Научная статья на тему 'История, архитектура и роспись Анастасиевской часовни в Пскове'

История, архитектура и роспись Анастасиевской часовни в Пскове Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
841
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История, архитектура и роспись Анастасиевской часовни в Пскове»

Н. П. Муравьева

История, архитектура и роспись Анастасиевской часовни в Пскове

В Пскове сохранилось много древних храмов. Но есть один памятник начала ХХ в., который достоин особого внимания. Это часовня во имя Святой Анастасии 1911 года, находящаяся на левом берегу реки Великой почти под Ольгинским мостом. Памятник интересный, с неповторимой и в чем-то трагичной, до конца не раскрытой историей.

Первое упоминание об Анастасиевской часовне в Пскове у переправы через реку Великую относится к 1710 году. В этом году в Псков со стороны Прибалтики приходит страшное моровое поветрие. Эпидемия унесла множество жизней. Для прекращения болезней, по древним обычаям, чтобы « запереть дорогу» от напасти, в начале Рижской трассы возводится деревянная часовня однодневка во имя Святой Анастасии. («...1710 Моровая язва, занесенная из Риги. Пожар во всем городе ...Постройка во время мора часовни преподобной Анастасии». (Василев, с.181)). Позднее на месте деревянной божницы построили каменную часовню, которая простояла ровно двести лет.

Район Завеличья, где находится часовня, долгое время соединялся с Центром города Пскова понтонным мостом, который строился каждую весну у церкви Успения с Пароменья, а осенью разбирался. В связи с этим район Завеличья иногда был полностью отрезан от центра Пскова, что доставляло неудобства в жизни псковичей. В начале ХХ века встает остро вопрос о возведении постоянного моста через реку Великую. Многие годы велись переговоры о возможности построения моста, и к 1909 году вопрос был решен. Мост был построен по проекту Соловьева Г. Н. Подряд на земляные и каменные работы получила петербургская фирма инженера Лентовского А. Изготовление и монтаж железных конструкций взял на себя Брянский

Муравьева Наталия Петровна - ст. научный сотрудник Псковского музея-заповедника

завод. В октябре 1911 года на месте речной переправы открывается новый, двухарочный мост, названный Ольгинским. В то же самое время с юго-восточной стороны, в самом начале моста, на основании старой часовни возводится новая, по проекту академика Алексея Викторовича Щусева.

«С согласия духовенства над часовней 1710 года возвели каменную надстройку до уровня земляной насыпи и сверху, как на фундамент, поставили новую часовню во имя той же святой великомученицы Анастасии. Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 года. Вход в часовню был с севера непосредственно с моста» (Ларионов, 1971). Маленькая часовня была выполнена в подражание древним формам псковской архитектуры. Квадратная в плане часовня не имела апсиды. Она была покрыта сомкнутым сводом, который завершался небольшим барабаном с круглой главой. Это придавало памятнику некую приземистость, свойственную псковским храмам. Архитектурные формы памятника украшали традиционный орнамент из треугольников над оконными проемами, сдвоенные лопатки по углам часовни и мемориальная доска.

Текст мемориальной доски следующий: «В лето от сотворения мира 7419 и от рождества Христова 1911, в царствование благочестивейшего государя императора Николая Александровича сооружена бысть сия святая часовня во имя святой великомученицы Анастасии на средства управления внутренних дел водных путей и шоссейных дорог. Под наблюдением начальника работ по постройке моста через реку Великую инженера А.П.Блавина, помощников его В.Д.Леонтьева и В.П.Тихомирова, при участии строительнохозяйственного комитета под председательством инженера В.К.Орловского и членов онаго. Управляющего псковской контрольной палатой И.Г.Арсентьева, М.П.Михайлова,

С.И.Зубьянинова, Л.Б.Крейтера, А.КАльбова, ГД.Герца и ПД.Батова под фактическим контролем Я.П.Оглоблина. По проекту академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева». Анастасиевская часовня была построена из псковской лещадной известняковой плиты в сочетании с кирпичом. По всему периметру с внешней стороны была выложена гранитная площадка и поставлена невысокая ограда.

В 1913 году часовню расписали по эскизам Н. К. Рериха. После Октябрьской революции 1917 года ее закрыли. Настенную живопись забелили, глава и барабан были утрачены. Часовня стала использоваться не по назначению. В разное время в ней размещалась и касса кинотеатра, и киоск канцелярских товаров, и керосиновая лавка.

В настоящее время, в XXI веке внешний вид и местоположение часовни во имя Святой Анастасии 1911 года иное. Весной 1969 года по плану реконструкции города старый Ольгинский мост было решено заменить новым, более широким. Во время проведения строительных работ встал вопрос о часовне, которая мешала проезду многотонных самосвалов. Было решено в недельный срок либо убрать часовню, либо согласовать ее снос, и только благодаря усилиям псковских архитекторов Э. М. Петуховой, Н. С. Рахманиной часовню спасли. Необходимо было доказать значимость памятника. В запасниках Русского музея искусствовед, автор монографий о творчестве Н. К. Рериха Князева В. П. находит эскизы росписей свода и стен неизвестной часовни. Для подтверждения того, что эскизы были сделаны для Анастасиевс-кой часовни в Пскове, нужно было сделать пробные расчистки внутренних стен. Из-за срочности решения проблемы работы проводились зимой, реставраторами из Новгорода. Пробные расчистки, сделанные художником-реставратором Михеевым В. Д., подтвердили, что часовня действительно расписана по эскизам Рериха, которые были обнаружены в Русском музее. Памятник получает охранную грамоту. Теперь встает вопрос о том, как сохранить часовню. Было рассмотрено несколько способов, и все сошлись на решении рабочего Егорова. Для того чтобы сохранить памятник, было предложено перенести его к

береговому устою моста. С этой целью часовню распилили по горизонтали на две части, которые были помещены в специальные сварные железные корзины. Затем половинки были перенесены на длину стрелы мощного подъемного крана и опущены на берег реки Великой.

«В солнечный весенний день под рукоплескание собравшихся подъемный кран мягко оторвал 55-тонную верхнюю часть часовни и бережно перенес ее на приготовленные на берегу бревна. Потом была перенесена нижняя часть. Здесь же, закрепив, их соединили и заделали швы» (Берман,1999, с.81).

Таким образом часовня во имя Святой Анастасии обрела новое место, где до настоящего времени и находится. Сегодня мы видим часовню во имя Святой Анастасии на берегу реки Великой у моста. При переносе часовня получила традиционную ориентацию - запад-восток.

В 1971 году была выполнена реставрация по проекту архитектора ПСНРПМ Натальи Сергеевны Рахманиной. В ходе реставрационных работ утраченный барабан с главой был заменен новым барабаном, который стали украшать ряды треугольников. Восстановленная луковичная глава удлинила объем часовни вверх. Реставрация 1971 года отчасти исказила архитектурные формы памятника, вследствие чего и изменился внешний облик часовни.

В течение летних сезонов 1971 и 1972 годов проводился полный цикл реставрационных работ над живописью в интерьере часовни. Росписи в часовне Святой Анастасии в Пскове были первым объектом реставрации, которую выполнял молодой коллектив отдела монументальной живописи ВЦНИЛКР под руководством художника-реставратора Г. Г. Донского. В ходе реставрации было сделано предположение, что роспись была выполнена не самим Н. К. Рерихом, а по его эскизам. Известно, что Н. К. Рерих создал четыре эскиза росписи часовни, но нам известны только два: эскиз плафона и эскиз западной стены, хранящиеся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Местонахождение двух других эскизов, можно предположить, что это эскизы северной и южной стен, неизвестно. О том, что роспись была выполнена

не самим Рерихом, а по его эскизам, говорится и в письме, адресованном Н. К. Рериху, от А. В. Щусева. В нем указывается, что в орнамент часовни была включена надпись, которая содержала имя мастера, расписавшего стены памятника по проекту Рериха. Этим художником был Чириков. Но кто из братьев известной в то время реставрационной мастерской семьи Чириковых: Григорий Осипович или Михаил Осипович - выполнил заказ, остается под вопросом. По сведениям, полученным от Н. Н. Новиковой, ст.н.с. древлехранилища ПГИАХМЗ, Григорий Осипович Чириков в период с 1903 по 1910 год находился в Пскове. Он занимался реставрацией списка с иконы Тихвинской Божьей Матери, который хранился в Троицком кафедральном соборе. Возможно, именно он выполнил росписи Анастасиевской часовни в 1913 году. В часовне расписаны три стены и плафон. Росписи стен содержат следующие композиции: «Спас нерукотворный и Святые князья», «Богоматерь», «Святой Николай». В плафоне расположен сюжет «Святой Дух». На стене, напротив входа, была помещена древняя икона Святой Анастасии.

В отчетах реставраторов Г. Г. Донского и В. В. Зверева, а также в работах искусствоведа Л. В. Короткиной подробно дается описание внутреннего убранства и содержание росписи. Но до сих пор атрибуция некоторых сюжетов остается дискуссионной. Сохранность фресок на сегодняшний день удовлетворительна: существуют потертости, утраты. Но в целом сюжеты хорошо читаются. Так, плафон представляет собой изображение неба с луной, солнцем, звездами и Святым Духом в виде стилизованного голубя, от которого исходят лучи света и херувимы. На западной стене, над входом расположен сюжет «Спас и ангелы». Два ангела в золотистых одеждах поддерживают убрус с образом Спаса Нерукотворного. По сторонам от входа помещены фигуры псковских князей Всеволода-Г аврии-ла (XII в.) и Довмонта-Тимофея (XIII в.). Они изображены коленопреклоненными, с мечами в руках на фоне архитектурных сооружений. С одной стороны нарисован трехглавый Троицкий собор, с другой стороны пятиглавый, что отражает два этапа архитектурной истории городского собора. Стены часовни

(южная и северная) решены одинаково. Слева и справа от окон расположены ангелы в дьяконском облачении. В одной руке у них знамена с волнистыми складками, развевающиеся над аркой оконного проема. В люнете окон изображены Святые.

Наибольшее затруднение в атрибуции вызывает образ, находящийся над северным окном. Это поясное изображение Святой, но какой именно, неизвестно. В научной литературе существует несколько версий. По мнению Л. В. Короткиной, здесь изображена Святая Анастасия, но какая именно, она не уточняет. Е. П. Маточкин утверждает, что это образ Святой Анастасии Овечницы. «В этой связи кажется вероятным предположение (поскольку посвящающие надписи не сохранились), что святые, изображенные в люнетах на северной и южной стене, есть не кто иные, как Анастасия и Авраамий-овчар. Не случайно их образы окружают фигуры пасущихся овец» (Маточкин, 2005, с.94). Если говорить об иконографии Святой Анастасии, то ни одно из описаний Анастасии в нашем случае не подходит. У Святой Анастасии должна быть убогая одежда, на голове клобук (Анастасия Овечница) или же покрывало (мученица Анастасия).

По версии Г. Г. Донского, здесь изображена Богоматерь. Эту версию поддерживает Н. С. Рахманина, которая указывает на наличие в росписях часовни изображения Богоматери в городских стенах. Прорисовки Г. Г. Донского помогают более детально рассмотреть композицию северной стены. В люнете окна в центре на синем фоне, в кольце городской архитектуры написана святая с короной на голове, руки которой сложены на груди в молитвенном жесте. Скорее всего, это образ Богоматери. Творчество Н. К. Рериха в период с 1906 по 1914 год подтверждает эту атрибуцию. В это время Николай Константинович активно работает над эскизами для ряда архитектурных памятников:

1) храм в поселке Морозовка под Шлиссельбургом (1906 г.) (арх. В. А. Покровский),

2) церковь в селе Пархомовка Киевской губернии (1906-1908 гг.) (арх. В. А. Покровский),

3) собор Почаевской лавры Тернопольской области (1906-1910 гг.) (арх. А. В. Щусев),

4) церковь в Талашкине Смоленской губернии (1911-1914 гг.),

5) Анастасиевская часовня в Пскове (1913 г.),

6) моленной на вилле Л. С. Лившица в Ницце (1914 г.).

Между этими памятниками прослеживается связь, так как в них используются одни сюжеты. Для церкви на Пороховых заводах в поселке Морозовка были сделаны четыре мозаичных панно для наружных стен храма. На стене у входа был помещен «Спас и святые». Этот сюжет Н. К. Рерих повторяет в мозаике Троицкого собора Почаевской лавры. В этом памятнике в центре над входом был расположен образ Нерукотворного Спаса, а слева и справа от входа - фигуры святых князей, составляющие с ним единую композицию. Для церкви Покрова Богоматери села Пархомовка Николай Константинович делает несколько эскизов, среди которых «Спас Нерукотворный», «Покров Богоматери» и неосуществленный - «Царица Небесная над рекой жизни». Образ «Царицы Небесной» художник положил в основу решения алтарной росписи церкви Святого Духа в Талашкине. Роспись южной арки над входом содержала сюжет «Николая Угодника». Над входом в церковь помещалась мозаика «Спас Нерукотворный», над другим входом -«Святой Дух» в виде стилизованного голубя. Известно, что для часовни в Пскове создаются четыре эскиза, из них «Спас и Князья» и «Святой Дух», два других, естественно предположить, образ Богоматери и Николая Угодника. Это объясняется и временем написания эскизов, 1913 год, время работы Рериха Н. К. в церкви Святого Духа в Талашкине (1911-1914гг).

В своем творчестве Н. К. Рерих неоднократно обращался к образу Богоматери. Использованный для эскиза церкви Покрова и для росписи церкви Святого Духа образ «Царица Небесная над рекой жизни» не каноничен, ему нет аналогий в древнерусской живописи. Художник так объяснял содержание сюжета: Царица помогает «путникам неумелым, незнающим различить, где добро, где зло». Трон Царицы опирается на земную твердь, река у ног - «река жизни», голова Царицы достигает небесных сфер. Богоматерь сложила руки, моля за род людской, который

борется с волнами житейского моря (Корот-кина, 2005). По сторонам изображены охраняемые ангелами города.

В образе Богоматери часовни Святой Анастасии в Пскове присутствуют элементы из сцен «Царица Небесная над рекой жизни» и «Покров Богоматери». В композициях «Царица Небесная», выполненных Н. К. Рерихом для храмов Покрова и Святого Духа, Богоматерь представлена сидящей на троне, руки сложены в молитвенном жесте. На ней дорогая одежда, на голове корона. В сцене «Покров Божьей Матери» (ц. Покрова) Богоматерь выполнена в полный рост. Ее фигура находится над стенами города.

В Анастасиевской часовне Богоматерь имеет поясное изображение. На голове Богоматери белый плат, венчанный короной. Руки у нее сложены в жесте моления. Границы сюжета подчеркнуты городской стеной с вратами и башнями, которые повторяют собой стены города из композиции «Покров Божьей Матери» (ц. Покрова). На синем фоне помещены животные, напоминающие овечек, из чего Маточкин Е. П. и предположил, что это изображение Святой Анастасии Овечницы (Маточкин, 2005, с.94). Но такие же животные входят в орнамент покрывала «Царицы Небесной». В сцене «Царица Небесная» присутствуют ангелы, которые в псковской часовне расположены по сторонам от окна, над которым изображена Богоматерь. Само окно также включено в общую композицию. Если в сцене «Царица Небесная над рекой жизни» изображена река, то в псковской часовне она видна из окна. Река Великая всегда являлась «рекой жизни» для псковичей. При первоначальном положении часовни данная стена была обращена на восток. Все это указывает на нахождение на северной стене в часовне Анастасии сюжета «Богоматерь - Царица Небесная».

Что же касается сюжета над южным окном, то это, конечно, Николай Можайский. Тому подтверждением является фотография, опубликованная Е. П. Маточкиным, из архива П. Ф. Беликова - «Николай Угодник. Роспись храма Святого Духа в Талашкине». В окружении городской стены изображен Николай Можайский в епископском одеянии с омофором, с мечом в правой руке и церковью

в левой. «Вокруг крепостной стены вольно пасутся лошадки» (Маточкин, 2005, с. 167). Подобный иконографический тип Николая Можайского представлен в часовне Святой Анастасии в Пскове.

Такое размещение сюжетов оправдывается первоначальным расположением самой часовни и ее ориентацией север-юг. При старом местонахождении памятника на мосту в интерьере сюжеты имели следующую ориентировку: на восточной стене была композиция «Богоматерь - Царица Небесная», напротив, на западной стене, обращенной в сторону Риги, - «Николай Можайский». На северной стене, над входом - «Спас Нерукотворный со святыми князьями Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем». Все это говорит о том, что основная идея написания этих композиций связана не с героическим прошлым города Пскова, а именно с идеей заступничества, покровительства, сохранения святыми града Пскова как от врагов видимых, так и не видимых.

Не все эскизы, выполненные Н. К. Рерихом, были воплощены в жизнь. Не все реализованные проекты дошли до нашего времени.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла на Пороховых заводах в поселке Морозовка под Шлиссельбургом Ш6г. была разрушена в годы Великой Отечественной войны.

Из 12 эскизов мозаик и росписей для внутреннего и наружного убранства церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пар-хомовка под Киевом были воплощены только две мозаики на наружных стенах: « Покров Богоматери» над центральным входом и «Спас Нерукотворный» над входом в пристроенную церковь Святого великомученика Виктора. Исполнитель мозаики В. А. Фролов.

В Троицком соборе Почаевской лавры Тернопольской области сохранилась над южным порталом мозаика «Спас и Святые князья».

В церкви Святого Духа в Талашкине Смоленской губернии до наших дней дошло только мозаичное панно портала «Спас Нерукотворный». Роспись стен внутри храма не сохранилась.

И только в Анастасиевской часовне города Пскова сохранился весь ансамбль росписей, включая Спас Нерукотворный, Святой Николай, образ Богоматери - «Царица Небесная» и Святой Дух.

Библиография

1. Амаев М., 1974. Возрожденные фрески. //Псковская правда, 19 декабря, 1974.

2. Берман В., 1999. Хроника одного спасения.// Свет: Природа и человек. №11, 1999.

3. Василев И.И., 1889. Историко-статистический очерк города Пскова.

4. Донской Г.Г., 1974. Реставрация монументальной живописи Н.К. Рериха в Пскове. //Монументальная живопись Н.К. Рериха. Исследование и реставрация. Москва.

5. Зверев В.В., 1974. Рерих и пути развития монументального искусства конца XIX - начала ХХ столетия. //Монументальная живопись Н.К. Рериха. Исследование и реставрация. Москва.

6. Короткина Л.В., 2005. Николай Константинович Рерих.

7. Короткина. Л.В, 1989. Работа Н.К. Рериха с архитекторами А.В. Щусевым и В.А. Покровским.// Музей 10.Художественные собрания СССР. Сборник статей. Москва.

8. Ларионов И., 1971. Для потомков. //Псковская правда, 18 декабря, 1971.

9. Левин Н.Ф., 2004. Псков на старых открытках. Альбом в четырех частях. Изд. Дом Стерх. Псков.

10. Маточкин Е.П, 2005. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара. Издательский дом «Агни».

11. Месяцеслов. 1990. Церковно-народный месяцеслов, составитель И.П.Калинский. Москва.

12. Паспорт. Анастасиевская часовня. Составитель Рахманина Н.С., архитектор ПСНРПМ, 15 мая 1972.

13. Петухова Э.М, 1992. Анастасиевская часовня: история возрождения. //Новости Пскова, 15 октября, 1992.

14. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Факультет Церковных Художеств. Искусство Христианского мира. Сборник статей. Вып. 8. Москва, 2004.

15. Талашкино. 1973. Изд-во «Изобразительное искусство». Москва.

Анастасиевская часовня. Фото 2004 г.

Прорисовка ч. Св. Анастасии в Пскове

Село Пархомовка. Покров Богородицы 1906-1908 гг.

Эскиз ц. Покрова Богоматери с. Пархомовка 1906-1908 гг.

Эскиз ц. Св. Духа в Талашкине 1911-1914 гг.

Фрагмент росписи ч. Св. Анастасии в Пскове

Роспись ц. Св. Духа в Талашкине 1911-1914 гг.

Анастасиевская часовня 1911 г.

Перенос часовни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.