Научная статья на тему 'Соединяя прошлое и будущее: преподаватель в современном образовании'

Соединяя прошлое и будущее: преподаватель в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
философия образования / миссия педагога / ценности / традиции и новаторство / технологии / диалог / philosophy of education / mission of the teacher / values / traditions and innovation / technologies / dialogue

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохраняева Татьяна Вилевна

Исследование любой образовательной проблемы предполагает анализ того, как общество понимает миссию «человека обучающего» и как она реализуется на практике. Сегодня в условиях широкого внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность особую актуальность приобретают вопросы профессиональной идентичности учителей школ и преподавателей высшей школы, трансформации традиционных ролей педагога, значимости наставничества. Всероссийская научно-практическая конференция «Преподаватель в современном образовании: Кто он? Какой он? К Году учителя и наставника в России», проходившая 23–24 ноября 2023 года на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, была посвящена всестороннему рассмотрению статуса, функций и роли современного педагога. В качестве докладчиков и слушателей в конференции приняли участие более 100 человек, представляющих научно-педагогическое сообщество 21 региона Российской Федерации. Общим итогом дискуссий стало признание того, что под влиянием технологизации процессов обучения и современных социальных требований к образованию меняются представления о функциях учителей и преподавателей, но в общественном сознании сохраняется понимание их особой миссии как субъектов формирования личностных качеств человека, как посредников, обеспечивающих преемственность духовных ценностей, связующих культурные традиции и современность, проектирующих образовательные практики будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сохраняева Татьяна Вилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNECTING THE PAST AND THE FUTURE: A TEACHER IN MODERN EDUCATION

The study of any educational problem involves an analysis of how society understands the mission of a “teaching person” and how it is implemented in practice. Under the circumstances of the widespread introduction of digital technologies into educational activities, the issues of professional identity of school teachers and lectors of higher education, the transformation of the traditional roles of a teacher, and the importance of mentoring are becoming particularly relevant. The All-Russian scientific and practical conference “Teacher in modern education: Who is he? What is he like? To the Year of the Teacher and Mentor in Russia”, held on November 23–24, 2023 at the Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University was devoted to a comprehensive consideration of the status, functions and role of the modern teacher. More than 100 people representing the academic and pedagogical community of 21 regions of the Russian Federation took part in the conference as speakers and listeners. The overall conclusion of the discussions was the recognition that, under the influence of the technologization of learning processes and modern social requirements for education, ideas about the functions of teachers and mentors are changing, but in the public consciousness the understanding of their special mission as subjects of the formation of a person’s personal qualities, as intermediaries ensuring the continuity of spiritual values, connecting cultural traditions and modernity, designing educational practices of the future remains.

Текст научной работы на тему «Соединяя прошлое и будущее: преподаватель в современном образовании»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Т. В. Сохраняева

Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С.142-151. Values and Meanings. 2024. No.1 (89). P. 142-151. УДК 304.2:37.01:378.1 D 01:10.24412/2071-6427-2024-1-142 -151

Соединяя прошлое и будущее: преподаватель в современном образовании

Сохраняева Татьяна Вилевна

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия E-mail: sokhran@gmail.com ORCID: 0009-0008-5426-8711

Аннотация. Исследование любой образовательной проблемы предполагает анализ того, как общество понимает миссию «человека обучающего» и как она реализуется на практике. Сегодня в условиях широкого внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность особую актуальность приобретают вопросы профессиональной идентичности учителей школ и преподавателей высшей школы, трансформации традиционных ролей педагога, значимости наставничества. Всероссийская научно-практическая конференция «Преподаватель в современном образовании: Кто он? Какой он? К Году учителя и наставника в России», проходившая 23-24 ноября 2023 года на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, была посвящена всестороннему рассмотрению статуса, функций и роли современного педагога. В качестве докладчиков и слушателей в конференции приняли участие более 100 человек, представляющих научно-педагогическое сообщество 21 региона Российской Федерации. Общим итогом дискуссий стало признание того, что под влиянием технологизации процессов обучения и современных социальных требований к образованию меняются представления о функциях учителей и преподавателей, но в общественном сознании сохраняется понимание их особой миссии как субъектов формирования личностных качеств человека, как посредников, обеспечивающих преемственность духовных ценностей, связующих культурные традиции и современность, проектирующих образовательные практики будущего.

© Сохраняева Т. В., 2024

142

Ключевые слова: философия образования, миссия педагога, ценности, традиции и новаторство, технологии, диалог.

Для цитирования: Сохраняева Т. В. Соединяя прошлое и будущее: преподаватель в современном образовании // Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С.142-151.

CONNECTING THE PAST AND THE FUTURE: A TEACHER IN MODERN EDUCATION Tatiana V. Sokhranyaeva

Ph.D. (Philosophy), Associate Professor, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: sokhran@gmail.com ORCID: 0009-0008-5426-8711

Abstract. The study of any educational problem involves an analysis of how society understands the mission of a "teachingperson" and how it is implemented in practice. Under the circumstances of the widespread introduction of digital technologies into educational activities, the issues of professional identity of school teachers and lectors of higher education, the transformation of the traditional roles of a teacher, and the importance of mentoring are becoming particularly relevant. The All-Russian scientific and practical conference "Teacher in modern education: Who is he? What is he like? To the Year of the Teacher and Mentor in Russia", held on November 23-24, 2023 at the Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University was devoted to a comprehensive consideration of the status, functions and role of the modern teacher. More than 100 people representing the academic and pedagogical community of 21 regions of the Russian Federation took part in the conference as speakers and listeners. The overall conclusion of the discussions was the recognition that, under the influence of the technologization of learning processes and modern social requirements for education, ideas about the functions of teachers and mentors are changing, but in the public consciousness the understanding of their special mission as subjects of the formation of a person's personal qualities, as intermediaries ensuring the continuity of spiritual values, connecting cultural traditions and modernity, designing educational practices of the future remains.

Keywords: philosophy of education, mission of the teacher, values, traditions and innovation, technologies, dialogue.

For citation: Sokhranyaeva T. К Connecting the past and the future: a teacher in modern education // Values and Meanings. 2024. No.1 (89). P. 142-151. (In Rus).

Современный мир — предельно динамичный и неравновесный -постоянно порождает множество проблем и вызовов, актуализирующих задачи философского осмысления теории и практики образования, концептуализации его смыслов и целей, обоснования принципов выстраивания образовательных отношений. С целью теоретического обсуждения наиболее актуальных образовательных проблем, кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова ежегодно проводятся тематические конференции, нацеленные на формирование научного видения образовательных процессов и на поиск

оптимальных практических решений.

Прошедшая в ноябре 2023 года Всероссийская научно-практическая конференция «Преподаватель в современном образовании: Кто он? Какой он? К году педагога и наставника в России» в одиннадцатый раз собрала философов, социологов, психологов, практических работников образования разных уровней, представлявших широкую «географию» российского образования. Состоявшаяся в год 15-летия основания кафедры философии образования в структуре философского факультета Московского университета конференция в количественном и, главное, качественном аспектах продемонстрировала важность комплексного научного исследования образования и особую роль философии образования в концептуализации его принципов и направлений.

В современном образовательном дискурсе активно обсуждаются серьёзные вызовы в отношении преподавания как вида деятельности и его субъектов под влиянием экономических, технологических социокультурных изменений [2, 4]. Активное внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта (далее в тексте — ИИ) актуализирует эту проблематику, «натиск» технологий обуславливает как большие возможности по проектированию и реализации инновационных педагогических практик, так и потенциальные риски для образования [1], в том числе и риски алгоритмизации образовательных отношений, искажения смыслов и профессионального статуса преподавательской деятельности. Необходимость широкого обсуждения этих процессов в академическом и педагогическом сообществе очевидна, и состоявшиеся в рамках конференции дискуссии могут быть рассмотрены как некий вариант социально-гуманитарной экспертизы процессов технологизации образовательной деятельности.

Целью конференции было междисциплинарное исследование социальной роли и культурной миссии преподавателей и наставников как ключевых субъектов образования, выявление концептуальных оснований педагогических практик с учётом особенностей национальной культурной традиции и современных процессов функционирования образования в условиях всё возрастающего влияния технологической составляющей образовательной деятельности.

В рамках конференции состоялось пленарное заседание, работали пять самостоятельных секций и круглый стол. Направленность работы секций и их наименования определялись основными направлениями

анализа проблематики конференции. Проведённый во второй день работы конференции Круглый стол «Современный учитель как призвание и профессия» был посвящен 15-летию основания кафедры философии образования философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

В ходе работы секции 1 «Концептуализация смыслов образования: традиции и современность» обсуждались имевшие место в истории и современные подходы к обоснованию целей и задач образования. В докладах, связанных с экскурсами в историю российского образования (анализ педагогического опыта С. А. Рачинского, проект «пролетарского университета» А. А. Богданова), обосновывался тезис о значении «взгляда в прошлое» для анализа проблем современности. При анализе текущей ситуации в российском образовании в фокусе внимания была проблема сложности выстраивания системы образовательных целей под влиянием объективных факторов, которые не являются однонаправленными. Так, в системе высшего образования сегодня, с одной стороны, расширяется пространство использования цифровых инструментов, позволяющих функционировать в формате постиндустриального типа общества, и происходит смещение к космополитизации сознания, техник и практик. С другой — осуществляются попытки найти формы проявления духа национализации, локализации, в виде регионально ориентированных форм организации обучения. Возникающий в связи с этим вопрос: как конструировать образ субъекта образования, который будет сочетать в себе патриотизм (идеологический аспект) в эпоху глобальных сетей и универсалистских методологий (технологический аспект)?

Как актуализирующие проблему смыслов образования обсуждались: сложности формирования ценностного каркаса у людей, рожденных и взрослеющих в цифровую эпоху, усваивающих новые культурные установки; задачи анализа глобального образования и роли академического сообщества в этих процессах; необходимость применения междисциплинарной методологии в процессе образования, особенно для анализа масштабных социальных проблем; сохраняющийся гендерный дисбаланс в системе образования. Отдельный акцент в дискуссии был сделан на анализе процессов, которые могут блокировать возможность раскрытия в полной мере творческого потенциала преподавателей, оказывать негативное воздействие на профессиональную самооценку работников образования («бумажный геноцид» и другие следствия менеджеризма). Дополнительные риски деформации представлений

преподавателей и учителей о профессиональной идентичности и значимости создаются в условиях активного использования больших данных (Big Data), когда статус субъектов образования определяется во многом их «учтённостью» в различных базах данных, «цифровым следом» и системами рейтингования.

Работа секции 2 «"Человек обучающий": роль преподавателя в современном обществе (ожидания, требования, качества)» была связана с анализом проблематики субъекта преподавания. Вопросы, к которым было проявлено особое внимание аудитории, касались, прежде всего: трансформации требований к современному преподавателю, его личностным и профессиональным качествам, происходящей в связи с развитием информационных технологий и иных технических средств, использующихся в образовательном процессе; сравнения и выявления специфики различных форм наставничества в образовании на его разных этапах, в науке и в бизнесе (в связи с проблемой адаптации персонала); трансформации традиционных ролей педагога и возрастания значения диалогических и исследовательских моделей преподавания на разных этапах образования (дошкольном, школьном и высшем) и с учетом различной специфики образовательных учреждений; возникновению в современном образовании противоречия между традиционной для образования концепцией «человека обучающего» и связанной с общей тенденцией геймификации концепцией «человека играющего».

В ходе обсуждения отмечалось, что концептуализация смыслов деятельности субъекта преподавания сегодня не может быть завершенным процессом: перед современным человеком обучающим (Homo docens) открывается пространство как для трансформирующего взаимодействия с новыми технологиями, так и для переосмысления самого образовательного процесса и своей роли в его реализации. Одновременно возникают проблемы демаркации: между учителем и учеником как равными субъектами образовательных отношений, между игрой/развлечением и учебным трудом, между новыми цифровыми технологиями и тенденциями гуманизации.

Секция 3 «Преподаватель как субъект образовательного процесса в оптике социологии» была представлена докладами, раскрывающими проблемы статуса и функций преподавателей и учителей с привлечением результатов социологических исследований. Значение исследования социологического ракурса вопросов было показано на примерах зарубежного

и отечественного опыта использования опросных методов в процессе оценки педагогической деятельности преподавателя вуза. Использование подобных опросов является распространенной институализирован-ной практикой, но варьируются подходы и методические разработки в области получения обратной связи. Особое внимание было уделено различным методам и этапам построения рейтинга преподавателей на основе результатов анкетирования студентов, обобщен опыт построения рейтинга преподавателей на основе результатов социологических исследований, накопленный на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова с 2006 г. по 2022 г.

При рассмотрении профессиональной позиции педагога в знаниевой, гуманистической и менеджеристской парадигмах управления системой образования отмечалось, что в менеджеризме происходит отчуждение форм отчетности педагога от содержания его деятельности. Были приведены релевантные проблеме данные исследований образовательных результатов школьников и профессионального здоровья педагогов. При обсуждении проблемы кадрового обеспечения преподавания истории в общеобразовательных организациях на примере Саратовской области были рассмотрены основные социально-демографические характеристики учителей как социальной группы, проанализированы данные ведомственной статистики, представлены результаты социологического опроса учителей и школьников.

Участники секции обсудили роль информационно-коммуникационной компетентности преподавателя в эпоху цифровизации, в ходе обсуждения были определены основные характеристики, компоненты и уровни развития данной компетентности, а также значение кадрового потенциала для обеспечения модернизационных процессов в современном образовании.

Особенностью работы секции 4 «<Преподаватель и новые технологии: сотрудничество или соперничество» было то, что большинство докладов предполагало обращение к результатам реализованных либо находящихся в стадии реализации проектов, связанных с апробацией авторских технологий (в том числе цифровых) в сфере образования, и рефлексию в отношении названного выше эмпирического материала с позиций философии образования и теоретической педагогики с опорой на междисциплинарный подход.

В представленных докладах обсуждались: картина применения

адаптивных образовательных технологий в НИЯУ МИФИ и статус актора образовательного процесса в контексте внедрения решений, связанных с применением искусственного интеллекта; оценка внедрения новых технологий в образовательный процесс на примере среднего профессионального образования, ключевые вызовы, обусловленные цифровой экспансией в область межчеловеческих взаимоотношений, и возможные преимущества грамотного использования цифровых инструментов, например, электронных учебников, в ходе реализации образовательных задач; ситуация возможной конкуренции между преподавателями и нейросетями; характеристики искусственного интеллекта, которые, с одной стороны, могут обеспечить преимущества ИИ перед человеком, но, с другой — не могут быть в полной мере смоделированы в ИИ (способность к эмпатии, к эмоциональному восприятию контрагента и интуитивному мышлению, способность к невербальной коммуникации). Вниманию участников было представлено цифровое приложение «Цифровая аскетика», призванное компенсировать растущий запрос на рефлексивные практики у представителей старшего поколения, а также скомпенсировать крен современного образования в сторону обучения в ущерб воспитанию, технологические решения, на которых строится работа данного приложения, и методологические основания его работы.

Ведущим тезисом состоявшегося обсуждения стала апелляция к неал-горитмизируемым качествам человеческой личности, лежащим в основе образовательного процесса, в том числе, к эмпатии, моделировать которую ИИ оказывается не в состоянии. Подчёркивалось, что цифровым технологическим инструментам, в том числе основанным на использовании ИИ, присущ ряд системных недостатков, связанных с невозможностью в полной мере моделировать непосредственное межличностное общение. Обосновывалось сохраняющееся значение внедрения в образовательный процесс проектных методов, которые по-новому формируют соотношение ролей в системе «преподаватель-ученик».

Работа секции 5 «Практический педагогический опыт: концептуальные основания» была нацелена на выявление концептуальных оснований образовательных практик. В фокусе внимания участников были возможные парадигмальные модели как базовые для практической работы. Отмечалось непреходящее значение идеала пайдейи и кантовских идей для понимания роли преподавателя и принципов практической образовательной деятельности.

Активное обсуждение вызвали доклады по проблеме межпредметных связей в обучении. В свете этого вопроса анализировалось классическое педагогическое наследие Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, в трудах которых обосновывалось позитивное влияние предметного синтеза на умственное развитие ребенка и системность обучения в целом. Была обоснована необходимость современного переосмысления наследия философов и дидактов, показано значение осознания содержательных связей предметов для развития метапред-метных навыков.

В ряде докладов рассматривались актуальные вопросы формирования самостоятельного, творческого мышления в условиях нарастающей циф-ровизации. В связи с проблемой детского творчества анализировался опыт работы с детьми на примере проектов программы «Философия — Детям» (авторская программа Л. Т. Ретюнских). Обсуждался вопрос, каким должен быть преподаватель для работы в такой просветительской программе, обосновывался вывод, что учитель, знакомящий детей с особенностями философского мышления, стимулирует их самостоятельный поиск и размышления, отказываясь от роли учителя «классической школы».

На завершившем первый день работы конференции пленарном заседании в докладах обобщающего характера были обозначены перспективы исследования проблем академического и педагогического сообществ. В докладе Д. П. Козолупенко было показано, что трансформация роли педагога предполагает не столько изобретение новых составляющих данной роли, сколько смещение и перегруппировку старых: особенно важным становятся качества педагога, помогающие обучающемуся справляться с множественностью возможной информации, её амбивалентностью и видимой равнозначностью.

Значение эмоционального интеллекта как необходимого качества современного педагога и наставника было проанализировано в докладе А. А. Костиковой. В современной ситуации, когда тенденции социального дистанцирования, усиленные ситуацией пандемией, деформируют коммуникативные навыки, внимание к формированию доброжелательной коммуникативной среды — один из главных вызовов для системы образования, а развитие соответствующих компетенций педагога является важным условием эффективного ответа на этот вызов.

Задачи исследования личности педагога, его представлений о соотношении человеческого начала и профессиональных характеристик

обозначил в своём выступлении В. М. Кондратьев. Как важнейшее качество педагога была проанализирована способность к самоанализу, формирующаяся в том числе посредством философского знания, которому, однако, не уделяется должного внимания при подготовке педагогических кадров.

Анализу причин недостаточной эффективности модели воспроизводства научных кадров в высшей школе был посвящен доклад В. С. Собкина и М. М. Смысловой. С привлечением данных мониторингового анкетного опроса аспирантов в РФ [5] была рассмотрена проблема научного руководства как одного из ключевых факторов в системе подготовки научно-педагогических кадров, показана связь оценки аспирантами успешности своих перспектив по защите диссертации с доступностью их профессионального общения с научным руководителем.

В выступлении Е. В. Брызгалиной проблема профессиональных компетенций педагога была рассмотрена в остро актуальном контексте «ге-нетизации» жизни человека и общества — нарастающего внимания государства и общества к генетическим открытиям, активного использования генетических знаний и технологий в различных социальных практиках. Были показаны риски утраты целостности восприятия человека в единстве телесного субстрата и духовности, когда генетическое наделяется самостоятельным статусом, отдельной ценностью, становится объектом изучения и вмешательства. В докладе обосновывалась необходимость осмысления общественным сознанием процессов генетизации общественных практик и повышения генетической грамотности граждан через систему образования и просветительскую деятельность, что предполагает широкое информирования педагогического сообщества по этим вопросам.

Рассмотрению философского контекста образовательных принципов был посвящен доклад Дж. Райдера. Были проанализированы социальные стандарты и ожидания в отношении образования, принцип равного доступа к возможностям образования, понимание образования как общественного и частного блага, общие принципы построения образовательных программ.

В рамках Круглого стола «Современный учитель как призвание и профессия» обсуждались актуальные темы современной теории и практики образования: важность вклада педагога в реализацию Указа Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских

духовно-нравственных ценностей»; актуальность задачи объединения подходов различных дисциплин в рамках школьного образования; развитие творческих навыков обучающихся в условиях массовой циф-ровизации. Большой интерес участников вызвал доклад Д. Н. Янышева о Национальной платформе открытого образования [3], дальнейшее развитие которой будет способствовать обеспечению доступности и повышению качества образования, инновационному развитию страны, подготовке новых уникальных специалистов, необходимых для реализации приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики России.

Литература

1. Брызгалина Е. В., Шкомова Е. М. Социально-гуманитарная экспертиза систем искусственного интеллекта в образовании: обоснование, сущность, рекомендации по проведению // Вестник Воронежского государственного университета, серия Философия. 2023. № 2. С. 9-14.

2. Ефимова Г. З., Латышев А. С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения // Вопросы образования / Educational Studies Moscow, 2023. Вып. 1 (апрель), С. 72-108.

3. О проекте «Национальная платформа открытого образования» [Электронный ресурс] https://npoed.ru/about.

4. Радаев В. В. Преподавание в кризисе. М.: Издательский дом ВШЭ, 2022. 220с.

5. Собкин В. С., Смыслова М. М. Социальное самочувствие аспирантов: эмоциональная оценка собственных перспектив // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 72-83.

References

• Bryzgalina E. V., Shkomova E. M. Social'no-gumanitarnaya ekspertiza sistem iskusstvenno-go intellekta v obrazovanii: obosnovanie, sushchnost', rekomendacii po provedeniyu // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, seriya Filosofiya. 2023. № 2. S. 9-14. [In Rus].

• Efimova G. Z, Latyshev A. S. Udovletvorennost' trudom u rabotnikov vysshego uchebnogo zavedeniya // Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, 2023. Vyp. 1 (aprel'), S.72-108. [In Rus].

• proekte «Nacionalnayaplatforma otkrytogo obrazovaniya» [Elektronnyj resurs] https://npoed. ru/about [In Rus].

• Radaev V. V. Prepodavanie v krizise. M.: Izdatel'skij dom VShE, 2022. 220s. [In Rus].

• Sobkin V. S., Smyslova M. M. Social'noe samochuvstvie aspirantov: emocional'naya ocenka sobstvennyh perspektiv // Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2021. Tom 13. № 1. S. 72-83. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 07.12.2023; одобрена после рецензирования 16.01.2024; принята к публикации 21.01.2024.

The article was submitted 07.12.2023; approved after reviewing 16.01.2024; accepted for publication 21.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.