УДК: 347.4
Редькин Игорь Александрович
Система гражданско-правовых механизмов осуществления инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе
Российской Федерации.
Инвестиционная деятельность в топливно-энергетическом комплексе имеет свои особенности, обусловленные как стратегической важностью самого процесса капиталовложений, так и особенностями объекта инвестирования. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны [6]. Ни одна комплексная хозяйственная сфера страны не может автономно функционировать, обеспечивая и аккумулируя благоприятный и экономически выгодный режим для государства. Источниками роста и развития топливно-энергетического комплекса по праву следует признать активное привлечение в отрасль внутреннего и внешнего капитала.
Основным юридически закрепленным средством, регулирующим хозяйственные отношения между субъектами и обеспечивающим процесс инвестирования, является договор. Указанный гражданско-правовой механизм определяет порядок и условия исполнения договорных обязательств, формы взаимодействия сторон, устанавливает контроль за исполнением обязательств, учитывая специфические особенности конкретных взаимоотношений сторон [3].
Правовую основу предпринимательской деятельности и инвестиционных правоотношений, реализуемых в сфере ТЭК, создает достаточно фундаментальный пласт нормативно-правовых актов, в том числе имеющих узкую отраслевую направленность. Бесспорно, основным документом, регламентирующим происходящие хозяйственные процессы на
рынке, остается Гражданский кодекс Российской Федерации. Однако более тщательный анализ аспектов реализации инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе, позволяет сделать о вывод о наличии особенной специфики отношений, обусловленной комплексной структурой данной отрасли, разнообразием потенциальных объектов инвестирования, своеобразным экономико-правовым режимом.
Вышеуказанные факторы обуславливают заключение в рассматриваемой сфере общественных отношений не только широко применяемых на практике и имеющих четкое законодательное регулирование гражданско-правовых договоров, но и договоров, имеющих смешанную правовую природу и классифицируемых в зависимости от объекта инвестирования. На первый взгляд, заключаемые договоры, отвечают характеристикам и признакам гражданско-правовых, однако считаем необходимым отметить характерные особенности, присущие только договорам, заключаемым в сфере топливно-энергетического комплекса.
1. Сторонами выступают участники, наделенные зачастую особым статусом и спецификой функционирования. Кроме того, субъектный состав участников правоотношений может быть предопределен нормативными актами, наделяющими их соответствующим правом участия в сделке.
2. С учетом объема нормативно-правовой базы, отраслевой направленности договора, представляется возможным отметить отличительные черты, свидетельствующие о необходимости выделения ряда договоров в обособленную группу. К ним, прежде всего, будут отнесены договоры, предмет и объект которых сопряжен с поиском, разведкой, добычей, транспортировкой и переработкой сырья (нефти, газа, угля, иных полезных ископаемых).
К вышеуказанной группе договоров правомерно причислять договоры, связанные со сбором, хранением, обработкой геологической информации о недрах, лицензионные соглашения, договоры подряда по прокладке нефте-, газопроводов, бурения, строительства скважин, аренды оборудования и т.д.
Механизм реализации данных договоров сопряжен с указанием на специфичный объект, режим и порядок использования которых недостаточным образом урегулирован положениями ГК РФ и требует дополнительного объема нормативных правил и требований, которые так или иначе установлены в отраслевом законодательстве России.
3. Немаловажным фактором в деятельности хозяйствующих субъектов являются факторы потенциально завышенных рисков предпринимательского, экономического, политического и репутационного характера при реализации инвестиционных проектов. С учетом довольно обширного субъектного состава участников правоотношений, представляющих не только внутригосударственных и международных инвесторов, но и органы государственной власти, отдельного внимания заслуживают механизмы и способы минимизации неблагоприятных последствий для сторон и принятие исчерпывающих мер по их максимальному отражению в текстах заключаемых контрактов. Фундаментальными гражданско-правовыми механизмами привлечения инвестиций разумно считать дорогостоящие и долгосрочные инфраструктурные проекты, реализуемые посредством концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции.
Законодательное оформление режима концессионных соглашений в Российской Федерации связывают с принятием 21 июля 2005 года Федерального закона № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Анализ норм указанного закона позволяет определить ряд существенный признаков и условий, отличающих концессионные соглашения от иных гражданско-правовых форм реализации инвестиционной деятельности.
Одной стороной (концедентом) концессионного соглашения выступает государство (Российская Федерация и (или) ее субъект либо муниципальное образование, другой (концессионер) является отечественный или иностранный инвестор. Концессионные договоры существовали в российском дореволюционном праве и применялась, к примеру, в 60-х годах XIX века при строительстве железной дороги. По утверждениям Г.Ф.
Шершеневича «концессионная система - термин не вполне точный, потому что концессия есть разрешение со стороны правительства известному лицу открыть предприятие, которое не подлежит свободному производству, например у нас - проведение и эксплуатация железной дороги, так что получение концессии возможно и там, где нет концессионной системы для возникающих акционерных товариществ» [3].
В современной правовой доктрине все же преобладает мнение, согласно которому концессионный договор определяется как особый, "смешанный" тип договора, соединяющий в себе в непостоянных, меняющихся пропорциях публично-правовые и гражданско-правовые начала. Концессионный договор объединяет по сути два договора. Первый является административным актом, регламентирующим правовое положение концессионера, второй составляет гражданско-правовой договор между теми же сторонами, устанавливает имущественные последствия и условия эксплуатации. Государство, вступая в договор, руководствуется не только предпринимательскими, но и общественными интересами, такие интересы и цели иногда требуют отступления от рыночных критериев поведения государства как стороны в договоре[2].
Использование концессии - практичная форма вложения средств, позволяющая обеспечить эффективное использование государственной собственности и привлекать долгосрочные инвестиции для создания либо реконструкции объектов недвижимого имущества общественного значения, которые принадлежат или будут принадлежать на праве собственности государству. Фактически концессия - это своего рода разновидность долгосрочной аренды, однако концессионер несет и инвестиционные обязательства [4].
Перечень объектов государственной собственности, передаваемых в хозяйственную эксплуатацию на концессионной основе, достаточно обширен. Наиболее привлекательную для инвесторов группу объектов формируют природные ресурсы: полезные ископаемые, различные виды
ресурсов, в том числе на континентальном шельфе и особенных экономических зонах. Кроме того, могут быть допустимыми для освоения объекты экономической инфраструктуры (автодороги, железные дороги, трубопроводный транспорт, морские, речные и воздушные порты, линии связи и коммуникации). Еще одну группу объектов формируют объекты сферы общественных услуг и сельского хозяйства, государственные и муниципальные предприятия, а также некоторые виды хозяйственной либо иной общественно полезной деятельности.
Достоинствами концессионной формы управления инвестиционными объектами традиционно считаются следующие: минимизация финансовой нагрузки государства, поскольку затраты по финансированию, управлению и текущему ремонту объектов, переданных в концессию, несет концессионер; устанавливаются долгосрочные отношения между государством и концессионером на основе заключения договоров; привлекается частный, в том числе иностранный, капитал, исключая потери стратегического контроля над важными системными инфраструктурными объектами.
Интересы инвесторов в реализации концессионных проектов обусловлены получением концессионером в долговременное управление государственных активов на льготных условиях оплаты, наличием достаточных гарантий возврата вложенных средств, возможностью получения из бюджета государства дотационных денежных средств в целях повышения качества обслуживания. Помимо прочего, концессионер за счет повышения производительности труда, внедрения инноваций увеличивать прибыль в течение всего срока действия режима концессии.
На практике реализация концессионных соглашений осложнена неоднозначностью правового регулирования, наличием законодательных пробелов в аспекте разработки и заключения концессионного соглашения, обеспечения прозрачности процедур осуществления сделки и включения в нее всех осуществленных условий, удовлетворяющих обе стороны соглашения. Однако стоит отметить небезуспешные нормотворческие
попытки уполномоченных органов государственной власти, ориентированные на систематизацию нормативных актов и более четкую регламентацию процесса заключения и исполнения концессионных соглашений.
Еще одним видом привлечения инвестиций в ТЭК является заключение соглашений о разделе продукции (далее - СРП). В России данный механизм регулирует Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Закон о разделе продукции), являющийся правовой основой для функционирования отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяющий основные правовые условия таких соглашений, что, прежде всего, следует отнести к сфере разработки и добычи ресурсов и ископаемых.
Разработка на условиях СРП характерна для месторождений, требующих значительных материальных затрат, когда капиталовложения необходимы, например, при разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе. Начальные затраты на строительство платформ и элементов инфраструктуры зачастую настолько высоки, что выполнение работ без учета сторонней экономической поддержки затруднено даже крупными компаниями, которые считают экономически оправданным привлечение инвестиций, в том числе иностранных.
В мировой практике соглашения о разделе продукции заключаются в сфере нефтяной промышленности и широко применяются нефтедобывающими странами и компаниями. Наиболее успешными примерами некоторых СРП принято считать "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Самотлорское месторождение", "Приразломное нефтяное месторождение", "Ванкорское газонефтяное месторождение".
Согласно положениям Закона о разделе продукции СРП является договором, в соответствии с которым Россия предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе
и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск <7>. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено инвесторам, устанавливаются федеральными законами, к которым, в частности, могут быть отнесены участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.
Сторонами соглашения о разделе продукции выступают Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы, а также инвесторы -юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключаемого с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном российским законодательством, и в согласованные сторонами сроки.
Произведенная по соглашению продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать соответствующие условия и порядок определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости, части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению, раздела между государством и инвестором прибыльной и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период, передачи инвестором государству принадлежащей ему в
соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента, получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
Правовой анализ современного режима соглашений о разделе продукции позволяет сделать вывод о наличии немалого количестве дискуссионных вопросов относительно его правовой природы, корректных механизмах применения материального права в случаях участия иностранного контрагента, ограничений доступа иностранных инвесторов к разделу и их преференциях. Немало вопросов возникает и относительно правового режима СРП в связи со вступлением России в ВТО, а также эскалацией санкционного воздействия на Россию со стороны европейских государств и Соединенных Штатов Америки, оказывающего прямое влияние на топливноэнергетический сектор нашей страны.
Процесс инвестирования иностранного капитала в экономику нашей страны не может оставаться неурегулированным, а наоборот должен обеспечивать эффективный и стабильный экономический прирост денежных средств с применением развитых правовых институтов. Думается, что выдвигаемые идеи реформирования и правового оздоровления данного института должны иметь целью возрождение прежнего уровня инвестиционной деятельности с иностранными участниками и достижение общей стабильности инвестиционного климата страны.
Составной частью топливно-энергетического комплекса России с учетом широкого спектра нормативных актов, регламентирующих лишь данную отрасль, следует признать электроэнергетическую сферу. Электроэнергетика в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» представляет отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Положениями статьи 32 указанного закона определено, что на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
Существенная специфика прав на электроэнергию предопределяет тот факт, что к договорным конструкциям в рамках энергорынка подлежит применению специальное законодательство С учетом того, что конструкции реализационных договоров в сфере электроэнергетики не всегда вписываются в традиционно регулируемые правовые рамки, а также принимая во внимание механизмы оборота электроэнергии разумной представляется дифференциация договоров по характеру оборотных прав и особенностям применяемых договорных конструкций:
1. Отношения по обороту прав на электроэнергию. Основной целью сделок обозначены передача комплекса прав на электроэнергию, обеспечивая правомерность потребления потребителем оплаченных объемов электроэнергии и компенсацию издержек генерирующего источника.
Природа и содержание данных договоров радикально отличается предметом - это право, которое предоставляется непосредственно (как предмет сделки) приобретателю электроэнергии. В то время как, к примеру, в договоре купли-продажи покупателю передается товар и право собственности на него.
2. Отношения по реализации прав на электроэнергию.
С учетом осуществления процесса энергоснабжения и исполнения реализационных обязательств правомерно выделить следующие типы договоров: договор, предусматривающий поставку самой электроэнергии - в этом случае обязательству по данному договору сопутствуют обязательственные отношения покупателя по транспортировке приобретаемой электроэнергии (права на электроэнергию) с сетевой организаций; и форвардный контракт, допускающий покрытие выборочных часов суток, дней недели, сроки действия которого могут изменяться в широких пределах. По существу, отношения на рынках электроэнергии имеют очень сложную природу и абстрактно представляют торговлю таким специфическим товаром, как электроэнергия.
Резюмируя, следует отметить, что инвестиции в ТЭК практически не осуществляются посредством инвестиционных правоотношений, поскольку объектами выступают сложные инженерные сооружения, для выполнения работ на которых необходимо привлечение значительных ресурсов, в том числе и кадровых, которые не могут быть обеспечены инвестором единолично. Указанные задачи традиционно решаются с применением гражданско-правовых механизмов осуществления инвестиционной деятельности, в том числе описанных выше.
Литература.
1. Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научнопрактическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007;
2. Линник Л. Концессионные соглашения - одна из форм привлечения инвестиций // Инвестиции в России. 2002. N 7. С. 5;
3. Салиева Р.Н., Правовое регулирование хозяйственных (предпринимательских) отношений в топливно-энергетическом комплексе, Тюмень, ТюмГНГУ, 2011;
4. Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве. С. 5;
5. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 151;
6. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. - № 1234-р, (ч.1) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 сентября 2003 г. № 36 ст. 3531.