Даурбеков А. С.
СОГЛАШЕНИЕ О НЕКОНКУРЕНЦИИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ КИТАЯ
10.2. СОГЛАШЕНИЕ О НЕКОНКУРЕНЦИИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ КИТАЯ
Даурбеков Амирхан Саварбекович, аспирант кафедры трудового права; ведущий юрисконсульт
Место работы: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Гормедтехника Департамента здравоохранения города Москвы»
Место учебы: ОУП ВО «АТиСО»
Аннотация: в настоящее время Китай является одной из ведущих экономик в мире. Работодатели Китая неустанно развивают свое производство, навыки, а также оказывают большое внимание развитию навыков своих работников. На сегодняшний день в рыночной, конкурентной экономике многие компании сталкиваются с такой проблемой как уход из компании ценных сотрудников, обладающих ценными навыками, клиентскими связями и информацией о секретах производства фирмы.
В целях защиты конкуренции, законодателями Китая было внедрено в трудовое право Китая соглашение о неконкуренции, которое заключается работником и работодателем при заключении трудового договора и действует после его расторжения.
Рассмотрение данного вопроса вызывает большой интерес не только с теоретической но и с практической точки зрения, поскольку обеспечение здоровой конкуренции является не только обязательным элементом развития экономики, но также значительным фактором инвестиционной привлекательности страны в целом.
В статье проводится анализ соглашения о неконкуренции как института трудового права Китая, условий его применения, а также сферы действия, рассматриваются вопросы правового регулирования соглашения о неконкуренции в Китае, дается оценка основным нормативным актам КНР, направленным на регулирование соглашения о неконкуренции в Китае, проводится анализ субъектного состава соглашения о неконкуренции в Китае.
Ключевые слова: соглашение о неконкуренции, трудовой договор, трудовые правоотношения, Китай, работник, работодатель, защита конкуренции.
AGREEMENT OF NON-COMPETITION IN THE LABOR LAW OF CHINA
Daurbekov Amirkhan S., post-graduate student of training at the department of labor Law; lead сеunsel
Place of employment: State budgetary institution of the city of Moscow «Gormedtehnika of Department of Health of the city of Moscow»
Study place: EITU HE «AL&SR»
Abstract: At present, China is one of the leading economies in the world. Employers of China tirelessly develop their production, skills, and also give great attention to developing the skills of their employees. However, to date, in a competitive environment, many companies are faced with the problem of leaving valuable employees who have crucial skills, customer connections and confidential information about the company's business.
In order to protect fair competition, Chinese lawmakers have introduced into the labor law of China a concept of on noncompetition agreement, which is concluded by the employee and employer at the moment of entering into the employment contract and have effect after termination of the employment contract.
Consideration of this issue is quite interesting from a theoretical and practical point of view, as ensuring fair competition is not only an indispensable element of economic development, but also a significant factor in the investment attractiveness of the country as a whole.
The author analyzes the scope, potential parties and conditions for application of the agreement on non-competition as a relatively new concept for China labor law, examines the main problems of legal regulation of the concept and assesses the main normative acts related to the mentioned concept.
Keywords: agreement of non-competition, labour contract, labor relations, China, employee, employer, protection of fair competition.
Концепция о неконкуренции в КНР положила свое в начале в 1990-х годов, когда в 1993 году вступил в силу Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией1. Указанный закон определяет коммерческую тайну как любую техническую и коммерческую информацию, которая неизвестна общественности, может приносить
1 Anti-Unfair Competition Law of the PRC, NPC (promulgated by the Standing Comm. Nat'l People's Cong., Sept. 2, 1993, effective Dec. 1, 1993), Sept. 2, 1993, available at http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/05/content_4600.htm (China).
экономические выгоды правообладателю, имеет практическую полезность и для которой владелец коммерческой тайны принял меры для сохранения своей конфиденциальности.
Субъекты неконкуренции были впервые упомянуты в «Мнениях о мобильности работников на предприятиях» 2 (далее - Мнения). Согласно ст. 2 Мнений, рабо-
2 Opinions Regarding Mobility of Employee in Enterprises, WENKU
(promulgated by the Ministry of Labor, 1996), available at
тодатель может потребовать, чтобы работник, владеющий коммерческой тайной не осуществлял трудовую деятельность на предприятии в конкуренции с работодателем в течение трех лет после истечения срока действия или расторжения трудового договора при условии, что неконкурентное соглашение подписывается и выплачивается определенная сумма компенсации сотруднику.
Необходимо отметить, что до 2008 года у КНР не было единого национального нормативного акта, регулирующего статус субъектов неконкуренции. Тем не менее, на практике работодатели обычно требовали от ключевых сотрудников вступить в соглашения о неконкуренции3. Со временем существование неконкурентов начало противоречить другим основным законам, таким как регулирующим договорное право.
В целях обеспечения единого подхода в регулировании неконкурентных отношений, Национальный народный конгресс КНР обнародовал Закон о трудовом договоре4, вступивший в силу 1 января 2008 года, который определил статус субъектов неконкуренции.
Так, согласно ст. 23 Закона о трудовом договоре, работодатель и работник могут установить в трудовом договоре положения о конфиденциальной информации, касающиеся неразглашения коммерческой тайны и защиты прав интеллектуальной собственности работодателя.
Работодатель может установить положения об ограничении конкуренции в трудовом соглашении и соглашении о неразглашении конфиденциальной информации с работниками, ответственными за неразглашение конфиденциальной информации, а также установить ежемесячную материальную компенсацию в течение срока ограничения конкуренции после расторжения или прекращения трудового договора. В случае нарушения установленного ограничения конкуренции работник должен возместить работодателю нанесенный ущерб.
В соответствии со ст. 24 Закона о трудовом договоре КНР, сотрудники, на которых распространяется ограничение конкуренции, включают руководителей высшего звена, технических специалистов высшего звена и иных сотрудников, ответственных за неразглашение конфиденциальной информации. Сфера, территория, сроки, на которые распространяется ограничение конкуренции, устанавливаются работодателем и работником. Положения об ограничении конкуренции не должны нарушать положения законов и подзаконных актов.
Срок ограничения конкуренции, в течение которого указанные в предыдущем пункте работники не имеют права работать в организации с аналогичным видов хозяйственной деятельности или состоящую в конкурентных отношениях с работодателем, а также открывать собственное дело, схожее с деятельностью работодателя после расторжения или прекращения трудового договора, не должен превышать 2 лет.
В данных статьях описываются основные элементы неконкуренции:
1. Трудовой договор может включать в себя неконкурентные положения, направленных на защиту коммер-
http://wenku.baidu.com/view/6b8c6f2f647d27284b735109.html (China).
3 Washington journal of law, Technology & arts volume 11. Issue 5 spring 2016. A comparative study of non-compete agreements for trade secrets protecction in the United States and China. Cite as: 11 Wash. J.L. Tech. & Arts 405 (2016) http://digital.law.washington.edu/dspace-law/handle/1773.1/1580
4 Закон о трудовом договоре Китайской Народной Республики (обнародован Национальным народным конгрессом КНР, 29 июня 2007, вступил в силу 01.01.2008) // http://english.gov.cn/archive/laws_ regulations/2014/08/23/content_281474983042501.htm
ческой тайны и других конфиденциальных вопросов работодателя;
2. Неприсоединение применяется только к старшему руководству, старшим техническим специалистам и другим лицам с соблюдением конфиденциальности;
3. Ограничения сферы деятельности, географического района и продолжительности должны быть разумными и согласованными друг с другом, а продолжительность не должна превышать двух лет;
4. Работодатель должен выплачивать компенсацию работнику ежемесячно на протяжении всего срока неконкурентоспособности; и
5. Если работник нарушает данное соглашение, работник возмещает работодателю убытки, согласованные в контракте.
Касательно обязанности ежемесячной компенсации работнику, необходимо отметить, что в Законе о трудовом договоре КНР нет определения «разумной компенсации». Кроме того, возникает вопрос о необходимости выплаты такой компенсации работникам, работающих у работодателя, или же указанная компенсация выплачивается только после расторжения трудового договора в период неконкуренции? На данные вопросы Верховный народный суд КНР, в своих толкованиях определил, что обязательство о неконкуренции в период осуществления трудовой деятельности у работодателя вытекает из обязанности работника по лояльности и добросовестности, за которую работник уже получает вознаграждение и обязанность выплачивать соответствующую компенсацию у работодателя отсутствует. Что касается компенсации в период действия соглашения о неконкуренции (после расторжения или прекращения трудового договора), минимальный и разумный размер такой компенсации может считаться тридцать процентов годового оклада работника каждый год, но не ниже минимального размера оплаты труда5.
В своих толкованиях от 31 января 2013 года Верховный народный суд Китайской Народной Республики, как уже было отмечено, опубликовал судебное толкование по трудовым спорам (IV) («Толкование IV»)6.
Согласно данным толкованиям, в случае расторжения трудового договора по основаниям не предусмотренным законодательством, действие соглашения о неконкуренции сохраняет свою силу в полном объеме, если стороны не договорятся об обратном7.
Толкование также определяет, что работник имеет право расторгнуть соглашение о неконкуренции, если работодатель не выплатит компенсацию в течение трех месяцев после расторжения трудового договора в силу «причин работодателя»8. Причины невыплаты соответствующих сумм экс-работнику у работодателя могут быть различными, например аннулирование банковских счетов и т.д. Таким образом, Верховный народный суд КНР обеспечил защиту интересов работника от недобросовестных действий работодателя.
Стоит, отметить, что компенсация работодателю убытков работником, вследствие нарушения соглашения о неконкуренции, не освобождает его от обяза-
5 Китай: применение неконкурентов для защиты бизнес-секретов/ https://www.dentons.com/en/insights/newsletters/2017/march/14/global-етр1оутепИа^/уег/д1оЬа1-етр1оутепНа^/уег-2017/аррНса^оп-о^поп-compete-in-business-secret-protection
6 Толкования № IV Верховного суда КНР от 31.12.2012 (вступили в силу 01.02.2013) // http://www.ub-co.com/country/china/the-peoples-supreme-court-issued-interpretation-iv-on-certain-issues-regarding-applicable-laws-in-labor-dispute-cases/
7 Там же.
8 Там же.
Даурбеков А. С.
СОГЛАШЕНИЕ О НЕКОНКУРЕНЦИИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ КИТАЯ
тельств по исполнению данного соглашения до истечения срока его действия9. Таким образом, интересы работодателю защищены от недобросовестных действий экс-работников, которые при нарушении соглашения о конкуренции компенсируют убытки работодателю с целью дальнейшего освобождения от неконку-ретных обязательств.
Необходимо указать, что соглашение о неконкуренции может быть прекращено по инициативе работодателя в любое время действия соглашения, при условии оплаты работнику требуемых ежемесячных сумм за оставшийся период действия соглашения плюс дополнительные 3 месяца компенсации работнику10.
Что касается применимости аналогичных соглашений в России, необходимо отметить, что работодатель может включить условие о неконкуренции в трудовой договор, но обладать исковой защитой такое условие, к сожалению, не будет.
Российские суды при рассмотрении подобных споров руководствуются положениям ст. 34 Конституции РФ11. Положения ст. 37 Конституции РФ указывают, что труд в РФ свободен12. Согласно ч. 3 ст. 22 ГК РФ, полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Кроме того, необходимо отметить, что положения ст. 55 Конституции РФ, указывают на возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства13.
Стоит также отметить, что правоприменительная практика, по данному вопросу также носит принципиальный характер. Минтруд РФ указал на невозможность включения в трудовые договоры условий, которые ограничивают права работников 4
Таким образом видно, что применение положений о неконкуренции в трудовом праве России не представляется возможным. Более того, работодатель несет риск административной ответственности в соответ-
9 Там же.
10 Там же.
11 Согласно ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для любой, не запрещенной законом экономической деятельности.
12 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
13 Там же.
14 Согласно письму Минтруда РФ от 19.10.2017 № 14-2/В-942, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права
или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с уста-
новленными трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Федеральным законом и иными нормативными актами не предусмотрено, что в трудовом договоре с работником, ином документе может быть предусмотрен запрет на действия работника в течение какого-либо срока после расторжения трудового договора, если такие действия могут привести к неблагоприятным последствиям для бывшего работодателя, в том числе на трудоустройство этого работника у другого работодателя, занимающегося теми же видами деятельности в той же области, что и прежний работодатель. Письмо Минтруда России от 19.10.2017 N 14-2/В-942// «Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера», 2017, N 11.
ствии со ст. 5.27 КоАП РФ15.
Несмотря на указанные императивные предписания, законодательство России предусматривает механизмы защиты работодателя от недобросовестных работников, использующих информацию в коммерческих или иных личных целях.
Необходимо отметить, что установление режима коммерческой тайны предусмотрено Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - ФЗ «О коммерческой тайне»)16.
Так, согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне», информация, составляющая коммерческую тайну, -сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
В соответствии с ч. 9 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне», разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
В целях обеспечения защиты коммерческой тайны, работодателю необходимо разработать локальные нормативные акты, устанавливающие данный режим, определить перечень работников, имеющих доступ к данной информации, определить порядок обращения с таким сведениями, и внести соответствующие положения в трудовые договоры с работниками, которые имеют доступ к коммерческой тайне.
Действующее законодательство России определяет перечень информации, в отношении которой не может быть установлен режим коммерческой тайны17.
15 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
16 Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // «Собрание законодательства РФ», 09.08.2004, N 32, ст. 3283.
17 Согласно ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне», режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений: 1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих
Также необходимо отметить, что согласно п. «в» ч. 6 ст. 81 ТК РФ, разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника влечет расторжение трудового договора по инициативе работодателя1 .
Таким образом необходимо отметить, что несмотря на различия, существующие в подходах правового регулирования института соглашения о неконкуренции, законодательство Китая и России схожи в том, что обеспечение правовой защиты коммерческой тайны, является одной из важнейших задач государства, поскольку здоровая конкуренция является двигателем экономического развития любого государства. Так, согласно ст. 14 Конституции КНР, государство неуклонно повышает производительность труда и эффективность экономики, развивает производительные силы общества путем повышения активности и технического уровня трудящихся, распространения передовой науки и техники, совершенствования систем управления экономикой и управления предприятиями, осуществления различных форм социалистической ответственности, улучшения организация труда.19 Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Представляется, что соглашение о конкуренции может иметь и обратную сторону. Так например, соглашения о неконкуренции могут ограничивать трудовую мобильность граждан. Ввиду того, что согласно положениям ст. ст. 23 и 24 Закона о трудовом договоре в КНР, экс-работнику запрещается вступать в трудовые отношения с работодателем (организацией) конкурирующую с экс-работодателем, несмотря на то, что экс-работник может выполнять функционал, не связанный с предметом соглашения о неконкуренции.
Необходимо отметить, что введение института соглашения о неконкуренции в трудовом праве России, могло бы оказать позитивное влияние на развитие конкуренции в России Сложившаяся практика свидетельствует о том, что работники организаций зачастую пользуются отсутствием какой-либо ответственности и вступают в трудовые отношения с работодателями-
мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
18 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
19 Конституция Китайской Народной Республики (Принята на пятой сессии Пятого Всекитайского собрания народных представителей и обнародована для принятия в связи с объявлением Национального народного конгресса 4 декабря 1982 года. с поправками к Конституции Китайской Народной Республики, принятой на первой сессии VII Всекитайского собрания народных представителей 12 апреля 1988 года, первой сессии VIII Всекитайского собрания народных представителей 29 марта 1993 года, второй сессия девятого Национального народного конгресса 15 марта 1999 года и второй сессии десятого Всекитайского собрания народных представителей 14 марта 2004 года) // http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Constitution/2007-ИЛа^е^ 1372966.htm
конкурентами экс-работодателя используя не только опыт и навыки, приобретенные у экс-работодателя, но также и ключевых клиентов, пользуясь принципами «свободы договора» и «свободы труда», нанося тем самым ущерб своим бывшим работодателям.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,39%.
Список литературы:
1. Беликова К.М. Оформление и упорядочение отношений трудового найма с участием иностранного элемента: индивидуальный трудовой договор и регулирование основных условий труда в странах БРИКС. Пробелы в российском законодательстве, № 5, 2016.
2. Беликова К.М. К вопросу о возможности наднационального коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в странах БРИКС (на примере Индии). Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, № 3, 2106.
3. Китай: применение неконкурентов для защиты бизнес-секретов // https://www.dentons.com/en/insights/newsletters/ 2017/march/14/global-employment-lawyer/global-employment-lawyer-2017/application-of-non-compete-in-business-secret-protection.
4. The Employment Law Rewiev by Erica C Collins / UK-Law Business Research Ltd., 2014.
5. Washington journal of law, Technology & arts volume 11. Issue 5 spring 2016. A comparative study of non-compete agreements for trade secrets protecction in the United States and China. Cite as: 11 Wash. J.L. Tech. & Arts 405 (2016) // http://digital.law.washington.edu/dspace-law/handle/1773.1/1580.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Даурбекова А. С. на тему: «Соглашение о неконкуренции в трудовом праве Китая»
Представленная к рецензированию статья, написана на актуальную тему. Проблема неконкуренции сегодня, как никогда, злободневна. Россия ее пока не может разрешить в силу законодательных запретов на ограничение свободы труда. В этой связи, работники, работающие с ключевыми клиентами, увольняясь, уносят с собой информацию о работе с данным работодателем, зачастую, передавая новому хозяину его секреты. Статья Даурбекова А. С. анализирует опыт Китая в решении этой проблемы.
Автор произвел анализ соглашения о неконкуренции как института трудового права Китая, условий его применения, а также сферы действия. Рассматриваются вопросы правового регулирования соглашения о неконкуренции в Китае, дается оценка основным нормативным актам КНР, направленным на регулирование соглашения о неконкуренции в Китае, проводится анализ субъектного состава данного соглашения, рассматривается вопрос о возможности использования китайского опыта в условиях России.
Все вышеизложенное позволяет рекомендовать статью для публикации в научной печати
Рецензент:
Д-р юрид. наук, профессор
НИУ ВШЭ
Буянова М. О.