Научная статья на тему 'Согласительные процедуры и процедура медиации: анализ и соотношение понятий'

Согласительные процедуры и процедура медиации: анализ и соотношение понятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / РАЗНОГЛАСИЕ / DISAGREEMENT / СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / CONCILIATION / ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ / СОГЛАСИЕ / МЕДИАТОР / MEDIATOR / СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / MEDIATION AGREEMENT / THE CONCILIATION СOMMISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сороколетова Марина Александровна

В статье проводится анализ и соотношение понятий «согласительные процедуры» и «процедура медиации», выявляется природа и содержание данных категорий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the analysis and correlation of the terms «conciliation» and «mediation», revealed the nature and content of these categories.

Текст научной работы на тему «Согласительные процедуры и процедура медиации: анализ и соотношение понятий»

несбывшихся надежд // Историческая и социально-образовательная жизнь. 2015. № 1. С. 163-168.

14. Новиченко О.В. О природе полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 7. С. 29-33.

15. Упоров И.В., Кузовлева Г.В. Представительство народа (населения) в органах публичной власти: сущность и по-

литико-правовая характеристика // Общество и право. 2015. № 2 (52). С. 30-34.

16. Васильев В.И. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. 2003. N 3. С. 16-22.

17. Звягольский А.Ю., Тамазов З.Г., Упоров И.В. Правовое регулирование института публичных слушаний и его реализация в муниципальных образованиях. Москва, 2008.

СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ: АНАЛИЗ И СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Сороколетова Марина Александровна

Старший преподаватель кафедры трудового и предпринимательского права, директор Центра медиации Юридического института НИУ «БелГУ», г.Белгород

АННОТАЦИЯ

В статье проводится анализ и соотношение понятий «согласительные процедуры» и «процедура медиации», выявляется природа и содержание данных категорий.

ABSTRACT

In the article the analysis and correlation of the terms «conciliation» and «mediation», revealed the nature and content of these categories.

Ключевые слова: конфликт, разногласие, согласительные процедуры, процедура медиации, согласие, медиатор, согласительная комиссия.

Keywords: conflict, disagreement, conciliation, mediation agreement, the mediator, the conciliation сommission.

Конфликты и разногласия, как нормальные проявления социальных связей и отношений между людьми, или способы взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов - все это неотъемлемая часть нашей жизни, причем речь идет не только о жизни просто -го гражданина с его обывательскими потребностями, но и о деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления (здесь наличие разногласий в официальных позициях прямо предусматривается соответствующим актом). Возникновение противоречий - это сигнал о необходимости применения специальных средств, которые помогут сторонам, вовлеченным в конфликт, принять взаимоприемлемое решение. Собственно согласительные процедуры и процедура медиации - это те самые средства или способы разрешения разногласий, возникающих во всех сферах общественной жизни - экономике, праве, политике, быту, культуре, идеологии.

«Под согласительными процедурами принято понимать регламентированную законом совместную деятельность субъектов по устранению возникающих между ними разногласий на взаимоприемлемой (компромиссной) основе» [1, с.486]. Можно сказать, согласительные процедуры применяются в качестве первого шага на пути преодоления разногласий в официальных позициях соответствующих органов. Понятие «согласительные процедуры» сложное и комплексное, состоящее из двух слов: «процедура» и «согласие» (или «согласительная»). Представляется целесообразным проанализировать каждое слово в этом понятии в отдельности. Сначала необходимо разобраться с понятием «процедуры». Для определения понятия «процедуры» в самом широком смысле можно обратиться к энциклопедическому словарю. Согласно словарю Ожегова, процедура - это «официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-нибудь» [2, с.511]. Следовательно, уже в этом, широком понимании

термина «процедура» наиболее существенным является официальный характер ее признания и стадийность. Очевидно, что понятие процедуры может быть применено к разнообразным сферам человеческой жизнедеятельности, и в том числе - к ее правовому регулированию. Это характерно и для медиации, где сторонами могут выступать как физические, так и юридические лица, и для согласительных процедур между органами государственной власти различного уровня. При этом среди различных видов процедур юридические процедуры занимают важное место, поскольку право играет особую роль среди регуляторов человеческого поведения. Следовательно, возникает потребность в определении юридической процедуры, ее характерных признаков. Наиболее точное определение юридической процедуры формулирует Е.Е. Бобракова: «Юридическая процедура представляет собой регламентированный процедурными правовыми нормами порядок совершения субъектами права юридически значимых действий» [3, с.11].

Комплексное понятие согласительных процедур выработано на основе соединения таких понятий как «процедура», «право» и «согласие». Понятия «процедура» и «право» уже анализировались ранее. Теперь необходимо разобраться с тем, что такое согласие? На праксиологическом уровне «согласие понимается как единомыслие, одинаковые с кем либо мысли и чувства, намерения и убеждения как духовное, психологическое состояние тех, кто не только соглашается на общее дело, но и принимает в его осуществлении практическое участие. Различаются согласие - намерение, согласие - волеизъявление и согласие - действие с его результатом» [4, с.532].

Таким образом, правовая согласительная процедура -это регламентированный процессуальной нормой права взаимосвязанные, последовательные и упорядоченные действия, направленные на достижение согласия по тому или

иному правовому вопросу тех субъектов права, для которых решение этого вопроса входит в их совместную компетенцию либо является основой для их взаимодействия.

Теперь обратимся к следующему понятию - процедура медиации. В самом широком смысле медиация - это путь к осмысленному взаимоприемлемому решению, основанному на консенсусе между конфликтующими сторонами. Свою трактовку данной категории дает Ц. Шамликашвили: «Медиация - это альтернативный метод разрешения спора при участии беспристрастной, нейтральной стороны - медиатора, оказывающей содействие лицам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по его урегулированию на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы» [5, с.13]. Медиация на этапе своего зарождения являлась неформальной процедурой, к которой стороны обращались исключительно по собственной инициативе. Однако на сегодняшний день медиация прочно вошла в правовую сферу как альтернативный способ разрешения споров, а значит, медиацию, как и согласительные процедуры, можно считать правовой, т.е. урегулированной нормами права, процедурой, имеющей свои собственные стадии, различающиеся в разных школах лишь деталями: вступительное слово медиатора и непрерываемое слово сторон, формулирование тем, выносимых на обсуждение, работа над конфликтом, разработка и оценка вариантов, заключение соглашения.

Как и согласительные процедуры, процедура медиации направлена на достижение согласия между конфликтующими сторонами. Согласие основывается на презумпции доверия, равнозначности, равноценности другой стороны, трактуемой в качестве наделенного автономным статусом субъекта.

Достижению согласия способствуют согласительные комиссии в согласительных процедурах и медиатор в процеду-

ре медиации как некая форма посредничества. Например, в парламентской практике, согласительная комиссия - особый орган, создаваемый двухпалатным парламентом для преодоления разногласий, возникших между палатами, является одним из методов примирительной процедуры. Все решения согласительной комиссии носят рекомендательный характер. Медиатор, как и согласительная комиссия, является посредником, привлекаемым конфликтующими сторонами для урегулирования спора и содействия в выработке взаи-моудовлетворяющего решения.

В понятийном аспекте и по содержанию согласительные процедуры и процедура медиации имеют много общего. Обе эти процедуры предлагают сравнительно гибкие подходы, а принятые решения всегда опираются на согласие всех участников.

Список литературы:

1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010. - 587с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 4-е, дополненное. М.: Азбуковник, 1997. - 944с.

3. Бобракова Е.Е. Согласительные процедуры в конституционном праве: Общие основы и особенности применения в федеральном законодательном процессе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н./Науч. рук. С.А. Авакьян. М., 2001. - 27с.

4. Алиев М.Г. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Под редакцией В.С. Степина. М.: Мысль, 2001. -800с.

5. Шамликашвили Ц. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие. М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2013. - 128с.

ПРИСВОЕНИЕ И РАСТРАТА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ КРИМИНАЛИСТОВ И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

Упоров Иван Владимирович

д.и.н., к.ю.н., профессор Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается развитие российской уголовно-правовой мысли по составу и иным уголовно-правовым характеристикам присвоения и растраты чужого имущества как преступлений против собственности в Российской империи второй половины Х1Х - начала ХХ вв. Отмечается, что существенный вклад в теоретическое обоснование признаков указанных дея-ний внесли такие известные российские криминалисты, как А.Ф. Бернер, В.В. Есипов, И.Я. Фойницкий и др., основные идеи которых находят отражение в статье. Указывается, что сформированная тогда теоретическая база по составам присвоения и растраты по-прежнему актуальна и в современной России.

ABSTRACT

The article discusses the development of the Russian criminal legal thinking on the composition and other characteristics of the criminal misappropriation of another's property as a property crime in the Russian Empire of the second half Х1Х - early XX centuries. It is noted that a significant contribution to the theo-retical basis of these acts signs made by such well-known Russian criminologists as AF Berner, VV Esipov, IJ Foinitsky et al., The main ideas that are reflected in the article. It is stated that when formed the theoretical basis for the compositions of misappropriation is still relevant in today's Russia.

Ключевые слова: Присвоение, растрата, чужое имущество, собственность, гражданская неправда, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.