Научная статья на тему 'Содействие образовательных организаций трудоустройству обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью: региональный аспект'

Содействие образовательных организаций трудоустройству обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иркутская область / трудоустройство / контент-анализ / постдипломное сопровождение / рынок труда / инвалидность / инклюзивное образование / Irkutsk region / employment / content analysis / postgraduate support / labor market / disability / inclusive education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгения Геннадьевна Копалкина

Актуальность определяется низким уровнем трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью, в то время как увеличивается их численность в образовательных организациях среднего и высшего образования. Методы: сравнительный анализ, анализ статистических данных, контент-анализ. Цель: оценка содействия образовательных организаций Иркутской области трудоустройству обучающихся и выпускников с инвалидностью. Результаты: проанализированы статистическая информация о численности инвалидов-студентов, обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования за 2017–2022 учебные годы, показатели деятельности вузов в сфере содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью в России и Иркутской области (наличие программы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, проведение структурными подразделениями вузов мероприятий по содействию трудоустройству обучающихся лиц с инвалидностью, наличие программы постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью), численность выпускников иркутских вузов с инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года за 2020–2022 гг.; описаны результаты контент-анализа официальных сайтов шести иркутских вузов; определены основные проблемы содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ в современных условиях. Выводы: практически во всех образовательных организациях Иркутской области выделены структурные подразделения, занимающиеся вопросами трудоустройства; интернет-страницы данных структурных подразделений информационно насыщены различными карьерными новостями и мероприятиями, ссылками на полезные методические материалы и сервисы, все вузы подключены к цифровой платформе «Факультетус.ру», но информации о результатах содействия трудоустройству студентов и выпускников недостаточно и она совсем отсутствует в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгения Геннадьевна Копалкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assistance of educational organizations in employment of students and graduates with disabilities: regional aspect

Relevance. Low level of employment among graduates with disabilities, while their number in educational institutions in the system of secondary and higher education is increasing. Methods. Comparative analysis, statistical data analysis, content analysis. Aim. To analyze the assistance of educational organizations of the Irkutsk region in employment of students and graduates with disabilities. Results. The author has analyzed statistical information on the number of disabled students enrolled in secondary vocational and higher education programs for the 2017–2022 academic years, performance indicators of universities in the field of employment assistance for graduates with disabilities in Russia and Irkutsk region (the availability of a program to promote employment of graduates with disabilities, carrying out structural units of universities measures to promote employment for students with disabilities, availability of a postgraduate support program for graduates with disabilities), the number of graduates of Irkutsk universities with disabilities who were employed during the calendar year for 2020–2022. The paper describes the results of content analysis of the official websites of six Irkutsk universities. The main problems of promoting the employment of persons with disabilities in modern conditions are identified. Conclusions. Almost in all educational organizations of Irkutsk region, structural units dealing with employment issues were identified. The Internet pages of these structural units are information-rich with various career news and events, links to useful methodological materials and services; and all universities are connected to the digital platform. But information on the results of students and graduates employment promotion is published at insufficient level, as for the persons with disabilities there is lack of such information.

Текст научной работы на тему «Содействие образовательных организаций трудоустройству обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью: региональный аспект»

УДК 331.53-057.87-056.24:37.048.4(571.53) DOI: 10.18799/26584956/2023/4/1635

Содействие образовательных организации трудоустройству обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью:

региональный аспект

Е.Г. Копалкинаи

Байкальский государственный университет, Россия, г. Иркутск н kopalkina2017@list.ru

Аннотация

Актуальность определяется низким уровнем трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью, в то время как увеличивается их численность в образовательных организациях среднего и высшего образования. Методы: сравнительный анализ, анализ статистических данных, контент-анализ. Цель: оценка содействия образовательных организаций Иркутской области трудоустройству обучающихся и выпускников с инвалидностью. Результаты: проанализированы статистическая информация о численности инвалидов-студентов, обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования за 2017-2022 учебные годы, показатели деятельности вузов в сфере содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью в России и Иркутской области (наличие программы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, проведение структурными подразделениями вузов мероприятий по содействию трудоустройству обучающихся лиц с инвалидностью, наличие программы постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью), численность выпускников иркутских вузов с инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года за 2020-2022 гг.; описаны результаты контент-анализа официальных сайтов шести иркутских вузов; определены основные проблемы содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ в современных условиях. Выводы: практически во всех образовательных организациях Иркутской области выделены структурные подразделения, занимающиеся вопросами трудоустройства; интернет-страницы данных структурных подразделений информационно насыщены различными карьерными новостями и мероприятиями, ссылками на полезные методические материалы и сервисы, все вузы подключены к цифровой платформе «Факультетус.ру», но информации о результатах содействия трудоустройству студентов и выпускников недостаточно и она совсем отсутствует в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова: Иркутская область, трудоустройство, контент-анализ, постдипломное сопровождение, рынок труда, инвалидность, инклюзивное образование.

Для цитирования: Копалкина Е.Г. Содействие образовательных организаций трудоустройству обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью: региональный аспект // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2023. - № 4 (51). - С. 1-11. DOI: 10.18799/26584956/2023/4/1635.

UDC 331.53-057.87-056.24:37.048.4(571.53) DOI: 10.18799/26584956/2023/4/1635

Assistance of educational organizations in employment of students and graduates with disabilities: regional aspect

E.G. Kopalkina®

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation H kopalkina2017@list.ru

Abstract

Relevance. Low level of employment among graduates with disabilities, while their number in educational institutions in the system of secondary and higher education is increasing. Methods. Comparative analysis, statistical data analysis, content analysis. Aim. To analyze the assistance of educational organizations of the Irkutsk region in employment of students and graduates with disabilities. Results. The author has analyzed statistical information on the number of disabled students enrolled in secondary vocational and higher education programs for the 2017-2022 academic years, performance indicators of universities in the field of employment assistance for graduates with disabilities in Russia and Irkutsk region (the availability of a program to promote employment of graduates with disabilities, carrying out structural units of universities measures to promote employment for students with disabilities, availability of a postgraduate support program for graduates with disabilities), the number of graduates of Irkutsk universities with disabilities who were employed during the calendar year for 2020-2022. The paper describes the results of content analysis of the official websites of six Irkutsk universities. The main problems of promoting the employment of persons with disabilities in modern conditions are identified. Conclusions. Almost in all educational organizations of Irkutsk region, structural units dealing with employment issues were identified. The Internet pages of these structural units are information-rich with various career news and events, links to useful methodological materials and services; and all universities are connected to the digital platform. But information on the results of students and graduates employment promotion is published at insufficient level, as for the persons with disabilities there is lack of such information.

Keywords: Irkutsk region, employment, content analysis, postgraduate support, labor market, disability, inclusive education.

For citation: Kopalkina E.G. Assistance of educational organizations in employment of students and graduates with disabilities: regional aspect. Journal of wellbeing technologies, 2023, no. 4 (51), pp. 1-11. DOI: 10.18799/26584956/2023/4/1635.

Введение

Проблема содействия занятости и трудоустройству молодых инвалидов на современном рынке труда является одной из наиболее злободневных [1]. Ежегодно в органы службы занятости обращается около 2 тыс. инвалидов - выпускников организаций высшего и среднего образования. По подсчетам экспертов, наиболее низкий уровень трудоустройства отмечается среди лиц следующих возрастных категорий: от 20-24 лет, 25-29 лет, 30-37 лет, который составил 1,6; 5 и 7 % соответственно от общего количества трудоустроенных инвалидов [2]. Несовершенство механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и образованием, - важнейший барьер, препятствующий повышению уровня трудоустройства. Состояние здоровья сегодня выступает важным признаком конкурентоспособности в любой профессии [3], а инвалидность рассматривается как серьезная причина дискриминации на рынке

труда [4], несмотря на развитие немногочисленных, но успешных практик инклюзивного трудоустройства в современных условиях [5]. Кроме этого, немаловажный фактор изменения уровня трудоустройства - особенности в предметной ориентированности, профессиональных мотивах и статусе профессиональной идентичности у студентов с ограниченными возможностями здоровья [6] и различных нозологических групп [7], которые, как показывают результаты эмпирических исследований, существенно отличаются от студентов с условной нормой здоровья. Более подробный анализ особенностей обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, их потребности, стратегии поиска работы и поведения на рынке труда, трудности и проблемы раскрываются в работе Е.В. Зиминой, Е.И. Нефедьевой, Л.Ю. Волченко [8].

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, численность студентов с инвалидностью, обучающихся по программам среднего профессионального образования в России в 2017/18 уч. году, составила 22 935 чел., в 2018/19 уч. году - 25 004 чел., в 2019/20 уч. году - 27 122 чел., в 2020/21 уч. году - 30 041 чел., в 2021/22 уч. году -34 045 чел. Численность студентов с инвалидностью, обучающихся по программам высшего образования в России в 2017/18 уч. году составила 21 751 чел., в 2018/19 уч. году -22 893 чел., в 2019/20 уч. году - 24 773 чел., в 2020/21 уч. году - 28 321 чел., в 2021/22 уч. году - 31 100 чел. [9]. Таким образом, с каждым годом на 8-12 % увеличивается численность студентов-инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и высшего образования; в образовательных организациях среднего профессионального образования обучаются на 8-12 % больше студентов-инвалидов, чем в образовательных организациях высшего образования.

Сегодня в России насчитывается 1191 образовательная организация высшего образования (в Иркутской области - 16), основные показатели деятельности которых по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные показателей деятельности вузов в сфере содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью в России и Иркутской области [10] Table 1. The main indicators of the activity of universities in the field of promoting the employment of graduates with disabilities in Russia and the Irkutsk region [10]

Показатели деятельности вузов University performance indicators Российская Федерация Russian Federation Иркутская область Irkutsk region

да yes нет no да yes нет no

Наличие программы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью Availability of a program to promote the employment of graduates with disabilities 482 709 8 8

Проведение структурными подразделениями вузов мероприятий по содействию трудоустройству обучающихся лиц с инвалидностью Implementation of activities by structural divisions of universities to assist in employment for students with disabilities 551 640 11 5

Наличие программы постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью (на период не менее трех лет) Availability of a postgraduate support program for graduates with disabilities (for a period of at least 3 years) 280 911 3 13

Численность выпускников с инвалидностью, использующих программы постдипломного сопровождения Number of graduates with disabilities using postgraduate support programs 604 - 2 -

Таким образом, можно отметить, что:

• практически у 60 % вузов отсутствует программа содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью;

• в 54 % вузов не проводятся мероприятия по содействию в трудоустройстве для обучающихся лиц с инвалидностью;

• у 76 % вузов отсутствует программа постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью.

Анализируя зарубежные страны, можно также отметить, что относительно мало известно об опыте трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Итальянские исследователи М.Е. Ма§пп, Е. Мапш, М. №со1оИ! определяют инвалидность как фактор риска и препятствие возможности трудоустройства и, проведя сравнительный анализ студентов с инвалидностью и без инвалидности (К = 190), отмечают, что число студентов-инвалидов неуклонно растет [11]. В Японии, согласно исследованию Н. Boe1tzig-Brown, изучавшего политику в области инвалидности и высшего образования, особое внимание уделяется мероприятиям по развитию карьеры и трудоустройству (предоставлению карьерных услуг) как всесторонней поддержки студентов с ОВЗ в высших учебных заведениях [12]. Несмотря на законодательство, поощряющее равные возможности для людей с ограниченными возможностями здоровья в области образования и трудоустройства, согласно мнению норвежских исследователей О. Оооёа11, О.М. М]0еп, А.Е. Wits0, Б. Horghagen, Ь. Куаш, эти условия далеки от инклюзивности. Более того, полученные результаты свидетельствуют о том, что обучающиеся с ОВЗ часто должны работать сверх своих возможностей, чтобы добиться успеха в высшем образовании и получить доступ к возможностям полноценной занятости [13].

Методология исследования

С целью анализа содействия трудоустройству обучающихся и выпускников образовательных учреждений был проведен контент-анализ официальных сайтов шести иркутских вузов: ФГБОУ «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (ИРНИТУ), ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет (БГУ), ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (ИГУ), ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» (ИРГУПС), ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» (ИГМУ), ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» (ИРГАУ).

Объект контент-анализа - официальные сайты вышеперечисленных организаций. Предмет исследования - информация о содействии трудоустройству обучающихся и выпускников.

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

• анализ содержания деятельности структурного подразделения по содействию в трудоустройстве обучающихся и выпускников;

• анализ результатов содействия в трудоустройстве обучающихся и выпускников;

• анализ содействия трудоустройству обучающихся и выпускников с инвалидностью.

Поставленные задачи определили следующие категории анализа:

• информация о статусе структурного подразделения по содействию трудоустройству обучающихся и выпускников. В качестве единиц анализа выступили: 1) информация структурного подразделения по содействию в трудоустройстве обучающихся и выпускников; 2) информация о других видах деятельности, выполняемой структурным подразделением; 3) информация о собственном сайте; 4) информация о Положении, определяющем принципы организации деятельности и функционирования; 5) нормативные документы по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью;

• информация о степени активности структурного подразделения в содействии в трудоустройстве обучающихся и выпускников. В качестве единиц анализа выступили: 1) актуальные новости о проводимых мероприятиях, способствующих содействию трудоустройству; 2) полезные материалы и ссылки в социальных сетях; 3) материал, содержащий истории успешного трудоустройства среди студентов и выпускников; 4) ссылки на интернет-порталы и цифровые платформы, способствующие будущей карьере, в том числе на платформу «Факультетус.ру»;

• информация о результатах содействия трудоустройству обучающихся и выпускников. В качестве единиц анализа выступили: 1) информация о результатах содействия трудоустройству обучающихся и выпускников; 2) информация о результатах содействия в трудоустройстве лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Единицей счета выступили наличие или отсутствие изучаемой информации.

Результаты и выводы исследования

В ИРНИТУ содействием трудоустройству студентов и выпускников университета занимается Центр карьеры ИРНИТУ [14], который организует карьерные мероприятия (презентации компаний, мастер-классы, тренинги), экскурсии, практику, стажировки на предприятиях, а также консультации по заполнению портфолио и составлению резюме. Основными целями Центра карьеры являются:

• контроль организации и проведения всех видов практик в университете;

• контроль проведения итоговой государственной аттестации;

• своевременное оформление и выдача документов о высшем образовании и квалификации;

• содействие трудоустройству студентов и выпускников университета.

Центр карьеры реализует комплекс мероприятий, направленных на развитие отношений университета с индустриальными партнерами и содействие нахождению прохождения практики и трудоустройству.

В ИГУ в 2008 г. был создан Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников [15] с целью повышения уровня трудоустройства молодых специалистов вуза. Основными направлениями деятельности Центра являются: 1) консультирование и проведение мероприятий по содействию занятости и повышению конкурентоспособности студентов и выпускников на рынке труда; 2) размещение информации, касающейся вопросов трудоустройства, в том числе временной занятости; 3) сотрудничество с работодателями, региональными органами власти в сфере содействия занятости и трудоустройства.

В БГУ трудоустройством студентов и выпускников занимается Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда высшего образования Иркутской области [16]. Основными направлениями деятельности Центра являются:

1. В области трудоустройства студентов и выпускников:

• размещение вакансий на сайте БГУ, в социальных сетях, на плазменных панелях университета;

• индивидуальные консультации по составлению резюме;

• содействие в поиске мест прохождении всех видов практик;

• организация экскурсий по предприятиям г. Иркутска.

2. По взаимодействию с работодателями:

• организация встреч со студентами БГУ;

• организация экскурсий по предприятиям;

• организация ярмарок вакансий;

• привлечение работодателей к проведению тренинговых занятий.

3. По взаимодействию с органами власти:

• предоставление отчетов о показателях трудоустройства по запросам;

• участие в мероприятиях, направленных на содействие трудоустройству молодых специалистов и организованных органами власти.

4. По взаимодействию с Центрами содействия трудоустройству:

• информирование о ситуации на региональном рынке труда;

• консультационная работа по составлению отчетов;

• консультационная работа по организации и проведению мероприятий, направленных на трудоустройство студентов и выпускников.

На сайте ИРГАУ отсутствует информация о структурном подразделении, которое занимается трудоустройством студентов и выпускников, при этом имеется информация о вакансиях в специальной вкладке, ссылки на различные интернет-сервисы по подбору персонала и поиску работы («Работа в России», hh.ru, superjob.ru, jobkadrov.ru и др.), а также информация об уровне трудоустройства за 2020-2022 гг. по направлениям подготовки, образовательным программам и формам обучения.

В ИРГУПСе содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников университета является основной целью деятельности сектора практической подготовки [17].

Для достижения этой цели сектор осуществляет:

• сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;

• организация временной занятости студентов;

• взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения, общественными организациями и объединениями, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда;

• сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям;

• повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства;

• проведение организационных мероприятий (ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций предприятий и организаций работодателей и т. п.).

В ИГМУ основной целью Центра содействия трудоустройству является обеспечение условий для трудоустройства и занятости студентов и выпускников университета [18].

Виды деятельности Центра содействия трудоустройству:

• информационная деятельность - информирование студентов о ситуации на рынке труда, существующих вакансиях и программах трудоустройства посредством размещения объявлений на сайте университета;

• организационная деятельность - организация, проведение дней карьеры, ярмарок вакансий и других мероприятий для достижения задач, стоящих перед Центром содействия трудоустройству;

• аналитическая деятельность - анализ потребностей системы образования, а также иных отраслей экономики региона в специалистах, заканчивающих университет;

• проведение мониторинга трудоустройства студентов и выпускников университета;

• проведение анкетирования студентов и выпускников по вопросам трудоустройства;

• подбор специалистов по индивидуальным заявкам работодателей.

Таблица 2. Результаты контент-анализа официальных сайтов образовательных

организаций высшего образования Иркутской области Table 2. Results of the content analysis of the official websites of educational institutions

of higher education of the Irkutsk region

Единицы анализа Units of Analysis БГУ Baikal State University ИРНИТУ Irkutsk State Technical University ИГУ Irkutsk State University ИГМУ Irkutsk State Medical University ИРГАУ Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky ИРГУПС Irkutsk State Transport University

Наличие структурного подразделения по содействию трудоустройству обучающихся и выпускников Availability of a structural unit to assist in employment of students and graduates + + + + - +

Совмещение с другими видами деятельности Combination with other activities - + - - - +

Наличие собственного сайта структурного подразделения Availability of a structural unit own website - - + + - -

Наличие Положения, определяющего правовой статус, принципы организации деятельности и функционирования Availability of a Regulation, defining the legal status, principles of organization of activities and functioning + + + + - +

Актуальные новости о карьерных мероприятиях Latest news about career events + + + + + +

Полезные материалы и ссылки в социальных сетях Useful materials and links on social networks + + + + + +

Истории успеха Success stories - - + - - -

Подключение к платформе «Факультетус.ру» Connection to the Fakultetus.ru platform + + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылка на другие интернет-порталы и цифровые платформы, способствующие будущей карьере Link to other online portals and digital platforms that support your future career + + - + + +

Наличие информации о результатах содействия трудоустройству студентов и выпускников, в том числе из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью Availability of information on the results of promoting the employment of students and graduates, including persons with disabilities - - - - + +

Наличие нормативных документов по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью Availability of regulatory documents to promote employment of persons with disabilities + - - - - -

Источник: составлена автором. Source: compiled by the author.

В табл. 2 представлены результаты контент-анализа сайтов образовательных организаций высшего образования Иркутской области, согласно которым можно заключить о том, что:

1) практически во всех образовательных организациях выделены структурные подразделения, занимающиеся вопросами трудоустройства;

2) интернет-страницы данных структурных подразделений информационно насыщены различными карьерными новостями и мероприятиями, ссылками на полезные методические материалы и сервисы и все вузы подключены цифровой платформе «Факультетус.ру»;

3) на официальных сайтах информации о результатах содействия трудоустройству студентов и выпускников недостаточно и она совсем отсутствует в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью.

В связи с тем, что на официальных сайтах изучаемых образовательных организациях высшего образования Иркутской области отсутствует информация о содействии трудоустройству лиц с инвалидностью и его результатах. Портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Инклюзивное образование» стал основным источником получения необходимых для исследования сведений. В результате систематизации полученной информации была составлена табл. 3.

Таблица 3. Численность трудоустроенных студентов с ОВЗ, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Иркутской области Table 3. Number of employed students with disabilities studying in educational institutions

of higher education of the Irkutsk region

Название вуза University name Количество обучающихся (чел.) Number of students (persons) Из них студентов с ОВЗ (чел.) Including students with disabilities (persons) Трудоустроенных студентов с ОВЗ (%) Employed students with disabilities (%)

БГУ 9069 37 100

Baikal State University

ИРНИТУ

Irkutsk State Technical 15 334 68 33

University

ИРГУПС

Irkutsk State Transport 5807 23 50

University

ИГУ 15 180 106 67

Irkutsk State University

ИГМУ

Irkutsk State Medical 4105 46 75

University

ИРГАУ

Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky 5064 14 -

Источник: составлена автором. Source: compiled by the author.

По уровню трудоустройства студентов с ОВЗ первое место занимает ФГБОУ ВО «БГУ», второе - ФГБОУ ВО «ИГМУ», третье - ФГБОУ ВО «ИГУ» (несмотря на то, что у них самая большая численность студентов с ОВЗ по сравнению с другими вузами), на четвертом месте - ФГБОУ ВО «ИРГУПС», на пятом - ФГБОУ ВО «ИРНИТУ».

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие проблемы содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ в современных условиях:

• Отсутствие единого централизованного управления вопросами содействия трудоустройству инвалидов в Иркутской области, в том числе обучающихся и выпускников образовательных организаций, несмотря на то, что в области действуют два координационных органа - Совет по делам инвалидов при Губернаторе Иркутской области [19] и Координационная комиссия при Правительстве Иркутской области [20]. Содействием трудоустройству занимаются Министерство труда и занятости Иркутской области, Министерство по молодежной политике (ОГКУ «Молодежный кадровый центр», ОГБУ «Центр социальных и информационных услуг для молодежи»), образовательные организации высшего образования Иркутской области в самостоятельном режиме путем создания структурных подразделений: в ИРНИТУ - Центр карьеры, в БГУ - Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда высшего образования Иркутской области, в ИГУ - Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников, в ИГМУ - Центр содействия трудоустройству, в ИРГУПСе — сектор практической подготовки, а в ИРГАУ отсутствует структурное подразделение, занимающееся содействием трудоустройству.

• Дублирование многих видов деятельности по содействию трудоустройству. Например, практически все государственные структуры и образовательные организации выполняют профориентационные услуги, карьерные мероприятия, консультирование по вопросам составления резюме, по лучшим ответам на каверзные вопросы, подготовки к собеседованию с работодателем и др.

• Отсутствие комплексных мониторинговых (статистических и социологических) исследований по вопросам трудоустройства обучающихся и выпускников образовательных организаций, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.

• Совмещение работы структурных подразделений образовательных организаций, отвечающих за содействие трудоустройству студентов и выпускников, с другими видами деятельности, чаще с организацией их практической подготовки (стажировки, практики и др.). Это приводит к перегруженности работой сотрудников подразделений, отвлекает их, приводит к неравномерному распределению сил, что в конечном итоге отражается на уровне занятости и трудоустройства студентов и выпускников. Например, у ИРНИТУ и ИРГУПСа показатели трудоустройства студентов с ОВЗ самые низкие по сравнению с показателями других образовательных организаций Иркутской области.

• Низкий уровень разработанности программ содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и программ постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью в российских образовательных организациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Копалкина Е.Г., Дареев А.Е., Илтакова Н.В. Проблемы трудовой занятости лиц с инвалидностью на современном этапе развития российского общества // Социальная компетентность. - 2021. - Т. 6. - № 2. -C. 223-233.

2. В Совфеде прошло заседание Совета по делам инвалидов. URL: https://ria.ru/20211129/karelova-1761335934.html (дата обращения 10.06.2023).

3. Лохтина Т.Н. Проблемы рынка труда в России // Baikal Research Journal. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-iynka-truda-v-rossii (дата обращения 10.06.2023). DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(1).10.

4. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. К вопросу о дискриминации на российском рынке труда // Известия Байкальского государственного университета. - 2018. - Т. 28. - № 3. - С. 419-425. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).419-425.

5. Копалкина Е.Г. Практика инклюзивного трудоустройства в современных условиях // Научный результат. Социология и управление. - 2022. - Т. 8. - № 4. - С. 148-158. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-4-1-2.

6. Симатова О.Б. Особенности профессиональной направленности студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья // Baikal Research Journal. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-napravlennosti-studentov-vuza-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения 10.06.2023). DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).20.

7. Сердюкова И.Ю. Особенности организации обучения студентов-инвалидов разных нозологических групп в высших образовательных учреждениях // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 4. - С. 219-221.

8. Зимина Е.В., Нефедьева Е.И., Волченко Л.Ю. Социологическое исследование проблем возможностей трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ (на примере БГУ) // Baikal Research Journal. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsiologicheskoe-issledovanie-problem-i-vozmozhnostey-trudoustroystva-studentov-i-vypusknikov-s-invalidnostyu-i-ovz-na-primere-bgu (accessed 10 June 2023). DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8.

9. Образование инвалидов. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения 10.06.2023).

10. Портал инклюзивного образования. URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/ (дата обращения 10.06.2023).

11. Magrin M.E., Marini E., Nicolotti M. Employability of disabled graduates: resources for a sustainable employment // Sustainability. - 2019. - № 11 (6). - P. 1542. DOI: https://doi.org/10.3390/su11061542

12. Boeltzig-Brown H. Disability and career services provision for students with disabilities at institutions of higher education in Japan: an overview of key legislation, policies, and practices // Journal of Postsecondary Education and Disability. - 2017. - № 30 (1). - P. 61-81.

13. Barriers and facilitators in the transition from higher education to employment for students with disabilities: a rapid systematic review / G. Goodall, O.M. Mjeen, A.E. Witse, S. Horghagen, L. Kvam // Frontiers in Education. -2022. - V. 7. - P. 202. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2022.882066

14. Центр карьеры ИРНИТУ. URL: https://www.istu.edu/vypuskniku_i_rabotodatelyu/otdel_praktik_tryd (дата обращения 10.06.2023).

15. Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников ИГУ. URL: https://my.isu.ru/job-isu (дата обращения 10.06.2023).

16. Региональный центр содействия трудоустройству (РЦСТ) БГУ. URL: http://bgu.ru/rabota/ (дата обращения 10.06.2023).

17. Трудоустройство студентов и выпускников ФГБОУ ВО ИрГУПС. URL: https://www.irgups.ru/oppistv/ students/trud (дата обращения 10.06.2023).

18. Центр содействия трудоустройству ИГМУ. URL: https://mir.ismu.baikal.ru/ismu/page_dept.php?id= 1802&cat=main (дата обращения 10.06.2023).

19. О Совете по делам инвалидов при Губернаторе Иркутской области: указ Губернатора от 1 августа 2011 года № 196-уг. URL: https://docs.cntd.ru/document/469406639 (дата обращения 10.06.2023).

20. О Координационной комиссии при Правительстве Иркутской области по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг: постановление Правительства Иркутской области от 26 июня 2015 № 321-пп. URL: https://docs.cntd.ru/document/428621039 (дата обращения 10.06.2023).

Информация об авторах

Евгения Геннадьевна Копалкина, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии Байкальского государственного университета, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

kopalkina2017@list.ru; https://orcid.org/0000-0001-7902-140X; шифр специальности ВАК: 5.4.7. Социология управления.

Поступила в редакцию: 20.08.2023 Поступила после рецензирования: 15.10.2023 Принята к публикации: 25.12.2023

REFERENCE

1. Kopalkina E.G., Dareev A.E., Iltakova N.V. Problems of employment of persons with disabilities at the present stage of development of Russian society. Sotsialnaya kompetentnost, 2021, vol. 6, no. 2 (20), pp. 223-233. In Rus.

2. V Sovfede proshlo zasedanie Soveta po delam invalidov [The Federation Council held a meeting of the Council for the Disabled]. Available at: https://ria.ru/20211129/karelova-1761335934.html (accessed 10 June 2023).

3. Lokhtina T.N. Problems of labor market in Russia. Baikal Research Journal. In Rus. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(1).10. Available at: https://cyberlenmka.ru/article/nproblemy-rynka-truda-v-rossii (accessed 10 June 2023).

4. Trofimov E.A., Trofimova T.I. On the issue of discrimination in the Russian labor market. Bulletin of Baikal State University, 2018, vol. 28, no. 3, pp. 419-425. In Rus. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).419-425.

5. Kopalkina E.G. The practice of inclusive employment in modern conditions. Research result. Sociology and management, 2022, vol. 8, no. 4, pp. 148-158. In Rus. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-4-1-2.

6. Simatova O.B. Features of the professional intention of university students with disabilities. Baikal Research Journal. In Rus. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).20. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-professionalnoy-napravlennosti-studentov-vuza-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (accessed 10 June 2023).

7. Serdyukova I.Yu. Psychological and pedagogical characteristics of students with disabilities by nosological groups and features of their education at the university. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2021, no. 4, pp. 219-221. In Rus.

8. Zimina E.V., Nefedieva E.I., Volchenko L.Yu. Sociological investigation of employment problems and possibilities of students and graduates with disabilities and HIA (in terms of BSU). Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 1. In Rus. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8.

9. Obrazovanie invalidov [Education of the disabled]. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (accessed 10 June 2023).

10. Portal inklyuzivnogo obrazovaniya [Inclusive Education Portal]. Available at: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/ (accessed 10 June 2023).

11. Magrin M.E., Marini E., Nicolotti M. Employability of disabled graduates: Resources for a sustainable employment. Sustainability, 2019, no. 11 (6), p. 1542. DOI: https://doi.org/10.3390/su11061542

12. Boeltzig-Brown H. Disability and career services provision for students with disabilities at institutions of higher education in Japan: an overview of key legislation, policies, and practices. Journal of Postsecondary Education and Disability, 2017, no. 30 (1), pp. 61-81.

13. Goodall G., Mjoen O.M., Witso A.E., Horghagen S., Kvam L. Barriers and facilitators in the transition from higher education to employment for students with disabilities: a rapid systematic review. Frontiers in Education, 2022, vol. 7, p. 202. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2022.882066

14. Tsentr karery IRNITU [IRNITU Career Center]. Available at: https://www.istu.edu/vypuskniku_i_ rabotodatelyu/otdel_praktik_tryd (accessed 10 June 2023).

15. Tsentr sodeystviya zanyatosti i trudoustroystvu vypusknikov IGU [The Center for the Promotion of employment and employment of graduates of ISU]. Available at: https://my.isu.ru/job-isu (accessed 10 June 2023).

16. Regionalny tsentr sodeystviya trudoustroystvu (RCST) BGU [BRSU Regional Employment Assistance Center (RCST)]. Available at: http://bgu.ru/rabota/ (accessed 10 June 2023).

17. Trudoustroystvo studentov i vypusknikov FGBOU VO IrGUPS [Employment of students and graduates of FSBEI IN IrGUPS]. Available at: https://www.irgups.ru/oppistv/students/trud (accessed 10 June 2023).

18. Tsentr sodeystviya trudoustroystvu IGMU [IGMU Employment Assistance Center]. Available at: https://mir.ismu.baikal.ru/ismu/page_dept.php?id=1802&cat=main (accessed 10 June 2023).

19. Sovete po delam invalidov pri Gubernatore Irkutskoy oblasti [On the Council for the Disabled under the Governor of the Irkutsk region]. Ukaz Gubernatora ot 1 avgusta 2011 goda № 196-ug [Decree of the Governor dated August 01, 2011 No. 196-ug]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/469406639 (accessed 10 June 2023).

20. O koordinatsionnoy komissii pri Pravitelstve Irkutskoy oblasti po voprosam obespecheniya usloviy dostupnosti dlya invalidov obektov i uslug [On the Coordination Commission under the Government of the Irkutsk Region on ensuring accessibility of facilities and services for the disabled]. Postanovlenie Pravitelstva Irkutskoy oblasti ot 26 iyunya 2015 № 321 [Resolution of the Government of the Irkutsk Region dated June 26, 2015 No. 321-pp]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/428621039 (accessed 10 June 2023).

Information about the authors

Evgeniya G. Kopalkina, Cand. Sc., Associate Professor, Baikal State University, 11, Lenin street, Irkutsk, 664003,

Russian Federation. kopalkina2017@list.ru; https://orcid.org/0000-0001-7902-140X.

Received: 20.08.2023 Revised: 15.10.2023 Accepted: 25.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.