Научная статья на тему 'Педагог в фокусе диалога наук и образовательных практик'

Педагог в фокусе диалога наук и образовательных практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные практики / педагог / ресурсно-прогностический подход / системный личностно-развивающий подход / стратегии образования / технологии / educational practices / teacher resource-prognostic approach / systemic personaldeveloping approach / education strategies / technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митина Лариса Максимовна, Осадчева Ирина Игоревна, Митин Георгий Валерьевич

Цель – рассмотрение значимых научных подходов к решению актуальных вопросов по психологической готовности к овладению профессией педагога, обобщению образовательных практик, оценке развития наставничества как эффективного способа адаптации молодого учителя к профессии. Процедура и методы. Основным методом является анализ научных исследований последних лет, результаты которых были представлены в научных журналах, индексируемых в российских и международных системах научного цитирования Web of Science, Scopus, ВАК, и рассмотрены на конференциях, форумах и конгрессах, организованных в Год педагога и наставника в 2023 г. Обобщение научных взглядов и образовательных практик позволило выявить актуальные вопросы современного и будущего образования и воспитания, подготовки педагога, обеспечивающего высокий культурный уровень развития общества. Результаты исследования. Обзор научных исследований и образовательных практик, имеющих важное значение для определения психолого-педагогических условий личностного и профессионального развития педагога как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных технологий. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты ценны для инновационной практики подготовки педагога будущего и повышения уровня личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митина Лариса Максимовна, Осадчева Ирина Игоревна, Митин Георгий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATOR IN THE FOCUS OF THE DIALOGUE OF SCIENCES AND EDUCATIONAL PRACTICES

Aim. Purpose of the article is to consider significant scientific approaches to solving pressing issues on psychological readiness for mastering the profession of a teacher, summarizing educational practices, assessing the development of mentoring as an effective way to adapt a young teacher to the profession. Methodology. The main method is the analysis of scientific research of recent years, the results of which were presented in scientific journals indexed in Russian and international scientific citation systems Web of Science, Scopus, HAC and considered at conferences, forums and congresses organized in the Year of Teacher and Mentor in 2023. The generalization of scientific views and educational practices made it possible to identify topical issues of modern and future education and education, training of a teacher who ensures a high cultural level of development of society. Results. The result is an overview of scientific research and educational practices that are important for determining the psychological and pedagogical conditions of the personal and professional development of the teacher as a convergence of the national traditions of Russian education, modern scientific knowledge and innovative technologies. Research implications. The results are valuable for the innovative practice of training a teacher of the future and increasing the level of personal and professional development of subjects of continuing education.

Текст научной работы на тему «Педагог в фокусе диалога наук и образовательных практик»

педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

УДК 159 . 9

DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-7-24

педагог в фокусе диалога наук и образовательных практик

Митина Л. М, Осадчева И. И., Митин Г. В.

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Российская Федерация Аннотация

Цель - рассмотрение значимых научных подходов к решению актуальных вопросов по психологической готовности к овладению профессией педагога, обобщению образовательных практик, оценке развития наставничества как эффективного способа адаптации молодого учителя к профессии.

Процедура и методы. Основным методом является анализ научных исследований последних лет, результаты которых были представлены в научных журналах, индексируемых в российских и международных системах научного цитирования Web of Science, Scopus, ВАК, и рассмотрены на конференциях, форумах и конгрессах, организованных в Год педагога и наставника в 2023 г. Обобщение научных взглядов и образовательных практик позволило выявить актуальные вопросы современного и будущего образования и воспитания, подготовки педагога, обеспечивающего высокий культурный уровень развития общества.

Результаты исследования. Обзор научных исследований и образовательных практик, имеющих важное значение для определения психолого-педагогических условий личностного и профессионального развития педагога как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных технологий. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты ценны для инновационной практики подготовки педагога будущего и повышения уровня личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования.

Ключевые слова: образовательные практики, педагог, ресурсно-прогностический подход, системный личностно-развивающий подход, стратегии образования, технологии

© CC BY Митина Л . М. , Осадчева И . И . , Митин Г. В . , 2023.

EDUCATOR iN THE FOCUS OF THE DiALOGUE OF SCiENCES AND EDUCATiONAL PRACTiCES

L. Mitina, I. Osadcheva, G. Mitin

Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research ul. Mokhovaya, 9, str. 4, Moscow, 125009, Russian Federation

Abstract

Aim. Purpose of the article is to consider significant scientific approaches to solving pressing issues on psychological readiness for mastering the profession of a teacher, summarizing educational practices, assessing the development of mentoring as an effective way to adapt a young teacher to the profession.

Methodology. The main method is the analysis of scientific research of recent years, the results of which were presented in scientific journals indexed in Russian and international scientific citation systems Web of Science, Scopus, HAC and considered at conferences, forums and congresses organized in the Year of Teacher and Mentor in 2023. The generalization of scientific views and educational practices made it possible to identify topical issues of modern and future education and education, training of a teacher who ensures a high cultural level of development of society.

Results. The result is an overview of scientific research and educational practices that are important for determining the psychological and pedagogical conditions of the personal and professional development of the teacher as a convergence of the national traditions of Russian education, modern scientific knowledge and innovative technologies.

Research implications. The results are valuable for the innovative practice of training a teacher of the future and increasing the level of personal and professional development of subjects of continuing education.

Keywords: educational practices, teacher resource-prognostic approach, systemic personal-developing approach, education strategies, technologies

Введение

В мире, который постоянно меняется, становится всё более неопределённым и непредсказуемым, необходимы педагоги будущего, способные подготовить учащихся к вызовам завтрашнего дня, о которых практически ничего не известно . Учитель должен анализировать реальную жизнь так, чтобы предвидеть и прогнозировать, как она изменится ко времени взросления его сегодняшних учеников, и обладать необходимыми ресурсами для решения перспективных задач

Краткий обзор научно-практических мероприятий в Год педагога и наставника в Российской Федерации

Научные мероприятия в Год педагога и наставника в Российской Федерации позволили обсудить актуальные проблемы образования от подготовки педагогических кадров в педагогических колледжах и вузах до личностной профессионализации педагога в процессе его трудовой деятельности . Огромное количество педагогов, учащихся и сотрудников научных и образовательных учреждений приняли участие в

w

ISSN 2949-5113^

мероприятиях самого разного уровня от классных часов, тематических утренников и аудиторных семинаров до международных конгрессов, форумов и научно-практических конференций . Количество мероприятий в рамках Года педагога и наставника исчисляется тысячами, и это привлекло внимание общества к профессии учителя, вырос интерес к педагогической деятельности по всей стране, «... во многих средних и высших образовательных учреждениях интерес молодёжи к педобразованию в этом году оказался как никогда высоким. Только в педагогические вузы Министерства просвещения РФ было подано рекордное число заявлений - 385 тысяч на педспе-циальности. Это почти на 100 тысяч больше, чем в прошлом году», - отметила заместитель министра просвещения РФ Т. В . Васильева1 .

В ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им . А . И . Герцена» успешно прошёл Всероссийский студенческий педагогический форум «Учитель - профессия дальнего действия», объединивший студентов из педагогических вузов России, что помогло будущим педагогам обрести опыт, знания и полезные знакомства в профессиональной среде . Традиционный Международный педагогический форум в Санкт-Петербурге дал возможность педагогам обменяться опытом, повысить свою квалификацию, пообщаться с иностранными коллегами В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ)

1 Российские педвузы подвели итоги приёмной кампании [Электронный ресурс]. URL: https://na. ría. ru/20230914/pedvuzy-18962 53899. html?ysclid=lomwl81mry368738593 (дата обращения: 14.09.2023).

| 2023 / № 4

старт Году педагога и наставника был начат «Марафоном науки с Томским педагогическим», посвящённым личности педагога и учёного в истории университета, который завершился занятиями в экспериментальных лабораториях и большими экскурсиями по музеям университета. На площадке ТГПУ также прошёл Третий международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI в . : вызовы и решения» при участии экспертов из России, Беларуси, Казахстана и Китая .

Психологический анализ перспективных исследований непрерывного педагогического образования: новые научные подходы, ресурсы развития, образовательные практики

Особое внимание российских и зарубежных учёных привлекла XIX Международная научно-практическая конференция «Учитель будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик», организованная на базе ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (Психологический институт РАО) при участии Международной ассоциации профессоров славянских стран (АР8С), Софийского университета им Святого Климента Охридского (София, Республика Болгария), Белорусского государственного университета (Минск, Беларусь), Барано-вичского государственного университета (Барановичи, Беларусь), Приднестровского государственного университета им . Т. Г. Шевченко (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан),

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

ТОО «Академия физической культуры и массового спорта» (ЛРБМ8) (Астана, Казахстан), Национального исследовательского Нижегородского государственного университета

им . Н . И . Лобачевского (Арзамасский филиал) (Арзамас, Россия), Омского государственного университета

им . Ф . М . Достоевского (Омск, Россия), Смоленского государственного университета (Смоленск, Россия), Московского психолого-социального университета (Москва, Россия)

Конференция была направлена на обсуждение противоречий между реальной образовательной практикой современной России и перспективами образовательной политики национальной системы педагогического образования, а именно на:

- инновационные процессы в экономической, производственной, социальной сферах и дефицитом научно-методологических основ национальной системы инновационного педагогического образования;

- социальную необходимость в обновлении педагогических кадров и отсутствие единой стратегии планирования и разработки образовательных программ педагогических вузов в актуальных направлениях подготовки учителя будущего;

- совершенствование образовательного процесса, стимулирование лич-ностно-профессионального развития учителя и отсутствие опережающих психологических технологий подготовки будущих педагогов в вузах, колледжах и педагогических классах школ;

- необходимость развития ресурсных возможностей учителя будущего и недостаточной разработанностью теоретико-эмпирических оснований

выявление его психических (личностных и профессиональных) резервов как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания (философия образования, психопедагогика, нейропсихология, психофизиология, клиническая психология и др ) и инновационных технологий (цифровых, коммуникативных, когнитивных, виртуальных и других)

Основными направлениями

работы конференции стали:

Содержательное: междисциплинарные теории современного образования и образования будущего, теоретико-методологические основы, новые научные подходы, концептуальные модели, психологические принципы, закономерности педагогической теории и практики в фокусе диалога социально-гуманитарных, естественных, нейро- и информационных наук в рамках отечественных образовательных традиций

Динамическое: всё временное поле профессионализации педагога: этапы, стадии, периоды, кризисы, барьеры, ресурсы личностно-профессиональ-ного развития в непрерывном временном континууме предподготовки, опережающей профессиональной подготовки, профессиональной самореализации учителя будущего

Технологическое: современные технологии, методики, инновации, ре-троновации и эффективные практики непрерывного педагогического образования с целью гармонизации процессов обучения, воспитания, развития учащихся Технологии применения конвергентных знаний, компетенций и технологий в профессиональной де-

155Ы 2949-5113^

ятельности педагогов-психологов при работе с учащимися, родителями, учителями и другими специалистами

Институциональное: различные типы и формы образовательных организаций - школ, колледжей, вузов, включая гомогенные, гетерогенные, интегрированные, инклюзивные системы образования, а также обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями

Проектное: научно-обоснованное прогнозирование построения личностного и профессионального пространства педагога будущего - возможные альтернативные сценарии их развития, тренды индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий

Конференция проводилась в рамках научного проекта, организованного в 2006 г. лабораторией психологии профессионального развития личности ФГБНУ «Психологический институт РАО» под руководством проф , докт психол . наук Л . М . Митиной . За 18 лет конференция превратилась в важное научное событие, в рамках которого российские и зарубежные исследователи - представители академической и вузовской науки - могут обмениваться мнениями по ключевым проблемам науки, образования, профессионального развития . Эта престижная междисциплинарная конференция объединяет представителей российской и международной науки из различных областей знания

Пленарное заседание, посвящён-ное учителю будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик в рамках Года педагога и наставника, открыла проф , докт психол наук

| 2023 / № 4

Л . М . Митина. Ею было представлено теоретико-эмпирическое исследование комплекса ресурсно-прогностических компонентов личности педагога: рефлексивное проектирование, конструктивное совладание, эмоционально-ценностное вовлечение, обусловливающих анализ, прогноз и актуализацию ресурсных возможностей педагога в ответ на вызовы и риски будущего времени Результаты исследования показали, что ресурсно-прогностические конструкты являются главными факторами, детерминирующими высокий уровень личностно-профессионального развития учителя как субъекта создания образовательной среды для развития и конструирования будущего учащихся [9; 10; 11].

Проф , докт психол наук, академик РАО И . В . Дубровина свой доклад посвятила актуальной проблеме воспитания учащихся, развития их духовно-нравственной культуры Докладчик показал неразрывную связь образования с культурой в прошлом, настоящем и будущем: когда эта связь нарушается - падает уровень воспитания школьников и снижается культурный уровень общества, и только непрерывное образование в полном объёме (обучение и воспитание) способно обеспечить высокий профессионально-личностный уровень подготовки учителя будущего [3; 12].

О специфике подготовки учителя будущего в условиях современной информационной среды сообщил проф , докт пед наук, академик РАО Н Д Никандров Им был представлен анализ современных тенденций подготовки будущих педагогов как трансляторов культурных ценностей общества подрастающим поколениям с учётом

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

увеличения объёма информации, влияющей на процесс воспитания и социализации человека [14].

Обсуждению противоречий, характеризующих низкий уровень современного образования, посвящён доклад проф , докт психол наук Д . Б . Богоявленской, убедительно связавшей причины упадка с внедрением в нашу образовательную систему господствующей методологии США -бихевиоризма Докладчик показала разницу методологий на примере понятий «познание», «развитие», «интеллект», «творческие способности» Критически оценивая мнение о том, что отмена Болонской системы будет способствовать восстановлению высокого уровня образования, профессор акцентировала внимание на внедрении отечественной методологии как решающего фактора изменений системы образования [1].

Психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания молодёжи в процессе обучения в вузе рассмотрела в своём докладе проф , канд пед . наук З . В . Лукашеня (Беларусь) . Докладчиком были приведены результаты пилотажной апробации модели патриотического воспитания студентов и обоснована целесообразность использования конвергентно-деятель-ностного подхода к консалтинговому сопровождению профессиональной практики будущих педагогов [7].

Анализ характеристик ресурсного педагогического мышления по функциональным критериям был представлен проф , докт психол наук М М Кашаповым Были выделены структурные характеристики: личностные, психологические, когнитивные и обоснована ресурсность мыш-

ления педагога как предиктора творческого потенциала в развитии личности будущих учителей, повышения эффективности их деятельности [6; 12].

Поликультурное содержание педагогического образования в современном обществе рассмотрено в докладе доц , канд пед наук Л Т Ткач (Приднестровье, Республика Молдова) Необходимость подготовки будущего педагога к работе в коллективах с учётом национальных, этнических и культурных различий субъектов образовательного процесса, по мнению докладчика, является важным условием формирования у студентов поликультурной компетентности, устойчивых профессионально-педагогических взглядов, идеологии и норм морали [21].

В докладе проф , докт пед наук Э . В . Онищенко и М . А . Малязиной была дана характеристика и оценка роли феномена «ретроинновация» в контексте реформирования системы образования, показано её значение для оптимизации профессиональной подготовки будущих педагогов в изменяющихся условиях [12; 15].

Проф , докт психол наук В И Панов проанализировал субъектную позицию учителя в контексте смены образовательных парадигм Переход от традиционного обучения к цифровой образовательной среде рассмотрен в рамках экопсихологической модели, где становление субъектности обеспечивает профессиональное развитие учителя и его трансформацию в субъект педагогического взаимодействия и фасилитации [12; 18].

Регуляторные ресурсы преодоления стресса и выгорания у педагога были представлены в докладе проф , докт

155Ы 2949-5113^

психол наук В И Моросановой Акцент был сделан на поиске психологических ресурсов преодоления состояния неопределенности, характерное в настоящее время для многих граждан Профессор представил результаты исследования особенностей проявления профессионального стресса у педагогов (острого и хронического), описала ресурсы и способы совладания с ним [13].

Рефлексивно-педагогические аспекты профессиональной деятельности субъектов педагогического менеджмента раскрыл проф , докт психол наук И Н Семенов исходя из рыночной системы представления человеческого капитала через развитие способностей и потенциала личности [19].

Проф , докт психол наук И . В . Вачков анализировал данные исследования педагогических коллективов различных образовательных организаций (лицеи, гимназии, образовательные центры, обычные и профильные школы) Исследование позволило выделить учреждения, ориентированные на ближайшие цели (сдача ЕГЭ) и учреждения, в которых целевые ориентиры связаны с повышением уровня культуры, развитием личности учащихся [2]

Проф , докт психол наук , академик РАО Т Н Тихомирова представила результаты лонгитюдного исследования воспитательных возможностей учителя, описала эффекты педагогических воспитательных воздействий, влияющих в перспективе на учебные успехи учеников начальной школы [20]

Особенности взросления детей в XXI в ., роль обучения в процессе взросления рассмотрены проф , докт психол наук Т И Шульгой Докладчик отметил особенности развития современных де-

| 2023 / № 4

тей и их отличие от детей, обучающихся вне цифровой среды, на интеллектуальном, эмоциональном и физическом уровнях, что поможет родителям и педагогам, испытывающим дефицит надёжных методов воздействия в решении спорных вопросов [23].

Доклад проф , докт пед наук Т. Т. Щелиной был посвящён психолого-педагогическому сопровождению молодых педагогов в условиях кадрового дефицита Была представлена динамика роста кадрового дефицита в системе образования, раскрыта роль психологических факторов в адаптации молодых педагогов, обосновано развитие института наставничества и предложена авторская методика психолого-педагогической поддержки молодых педагогов на всех этапах вхождения в профессию [12; 25].

Результаты исследования профессионального становления субъектов в разных сферах деятельности на примере педагогов и менеджеров были представлены в докладе проф , докт пси-хол наук В А Толочека Докладчик показал динамику профессионального становления в период активной профессиональной жизни в возрасте от 20 до 65 лет, обозначил проблемы, факторы влияния и пути оптимизации профессиональной карьеры [22]

Исследование сформированности стадий становления субъектности у руководителей образовательных учреждений представлено доц , докт психол наук А В Капцовым в совместном докладе с канд психол наук Г. А . Мишаковой . Исследование позволило изучить характер взаимодействия внутри образовательной системы, выделить стадии формирования субъектности у педагогов и их связи

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

с типами межличностных отношений

[5; 12].

Современная образовательная стратегия в рамках модели «Учитель -Метод - Ученик» рассмотрена проф , докт. психол . наук М . К . Кабардовым . Он привёл сравнительные данные отечественных и зарубежных подходов к формированию образовательных стратегий, показал особенности современного образования и наметил подходы решения существующих проблем повышения качества обучения [4].

Проф , докт психол наук А . А . Мелик-Пашаев совместно с канд . психол наук З Н Новлянской посвятил доклад осуществлению индивидуального подхода к художественному развитию детей В одном случае главная задача педагога - поддерживать творческую инициативу ребёнка (уникальность, индивидуальность), а в другом - учитывать типические особенности детей, помогающие или препятствующие успешности художественного развития (индивидуально-типологические различия) [8; 12].

Канд психол наук И И Осадчева обосновала роль педагогических способностей при приёме и обучении учащихся профильных психолого-педагогических классов Она отметила, что специальные педагогические способности представляют собой симпто-мокомплекс личностных свойств, от которых зависят успехи учителя и показала, что выявление, формирование, раскрытие и коррекция педспособно-стей представляют теоретический и практический интерес при подготовке педагогических кадров [12; 16; 17].

В докладе канд психол наук Г. В . Митина предложены технологические решения преодоления барье-

ров личностного и профессионального развития субъектов образования, дано обоснование влияния профессиональных деформаций педагогов на девиации учащихся, представлены экспериментальные результаты изучения взаимосвязи деформации учителя и характерных признаков прокрасти-нации и маргинального сознания учащихся [9; 12].

Профессиональной подготовке учителей, работающих с интеллектуально одарёнными школьниками, был посвя-щён доклад проф , докт психол наук Е . И . Щеблановой, в котором показано негативное влияние стереотипных представлений учителей об особенностях одарённых детей, обоснована роль личностно-профессионального развития самого учителя в регулировании взаимодействия субъектов образования на основе научных знаний [12; 24].

Программа конференции включала 6 секций

В выступлениях на первой секции «Новые научные подходы, матрица компетенций, ресурсы развития» были обсуждены проблемы самообразования педагога (О В Власкова), профессиональной направленности и удовлетворённости трудом (Н В Вязовова), смысложизненных ориентаций педагогов с разным уровнем жизнестойкости (Н И Кольчугина, Е А Шмелева), ценностных аспектов педагогического образования (Л Н Селиванова), рефлексивной позиции в работе учителя (Д . Ю . Чернов) и рефлексии учащихся в оперативной саморегуляции (А К Осницкий), сопровождения профессионального роста педагогов (Т В Калинина), психологических характеристик субъектности педагогов, включённых в коллектив-

ную инновационную деятельность (И В Плаксина) На секции поднимались вопросы подготовки учителя будущего - психологические условия и факторы, обеспечивающие адаптивные возможности студентов к обучения в вузе (С. В . Карагулакова), взаимосвязи личностного ресурса и психологического благополучия студентов (С . В . Персиянцева), профессиональное мышление и ценностные ориентации студентов (И В Серафимович, Г Ю . Базанова), опыт реализации проектной деятельности в вузе (И А Костюк), опыт применения технологии скрайбинга при создании обучающего видео (А. Л . Цынцарь, В . А . Богданова) . Особое внимание было уделено роли педагога в новой концепции воспитательной работы (А . А. Литис), отмечена необходимость пространственной организации школьной среды как психодидактического инструмента (Ю Г Панюкова, Е . С . Александрова), трансформация школьного образования в контексте эволюции организационной культуры общества (Н А Рыбакина), подчёркнута роль междисциплинарных исследований для решения современных социально-образовательных задач (М Ю Двоеглазова), востребованность опыта педагогических и социальных наук ХХ в . - начала XXI в . (М . П . Жигалова) при подготовке учителя будущего, слушателей курса повышения квалификации (М . Н . Усманова) .

Актуальностью в контексте современных проблем воспитания характеризуются доклады второй секции «Наука, культура, воспитание - консолидация возможностей». В докладе, посвящённом 200-летию со дня рож-

дения К . Д . Ушинского, приведён содержательный анализ основных идей о гражданско-патриотическом воспитании молодёжи (М . Н . Коцина), актуализированы идеи П П Блонского о принципах организации народной школы (Э В Тихонова), обсуждены идеи В . П . Вахтерова педагога-просветителя (Ю . И . Рассова), раскрыты и проанализированы некоторые особенности профессионально-педагогической культуры России в XIX в . (О Е Костенко) Интеграция педагогического знания с психологическим обогащает процесс воспитания как проявлений внутреннего мира человека (Ю Н Слепко), раскрывает особенности социально-перцептивных способностей педагогических работников с разным стажем профессиональной деятельности (С Е Покровская) Реализована модель психолого-педагогического сопровождения детей по адаптации к условиям детского сада (Н Г Кислицына, А Л Цынцарь), представлена программа мониторинга культуры педагогического общения позволяет изучить уровень владения культурой общения педагогами с детьми в условиях ДОО (Т. А . Серебрякова, В . С . Курылева, Л . Н . Чивиткина), рассмотрены две оригинальные авторские программы «Растить человека» и «Дом добрых дел» для детей на примерах этических поступков людей раскрываются лучшие качества человека: милосердие, великодушие и др (Т А Ковалева), - методики готовности учителя начальных классов к реализации развивающих требований образовательных стандартов, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями (А Г Биба), выделены факторы, влияющие на жизнестой-

кость подростков (14-16 лет), проживающих в разных регионах России (А В Егорова), поликультурные ценностные ориентаций учащейся молодёжи (15-18 лет) (О . Н . Владимирова), формирование патриотизма у современной молодёжи (Т. В . Малынина), условия и факторы профессионального здоровья студентов вуза (Е . А . Шипицына), гендерные особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности студентов вуза (А Н Удалов) Рассмотрены представления вуза об «эталонных» и «должном» качествах человека у мужчин и женщин разных сфер деятельности, студентов разных специальностей и преподавателей вузов (Т Г Гричанова, М К Ермолаева, Л . А . Сизова, В . А . Толочек), обоснованы смысловые установки, из которых следует исходить учителю-словеснику, для творческого взаимодействия на уроке при изучении лирической поэзии подростками в школе (К В Миронова)

Доклады третьей секции «Готовность педагога к работе с разными категориями детей» были посвящены исследованию психолого-педагогических аспектов внедрения инновационных технологий обучения (Е В Костюченкова), новой реальности в информационно-просветительской деятельности детского психического здоровья (Н В Александрова), ресурсов повышения эффективности через оценку психологического климата в классе педагогами и учащимися (Н Б Шумакова); внимание было уделено дошкольникам: это и раскрытие творческой одарённости дошкольников (Е С Белова), и психолого-педагогическое сопровождение

воспитательной работы в ДОО в условиях инклюзивного дошкольного образования (Ж . В . Антипова), изучены социально-психологические факторы удовлетворённости работой воспитателей детского сада (О К Войтко) Особенности работы с подростками были представлены в исследованиях социальной идентичности подростков: кросскультурный аспект (А. С . Мухамеджанова), применение профориентационной игры как метода формирования и развития профессиональных планов одаренных подростков (Л А Козлова, М В Прохорова, Е . С. Плотникова, А . В . Савичева), исследование агрессии и тревожности в совместной творческой деятельности школьников (С . Ю . Тарасова, М . С. Бушманова), изучение де-виантного поведения подростков (З . С . Элов), готовность к обучению в инклюзивной образовательной среде (Е С Асмаковец), обсуждена модель и программа подготовки студентов-волонтёров к взаимодействию с лицами с ОВЗ (М . П . Гукасова), раскрыта ресурсность замещающих семей разных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (О В Зайцева), оценка качества жизни людей с зависимым поведением (А . Л . Цынцарь, Д . П . Мильничук), формирование индивидуальности близнецов при обучении (Н . М . Зырянова, Ю . Д . Черткова, О В Паршикова)

Профессиональной подготовке будущего педагога от школы до педагогических колледжей и вузов была посвящена работа четвёртой секции «Профессиональная подготовка будущего педагога: педагогические классы - педагогические колледжи -

педагогические вузы», где были представлены результаты исследований профессионального самоопределения учащихся психолого-педагогических классов с использованием гейм-технологий (Е . В . Декина), описание психологических характеристик учащихся профильных педагогических классов (С О Щелина, Е В Лёвкина, Е А Щеулова) и характеристик познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в разные временные эпохи (Е . С. Жукова, Д . Б . Богоявленская, С. Л . Артеменков), изучение влияния речи учителя на раскрытие способностей учеников (В С Чернявская, В Р Малахова), влияние типа темперамента на познавательную активность учащихся (Н . Г. Токарева), использование интеллектуальной карты будущих педагогов (Т В Наумова) и технологий искусственного интеллекта (М . А. Анисимова), формирование у будущего педагога готовности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (Т Е Титовец), проявление социального типа личности у студентов-психологов на разных этапах обучения (Ю . А. Полещук), внедрения практико-ориентированной модели профессиональной направленности студентов (на примере специальности «Фармация») (А . В . Тимохина), оценки психологической готовности к профессиональной деятельности студентов направления «Социальная работа» в Казахстане и России (Д . О . Досмурзаева), особенности карьерных ориентаций студентов - будущих педагогов заочной формы обучения (С А Кремень, Ф М Кремень), социально-психологические условия психологического благополучия пре-

подавателей вуза поколения беби-бумеров (В В Лемиш), взаимосвязь эмоционального выгорания и профессионально значимых личностных и коммуникативных особенностей педагогов (Р. И . Суннатова), целенаправленное обучение учителей работе с детскими мнениями (Е . В . Чудинова) .

Общая тематическая направленность пятой секции «Образовательная среда как полисубъект: расширяющиеся возможности в цифровом пространстве» определялась активным внедрением информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду: расширением требований к субъектности педагогов (Е И Колесникова, А В Капцов, Е . В . Бакшутова), сфер применения цифровых и информационно-коммуникативных технологий в психологической, педагогической и психотерапевтической практике (А В Громова, И Ю Суворова; Е С Асмаковец; А . В . Морозов; О . Б . Михайлова;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С . О . Петрова; Е . А. Циркина;

Т Г Черчес, А М Савельева) Вместе с тем многие авторы жёстко поставили акцент на роли и значимости «живого общения» педагога с учащимися (О . А. Анисимова), на чело-вековедческий стержень профессии учителя, педагога, наставника в цифровом XXI в . (А . Н . Гулеватая), обеспечение информационной безопасности как элемента образовательного пространства (А А Сонин) и выявление особенностей мышления в современном информационном образовании (В В Селиванов)

На шестой секции «Системный анализ образовательных практик» были рассмотрены исследования по применению: методов арт-терапии в

работе с детьми старшего дошкольного возраста (Р. А . Кобзев), теории систем развития как концептуальной основы для проектной деятельности подростков (Т А Попова), навыков смыслового чтения при работе с текстами различных жанров при обучении физики (Н В Кирюхина, А . А . Теренина), игровых практик развития пространственного мышления школьников в дополнительном образовании (И С Гришин), работы психологов и психолого-педагогической деятельности в целом (Л В Брендакова) Педагогические практики в студенческой среде коснулись работы с диалоговыми технологиями (И . Л . Федотенко), технологией актуализации рефлексивного проектирования (Ю И Востокова), формированием социальной активности у студентов через волонтёрскую (добровольческую) деятельность (Т В Терехина) Психологические факторы сохранения профессионального здоровья будущих архитекторов (А Ю Астраханцева), защитно-совла-дающее поведение, обеспечивающее профессиональное здоровье социальных работников (Е А Дмитриева), взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности спортсменов (А А Лекенова), развитие сплочённости в школьном театре педагогом-режиссёром (М А Ларионова) - все эти практики доказали свою эффективность в процессе учебной, спортивной и трудовой деятельности Представлен опыт проектирования практико-ори-ентированных заданий (на материале учебных изданий по белорусскому языку) (Л С Васюкович), результаты психолого-педагогического сопровождения обучающихся посредством

«литотерапии» (Е . Н . Визгина,

Н . А . Дунаева, С . А. Ратманова), пропедевтический курс природоведения на переходе в основную школу от «наивных» понятий к научным (Е В Высоцкая, А Д Лобанова,

М . А. Янишевская), практики повышения квалификации педагогов в системе социального об служив ания на примере Иркутской области (Н А Переломова, С . А . Клецкина), результаты развития педагогического социального интеллекта (А В Дмитриева)

Таким образом, анализ научных исследований и практических разработок относительно перспектив развития образовательного пространства и профессионального будущего, альтернативных сценариев и трендов индивидуальных профессиональных траекторий педагога позволил авторам статьи выявить и обосновать ресурсно-прогностический подход к совершенствованию личностно-профессио-нального развития педагога будущего Психологическое понимание ресурса и метаресурса делает необходимым обращение к конструктивному началу личности педагога и поиску её сильных сторон . Метаресурсы - это высшая ступень сложной системы психологических ресурсов (личностных и профессиональных), выполняющая функцию настройки системы за счёт актуализации всех её компонентов Метаресурсная детерминация лич-ностно-профессионального развития педагога предполагает наличие системы взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов

Результаты качественного и количественного психологического анализа показали, что только преподаватели, использующие развивающую модель,

Vjsy

155Ы 2949-5113^

могут сохранять направление развития в условиях глобального кризиса Это связано с интегральными личностными характеристиками педагогов: направленностью, компетентностью и гибкостью, - которые объединяются в профессионально значимые констелляции - ресурсы - конструктивное совладание, рефлексивное проектирование, эмоционально-ценностное вовлечение, передающиеся студентам через положительные модели поведения, установок и отношений Каждый из этих ресурсных образований: конструктивное совладание, рефлексивное проектирование, эмоционально-ценностное вовлечение - изучался и доказывался в отдельном эксперименте Назрела необходимость проведения теоретико-эмпирического исследования, направленного на доказательство того, что главными факторами, детерминирующими высокий уровень личностно-профессионально-

| 2023 / № 4

го развития педагогов, являются мета-ресурсы - комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных ресурсно-прогностических конструктов, которые необходимо развивать у будущих педагогов - педагогов будущего

Заключение

Главным феноменом личностно-профессионального развития педагога и формой проявления его потенциальных возможностей является самодетерминация, обусловленная ресурсно-прогностическим компонентом Успешность решения педагогом жизненных и профессиональных задач в будущем будет зависеть от имеющихся у него метаресурсов (механизмов, характеристик, состояний), а актуализация неиспользованных ресурсов предопределит новые возможности для ответа на вызовы завтрашнего дня

Статья поступила в редакцию 05.10.2023

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

литература

1. Богоявленская Д . Б. , Пирлик Г. П . Ответ на необоснованность нового пути развития одарённости // Психологическая наука и образование . 2023. Т. 28 . № 1. С . 132-141. Б01: 10.17759/рзе .2023280108.

2. Вачков И . В. Психолог, учитель, директор: триединство или разнонаправленность? // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы . М . : Психологический институт РАО, 2022. С. 165-180.

3. Дубровина И. В . Культура как связующее звено между прошлым, настоящим и будущим системы непрерывного образования // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 112122. Б01: 10,51944/20738528_2023_2_112

4. Кабардов М. К. , Волкова Е. В . , Дворецкая И . В. Каким становится образование? // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований . 2022. № 1 (113). С . 2337

5 . Капцов А. В . , Колесникова Е . И . , Панов В. И . Факторная валидность опросника ста-

дий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2021. № 1 (29). С. 77-91.

6 Кашапов М М Ресурсные основы творческой самореализации педагога // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023. № 1 (45). С. 80-91.

7 . Лукашеня З . В . Консалтинговое сопровождение как элемент информационно-комму-

никационной среды вуза // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы XVI Всероссийской научно-практиче-

ской конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 19 апреля 2023 г. / под ред . В . Ю . Мокрого . СПб . : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2023. С. 34-36.

8 . Мелик-Пашаев А. А. О пластической составляющей творчества // Национальный

психологический журнал . 2023. Т. 18 . № 3 (51). С. 46-54.

9 . Митин Г. В . , Митина Л. М . , Востокова Ю . И . Профессиональная деформация педаго-

гов и девиации учащихся в период глобального кризиса: психологическая диагностика, профилактика, коррекция // Психология и право . 2023. Т. 13. № 2 . С . 183-192.

10 . Митина Л. М . Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как

путь к обновлению содержания педагогической деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 143-161. DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3143-161.

11 Митина Л М , Митин Г В , Востокова Ю И Психологические закономерности и ресурсы личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог - учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Психологические науки 2023 №1 С 77-95 DOI: 10 18384/23107235-2023-1-77-95

12. Мир психологии. 2023. № 2 (113). 296 с.

13. Моросанова В . И . , Филиппова Е . В. , Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция и академическая мотивация как ресурсы выполнения обучающимися проектно-исследова-тельской работы // Психологическая наука и образование . 2023. Т. 28 . № 3. С. 47-61.

14. Никандров Н . Д . Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры // Педагогика. 2022. Т. 86 . № 12. С. 5-24.

15 . Онищенко Э . В . Феноменология историко-педагогической культуры в современ-

ной системе профессиональной подготовки будущего учителя: Terra incognita // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI в. : материалы VIII Международного форума по педагогическому образованию, Казань, 25-27 мая 2022 г. / под ред . Р. А. Валеева. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2022. С. 340-350.

16 Осадчева И И , Аминов Н А Феноменология характера в общности «учитель -ученик» // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Москва, 4-5 июля 2022 г. / под ред. Л. М. Митиной. М. : Психологический институт РАО, 2022. С. 167-171.

17 . Осадчева И . И. Педагогические способности учащихся профильных классов как важ-

ный компонент становления будущего педагога // Мир психологии . 2023. № 2 (113).

18 . Панов В. И. Экопсихологический подход к развитию психики: предпосылки, кон-

структы, парадигмы // Научные подходы в современной отечественной психологии. М. : Институт психологии РАН, 2023. С. 409-439.

19 . Семенов И . Н . Методологические средства рефлексивно-педагогического менед-

жмента развития человеческого капитала субъектов образования в многоступенчатой системе их профессиональной подготовки // Ноттит. 2023. № 2. С. 144-157.

20 . Тихомирова Т. Н . , Малых С . Б . Половые различия в успешности школьного обучения

математике и русскому языку: кросскультурное исследование // Сибирский психологический журнал . 2023. № 87 . С. 104-123. 21. Ткач Л. Т. , Гукаленко О . В . , Борисенков В. П . Технологическое обеспечение освое-

С 67-76.

ния обучающимися поликультурного содержания педагогического образования // Высшее образование сегодня 2023 № 4 С 2-9

22 Толочек В А Профессиональная карьера как предмет психологического исследования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 145-154.

23. Шульга Т. И. Социализация личности в условиях цифровизации // Личность в норме и патологии: материалы Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20-21 апреля 2023 г / под ред И А Трушина и др Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2023 С 125-126

24. Щебланова Е . И . Концепции и модели интеллектуальной одарённости детей: мировые тенденции и перспективы в XXI в. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 2 (16). С. 23-35.

25 Щелина Т Т Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов в условиях кадрового дефицита в системе образования России // Мир психологии 2023 № 2 (113). С. 60-67. БОЕ 10,51944/20738528_2023_2_60 .

1. Bogoyavlenskaya D. B. , Pirlik G. P. [Response to the groundlessness of the new path of development of giftedness]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2023, vol. 28, no. 1, pp. 132-141. DOI: 10,17759/pse .2023280108. 2 . Vachkov I . V. [Psychologist, teacher, director: trinity or multidirectionality?]. In: Pedagog v kontekste lichnostnogo i professional'no go razvitiya: real'nost' i perspektivy [Teacher in the context of personal and professional development: reality and prospects], Moscow, Psychological Institute RAO Publ. , 2022, pp. 165-180. 3. Dubrovina I. V. [Culture as a link between the past, present and future of the continuous education system]. In: Mirpsihologii [World of Psychology], 2023, no. 2 (113), pp. 112-122. DOI: 10.51944/20738528_2023_2_112

4 . Kabardov M . K. , Volkova E . V. , Dvoreckaya I . V. [What is education becoming?]. In: Vestnik

Rossijskogo fonda fundamental'nyh issledovanij [Bulletin of the Russian Foundation for Basic Research], 2022, no . 1 (113), pp. 23-37.

5 . Kapcov A . V. , Kolesnikova E . I . , Panov V. I . [Factorial validity of the questionnaire on the

stages of formation of students' subjectivity]. In: Vestnik Samarskojgumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya [Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Psychology Series], 2021, no. 1 (29), pp. 77-91.

6 . Kashapov M . M . [Resource bases of creative self-realization of a teacher]. In: Chelovecheskij

faktor: Social'nyjpsiholog [Human factor: Social psychologist], 2023, no. 1 (45), pp. 80-91.

7 . Lukashenya Z . V. [Consulting support as an element of the information and communica-

tion environment of a university]. In: Mokriy V. Yu . , ed . Distancionnoe obuchenie v vysshem obrazovanii: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: materialy XVI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 19 aprelya 2023 g. [Distance learning in higher education: experience, problems and development prospects: materials of the XVI All-Russian scientific and practical conference with international participation, St Petersburg, April 19, 2023] St Petersburg, St Petersburg Humanitarian University of Trade Unions Publ. , 2023, pp. 34-36.

8 . Melik-Pashaev A . A . [About the plastic component of creativity]. In: Nacional'nyjpsiholog-

icheskij zhurnal [National psychological journal], 2023, vol. 18, no. 3 (51), pp. 46-54.

9 . Mitin G . V. , Mitina L . M . , Vostokova Yu . I . [Professional deformation of teachers and devia-

tion of students during the global crisis: psychological diagnosis, prevention, correction]. In: Psihologiya ipravo [Psychology and Law], 2023, vol. 13, no. 2, pp. 183-192.

references

10 . Mitina L. M. [Convergence of scientific traditions and innovative technologies as a path to updating the content of pedagogical activity]. In: Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya [Theoretical and experimental psychology], 2022, no . 3, pp. 143-161. DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-143-161.

11. Mitina L. M . , Mitin G . V. , Vostokova Yu . I . [Psychological patterns and resources of personal and professional development of the multi-subject community "teacher - student" during the transition from one level of education to another in the conditions of technological transformations]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State university. Series: Psychological Sciences], 2023, no. 1, pp. 77-95. DOI: 10.18384/2310-7235-2023-1-77-95.

12. Mirpsihologii [The world of psychology], 2023, no. 2 (113). 296 p.

13. Morosanova V. I. , Filippova E . V. , Fomina T. G. [Conscious self-regulation and academic motivation as resources for students to carry out design and research work] In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2023, vol. 28, no 3, pp 47-61

14 . Nikandrov N . D. [Education in modern Russia: the influence of the information environ-

ment, socialization and culture]. In: Pedagogika [Pedagogy], 2022, vol. 86, no. 12, pp. 5-24.

15 . Onishchenko E . V. [Phenomenology of historical and pedagogical culture in the modern

system of professional training of the future teacher: Terra incognita]. In: Valeev R. A. , ed. Obrazovanie, professional'noe razvitie i sohranenie zdorov'ya uchitelya v XXI v.: materialy VIIIMezhdunarodnogo foruma po pedagogicheskomu obrazovaniyu, Kazan', 25-27 maya 2022 g. [Education, professional development and preservation of teacher health in the 21st century: materials of the VIII International Forum on Teacher Education, Kazan, 25-27 May 2022]. Kazan, Kazan (Volga Region) Federal University, 2022, pp . 340-350.

16 . Osadcheva I . I . , Aminov N . A . [Phenomenology of character in the "teacher-student"

community]. In: Mitina L. M. , ed. Strategii i resursy lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagoga: sovremennoe prochtenie i sistemnaya praktika: materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 4-5 iyulya 2022 g. [Strategies and resources for the personal and professional development of a teacher: modern reading and systemic practice: materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference, Moscow, 4 - July 5, 2022]. Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ . ,

2022, pp. 167-171.

17. Osadcheva I. I. [Pedagogical abilities of students in specialized classes as an important component of the development of a future teacher]. In: Mir psihologii [World of Psychology],

2023, no. 2 (113), pp. 67-76.

18 . Panov V. I . [Ecopsychological approach to the development of the psyche: prerequisites,

constructs, paradigms]. In: Nauchnye podhody v sovremennoj otechestvennoj psihologii [Scientific approaches in modern domestic psychology] Moscow, Institute of Psychology RAS Publ , 2023, pp 409-439

19 Semenov I N [Methodological means of reflective and pedagogical management of the development of human capital of subjects of education in a multi-stage system of their professional training]. In: Hominum, 2023, no. 2, pp. 144-157.

20 . Tihomirova T. N. , Malyh S . B. [Gender differences in the success of school teaching of

mathematics and the Russian language: cross-cultural study]. In: Sibirskij psihologicheskij zhurnal [Siberian Journal of Psychology], 2023, no. 87, pp. 104-123. 21. Tkach L. T. , Gukalenko O. V. , Borisenkov V. P. [Technological support for students' development of multicultural content of pedagogical education]. In: Vysshee obrazovanie segodn-ya [Higher education today], 2023, no . 4, pp . 2-9 .

22 . Tolochek V. A . [Professional career as a subject of psychological research]. In: Yaroslavskij

pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2023, no. 2 (131), pp. 145-154. 23. Shulga T. I . [Socialization of personality in the conditions of digitalization]. In: Trushin I . A . , ed . Lichnost' v norme i patologii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii, Chelyabinsk, 20-21 aprelya 2023 g. [Personality in normal and pathological conditions: materials of the International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, April 20-21, 2023]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State University Publishing House, 2023, pp. 125-126.

24 . Shcheblanova E . I . [Concepts and models of intellectual giftedness in children: global trends

and prospects in the 21st century]. In: Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya [Theoretical and experimental psychology], 2023, no . 2 (16), pp . 23-35.

25 . Shchelina T. T. [Psychological and pedagogical support for young teachers in condi-

tions of personnel shortage in the Russian education system]. In: Mir psihologii [World of Psychology], 2023, no. 2 (113), pp. 60-67. DOI: 10,51944/20738528_2023_2_60 .

информация об авторах

Митина Лариса Максимовна - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований;

e-mail: mitinalm@mail. ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0001-8407-0978

Осадчева Ирина Игоревна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований; e-mail: irinaosadcheva@yandex. ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0001-9310-6573

Митин Георгий Валерьевич - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований;

e-mail: mitingv76@gmail. com; ORCID: https://orcid . org/0000-0002-3124-0352

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

information about the authors

Larisa M. Mitina - Dr. Sci . (Psychology), Prof. , Chief Researcher of the Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research;

e-mail: mitinalm@mail. ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0001-8407-0978

Irina I. Osadcheva - Cand . Sci. (Psychology), Senior researcher at the Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research;

e-mail: irinaosadcheva@yandex. ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0001-9310-6573

Georgy К Mitin - Cand. Sci. (Psychology), Leading researcher at the Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research;

e-mail: meetingv76@gmail. com; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-3124-0352

правильная ссылка на статью

Митина Л М , Осадчева И И , Митин Г В Педагог в фокусе диалога наук и образовательных практик // Вестник Государственного университета просвещения Серия: Психологические науки 2023 № 4 С 7-24 БОР 10.18384/2949-5105-2023-4-7-24

for citation

Mitina L. M. , Osadcheva I. I. , Mitin G. V. Educator in the focus of the dialogue of sciences and educational practices. In: Bulletin of State University of Education. Series: Psychological Sciences, 2023, no. 4, pp . 7-24. DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-7-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.