Научная статья на тему 'Содержательные линии учебной дисциплины «Пенитенциарная криминалистика»'

Содержательные линии учебной дисциплины «Пенитенциарная криминалистика» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расследование / предупреждение / пенитенциарное преступление / содержательные линии / пенитенциарная криминалистика / investigation / prevention / penitentiary crime / content lines / penitentiary criminalistics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуждин Андрей Александрович

В статье предложено содержание и наполнение дисциплины «Пенитенциарная криминалистика», проведены содержательные линии курса. Цель статьи заключается в проектировании важных направлений данной дисциплины. Методы исследования: анализ и синтез; логический метод на основе принципов аналогии и тождества; общенаучные (описание и сравнение); частнонаучные (конкретно-социологическое исследование и статистический). Результаты исследования: на основании данных официальной ведомственной статистической отчетности сделан вывод о необходимости организации предупреждения преступлений всеми возможными средствами, в том числе и в процессе подготовки специалистов; показаны недостатки изучения особенностей расследования пенитенциарных преступлений в рамках дисциплины «Криминалистика»; предложены понятие, задачи, методы и содержание дисциплины «Пенитенциарная криминалистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content lines of the academic discipline «Penitentiary criminalistics»

In the article the author proposes the content for the discipline «Penitentiary criminalistics» and outlines the substantive lines of the course. The purpose of the article is to design important directions in this discipline. Research methods: analysis and synthesis; logical method based on the principles of analogy and identity; general scientific (description and comparison); special scientific (specific sociological research and statistical). Results of the study: based on data from official departmental statistical reporting, a conclusion was made about the need to organize crime prevention by all possible means, included in the process of training specialists; the shortcomings of studying the peculiarities of the investigation of penitentiary crimes within the discipline of «Criminalistics» are shown; the concept, tasks, methods and content of the discipline «Penitentiary criminalistics» are proposed.

Текст научной работы на тему «Содержательные линии учебной дисциплины «Пенитенциарная криминалистика»»

АНДРЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ НУЖДИН

заместитель начальника юридического факультета Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы И aanuzhdin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8761-140X

Рязань

Содержательные линии учебной дисциплины «Пенитенциарная криминалистика»

Аннотация. В статье предложено содержание и наполнение дисциплины «Пенитенциарная криминалистика», проведены содержательные линии курса. Цель статьи заключается в проектировании важных направлений данной дисциплины. Методы исследования: анализ и синтез; логический метод на основе принципов аналогии и тождества; общенаучные (описание и сравнение); частнонаучные (конкретно-социологическое исследование и статистический). Результаты исследования: на основании данных официальной ведомственной статистической отчетности сделан вывод о необходимости организации предупреждения преступлений всеми возможными средствами, в том числе и в процессе подготовки специалистов; показаны недостатки изучения особенностей расследования пенитенциарных преступлений в рамках дисциплины «Криминалистика»; предложены понятие, задачи, методы и содержание дисциплины «Пенитенциарная криминалистика».

Ключевые слова: расследование, предупреждение, пенитенциарное преступление, содержательные линии, пенитенциарная криминалистика

Для цитирования

Нуждин А. А. Содержательные линии учебной дисциплины «Пенитенциарная криминалистика» // Ве домости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 11. С. 44-52. https://www.doi.org/10.51522/2307 0382-2023-258-11-44-52.

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)

УДК 343.136

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-258-11-44-52

К содержанию образовательной программы в учебном заведении предъявляется целый ряд требований, которые носят дидактический, методический, психолого-педагогический и даже экономический характер. Среди указанного выше важное место занимает потребность в системности, полноте содержания, четкой и обоснованной логике изложения материала. Учебные пла-

© Нуждин А. А., 2023

ны выступают основной частью любой образовательной программы, подходы к их формированию по различным специальностям и направлениям подготовки нуждаются в особом внимании и ответственном отношении со стороны разработчиков. Как отмечает М. В. Угрюмова, учебный план является некоей «визитной карточкой» не только образовательной организации, но и обучающегося в даль-

ANDREY A. NUZHDIN

Deputy Head of the Law Faculty of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Lieutenant Colonel of Internal Service aanuzhdin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8761-140X Ryazan

Content lines of the academic discipline «Penitentiary criminalistics»

Abstract. In the article the author proposes the content for the discipline «Penitentiary criminalistics» and outlines the substantive lines of the course. The purpose of the article is to design important directions in this discipline. Research methods: analysis and synthesis; logical method based on the principles of analogy and identity; general scientific (description and comparison); special scientific (specific sociological research and statistical). Results of the study: based on data from official departmental statistical reporting, a conclusion was made about the need to organize crime prevention by all possible means, included in the process of training specialists; the shortcomings of studying the peculiarities of the investigation of penitentiary crimes within the discipline of «Criminalistics» are shown; the concept, tasks, methods and content of the discipline «Penitentiary criminalistics» are proposed.

Keywords: investigation, prevention, penitentiary crime, content lines, penitentiary criminalistics

For citation

Nuzhdin A. A. Content lines of the educational discipline «Penitentiary criminalistics» // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 11. P. 44-52. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-258-11-44-52.

5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)

нейших вопросах при общении с работодателем [1].

Сложившаяся ситуация не является исключением и для образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. В учебные планы по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» включена дисциплина «Криминалистика», которая

относится к обязательной части освоения образовательной программы. Курс криминалистики формировался под влиянием очень многих тенденций, свойственных данному учебному предмету. Зародившись в конце XIX века, криминалистика быстро расширяла свои границы, уточняла предмет и методы своего исследования. Так, основоположник данной науки Г. Гросс к ее предмету относил изучение веществен-

ных доказательств, проступков или явлений, составляющих элементы уголовного дела, характеристику психологических особенностей, привычек и способов деятельности лиц, участвующих в уголовном процессе [2]. В России с момента издания первого учебника по криминалистике [3] и по настоящее время в определениях и взглядах на данный предмет наблюдаются определенные изменения. Общепринятым по праву можно считать определение, предложенное Р. С. Белкиным: «наука о закономерностях возникновения, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений» [4].

Курс криминалистики прочно занял важное место в структуре подготовки юристов и бакалавров (по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»), имеет разветвленную структуру, обусловленную спецификой разных предметных областей. Подготовлен целый ряд учебников по криминалистике различных авторов: Н. П. Яблоко-ва, Т. В. Аверьяновой, Е. Р. Россинской, А. Ю. Головина, А. Ф. Волынского, Е. П. Ищенко и других. В настоящее время ни одна образовательная организация не обходится без изучения курса криминалистики в процессе подготовки юристов и бакалавров по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Не являются исключением и образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний.

В местах лишения свободы продолжают совершаться преступления, коэффициент пенитенциарной преступности имеет тенденцию к росту (в 2010 году коэффициент преступности на 1 000 осужденных и лиц, заключенных под стражу, был равен 1,24, в 2022 году - 2,46) [5]. Естественным является то обстоятельство, что первыми

на месте происшествия оказываются сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов, и именно на их плечи ложится необходимость проведения первичных проверочных мероприятий (иногда процессуальных действий)* [6]. Соответственно, они должны обладать базовыми криминалистическими знаниями по производству следственных и иных процессуальных действий. Опрос практических работников уголовно-исполнительной системы позволил выявить ряд вопросов, связанных с действиями при получении информации о совершенном преступлении. Определенные трудности вызывает реализация нетипичных для сотрудников исправительных учреждений и следственных изоляторов полномочий по производству следственных действий, фиксации и изъятию вещественных доказательств, применению технических и специальных средств в криминалистических целях [7]. Повышение эффективности предупреждения пенитенциарных преступлений может заключаться не только в совершенствовании нормативно-правовой базы, разработке новых средств и методов предупредительной деятельности, модернизации организационного обеспечения, но и иных, иногда не совсем очевидных управленческих решений.

Ранее действующий Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года к органам дознания относил начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов, а уголовно-исполнительная система структурно входила в министерство внутренних дел. Однако с момента образования Федеральной службы исполнения наказаний как самостоятельного органа исполнительной власти деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы становится все более специфичной, приобретает только ей свойственные особенности и черты.

* Вопрос о возможности применения уголовно-процессуальных компетенций должностными лицами учреждений уголовно-исполнительной системы остается открытым.

В настоящее время назрела необходимость более углубленного изучения особенностей расследования пенитенциарных преступлений. В рамках существующего курса криминалистики достичь желаемого результата достаточно трудно. Отдельные вопросы тактики производства следственных действий и методики расследования отдельных видов пенитенциарных преступлений включены в тематический план дисциплины «Криминалистика», преподаваемой в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний: тактика следственного осмотра и освидетельствования, особенности осмотра в условиях учреждения уголовно-исполнительной системы; тактика обыска и выемки, их особенности при расследовании преступлений, совершаемых в условиях учреждения уголовно-исполнительной системы; тактика допроса и очной ставки, особенности допроса осужденных; тактика предъявления для опознания, следственного эксперимента и проверки показаний на месте, особенности их проведения в условиях учреждения уголовно-исполнительной системы; общие положения криминалистической методики, особенности расследования преступлений, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы; расследование убийств и причинения вреда здоровью, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы; расследование мошенничества в исправительных учреждениях; особенности расследования коррупционных преступлений, связанных с деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества; расследование побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; расследование дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; рас-

следование преступлений, совершенных несовершеннолетними в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества.

Полагаем, что учебных часов, выделяемых на освоение курса «Криминалистика», достаточно лишь для изучения основных разделов данной науки, для получения некоторых навыков производства отдельных следственных действий на практических занятиях, уяснения методики расследования узкого круга преступлений. Изучение особенностей расследования пенитенциарных преступлений, производства следственных действий в условиях мест лишения свободы в предусмотренном объеме освоения данного курса имеет целый ряд недостатков:

1) изучение особенностей производства процессуальных действий в местах лишения свободы проходит параллельно с изучением основного материала. С учетом ограниченного количества учебных часов обучающимся затруднительно усваивать основной материал по криминалистике вместе со специализированным;

2) изучение особенностей производства процессуальных действий в условиях мест лишения свободы, получение навыков расследования пенитенциарных преступлений, применение теоретических и практических знаний в области криминалистики возможно только после изучения всего курса, когда у обучающегося есть понимание целостности криминалистической науки, ее системности и логичности. Только в этом случае возможно восприятие специфики применения криминалистических средств, приемов и методов в условиях учреждений уголовно-исполнительной системы;

3) в настоящее время отсутствует учебная литература по изучению особенностей расследования пенитенциарных преступлений.

Ранее мы ставили вопрос о необходимости формирования такой отрасли знаний, как пенитенциарная криминалистика, обосновывали с научной, теоретической и практической точек зрения возможность

формирования данного направления криминалистики. Нами была поставлена исследовательская задача: разработать и предложить структуру предмета и тематического плана дисциплины «Пенитенциарная криминалистика» в последующих научных публикациях [7]. Осуществление трудовой деятельности по изучаемому профилю, преподавание дисциплины «Криминалистика» только упрочило нас во мнении о необходимости разработки специализированного курса-дисциплины «Пенитенциарная криминалистика».

Как мы уже отмечали, пенитенциарную криминалистику не стоит рассматривать как отдельную отрасль знаний, а уж тем более науку. Она должна выступать в качестве одного из разделов криминалистики, а ее изучение - проходить исключительно с учетом особенностей деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Пенитенциарная криминалистика «работает» с закономерностями реальной действительности, проявляющимися как при подготовке и совершении, так и раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, совершаемых в местах лишения свободы. Механизм любого преступления диалектически определенным образом связан с окружающей средой и отражается в ней (данное обстоятельство еще раз подтверждает обоснованность изучения особенностей расследования пенитенциарных преступлений). Возникновение следов и иных источников информации о механизме пенитенциарного преступления носит необходимый, повторяющийся, устойчивый и всеобщий характер, подчиняется объективным закономерностям. Пенитенциарная криминалистика должна изучать не только механизм преступления; предмет преступного посягательства; обстановку преступления; действия лиц во время совершения преступления, но и закономерности собирания информации о преступлении, исследования, оценки и использования этой информации для уста-

новления фактов, имеющих значение для раскрытия, расследования и предупреждения пенитенциарного преступления.

Являясь последователями научной школы профессора Н. Г. Шурухнова*, определение предмета пенитенциарной криминалистики мы будем предлагать, основываясь на его трудах. Так, предметом пенитенциарной криминалистики должны выступать закономерности проявления механизма преступления, совершенного в исправительном учреждении или следственном изоляторе, собирания, исследования, оценки и использования следов и иной информации и основанных на познании этих закономерностей средствах, приемах, методах, рекомендациях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Пенитенциарная криминалистика должна решать общую, специальные и конкретные задачи. Общая задача будет состоять в оказании содействия должностным лицам правоохранительных органов при раскрытии, расследовании и предупреждении пенитенциарных преступлений. Специальные задачи пенитенциарной криминалистики должны состоять:

- в исследовании объективных закономерностей, составляющих предмет пенитенциарной криминалистики;

- в разработке и совершенствовании криминалистических средств, приемов и методов раскрытия, расследования и предупреждения пенитенциарных преступлений;

- в привлечении данных различных наук в целях научно-технического обеспечения криминалистической деятельности; совершенствовании организационно-методических основ расследования пенитенциарных преступлений.

Конкретные задачи пенитенциарной криминалистики будут носить временный характер и решаться в определенный мо-

* Профессор Н. Г. Шурухнов одним из первых стал изучать особенности раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, и вот уже более 40 лет не отступает от поставленной цели.

мент времени (разработка средств, приемов и методов по расследованию «мобильных» мошенничеств в местах лишения свободы; разработка технических (и иных) средств обнаружения и идентификации наркотических веществ; разработка криминалистических средств предупреждения доставки запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения).

Методы изучения пенитенциарной криминалистики полностью повторяют традиционные, используемые в криминалистической науке, уточнять их, а уж тем более предлагать новые не имеет никакого практического и теоретического смысла.

Тематический план дисциплины «Пенитенциарная криминалистика» не должен повторять тематический план криминалистики, но строиться по другому сценарию. За основу нужно принять традиционную систему криминалистики, которая состоит из самостоятельных разделов, объединенных общим теоретическим смыслом, находящихся во взаимодействии. Систему пенитенциарной криминалистики должны составлять четыре раздела: общая теория криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика и криминалистическая методика.

Введение в пенитенциарную криминалистику. В рамках дисциплины «Пенитенциарная криминалистика» нет смысла рассматривать вопросы общей теории. Принципы криминалистики, ее теоретические концепции, категории и понятия можно применить и к пенитенциарной криминалистике практически без изменений. Ограничиться можно одной темой, посвященной теоретическим основам пенитенциарной криминалистики.

Криминалистическая техника. Под криминалистической техникой (в рамках пенитенциарной криминалистики) необходимо понимать систему научных положений и основанных на них научно-технических средств, приемов и методов, предназначенных для собирания и исследования различных объектов с целью получения сведений,

способствующих раскрытию, расследованию и предупреждению пенитенциарных преступлений [8]. Темы, изучаемые в рамках дисциплины «Криминалистика», являются универсальными и применимы в условиях учреждений уголовно-исполнительной системы. Правила криминалистической фотографии и видеозаписи, порядок обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления, оружиеведение и габи-тологию не стоит дополнительно изучать в рамках пенитенциарной криминалистики. В раздел криминалистической техники целесообразно включить темы, посвященные использованию технических средств охраны и надзора (иных специальных средств) в криминалистических целях, а также более подробно рассмотреть учеты, используемые в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Криминалистическая тактика. Криминалистическая тактика (в рамках пенитенциарной криминалистики) - это система научных положений и разрабатываемых на их основе тактических приемов, рекомендаций по основам организации и планированию расследования, производства следственных и иных процессуальных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, а также на установление обстоятельств, способствовавших совершению и сокрытию пенитенциарных преступлений [9].

Анализ уголовных дел показывает, что работники уголовно-исполнительной системы (зачастую - сотрудники оперативных подразделений) производят комплекс следственных и иных процессуальных действий преимущественно на первоначальном этапе расследования. Наиболее типичными следственными действиями, которые сотрудники уголовно-исполнительной системы проводят самостоятельно или принимают в них участие в рамках взаимодействия, являются: следственный осмотр, обыск и выемка, допрос и очная ставка.

Не стоит забывать, что процесс расследования не должен ограничиваться лишь

доказыванием. В соответствии с частью 2 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления». Соответственно, необходимо предусмотреть отдельную тему, рассматривающую особенности производства следственных действий при выявлении обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений.

В организационно-штатную структуру уголовно-исполнительной системы входят сотрудники оперативных подразделений, которые, в соответствии с оперативно-розыскным законодательством, наделены полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности. Результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимо учитывать при расследовании пенитенциарных преступлений, однако их использование в доказывании имеет существенные особенности и ограничения. Практически важным будут являться навыки использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе расследования. Аналогичная ситуация складывается и с результатами проведения мероприятий в целях обеспечения режима. Рассматриваемая деятельность будет эффективна лишь при условии соблюдения правил взаимодействия сотрудников уголовно-исполнительной системы с должностными лицами органов предварительного расследования.

Криминапистическая методика. Криминалистическая методика (в рамках пенитенциарной криминалистики) - это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации, осуществлению расследования и предупреждению отдельных видов и групп пенитенциарных преступлений [10]. В тематический план дисциплины «пенитенциарная криминалистика» следует включать темы, основываясь на данных официальной ведомственной статистической отчетности, в зависимости от распро-

страненности в местах лишения свободы того или иного вида преступного деяния. Более подробно необходимо изучать методику расследования преступлений против порядка управления, совершаемых в исправительных учреждениях и следственных изоляторах (статьи 318, 319, 321 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023); незаконного оборота наркотиков; побегов; преступлений экстремистской направленности и террористического характера; дистанционных мошенничеств; преступлений против личности. При изучении каждой темы необходимо обращать внимание на деятельность по выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений.

На основании изложенного выше можно предложить следующую структуру содержательных линий дисциплины «Пенитенциарная криминалистика» (таблица 1).

Проблема разработки содержания обучения конкретной учебной дисциплины, определение содержательных линий и их реализация всегда будет актуальной и чрезвычайно важной. Пенитенциарная криминалистика не должна дублировать криминалистику в классическом ее понимании, а являться логически последовательной дисциплиной, изучение которой будет основано на знаниях, умениях и навыках, полученных при освоении курса «Криминалистика».

Мы понимаем, что в настоящий момент может не быть возможности для включения в учебные планы новой дисциплины. Однако опыт функционирования образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний показывает, что подобная практика существует. С учетом доводов, указанных выше, а также при реализации требований к практико-ориенти-рованному обучению, мы полагаем что дисциплина «Пенитенциарная криминалистика» имеет право на существование и будет эффективна в процессе подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы.

Таблица 1

Тематический план дисциплины «Пенитенциарная криминалистика»

у Контактная работа а

№ п/п Наименование разделов и темы Всего часов по учебному план Всего Лекции Семинарские занятия Практические занятия Самостоятельн работа

Раздел 1. Введение в пенитенциарную криминалистику

1 Теоретические основы пенитенциарной криминалистики

Раздел 2. Криминалистическая техника

2 Использование технических средств охраны и надзора в криминалистических целях

3 Учеты, используемы в деятельности УИС, и их применение в криминалистических целях

Раздел 3. Криминалистическая тактика

4 Тактика следственного осмотра и освидетельствования в условиях исправительных учреждений и следственных изоляторов

5 Тактика обыска и выемки при расследовании пенитенциарных преступлений

6 Тактика допроса и очной ставки осужденных и лиц, заключенных под стражу

7 Тактика производства следственных действий при выявлении обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений

8 Тактика использования результатов оперативно-розыскных и «режимных» мероприятий при расследовании пенитенциарных преступлений

9 Взаимодействие должностных лиц при расследовании и предупреждении пенитенциарных преступлений

Раздел 4. Криминалистическая методика

10 Методика расследования преступлений против порядка управления, совершаемых в исправительных учреждениях и следственных изоляторах

11 Методика расследования убийств и причинения вреда здоровью, совершаемых в исправительных учреждениях и следственных изоляторах

12 Методика расследования преступлений экстремисткой направленности и террористического характера, совершаемых исправительных учреждениях и следственных изоляторах

13 Методика расследования «дистанционных» мошенничеств, совершаемых в исправительных учреждениях и следственных изоляторах

14 Методика расследования незаконного оборота наркотиков в исправительных учреждениях и следственных изоляторах

15 Методика расследования побегов из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи

1. Угрюмова М. В. Место и наименование дисциплин и практик в учебном плане образовательных программ высшего образования // Концепт. 2017. № 11. С. 7-8. URL: https://e-koncept.ru/2017/171041.htm.

2. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. СПб. 1908. С. 8.

3. Якимов И. Н. Криминалистика. Уголовная тактика. М. : НКВД РСФСР, 1929. 312 с.

4. Белкин Р. С. Курс криминалистики: учебное пособие для вузов. В 3 т. Т. 1. 3-е издание, дополненное. 2001. С. 62.

5. Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы за 20102022 годы. Доступ из АИС «Статистика УИС».

6. Шурухнов Н. Г. Проблемы, противоречия, различные подходы к уголовно-процессуальным полномочиям учреждений и органов ФСИН России (анализ нормативного правового акта правоприменения) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. № 1. С. 9-10.

7. Нуждин А. А. Пенитенциарная криминалистика в науке и образовании (в порядке обсуждения) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 6 (241). С. 36-47.

8. Шурухнов Н. Г. Криминалистика : учебное пособие. М. : Юристъ, 2002. С. 44.

9. Там же. С. 211.

10. Там же. С. 408.

1. Ugryumova M. V. Place and name of disciplines and practices in the curriculum of educational programs of higher education // Concept. 2017. No. 11. P. 7-8. URL: https://e-koncept.ru/2017/171041.htm.

2. Gross G. Guide for forensic investigators as a system of criminalistics. St. Petersburg 1908. P. 8.

3. Yakimov I. N. Criminalistics. Criminal tactics. M.: NKVD RSFSR, 1929. 312 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Belkin R. S. Criminalistics science course: textbook for universities. In 3 volumes. T. 1. 3rd edition, supplemented. 2001. P. 62.

5. Results of the activities of institutions, bodies and enterprises of the penal system for 2010-2022. Access from the AIS "Penal System Statistics".

6. ShurukhnovN. G. Problems, contradictions, various approaches to the criminal procedural powers of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (analysis of the normative legal act of law enforcement) // Penal system: law, economics, management. 2023. No. 1. P. 9-10.

7. Nuzhdin A. A. Penitentiary criminalistics in science and education (in order of discussion) // Vedomosti of the penal system. 2022. No. 6 (241). P. 36-47.

8. Shurukhnov N. G. Criminalistics : textbook. M. : Yurist, 2002. P. 44.

9. In the same ref. P. 211.

10. In the same ref. P. 408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.