Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепина Татьяна Васильевна, Зацепин Алексей Владимирович

В статье поднимается проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе в процессе использования методических задач. Раскрывается особенность методических задач как средство формирования методических умений, необходимых учителю для обучения учащихся. Делается вывод, что если в учебную деятельность студентов в вузе включать решение так называемых методических задач, которые моделируют особенности процесса обучения учащихся, то формирование методических умений можно сделать более целенаправленным и эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зацепина Татьяна Васильевна, Зацепин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL TASKS AS ONE OF THE MEANS OF FORMING THE METHODICAL SKILLS OF A FUTURE TEACHER

The article raises the problem of improving the professional training of a teacher in a pedagogical university in the process of using methodological tasks. The article reveals the peculiarity of methodological tasks as a means of forming methodological skills necessary for a teacher to teach students. It is concluded that if the educational activities of students at the university include the solution of so-called methodological tasks that model the features of the learning process of students, then the formation of methodological skills can be made more purposeful and effective.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

УДК 37.013.2

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ

Татьяна Васильевна Зацепина1

кандидат педагогических наук, доцент v.zatzepin2016@yandex.ru Алексей Владимирович Зацепин2 кандидат философских наук, доцент 1Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия 2Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена г.Санкт - Петербург, Россия

Аннотация. В статье поднимается проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе в процессе использования методических задач. Раскрывается особенность методических задач как средство формирования методических умений, необходимых учителю для обучения учащихся. Делается вывод, что если в учебную деятельность студентов в вузе включать решение так называемых методических задач, которые моделируют особенности процесса обучения учащихся, то формирование методических умений можно сделать более целенаправленным и эффективным.

Ключевые слова: методическая деятельность, методические задачи, методические умения, методические ситуации.

Методическая деятельность учителя есть деятельность, направленная на решение различных методических задач, возникающих в практике обучения.

Поэтому очень важно обратить внимание на методическую подготовку студентов, одним из средств которой могут быть методические задачи.

Особенность методических задач, как средства профессиональной подготовки состоит в том, что они чаще всего не представляют информацию в готовом виде - ее нужно извлечь, анализируя урок или отдельные задания, сопоставляя фрагменты, вопросы учителя и т.д. Осуществляя это, будущий учитель одновременно приобретает опыт выполнения важных методических действий, он как бы становится их соискателем.

Методические задачи могут быть сконструированы на основе наиболее распространенных ошибок учителей, дидактического материала, упражнений действующих и экспериментальных учебников, формулировок вопросов и заданий, детских высказываний, фрагментов уроков.

Главная сущность методических задач состоит в том, что они служат единой цели: сформировать у студентов профессиональные действия (умения), которые позволят им обучать школьников, то есть, осуществлять управление их учебной деятельностью, направленной на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, развивать и воспитывать своих учеников. Следовательно, задачи, в процессе решения которых у студентов формируются умения обучать детей определенному содержанию, можно назвать методическими.

Методическая задача может рассматриваться как средство, позволяющее студенту, обучаясь практическому применению знаний в соответствии с заранее точно сформулированной дидактической целью, логикой и научными закономерностями учебной деятельности студентов, последовательно тренировать свое методическое мышление, постепенно овладевать методическими умениями и навыками управления учебной деятельностью

учащихся. Наряду с этим он систематически развивает способность к быстрой, точной и верной ответной реакции на воздействие со стороны определенной педагогической ситуации.

Основным содержанием методической деятельности учителя является непрерывное и последовательное решение различных методических задач, которые возникают при обучении школьников конкретному предмету. Поэтому содержание методической задачи составляет данная в ней методическая ситуация со всеми отношениями, которые развиваются между объектом и субъектом обучения, действующими в этой ситуации. Все это делает возможным перенос способов решения методической задачи в реальные условия школьного преподавания [2,6]. Трудность методических задач обусловлена и их особенностью - возможной много вариантностью их решения.

Процесс непосредственного решения методических задач можно наглядно представить как комплекс логически следующих один за другим мыслительных и практических действий студента под руководством преподавателя. Студент воссоздает и имитирует процесс выработки решения, который реально осуществляет учитель-практик. Это процесс решения методической задачи, как и всякой задачи включает в себя следующие этапы: анализ сложившейся методической ситуации, проектирование деятельности своей и учащихся, реализацию своего плана с последующим анализом и оценкой результатов[1].

Ориентированный этап решения начинается с анализа условий задачи и заканчивается формированием исходной гипотезы решения. Учитель как бы заранее «проигрывает» те реальные ситуации, которые он должен создавать в процессе организации учебной деятельности учащихся.

Исполнительный этап связан с осуществлением замысла, с практическим воплощением разработанной гипотезы. В большинстве случаев на данном этапе происходит непосредственное взаимодействие учителя и учащихся, прямой контакт между ними, организация деятельности учащихся, в результате

которой формируется их ценностные отношения, усваиваются знания и развиваются умения[5].

Контрольно-оценочный этап состоит в проверке результата. На этом заключительном этапе полученный результат сопоставляется с требованиями задачи и анализируется ход всего решения. Если полученный результат ошибочен, возникает необходимость вернуться к ориентировочному этапу и вновь искать исходную идею решения, проверять и корректировать полученное решение. Следует, однако, подчеркнуть, что помимо заключительного анализа и оценки уже полученного решения, контрольные действия осуществляются и по ходу самого процесса поиска решения.

В составе учебной методической деятельности методическая задача выступает как средство управления всеми компонентами учебной деятельности и отсюда выполняет стимулирующую, обучающую и контролирующую функцию в зависимости от того на каком этапе обучения она используется [3].

Стимулирующая функция методической задачи заключается в том, что моделируя практические ситуации, отражающие будущую профессиональную деятельность студентов, она тем самым создает устойчивый интерес студентов к предмету изучения. Таким образом, методическая задача направляет учебную деятельность студента на целенаправленное усвоение методических знаний и формирование методических умений. Поэтому преподаватель должен так организовать учебную деятельность студентов, чтобы предложенная методическая задача была ими осознана как конкретная методическая ситуация с присущей ей методической проблемой. Только тогда задача вызовет интерес, заставит студента задуматься над тем, какими теоретическими и практическими знаниями он обладает, а чего не знает и чему еще нужно научиться.

Обучающая функция методической задачи состоит в том, что ее решение способствует формированию необходимых умений и навыков для организации учебной деятельности учащихся по предмету (на определенном содержании).

Профессиональная готовность учителя проявляется в его умении решать задачи, которые возникают в его профессиональной деятельности. Поэтому

контролирующая функция методических задач состоит в том, что они могут служить средством контроля и оценки методической подготовки учителя. В процессе проверки умения каждого студента решать методические задачи, преподаватель должен исходить из следующих критериев: степень осознанности студентами задачи, ее проблемности; наличие у них знаний и умений, необходимых для решения задачи; умение осмыслить, наметить и реализовать различные варианты решения задачи; логика и последовательность решения; уровень самостоятельности студентов в решение задачи; количество и характер допущенных ошибок, способность их обнаружить и устранить [4].

Из проведенной нами характеристики методической задачи следует, что:

- методические задачи дают возможность управлять процессом не простого усвоения определенной суммой знаний, а становлением умений и навыков практической деятельности на базе методической теории. Следовательно, они являются связующим звеном между методической теорией и непосредственной практикой работы в школе.

- методические задачи отражают (описывают) реально существующие методические ситуации, чем и обеспечивают профессиональную направленность обучения.

- в методических задачах, используемых в учебных целях, как правило, воссоздается не вся практическая методическая ситуация в целом, а лишь отдельные ее стороны, что позволяет фокусировать внимание студентов на определенных моментах и этапах принятия решения. Тем самым, процесс выработки и принятия решения студентами значительно облегчается на первых этапах формирования его методических умений.

- методические задачи должны отражать типичные методические проблемы, встречающиеся в работе учителя, методические ситуации так разнообразны и многочисленны, что не представляется возможным перечислить и описать их все.

- решение методических задач студентами, осуществляется, как правило, под руководством преподавателя, который дает оперативную оценку

принимаемых решений. Вместе с тем, необходимо так организовать учебную деятельность студентов, чтобы они могли по мере овладения соответствующими умениями проявлять все большую самостоятельность.

Однако, не следует считать методические задачи единственным средством формирования методических умений будущих учителей, они должны являться составным элементом в общей системе формирования знаний, умений и навыков студентов, которые осуществляются в ходе усвоения теоретических знаний и в процессе педагогической практики в школе.

Список литературы:

1.Зацепина Т.В., Зацепин А.В. Роль развивающих технологий при обучении учащихся //Наука и Образование. 2019. № 4. С. 13

2. Зацепина Т.В., Зацепин А.В. Гносеолого-методологические аспекты в процессе подготовки учителей начальных классов//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. №3. С. 100-102.

З.Зацепина Т.В., Зацепин А.В. Психолого - дидактическая характеристика понятия «творчество» //Наука и Образование. 2019. № 2. С. 124

4. Зацепин А.В.Социально-правовые аспекты творчества К.Д.Ушинского // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. №3. С.108-112.

5. Полунина Л. И., Баудер Г.А. Опыт знакомства с профессией учителя во время педагогической практики // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

6. Сидорова И. В., Балалыкина Н.В., Томонов Д.С. Образовательные технологии и учебный процесс // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

UDC 37.013.2

METHODICAL TASKS AS ONE OF THE MEANS OF FORMING THE METHODICAL SKILLS OF A FUTURE TEACHER

Tatiana V. Zatsepina1

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

v.zatzepin2016@yandex.ru Alexey V. Zatsepin2 Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2RSPU named after A. I. Herzen St. Petersburg, Russia

Annotation. The article raises the problem of improving the professional training of a teacher in a pedagogical university in the process of using methodological tasks. The article reveals the peculiarity of methodological tasks as a means of forming methodological skills necessary for a teacher to teach students. It is concluded that if the educational activities of students at the university include the solution of so-called methodological tasks that model the features of the learning process of students, then the formation of methodological skills can be made more purposeful and effective.

Keywords: methodical activity, methodical tasks, methodical skills, methodical situations.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 12.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 12.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.