Научная статья на тему 'Содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников как фактор повышения конкурентоспособности вуза'

Содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников как фактор повышения конкурентоспособности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников как фактор повышения конкурентоспособности вуза»

О. В. Жигарь, Р. Н. Ленский

СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

Одним из показателей эффективности работы любого вуза является востребованность и высокая конкурентоспособность его выпускников на рынке труда.

Современные молодые специалисты помимо глубоких знаний по своей специальности знакомы с новейшими технологиями, владеют навыками менеджмента и маркетинга, способны применять в работе новейшие информационные средства. Несмотря на это, реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины выпускников образовательных учреждений. Остальные выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, а некоторые выпускники вообще регистрируются в качестве безработных. При этом значительное количество организаций буквально всех секторов экономики кроме банков в настоящее время испытывает серьезные проблемы с обновлением кадров.

Современный рынок труда молодых специалистов сложен и парадоксален. При устойчивом росте выпуска специалистов учреждений высшего профессионального образования российская экономика испытывает проблемы в сегменте кадров низкоквалифицированного труда. Налицо значительное перепроизводство специалистов по отдельным специальностям (например, юристов, экономистов), с одной стороны, а с другой — еще не отработаны механизмы социального заказа на профессии, пользующиеся наибольшим спросом. Кроме того, молодежный рынок труда характеризуется большой вариативностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них приводит к тому, что большая часть ищущих работу недавних выпускников учебных заведений трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, и для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно некоторые выпускники становятся потенциальными кандидатами на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, многие молодые люди увольняются из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются:

- слаборазвитость механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

- кадровая политика многих российских организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

- отсутствие у большинства выпускников учреждений высшего профессионального образования необходимых навыков самоопределения на рынке труда, поиска работы и развития трудовой карьеры;

- завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части выпускников вузов.

Одним из путей решения проблемы трудоустройства выпускников стало создание в вузах центров, специализированных отделов и лабораторий по содействию в трудоустройстве выпускников. Формирование данных структур проводилось в соответствии с приказом Министра образования РФ и Министра труда и социального развития РФ «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудо-

устройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда» от 04.12.1999 г. № 462/175 [1].

В целях совершенствования научно-методического и организационноинституционального аппарата по трудоустройству выпускников в 2000 г. была разработана «Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования». Основной целью Программы провозглашалось «создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда». Для достижения целей Программы предусматривалось выполнение ряда задач:

• Создание в системе образования службы профессиональной ориентации, помогающей в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям абитуриентов, обучающихся и молодых специалистов.

• Разработка системы информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей о состоянии рынке труда и образовательных услуг, помогающей решать конкретные вопросы трудоустройства.

• Создание научного обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг.

• Формирование в системе профессионального образования сети региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования.

• Разработка научно-методического обеспечения деятельности региональных и вузовских центров содействия трудоустройству молодых специалистов.

• Организация на базе существующей системы дополнительного профессионального образования переподготовки учащихся и выпускников учреждений профессионального образования по новым специальностям, расширяющих их профессиональные возможности и повышающих конкурентоспособность на рынке труда.

• Разработка механизмов правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников на рынке труда.

• Создание экономического механизма обеспечения функционирования системы содействия трудоустройству выпускников.

• Формирование механизма коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, перечня специальностей и структуры набора в вузы, государственных образовательных стандартов, основывающихся на прогнозах взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг [2].

Задачи, поставленные в программе, предполагали создание в системе образования службы профессиональной ориентации, системы информирования студентов, сети региональных и вузовских центров содействия занятости выпускников, системы дополнительного образования и переподготовки учащейся молодежи. В некоторых регионах России эти задачи были частично выполнены.

Примером может служить Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н. Э. Баумана (ЦСЗУМ). Он был создан приказом Министерства образования РФ от 12.05.1999 г. № 1283 в качестве структурного подразделения этого университета и взял на себя функции координации организационно-методической деятельности аналогичных подразделений всех вузов страны [3]. В сотрудничестве с подразделениями других вузов было разработано примерное «Положение о центрах содействия занято-

сти учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования», определена методика исследований региональных рынков труда и образовательных услуг и др. [4].

Новый импульс кампания по содействию занятости молодых специалистов получила летом 2002 г., когда началась работа по созданию информационно-консультационных пунктов в вузах в соответствии с решением коллегии Минобразования РФ от 25.09.2001 г. № 14/1 о программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» [5]. Другим направлением, реализуемым Министерством образования, явилась переподготовка молодых специалистов с целью повышения их конкуренции на рынке труда [8. С. 1-3].

В ноябре 2004 г. приказом Министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко была создана Межведомственная комиссия по разработке плана мер, концепции и программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройства выпускников вузов и временной занятости студентов [6]. Эти же вопросы поднимались на коллегии Федерального агентства по образованию, посвященной содействию занятости, трудоустройству и поддержке экономической самостоятельности молодых граждан. В решениях коллегии отмечалась необходимость разработки межведомственной программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов; проведения постоянного мониторинга и прогноза спроса и предложения «рабочей силы»; материально-технологического и кадрового обеспечения работы центров занятости; комплекса мер по поддержке молодежного предпринимательства [7; 8. С. 7].

Сегодня система содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования с точки зрения разделения задач между федеральным, региональным и местным уровнями власти имеет следующую структуру.

Федеральный уровень (координация Министерством образования РФ): Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н. Э. Баумана.

I

Региональный уровень (координация Советом ректоров региона): Региональный центр, созданный в одном из учреждений профессионального образования решением Совета ректоров региона

1

Местный уровень (координация ректором вуза):

Центры содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников в учреждениях профессионального образования

Однако стоит заметить, что существуют инициативы создания нового уровня системы содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников, который бы дополнил и усилил существующую организационную структуру. Основной целью создания локального уровня является эффективное содействие организации практики (как составной части повышения квалификации будущего специалиста, а значит и увеличение возможности трудоустройства по специальности), занятости студентов и трудоустройства выпускников на микроуровне — отдельного факультета вуза. Также следует учесть, что рынок труда отдельных специальностей имеет ряд особенностей,

которые необходимо учитывать при организации работы по содействию занятости и трудоустройству. В связи с этим актуальным становится содействие администрации факультета занятости студентов и трудоустройству выпускников.

В контексте решения данной проблемы интересен формирующийся опыт факультета управления Челябинского государственного университета (ЧелГУ), осуществляющий подготовку специалистов по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент организации». На базе факультета создана Комиссия по содействию организации практики, занятости студентов и трудоустройству выпускников факультета управления ЧелГУ, которая решает следующие задачи:

- анализ потребностей предприятий и организаций Челябинской области в специалистах, заканчивающих факультет управления ЧелГУ;

- изучение и анализ сложившихся в регионе механизмов партнерства между факультетом управления ЧелГУ, органами законодательной и исполнительной власти, предприятиями и организациями различных форм собственности;

- разработка и внедрение новых форм сотрудничества и партнерства факультета управления ЧелГУ с государственными и муниципальными органами, предприятиями, учреждениями и организациями региона;

- проведение работы со студентами факультета управления ЧелГУ в целях повышения конкурентоспособности путем профессиональной ориентации, информирования о тенденциях спроса на рынке труда специалистов;

- обеспечение организации профессионально-практической подготовки студентов;

- формирование информационной базы данных о выпускниках факультета управления ЧелГУ;

- организация производственной и учебной практик студентов факультета управления ЧелГУ;

- создание студенческих коллективов для выполнения исследовательских работ;

- обеспечение организации неполной занятости по специальности во внеучеб-ное время студентов факультета управления ЧелГУ;

- организация исследовательских работ во время неполной занятости по специальности во внеучебное время студентов факультета управления ЧелГУ;

- организация деятельности студенческих объединений и студенческих отрядов по вопросам временной (сезонной) занятости студентов факультета управления ЧелГУ;

- обеспечение организации трудоустройства выпускников факультета управления ЧелГУ;

- взаимодействие факультета управления с Центром по содействию организации практики студентов и трудоустройству выпускников ЧелГУ;

- обеспечение взаимодействия факультета управления ЧелГУ со службами занятости на уровне муниципальных образований.

В процессе работы Комиссии по содействию организации практики, занятости студентов и трудоустройству выпускников факультета управления была определена ключевая проблема низкой конкурентоспособности выпускника на современном рынке труда и найдено оригинальное решение по ее устранению.

Как правило, основными причинами низкой конкурентоспособности выпускников является низкая информированность о ситуации на рынке труда, отсутствие навыков позиционирования, завышенная самооценка. Однако самая главная проблема — стойкое нежелание многих работодателей набирать сотрудников без опыта работы.

Проблему усугубляет опыт многочисленных студентов, совмещающих работу и обучение в вузе. Оплата образования, жилья, прочие расходы вынуждают сегодняшнего студента на трудоустройство не по специальности и в учебное время на низкоквалифицированный труд (как правило, это разнорабочий, грузчик, официант, бармен, промоутер, курьер, сторож и т. п.). Подобная форма занятости студента приводит к низкой успеваемости в вузе и, как следствие, снижает заинтересованность будущего работодателя в данном специалисте.

Между тем, по мнению членов Комиссии по содействию организации практики, занятости студентов и трудоустройству выпускников факультета управления Челябинского государственного университета, разработавших «Концепцию неполной занятости по специальности студентов во внеучебное время», целесообразно было бы содействовать студентам в неполной занятости во внеучебное время по специальности обучения. Помимо получения трудовых навыков по специальности студент может осуществлять научную деятельность на базе трудоустроившего его предприятия, учреждения, или организации.

При реализации концепции Комиссия по содействию организации практики, занятости студентов и трудоустройству выпускников факультета управления Челябинского государственного университета ожидает следующие результаты:

- построение и экспериментальное функционирование системы содействия неполной занятости студентов по специальности обучения;

- повышение уровня конкурентоспособности выпускников факультета управления ЧелГУ;

- увеличение числа трудоустроенных выпускников в организации, учреждения и предприятия в соответствии с полученной специальностью;

- эффективное самопродвижение студентов и выпускников факультета управления ЧелГУ на рынке труда, перспективное планирование ими своей профессиональной карьеры;

- охват системой содействия неполной занятости студентов по специальности обучения большинства студентов ЧелГУ.

Данная концепция Комиссии по содействию организации практики, занятости студентов и трудоустройству выпускников факультета управления должна способствовать развитию практических действий в решении вопроса трудоустройства выпускников и занятости студентов ЧелГУ.

Сегодня остро стоит вопрос о создании эффективной системы содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников, охватывающей все уровни высшего профессионального образования. Организация локального уровня позволит решать дополнительные задачи по повышению конкурентоспособности выпускников в условиях современного рынка труда.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования РФ и Министерства труда и социального развития РФ «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда» от 04.12.1999 г. № 462/175.

2. Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования.

3. Приказ Министерства образования РФ «О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования» от 12.05.1999 г. № 1283.

4. Рекомендации Министерства образования РФ «Примерное положение о центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (рекомендации)».

5. Решение коллегии Министерства образования РФ «О программе “Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования”» от 25.09.2001 г. № 14/1.

6. Приказ Министерства образования РФ «О создании Межведомственной комиссии по разработке плана мер, концепции и программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов» от 19.11.2004 г. № 114.

7. Решение коллегии Федерального агентства по образованию «О содействии занятости, трудоустройству и поддержке экономической самостоятельности молодых граждан» от 23.11.2004 г. № 4.

8. Быданова, Е. Н. Роль и место центров содействия трудоустройству выпускников в системе занятости РФ [Электронный ресурс] / Е. Н. Быданова. Режим доступа : http://riac.volsu.ru/konf/bydanova.doc.

Ю. Н. Старцев 8-ОБРАЗНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ

Последние 10-20 лет в связи со стремительным ростом интереса к вопросам управления социально-экономическими системами появилась потребность четкого уяснения фундаментальных основ подобных процессов, одной из которых является понимание динамики развития социально-экономических систем. В принципе, моделей, описывающих динамические характеристики систем, может быть много, но во второй половине XX столетия проявился особый интерес к использованию Б-образных, или логистических кривых развития процессов во времени (рис. 1).

Рис. 1. Б-образная (логистическая) кривая развития процесса во времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.