Научная статья на тему 'Содержательный анализ проблемы потребностей подростков в контексте замещающего поведения'

Содержательный анализ проблемы потребностей подростков в контексте замещающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1105
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМИНАНТА / ПОТРЕБНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / ЗАМЕЩАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАМЕЩАЮЩЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ / DOMINANT / NEEDS / PERSONAL RESOURCE / REPLACEMENT BEHAVIOR / REPLACEMENT SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лосинец Елена Васильевна

В статье представлена систематизация научных знаний, концепций, взглядов по проблеме неудовлетворенных потребностей подростков в контексте замещающего поведения. Автором уточнено определение понятия «замещающее поведение подростков». В предлагаемой работе, признавая ценность различных психологических исследований для понимания теоретических положений проблемы неудовлетворенных потребностей подростков в контексте замещающего поведения, показано, что систематические препятствия в удовлетворении потребностей могут способствовать развитию разнообразных видов замещающего поведения. Причем некоторые из них могут повышать адаптационные возможности подростка, другие сильно их снижают. Кроме того, проведенная работа позволит расширить представления об особенностях замещающего поведения подростков. Так как существует дефицит знаний в области взаимодействия педагогов, психологов и родителей с подростками, имеющими проявления замещающего поведения, несовершенна научно-методическая база для подбора стратегий действий и поведения всех участников образовательного процесса, актуальность данной темы не вызывает сомнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE NEEDS OF ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF REPLACEMENT BEHAVIOR

The article presents the systematization of scientific knowledge, concepts and views on the problem of unsatisfied needs of adolescents in the context of replacement behavior. The author clarifies the definition of "replacement behavior of adolescents." Recognizing the value of various psychological studies for understanding the theoretical positions of unsatisfied needs of adolescents in the context of replacement behavior, the author shows that systematic obstacles in meeting the needs may contribute to the development of various types of replacement behavior. And some of them can increase the adaptive capacity of a teenager, others considerably lower it. In addition, the undertaken work may expand our understanding of the peculiar features of the replacement behavior of adolescents. The problem described in the article is topical since there is a shortage of knowledge in the field of cooperation between teachers, psychologists and parents with teenagers who have signs of a replacement behavior, the scientific-methods basis for the selection of strategies, actions and behavior of all participants of the education process is far from being perfect.

Текст научной работы на тему «Содержательный анализ проблемы потребностей подростков в контексте замещающего поведения»

УДК 159.922.736.3:159.923 ББК Ю941.5-8

ГСНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

Лосинец Елена Васильевна,

аспирант, кафедра общей и профессиональной психологии, Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского; 241035, г. Брянск, мк. Московский, д. 38/1, к. 89; e-mail: [email protected]

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: доминанта; потребности; личностный ресурс; замещающее поведение; замещающее удовлетворение.

АННОТАЦИЯ. В статье представлена систематизация научных знаний, концепций, взглядов по проблеме неудовлетворенных потребностей подростков в контексте замещающего поведения. Автором уточнено определение понятия «замещающее поведение подростков». В предлагаемой работе, признавая ценность различных психологических исследований для понимания теоретических положений проблемы неудовлетворенных потребностей подростков в контексте замещающего поведения, показано, что систематические препятствия в удовлетворении потребностей могут способствовать развитию разнообразных видов замещающего поведения. Причем некоторые из них могут повышать адаптационные возможности подростка, другие - сильно их снижают. Кроме того, проведенная работа позволит расширить представления об особенностях замещающего поведения подростков. Так как существует дефицит знаний в области взаимодействия педагогов, психологов и родителей с подростками, имеющими проявления замещающего поведения, несовершенна научно-методическая база для подбора стратегий действий и поведения всех участников образовательного процесса, актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Losinets Elena Vasil'evna,

Post-graduate Student of Department of General and Professional Psychology, Bryansk State University named after I.G. Pe-trovsky, Bryansk, Russia.

CONTENT ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE NEEDS OF ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF REPLACEMENT BEHAVIOR

KEYWORDS: dominant; needs; personal resource; replacement behavior; replacement satisfaction.

ABSTRACT. The article presents the systematization of scientific knowledge, concepts and views on the problem of unsatisfied needs of adolescents in the context of replacement behavior. The author clarifies the definition of "replacement behavior of adolescents." Recognizing the value of various psychological studies for understanding the theoretical positions of unsatisfied needs of adolescents in the context of replacement behavior, the author shows that systematic obstacles in meeting the needs may contribute to the development of various types of replacement behavior. And some of them can increase the adaptive capacity of a teenager, others considerably lower it. In addition, the undertaken work may expand our understanding of the peculiar features of the replacement behavior of adolescents. The problem described in the article is topical since there is a shortage of knowledge in the field of cooperation between teachers, psychologists and parents with teenagers who have signs of a replacement behavior, the scientific-methods basis for the selection of strategies, actions and behavior of all participants of the education process is far from being perfect.

Вс

I

• современных условиях у молодого околения не всегда имеются возможности самореализоваться, самоутвердиться, достичь успеха в социально значимой деятельности. Поэтому основной задачей современного образования является подготовка молодого поколения к постоянно происходящим технологическим и социальным изменениям, к быстро изменяющемуся внешнему миру. Технологии саморазвития личности занимают первостепенное значение и предполагают широкое использование внутренних психологических ресурсов.

Идею о важной роли внутреннего мира в деятельности и психическом развитии человека выдвинул русский ученный А. А. Ух-

томский. В основе формирования потребностей лежит идея доминанты. Согласно его теории, «под именем «доминанты»... понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван.» [26, с. 18 ]. Доминанта является мощным активатором деятельности и придает поведению личности определенную направленность. В процессе деятельности личность, обретая опыт успеха и неуспеха, учится самостоятельно управлять собой, развивая и совершенствуя свои способности [26].

Данное положение подтверждает К. Обуховский, указывая на то, что «потребности - это то, что необходимо человеку для существования его организма, разви-

© Лосинец Е. В., 2015

тия его личности и достижения психической свободы» [19, с. 12]. Удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей существенно влияет на активность самой личности, а также на поведение различных групп, направляя их на саморазвитие, самодвижение. Особое значение приобретают потребности в самопознании, самообразовании, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самоактуализации. Как раз они и являются источниками для развития мотивации самосовершенствования [19; 27].

Неудовлетворенность потребностей личности всегда отражается на ее поведении. Некоторые виды поведения могут просто отражать какую-либо неудовлетворенную потребность. Мышление и поступки личности часто указывают на глубокие переживания неудовлетворенности потребностей. Человек всегда будет стремиться повторить те действия, которые вызывают у него положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребности, и избегать тех, которые ассоциируется с недостаточным удовлетворением.

Если потребность долго не удовлетворяется, то напряжение может перерастать в психическую напряженность. Подтверждая эту мысль, М. Ю. Бурыкина отмечает, что возникшее внутреннее напряжение в результате неудовлетворения личностных потребностей имеет границы и «может переходить в запредельное состояние», что приводит к поиску новых способов удовлетворить важные для подростка потребности. Бессознательные попытки снять «потребно-стное напряжение» толкают подростка на замещающие способы удовлетворения актуальных потребностей, не всегда адекватные по отношение к себе и к обществу, тем самым формируя устойчивые виды замещающего поведения [5; 6].

В нашем понимании замещающее поведение подростков - это система социально обусловленных замещающих действий, которые организуют активность человека на снятие внутреннего напряжения и являются условием замещающего удовлетворения актуальных потребностей подростков. Данная работа отражает возможные последствия неудовлетворения потребностей в подростковом возрасте. Сегодня подросток самостоятельно пытается решить свои проблемы, справиться со своими эмоциями, удачами и неудачами. Несовершенство процессов регуляции, управления личностными ресурсами и недостаточное развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими могут привести к развитию различных видов замещающего поведения.

Более того, в современной ситуации подростки оказались в сложном положении. Их потребности не всегда удовлетворяются адекватным способом и часто препятствуют, во-первых, пониманию и уважению со стороны взрослых, во-вторых, не всегда есть условия и возможности для участия подростка в значимых для него общественных делах. Данное противоречие лишает подростков возможности занимать активную позицию в делах общества, что в свою очередь может привести к возникновению сильного внутреннего напряжения и отставания в развитии. Своевременное обращение внимания на потребности подростков позволит сократить число дезадаптированных детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

Е. В. Емельянова рассматривает потребности как личностный ресурс подростка. Это прежде всего: 1) потребность во внимании и принятии без оценок и осуждения, в теплоте, заботе и мудрости взрослых;

2) потребность в конкретных правилах и границах, которые помогают подростку социализироваться и удерживаться от различных форм отклонений в поведении;

3) потребность в активном развитии и обучении через приобретение жизненного опыта; 4) потребность в интересных событиях; 5) потребность в удовольствии; 6) потребность в признании и уважении; 7) потребность в общении и признании сверстниками; 8) потребность смело отстаивать свое мнение; 9) потребность в самореализации и самовыражении; 10) потребность в умении ставить и достигать цели [8].

Автор отмечает, что если эти ресурсы обращены в правильном направлении, социализация и развитие подростка проходят благополучно. Если же направление не найдено, процесс развития усложняется, замедляется и доставляет серьезные проблемы не только самому подростку, но и его окружению [8].

Основываясь на позиции автора, мы можем предположить, что если этот вектор так и не найден, то бессознательные попытки снять напряжение неудовлетворенности личностных потребностей толкают подростка на замещающие способы их удовлетворения, не всегда адекватные по отношению к себе и к обществу, тем самым формируя устойчивые виды замещающего поведения, что может привести в дальнейшем к дисгармоничному развитию личности, так как потребности подростков выражаются в слишком драматизированном виде, отличаются напряженностью и требуют быстрого удовлетворения.

Поэтому в контексте нашего исследования особое внимание обращаем на куль-

турно-историческую концепцию Л. С. Выготского. Центральной проблемой подросткового возраста автор считал проблему интересов (доминант). В этот период старые интересы заменяются новыми, что приводит к возникновению совершенно новой системы потребностей и мотивов [7].

Автор выделяет появление у подростков следующих потребностей: 1) потребность к самоутверждению, быть полезным обществу и взрослым, 2) потребность соответствовать не только требованиям окружающих людей, но и собственным требованиям и самооценке, 3) потребность найти и сохранить свое место в окружающей социальной среде.

Если подростки длительное время не удовлетворяют свои потребности, то происходят резкие изменения в поведении: упрямство, драчливость, негативизм по отношению к учителям, родителям и т. д. Подросток даже может ступить на путь противоправных действий.

А. Е. Личко главной чертой поведения подростков считает реакцию эмансипации, которая выражается в стремлении освободиться из под опеки взрослых. Однако подросткам важно не столько противоречие взрослым, сколько признание быть самостоятельными и независимыми, что не всегда возможно в период экономических кризисов. Выделенная А. Е. Личко реакция группирования со сверстниками отвечает определенным эмоциональным потребностям подростков, которые не хотят или не могут понять мир взрослых [16].

Систематические препятствия в удовлетворении потребностей могут вызвать различные защитные реакции, которые преобразуются в разнообразные виды замещающего поведения. Причем некоторые из них могут повышать адаптационные возможности подростка, а некоторые -сильно их снижают, порой загоняя личность в узкие рамки, не давая возможности полноценно жить.

Как показывают психологические исследования (А. И. Захаров, С. Г. Зубанова, О. Е. Аксенова, Е. Н. Колодич, Д. В. Сан-цевич, Н. А. Юркевич и др.), в подростковом возрасте характерны различные страхи: нападения, замкнутого пространства, возможных стихий, пожаров и т. д. Источниками таких страхов могут быть неудовлетворенные потребности в безусловной любви и потребности в безопасности, отсутствие опоры в ближайшем окружении, ощущение незащищенности, ненадежности и непонятности окружения, что приводит к поиску обходных путей (замещений) для удовлетворения жизненно необходимых потребностей личности [9].

По мнению В. А. Аверина, последствия таких ситуаций могут быть разными, могут привести к нарушениям в общем развитии личности. Среди таких последствий автор выделяет «возрастающую неуверенность как в самом себе, так и в других людях», которая может отразиться на характере подростка в виде «предвзятого отношения к людям, конфликтности и обособленности «Я»».

Таким образом, в контексте нашего исследования мы можем сделать вывод о том, что появление страхов в подростковом возрасте, возможно, есть результат неудовлетворенных потребностей подростков в безопасности, в безусловной любви. Подтверждая эту мысль, мы опираемся на мысль В. Н. Мясищева о том, что потребности являются важнейшим элементом в психической деятельности и поведении личности: «Различное протекание жизненных процессов отражается в ритмическом характере напряжения потребностей. В зависимости от условий жизни потребность нарастает, обостряется, удовлетворяется и угасает», не удовлетворяется и замещается [18, с. 25].

Подростки, не осознавая своих истинных потребностуй, заменяют их «псевдопотребностями», приводящими к развитию замещающего поведения. В своих исследованиях А. А. Крылов приводит следующий пример, подтверждающий замещающее удовлетворение актуальных потребностей. Автор пишет, что тот, кто не может получить удовлетворение от своей работы, находит такие замещающие виды деятельности, как принятие пищи или всевозможные хобби, которые носят характер компенсаций [11].

Исследования С. В. Березина, К. С. Ли-сецкого, М. Е. Серебряковой и др. показывают, что возникающие социальные трудности, дефицит средств и возможностей в удовлетворении потребностей подростка могут вызывать в поведении агрессивность, наступа-тельность, жадность, карьеризм и т. д. [2].

М. Ю. Бурыкина отмечает, что «переживание дисгармонии личностных потребностей детей приводит к формированию замещающего поведения», под которым автор понимает «комплекс фиксированных адаптивных и неадаптивных действий, направленных на снятие напряжения, возникшего вследствие неудовлетворения личностных потребностей» [6, с. 59].

Дисгармония личностных потребностей понимается М. Ю. Бурыкиной как «устойчивое напряженное психическое состояние, вызванное несоответствием способов взаимодействия ребенка с предметом своей личностной потребности ее возрастному содержанию и проявляющееся в различных формах замещающего поведения» [6, с. 33].

Ряд исследователей (Э. Фромм, М. Л. Покрасс, Н. В. Кучевская, О. В. Мак-сименко, Е. А. Савина, Ж. Нюттен и др.) утверждает, что деформация личностных потребностей означает отказ от собственной позиции, своей точки зрения, что неизменно приводит к неуверенности в себе и формирует ряд фиксированных видов замещающего поведения (отстранение, заискивание перед более сильными личностями, разнообразные зависимости).

В своей концепции иерархии потребностей А. Маслоу обозначил, что неудовлетворенные потребности побуждают личность к определенным действиям. Они могут негативно влиять на развитие, психическое состояние и поведение человека. Автор обозначил ряд стратегий поведения, связанных с неудовлетворенностью базовых потребностей [17].

- Потребность в безопасности - взрослые-невротики в стремлении к безопасности напоминают маленьких детей. Реакцию испуга может вызывать у них все, что происходит не так как привык человек. Он оказывается не готов к встрече с неизвестным, неожиданным для него. Жизнь проходит в постоянной напряженности, ожидании каких-то опасностей. Он не может расслабиться и насладиться жизнью в полной мере, радоваться каждому мгновению, замечать все прелести дарованной ему жизни.

- Потребность в принадлежности и любви - человек, которому не хватает любви, занимает активную, наступательную, порой агрессивную позицию для того, чтобы восполнить нехватку в безусловной любви и привязанности. В. В. Монастырский и др. показывают, что нарушение адаптации связано с неудовлетворением потребности в любви и принадлежности.

- Потребность в признании - удовлетворение данной потребности способствует появлению чувства уверенности в себе, своей значимости, своей необходимости обществу. Неудовлетворение данной потребности, как пишет А. Маслоу, вызывает чувство слабости, зависимости от окружающих его людей, обстоятельств и ситуаций.

- Потребность в самоактуализации -способность к адекватному восприятию мира, себя и окружающих людей. Самоактуализированные люди способны понимать свои истинные потребности, желания, интересы и реализовывать их в своей жизни, ставить цели и адекватными способами достигать их.

- Потребность в познании и понимании - развитие когнитивных способностей является условием адаптации личности и служит удовлетворению ее базовых потребностей. Как отмечает А. Маслоу, невозмож-

ность реализации когнитивных потребностей может стать причиной серьезных заболеваний: депрессия, интеллектуальная деградация, искажение вкусов и т. д.

Так, если человек не имеет возможности получить необходимую информацию он, с одной стороны, может стать подозрительным, утратит веру во все. А с другой - возможно пассивное отношение к жизни. В этом случае человек становится безынициативным, безвольным, зависимым от обстоятельств. С позиции А. Маслоу, если в раннем детстве большую часть жизни удовлетворялись основные базовые потребности, то зарождались «основы повышенной фру-страционной толерантности», вырабатывался «особый иммунитет к возможной фрустрации» данных потребностей. Это означает, что такие люди впоследствии обладают сильным характером, их не страшат трудности, они умеют ставить цели и идти к их достижению. Ребенок, подросток, окруженный вниманием, заботой, любовью со стороны родителей и других близких родственников, став взрослым, не будет зависеть от своих потребностей. Такой человек не боится осуждения со стороны окружающих его людей, не ищет их любви, способен сам ее дарить, умеет по-настоящему дружить [17].

Интересна мысль А. Маслоу по поводу реверсии потребностей, т. е. об их подмене. Так, некоторые люди, занимающие активную, порой агрессивную позицию, могут демонстрировать уверенность в себе не для того, чтобы удовлетворить потребность в самоутверждении, а ради получения любви от окружающих людей. Данное положение в рамках нашего исследования мы можем трактовать как неосознанное стремление личности получить то, что она недополучила в детстве от своих родителей. В последствии, взрослея и не понимая, чего ему не хватает, человек пытается доказать всему миру и прежде всего родителям, какой он хороший, что он заслуживает любви. В этом случае личность демонстрирует замещающее поведение.

Совокупность сформировавшихся потребностей, как отмечает Л. П. Шиповская, оказывает значительное влияние на поведение личности, на ее выбор жизненной стратегии, индивидуального пути развития. Автор выделяет разумные и извращенные (искаженные) потребности. Для многих стремление к удовлетворению негативных потребностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.) связано с тем, что через их реализацию люди удовлетворяют другие значимые для них потребности, которые они не могут реализовать естественным, более разумным способом [27].

По мнению Ю. М. Орлова, потребность и мотив, вызывающие соответствующее поведение, не согласованы и, более того, не осознаются. В этом случае происходит деформация поведения. Например, человек может начать есть не потому, что ему не хватает питательных веществ, а потому, что его просто обидели. Как отмечает Ю. М. Орлов, такое пищевое поведение не является «истинным», т. е. оно не соответствует своей идее - есть для утоления голода и наслаждения пищей. Это псевдоповедение, которое соответствовало определенной ситуации и способствовало разрешению проблемы одиночества и заброшенности [20].

М. Ю. Бурыкина выделяет два вида замещающих действий: адекватные и неадекватные. Адекватное замещение приводит на определенный промежуток времени к разрядке и положительной оценке состояния удовлетворения личностной потребности. В этом случае если нет, например, матери, то она замещается человеком, который сможет удовлетворить возникшую потребность. Неадекватное замещение - когда реальный человек замещается, например, игрушкой, когда ребенок предпочитает игры не своего возрастного периода и обращается к прошлому опыту. Такое замещение неприемлемо для ребенка и может только навредить.

Многие исследователи (В. П. Шейнов, А. А. Тхакохов, В. В. Понкратов, Н. В. Пере-шеина, М. Н. Заостровцева и др.), занимаясь проблемой противоправного поведения подростков, заостряют внимание на основной причине, которая заключается в неудовлетворенности потребности в признании, уважении со стороны окружающих людей. Об этом говорится и в исследованиях А. А. Реана. Когда самооценка подростка не соответствует оценке родителей, учителей и другого окружения, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта»

ЛИТЕРАТУРА

[22, с. 133]. Чаще всего в этой ситуации подросток находит группу сверстников, в которой его поддержат, оценят в соответствии с его представлениями или даже выше, чем он думал о себе [22].

Й. Лангмейер и З. Матейчек в своих исследованиях рассматривали тип личности, характеризующийся замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей. Так, в «ябедничестве» авторы усматрели определенную форму замещающего удовлетворения потребности в принадлежности к группе, когда дети не могут в силу разных обстоятельств быть включенными в какую-либо группу. Данные виды замещающего поведения могут способствовать развитию таких качеств, как чрезмерное любование собой, злорадство при боли других вместо положительного чувства дружбы и сочувствия и т. д. С позиции авторов, замещающее удовлетворение потребностей свойственно детям, которым в семье не уделялось достаточно времени и внимания [13].

Теоретический анализ литературы показал, что неудовлетворение актуальных потребностей не только в подростковом возрасте, но и в остальных возрастных периодах может привести к серьезным проблемам. За замещающим поведением маскируется дисгармония личностных потребностей. Несоответствие содержания потребностей подростка выбранным способам их удовлетворения формирует защитный механизм, который искажает видение реальности, образ предмета актуальной потребности подростка, способствуя увеличению или уменьшению адаптационных возможностей [5]. Надеемся, что проведенная систематизация научных знаний, позиций и взглядов исследователей на данную проблему будет способствовать обогащению психолого-педагогической теории, социальной и психолого-педагогической практики.

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998.

2. Березин С. В., Лисецкий К. С., Серебрякова М. Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара : Самарский ун-т, 2001. URL: http://www.psycheya.ru/.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПБ. : Питер, 2008.

4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк. М. : Моск. психолого-социального ин-т ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006.

5. Бурыкина М. Ю. Замещающее поведение детей и подростков в контексте материнского отношения : монография. Брянск : Курсив, 2009.

6. Бурыкина М. Ю. Дисгармония личностных потребностей детей и подростков как детерминанта замещающего поведения // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения : мат-лы 2-ой междунар. заочн. науч.-практ. конф. Владимир : Владимир. Гос. ун-т, 2011. С. 99-109.

7. Выготский Л. С. Развитие интересов в переходном возрасте / под ред. Д. Б. Эльконина // Собрание сочинений : в 6 т. М. : Педагогика, 1984. Т. 4. С. 6-40.

8. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб. : Речь, 2008.

9. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Речь, 2005.

10. Казанская В. Г. Подросток: от аидова порога к ценностям жизни. Психологические особенности суицидальной направленности подростка / под ред. А. С. Обухова. М. : Нац. кн. центр, 2015.

11. Казанская В. Г. Подросток: социальная адаптация. СПб. : Питер, 2011.

12. Крылов А. А. Психология. URL: http://www.klex.ru.

13. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. URL: http://www.koob.ru.

14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. : МГУ, 1971.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975.

16. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М. : МГУ, 1982. С. 288-318.

17. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2008.

18. Мясищев В. Н. Психология отношений. URL: www.koob.ru.

19. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб. : Речь, 2003.

20. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М. : Просвещение, 1991.

21. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003.

22. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008.

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000.

24. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : Нар. образование, 1998.

25. Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних // Молодой ученый. 2014. №4. С. 882-884.

26. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб. : Питер, 2002.

27. Шиповская Л. П. Человек и его потребности. М. : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2013.

LITERATURE

1. Averin V. A. Psikhologiya detey i podrostkov. SPb. : Izd-vo Mikhaylova V. A., 1998.

2. Berezin S. V., Lisetskiy K. S., Serebryakova M. E. Podrostkovyy narkotizm: semeynye predposylki. Samara : Samarskiy un-t, 2001. URL: http://www.psycheya.ru/.

3. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. SPB. : Piter, 2008.

4. Bozhovich L. I. Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze // Khrestomatiya po vozrastnoy psikhologii / sost. L. M. Semenyuk. M. : Mosk. psikhologo-sotsial'nogo in-t ; Voronezh : NPO «MODEK», 2006.

5. Burykina M. Yu. Zameshchayushchee povedenie detey i podrostkov v kontekste materinskogo otnoshe-niya : monografiya. Bryansk : Kursiv, 2009.

6. Burykina M. Yu. Disgarmoniya lichnostnykh potrebnostey detey i podrostkov kak determinanta zamesh-chayushchego povedeniya // Otklonyayushcheesya povedenie cheloveka v sovremennom mire: problemy i reshe-niya : mat-ly 2-oy mezhdunar. zaochn. nauch.-prakt. konf. Vladimir : Vladimir. Gos. un-t, 2011. S. 99-109.

7. Vygotskiy L. S. Razvitie interesov v perekhodnom vozraste / pod red. D. B. El'konina // Sobranie sochi-neniy : v 6 t. M. : Pedagogika, 1984. T. 4. S. 6-40.

8. Emel'yanova E. V. Psikhologicheskie problemy sovremennogo podrostka i ikh reshenie v treninge. SPb. : Rech', 2008.

9. Zakharov A. I. Dnevnye i nochnye strakhi u detey. SPb. : Rech', 2005.

10. Kazanskaya V. G. Podrostok: ot aidova poroga k tsennostyam zhizni. Psikhologicheskie osobennosti suit-sidal'noy napravlennosti podrostka / pod red. A. S. Obukhova. M. : Nats. kn. tsentr, 2015.

11. Kazanskaya V. G. Podrostok: sotsial'naya adaptatsiya. SPb. : Piter, 2011.

12. Krylov A. A. Psikhologiya. URL: http://www.klex.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Langmeyer Y., Mateychek Z. Psikhicheskaya deprivatsiya v detskom vozraste. URL: http://www.koob.ru.

14. Leont'ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii. M. : MGU, 1971.

15. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M. : Politizdat, 1975.

16. Lichko A. E. Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera u podrost-kov // Psikhologiya individual'nykh razli-chiy. Teksty / pod red. Yu. B. Gippenreyter, V. Ya. Romanova. M. : MGU, 1982. S. 288-318.

17. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. SPb. : Piter, 2008.

18. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnosheniy. URL: www.koob.ru.

19. Obukhovskiy K. Galaktika potrebnostey. Psikhologiya vlecheniy cheloveka. SPb. : Rech', 2003.

20. Orlov Yu. M. Voskhozhdenie k individual'nosti. M. : Prosveshchenie, 1991.

21. Psikhologiya podrostka / pod red. A. A. Reana. SPb. : Praym-Evroznak, 2003.

22. Rean A. A., Kolominskiy Ya. L. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya. SPb. : Praym-Evroznak, 2008.

23. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb. : Piter, 2000.

24. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. M. : Nar. obrazovanie, 1998.

25. Tkhakokhov A. A. Prichiny i usloviya protivopravnogo povedeniya nesovershennoletnikh // Molodoy uchenyy. 2014. №4. S. 882-884.

26. Ukhtomskiy A. A. Dominanta. SPb. : Piter, 2002.

27. Shipovskaya L. P. Chelovek i ego potrebnosti. M. : Al'fa-M ; INFRA-M, 2013.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. М. Ю. Бурыкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.