:::::::::::::::::::::::::: Правовой MOHUntOpUHZ
УДК 347.9
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Дячук Марианна Ивановна
Доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Восточно-Казахстанского государственного университета, кандидат юридических наук, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: примирительные процедуры; признаки примирительных процедур; мировое соглашение; медиация; партисипативное соглашение; партисипативные процедуры; мировая сделка; мирное урегулирование спора; судебное разбирательство; суд.
Аннотация. Автором анализируется понятие «примирительные процедуры», раскрываются содержательная и функциональная составляющие данной категории.
В данной статье рассматриваются вопросы нормативного закрепления действующими законодательными актами «примирительных процедур» как понятия, так и порядка их проведения в целом.
В работе проанализированы правовая основа примирительных процедур, а также значимые признаки и принципы. Рассмотрена классификация видов урегулирования споров относительно стадий возможного урегулирования конфликта. Автором проведено сравнение примирительных процедур. Представлены понятие мирового соглашения как примирительной процедуры, а также определение медиации и рассмотрены их этапы.
В ходе изучения данной темы предметом исследования стали нормы национального законодательства, регулирующие возможность обращения к примирительным процедурам, и складывающаяся при этом судебная практика, нормы материального законодательства, теоретические разработки о примирительных процедурах, общие закономерности формирования, развития и внедрения примирительных процедур; а также опыт зарубежных стран в сфере их применения:
Указанные положения могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования института примирительных процедур, найти применение в научной и учебной деятельности.
АЗАМАТТЬЩ СОТ 1С1Н ЖYРГIЗУДЕГI ТАТУЛАСТЫРУ РЭСШДЕР1
Марианна Ивановна Дячук
Шыгыс Казацстан мемлекеттт университетШц азаматтыц цуцыц жэне азаматтыц ¡с ЖYргiзу кафедрасыныц доцентi, зац гылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасы, Оскемен цаласы; e-mail: [email protected]
Tymh создер: келгсу рэсiмдерi; келгсу рэсмдершц белгiлерi; келгсу туралы келiсiм; цаты-сушы келiсiм; цатысу тэртiбi; элемдж мэмте; дауды бейбт реттеу; сот iст ЖYргiзу, сот.
Аннотация. Автор «келгсу процедуралары» тYсiнiгiн талдайды, осы санаттагы матери-алдыц жэне функционалдыц компоненттердi кврсетедi.
Бул мацалада «кел^у процедураларын» цолданыстагы зацнамада тужырымдамареттде де, оныц тутастай рэсмшде де реттейтт мэселелер царастырылады.
Баяндамада келс процедураларыныц мэш зерттелт, олардыц негiзгi ерекшелiктерi мен цагидаларын айцындайды. Талцылауларды шешудщ мYмкiн болатын тYрлерiне байланысты жiктелуi усынылады. Келюу рэсiмдерi салыстырылды. Келiсiм рэсмшц кел^у тэртiбi, сон-дай-ац медиация тужырымдамасы реттде тужырымдамасы тужырымдалган, сотца дейт жэне соттан тыс медиация бвлшп, олардыц кезецдерi талданады.
Бул тацырыпты зерттеу барысында кел^у процедураларына ЖYгiну мYмкiндiгiнреттейтт улттыц зацнаманыц нормалары, сондай-ац сот практикасы, негiзгi зацнама нормалары, келс процедуралары бойынша теориялыц эзiрлемелер, цалыптасудыц жалпы зацдылыцта-ры, келiсiм рэсмдерт жасау жэне ЖYзеге асыру сияцты мэселелер пайда болды; сонымен цатар шет елдердт оларды цолданудагы тэжiрибесi:
Буя ережелер келюу процедуралары институтын одан эр1 теориялъщ зерттеу Y^in, гылы-ми жэне drniM беру цызметтде цолдану Y^in пайдаланылуы mymkw.
CONCILIATING PROCEDURES IN CIVIL PROCEEDINGS
Dyachuk Marianna Ivanovna
Cand. Legal of science, Associate Professor of the Department of civil law and civil procedure of the East Kazakhstan State University East Kazakhstan State University, Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: conciliation procedures; indications of conciliation procedures; settlement agreement, mediation; participatory agreement; participatory procedures; world transaction; peaceful settlement of a dispute; judicial proceedings; court.
Abstract. The author analyzes the concept of "conciliation procedures ", reveals the substantive and functional components of this category.
This article deals with the issues of regulatory consolidation of the "conciliation procedures" by the current legislation both in terms of the concept and the procedure for its conduct as a whole.
The paper examines the essence of conciliation procedures and highlights their main features and principles. A classification of the types of dispute settlement depending on the stages of a possible conflict resolution is proposed. Conciliation procedures were compared. The concept of a settlement agreement as a conciliation procedure, as well as the concept of mediation, is formulated, pre-trial and extrajudicial mediations are distinguished, and their stages are analyzed.
In the course of studying this topic, the norms of national legislation governing the possibility of resorting to conciliation procedures, and emerging, with judicial practice, the rules of substantive legislation, theoretical developments on conciliation procedures, general patterns of formation, development and implementation of conciliation procedures were the subject of the study; as well as the experience of foreign countries in their application:
These provisions can be used for further theoretical research of the institution of conciliation procedures, to find application in scientific and educational activities.
Одним из актуальных вопросов в рамках теории права и важных процедур в разрешении конфликтов и споров в гражданско-правовом поле является развитие института примирения в процессуальном праве. Использование и развитие примирительных процедур находится в прямой взаимосвязи с надлежащей реализацией субъектами права своих свобод и законных интересов [1].
Необходимо отметить, что главной проблемой для судебной системы является предупреждение роста количества дел, поскольку огромная нагрузка на суд, связанная с количеством рассматриваемых дел, влияет на качество и быстроту разрешения споров. Решение этой проблемы диктует необходимость развития внесудебных и досудебных способов урегулирования конфликтов в экономике, обязательного или альтернативного досудебного производства. Необходимо подчеркнуть, что внесудебные и досудебные процедуры имеют своей основной целью нахождение приемлемых для сторон путей и условий ликвидации экономических конфликтов без суда, влияя, в конечном счете, и на количество поступа-
ющих в суды дел [2]. Так, при возникновении конфликтов наиболее распространенным способом защиты нарушенных прав остается судебная форма, однако согласно статье 13 Конституции Республики Казахстан предоставляет гражданам право защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами1.
Идея внедрения примирительных процедур в процессуальную деятельность суда нашла широкое практическое применение по причине того, что они выступают одной из форм упрощения процесса. При заключении мирового соглашения либо при соответствующих односторонних действиях сторон не требуется осуществление доказательственной деятельности с целью установления обстоятельств дела, снижается вероятность возбуждения стадий, связанных с проверкой правильности судебных постановлений и их принудительным исполнением [3].
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК) суд принимает меры для примирения сторон, содей-
1 Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000
ствует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса2. Кроме того, глава 17 ГПК регламентирует примирительные процедуры, к которым относятся: заключение мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.
Однако ГПК не содержит определения понятия «примирительные процедуры», при этом в главе 16 Трудового кодекса Республики Казахстан3 (далее - ТК), которая предусматривает рассмотрение коллективных трудовых споров, используется данное понятие. Подпункт 4) статьи 162 ТК примирительные процедуры рассматривает как последовательное рассмотрение коллективного трудового спора первоначально в примирительной комиссии, а при не достижении согласия в ней - в трудовом арбитраже, а также по взаимному согласию сторон с применением процедуры медиации.
Проанализировав действующие нормативные правовые акты, хотелось бы отметить, что примирительные процедуры упоминаются также в Законах Республики Казахстан «О медиации»4; «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»5; «О профессиональных союзах»6, а также в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан7.
Несмотря на нормативное использование, термин «примирительные процедуры» остается в науке неопределенным. Отсутствие системного представления о примирительных процедурах как о правовом явлении в целом, необходимость продолжения дальнейшего изучения и осмысления теоретических научных представлений о сущности и правовой природе влечет постановку задачи по определению признаков примирительных процедур.
Примирительные процедуры характерны как для юрисдикционного, так и неюрисдикци-онного процесса, что, в свою очередь, оказывает воздействие на их составляющие. Данные процедуры применяются как в частных, так и публичных правоотношениях. Исследование примирительных процедур, как общеправовой категории в рамках теории широкого понимания процессуального права, следует про-
водить через призму следующих аспектов [1]:
1. Содержательной составляющей, под которой следует понимать наполненность данной категории, раскрытие ее основных элементов.
2. Функциональная составляющая, которая представляет собой определение функций, ценности и роли в процессуальном праве [1].
Раскрытие указанных выше аспектов представляется оправданным, поскольку позволяет определить всю многогранность рассматриваемого правового института.
Теория широкого понимания процессуального права способствует выявлению содержательной общности примирительных процедур в различных типах юридического процесса. Ведь примирительные процедуры мы обнаруживаем не только в рамках юрис-дикционного процесса, но и в сфере позитивного процесса, что и позволяет сделать вывод об общности данного явления. В научной литературе примирительная процедура, в основном, рассматривается с точки зрения двух значений: «как часть гражданского процесса, заключающаяся в принятии судом мер к примирению сторон; как способ разрешения международного спора на основе мирного соглашения спорящих сторон» [4]. В то же время, как отмечает О.А. Поротикова, «по своей природе процедура медиации являет собой сложный сплав психологии (конфликтологии) и права» [5], поэтому находится ближе к материальному частному праву, а не к процессу. Однако нам представляется возможным говорить о примирительных процедурах не только как о части гражданского или уголовного процесса (особенно в странах англосаксонской системы права), а как о самостоятельной категории процессуального права.
С теоретико-правовой точки зрения примирение - это процесс достижения соглашения между сторонами юридического конфликта по конкретным вопросам, а также определенным образом оформленный результат такого согласия - примирительный акт. При этом отождествление примирения и примирительного акта (например, мирового соглашения) представляется неверным, поверхностным,
2Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V//Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000377
3 Трудовой кодекс Республики Казахстан Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V//Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414
4 Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-IV «О медиации» // Электронный ресурс: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000401
5 Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 176-У1 «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» // Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1800000176
6Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 года № 211-V«О профессиональных союзах» //Электронный ресурс // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000211
7 Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V // Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375
поскольку в результате теряется один из ключевых признаков - направленность действий, стремление сторон для урегулирования конфликта [1].
Вместе с тем, определив содержательную составляющую примирительных процедур в юридическом процессе, хотелось бы отметить функциональную составляющую анализируемого явления. Указанная составляющая раскрывается посредством определения специфической роли, а также ее ценности для процесса.
Так трактуя о ценности рассматриваемого явления, отмечаем о его объективной действительности, которое способно удовлетворить определенные потребности субъекта права, необходимые для его существования и развития. В силу чего, говоря о ценности, в первую очередь подразумевается положительная роль примирительных процедур для юридического процесса и его субъектов. Ценность такого института как примирительные процедуры заключается в воплощении общей свободной воли, интересов субъектов права, а также способствованию развития и сохранения отношений, в которых заинтересованы как отдельные субъекты права, так и государство в целом.
Кроме того, значимость примирительных процедур заключается в их эффективности, поскольку позволяет прийти к разрешению или урегулированию спора, в котором каждая из сторон будет считать себя «выигравшей», что впоследствии позволит исключить проблему неисполнимости судебного акта одной из сторон.
Также, в качестве ценности можно выделить и срочность примирительных процедур по сравнению с обычным судопроизводством. Временной фактор является принципиальным, поскольку своевременность рассмотрения дела отвечает такой потребности, как правовая определенность как для гражданина, так и государства в целом.
Таким образом, развитие примирительных процедур урегулирования конфликтов положительно отражается не только на совершенствовании судебной системы, а также имеет ряд преимуществ перед судебным порядком разрешения споров.
Поскольку любая примирительная процедура основывается на переговорах сторон, урегулировать возникший спор, заключив мировую сделку, стороны могут самостоятельно. Однако нередко противоречия между сторонами настолько серьезны, что требуется вмешательство третьего лица, которое поможет им их преодолеть. Следовательно, можно проклассифицировать все примирительные процедуры в зависимости от привлечения третьего лица к примирительной процедуре. К первой группе относятся процедуры, кото-
рые могут осуществляться без привлечения третьего лица, например, претензионный порядок, переговоры. Ко второй группе относятся процедуры с привлечением третьего лица - примирителя, посредника. К ней относятся процедура медиации и процедура заключения мирового соглашения [6].
Правовой предпосылкой применения мирового соглашения в частноправовом обороте является применение принципов диспозитив-ности и автономии воли сторон в гражданском и гражданско-процессуальном праве. Необходимо, чтобы институт мирового соглашения занял достойное место [7]. Следует отметить, что институт мирового соглашения является общим правовым институтом (мировое соглашение может быть заключено на любой стадии гражданского процесса и практически по всем делам) [8]. Возможность окончить спор мировым соглашением во многом зависит от особенностей его сторон и регулируемых в нем правоотношений, составляющих предмет спора.
В настоящее время разъяснение судьями существа и правовых последствий примирительных процедур в большинстве случаев имеет для сторон лишь информационный характер, являясь, тем не менее, эффективным инструментом пропаганды и культивирования идеи примирения в обществе [9].
Согласно статье 175 ГПК мировое соглашение может быть заключено на любой стадии судебного разбирательства до удаления суда в совещательную комнату в судах первой, апелляционной, кассационной инстанций, а также при исполнении судебного акта. Исходя из анализа норм ГПК, можно выделить ее основные стадии:
1) разъяснение судом права сторон на заключение мирового соглашения;
2) обращение сторон к процедуре мирового соглашения;
3) проверка и утверждение мирового соглашения судом;
4) исполнение мирового соглашения.
Субъектами мирового соглашения являются: стороны (истец, ответчик), третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, суд. Мировое соглашение может быть заключено по любому гражданскому делу, но практика показывает, что мировые соглашения чаще заключаются по делам, вытекающим из гражданско-правовых отношений. Также, судьи отмечают, что, как правило, мировые соглашения не заключаются по спорам в отношении недвижимого имущества, спорам о признании сделок недействительными [9].
Реалии сегодняшнего дня доказывают преимущества альтернативных форм разрешения споров в досудебном порядке, одной из которых является медиация. Так согласно
Закону Республики Казахстан «О медиации»8 под медиацией следует понимать процедуру урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.
Целью медиации является достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации, снижение уровня конфликтности сторон. Практика показывает большую пользу в применении медиации, в частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд.
Среди форм разрешения конфликтов как медиация - это проведение переговоров с участием посредника. Методы медиации опираются, главным образом, на введение переговоров в русло сотрудничества и ориентацию их на взаимовыгодный результат. Медиатор облегчает процесс общения между конфликтующими сторонами, способствует пониманию позиций и мнений, акцентирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам совместно прийти к общему соглашению. В процессе медиации именно стороны несут ответственность за принятие решения, для чего им необходимо четко представлять суть дела, предлагать возможные варианты решения и, в конце концов, принимать это решение. Таким образом, обязанность и ответственность за принятие решения лежит полностью на сторонах.
В странах, где медиация используется достаточно широко, утвердилось мнение, что она является одним из способов, обеспечивающих доступ к правосудию. Однако следует отметить, что Казахстан находится в начальной стадии внедрения альтернативных методов разрешения споров, в том числе и медиации. Внедрение медиации может активно и позитивным образом повлиять на существующую практику по разрешению споров в различных областях права. Тем не менее, как показывает статистика, за последние годы в Казахстане уровень применения медиации как метода и формы досудебного урегулирования значительно растет и обретает популярность среди
конфликтующих сторон, так как является экономичным и более цивилизованным методом разрешения конфликтов.
Одним из основных новшеств ГПК РК стало введение партисипативной процедуры, которая заключается в возможности уладить спор до вынесения решения с помощью адвокатов. Партисипативная процедура также является альтернативный метод урегулирования споров путем переговоров сторон с обязательным участием адвокатов каждой из сторон без участия судьи.
Мировое соглашение об урегулировании спора, заключенное в рамках партисипатив-ной процедуры это письменное соглашение, достигнутое сторонами в результате парти-сипативной процедуры с обязательным участием их адвокатов, утвержденное судом. По результатам рассмотрения выносится определение об утверждении мирового соглашения, заключенного в рамках партисипативной процедуры, который является судебным актом, вынесенным судьей после завершения процедуры.
Сферой применения партисипативной процедуры являются гражданско-правовые споры, возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, за исключением публично-правовых споров, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Партисипативная процедура не применяется в случаях, если споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в партисипативной процедуре, или лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными; а также по спорам, где одной из сторон является государственный орган.
Согласно статьи 181 ГПК урегулирование спора в порядке партисипативной процедуры, стороны вправе до удаления суда в совещательную комнату по правилам, предусмотренным статьей 179 ГПК РК, заявить ходатайство об урегулировании спора в порядке партиси-пативной процедуры, партисипативная процедура проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон.
Таким образом, можно согласиться с определением Н.С. Зверевой в отношении французского права [10], что партисипативная процедура - это новый и для казахстанского права самостоятельный альтернативный способ урегулирования споров без участия третьего независимого, беспристрастного лица,
8 Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-IV «О медиации» // Электронный ресурс: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000401
заключающийся в проведении сторонами при содействии их адвокатов и в течение заранее определенного периода времени переговоров, направленных на мирное урегулирование спора, а в случае недостижения сторонами согласия предполагающий облегченный переход к судебному разбирательству спора или его части, не урегулированной сторонами.
При недостижении сторонами соглашения об урегулировании спора в порядке партиси-пативной процедуры либо судом не утверждены условия соглашения, разбирательство дела проводится в общем порядке.
Далее, следует отметить, что в апреле месяце 2014 года Верховным Судом Республики Казахстан введен пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации).
Цель данного проекта - расширение сферы примирительных процедур, уменьшение нагрузки на судей, минимизация издержек участников процесса и судов по рассмотрению, разрешению дел, а также выявление заинтересованных участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров. Положение о реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи, разработанное в соответствии с ГПК РК и Законом «О медиации», определяет цели, задачи и порядок реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации).
Задачами по реализации пилотного проекта являются:
1) расширение сферы применения примирительных процедур;
2) уменьшение нагрузки на судей и минимизация издержек участников процесса и судов по рассмотрению и разрешению дел;
3)выявление заинтересованности участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров. Участниками пилотного проекта являются районные (городские) суды, специализирующиеся на рассмотрении гражданских дел общей юрисдикции, расположенные в областных центрах, а также апелляционные судебные коллегии по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов. Пилотный проект реализуется по трем основным направлениям (сегментам): организационному, информационному и образовательному.
Надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан является координатором пилотного проекта; осуществляет методическое и нормативное обеспечение проведения пилотного проекта; направляет судам, принимающим участие в пилотном проекте, соответствующие материалы информационного характера; обобщает информацию, полученную от судов, принимающих участие в пилотном проекте. Ответственность за координацию проведения пилотного проекта в местных судах возлагается на председателей апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.
Таким образом, целью применения примирительных процедур являются: возможность достижения варианта разрешения (урегулирования) спора, устраивающего обе стороны, а также оперативного разрешения спора; снижения материальных издержек сторон и уровня конфликтности сторон; формирования и сохранения стабильных отношений между сторонами вследствие устранения спорных моментов; формирования правовой культуры у населения, способствующей укреплению деловой репутации на международном уровне; снижения нагрузки на судебную систему.
В связи с новациями гражданского процессуального законодательства в части определения содействия мирному урегулированию спора, предупреждения правонарушений и формирования в обществе уважительного отношения к закону и суду в качестве новых задач, было бы логично соответственно скорректировать судебную статистику, методическое и техническое обеспечение судопроизводства, а также возможно и судейскую этику. В частности предусмотреть стимулирование достижения увеличение количества достижения согласия между сторонами путем применения различных примирительных процедур.
Думается чем больше и разнообразнее законодательство Казахстана будет предлагать сторонам различные, без непосредственного участия государственных судебных органов, процедуры примирения, в том числе бесплатную профессиональную медиацию и бесплатную помощь адвокатов, а также другие стимулирующие эти процессы меры, тем больше конфликтов и споров, будут разрешены по обоюдному согласию участников, что будет способствовать снижению уровня конфликтности в обществе в целом, а значит и стабильности, в том числе социально-политической.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мачучина О.А. Основные составляющие примирительных процедур / О.А. Мачучина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 3(19) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
2. Клейн Н.И. О развитии арбитражного процессуального законодательства // Журн. рос. права. - 2010. - № 4. - С. 5-20.
3. Здрок О.Н. Примирительные процедуры в цивилистическом процессе: современная теоретическая концепция / О.Н. Здрок. - Минск: - 2013. - 108 с.
4. Колясникова Ю.С. Примирительные процедуры в арбитражном процессе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 2009. Электронный ресурс: https://www.dissercat.com/content/primiritelnye-protsedury-v-arbitrazhnom-protsesse
5. Поротикова О.А. Особенности правового регулирования соглашений, заключаемых для проведения процедуры медиации / О.А. Поротикова // Развитие медиации в России: теория, практика, образование: сб. ст. под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. — М.: Инфотропик Медиа. — 2012. — С. 165-174.
6. Большая советская энциклопедия / гл. ред. Б.А. Введенский. — М.: Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1955. (Т. 34).
7. Носырева Е. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Воронеж, 2001 г.
8. Поспелов Б.И. Роль суда в примирении сторон в гражданском процессе // Российский судья. - 2013. - №5.- С. 16..
9. Колясникова Ю.С. Примирительные процедуры в экономическом правосудии России // Российская юстиция. - 2013. - №3. - С. 42.
10. Зверева Н.С. Партисипативная процедура - новый альтернативный способ урегулирования споров во Франции [Текст] /Н.С. Зверева // Арбитражный и гражданский процесс. - 2014. - № 4. - С. 49 7. Распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан К. Мами «О примирительных процедурах», за № 92 от 11 апреля 2014 года.
REFERENCES
1. Machuchina O. A. The main components of conciliation procedures. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).
2. Klein N.I. On the development of arbitration procedural legislation // Zhurn. grew up the rights. - 2010. - № 4. - p. 5-20.
3. Zdrok O. Conciliation procedures in the civil process: a modern theoretical concept / ON Hello. - Minsk: - 2013. - 108p.
4. Kolyasnikova Yu.S. Conciliation procedures in the arbitration process. Abstract of thesis for the degree of candidate of legal sciences. Ekaterinburg 2009. https://www.dissercat.com/content/ primiritelnye-protsedury-v-arbitrazhnom-protsesse
5. Great Soviet Encyclopedia / Ch. ed. B.A. Vvedensky. - M.: State Scientific Publishing House «Big Soviet Encyclopedia», 1955. (T. 34).
6. Porotikova O.A. Peculiarities of legal regulation of agreements concluded for mediation procedure / ОЛ. Porotikova // Development of mediation in Russia: theory, practice, education: Sat. Art. by ed. E.I. Nosyrevoy, D.G. Filchenko. - M.: Infotropic Media. - 2012. - P. 165-174.
7. Nosyreva E. Alternative Resolution of Civil Disputes in the USA: Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Law. Voronezh, 2001
8. Pospelov BI The role of the court in reconciliation of the parties in civil proceedings // Russian judge. - 2013. - №5. - p. 16.
9. Kolyasnikova Yu.S. Conciliation procedures in the economic justice of Russia // Russian justice. - 2013. - №3. - p. 42.
10. Zvereva N.S. Participatory procedure - a new alternative method of dispute resolution in France [Text] /N.S. Zvereva //Arbitration and Civil Procedure. - 2014. - № 4. - P. 49 7. By the order of the Chairman of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan K. Mami "On conciliation procedures ", No. 92 dated April 11, 2014.