Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ХИМИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ХИМИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ХИМИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каунова К. Ю.

В статье рассматриваются содержательные основы программы дополнительного профессионального образования по формированию готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми. Представленная программа состоит из трех модулей, предусматривает проведение лекций и практических занятий как в традиционной форме, так и в виде мастер-классов, тренингов, круглых столов, вебинаров, образовательных тренажеров - с использованием современных педагогических технологий: игровых, технологий проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий и др. Результатом обучения по предлагаемой программе является разработка педагогами нестандартных продуктов образовательного процесса (олимпиадные задания разного уровня, кейсы, игры, квесты, проекты и т. д.) и сформированная готовность педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONTENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMME FOR TEACHERS WORKING WITH CHILDREN GIFTED IN CHEMISTRY

The article discusses basic content of the additional professional education programme that develops skills in teachers working with children gifted in chemistry. The programme is in three modules. It ofers lectures and practical training. Practical training includes traditional formats as well as master classes, seminars, round tables, webinars, and simulators. The training methodology includes modern teaching and learning techniques: games, problem-based learning, IT-based learning, etc. The programme concludes with the development of original educational products. Teachers design tasks for Educational Olympiads, cases, games, quests, projects, etc. The programme ensures that the teachers are ready to work with children gifted in chemistry.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ХИМИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-243-252

К. Ю. Каунова

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ХИМИЧЕСКИ

ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В статье рассматриваются содержательные основы программы дополнительного профессионального образования по формированию готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми.

Представленная программа состоит из трех модулей, предусматривает проведение лекций и практических занятий как в традиционной форме, так и в виде мастер-классов, тренингов, круглых столов, вебинаров, образовательных тренажеров — с использованием современных педагогических технологий: игровых, технологий проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий и др.

Результатом обучения по предлагаемой программе является разработка педагогами нестандартных продуктов образовательного процесса (олимпиадные задания разного уровня, кейсы, игры, квесты, проекты и т. д.) и сформированная готовность педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми.

Ключевые слова: взаимодействие с химически одаренными детьми, программа дополнительного профессионального образования, современные образовательные технологии, предметная подготовка педагогов.

K. Kaunova

BASIC CONTENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMME FOR TEACHERS WORKING WITH CHILDREN GIFTED IN

CHEMISTRY

The article discusses basic content of the additional professional education programme that develops skills in teachers working with children gifted in chemistry.

The programme is in three modules. It offers lectures and practical training. Practical training includes traditional formats as well as master classes, seminars, round tables, webinars, and simulators. The training methodology includes modern teaching and learning techniques: games, problem-based learning, IT-based learning, etc.

The programme concludes with the development of original educational products. Teachers design tasks for Educational Olympiads, cases, games, quests, projects, etc. The programme ensures that the teachers are ready to work with children gifted in chemistry.

Keywords: interaction with children gifted in chemistry, a programme of additional professional education, modern teaching and learning techniques, training teachers in a particular subject.

Обращение государства к проблеме взаимодействия с одаренными детьми обусловлено глобальными преобразованиями, происходящими во всех сферах деятельности нашей страны и в мире в целом.

Интенсивный скачок в развитии новых, в том числе информационных, технологий повлек за собой потребность общества в неординарно мыслящих личностях, способных нестандартно решать проблемные

ситуации, вносить новшества во все сферы жизнедеятельности. Реализация этой потребности возможна путем развития и накопления интеллектуального потенциала страны.

Дети, проявляющие выдающиеся способности, дают уникальную возможность обществу восполнить потребность воспроизводства интеллектуального ресурса.

Поэтому важной задачей современного образования в стране является сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала человека. Решение данной проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования, которая в корне изменит мотивационную, интеллектуальную и творческо-деятельност-ную составляющие процесса сопровождения талантливой молодежи. Формирование новой образовательной среды предполагает создание условий и средств, которые будут способствовать развитию детей, проявивших выдающиеся способности.

«Обновление всех сторон жизни общества, обеспечение высокой эффективности производства, наиболее полного развития творческого потенциала общества требует, чтобы обучение формировало новый тип мышления, новый стиль деятельности, ориентированный на более эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других проблем» [13, с. 56].

В 2018 г. президентом РФ был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка». Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных маршрутов и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам современности и интересам детей с разными образовательными потребностями, в том числе одаренных детей, а также модернизацию образовательной среды и совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Федеральные государственные образовательные стандарты всех ступеней образования отмечают тот факт, что современный педагог должен быть подготовлен и готов к организации образовательного процесса с одаренными детьми [10].

Тем самым, значимость программ дополнительного профессионального образования в форме курсов повышения квалификации педагогов обусловлена наличием государственного заказа на создание благоприятных условий и продуманных стратегий, обеспечивающих качественное взаимодействие педагогов и одаренных детей. То есть, у педагогов должна быть сформирована готовность к взаимодействию с одаренными детьми, в том числе и в отдельной предметной области.

В настоящее время актуализируется потребность не только в выделении конкретных талантливых детей, но и в максимальном раскрытии разносторонних как предметных, так и общих способностей каждого индивида и сопровождение их по индивидуальным образовательным маршрутам.

«Работа с одаренными детьми — это гибкая и открытая система, способная обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии с другими подростками и взрослыми, и строиться на постоянном преодолении познавательных трудностей, достижении высокого общего развития, создания благоприятной воспитательной среды, которая способствует духовному развитию ребенка» [8, с. 32].

Несмотря на детальную и качественную разработку теоретической базы, проблемы детской одаренности, многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре всех ступеней образования, остаются недостаточно изученными.

Анализ научной литературы показал, что единой и общепринятой классификации видов одаренности не существует. Ее характеризуют по разным параметрам и критериям.

Нам импонирует классификация одаренности, в основе которой лежат способности личности и которая делится на: общую (интеллектуальная, академическая) и специальную — предметную (музыкальная, лингвистическая, спортивная, художественная, математическая и т. д.), что и позволяет автору актуализировать химическую одаренность детей.

Предметные или специальные способности личности в литературе рассматриваются как индивидуально-психологические свойства или способности личности, обусловливающие возможность успешного выполнения конкретных видов деятельности. Высокая степень развития общих или специальных способностей характеризуется как общая или специальная одаренность. Для развития способностей необходимы определенные благоприятные средовые и образовательные факторы, соответствующие конкретному виду деятельности.

В зависимости от предметной области одаренности, происходит набор (выборка) качеств, которыми должен обладать ребенок. Например, возможность оперировать фактами, которые заставляют задуматься о существовании химической картины мира, позволяет говорить нам о химических способностях. Химика отличает знание о строении вещества по всем возможным характеристикам. Можно говорить об особой, свойственной только химикам, «химической направленности ума» — особом интересе к составу, свойствам, превращениям веществ и явлениям, сопровождающим эти превращения. Химическое видение мира — это способность замечать и объяснять химические процессы и явления в повседневной жизни, переходить от макроуровня к микроуровню, его описанию на языке химических формул и уравнений (и обратно). Отсюда и следует, что должны существовать способности к химии или специальные (предметные) химические способности [4].

Разнообразные подходы, классификации способностей и склонностей к изучению

химии и дисциплин естественнонаучного цикла, особенности обучения таких обучающихся позволяют говорить нам о химической одаренности.

Исследователями не выделяется этот термин, но мы актуализируем понятие «химической одаренности», которое заставляет задуматься о существовании химической картины мира и основывается на химических способностях.

Таким образом, мы выделяем химическую одаренность как вид специальной предметной одаренности, совокупность химических способностей, которые развиваются в процессе химической деятельности [3].

Наличие химической одаренности как отдельного вида предметной одаренности показывает осознание необходимости и теоретической значимости проблемы и практической востребованности программ курсов повышения квалификации педагогов и его методического инструментария по формированию готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми.

Ключевым звеном практической подготовки педагогов, работающих с химически одаренными детьми в образовательном процессе организаций дополнительного профессионального образования, является разработка и реализация авторских программ курсов повышения квалификации, которые охватывали бы различную целевую аудиторию — педагогов-предметников (специалистов в области преподавания химии и химического образования), педагогов дополнительного образования (естественнонаучных дисциплин), методистов образовательных организаций и других сотрудников, интересующихся данной тематикой.

При разработке программы мы учитывали следующие особенности:

• конкретные задачи изучения темы, раздела;

• содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;

• уровень базовой подготовки педагогов химии по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;

• интеллектуальные возможности и возрастные особенности педагогов;

• возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;

• наличие оборудования и дидактических средств;

• лимит времени (продолжительность обучающей программы: курсы повышение квалификации).

Работа над авторской программой началась с изучения содержания родственных программ других авторов, представленных на сайтах учреждений дополнительного профессионального образования, выделения в них достоинств и недостатков. В ходе анализа дополнительных образовательных программ (программ курсов повышения квалификации) педагогов по работе с одаренными детьми нескольких регионов, мы пришли к выводу о недостаточной разработанности проблемы формирования профессиональной готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми. В некоторых регионах нет отдельных программ и курсов по работе с одаренными детьми, только модули по отдельным темам [7].

Нами было выяснено, что современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании педагогов не рассматривают особенности предметной области знаний педагогов, а также не учитывают особенности категорий обучающихся и особенности реализации дополнительных образовательных программ, к которым относятся: повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка, переподготовка. То есть, мы не нашли информацию о том, как готовить педагогов химии в зависимости от категории обучающихся [6; 11].

Целью программы повышения квалификации «Теоретические основы работы педагога с химически одаренными детьми»

выступает формирование готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми, а именно сформировать у педагогов представление о химической одаренности и химических способностях; ознакомить их с признаками химической одаренности обучающихся, сформировать умения у слушателей диагностировать химическую одаренность в условиях профильного образования.

Данная программа разработана по всем нормативным документам дополнительного профессионального образования. Программа курса «Теоретические основы работы педагога с химически одаренными детьми» имеет педагогическую и предметную направленность. Она ориентирована на создание необходимых педагогических условий для личностного развития педагогов и их компетентности, педагогической мотивации, направленности личности, а также профессиональной (предметной) готовности работать с химически одаренными детьми, удовлетворение индивидуальных потребностей педагогов, связанных с выявлением, развитием и поддержкой одаренных обучающихся.

Содержание программы курса раскрывает вопросы природы одаренности, углубляет предметную специфическую подготовку и повышает их заинтересованность в работе с одаренными детьми. Проектирование содержания программы и педагогических технологий работы с химически одаренными детьми базируется на теоретико-методологических основаниях разработки данной проблемы, анализе существующего педагогического опыта и нормативно-правовой базе организации дополнительного профессионального образования по работе с данной категорией детей.

К таким документам можно отнести Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 20152020 гг. [5]; Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [2]; целевую программу «Одаренные дети» в рамках программы

«Дети России» [9]; Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (от 29.05.2015 года № 996-р) [12]; Концепцию одаренности [1] и др.

Программа курса повышения квалификации сочетает различные формы работы с педагогами, направленные на дополнение и углубление знаний о природе одаренности, о ее видах (в частности, химической), о формировании готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми, об использовании современных образовательных технологий, а также о специфике химического знания, используемого для развития химической одаренности обучающихся.

Программа стимулирует развитие конкурентоспособности педагога, карьерный и личностный рост, креативное мышление и кругозор педагога. Для достижения поставленной цели — формирования готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми — решаются следующие задачи:

• мотивационные: сформировать у педагогов устойчивую положительную мотивацию к работе с химически одаренными детьми, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;

• интеллектуальные: сформировать основные теоретические представления о природе химической одаренности и одаренности в целом; углубить знания по отдельным химическим дисциплинам и модулям; способствовать формированию и совершенствованию навыков планирования и алгоритмизации решения задач прикладного характера;

• творческо-деятельностные: развивать креативное мышление и коммуникативные навыки, поисково-исследовательскую деятельность, стремление экспериментировать, искать и создавать новое.

Вариативность наполнения содержания программы предопределяется целевой аудиторией и включает модульность структуры

программы курса, базирующаяся на блочном построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за работу на занятиях и за самостоятельную работу. Программа предусматривает очное обучение с использованием современных образовательных технологий, некоторые темы модулей можно перевести в дистанционный формат.

Программа курса повышения квалификации включает 3 тематических модуля: «Психолого-педагогическое сопровождение химически одаренных детей», «Современные технологии в работе с химически одаренными детьми», «Практический модуль взаимодействия с химически одаренными детьми».

Для зачисления на курс повышения квалификации и успешного его прохождения слушателям необходимо пройти входное тестирование.

Слушателям предлагается тест, в котором они, отвечая на вопросы, раскрывают свои умения и навыки взаимодействия с одаренными детьми на момент зачисления на курс повышения квалификации.

В тесте присутствуют задания и предлагаются видеоматериалы, ориентированные на составление и анализ слушателями порт-фолио одаренного обучающегося, ведение педагогами картотеки комплекса химических контрольно-диагностирующих заданий для обучающихся разновозрастных классов. В процессе прохождения входного тестирования каждому слушателю необходимо выявить способных и одарённых обучающихся в области химии, указать, какими методами диагностики он воспользовался, и обозначить с какими проблемами столкнулся при выполнении этого задания.

Благодаря тесту происходит выявление образовательных потребностей слушателей, исследование ожиданий от изучения образовательной программы. Также слушатели информируются о содержании программы и планируемых методах, формах работы. После прохождения входного тестирования, начинается обучение по трем модулям, которые

являются обязательными, а их содержание (тематика) может иметь вариативный характер в зависимости от потребностей слушателей курса. Такое разделение окажет положительное влияние на формирование готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми.

Данная программа предусматривает проведение некоторых лекций в традиционной форме, а остальные темы — в виде мастер-классов, тренингов, круглых столов, вебина-ров, образовательных тренажеров, с использованием современных педагогических технологий: игровых технологий, технологий проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий и др. Большая часть курса проводится с применением интерактивных форм работы с педагогами для формирования у них готовности к взаимодействию с химически одаренными детьми и разработка нестандартных продуктов образовательного процесса (олимпиадные задания разного уровня, кейсы, игры, квесты, ТРИЗ, проекты и т. д.).

Кроме того, чтобы раскрыть в каждом слушателе творческое начало, — а ведь креативный подход в деятельности педагога является необходимым условием для успешной работы с одаренными школьниками — можно говорить о проведении занятий в нетрадиционной для предметников данной направленности форме. Поэтому можно сказать, что данная программа является неотъемлемым элементом формирования культуры будущего преподавателя химии и эффективным инструментом их образовательной подготовки.

Содержательный элемент первого модуля авторской программы курса включает в себя темы, раскрывающие природу одаренности, сущность химической одаренности, методы диагностики одаренных детей, роль и готовность педагога к взаимодействию с одаренными детьми. Изучение данных тем осуществляется не только посредством словесных методов обучения (лекция, дискуссия и др.), но и сопровождается методами наглядного,

практического, проблемного обучения. Тематика модуля позволяет педагогам углубить знания о таком явлении как «одаренность», повысить уровень своей компетентности, заинтересованности в работе с такой категорией детей, разобраться со всеми трудностями, которые могут возникнуть на пути взаимодействия педагога с одаренными обучающимися, создать условия для обеспечения внутренней мотивации педагога работать с химически одаренными детьми. В этом модуле предусмотрены вариативные задания. Одно из таких практических заданий построено на основе проблемного обучения. Педагогам предлагаются карточки с проблемными ситуациями и карточки с возможными путями решения этих задач. Для усложнения данного задания педагогам придется не просто смоделировать ситуацию и подобрать решение, но также дополнить и пояснить свой выбор. Такого плана задания смогут показать, чего боятся педагоги в работе с одаренными детьми, каких ошибок хотят избежать и с чего нужно начинать работу, если в классе некоторые обучающиеся проявили способности к химическим дисциплинам.

Таким образом, после изучения данного модуля можно говорить о сформированности мотивационного компонента готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми. Кроме того, первый модуль включает общепрофессиональные знания (нормативно-правовая база организации работы с одаренными детьми, психология особенностей химически одаренных детей, методы диагностики), позволяющие говорить о сформированности интеллектуального компонента готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми. Подходы развития креативного мышления, изучения нестандартных тестов, ориентирует педагога на творческую составляющую профессионально-педагогической деятельности в области преподавания химии, реализуя творческо-деятельностный компонент.

Второй модуль программы рассматривает современные образовательные технологии, которыми должен владеть педагог, работающий с химически одаренными детьми. Слушателям предлагается рассмотреть современные образовательные технологии как форматы сопровождения химически одаренных детей. Каждое занятие, посвященное отдельной образовательной технологии, стимулирует желание педагога создавать и применять новый продукт в работе с химически одаренными детьми, помогать выстраивать нестандартные индивидуальные образовательные маршруты, сопровождать химически одаренных детей в олимпиадном и конкурсном движении, осваивать дистанционное обучение, формируя мотивационный компонент профессиональной готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми.

Основу интеллектуального компонента составляют алгоритмы проектно-исследова-тельской, научно-исследовательской деятельности, этапы составления интеллектуальных игр, квестов и др. Готовность экспериментировать, интегрировать несколько образовательных технологий, создавать новые методы и приемы обучения химически одаренных детей — вот ключевые составляющие творческо-деятельностного компонента профессиональной готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми.

Третий модуль — практического взаимодействия с химически одаренными детьми — составлен из серии мастер-классов по избранным главам химических дисциплин, на которых идет рассмотрение сложных тем и разделов химии, не всегда изучаемых в рамках школьной программы и постоянно используемых в олимпиадном движении по естественнонаучному циклу, на разных конкурсах, турнирах и других соревнованиях. Этот модуль повысит интеллектуальный потенциал педагогов, поможет определить мо-тивационную готовность взаимодействовать с химически одаренными детьми. Это

практико-ориентированный модуль. Тематика мастер-классов включает в себя основные разделы химической науки. Мастер-класс проводят нестандартно мыслящие педагоги-предметники, самостоятельно определяя структуру и проектируя образовательный индивидуальный маршрут обучающихся, методы и приемы взаимодействия с химически одаренными детьми. Стремление педагогов к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию проявляется через решение и поэтапный анализ разбора олим-пиадных заданий, например, всероссийской олимпиады школьников, что составляет интеллектуальный компонент формирования готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми.

В качестве одного из практических заданий педагогам предоставляется список тем по химии, и они в группе по 2-3 человека разрабатывают комплект заданий из 5 уровней сложности, например, от базового к олим-пиадному.

После каждой изученной темы слушателям курсов повышения квалификации предлагается список использованной литературы для проведения занятия и список литературы, который желательно изучить для подготовки итогового проекта и успешной и плодотворной работы с одаренными детьми. По каждому модулю проводится тестирование, которое включает в себя по 20 заданий разного уровня сложности. Вначале программы повышения квалификации слушателям на выбор представлены темы, над которыми они работают в течение всего курса и выдают результат в виде итогового проекта (презентация, материализованный проект, мастер-класс, вебинар, сценариий учебного занятия, индивидуальный образовательный маршрут, компьютерный симулятор, интернет-тренажер и т. д.).

По итогам освоения дополнительной образовательной программы «Теоретические основы работы педагога с химически одаренными детьми» слушатели получают

сертификат государственного образца о прохождении курсов повышения квалификации.

В век информационных технологий огромным бонусом для слушателей курса является организация сотрудничества посредством социальных сетей («ВКонтакте», «Одноклассники») или мессенджеров (WhatsApp, Instagram, Viber, Telegram), преимуществом которого является возможность обмениваться полезной информацией, пользоваться поддержкой коллег в различных ситуациях в режиме онлайн в формате реального времени (во время и после прохождения курса повышения квалификации).

В предлагаемой программе курса повышения квалификации использовано модульное построение содержания, современные образовательные технологии формирования химической одаренности обучающихся и контроля ее сформированности у разных категорий педагогов в системе дополнительного профессионального образования.

Дополнительное профессиональное образование является сферой, ориентированной на создание единого образовательного

пространства, формирование у педагогов готовности к взаимодействию с химически одаренными детьми и создание условий для развития индивидуальных интересов творческого потенциала личности педагога. Перечисленные содержательные основы дополнительного профессионального образования педагогов показывают, что многообразие видов деятельности, в которые одновременно включается и обучающийся, являются одним из важнейших условий развития предметных интеллектуальных способностей обучающихся.

Поэтому для стимулирования готовности к взаимодействию с химически одаренными детьми необходимо создание определенных условий.

Этому способствует творческий характер деятельности в условиях предлагаемой программы, оптимальный уровень ее трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроения в ходе и по окончании выполнения деятельности по взаимодействию с химически одаренными детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская Д. Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю. Д. и др. Рабочая концепция одаренности 2-е изд., расш. и перераб. М.: [б. и.], 2003. 34 с.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (дата обращения: 22.06.2021).

3. Каунова К. Ю. Химическая одаренность как вид специальной предметной детской одаренности // Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2018 г. / под. ред. С. Н. Чистяковой, Е. Н. Пузанковой, М. И. Алдошиной, Л. П. Илларионовой. Орел: ОГУ им. И. С. Тургенева, 2018. С. 102-110.

4. Каунова К. Ю. Структурные компоненты химической одаренности детей // Творчество в объективе научных исследований: сборник материалов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Белгород, 30 ноября 2018 г.) / отв. ред. Н. И. Исаева, С. И. Маматова. Белгород: БГИИК, 2019. С. 19-23.

5. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/ Federal%20lows/kompleks_mer_talantov.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

6. Панютина Н. И., Рагинская В. Н., Кислякова Е. Б., Дубровина З. Г., Коляда Н. А. и др. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. Волгоград: Учитель, 2008. 204 с.

7. Петухова Г. В., Петухов С. Ю. Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Международной научной конференции. Чита: Молодой ученый, 2015. С. 31-34.

8. Полякова О. А. Инновационные подходы в преподавании различных дисциплин // Современное образование: содержание, технологии, качество. Т. 1. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. С. 109-110.

9. Программа дополнительного образования «Одаренные дети» на 2020-2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://intellect-edu15.ru/phocadownloadpap/userupload/pr%20od%20deti.2020.pdf (дата обращения: 25.06.2021).

10. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 19.05.2021).

11. Рубцов В. В., Юркевич В. С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 9-15.

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 10.06.2021).

13. Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одарённость: дар или испытание. М.: Знание, 1990. 80 с.

REFERENCES

1. Bogoyavlenskaya D. B., Shadrikov V. D., Babaeva Yu. D. i dr. Rabochaya kontseptsiya odarennosti 2-e izd., rassh. i pererab. М.: [b. i.]., 2003. 34 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody. Utver-zhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. № 295. [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (data obrashcheniya: 22.06.2021).

3. Kaunova K. Yu. Khimicheskaya odarennost' kak vid spetsial'noj predmetnoj detskoj odarennosti // Sovre-mennoe professional'noe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferentsii, 14-15 noyabrya 2018 g. / pod. red. S. N. Chistyakovoj, E. N. Puzankovoj, M. I. Aldoshi-noj, L. P. Illarionovoj. Orel: OGU im. I. S. Turgeneva, 2018. S. 102-110.

4. Kaunova K. Yu. Strukturnye komponenty khimicheskoj odarennosti detej // Tvorchestvo v ob'ektive nauchnykh issledovanij: sbornik materialov IV Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-praktich-eskoj konferentsii (Belgorod, 30 noyabrya 2018 g.) / otv. red. N. I. Isaeva, S. I. Mamatova. Belgorod: BGIIK, 2019. S. 19-23.

5. Kompleks mer po realizatsii Kontseptsii obshchenatsional'noj sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov na 2015-2020 gody. [Elektronnyj resurs]. URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Federal%20 lows/kompleks_mer_talantov.pdf (data obrashcheniya: 15.05.2021).

6. Panyutina N. I., Raginskaya V. N., Kislyakova E. B., Dubrovina Z. G., Kolyada N. A. i dr. Sistema raboty obrazovatel'nogo uchrezhdeniya s odarennymi det'mi. Volgograd: Uchitel', 2008. 204 s.

7. Petukhova G. V., Petukhov S. Yu. Postroenie modeli raboty s odarennymi i motivirovannymi k obucheniyu det'mi v obshcheobrazovatel'noj organizatsii // Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Chita: Molodoj uchenyj, 2015. S. 31-34.

8. Polyakova O. A. Innovatsionnye podkhody v prepodavanii razlichnykh distsiplin // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. T. 1. SPb.: Izd-vo SPbGETU "LETI", 2008. S. 109-110.

9. Programma dopolnitel'nogo obrazovaniya "Odarennye deti" na 2020-2025 gody. [Elektronnyj resurs]. URL: https://intellect-edu15.ru/phocadownloadpap/userupload/pr%20od%20deti.2020.pdf (data obrashcheniya: 25.06.2021).

10. Professional'nyj standart "Pedagog" (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'). Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial'noj zashchity Rossijskoj Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (data obrashcheniya: 19.05.2021).

11. Rubtsov V. V., Yurkevich V. S. Teoriya i praktika raboty s odarennymi det'mi // Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya. 2011. № 1. S. 9-15.

12. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federatsii na period do 2G25 goda. Utverzhdena raspory-azheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 29 maya 2015g. № 996-r. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7G95726G/ (data obrashcheniya: 1G.G6.2G21).

13. Chudnovskij V. E., Yurkevich V. S. Odarennost': dar ili ispytanie. M.: Znanie, 199G. 80 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.