Научная статья на тему 'Согласование экономических интересов как основа обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур строительного комплекса'

Согласование экономических интересов как основа обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОНТАКТНЫЕ АУДИТОРИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашмарина Светлана Игоревна, Кандрашина Елена Александровна, Анпилов Сергей Михайлович

В статье рассматриваются контактные аудитории строительных предприятий, формирующих предпринимательские сети, выявляются их экономические интересы. Обосновывается использование в качестве экономического показателя, обеспечивающего сбалансированную реализацию экономических интересов строительных предприятий и всех контактных аудиторий показателя добавленной стоимости, формируемой предпринимательской сетью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Согласование экономических интересов как основа обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур строительного комплекса»

Согласование экономических интересов как основа обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур строительного

комплекса

Coordination of economic interests as the basis for sustainable development of enterprise structures of the building complex

Ашмарина Светлана Игоревна, проректор по научной работе и инноватике, зав. кафедрой прикладного менеджмента ФГБОУ ВО «СГЭУ», доктор экономических наук,

профессор

Кандрашина Елена Александровна, профессор кафедры прикладного менеджмента ФГБОУ ВО «СГЭУ», доктор экономических наук, профессор Анпилов Сергей Михайлович, зав. кафедрой, обеспечивающей практическую подготовку в ООО «ЗЛМК «Архитектор» ФГБОУ ВО «СГЭУ», доктор технических наук,

профессор

Ashmarina Svetlana Igorevna, Vice President for Research and Innovation, Head. Department of Applied Management FGBOU VO "SSEU", Doctor of Economics, Professor Kandrashina Elena, Professor, Department of Applied Management FGBOU VO "SSEU",

Doctor of Economics, Professor Anpilov Sergei Mikhailovich, Head. Chair of providing practical training in OOO "ZLMK" Architect "FGBOU VO" SSEU ", Doctor of Technical Sciences, Professor

В статье рассматриваются контактные аудитории строительных предприятий, формирующих предпринимательские сети, выявляются их экономические интересы. Обосновывается использование в качестве экономического показателя, обеспечивающего сбалансированную реализацию экономических интересов строительных предприятий и всех контактных аудиторий показателя добавленной стоимости, формируемой предпринимательской сетью.

The article deals with the audience contact construction companies forming business networks, identifies their economic interests. Demonstrate the use of as an

economic indicator that provides a balanced implementation of the economic interests of construction companies and all contact audiences value added formed enterprise network.

Ключевые слова: строительный комплекс, внешняя и внутренняя устойчивость, контактные аудитории строительного предприятия, экономические интересы, добавленная стоимость.

Keywords: building complex, internal and external stability, contact the audience building enterprise, economic interests, the added value.

Изучение условий функционирования строительного комплекса показывает, что важным направлением управления устойчивым развитием строительного предприятия выступает построение системы взаимодействия с ключевыми контактными аудиториями - группами лиц или организаций, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к условиям и результатам деятельности предприятия и оказывают влияние на его способность достигать поставленных целей.

Для определения круга контактных аудиторий строительного предприятия, оказывающих влияние на его способность к устойчивому развитию, целесообразно опираться на ключевые факторы устойчивости развития строительного предприятия в условиях сетевой экономики 1.

Внешняя устойчивость предприятия определяется устойчивостью макросреды и потенциалом взаимодействия предприятия с предпринимательской сетью.

Применительно к строительным предприятиям особую значимость имеют такие факторы макросреды как регион и государственная система в целом, поскольку именно эти подсистемы в большей степени ответственны за осуществление нормативно-регулирующих и регламентирующих воздействий предпринимательской деятельности в сфере строительства. В основе обеспечения регулирования строительного бизнеса лежит необходимость гармонизации его интересов с интересами государства и общества в системе инвестиционно-

строительной деятельности на базе учета приоритетных направлений разработки социальной и экологической политики. В соответствии с обозначенной позицией считаем целесообразным выделить в качестве контактных аудиторий строительного предприятия в рамках макросреды государство, муниципальное образование и общество.

Длительность и многостадийность процесса создания стоимости в строительстве, объединение в его рамках множества субъектов предпринимательской деятельности, выполняющих специфические функции и имеющих собственные экономические интересы, обусловливают высокую степень зависимости стабильности и эффективности получения конечных результатов от согласованности и устойчивости взаимоотношений участников строительного процесса, образующих предпринимательскую сеть. Таким образом, важную контактную аудиторию предприятия составляют участники предпринимательской сети, осуществляющие согласованную деятельность в рамках строительного процесса.

Внутренняя устойчивость строительного предприятия определяется его отраслевой и финансовой конкурентоспособностью. Отраслевая конкурентоспособность предприятия определяется его способностью конкурировать за ограниченный платежеспособный спрос, соответственно, в качестве контактной аудитории, следует выделять конечных потребителей продукции строительного предприятия. Финансовая конкурентоспособность предприятия определяется его способностью привлекать на конкурентной основе средства инвесторов и кредиторов, что позволяет также выделить их в качестве контактной аудитории. 2

Таким образом, следует выделять 4 ключевых контактных аудитории строительного предприятия (рис. 1).

Рис. 1. Контактные аудитории строительного предприятия.

Следует отметить, что экономические интересы и, как следствие, критерии эффективности функционирования строительных предприятий существенно различаются для разных контактных аудиторий.

Мотивом осуществления предпринимательской деятельности выступает получение предпринимательского дохода - прибыли. В этом и состоят экономические интересы любого предприятия, в т.ч. и строительного. Соответственно, критерием эффективности функционирования строительного предприятия выступает достижение максимальной результативности -прибыльности, посредством снижения издержек и наращивания выручки от реализации. В свою очередь рост выручки может быть обеспечен путем повышения цен на свою продукцию, а также путем наращивания объемов деятельности для максимального использования эффекта масштаба. При этом следует отметить, что прибыль образуется при создании новой - добавленной -стоимости.

Добавленная стоимость представляет собой приращение стоимости продукта, произведенного предприятием, к стоимости использованных им производственных ресурсов. Математически величина созданной предприятием добавленной стоимости (VA - Value Added) определяется как разница между полученной от продажи товаров и услуг выручкой (R - Revenue) и стоимостью потребленных в производственном процессе сырья и материалов, услуг, приобретенных «на стороне» (C - Cost of Bought-in Goods and Services):

УА = R- С (1)

Следуя логике концепции цепочки создания ценности М. Портера , функционирование предприятия представляет собой процесс создания товара, обладающего потребительской ценностью. На конкурентных рынках покупатель приобретает продукт только при условии, что тот обладает потребительской ценностью, эквивалентной цене предложения. Создание ценности для потребителя, который уплачивает запрашиваемую цену, в то же время формирует у производителя маржу - добавленную стоимость. Таким образом, необходимым условием создания добавленной стоимости выступает создание потребительской ценности.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о целесообразности использования в качестве критерия эффективности функционирования строительных предприятий показателя добавленной стоимости.

Процесс создания конечного продукта для потребителя - строительного объекта, предполагает выполнение множества работ, требующих специфических компетенций, что обусловливает участие в строительном процессе большого количества субъектов предпринимательской деятельности. При этом каждый участник строительного процесса может выполнять как отдельные виды работ, так и комплексные работы, охватывающие несколько стадий цепочки создания стоимости. При этом на разных стадиях строительного процесса у его участников формируются разные, зачастую противоречивые экономические интересы.

Формирование предпринимательских сетей подразумевает перенос внимания партнеров с разовых сделок на формирование длительных отношений с контрагентами, что ведет к получению стабильного финансового преимущества участников цепочки создания ценности. В рамках предпринимательской сети происходит целенаправленное управление ценностью продукта для конечного потребителя. Партнеры - участники предпринимательской сети стремятся полнее использовать возможности получения синергетического эффекта взаимодействия в рамках цепочки создания ценности, что позволяет, в итоге, повысить показатели

каждого участника.

Экономические интересы участников строительного процесса как рациональных субъектов предпринимательской деятельности состоят получении максимальной прибыли, что требует создания максимальной добавленной стоимости. Интеграция их в предпринимательскую сеть приводит к тому, что интересы участников предпринимательской сети подлежат согласованию с тем, чтобы обеспечить максимизацию совокупной добавленной стоимости. Таким образом, критерием эффективности функционирования строительных предприятий с позиций участников строительного процесса, выступающих в качестве контактной аудитории, также может служить показатель добавленной стоимости.

Экономические интересы инвесторов и кредиторов - субъектов, осуществляющих финансирование строительного процесса, состоят в получении отдачи на инвестированный капитал, соответствующей уровню предпринимательского и финансового риска, который берет на себя эта контактная аудитория.

Для оценки возможностей предприятия удовлетворять экономические интересы данной контактной используется специфический аналитический показатель, производный от приведенного выше показателя добавленной стоимости - экономическая добавленная стоимость.

Экономическая добавленная стоимость (EVA - Economic Value Added) - это часть бухгалтерской добавленной стоимости (VA). Экономическая добавленная стоимость рассматривается как разница между выручкой и всеми издержками предприятия, включая стоимость капитала (собственного и заемного). Таким образом, экономическая добавленная стоимость оказывается меньше прибыли (P - Profit) на величину платы за капитал (CC - Capital Charge).

EVA = P - CC (2)

Соответственно, показатели добавленной стоимости и экономической добавленной стоимости, являются критериями эффективности функционирования предприятий, в т.ч. и строительных, с позиций инвесторов и кредиторов, выступающих в качестве контактной аудитории.

Экономические интересы общества состоят в формировании качественной градостроительной среды, обеспечивающей высокое качество жизни населения и условия роста экономики. В то же время общество не в состоянии непосредственно реализовать эти интересы. Основным проводником интересов общества в отношении бизнеса выступают государство и местное самоуправление в лице соответствующих органов власти и управления. С позиции государства функционирование строительного комплекса и отдельных предприятий является эффективным при условии обеспечения роста объемов жилищного, социально-культурного и промышленного строительства, своевременного и полного удовлетворения потребительского и инвестиционного спроса на недвижимость. Кроме того, важнейшими государственными задачами также являются обеспечение доходности субъектов предпринимательской деятельности в строительстве на уровне, позволяющем осуществлять расширенное воспроизводство, и увеличение объема бюджетных поступлений от них, - уплата налоговых платежей в бюджеты разных уровней является одним из направлений использования добавленной стоимости, что позволяет рассматривать данный показатель в качестве критерия эффективности функционирования строительных предприятий с позиций данной контактной аудитории.

Конечными потребителями строительных объектов, приобретающих характер объектов недвижимости, выступают население и предприятия других видов экономической деятельности. Их экономические интересы состоят в повышении доступности объектов недвижимости. В свою очередь, количественным показателем, позволяющим оценить динамику доступности недвижимости для конечных потребителей, и, как следствие, эффективность функционирования строительных предприятий, могут служить удельные показатели валовой добавленной стоимости в строительстве.

Таким образом, точкой равновесия интересов всех контактных аудиторий предприятий строительного комплекса является добавленная стоимость, создаваемая предпринимательскими сетями строительного рынка.

Система согласования интересов предприятий строительного комплекса и их контактных аудиторий представлена на рис. 2.

Рис. 2. Баланс интересов строительного предприятия и его контактных аудиторий.

В связи с тем, что точкой сопряжения экономических интересов всех контактных аудиторий выступает показатель добавленной стоимости, создаваемой строительными предприятиями, управление устойчивым развитием должно быть сопряжено с управлением добавленной стоимостью. При этом необходимо учитывать, что результирующий экономический показатель, которым является добавленная стоимость, не может выступать непосредственным объектом управления. Для организации процесса управления добавленной стоимостью необходимо определить конкретные объекты управления - факторы создания добавленной стоимости, на которые можно влиять.

А. Раппапорт [5] выделяет факторы, определяющие способности компании по созданию экономической добавленной стоимости. Справедливо будет отнести эти факторы и к способности предприятия создавать более общий результат -добавленную стоимость. К факторам, определяющим способность предприятия создавать добавленную стоимость, следует отнести:

- факторы, оказывающие влияние на темпы роста объема продаж: размер рынка, доля рынка;

- факторы, оказывающие влияние на операционную прибыль: цены на конечную продукцию, цены на производственные ресурсы;

- условия налогообложения;

- факторы, оказывающие влияние на стоимость капитала: структура прав собственности, структура капитала, конъюнктура финансового рынка, определяющая требования инвесторов и кредиторов к отдаче на инвестированный капитал;

- факторы, оказывающие влияние на эффективность организации бизнес-процессов: результаты, стоимость и качество процессов;

- факторы, оказывающие влияние на увеличение инвестиций в основной капитал: скорость обновления оборудования, уровень затрат на обслуживание оборудования, уровень загрузки производственных мощностей;

- факторы, оказывающие влияние на увеличение инвестиций в оборотный капитал: темпы амортизации, сравнительные конкурентные позиции при заключении контрактов и, как следствие, объемы кредиторской и дебиторской задолженности.

На рисунке 3 показано влияние на устойчивость развития строительных предприятий вышеназванных контактных аудиторий и соотнесенных с ними факторов создания добавленной стоимости.

Потребители

Государство, муниципальное образование, общество Участники строительного процесса Инвесторы и кредиторы

А_ г / 1 г / / г / --^_! г

Равновесие экономических интересов

Добавленная стоимость, формируемая предпринимательской сетью

по виду экономической деятельности «Строительство»

Строительное предприятие

Факторы темпа роста выручки

Условия налогообложения

Факторы, влияющие на эффективность операций

Факторы, определяющие затраты на капитал

Факторы эффективности организации бизнес-процессов

Факторы инвестиций в основной капитал

ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ

Факторы инвестиций в оборотный капитал

Рис. 3. Факторы, определяющие способность предприятия к созданию добавленной стоимости.

Обобщая приведенные факторы, можно сделать вывод о том, что способность предприятия создавать на основе согласованных в рамках предпринимательской сети действий добавленную стоимость в значительной степени соответствует его способности к устойчивому развитию.

Вышеизложенное приводит к выводу о том, что принятие управленческих решений, направленных на развитие предприятий строительного комплекса, требует формирования механизма обеспечения взаимодействия взаимосвязанных систем власти, бизнеса и общества в процессе подготовки, обсуждения, и реализации строительных проектов. В основе обеспечения данного взаимодействия лежит необходимость гармонизации интересов государства, общества и строительного бизнеса в системе инвестиционно-строительной деятельности на базе учета приоритетных направлений разработки как экономической, так и социальной и экологической политики. Достижимость целей устойчивости развития строительного предприятия предопределяет, наравне с государственным и рыночным регулированием, активизацию обеспечения активного участия гражданского общества.

Литература:

1 Анпилов С.М. Анализ и структурирование потенциала устойчивого развития строительного предприятия // Основы экономики, управления и права, 2013, № 1(7). - С. 46-53.

2 Кандрашина Е.А. Конкурентоспособность бизнеса: стратегические и финансовые аспекты // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: Сборник статей XIV Междунар. науч.-метод. конф. -Пенза: Приволжский дом знаний, 2011. - С. 46-49.

3 Портер, М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / Портер М.Е. /Пер.с англ.-2-е изд.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454с.

4 Масленников, В.В., Крылов В.Г. Процессно-стоимостное управление бизнесом. - М.: Инфра-М, 2006. Режим размещения:

http://www.cfin.ru/management/practice/manage_business.shtml

5 Rappaport, A. Creating shareholder value: a guide for managers and investors. — Rev. and updated ed. New York: Free Press, 1998. —205 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.