Научная статья на тему 'Соглашение о разделе продукции как специфический вид инвестиционных договоров: публично-правовая и гражданско-правовая природа договора в сопоставлении с конструктивными особенностями других договоров'

Соглашение о разделе продукции как специфический вид инвестиционных договоров: публично-правовая и гражданско-правовая природа договора в сопоставлении с конструктивными особенностями других договоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
990
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ / СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ / ПУБЛИЧНОПРАВОВЫЕ И ГРАЖДАНСКОПРАВОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ / INVESTMENT / INVESTING CONTRACTS / PRODUCTION SHARING AGREEMENT / PUBLIC AND CIVIL CONSTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондакова Ирина Валерьевна

В статье показаны отличия видов инвестиционных договоров. Проанализирована юридическая природа соглашения о разделе продукции, представлены его особенности в сравнении с другими договорами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production Sharing Agreement as a Specific Type of Investment Contracts: the Comparison of Public and Civil Nature of the Type with the Constructive Features of Other Contracts

The author shows the differences between many investment contracts. Juristic nature of production sharing agreement is analyzed and its peculiarities in comparison with other contracts are represented.

Текст научной работы на тему «Соглашение о разделе продукции как специфический вид инвестиционных договоров: публично-правовая и гражданско-правовая природа договора в сопоставлении с конструктивными особенностями других договоров»

В этом случае дополнительно могут быть установлены мотивы и цели фальсификации и подделки, степень осведомленности лица о предстоящей дактилоскопической регистрации и тем самым, возможно, его преступное прошлое.

Итак, следотека фальсифицированных узоров содержит по крайней мере два вида криминалистически значимой информации: информацию о действиях преступника, направленных на создание заведомо негативных обстоятельств и привнесенных в криминальную обстановку на месте происшествия, и информацию о способе фальсификации папиллярного узора, а также о диагностических и идентификационных свойствах оборудования, используемого для его изготовления.

Расширение круга объектов учета и их оптимизация дадут наибольший эффект при внедрении в повседневную практику и будут способствовать построению наиболее перспективных розыскных версий, успешному расследованию и раскрытию наиболее тяжких преступлений.

Библиографический список

1. Белкин, Р С. Курс советской криминалистики [Текст] / Р. С. Белкин. - М., 1978.

2. Волынский, А. Ф. Криминалистическая регистрация [Текст] / А Ф. Волынский, Е. Р. Россин-ская. - М., 1992.

3. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 1998. - № 24. - Ст. 1466.

4. Обзор криминальной хроники // http://www.yogsegodnya.ru

5. Сухарев, А. Г. Особенности исследования следов папиллярных узоров, подвергшихся изменению с помошью лазерного излучения [Текст] / А. Г. Сухарев, Н. С. Кудинова // Человек как источник криминалистически значимой информации : мат-лы Всерос. межведом. науч.-практ. конф. / под. ред. А. М. Зинина : в 2 ч. - Саратов, 2003. - Ч. 2.

УДК 347.75/.76 ББК 67.404.201

И.В. Кондакова

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ИНВЕСТИЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА В СОПОСТАВЛЕНИИ С КОНСТРУКТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДРУГИХ ДОГОВОРОВ

с

овременная российская экономика ориентирована на эффективное недропользование. На территории Российской Федерации расположены свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, 33% газа, 11% угля; из недр

России ежегодно извлекаются 10% нефти, 25% - газа, 7% угля от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом [1, с. 11].

Доходы от природных богатств составляют основу государственного бюджета, поэтому значение законодательства, регулирующего сферу, связанную с эксплуатацией природных ресурсов, очень велико. Сегодня активно используются гражданско-правовые нормы, регулирующие недропользование. В то же время нормативно-правовые акты не позволяют четко установить порядок, условия и пределы использования гражданского права в отношении недропользования.

Сочетание частного и публичного элемента в процессе правового регулирования использования недр является объективным условием, позволяющим оптимизировать и повысить эффективность добычи и использования природных богатств. Необходимо критически переосмыслить встречающиеся в научной юридической литературе позиции, переоценивающие роль частноправовых или же, напротив, публично-правовых начал в такой специфической сфере, как недропользование.

Административный порядок характеризуется отношениями зависимости по предоставлению недр в пользование, дает неограниченные возможности государству произвольно предоставлять и прекращать право пользования. По этому основанию необходимо создать равные условия ответственности недропользователя перед государством и государства перед недропользователем. Необходимо доказать, что именно нормы гражданского права полностью распространяются на соглашение о разделе продукции, что позволяет защищать недропользователя в системе публично-правовых отношений, одновременно обособляя государство как субъекта, наделенного публично-властными полномочиями.

На протяжении длительного периода времени в отношениях по использованию недр применялся лишь лицензионный порядок. Переход на экономикоплановое построение отношений в Российской Федерации обусловило необходимость расширения сферы применения гражданско-правового метода регулирования имущественных отношений и в области недропользования, что явилось предпосылкой к появлению нового вида договора - соглашения о разделе продукции [2, с. 18].

Соглашение о разделе продукции как разновидность специфического инвестиционного соглашения представляет собой регламентирующую права на разведку и добычу ископаемых ресурсов договоренность между правительством, действующим от имени государства как собственника минеральных ресурсов, и одним или несколькими инвесторами (отечественными и (или) иностранными производственными компаниями). Соглашение о разделе продукции является самым специфическим видом инвестиционного договора, поскольку сочетает элементы публично-правового и гражданско-правового характера.

Популярность соглашения о разделе продукции вызвана его преимуществами. Например, оно содействует эффективной разработке отдельных месторождений природных ресурсов в течение всего срока осуществления проекта. Принимающая сторона в лице правительства получает часть продукции (доходы взимаются в натуральной форме, например, в виде нефти, которая может про-

даваться за границу за валюту) и играет активную роль в проекте совместного предприятия. Государство может быть заинтересовано в иностранных ноу-хау, получении технологий, освоении управленческих навыков. Как правило, совместное предприятие создается государственной компанией и иностранным инвестором.

Согласно ч. 2 п. 3 ст. 1 Закона «О соглашениях о разделе продукции» [3] на права и обязанности сторон по договору распространяется гражданское законодательство, а ст. 20 Закона предусматривает, что государство и инвестор несут ответственность в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции при условии соблюдения гражданского законодательства. В связи с этим некоторые авторы-цивилисты однозначно относят соглашение о разделе продукции к гражданско-правовому договору [4, с. 24]. Другие ученые предлагают для регулирования соглашения принять специальное законодательство, которое бы сочетало в себе частноправовые и публично-правовые методы регулирования, предпочитая сконцентрировать внимание на публично-правовых [5, с. 28]. Несмотря на отмечаемую некоторыми авторами гражданско-правовую концепцию, заложенную в Законе «О соглашениях о разделе продукции» [6, с. 26-27], в настоящее время Закон содержит как нормы гражданского, так и административного, экологического, природоресурсного права.

Цивилистами на протяжении долгого периода времени предпринимались попытки отнести соглашение о разделе продукции к определенному типу договоров, предусмотренных гражданским правом. Многие ученые утверждают, что соглашение о разделе продукции [7, с. 152-153] носит исключительно подрядный характер, однако мы придерживаемся иной точки зрения.

Так, в соответствии со ст. 702, 703 ГК РФ по договору подряда подрядчик обязуется изготовить или переработать (обработать) вещь или выполнить другую работу по заданию заказчика и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По общему правилу подрядчик осуществляет выполнение работ за свой счет и на свой риск. Отличительная особенность соглашения о разделе продукции от договора подряда заключается в том, что государство не дает инвестору никаких заданий по производству работ. В ст. 7 Закона «О соглашениях о разделе продукции» упоминаются различные программы, проекты, планы, но они не могут быть признаны заданием заказчика, поскольку эти программы и планы работ разрабатываются инвестором или иным обозначенным лицом соглашения (оператором), а не государством. Государство же в лице уполномоченных органов принимает решения об одобрении представляемых инвестором и (или) оператором соглашения программ, планов работ и смет расходов [8, с. 653].

В Законе «О соглашениях о разделе продукции» не предусматривается оплата государством инвестору выполненной работы. Более того, нет и упоминания о передаче государством инвестору части произведенной продукции, а по договору подряда заказчик уплачивает подрядчику обусловленную цену. Отличительные аспекты заключаются еще и в следующем: во-первых, инвестор передает не всю произведенную продукцию, а только ее часть, определяемую в соглашении, и, во-вторых, представляется, что часть прибыльной продукции передается го-

сударству не в качестве результата работ, а в счет платы за пользование исключительными правами.

Между подрядом и соглашением о разделе продукции существуют сходные черты, которые заключаются в обязанности инвестора передать государству произведенную продукцию. Общим между договором подряда и соглашением о разделе продукции является и условие, что инвестор осуществляет работы за свой счет и на свой риск. Данный риск лежит на инвесторе только до начала коммерческой эксплуатации месторождения (добычи), то есть инвестор несет риск в период поиска и разведки месторождения. Анализ делается на основании того, что при добыче инвестор фактически не несет никаких рисков, поскольку месторождение уже разведано и установлена экономическая и иная социальная целесообразность добычи, и в любом случае цель соглашения будет достигнута. Все расходы инвестора по соглашению о разделе продукции, связанные с поиском и разведкой, в случае коммерческого открытия и начала добычи компенсируются за счет части произведенной продукции (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона «О соглашениях о разделе продукции»).

Спорной является точка зрения многих авторов о наличии в соглашении о разделе продукции признаков договора аренды, а также применении к отношениям по использованию участков недр правил об аренде [9, с. 154; 10], так как в соответствии со ст. 607 ГК РФ по договору аренды могут быть переданы вещи, которые сохраняют свои натуральные свойства в процессе их использования (непотребляемые вещи), а также обособленные природные объекты. К таким вещам не относятся участки недр. Полезные ископаемые являются составной частью недр и не восстанавливаемыми запасами. При их добыче в какой-то степени потребляются недра, поскольку из недр извлекается их составная часть. Таким образом, часть недр фактически опустошается и уничтожается в отличие от таких природных ресурсов, как земля, воды, леса, у которых имеется свойство возобновляемости при условии их рационального использования и проведения необходимых мероприятий. Следовательно, недра теряют свои натуральные свойства в процессе использования. Очевидно, что в данном случае нарушается существенное условие договора имущественного найма о предмете.

Анализируя юридическую конструкцию договора аренды и соглашения о разделе продукции, необходимо отметить существенные отличия в их правовом конструировании. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды непосредственно передается определенное имущество во владение и пользование либо только в пользование, а по соглашению о разделе продукции государство передает лишь исключительные права на недра, а не сами участки недр.

Многие цивилисты усматривают сходство договора о разделе продукции и договора коммерческой концессии (франчайзинга). Ими выводится и аргументируется положение, что соглашение о разделе продукции содержит элементы концессионности. Так, С.А. Сосна, соглашаясь с невозможностью отождествления соглашения о разделе продукции и концессии, полагает все же, что признаки соглашения придают ему концессионный характер [6, с. 33].

Общими признаками соглашений является то, что они фактически являются инвестиционными проектами, имеют схожие субъекты. Анализируя определе-

ние концессионного соглашения, заключенного в гл. 54 ГК РФ, приходим к выводу, что и по соглашению о разделе продукции, и по концессионному договору передаются только исключительные права, принадлежащие государству. Законодателем в основу проекта федерального закона «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» [11] было мнение о концессионной природе соглашения о разделе продукции. В ст. 5 данного проекта закона признается положение, что соглашение о разделе продукции является одной из разновидностей концессионного договора.

Существенным различием между этими договорами является то, что по концессионному соглашению право собственности на произведенную продукцию полностью принадлежит инвестору, а по соглашению о разделе продукции инвестор получает право собственности только на ее часть. Таким образом, самый главный отличительный признак - объем прибыли. Этот показатель существенен прежде всего с экономической точки зрения, однако законодатель, обобщая соглашение о разделе продукции и договора коммерческой концессии (франчайзинга) признаком единства концессионности, этого не учел. Законодатель допускает такие различия только в рамках концессионного договора.

Многие ученые по ряду схожих признаков признают соглашение о разделе продукции простым торговым товариществом [12]. Во-первых, участники объединяют свои вклады в целях извлечения полезных ископаемых (исключительное право на ведение поиска, разведки и добычи полезных ископаемых дается государством). Во-вторых, прибыль распределяется между инвестором и государством, а расходы и убытки определяются в соглашении. В-третьих, в соглашении о разделе продукции, так же, как и в договоре простого товарищества, стороны не находятся на противоположных сторонах обязательства, поскольку имеют общую задачу.

Отличительные особенности данных договоров заключаются в том, что целью соглашения о разделе продукции не является осуществление предпринимательской деятельности и участие государства в договоре простого товарищества не ограничивается, так как (п. 2 ст. 1041 ГК РФ) риск, возлагаемый на инвестора, исчезает при добыче полезных ископаемых.

Анализ соглашения о разделе продукции показывает, что данный договор носит смешанный характер по своей природе. Он сочетает в себе признаки трех договоров: подряда, коммерческой концессии (франчайзинга) и простого товарищества. Данные сходные признаки договоров позволяют сделать вывод о преобладании в соглашении о разделе продукции распространенных в договорных обязательствах гражданско-правовых норм над публично-правовыми.

Библиографический список

1. Литвиненко, В. А. Недра требуют государственного подхода [Текст] / В. А. Литвиненко // Российская Федерация сегодня. - 2006. - № 3.

2. Доронина, Н. Г Правовое регулирование инвестиций в России и за рубежом [Текст] / Н. Г. Доронина. - М., 1999.

3. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продук-

ции» // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 18; 1999. - № 2. - Ст. 246; 2001. - № 6. - Ст. 2579; 2003. -№ 23. - Ст. 2174.

4. Брагинский, М. И. Договорное право [Текст] / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. - М., 2000. - Кн. 1: Обшие положения.

5. Лисица, В. Н. О проекте федерального закона «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» [Текст] / В. Н. Лисица // Законодательство и экономика. - 2002. - № 9.

6. Сосна, С. А. Комментарий к Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции» [Текст] / С. А. Сосна. - М., 1997.

7. Лукьяненко, М. Ф. Правовая природа соглашений о разделе продукции [Текст] / М. Ф. Лукьяненко // Учен. зап. Института государства и права Тюменск. гос. ун-та. - Вып. 1 : Актуальные проблемы цивилистики. - Тюмень, 2000.

8. Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю над их реализацией. Утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. № 86 // СЗ РФ. - 2001. - № 7. - Ст. 653.

9. Ахмадиева, Г Д. Правовое регулирование внешнеэкономических контрактов в Республике Казахстан [Текст] / Г. Д. Ахмадиева. - Алматы, 1996.

10. Гражданское право : учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., 1997. - Ч. II.

11. Письмо Правительства РФ от 21 августа 1995 г. № 2488п-П2 «О внесении проекта федерального закона «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» // СПС «Гарант».

12. Ем, В. С. Договор простого товаришества (комм. гл. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации) / В. С. Ем, Н. В. Козлова // СПС «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.