Научная статья на тему 'Содержательные основы категории множественности глагольного действия (на материале современного немецкого языка)'

Содержательные основы категории множественности глагольного действия (на материале современного немецкого языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
431
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВО / МНОЖЕСТВО / МНОЖЕСТВЕННОСТЬ / ДЕЙСТВИЕ / СЕМАНТИКА / QUANTITY / MULTITUDE / PLURALITY / ACTION / SEMANTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моисеенко Л. Н.

Данная статья посвящена анализу семантики глагольной множественности, которая является языковой формой фиксации человеческого знания о количественной стороне действий в окружающем мире. На основе осмысления теоретических положений и языковых фактов современного немецкого языка внутри мыслительной категории количества действий выявляются содержательные типы, связанные с концептуализацией объективно полиморфных квантитативных свойств реальной действительности и находящие отражение в языковой семантике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaningful Basics of the Category of Verbal Action Multiplicity (based on modern German)

This article is devoted to the analysis of the semantics of verbal plurality which is a language form of fixing human knowledge of the quantitative aspect of actions in the world. On the basis of the analysis of theoretical problems and the language facts of modern German in the sphere of the mental category of quantity of actions, certain cognitive types are distinguished. Such types are connected with the conceptualization of objectively polymorphous quantitative features of real objects and reflected in language semantics.

Текст научной работы на тему «Содержательные основы категории множественности глагольного действия (на материале современного немецкого языка)»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 1. С. 189-194.

УДК 81

Л.Н. Моисеенко

Омский государственный педагогический университет

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (на материале современного немецкого языка)

Данная статья посвящена анализу семантики глагольной множественности, которая является языковой формой фиксации человеческого знания о количественной стороне действий в окружающем мире. На основе осмысления теоретических положений и языковых фактов современного немецкого языка внутри мыслительной категории количества действий выявляются содержательные типы, связанные с концептуализацией объективно полиморфных квантитативных свойств реальной действительности и находящие отражение в языковой семантике.

Ключевые слова: количество, множество, множественность, действие, семантика.

Вопрос о количественной семантике глагольного действия в последнее время привлекает внимание исследователей как одна из областей отражения категории количества в языке. Хотя вопросы описания количественных характеристик действий так или иначе затрагивались в лингвистике, но рассматривались в основном не как самостоятельная задача, а лишь как часть иных задач, связанных с изучением центральных для глагола категорий, а именно попутно с изучением аспек-туальной и видо-временной проблематики (А.В. Бондарко, Ю.С. Маслов, В.С. Храковский, М.А. Шелякин). В современной общей и славянской аспектологии явления, связанные с понятием множества и операцией счёта, и явления, связанные с понятием величины и операцией измерения, относились к количественной аспектуальности, которая вместе с качественной аспектуальностью входила в более широкое функционально-семантическое поле аспектуальности (Ю.С. Маслов).

Накопленные знания фактологического и теоретического плана делают правомерной постановку вопроса о выделении отдельной семантической категории, специализированной на передаче количественной стороны событий.

Глагольная множественность является, наряду с именной множественностью, одним из языковых проявлений когнитивной категории количества. Однако она представляет собой гораздо более сложное в содержательном плане явление и обладает чрезвычайно богатым и разнообразным арсеналом средств выражения, поэтому теоретический аппарат её описания требует детального анализа.

Понятие множества, которое введено немецким математиком Г. Кантором, принадлежит к числу простейших математических понятий. Множество он определил как любое собрание определённых и различных между собой объектов нашей интуиции или интеллекта,

© Л.Н. Моисеенко, 2011

мыслимое как единое целое, а объекты, входящие в это целое, назвал элементами [1].

В современных науках - философии, логике, математике - множество рассматривается как набор, совокупность, собрание каких-либо объектов, обладающих общим для всех них характеристическим свойством [2, 3]. Подобное определение можно встретить и в языковых словарях [4, 5].

Категория множества существует в сознании в противопоставлении категории единичности. Слово «множество» понимается как «то, что больше единицы», т. е. как противочлен оппозиции «один - не один». «Результатом определения мощности множества как дискретной совокупности того или иного рода является число» [6].

Понятие единичности или множественности применительно к глаголу трактуется как выражение единичности или множественности самих действий. Действие, количественно равное единице, т. е. совершаемое один раз, является однократным. Действие, которое количественно больше единицы, т. е. состоящее из п-числа однородных актов или имеющее место как п-кратно повторяющееся, должно квалифицироваться как многократное. Каждое из этих значений соотносится не только с глагольной лексемой, но и с ситуацией, выражаемой в предложении, поскольку реально характеризуется не просто действие (= предикат), а предикат вместе с его семантическими актантами, т. е. абстрактная сигнификативная ситуация, называемая глаголом и выражаемая в предложении [7].

В русском языкознании И. А. Бодуэн де Куртенэ, очевидно, первый в теоретическом плане подчеркнул важность исследования количественной характеристики не только предметов, но и действий, отметив, что «в области глаголов, т. е. там, где языковое мышление концентрируется на определении того, что делается, что происходит, численная количественность находит выражение в особых показателях многократности» [8]. О количественной детерминации действия как специальной проблеме писал О. Есперсен, поставивший вопрос о «множественном числе глагольного понятия» наряду с числом у имени [9].

Всестороннее противопоставление именной плюральности подкатегории глагольной множественности в типологическом плане было осуществлено В. Дрес-слером. Автор попытался установить сте-

пень параллелизма разнообразных оттенков множественности в системах имени и глагола. Им установлено значительное, но не полное сходство этих оттенков, причём у имени они более грамматикализованы, чем у глагола. Кроме того, глагольная множественность характеризуется глобальностью, выходом на смысл целого предложения или даже текста [10].

Повторяемость действия как компонент семантики в различных способах действия отмечают А.В. Бондарко, Ю.С. Маслов, М.А. Шелякин. Вопросу описания количественных значений в сфере русского глагола с учётом средств различных уровней (лексико-грамматического, морфологического и синтаксического) при их взаимодействии посвящены работы Л.Д. Чесноковой, В.С. Храковского.

Объектом специального исследования значение множественности глагольного действия стало в работах О. К. Грековой, Г.И. Пановой, Л.М. Рощиной. На материале немецкого языка проблема множественности действия изучалась в работах О. Д. Гакен, А. А. Кульбакина. До этого отдельные её моменты затрагивались в германистике лишь в рамках работ общего характера об аспектуальности немецкого глагола (Б.М. Балин, Л.Б. Гарифулин).

Множественность возможна лишь при осуществлении действий, которые могут повторяться и / или прерываться, возобновляться. Элементы множества выстроены в ряд воспроизведений, разделённых временными промежутками, интервалами. При этом множественность действий может быть дискретной как во времени (действия совершаются последовательно, каждое занимает свой временной отрезок), так и в пространстве (действия совершаются в одно время, но каждое совершается в своём пространстве), более того, действия могут совершаться «неорганизованно», т. е. некоторые происходят одновременно, другие - последовательно, причём каждое из них совершается в отдельном, своём пространстве. Например, глагольные формы husten, stammeln, murmeln обозначают множество действий, совершающихся последовательно (временная дискретность):

“Ich bringe dich zu Margot ins

Krankenhaus”, stammelte ich [11].

„Ich hab’s nicht mal gesehen“, murmelte

Betty [12].

Klatschen, klappern обозначают множество одновременных действий, каждое

из которых совершается в своём месте -дискретность пространственная:

Die ersten Tropfen klatschten auf das Dach der Droschke [13].

Die Schreibmaschinen klapperten [14]. Глаголы gackern, rascheln, prasseln обозначают «неорганизованные» во временном отношении действия: некоторые из действий могли совершиться / могут совершаться последовательно, другие -одновременно, при этом они совершались / совершаются в разных точках пространства:

Die Birken raschelten [15].

Die Hühner gackern [16].

Der Sack geht auf, eine Flut rotbraunen Weizens prasselt auf den Boden [17]. Подобная многозначность количественных отношений в глаголе связана с многопрофильностью количественных характеристик в глагольном слове: обозначение количества действий, количества субъектов и объектов действий [18].

Структуры со значением множественности отвечают на вопрос «сколько раз / как часто совершалось / совершается / будет совершаться действие?».

При обозначении многократных, повторяющихся действий и состояний отмечают различие между ограниченной и неограниченной множественностью / повторяемостью. Ограниченная повторяемость имеет место там, где элементы контекста указывают на конечный ряд повторений действия или состояния:

Die Bürger lebten ruhig dahin, gingen zweimal wöchentlich ins Wirtshaus und einmal in die Kirche [19].

Wenn das Essen fertig ist, klingeln wir dreimal an der Tür [20].

Solche Szenen wiederholten sich zwölfmal in Genoveses Gangsterlaufbahn [21]. Неограниченная повторяемость таких указаний не имеет. Воспроизведение действий можно представить как открытый ряд, не ограниченный пределами, пополнение которого возможно новыми членами (открытое множество) [22]. В выражении этого значения могут участвовать различные элементы контекста: лексические показатели, аналитическая конструкция с глаголом pflegen, перечисление и чередование наименований действий, синтаксический повтор, семантика некоторых придаточных предложений:

Mehrmals fragte sie, wozu ich die Mansarden... brauche [23].

Sie trafen sich oft und diskutierten sich die Köpfe heiß [24].

Pawel klärte mich auf, daß es ein Versuch sei; seine Frau solle vorläufig die Wochenenden zu Hause verbringen und sich langsam wieder auf ein normales Leben einstellen [25].

“Herr Awakasoff pflegt in der letzten Zeit so gut wie gar nicht mehr sein Haus zu verlassen“ [26].

Sie hatte geschrieben und geschrieben, Gesuche und Gesuche eingereicht, aber nie eine Antwort erhalten [27].

Счёт действий, в принципе, не отличается от счёта субстанций, только в качестве объекта количественной оценки выступают не предметы окружающей действительности, а события, называемые глаголом. Традиционно при счёте действий, как и при счёте субстанций, различают точную / определённую, оценочную / неопределённую и приближённую квантификацию (Г. Г. Галич, Г. И. Панова, Л.М. Рощина,

В.И. Троянов, В.С. Храковский, Л.Д. Чес-нокова), которые различаются способами познания, представления и отражения реальной действительности.

Точная квантификация длительности действия является констатирующей и общепринятой для всех субъектов. С помощью таких математических методов, как счёт и вычисление, познающий субъект может при наличии у него соответствующих энциклопедических знаний точно и объективно определить некоторое реальное количество и выразить его в числах.

Точному количеству противостоит в когнитивном плане количество приблизительное, определяемое нематематическими методами, с опорой на сравнение. При познании окружающей действительности коммуниканты не всегда могут располагать возможностями применения точных методов квантификации (не располагать временем для проведения подсчётов, испытывать неудобства при пересчёте элементов слишком большого множества) либо не стремятся к их применению из-за отсутствия практической необходимости. В подобных случаях создаются приблизительные числовые квантификации. Несмотря на то, что значение точной квантификации в высказывании утрачивает однозначное соответствие количественной определённости объектов бытия, оно всё же сохраняет статус констатирующего.

Принципиально иной способ отражения объективной действительности пред-

ставляют количественные оценки, которые формируются в процессе оценочного познания количества и основаны на выявлении значимости количественной определённости объекта в практической деятельности субъекта. При этом значимость устанавливается путём сравнения познаваемого объекта с эталонным фондом знаний коммуникантов и установления тождества или различия между ними. Оценка количества основывается на прагматическом сравнении количества с определённым эталоном, который может быть общепринятым, индивидуальным, окказиональным. Представление о превышении этого эталона ложится в основу понятия «много», в то время как количественная зона, находящаяся ниже эталона, связана с понятием «мало». «Величина сводится, таким образом, к данным асимметричным отношениям между свойствами, т. е. к сравнениям, использующим термины ‘больше’ или ‘меньше’» [28].

Актуализаторами точной квантификации являются адвербиальные показатели множественности zweimal, dreimal и т.д., которые образуются от соответствующих числительных, а также сочетания количественного числительного с существительным Mal. Определённое множество обычно не содержит какой-либо оценки («много» - «мало») данного количества:

Levin fragte... zweimal nach meinem gesundheitlichen Zustand... [29]. Обычно в речевой практике используются сочетания с числительными первого десятка. Это свидетельствует о том, что в практической деятельности у человека не всегда есть необходимость в счислении действий, процессов, состояний. Однако, если этого требует ситуация, возможно употребление сочетаний и с другими числительными:

Das Testament sei in der Tat zwölfmal geändert worden [30]. Neunundzwanzigmal sind in der Bundesrepublik Banken, Sparkassen und Postämter von Banditen ausgeplündert worden [31].

Структуры точной квантификации могут сопровождаться в тексте эксплицитной прагматической оценкой. В некоторых контекстах благодаря наличию показателей schon, bereits, nur, erst точное множество может восприниматься как «много» или «мало»:

“Das habe ich schon zweimal gemacht”, protestierte sie [32].

...das war in den letzten Jahren nur zweimal vorgekommen [33]. Приведённые примеры имплицируют мнение субъекта: «Я полагаю, что это много / мало».

Неопределённо большое количество повторений может выражаться с помощью количественных адвербиальных показателей zehnmal, zwanzigmal, hundertmal, tausendmal, которые, хотя и содержат определенно-количественное числительное, используются говорящим в значении неопределённого количества (в значении «много раз»):

Und der hat das Recht, mich zehnmal vor der ganzen Abteilung schreien zu lassen ... [34].

... das kennt er, das hört er an jedem Tag dreißigmal [35].

Er brachte es nicht fertig, seinem Freund zu sagen, daß seine Mutter tot war, hundertmal setzte er an und tat: es nicht aus Furcht, die Tränen brächen aus ihm heraus [36].

„Komm, laß dich führen”, hatten Mutter und Großeltern und Schwester tausendmal gesagt, das war nun vorbei

[37].

В приведённых примерах неопределённое множество сопровождается идеей оценки названного количества, что является результатом либо выражения мнения, либо непознанности данного количества.

При оценочной квантификации широко употребляются неопределённо-количественные прономинативы на -mal (mehrmals, vielmals, ein paarmal, einigemal): Er hatte gräßliche Kopfschmerzen und fiel bei dem Versuch aufzustehen mehrmals um [38].

Hartmann sah kurz Runewski an, dann sah er auf den Schreibtisch und nickte ein paarmal [39].

Большая часть показателей множественности процессуальных объектов включает имя существительное Mal и характеризует количество считаемых действий как большое (mehrere Male, viele Male, Dutzende Male, Hunderte Male) или небольшое (einige Male, ein paar Male):

Der Herr Kapellmeister verbeugt sich einige Male [40].

...deren Namen schon Hunderte Male im Zusammenhang mit den schlimmsten Verbrechen in den Zeitungen genannt worden waren [41].

Формой речевого воплощения оценочной квантификации являются адъектив-

но-адвербиальные показатели vielfach, mehrfach:

Nach den traumatischen Silvesterereignissen hatte sich Dorit mehrfach gemeldet, und ich hatte sie abgewimmelt [42].

Sehr sachlich und klar, wie ein Mensch, der alles hundertfach reiflich überlegt hat, fügte sie dann hinzu... [43].

Различную степень регулярности повторяющихся действий выражают показатели множественности / повторяемости во времени типа selten, manchmal, häufig, oft, regelmäßig, täglich, ab und zu, von Zeit zu Zeit, immer wieder, wieder und wieder и др.: Er besucht nur selten eine Messe und geht nicht einmal zur Beichte [44].

Eine Fra.ge aber beschäftigte ihn häufig

[45].

Понятие о приблизительном множестве возникает так же, как и понятие неопределённого множества, но с опорой в точках отсчёта на объективную действительность. Приблизительное множество - явление синкретное по своей природе. Семантической особенностью приблизительного количества является обозначение неопределённого множества с указанием его определённых границ [46]. Когнитивной основой неопределённого множества является отсутствие возможности или необходимости установить определённое количество считаемых объектов. Признаком определённого количества является наличие определённых точек отсчёта.

Показателем приблизительного счёта ситуаций служит лексический показатель fast:

Fast jeden Tag fuhr er hin und sah ihn sich an, und fast genauso oft kam er ins Restaurant oder rief Angela zu Hause an [47].

Er konnte sich fast jeden Sonntag - und manchmal auch wochentags am Abend - prügeln [48].

В некоторых контекстах значение точной квантификации утрачивает определённость однозначного соответствия и переходит в разряд приближённых числовых квантификаций. В речи / тексте часто встречаются интенционально стремящиеся к выражению точного числа или точной меры структуры типа «равно или меньше», «равно или больше», соотносящие определяемую величину с данным числом или соседними членами эталонного ряда. Эти значения являются констатирующими, однако в контексте высказывания они

приобретают оценочные коннотации [49]. Значение «равно или больше» передаётся показателями zumindest, mindestens, wenigstens, а значение «равно или меньше» - показателем höchstens:

. mit denen er vielleicht selbst die Schule oder die Tanzstunde besucht hatte oder ihnen zumindest jeden Tag auf der Straße begegnen konnte [50]. „Zweimal die Woche müssen wir jetzt mindestens fleischfrei essen” [51].

Und dann hat er... häufig mit seiner Flamme privat telefoniert, mindestens dreimal am Tag, dreimal [52].

Lambert... besuchte den alten Herrn wenigstens einmal im Jahr [53]. Установление отношений «больше» или «меньше» некоторого числа ликвидирует параметр точности и сближает этот тип квантификации с приближёнными оценками. Значение «больше» реализуется при помощи показателя превышения mehr als, значение «меньше» передаёт препозитивный по отношению к количественному наречию показатель weniger als:

Selbst die Schar der vor nichts zurückschreckenden Zeitungsreporter, die mehr als einmal Kopf und Kragen für einen sensationellen Schnappschuß riskiert hatten, resignierte hier [54]. Диапазон варьирования величины задаётся двумя показателями множественности, соединёнными союзом oder, предлогом bis, приведёнными в тексте через запятую либо просто контактно сополо-женными:

Jede zweite, dritte Woche fuhr er nach Berlin [55].

Und wenn du mich drei- bis viermal verkauft hast, haben wir so viel, daß du einen Monat nicht zu arbeiten brauchst [56].

Таким образом, в результате абстрагирующей деятельности человеческого сознания, соответственно ступеням мышления, реально прерывающееся и / или повторяющееся действие может быть представлено с той или иной степенью обобщённости, что обеспечивает выделение вариантов множественности действий, относящихся к разным аспектам количественной семантики.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Математический энциклопедический словарь / под ред. Ю. В. Прохорова. М., 1988. С. 255, 381.

2] Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1975. С. 353.

[3] Математический энциклопедический словарь / под ред. Ю. В. Прохорова. М., 1988. С. 381.

4] Словарь русского языка : в 4 т. Т. 2 / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1983. С. 284.

5] Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд. М., 1987. С. 306.

6] Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания. Гносеологические аспекты. М., 1977. С. 159.

7] Храковский В. С. Семантические типы множества ситуаций и их естественная классификация // Типология итеративных конструкций. Л., 1989. С. 5, 18.

8] Бодуэн де Куртенэ И.А. Количественность в языковом мышлении // Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. С. 316.

9] Есперсен О. Философия грамматики. М., 1958.

С. 243.

10] Dressler W. Studien zur verbalen Pluralität. Itera-tivum, Distributivum, Durativum, Intensivum in der allgemeinen Grammatik, im Lateinischen und He-thitischen. Wien, 1968. S. 51-95.

11] Noll I. Die Apothekerin. Zürich, 1996. S. 135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12] Crane C. Das Zeichen des Mörders. Bergisch Gladbach, 1985. S. 42.

13] Remarque E.M. Drei Kameraden. Köln, 1996. S.144.

14] Kellermann B. Totentanz. Berlin, 1983. S.161.

15] Remarque E. M. Drei Kameraden. Köln, 1996. S. 23.

16] Kästner E. Das doppelte Lottchen. Hamburg, 1993. S. 31.

17] Fallada H. Kleiner Mann - was nun? Berlin und Weimar, 1982. S. 80.

18] Чеснокова Л. Д. Выражение категории количества глагольными формами современного русского языка // Вопросы языкознания. 1983. № 6. С. 18.

19] Prodöhl G. Kriminalfälle. 1. Folge. Berlin, 1971. S. 166.

20] Kästner E. Das doppelte Lottchen. Hamburg, 1993. S. 110.

21] Prodöhl G. Kriminalfälle. 2. Folge. Berlin, 1971. S. 38.

22] Грекова О. К. Виды значения повторяемости и средства их выражения в современном русском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1985. С. 5.

23] Noll I. Die Apothekerin. Zürich, 1996. S. 129.

24] Loest E. Durch die Erde ein Riß. München, 1996. S. 134.

[25] Noll I. Die Apothekerin. Zürich, 1996. S. 225.

[26] Adams P. Die enthauptete Mona Lisa. Haale (Saale), 1965. S. 153.

[27] Kellermann B. Totentanz. Berlin, 1983. S. 159.

[28] Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. М., 1994. С. 246.

[29] Noll I. Die Apothekerin. Zürich, 1996. S. 225.

[30] Ibid. S. 73.

[31] Prodöhl G. Kriminalfälle. 1. Folge. Berlin, 1971. S. 45.

[32] Crane C. Das Zeichen des Mörders. Bergisch Gladbach, 1985. S. 87.

[33] Adams P. Die enthauptete Mona Lisa. Haale (Saale), 1965. S. 205.

[34] Loest E. Durch die Erde ein Riß. München, 1996. S. 65.

[35] Fallada H. Kleiner Mann - was nun? Berlin und Weimar, 1982. S. 12.

[36] Loest E. Durch die Erde ein Riß. München, 1996. S. 123.

[37] Ibid. S. 13.

[38] Maron M. Stille Zeile Sechs. Frankfurt am Main, 1995. S. 70.

[39] Adams P. Die enthauptete Mona Lisa. Haale (Saale), 1965. S. 252.

[40] Kästner E. Das doppelte Lottchen. Hamburg, 1993. S. 77.

[41] Prodöhl G. Kriminalfälle. 2. Folge. Berlin, 1971. S. 50.

[42] Noll I. Die Apothekerin. Zürich, 1996. S. 221.

[43] Kellermann B. Totentanz. Berlin, 1983. S. 133.

[44] Ibid. S. 17.

[45] Ibid. S. 286.

[46] Чеснокова Л. Д. Категория количества и способы её выражения в современном русском языке. Таганрог, 1992. С. 11.

[47] Crane C. Das Zeichen des Mörders. Bergisch Gladbach, 1985. S.193.

[48] Fallada H. Kleiner Mann - was nun? Berlin und Weimar, 1982. S. 68.

[49] Галич Г. Г. Когнитивная категория количества и её реализация в современном немецком языке : монография. Омск, 2002. С. 63.

[50] Loest E. Durch die Erde ein Riß. München, 1996. S. 34.

[51] Fallada H. Kleiner Mann - was nun? Berlin und Weimar, 1982. S. 203.

[52] Ibid. S. 29.

[53] Adams P. Die enthauptete Mona Lisa. Haale (Saale), 1965. S. 68.

[54] Prodöhl G. Kriminalfälle. 2. Folge. Berlin, 1971. S. 119.

[55] Loest E. Durch die Erde ein Riß. München, 1996. S. 185.

[56] Kästner E. Das doppelte Lottchen. Hamburg, 1993. S. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.