Научная статья на тему 'Согласие в семье - богатство'

Согласие в семье - богатство Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
608
30
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ОТНОШЕНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗРЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарипова Феруза Негматуллаевна, Сафаева Манзила Мухсиновна

В этой статье рассматривается взаимопонимание ребенка и родителей в семье. А также в этой статье говорится об обращении внимания на характер ребенка. Подчеркиваются подростковые проблемы и их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Согласие в семье - богатство»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОГЛАСИЕ В СЕМЬЕ - БОГАТСТВО Шарипова Ф.Н.1, Сафаева М.М.2

1Шарипова Феруза Негматуллаевна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт;

2Сафаева Манзила Мухсиновна - преподаватель, Колледж бытовых услуг и сервиса Бухарского района, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается взаимопонимание ребенка и родителей в семье. А также в этой статье говорится об обращении внимания на характер ребенка. Подчеркиваются подростковые проблемы и их решения. Ключевые слова: взаимопонимание, психологическая помощь, отношение, психофизиологическое созревание.

Гармония в семье - это мечта каждого из нас. К сожалению, в действительности такое благополучие бывает не всегда. Взаимопонимание в семье значит многое, оно как алмаз, который требует ювелирной шлифовки и самого аккуратного отношения. Разрушить гармонию можно в один момент, а восстанавливать - целую жизнь [1, с. 24].

Всегда следует помнить об индивидуальном подходе в воспитании: нет каких-либо запрограммированных действий, обеспечивающих успех в общении с ребенком. Да, существует особенности, которые свойственны детям определенного возраста, стратегии и тактики поведения взрослых, но их реализация зависит от конкретной семьи - мамы, папы и их ребенка с присущими только ему качествами. Возрастные особенности связаны с учебной деятельностью, личностным развитием, налаживанием контакта со взрослыми и сверстниками. Так, в дошкольном возрасте малыш только включается в общество. В младшем школьном возрасте основным занятием становится учеба в школе: у детей начинают развиваться социальная и психологическая компетенции.

В подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, которое школьник хочет реализовать, но у него для этого нет возможностей. Здесь важно отношение взрослых, которым следует правильно понимать и принимать ребенка, давать ему определенную свободу действий, иначе это может стать причиной внутреннего и внешнего «бунта».

Юношество - период профессионального самоопределения. В этот момент у девушки или молодого человека возникает потребность занять позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности наряду с осознанием места и назначения в жизни. Человеку в таком возрасте необходимо общение, он испытывает потребность рассказать о сокровенном и порассуждать о жизни.

К вопросу об общении со сверстниками стоит обратиться отдельно. Часто они становятся объектом для подражания. Подростку важно быть принятым в такой среде, и часто на это уходят все его силы. Школа, учеба, родители переходят на задний план.

Родным важно обращать внимание на характер дружбы их ребенка со сверстниками, понять, что дает ему такое общение. Например, ребенок стремится к общению с определенной группой людей, так как они ценят его за какое-то качество или умение, отчего он чувствует свою значимость. Родителям рекомендуется быть более внимательными по отношению к ребенку, помочь ему, а если не получается, обратиться за профессиональной психологической помощью. Иногда бывает достаточно одной-двух встреч, чтобы показать, как установить контакт. Таким образом, можно избежать ситуации, когда другие люди, имеющие негативные цели,

окажутся «добрыми друзьями». По сути дела, кризиса подросткового возраста как такового нет: если взрослые правильно умеют принять ребенка и верно реагировать на его поступки, то проблем не возникнет.

Нужно понять, что быть подростком непросто. Представьте человека, который наполнен энергией или ощущает ее недостаток в силу психофизиологического созревания, который жаждет независимости, ищет собственный путь. В связи с этим родители могут и должны создавать условия для его развития.

Нужно выбрать оптимальное соотношение требовательности, строгости, и свободы выбора. Недоверием и запретами мамы и папы только провоцируют ребенка на поступки, за которые сами их наказывают. Очень важно принимать детей, какие они есть. И ни в коем случае нельзя прибегать к физическим наказаниям.

Следует разговаривать с детьми в любом возрасте, слушать и, главное, слышать их. Если родители не обращали должного внимания на дошкольника, не интересовались тем, как прошел его день, то нет смысла спрашивать о том, почему сейчас у него мало друзей или кем он хочет стать, какую выбрать профессию. Лишая ребенка близкого, дружеского общения в раннем возрасте, мамы и папы сокращают, а то и «сводят на нет» вероятность того, что сын или дочь обратятся к ним за советом или помощью в будущем.

Важно не бояться обсуждать острые вопросы, и, в первую очередь через точку зрения обучаемого и воспитуемого. Ни в коем случае нельзя излишне морализировать, придерживаться точки зрения «ребенок должен беспрекословно слушаться взрослого». Как только вопрос ставится через «нужно», «должны», «обязаны», любой человек начинает оказывать сопротивления. От того, как будет складываться атмосфера в семье, как будут вести себя ее члены, во многом зависит будущая судьба растущего человека.

Список литературы

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.