Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ЧАСТНОМЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепина Татьяна Васильевна, Зацепин Алексей Владимирович, Козлова Лола Салимбековна

В статье раскрывается связь методической деятельности учителя с конкретным содержанием. Указывается, что для осуществления методической деятельности необходима сформированность конкретных знаний и умений, которые определяют готовность учителя к обучению школьников определенному содержанию. Дается характеристика трех групп общеметодических умений, которые можно соотнести с компонентами, составляющими основу методической деятельности. Делается вывод, что формирование данных общеметодических умений возможно, только связав их с определенным предметом деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND PROCEDURAL ASPECTS OF THE METHODOLOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER

The article reveals the connection between the methodological activity of the teacher and the specific content. It is indicated that the implementation of methodological activities requires the formation of specific knowledge and skills that determine the readiness of the teacher to teach schoolchildren a certain content. The characteristics of four groups of general methodological skills are given, which can be correlated with the components that form the basis of methodological activity. It is concluded that the formation of these general methodological skills is possible only by linking them with a specific subject of activity.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

УДК 372

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Татьяна Васильевна Зацепина1

кандидат педагогических наук, доцент [email protected] Алексей Владимирович Зацепин2 кандидат философских наук, доцент Лола Салимбековна Козлова3 старший преподаватель 1Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия 2Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, Россия 3Наманганский государственный университет г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация. В статье раскрывается связь методической деятельности учителя с конкретным содержанием. Указывается, что для осуществления методической деятельности необходима сформированность конкретных знаний и умений, которые определяют готовность учителя к обучению школьников определенному содержанию.

Дается характеристика трех групп общеметодических умений, которые можно соотнести с компонентами, составляющими основу методической деятельности. Делается вывод, что формирование данных общеметодических умений возможно, только связав их с определенным предметом деятельности.

Ключевые слова: методическая деятельность, общеметодические умения, частнометодические умения.

Современная школа ожидает от учителя высокой профессиональной психологической подготовки. Учитель сегодня должен не только вести урок, оснащенный современными технологиями, но и уметь видеть качественные изменения в психическом развитии учащихся. Кроме того, умело осуществлять коррекцию их действий, своевременно выявлять причины различного рода трудностей, создавать ситуацию успеха. Успешно применять полученные теоретические знания на практике. [3]

Профессиональная готовность учителя тесно связана с таким понятием как «педагогическая деятельность». Структура педагогической деятельности согласуется со структурой любой деятельности, имея свои специфические черты [6,7].

Важной особенностью методической деятельности учителя является ее связь с конкретным содержанием. В то же время она строится не только на знании содержания учебного предмета, но и на основе учета деятельности ученика и управления этой деятельностью. [1]

Для осуществления любой деятельности, в том числе и методической необходимы определенные знания и умения, сформированность которых определяет готовность учителя к обучению школьников определенному содержанию. Таким образом, деятельность состоит из действий, которые в совокупности образуют способ ее выполнения. В свою очередь каждое действие, совершаясь, усваиваясь, переходит в соответствующее умение, которое является частью более сложного умения. Предметом нашего исследования явились общеметодические умения. [5] Характеризуя методические умения, Г.В. Бельтюкова рассматривает их, как частный вид педагогических умений, как применение психолого-педагогических, специальных(математических), а также методических знаний к решению методических задач.

Опираясь на работы Н.Б. Истоминой и М.С. Соловейчик в своем исследовании, мы выделяем три группы общеметодических умений, которые отражают особенность курса математики, ориентируются на школьный

учебник, являющимся основным средством обучения. Кроме того, данные умения направлены на организацию деятельности учащихся, на использование различных видов деятельности на уроке, на оценку результатов обучения.

Данный подход позволяет отразить в перечне умений содержательный и процессуальный аспекты методической деятельности учителя и тем самым обеспечить подготовку студентов к практической работе в школе. [2]

Первую группу составляет умение выполнять ориентировочную основу методической деятельности. Это умение осуществлять логико-дидактический и психологический анализ программы начального курса математики и других материалов. То есть, речь идет об умении ориентироваться в содержании курса математики начальных классов и в учебниках математики, целенаправленно использовать содержащие в них задания.

Во второй группе представлены умения, отражающие логику построения урока математики. К ним относятся следующие умения:

- формулировать цели предстоящего урока и аргументировать логику своих действий в зависимости от темы и цели урока;

-выделять основные этапы предстоящей деятельности и реализовать их при проведении урока;

- планировать виды деятельности учащихся на каждом из этапов урока;

-организовывать деятельность учащихся, направленную на актуализацию

знаний, умений и навыков, на восприятие нового, на его понимание;

- осуществлять правильный выбор методов и средств обучения.

Третья группа включает умения, связанные с самооценкой результатов

проведенного урока. К ним относятся следующие умения:

- сопоставлять выдвинутые цели и задачи проведенного урока с целями и задачами запланированных действий;

-содействовать формированию объективной самооценки учащихся;

- оценивать результаты обучения путем анализа письменных работ, выполненных учащимися;

-проверить качество приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.

Предложенные нами три группы общеметодических умений реализуются на определенном содержании (учебном предмете). То есть их формирование возможно, только связав их с определенным предметом деятельности. Но, наполняясь конкретным содержанием, общеметодические умения выступают как частнометодические, находясь в диалектической связи и единстве. Частнометодическими мы можем назвать умения, которые позволяют учителю управлять деятельностью учащихся при изучении конкретных вопросов содержания. Эти умения вытекают из природы учебной дисциплины и того содержания, которому учитель будет обучать учащихся в школе. Поэтому частнометодические умения целесообразно классифицировать по разделам начального курса математики.[4]

Еще раз подчеркнем, что компоненты структуры педагогической деятельности можно соотнести с выявленными нами методическими умениями, сформированность которых является необходимым условием профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников математике. Это может еще раз свидетельствовать об объективности нами выделенных методических умений.

Список литературы:

1. Зацепина Т.В., Зацепин А.В. Роль развивающих технологий при обучении учащихся //Наука и Образование. 2019. № 4. С. 13

2. Зацепина Т.В., Зацепин А.В. Гносеолого-методологические аспекты в процессе подготовки учителей начальных классов//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. №3. С. 100-102.

3. Зацепина Т.В., Зацепин А.В. Психолого - дидактическая характеристика понятия «творчество» // Наука и Образование. 2019. № 2. С. 124

4. Зацепин А. В.,Козлова Л.С. Международные программы, используемые для определения качества знаний в системе образования Республики Узбекистан // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 4(24). С. 4652.

5. Козлова Л.С., Зацепин А.В. Оценка читательской грамотности учащихся на основе критериев PISA в системе народного образования Республики Узбекистан // Образование в поликультурном обществе: коллективная монография. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 344 с.

6. Корепанова Е. В., Еловская С.В. Проблема исследовательской деятельности в системе подготовки будущих педагогов // European Social Science Journal. 2018. № 12-1. С. 370-376. - EDN XLZIZG.

7. Манаенкова М. П., Калякин Е.В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 1(47). С. 67-72. - DOI 10.20310/1810-231X-2021 -20-1 (47)-67-72. - EDN GLYDSV.

UDC 372

CONTENT AND PROCEDURAL ASPECTS OF THE METHODOLOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Tatiana V. Zatsepina1

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

[email protected] Alexey V. Zatsepin 2 PhD in Philosophy, Associate professor

Lola S. Kozlova 3

Senior Lecturer 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2Herzen University, St. Petersburg, Russia

3NamSU Republic of Uzbekistan

Abstract. The article reveals the connection between the methodological activity of the teacher and the specific content. It is indicated that the implementation of methodological activities requires the formation of specific knowledge and skills that determine the readiness of the teacher to teach schoolchildren a certain content.

The characteristics of four groups of general methodological skills are given, which can be correlated with the components that form the basis of methodological activity. It is concluded that the formation of these general methodological skills is possible only by linking them with a specific subject of activity.

Key words: methodical activity, general methodological skills, particular methodological skills, training.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.