Научная статья на тему 'Правовые основы реализации примирительных процедур по гражданско-правовым спорам'

Правовые основы реализации примирительных процедур по гражданско-правовым спорам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
740
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ПРАВОВОЙ КОНФЛИКТ / ПРАВОВОЙ СПОР / ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК / ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК / MEDIATION / LEGAL / CONFLICT / LEGAL DISPUTE / COMPLAINT / PRE-TRIAL PROCEDURE / CONCILIATION PROCEDURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лимарь Татьяна Георгиевна

Введение: совершенствование механизмов урегулирования споров, разработка и внедрение в юридическую практику новых форм и способов разрешения споров является приоритетным направлением правовой политики государства. Для до стижения этой цели принимаются различные меры, одна из которых внедрение примирительных процедур в систему механизмов защиты прав и законных инте ресов граждан. Цель: исследование правовых основ примирительных процедур в ци вилистическом процессе, выявление пробелов их правового регулирования с учетом международных стандартов эффективности и справедливости правосудия, а также тенденций дальнейшего развития организации правовых инструментов и механизмов реализации примирительных процедур в Российской Федерации. Методологическая основа: совокупность диалектического и системного методов исследования. Резуль таты: сформулирована авторская позиция относительно основных тенденций со вершенствования правового регулирования примирительных процедур в Российской Федерации. Выводы: совершенствование правового регулирования примирительных процедур должно осуществляться в направлении разработки правового «инструментария», включающего в себя различные средства, удовлетворяющие потребности всех участников, заинтересованных в примирительных процедурах, а также и в направлении модернизации как досудебных, так и судебных механизмов реализации примирительных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF CONCILIATION PROCEDURES IN CIVIL DISPUTES

Background: improvement of dispute settlement mechanisms, development and intro duction of new forms and methods of dispute resolution into legal practice is a priority direction of the state legal policy. To achieve this goal, various measures are being taken, one of which is the introduction of conciliation procedures in the system of mechanisms for protecting the rights and legitimate interests of citizens. Objective: research of the legal basis of conciliation procedures in the civil process, identification of gaps in their legal regulation, taking into account international standards of efficiency and justice, as well as trends in the further development of the organization of legal instruments and mechanisms for the implementation of conciliation procedures in the Russian Federation. Methodology: a set of dialectical and systematic methods of research. Results: the author’s position on the main trends of improving the legal regulation of conciliation procedures in the Russian Federation is formulated. Conclusions: improving the legal regulation of conciliation procedures should be carried out in the direction of the development of legal “instruments”, which includes various means that meet the needs of all participants interested in conciliation procedures, as well as in the direction of modernization of both pre-trial and judicial mechanisms for the implementation of conciliation procedures.

Текст научной работы на тему «Правовые основы реализации примирительных процедур по гражданско-правовым спорам»

3. Uksusova E.E. Civil Proceedings as a Procedural Form and Potential of Opportunities from the Standpoint of Specialization at the Present Stage // Vestnik of Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 2015. № 9. P. 20-51.

4. Slepchenko E.V. Civil Proceedings: Problems of Unity and Differentiation: extended abstract of dis. ... of doc.of law. Saint Petersburgh., 2012. 484 p.

5. Borisova L.N. General Theory of Procedural Law: extended abstract of dis. ... of cand. of law. Rostov-on-Don, 2004. 169 p.

6. Chechot D.M. Ex Parte Proceeding. M: Juridical Literature, 1973. 168 p.

7. Efimova Yu.V. Specialization of Civil and Procedural Activity: extended abstract of dis. ... of cand.of law. Saratov, 2005. 26 p.

8. Uksusova E.E. Interrelation Between Civil Procedural Law and Material Law: Problems of Theory and Practice / / Actual problems of Russian law. 2017. No. 4 (77). P. 80-88.

9. Kashnitsa I. On the Essence of Law. Warsaw: Printing house of the Medical newspaper, 1872. 207 p.

10. Baulin O.V. Special Rules in Civil Procedural Law. Voronezh: Publishing House of Voronezh State University, 1997. 104 p.

11. Syrykh V.M. Logical Foundations of General Theory of Law. T. 3: Modern legal understanding. Moscow: Russian Academy of Justice, 2007. 512 p.

12. Gromoshina NA. Differentiation and Unification in Civil Proceedings: dis. ... of doc. of law. Moscow, 2010. 410 p.

УДК 347.9

Т.Г. Лимарь

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ СПОРАМ

Введение: совершенствование механизмов урегулирования споров, разработка и внедрение в юридическую практику новых форм и способов разрешения споров является приоритетным направлением правовой политики государства. Для достижения этой цели принимаются различные меры, одна из которых — внедрение примирительных процедур в систему механизмов защиты прав и законных интересов граждан. Цель: исследование правовых основ примирительных процедур в ци-вилистическом процессе, выявление пробелов их правового регулирования с учетом международных стандартов эффективности и справедливости правосудия, а также тенденций дальнейшего развития организации правовых инструментов и механизмов реализации примирительных процедур в Российской Федерации. Методологическая основа: совокупность диалектического и системного методов исследования. Результаты: сформулирована авторская позиция относительно основных тенденций совершенствования правового регулирования примирительных процедур в Российской Федерации. Выводы: совершенствование правового регулирования примирительных процедур должно осуществляться в направлении разработки правового «инструмен-

© Лимарь Татьяна Георгиевна, 2018

Соискатель кафедры арбитражного процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

© Limar Tatina Georgievna, 2018

Postgraduate degree seeker, of the Arbitration process department (Saratov State Law Academy) 133

тария», включающего в себя различные средства, удовлетворяющие потребности всех участников, заинтересованных в примирительных процедурах, а также и в направлении модернизации как досудебных, так и судебных механизмов реализации примирительных процедур.

Ключевые слова: примирительные процедуры, правовой конфликт, правовой спор, претензионный порядок, досудебный порядок.

T.G. Limar

LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF CONCILIATION PROCEDURES IN CIVIL DISPUTES

Background: improvement of dispute settlement mechanisms, development and introduction of new forms and methods of dispute resolution into legal practice is a priority direction of the state legal policy. To achieve this goal, various measures are being taken, one of which is the introduction of conciliation procedures in the system of mechanisms for protecting the rights and legitimate interests of citizens. Objective: research of the legal basis of conciliation procedures in the civil process, identification of gaps in their legal regulation, taking into account international standards of efficiency and justice, as well as trends in the further development of the organization of legal instruments and mechanisms for the implementation of conciliation procedures in the Russian Federation. Methodology: a set of dialectical and systematic methods of research. Results: the author's position on the main trends of improving the legal regulation of conciliation procedures in the Russian Federation is formulated. Conclusions: improving the legal regulation of conciliation procedures should be carried out in the direction of the development of legal "instruments", which includes various means that meet the needs of all participants interested in conciliation procedures, as well as in the direction of modernization of both pre-trial and judicial mechanisms for the implementation of conciliation procedures.

Key-words: mediation, legal, conflict, legal dispute, complaint, pre-trial procedure, conciliation procedures.

Исследование правовых основ примирительных процедур в научной литературе не теряет своей актуальности. Рассмотрение вопроса правовых основ реализации примирительных процедур обосновывается необходимостью совершенствования форм и способов разрешения гражданско-правовых споров в целях содействия развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота, а также гармонизации социальных отношений. Именно в качестве одного из перспективного способа разрешения гражданско-правовых споров рассматриваются примирительные процедуры. Посредством их применения возможно мирное урегулирование возникшего правового конфликта, что позволяет определить примирительные процедуры как элемент новой процессуально-правовой парадигмы, позволяющей преодолеть кризис в понимании целей и задач судебной защиты, т.к. они в полной мере могут заменить судебное разбирательство1.

1 См.: Рекомендации № R(86)12 Совета Европы «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды» (приняты Комитетом Министров 16 сентября 1986 г. на 339-ом заседании Представителей Министров) // Информационная система по документам по правам человека и тематическим публикациям. URL: http://www.echr-base.ru/rec86_12.jsp 134 (дата обращения: 15.10.2018).

Учеными отмечается, что примирение сторон «приобретет ярко выраженное научное направление, укладывающееся в концепцию по защите прав и законных интересов конфликтующих сторон» [1, с. 4]. Это обусловлено тем, что внедрение и активное использование примирительных процедур должно способствовать снижению нагрузки государственных судов, что в целом оказывает влияние на эффективность осуществления правосудия по гражданским делам. Широкое введение примирительных процедур в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность мирного урегулирования конфликта между сторонами, указывает и на возможность стабилизации гражданского оборота.

Конфликт как столкновение противоположных интересов имеет несколько аспектов своего возникновения, а также и свое юридическое содержание, т.е. способность определенным образом отражаться на правах и обязанностях его участников. Как утверждал И.М. Зайцев, субстратом понятия «спор» надлежит признать конфликты во взаимоотношения определенных субъектов права [2, с. 16-17]. В этом смысле его юридическое содержание является главным в характеристике спора. Вторым существенным признаком ученый выделял юридическое равенство сторон, одинаковую правоспособность, которая исключает возможность регулирования конфликта методом субординации, хотя их отношения вне рамок данного спора могут регулироваться данным методом. В связи с этим разрешение спора как правовой результат оказывает влияние не только на юридическую сферы жизнедеятельности, а имеет еще и социологическую, и экономическую составляющие. Поэтому примирительные процедуры также оказывают воздействие на данные сферы и имеют определенные юридические, е социальные и экономические последствия. и

Как один их способов выживания человека в конкурентной среде путем а разрешения конфликтов примирительные процедуры применяются уже не о первое столетие, что предполагает необходимость хотя бы кратко рассмотреть к преимущества, которые составляют привлекательные черты данного способа о

с

разрешения споров. а

Основными принципами, которые присущи всем видам примирительных в процедур, являются: добровольность, оперативность, конфиденциальность, а о главное — удовлетворение взаимных интересов сторон и сохранение в после- ю

Т5

дующем партнерских отношений. |

Добровольность выражается в согласии для передачи конфликта на разреше- к

ние с использованием внесудебных способов, стороны должны выразить согласие а

с предложенными условиями и порядком его разрешения. |

Оперативность означает отсутствие инстанционности и короткие сроки вы- ии

несения решения. №

Разрешение конфликта происходит без публичной огласки в средствах мас- 11

совой информации. Более того, во всех нормативных актах, регулирующих )

альтернативные процедуры любого государства, разрешающего на своей тер- 8 ритории данный вид разрешения правовых конфликтов, закреплено правило о запрещении распространения сведений арбитром или посредником, ставшими известными им во время разрешения спора (например, ст. 11 Добровольного примирительного регламента Международной торговой палаты, ст. 14 Согласительного регламента Российского центра содействия третейскому разбирательству

от 25 июня 2002 г.). 135

Целью примирительных процедур является сохранение доверительных партнерских отношений путем выработки наиболее приемлемого выхода из создавшегося конфликта без определения виновной стороны, что позволяет в дальнейшем развивать деловые отношения субъектов.

Общие принципы как универсальные стандарты примирительных процедур разработаны на международном уровне в документах Совета Европы, таких как рекомендации Европейского совета Иве (2002) «О гражданской согласительной процедуре», Директива 2008/52/ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 г. «Относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах».

Развитию примирительных процедур в Российской Федерации способствуют различные способы их внедрения в юридическую практику. Существует ряд общественных организаций, которые занимаются популяризацией альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров и проводят примирительные процедуры в течение 10-15 последних лет. Создана правовая основа, предусматривающая возможности примирения в различных сферах, предметом регулирования которой выступают отношения, связанные с применением примирительных процедур к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений2.

Анализ работ, посвященных определению понятия примирительных процедур и их места в системе защиты прав, позволяет утверждать, что правовое регулирование примирительных процедур в Российской Федерации направлено на их совершенствование в качестве мер досудебного и внесудебного урегулирования правовых споров3. В качестве таких мер рассматриваются следующие: переговоры, медиация (посредничество), претензионный порядок урегулирования споров, т.е. способы, использование которых направлено на мирное урегулирование возникшего спора, правовым результатом проведения которых является заключение соглашения на компромиссной основе.

Правовое регулирование примирительных процедур закрепляет несколько форм их реализации: досудебные примирительные процедуры, примирительные процедуры, применяемые в судебном процессе и примирительные процедуры, осуществляемые на стадии исполнения судебных актов. Так, например, в ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» указывается,

£ 2 См.: Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре

° урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (в ред. от 23 июля 2013 г.)

§ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4162; Федеральный закон РФ от " 13 марта 2010 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (в ред. от 31 октября 2017 г.) // Собр. законодательства 1 Рос. Федерации. 2006. № 12, ст. 1232; Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об S арбитраже (третейском разбирательстве)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1,

m ч. I, ст. 2; Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 3, ст. 423.

3 См.: Паспорт проекта Федерального закона № 323209-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования медиативной практики» (внесен членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ Л.Н. Боковой, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ Л.Н. Тутовой). URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi /online. cgi?req=oc&base=PRJ&n=165950 &rnd=299965.2762512328#0 136 (дата обращения: 15.10.2018).

что процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах. Уточняя, что положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, как уже отмечалось научным сообществом, законодательство содержит частную модель, ориентированную на ее применение только в рамках института медиаторов [3, с. 4; 4, с. 6-7].

Процесс медиации основан на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения, а сама процедура не носит характера тяжбы. Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, а также и Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» от 29 декабря 2015 г. № 382-Ф3 не содержат каких-либо уточнений, касающихся возможности применения процедуры медиации судьями или арбитрами. Более того, активное использование судьями медиативных технологий и методик может содержать элементы предварительной оценки доказательств, сильных и слабых сторон в правовых позициях истца и ответчика, что не допустимо с точки зрения принципов построения судебного процесса.

Тем не менее, в науке существует точка зрения, которая предполагает применение судьями методов медиации. Использование таких методов целесообразно с позиции эффективной коммуникации между сторонами конфликта, в целях построения между ними отношений сотрудничества в разрешении существующей проблемы, а также нацеливает на совместный поиск взаимовыгодного решения, которое бы максимально учитывало интересы и пожелания сторон4.

Устранение возникшего конфликта с учетом интересов сторон происходит и при проведении переговоров. Переговоры как примирительная процедура, посредством которой стороны, вовлеченные в проблему, обсуждают ее друг с другом, стараясь достичь взаимоприемлемого соглашения. Содержание и порядок проведения переговоров целиком зависят от конкретных обстоятельств спора, а также опыта сторон в их проведении.

Правовую основу для проведения процедуры переговоров содержат нормы ст. 434.1. Гражданского кодекса РФ «Переговоры о заключении договора». Устанавливая общие принципы их проведения, а именно добросовестность сторон, конфиденциальность и свободное волеизъявление, в ч. 2 указанной статьи перечисляются действия, указывающие на недобросовестное поведение, а также и на неблагоприятные последствия в виде возможности взыскания убытков при таком недобросовестном поведении.

Законодатель не исключает возможности распространения общих принципов проведения переговоров, закрепленных в указанной статье на уже возникшие договорные отношения.

Анализ правового регулирования досудебного порядка урегулирования споров позволяет говорить о том, что данное понятие на современном этапе распространяет свое действие на различные сферы правоотношений, как

4 Лазарев С.В. Медиация глазами судьи // А-60-1/2012. Электронный журнал Арбитражного суда Свердловской области. С. 12-13. URL: http://www.ekaterinburg. arbitr.ru/ files/pdf/Жур-нал!_2012.ра£ (дата обращения: 15.10.2018). 137

гражданско-правового, так и публично-правового характера. В сфере публично-правового характера данное понятие охватывает досудебные процедуры, которые законодательно закреплены для разрешения индивидуальных публично-правовых споров с участием государственных органов. Так, например, в налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам, споров, связанных с обжалованием актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействием их должностных лиц (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Это означает, что обжалование в суд возможно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Собственно такой досудебный порядок урегулирования споров вряд ли можно назвать примирительной процедурой, т.к. цели института примирительных процедур и досудебного порядка урегулирования публично-правовых споров различны. Фактически, с точки зрения цели и задач пересмотра в рамках административных процедур, можно утверждать, что вышестоящие органы осуществляют функции внутренней проверки. Однако анализ актов международного уровня указывает на то, что для разрешения административных споров возможно применение и иных альтернативных способов: примирение, посредничество, урегулирование путем переговоров и арбитраж5. Так, в указанном акте предполагается, что примирение и посредничество могут быть инициированы заинтересованными сторонами, судьей или быть обязательными по закону. Примирители и посредники должны быть наделены полномочиями, в рамках которых могут предложить административному органу отменить, отозвать или изменить административный акт по соображениям целесообразности или законности.

При урегулировании административного спора путем переговоров у государственных служащих, участвующих в процедуре, направленной на достижение урегулирования на основе переговоров, должны быть достаточные полномочия, чтобы иметь возможность идти на компромисс.

В сфере гражданско-правового характера применяются как претензионный порядок урегулирования споров, так и иные способы, которые могут быть закреплены как законом, так и договором.

Обязательность соблюдения претензионного порядка урегулирования спора сторонами гражданских правоотношений сохранилась с советских времен в отношении устранения конфликтов, возникающих при перевозке пассажиров и грузов различными видами транспортных средств, что вытекает из требований п. 1 ст. 797 ГК РФ и различных транспортных уставов и кодеков. Фактически на современном этапе развития правового регулирования претензионного порядка законодателем не изменена сама его сущность, а именно рассмотрение его как процессуального условия, необходимого для принятия искового заявления к рассмотрению по существу компетентным на то органом [6, с. 144]. Такой законодательный подход, на наш взгляд, нивелирует те возможности, которые могут быть реализованы в претензионном порядке, а именно: выяснение основных

5 См.: Рекомендации Rec(2001)9 Комитета Министров государствам-членам об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами (принята Комитетом Министров 5 сентября 2001 г. на 762-й встрече заместителей Министров) URL: https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectID=09000016805 e2b59 (дата 138 обращения: 15.10.2018).

разногласий сторон, поиск путей их устранения, удовлетворение претензии в качестве добровольной ликвидации требования обязанным лицом.

Наиболее не разрешенным, с точки зрения правового регулирования, остается вопрос судебного примирения. Так, законодателем не решен вопрос о соотношении принципов судебного процесса и самостоятельной деятельности суда по примирению сторон. В этой связи в достаточной степени не разработаны и меры, которые судья может применять в целях примирения сторон процесса, хотя такие возможности законодателем не исключаются. Например, п. 2 ст. 22 Семейного кодекса РФ указывает, что при рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах 3-х мес. Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака. Разъяснения Верховного Суда РФ по данному вопросу сводятся к отложению судебного разбирательства по ходатайству супруга, не согласного с разводом, на срок до 3-х мес.6

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2014 г. «О примирении сторон в арбитражном процессе» к числу мер, направленных на примирение сторон, относит разъяснение сторонам права использования примирительных процедур, условий и порядка реализации данного права, существа и преимуществ примирительных процедур, правовых последствий совершения таких действий. Соответствующие разъяснения и предложения должны быть ш зафиксированы в выносимых судом определениях. В целях подтверждения | применения примирительных процедур арбитражный судья может предло- а жить сторонам сообщить сведения о совершенных действиях, направленных о

в

на примирение, а также представить документы, подтверждающие совершение §

й

указанных действий, если соответствующие документы имеются. Однако все у эти меры должны соотноситься с учетом принципа конфиденциальности при- р

п

мирительных процедур. Н

В целом можно констатировать, что судьи играют важную роль в развитии ме- й

диации. Они должны быть в состоянии предоставить информацию, организовать |

д

информационные сессии по вопросам посредничества и в случае необходимости е

предложить сторонам обратиться к медиации и (или) передать дело на медиацию. |

Таким образом, совершенствование правового регулирования примири- |

тельных процедур должно проводиться в направлении разработки правового |

«инструментария», включающего в себя различные средства, удовлетворяющие •

потребности всех участников, заинтересованных в примирительных процедурах, (

а также в направлении совершенствования не только досудебных, но судебных К

механизмов реализации примирительных процедур, включая процедуры при- о мирения с участием как судебных посредников, так и судей.

6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (в ред. от 6 февраля 2007 г.). URL: http://sudact.ru/law/postanovlenie-plenuma-verkhovnogo-suda-rf-ot-05111998/ (дата обращения: 15.10.2018). 139

Библиографический список

1. Кузбагаров А.Н. Примирение сторон по конфликтам частноправового характера: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2006. 46 с.

2. Зайцев И.М. Хозяйственный спор и арбитражный процесс: Вопросы теории. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. 82 с.

3. Афанасьев С.Ф. К вопросу о применении процедуры медиации при рассмотрении спора судом // Альтернативные формы урегулирования гражданско-правовых споров: материалы Всероссийской научно-практической конференции (17 декабря 2014 г.) / Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2015. С. 6-10.

4. Загайнова С.К. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре регулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / отв. ред. С.К. Загайнова, В.В. Ярков. М.: Инфотропик Медиа, 2011. 272 с.

5. Каллистратова Р.Ф. Претензионный порядок разрешения споров между социалистическими организациями / Избранные труды по арбитражному и гражданскому процессам. Краснодар: Совет. Кубань, 2007. С. 129-238.

References

1. Kuzbagarov A.N. The Reconciliation of the Parties to Conflicts of a Private Law Character: extended abstruct of diss. ... doc. of law. Snt.Petersburg, 2006. 46 р.

2. Zaitsev I.M. Economic Dispute and Arbitration Process: Issues of Theory. Saratov: publ. Saratov University press, 1982. 82 р.

3. Afanasiev S.F. On the Application of Mediation Procedures in the Consideration of the Dispute by the Court. Alternative Forms of Resolving Civil Disputes: materials of all-Russian scientific-practical conference (17 Dec 2014) / the North Caucasus branch of the

| Russian State University of Justice. Krasnodar: Publishing House - South 2015. Р. 6-10. ? 4. Zagainova S.K. Commentary to the Federal law «On Alternative Procedure of Dis-

Я pute Settlement with the Participation of a Mediator (mediation procedure)» / edited by % S.K. Zagainova, V.V. Yarkov. M., 2011. 272 р.

^ 5. Kallistratova R.F. Complaint Procedures for Resolution of Disputes between Socialist

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Organizations / Selected works on arbitration and civil processes. Krasnodar: The Council.

1 Kuban, 2007. Р. 129-238.

ro

0 *

и

01 т s Ч s a

2 5S

0

1 i ai ш и a ro

и О

5S

О *

и ш О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.