Научная статья на тему '«ДИГИТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ». КОНФЕРЕНЦИЯ, МОСКВА, МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ БУДУЩЕГО: ВЕК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

«ДИГИТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ». КОНФЕРЕНЦИЯ, МОСКВА, МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ БУДУЩЕГО: ВЕК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рождественская Е. А.

Вопросы функционирования человека в цифровом образования настоящего и будущего были в фокусе внимания исследователей в рамках конференции ««Дигитальное пространство современного образования: гуманитарные аспекты исследования». В работе секций и пленарного заседания приняли участие более 50 человек из трех стран, десяти городов, представители различных вузов, школ и бизнес-структур. Основная цель конференции - осуществление социогуманитарной экспертизы проблем формирования дигитального пространства образования. По итогам конференции все участники отметили важность рассмотрения антропологических аспектов образования как ключевых ориентирах дискуссий о месте человека в цифровом мире будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN IN THE DIGITAL ERA EDUCATION: THE EPOCH OF HUMAN CAPITAL

The issues of human functioning in digital education of the present and future were in the focus of attention of researchers during the conference «Digital space of modern education: humanitarian aspects of research», which was organized by the Department of Philosophy of Education and was held on November 25, 2021 at the Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University. More than 50 people from three countries, ten cities, representatives of various universities, schools and business structures took part in the work of the sections and the plenary session. The key aim of the conference was the implementation of a socio-humanitarian examining of the problems of the formation of the digital area of education. According to the results of the conference, all participants noted the importance of taking into account the anthropological aspects of education as key reference points for discussions about the place of human in the digital world of the future.

Текст научной работы на тему ««ДИГИТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ». КОНФЕРЕНЦИЯ, МОСКВА, МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ БУДУЩЕГО: ВЕК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 001:378.1 DOI: 10.24412/2071-6427-2021-6-150-157

Человек в образовании цифровой эпохи будущего: век человеческого капитала*

Е.А Рождественская

Ассистент кафедры философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова E-mail: lawnaturalscience@gmail.com

Elizaveta A. Rozhdestvenskaya

Assistant at the Department of Philosophy of Education, Faculty of Philosophy, Lomonosov State University, Moscow, Russia

Конференция

«Дигитальное пространство современного образования: гуманитарные аспекты исследования»

Москва, 25 ноября 2021 Организатор: кафедра философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Вопросы функционирования человека в цифровом образования настоящего и будущего были в фокусе внимания исследователей в рамках конференции ««Дигитальное пространство современного образования: гуманитарные аспекты исследования». В работе секций и пленарного заседания приняли участие более 50 человек из трех стран, десяти городов, представители различных вузов, школ и бизнес-структур. Основная цель конференции — осуществление социогуманитарной экспертизы проблем формирования дигитального пространства образования. По итогам конференции все участники отметили важность рассмотрения антропологических аспектов образования как ключевых ориентирах дискуссий о месте человека в цифровом мире будущего.

Ключевые слова: цифровизация, человек, человеческий капитал, философия образования, будущее образования, ценности.

Процессы цифровизации образования находятся под пристальным вниманием гуманитарных исследователей уже несколько лет, традиционно являясь неким аспектом или приложением к уже устоявшимся

Как цитировать статью: Рождественская Е. А. Человек в образовании цифровой эпохи будущего: век человеческого капитала // Ценности и смыслы. 2021. № 6 (76). С. 150-157.

образовательным практикам [5]. Рассматривая вопросы взаимодействия субъектов образования, формирования ценностной матрицы в системе образования, трансформации образовательных систем и соотношения традиций и инноваций в образовании, методологии прогнозирования развития системы образования современные авторы неизменно говорят об их цифровом измерении. Однако сейчас на экспертных площадках все чаще стали слышны голоса, в которых слышатся ноты алармизма: за стремлением к новым технологиям мы все чаще не видим человека. Вопросы антропологического порядка в образовании приобретают новую актуальность. Дискуссии обостряются необходимостью переопределить существующую образовательную реальность в условиях непрозрачности и хрупкости ее функционирования.

Ежегодно с 2013 года кафедра философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова проводит тематические конференции, посвященные как традиционным проблемам образования в его историко-философском рассмотрении, так и дискуссионным вопросам современного образования. Задачи последней конференции были нацелены на проведение комплексной гуманитарной экспертизы вопросов формирования дигитального пространства современного образования, осуществление анализа влияния цифрового пространства на ценностное понимание образования, на взаимодействие образовательных субъектов с учетом социокультурного контекста. Важными были темы, связанные с теоретическими и практическими аспектами образовательной дигита-лизации, что нашло отражение в наименованиях секций конференции: Секция 1 «Цифровая среда современного образования: направления концептуального осмысления»; Секция 2 «Педагогическая теория и практика цифрового образования»; Секция 3 «Цифровые гаджеты и инструменты образования: критерии и границы применимости»; Секция 4 «Case-study: осмысление образовательных практик в цифровой среде»

В рамках работы секции 1 «Цифровая среда современного образования: направления концептуального осмысления» были проанализированы различные аспекты развития цифровой среды современного образования, имеющие важное теоретическое значение. Активно обсуждались перспективы формирования «новой университетской культуры» и развития философского знания в условиях цифровой трансформации образовательных практик, рассматривались вопросы современной интерпретации принципов гуманистического подхода в педагогике, проблема инверсии

основных тенденций цифровизации в образовательном пространстве. Значительное внимание было уделено проблемам социальной справедливости в цифровом образовании, этическим аспектам процессов функционирования цифровой образовательной среды, например, практикам «цифрового образовательного обмана», переосмысление которых необходимо в эпоху масштабной дигитализации, вызванной сначала возникновением массовых открытых онлайн-курсов, а затем и повсеместным переходом учебного процесса в цифровую среду. Отдельный акцент в работе секции был сделан на анализе основных сценариев развития образования в обществе 5.0 с учетом трендов развития разных сфер жизни общества, неопределенности развития системы образования, на выявлении возможностей и ограничений современной стратегии массовой персонализации в образовании, а также на проблеме «учитель vs искусственный интеллект» в аспекте формирования навыков XXI века.

Вопросы концептуализации цифровой среды в философии образования значимы не только для повседневной практики взаимодействия субъектов образования, но и для построения всей образовательной экосистемы на основе определенных ценностей и смыслов в рамках образования для будущего, профессиональных возможностей будущих студентов. Дэниел Сасскинд в своей книге «Будущее без работы. Технология, автоматизация и стоит ли их бояться» пишет о необходимости перестройки образовательного процесса от рутинных действий к оригинальности концептуальной педагогической практики: «независимо от того, чему мы учим, мы должны исследовать материал таким образом, чтобы использовать человеческие способности, находящиеся вне досягаемости машин» [4, с. 216]. Цифровизации стоит бояться лишь отчасти, ведь технологии развиваются в ускоренном режиме, но главные преимущества сейчас принадлежат человеку — и пока нет серьезных оснований опасаться образовательной конкуренции с искусственным интеллектом и другими, подобными ему технологиями.

В рамках секции 2. «Педагогическая теория и практика цифрового образования» вопросы, вызвавшие дискуссию, касались, прежде всего когнитивных последствий «цифровизации» образовательного процесса, теории и практики эдьютеймента и геймификации образования, а также связи современных тенденций развития образования и актуальных практик цифрового образования. Важной частью дискуссии стало обсуждение доклада В. П. Казарян «Цифровая трансформация философского обра-

зования в условиях Больших Данных». Доклад был посвящен цифровой трансформации философского образования в условиях Big Data. Автор обратил внимание на то, что проблема цифровизации распадается на два составляющих аспекта: техническое обеспечение и содержательное наполнение его — обеспечение релевантного контекста. В условиях Big Data обе составляющие усложняются. Первая составляющая эволюционирует достаточно успешно в работах ИТ-специалистов. Вторая составляющая ставит перед преподавателями философии новые серьезные задачи. Приходится уточнять постановку вопросов и ответы на них: какова цель философского образования; какими содержательными компонентами в образовании можно пренебречь; что такое эффективность профессионального общения и др. Было высказано мнение о том, что в философском образовании философскому факультету МГУ имени М. В. Ломоносова предстоит интенсивная работа по унификации содержания образования. В. П. Казарян в своем выступлении приходит к практическому выводу: контент (содержание) необходимо уменьшить, а профессиональное общение — усилить и укрепить. Для обеспечения учебного процесса придется обеспечить структурное преобразование признанных сообществом текстов для того, чтобы ясно и коротко выразить их смысл, выстроить грамотную аргументацию, воссоздать культурный контекст произведения. В ходе обсуждения участники секции пришли к единому мнению: в образовательной среде усиливается потребность в организации широкого качественного общения — профессиональных контактов — студентов и преподавателей — как основного механизма обеспечения понимания студентами программных текстов. Эта организационная форма обучения более всего способствует развитию творческого мышления у студента и позволяет ему реализовать исследовательский потенциал.

Организационно-методологические вопросы включения цифровизации в образовательные практики — едва ли не самые обсуждаемые сегодня профессиональным сообществом. Современные публикации о цифровизации образования часто содержат обзор цифровых технологий с оценками возможностей их использования и одновременно с описанием рисков и предостережениями. Увлечение цифрой должно сопровождаться пониманием телеологической составляющей: зачем мы ее используем и может ли сама цифровая технология ставить цели, например, внутри образования и успешно достигать их? Человек как носитель своих

особенных свойств в пространстве цифры обладает особым статусом: он наделяет это пространство смыслами, которые могут не совпадать с алгоритмами цифровых программ. Это свойство «аналоговости» в цифровом мире важно и для цифровой экономики. В частности, по мнению Александра Аузана, в России человеческий капитал чрезвычайно высок: например, по индексу человеческого капитала (World Economic Forum) Россия занимает 16 место из 130 стран, в России один из самых высоких показателей охвата школьным образованием среди всех стран мира [1]. Одновременно с этим дигитализация делает и экономику, и образование уязвимыми, неравновесными и требующими вмешательства человека.

Вопросы геймификации (и особенно цифровой геймификации) стали включаться в предметное поле философии образования не так давно. Проблематизироваться стало само понятие «геймификация», которое в разных контекстах трактовалось то слишком широко — как использование любых игр в образовании, то слишком узко — как конкретные игры на школьных уроках. Одно из системных определений дано А. С. Ветушинским в книге «Игродром: что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре»: «геймификация — это методология использования приемов игрового мышления с целью корректировки человеческого поведения за счет создания благоприятного эмоционального фона» [2, с. 245]. По мере развития цифрового образования пространство игры в нем также становится цифровым и трансформирует рутинные опыты человека в образовательном процессе, что не может не иметь последствий для когнитивной, эмоциональной, ценностной сферы субъекта образования, а также для результатов обучающего и воспитательного процессов, протекающих в цифровой среде.

Работа секции 3 «Цифровые гаджеты и инструменты образования: критерии и границы применимости» была связана с анализом оснований, форматов и последствий применения конкретных цифровых устройств в образовательном процессе. Были представлены результаты исследования Росстата, характеризующие масштабы внедрения и применения цифровых технологий в российском общем образовании, выявление возможностей доступа к цифровым технологиям для разных категорий российских школьников. В ходе работы были рассмотрены особенности влияния дистанционного обучения на развитие коммуникативных умений детей. Участники секции обсудили возможные варианты выхода из тотальности дигитализации на уровне государственных решений, сооб-

ществ, образовательных организаций и отдельного человека. Отмечалось, что использование цифровых технологий часто рассматривается в отрыве от трансформации целей, форм и методов воспитательной работы. Подчеркивалась необходимость решения проблемы отстраненности воспитателя от воспитанника, воспитанника от учебного процесса. Затрагивалась проблема этики цифровых технологий в образовательном пространстве. Сделан вывод о том, что цифровое пространство обостряет необходимость уточнения критерия добросовестности и честности субъектов образовательного процесса. Констатировалось, что важнейшим моральным критерием эффективности цифровых средств в образовании является честность обучающихся.

Работа секции 4 «Case-study: осмысление образовательных практик в цифровой среде» прошла в обстановке живого интереса со стороны всех ее участников к представляемым докладчиками цифровым образовательным решениям. Обсуждение представленных докладов позволило сформировать единый контекст рассмотрения проблемного поля, предусмотренного тематической направленностью секции. Базовыми рамками дискуссии, отличавшейся атмосферой подлинно академической доброжелательности и уважительного отношения ее участников друг к другу, были вопросы возможных пределов трансформации онтологических контуров образовательного пространства в контексте тренда, связанного с его углубленной цифровизацией, границ и пределов возможностей использования цифровых средств обучения и виртуальной среды, в частности, в вопросах языкового образования и военной подготовки. Отдельной важной частью дискуссии стало обсуждение доклада К. Н. Павлюца «Текстовые игры как средство преподавания философии», в котором были раскрыты особенности использования компьютерных игр, составленных по специальном сценариям, в образовательном процессе при преподавании дисциплин социогуманитарного спектра, прежде всего, философии. Автор доклада большое внимание уделил вопросам игровой механики и технологии разработки сценариев подобных игр как специализированных образовательных инструментов, направленных на выработку осознанного этического выбора в гипотетических игровых ситуациях.

Дигитализация мира представляется комплексным феноменом, который необходимо оценить с различных позиций. Особую важность в этом случае приобретает социогуманитарная экспертиза, философский анализ явлений и событий, главный участник которых — современный

человек, «цифровой» человек: «Понятие «цифровой» человек не имеет отношения к трансгуманизму. Он не робот, не киборг... <...> Однако он активно использует цифровые технологии в публичной и приватной сферах жизни, «встроен» в цифровое общество, и именно это обстоятельство делает его человеком XXI века. Кроме того, можно рассматривать «цифрового человека» не только как фактическую данность, позволяющую делать его предметом исследования, но и как гуманитарный проект по целенаправленному формированию человека будущего» [3, с. 102]

На пленарном заседании антропологические вопросы о статусе человека в сетевом мире, его значимости как информационной и культурной единицы, роли ценностей в цифровой среде, необходимости уважения к личности и заботы об автономии с особым акцентом звучали в докладах С. В. Ивановой «Цифровая трансформация образования: цели, преимущества и риски» и О. Д. Агапова «Социально-антропологические сценарии цифровой трансформации». Тотальность сетевых структур и укрепляющаяся функциональность цифрового образовательного мира — уже данность, но надежда состоит в том, что человек с помощью образования не только сумеет найти себя профессионально и личностно в этом новом неравновесном мире, но и сохранит свою целостность, право быть не только предметом исследования, но и автономным субъектом принятия решений.

* Исследование выполнено в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Литература

1. Аузан А. А. Цифровая экономика: проблема человеческого капитала [Электронный ресурс]. URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/ news/2018/10/20181001_auzan_prezentacija.pdf (дата обращения: 27.11.2021).

2. Ветушинский А. С. Игродром: что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре. М.: Эксмо, 2021. 272 с.

3. Малков С. М. Цифровизация как антропологический вызов: методологический аспект // Человек. 2021. Т. 32. № 2. С. 89-105.

4. Сасскинд Д. Будущее без работы. Технология, автоматизация и стоит ли их бояться / Дэниел Сасскинд; [пер. с английского под ред. А. Дунаева]. М.: Индивидуум, 2021. 352 с.

5. Сохраняева Т. В. Цифровая социализация как проблема философии образования // Философия образования, 2018. Т. 1. № 74. С. 35-43.

HUMAN IN THE DIGITAL ERA EDUCATION: THE EPOCH OF HUMAN CAPITAL

The issues of human functioning in digital education of the present and future were in the focus of attention of researchers during the conference «Digital space of modern education: humanitarian aspects of research», which was organized by the Department of Philosophy of Education and was held on November 25, 2021 at the Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University. More than 50 people from three countries, ten cities, representatives of various universities, schools and business structures took part in the work of the sections and the plenary session. The key aim of the conference was the implementation of a socio-humanitarian examining of the problems of the formation of the digital area of education. According to the results of the conference, all participants noted the importance of taking into account the anthropological aspects of education as key reference points for discussions about the place of human in the digital world of the future.

Keywords: digitalization, human, human capital, philosophy of education, future of education, values

References

• AuzanA. Cifrovaya ekonomika: problema chelovecheskogo kapitala. [Electronnyj resurs]. URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/news/2018/10/20181001_ auzan_prezentacija.pdf (data obrashcheniya: 27.11.2021). [In Rus].

• Malkov S. M. Cifrovizaciya kak antropologicheskij vyzov: metodologicheskij aspekt [Digitalization as an Anthropological Challenge: Methodological Aspect]. Chelovek. 2021. № 2 (32). S. 89-105. [In Rus].

• Sasskind D. Budushchee bez raboty. Tekhnologiya, avtomatizaciya i stoit li ih boyat'sya [A World without Work. Technology, Automation, and How we Should Respond], transl. from Engl. ed. by A. Dunaev. M.: Individuum, 2021. 352 s. [In Rus].

• Sohranyaeva T. V Cifrovaya socializaciya kak problema filosofii obrazovaniya [Digital Socialization as a Problem in the Philosophy of Education]. Filosofiya obrazovaniya. 2018. № 74 (1), S. 35-43. [In Rus].

• Vetushinskij A. S. Igrodrom: chto nuzhno znat' o videoigrah i igrovoj kul'ture [Igrodrom. What you need to know about videographers and gaming culture], M.: Eksmo. 2021. 272 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.