Например, экскурсия в Троицкий собор опирается на опыт, который уже имеется у детей: приближаясь к собору, остановившись около него, поднимем голову вверх, смотрим, какой высокий собор, что можно увидеть на фасаде, сколько и какие купола собора и т. д.. Перед тем, как войти в Троицкий собор, высказываем предположение: каким собор будет внутри? Что мы там увидим?

Дети получают задание: внимательно рассмотреть то, что находится внутри собора, а затем «на ушко» педагогу сказать, что понравилось больше всего. Тогда у каждого ребёнка будет свой маленький «секрет» Троицкого собора. Выйдя из собора, дети обмениваются впечатлениями, делятся «секретами»; о своём «секрете» сообщает и педагог. Общий вывод о красоте собора дополняется ещё одной «тайной» Троицкого собора, раскрытой в процессе решения логической задачи: первое сооружение было деревянным, а в целом его перестраивали три раза.

Принцип поддержки и стимулирования эмоционально-познавательного отношения детей к городу. Условием поддержания такого отношения являются интеллектуальные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае разрешения умственных задач. Экспериментирование, элементарная поисковая деятельность (Н. Н. Поддъяков, Л. М. Маневцова и др.) способствуют первым маленьким «открытиям» детей. Например, проходя через одно из городских колец крепостных стен, можно измерить толщину шагами или посмотреть, сколько детей может стать у стены. Впоследствии, в группе детского сада стоит сопоставить полученное у крепостной стены количество шагов. Это поможет оценить, насколько велика толщина стен крепости, вызвать у детей удивление. В данном случае можно использовать логическую задачу на сравнение толщины двух разных крепостных стен.

Реализация указанного принципа связана с развитием у ребёнка способности строить предположения, высказывать догадки, сравнивать приобретаемые знания с ранее прогнозируемыми. Так, рассматривание

иллюстраций с изображением крепостной стены и территории псковского Кремля, Троицкого собора предполагает формулирование догадок и предположений. Для чего сделаны насыпи на внутренней территории Кремля? Что могло располагаться в Довмонтовом городе? Почему собор расположен на слиянии двух рек: Великой и Псковы? В честь каких воинов-героев и каких событий построены псковские храмы? И так далее.

Сделанные детьми предположения являются основой для приобретения дошкольниками представлений о традициях Пскова, связанных с тем или другим памятником архитектуры.

Пробуждению умственной активности детей в высокой степени способствует опора в педагогическом процессе на принцип развивающей интриги, где получаемое ребёнком знание об архитектуре города носит черты некой незавершенности, «таинственности и загадочности» и, соответственно, вызывает у ребёнка желание познавать дальше.

Так, например, архитектурный ансамбль Снетогорского монастыря постепенно приоткрывает детям свои «тайны» и легенды (Почему он так называется? Мог ли монастырь выступать защитным барьером (препятствием) для врага? и др.).

Принцип раскрытия творческого потенциала детей связан с тем, что становление ценностного отношения к культуре города возможно только в процессе самостоятельной детской деятельности, включающей элементы творчества. Необходимо «приблизить» город к ребёнку за счёт создания предметной развивающей среды, погружения дошкольников в творческие виды детской деятельности.

Принцип направленности педагогической диагностики на выявление эмоционально-оценочного отношения детей к городу и познавательных интересов детей. Результативность педагогической работы по приобщению детей к архитектуре Пскова связана с изучением эмоционального отношения к городу. После решения логических задач с этой целью могут быть использова-

ны изобразительные задания (например, «Я гуляю по Довмонтову городу, по территории Кремля, проезжаю мосты города (и др.)». Доминирование в рисунках детей тёплых тонов, отражение праздничности этих памятников архитектуры, прорисовывание тех деталей, на которые обращалось внимание в процессе работы — свидетельство эмоционально-положительного отношения дошкольников.

Для иллюстрации высказанных выше идей нами были отобраны следующие примеры некоторых видов логических игр и задач, используемых в ходе изучения маленькими псковичами архитектуры г. Пскова.

В логических играх и задачах в процессе освоения архитектуры г. Пскова можно использовать игровые персонажи-помощники Псковушку (рис. 1) и Николу (рис. 2).

Рис. 1.

Рис. 2.

1. Логическая игра «Псковская мозаика» (на преобразование).

Цель: выявлять особенности развития произвольного внимания, памяти, развивать умения проводить сравнительный ана-

лиз объектов по образцу и по памяти, поиска наилучшего решения. Развивать умение воссоединять целое из частей. Формировать представления дошкольников о частях архитектурных объектов.

Материалы: изображение Троицкого собора (рис. 3) и часовни святой Ольги (рис. 4), разделенные на 2, 4, 6, 9 частей.

Инструкция: педагог обращается к

ребёнку, предлагая ему посмотреть на составленные из частей две картинки с изображением архитектурных памятников города: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки. Что на них изображено? (Троицкий собор, часовня Святой Ольги). Далее педагог как бы нечаянно рассыпает изображения на отдельные разрезанные части, но не смешивает части разных изображений (высокий уровень - смешивание

частей изображений): «Посмотри, картинки рассыпались как мозаика. Но ты сможешь собрать всё заново. Для этого необходимо стать строителем-архитектором. А чтобы тебе было легче восстановить эти здания-картинки, смотри на такие же, но целые картинки. Сначала постарайся собрать одно изображение, а затем другое». Если ребёнок затрудняется с выполнением задания, педагог спрашивает у него: «Как ты думаешь, что изображено на этой части картинки (купол, фасад, крест, окна и т. д.)?». После выполнения этого задания ребёнку предлагается сложить ту же мозаику, но уже без образца.

Возможно проведение предварительной словарной работы (уточнение значения слов «фасад», «купол» и т. д.).

Рис. 3.

2. Логическая задача «Последовательные картинки» (на развитие умения устанавливать зависимости и закономерности изменений объектов).

Цель: выявлять особенности вербального моделирования детьми последовательности событий; развивать умение отражать

причинно-следственные связи и зависимости предметов и явлений. Формировать представления об истории Ольгинского моста.

Материал: серия картинок из трёх иллюстраций, на которых изображён мост через р. Великая в разные исторические периоды.

Вводная часть: педагог рассказывает детям от лица Псковушки и Николы об истории возникновения современного моста через р. Великую, иллюстрируя свой рассказ (рис. 5, 6, 7).

Псковушка: Давным-давно псковичи построили через реку Великую первый мост. Они связали толстые бревна в плоты, соединили эти плоты вместе толстыми канатами от берега до берега, на плоты уложили настил и соорудили перила. Такой мост под тяжестью возов и волнами колыхался, как живой. Для надёжности его крепили не только к берегу, но и забрасывали на дно якоря. Этот мост назвали Плавучим (рис. 5).

Никола: Прошло много времени - почти триста лет, и жители Пскова построили на месте старого новый красавец-мост. У него были ажурные арки и башенки, которые украсили город (рис. 6).

Псковушка: Этот мост был разрушен во время войны с фашистами. А сегодня для людей и машин открыт более новый мост. Он называется Ольгинским мостом (рис. 7).

Инструкция: посмотри на картинки и разложи их так, чтобы получился рассказ. Что за история получилась?

3. Логическая задача «Где находится Троицкий собор?» (на «выведение» - выявление способности рассуждать).

Цель: выявлять и развивать умение строить высказывание от противного, развивать пространственное мышление («левый-правый»), умение анализировать условие задачи с опорой на наглядность. Формировать представление о местонахождении архитектурных объектов.

Материалы: карточка с изображением часовни святой Ольги и Троицкого собора (рис. 8).

Инструкция: Часовня Святой Ольги и Троицкий собор находятся на разных берегах реки Великая. На каком берегу реки находится Троицкий собор, если часовня расположена на левом берегу?

4. Логическая задача «Найди лишнее» (на освоение детьми умственных действий сравнения, классификации, обобщения).

Цель: развивать умение классифи-

цировать объекты, аналитические умения; развивать у детей умение последователь-

но рассуждать, ориентируясь на вербально представленное условие задачи. Формировать представления дошкольников об архитектурных объектах г. Пскова и видах архитектурных сооружений.

Инструкция: подумай и ответь, какое слово здесь лишнее.

1) Мирожский монастырь, Снетогор-ский монастырь, Елеазаровский монастырь, Оптина пустынь.

2) Шатер, церковь, монастырь, собор, башня, палатка.

3) Детский парк, Финский парк, Зеленый парк.

5. Логическая задача «Мосты» (на «выведение» — выявление способности рассуждать).

Цель: развивать умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения, проявлять смекалку и сообразительность. Способствовать формированию навыков счёта (в пределах десяти). Формировать представления о предназначении (функциях) отдельных сооружений города.

Инструкция: Никола едет на автобусе к бабушке в гости по одному мосту через реку Великую и одному — через реку Пскову. Сколько всего мостов проезжает Никола?

6. Логическая игра «Загадочные картинки» (на соотнесение карточек по смыслу с целью достижения результата умственных действий).

Цель: выявлять умения строить высказывания на основе особенностей вербального моделирования детьми свойств и отношений объектов; развивать умения анализировать информацию, представленную на карточке, умения моделировать зависимости. Расширять знания о названиях архитектурных объектах г. Пскова.

Материалы: карточки с заданиями

(рис. 9, 10, 11, 12).

Инструкция: Псковушка и Никола подготовили для нас загадочные картинки. Посмотри на рядом расположенные изображения и угадай, о каком сооружении говорят эти картинки.

Ответы: Гремячая башня, Плавучий мост, Почта (Главпочтамт), Пушечный шатер.

Рис. Т.

Рис. 8.

7. Логическая игра «Найди нужное число» (на выполнение действий по правилу с целью достижения результата).

Цель: развивать умения соотносить, обобщать. Способствовать формированию навыков счёта (в пределах десяти). Способствовать усвоению исторических сведений об архитектурных объектах г. Пскова.

Материалы: карточка с заданием

(рис. 13).

Инструкция: педагог обращается к ребёнку: «Перед тобой волшебные квадраты и треугольники. Если какое-нибудь число попадёт в треугольник, оно сразу уменьшится на единицу, а если поместить его в квадрат, единица, наоборот, прибавится. Проведи по стрелкам число, указанное в кружке, и ты получишь ответы на эти вопросы».

Сколько раз перестраивался Троицкий собор?

8. Логическая игра «Путаница» (на выполнение действий по правилу с целью достижения результата).

Цель: развивать умения планировать свои действия, действовать по алгоритму,

контролировать ход решения логической задачи; развивать пространственное мышление. Способствовать формированию читательских умений (букво/слогосложения). Знакомить детей с некоторыми названиями зданий г. Пскова.

Материалы: карточки с заданиями

(рис. 14).

Инструкция: помоги Псковушке и Николе узнать названия некоторых сооружений г. Пскова. Для этого проведи их по стрелкам от буквы к букве и сложи слово.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, изучение дошкольником архитектуры Пскова средствами логических игр и задач способствует, с одной стороны, формированию гражданской и этнической идентичности ребёнка, глубокому знакомству маленького псковича с родным городом, решая задачу этнокультурного образования на этом возрастном этапе; с другой — познавательному и личностному развитию ребёнка, поскольку обогащается его активный словарь, развиваются математические представления, совершенствуются сенсорные и логические действия ребёнка.

Рис. 9.

Рис. 10.

Рис. 11.

Рис. 12.

Рис. 13.

м

А

(А ПТ

Рис. 14.

Литература

1. Город-сказка. Город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: содержание и педагогическая технология краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста в опыте работы дошкольного образовательного учреждения : учебно-методическое пособие / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 250 с.

2. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 6 (ред. Т. И. Ойзерман). М. : Мысль, 1966. С. 352.

3. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 // Российская газета. 2010. 5 марта (№ 5125).

4. Очиров Г. Д. Формирование национального самосознания младших школьников: автореф. дисс... к.п.н. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2000. 24 с.

5. Проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых : сборник научных статей по материалам международного форума молодых ученых, 22-24 апреля 2009 г. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 341 с.

6. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России : монография. Ч 1. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 498 с.

7. Шлат Н. Ю. Развиваем интеллект дошкольников! Логические игры и задачи как средство умственного развития детей 5-6 лет: теория и практика. DudweilerLandstr. 99, 66123 Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. 2011. 263 s.

8. Шлат Н. Ю., Орлов А. О. Знакомство дошкольников с архитектурой родного города средствами логических задач // Детский сад: теория и практика . 2012. № 7. С. 76-83.

N. Y. Shlat, A. O. Orlov

ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF PSKOV ARCHITECTURE RESEARCH

The problem of the development of means for ethno-cultural education of elder preschoolers in a multicultural area of the Pskov region is presented. It is proposed to use the developmental potential of logic games and tasks using materials on architecture of the city of Pskov.

Key words: ethno-cultural education, preschool age, logic games and tasks, the architecture of the city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.