Большинство студентов обеих групп демонстрируют толерантность как черту личности, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Полученные данные могут рассматриваться как вполне условные, так как разница их средних значений крайне мала и статистически не выражена. Тем не менее данная картина сходства и различия видов и компонентов толерантности у студентов факультета психологии и педагогики и факультета физической культуры и спорта может рассматриваться как возможная тенденция. Проверка этих различий как тенденции является перспективным направлением исследования.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. - 349 с.
2. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. - 159 с.
3. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. 2006. №1. - 271 с.
4. Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюта М.Б., Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016, № 2, http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/216
5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004. - 317 с.
6. Мириманова М.С. Толерантность как система воспитания // Развитие личности. 2002. №2.
7. Knyazeva T. N., Powszechna F. V., Batuta M. B., Lebedevа O.V., Sidorirn E.V. the Structure of the worldview of future teachers as a reflection of the transformation of social values // international review of "Management and marketing". 2015.- Vol. 4, No. 5. C/259-264.
Психология
УДК 159.922.1
учащаяся магистратуры по направлению «Психология», профиль «Практическая психология» Белаш Наталья Игнатьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры
практической психологии Семенова Лидия Эдуардовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА Я ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И МАТЕРИНСКИХ
СЕМЕЙ
Аннотация. В статье обсуждается проблема образа Я как одного из структурных компонентов Я-концепции личности в подростковом возрасте. Представлены результаты сравнительно анализа содержательных аспектов образа Я подростков, воспитывающихся в полных семьях и в условиях отцовской депривации (материнские семьи). Показаны некоторые особенности самоописаний подростков из материнских семей в отличие от их сверстников из полных семей.
Ключевые слова: образ Я, Я-концепция, подростки, самоописания, полные семьи, материнские семьи.
Annotation. The article discusses the problem of the image of I as one of the structural components of I-concept of personality in adolescence. The article presents the results of a comparative analysis of the content aspects of the image of I of teenagers who are brought up in full families and in terms of paternal deprivation (maternal families). Some features of self-descriptions of teenagers from maternal families in contrast to their peers from full families are shown.
Keywords: self-image, self-concept, teenagers, self-descriptions, full families, maternal families.
Введение. Проблема личности и ее самосознания издавна интересовала ученых. Однако она до сих пор остается одной из немногих, которые по-прежнему активно изучаются как зарубежными, так и отечественными специалистами [2; 3; 4; 8; 12; 15 и др.]. При этом особый интерес у психологов вызывает итоговый продукт процесса самосознания - феномен Я-концепции личности и его структурные компоненты, среди которых образ Я [1; 8; 13 и др.].
Заметим, что, в настоящее время уже накоплено достаточное количество научных сведений относительно условий становления образа Я [1; 2; 3; 5; 10; 11 и др.], его гендерной специфики [8; 9; 13 и др.] и особенностей у людей разных возрастов, включая период детства и подростковый возраст [2; 3; 9; 10; 12; 13 и др.], в том числе с учетом фактора родительской депривации [6; 7 и др.]. И все же в силу своей сложности и многоаспектности феномен образа Я продолжает исследоваться и далее, в частности, в контексте проблемы развития и воспитания детей в неполных семьях [11].
Формулировка цели статьи. В рамках данной статьи мы анализируем специфику содержательных аспектов образа Я подростков из полных и материнских семей.
Изложение основного материала статьи. В рамках своего исследования мы рассматриваем образ Я как когнитивный компонент Я-концепции, в самом широком смысле понимаемой как совокупность представлений человека о самом себе (своих интеллектуальных, физических, социальных и других характеристиках), неразрывно связанная с их самооценкой и выражающаяся в определенном поведении [3; 6]. Образ Я включает в себя совокупность всех знаний индивида о себе, к которым относятся любые статусные, атрибутивные, психологические характеристики, самоописания, характеризующие неповторимость личности через сочетание ее отдельных черт [3]. Таким образом, содержание образа Я выражает то, что может отличить человека от других, что он считает имеющим отношение к себе, причем наиболее значимым в себе [6].
Составляющие образа Я различны в разные возрастные периоды. Так, если на этапах раннего онтогенеза дети описывают себя, как правило, с помощью внешних характеристик и физических данных, то к подростковому возрасту более значимыми становятся внутренние характеристики и взаимоотношения с окружающими. По мнению ученых, по мере взросления в самоописаниях подростков уменьшается значимость таких категорий, как внешность, семья и предметы собственности, тогда как, напротив, возрастает доля таких категорий, как личностные качества, поведение, интересы и увлечения, отношения к себе и лицам другого пола. Подчеркивается, что в своих самоописаниях подростки стремятся выразить свое отношение к окружающим, а также особенно переживают по поводу того, какое впечатление они производят на других [3].
Вместе с тем установлено, что значительное влияние на становление образа Я, как и других составляющих Я-концепции, подростков оказывает семейное воспитание, основной задачей которого ученые видят накопление знаний, форм общения и способов поведения с целью «врастания» ребенка в социум [4]. Позитивное родительское отношение к подросткам повышает их интерес к собственному Я, способствует становлению положительного отношения к себе и росту самоуважения [5].
Однако современная российская действительность характеризуется большим числом разводов и, соответственно, таким же большим числом неполных (чаще всего материнских) семей. Это приводит к уменьшению вклада отца в воспитание детей, что не может не сказываться на их представлениях о самих себе. Иными словами, мы полагаем, что отцовская депривация может оказывать влияние на содержание образа Я подростков, что, в частности, находит свое отражение в количественных и качественных характеристиках самоописаний подростков из материнских семей по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в условиях полной семьи.
Именно это предположение с составило суть гипотезы нашего сравнительного исследования, для проверки которой был использован модифицированный вариант опросника «Кто Я? Какой(ая) Я?» М.Куна и Т.Макпартленда (вариант 10 ответов). Содержание полученных от подростков ответов подвергалось обработке посредством процедуры контент-анализа. при этом предметом анализа стали следующие категории: пол, возраст, семейные роли, дружеские роли, профессиональные роли, внешность, физические качества и атлетические способности, личностные качества, связанные со взаимодействием с окружающими, интеллектуальная способность и учебная компетентность, эмоциональные характеристики, особенности поведения, увлечения и интересы, умения и навыки, мечты и представления о будущем, отвержения / отказ от деятельности, некомпетентность (неэффективность), самообвинения и самоуничижения, домашние животные и предметы собственности, сказочные персонажи, животные и метафорические сравнения, философские рассуждения и характеристики общего плана.
Кроме того, наряду с количественным, также осуществлялся и качественные анализ самоописаний подростков, а именно: последовательность их упоминаний, характер самоописаний, на основании которых мы пытались определить значимость той или иной категории в образе Я подростков из полных и материнских семей.
Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Школа №3» г. Богородск Нижегородской области. В качестве испытуемых в нем принимали участие 32 подростка в возрасте 13-14 лет, из них: 16 воспитываются в материнских семьях и 16 - в полных.
Все полученные нами результаты нашли свое отражение в ниже приведенной таблице.
Таблица
Содержательные аспекты образа Я подростков, воспитывающихся в полных и материнских
семьях
Испытуемые (кол. / %) ф- критерий Фишера
Категории самоописаний Подростки из полных семей Подростки из материнских семей
Пол 1 / 0,63 0 -
я Возраст 0 1 / 0,64 -
§ Семейные роли 4 / 2,5 7 / 4,5 0,978
я я Дружеские роли 4 / 2,5 6 / 3,9 0,711
о о Профессиональные роли 2 / 1,3 8 / 5,1 2,018 (р<0,05)
Внешность 16 / 10,0 15 / 9,6 0,125
Физические качества и атлетические способности 7 / 4,4 7 / 4,5 0,045
Личностные качества,
связанные со взаимодействием с 27 / 16,9 31 / 19,9 0,693
окружающими
Интеллектуальные способности и учебная 8 / 5,0 5 / 3,2 0,809
компетентность
Эмоциональные характеристики 17 / 10,6 12 / 7,7 0,898
Волевые характеристики 4 / 2,5 4 / 2,6 0,053
Особенности поведения 6 / 3,8 4 / 2,6 0,605
Увлечения, интересы 21 / 13,1 14 / 9,0 1,174
Умения и навыки 9 / 5,6 12 / 7,7 0,747
Мечты и представления о будущем 6 / 3,8 1 / 0,64 2,063 (р<0,05)
Отвержения / отказ от деятельности 3 / 1,9 5 / 3,2 0,738
Некомпетентность 7 / 4,4 12 / 7,7 1,236
Самообвинения, самоуничижения 4 / 2,5 2 / 1,3 0,791
Домашние животные и предметы собственности 1 / 0,63 0 -
н Сказочные персонажи / метафорические сравнения 1 / 0,63 1 / 0,64 0,009
о о Философские рассуждения 3 / 1,9 5 / 3,2 0,738
я ч я к Характеристики общего плана 9 / 5,6 4 / 2,6 1,369
Всего: Е (кол. / %) 160 / 100 156/100
Итак, анализируя данные, представленные в таблице, можно утверждать, что в образе Я подростков обеих групп преобладают личностные качества, связанные с их взаимодействием с окружающими людьми (19,9% у подростков из материнских семей и 16,9% у подростков из полных семей), что полностью соответствует возрастным особенностям наших испытуемых и, прежде всего, свидетельствует о значимости для них интимно-личностного общения со сверстниками. В то же время, как можно видеть из таблицы, учебная компетентность и имеющие к ней отношение интеллектуальные способности в содержании образа Я подростков из разных типов семей оказываются в числе достаточно редко встречающихся самохарактеристик (3,»% у подростков из материнских семей и 5,0% у подростков из полных семей), что говорит об отсутствии центрированности самопредставлений наших испытуемых на этих личностных особенностях.
На втором месте по количеству упоминаний у подростков из полных семей находятся увлечения и интересы (13,1%), а следом за ними - в порядке уменьшения - эмоциональные характеристики (10,6 %) и характеристики внешнего облика (10,0%). Для сравнения подростки из материнских семей ставят внешность несколько выше своих увлечений и интересов (9,6% и 9,0% соответственно), тогда как эмоциональные характеристики встречаются в их самоописаниях еще реже (7,7% от общего числа упоминаний). Заметим, что согласно имеющимся в отечественной психологии данным [6], внешне наблюдаемые характеристики (внешность и поведение) обычно являются особо значимыми для образа Я воспитанников детских домов и интернатов, тогда как подростки из семьи в своем «прямом автопортрете», как правило, делаю акцент на внутренних характеристиках.
Также обращает на себя внимание категория «некомпетентность». Как можно видеть из таблицы, при отсутствии статистически значимых различий между испытуемыми из полных и материнских семей, количество такого рода самоописаний у подростков из семей без отца почти в два раза выше, чем у их сверстников из полных семей (7,7% и 4,4 %, соответственно), что может свидетельствовать не только об их более высокой самокритичности, но и о негативных аспектах их самопредставлений. Полагаем, что такая тенденция может быть как отражением внешних оценок, так и следствием травмирующих событий развода родителей, уходом отца, который некоторые дети переживают как предательство или проявление нелюбви по отношению к себе [14].
Поясним, что данная категория была добавлена нами после того, как отдельные испытуемые, заполнявшие свои бланки с большим трудом, стали достаточно легко это делать, получив разрешение экспериментатора «писать про себя плохо».
Что же касается статистически значимых различий между подростками из материнских и полных семей, то они были зафиксированы нами по двум категориям самоописаний: «профессиональные роли» (ф=2,018 при p<0,05) в пользу подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации и «мечты и представления о будущем» (ф=2,063 при p<0,05) в пользу подростков, воспитывающихся с участием отца. На наш взгляд, такие результаты могут говорить о том, что отсутствие отца, чьи функции в российских семьях, как правило, прежде всего, оказываются связаны с финансовым обеспечением, приводит к тому, что взрослеющим детям приходится гораздо раньше и более серьезно задумываться о своей будущей профессии как способе материального достатка.
Таким образом, как показало наше исследование, в образе Я подростков 13-14 лет существенно преобладают личностные характеристики, что согласуется с мнением ученых о том, что по мере взросления дети стараются подчеркнуть свои личностные качества, идеи и установки, а также постепенно осознают необходимость принимать во внимание мнения окружающих [3].
Однако помимо количественного мы осуществляли и качественный анализ полученных данных, который предполагал учет последовательности упоминаний той или иной характеристики, поскольку, с точки зрения авторов методики, это свидетельствует о степени значимости тех или иных самоописаний для испытуемых.
Так, предпринятый нами качественный анализ позволил убедиться в том, что у абсолютного большинства подростков из полных семей наблюдается одинаковая тенденция, иллюстрирующая высокую значимость для них, прежде всего, личностных качеств, связанных с их взаимодействием с окружающими («я отзывчивая», «добрая», «вредная», «я общительный», «вежливый» и т.п.). Кроме того, одни из первых позиций в списке их самоописаний занимают характеристики внешности, которые в основной даются в позитивной ключе («я симпатичная», «я красивый» и др.), а также интеллектуальные способности («я талантливая», «умная», «яумный по географии» и т.п.).
В свою очередь у подростков из материнских семей был обнаружен достаточно большой разброс мнений в плане субъективно значимых самохарактеристик. При этом их важным отличием, на наш взгляд, является достаточно часто встречаемое указание в числе одних из первых ответов своей некомпетентности («я неинтересная», «не могу расширить свой круг общения» и т.п.). Заметим, что такого рода самоописания наблюдались и у подростков из полных семей («я неудачник», «я плохо учу стихотворения» и т.п.), но, судя по последовательности их написания, они не имеют такой субъективной значимости, т.е. не оказываются в числе первоочередных самохаракетристик. В то же время у многих подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации, как и у их сверстников из полных семей достаточно часто лидирующие позиции занимают личностные качества, связанные с их взаимодействием с окружающими («я добрая, доверчивая», «я доброжелателен к другим», «я жадная», «я необщительный» и т.п.), которые у них нередко чередуются с упоминаниями профессиональных и семейных ролей.
Выводы. Таким образом, подводя итог выполненному нами исследованию, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза частично подтвердилась. В частности, мы убедились в том, что подростки, воспитывающиеся в условиях отцовской депривации, статистически чаще, нежели их сверстники из полных семей, отмечают свои профессиональные роли и, напротив, значительно реже мечтают и думают о будущем, и при этом также склонны концентрироваться на своих негативных самоописаниях, характеризующих некоторые аспекты их некомпетентности.
Литература:
1. Абдуллин А.Г. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / А.Г.Абдуллин, Е.Р.Тумбасова // Вестник ЮУрГУ. - Серия: Психология. - 2012. - Выпуск 16. - №6. - С. 4-11.
2. Архиреева Т.В. Системный подход к пониманию структуры Я-концепции и закономерностей ее развития в детском возрасте [Текст] / Т.В.Архиреева // Вестник Новгородского государственного университета. - 2005. - №31. - С. 4-8.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р.Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
4. Бубнова И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции [Текст] / И.С.Бубнова, В.И.Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - №1(72). - С. 211-214.
5. Истратова О.Н. Роль семьи в становлении Я-концепции современных подростков [Текст] / О.Н.Истратова, А.В.Яценко // European Social Science Journal. - 2013. - №9-2(36). - С. 263-268.
6. Прихожан А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
7. Радина Н.К. Некоторые особенности формирования Я-концепции у детей в условиях депривации детско-родительских отношений [Текст] / Н.К.Радина // Шестилетние дети: проблемы и исследования: межвузовский сборник научных трудов / Под ред. У.В.Ульенковой. - Н. Новгород: НГПУ, 1993. - С. 117-123.
8. Семенова Л.Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов [Текст] / Л.Э.Семенова // Дефектология. - 2008. - №4. - С. 25-32.
9. Семенова Л.Э. Гендерная специфика идеального и антиидеального Я детей 7 лет с задержкой психического развития [Текст] / Л.Э.Семенова, Н.П.Шашкина // Дефектология. - 2014. - №5. - С. 34-45.
10. Семенова Л.Э. Реальное и зеркальное «Я» старших дошкольников с нормальным и задержанным темпом психического развития [Текст] / Л.Э.Семенова, В.Э.Семенова, Н.П.Шашкина // Системная психология и социология. - 2017. - №4. - С. 53-64.
11. Соколикова Н.М. Отражение «образа-Я» в рисунках детей из неполных (разведенных) семей [Текст] / Н.М.Соколикова // Психологическая наука и образование. - 2009. - №5. - С. 45-51.
12. Суворова О.В. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка [Электронный ресурс] / О.В.Суворова, И.В.Черемисова, Е.Б.Мамонова // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/221 (дата обращения: 01.05.2018)
13. Талакова Е.А. Гендерные особенности Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Е.А.Талакова. - Н.Новгород, 2012. - 186 с.
14. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: психоаналитические исследование [Текст] / Г.Фигдор. - М.: Наука, 1995. - 376 с.
15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э.Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
Психология
УДК 159
кандидат психологических наук, доцент Газиева Марина Зеудыевна
Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Изучение проблемы жизнедеятельности студентов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. В учебно-профессиональной деятельности студентов на каждом курсе возникает множество проблем, которые студенты решают с разной степенью эффективности. Накопление фрустрирующих ситуаций, отрицательных эмоций вызывают стрессовые состояния у студентов. Стресс является причиной всякого деструктивного состояния личности студента. Студент реагирует на стрессовые стимулы в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Необходимо изучать особенности студентов и своевременно оказывать им психологическую помощь по преодолению стресса.
Ключевые слова: личность, студент, стресс, адаптация, срыв, внешние стимулы, кризис, эмоциональный стресс.
Annotation. Studying of a problem of activity of students is closely connected with representations about emotional tension and stress. The accumulation of frustrirujushhih situations, negative emotions cause stress among students. The accumulation of frustrirujushhih situations, negative emotions cause stress among students. The accumulation of frustrirujushhih situations, negative emotions cause stress among students. The accumulation of frustrirujushhih situations, negative emotions cause stress among students.It is possible to make an unambiguous conclusion that the cause of all destructive status of the student's personality is stress. Small disruptions - the usual state of the body; with low stress student, as a rule, copes on their own. Based on this, we can conclude that the student responds to stress stimuli in accordance with their interpretation of external stimul.
Keywords: personality, student, stress, adaptation, disruption, external stimuli, crisis, emotional stress.
Введение. Специфика развития личности в студенческом возрасте подчеркивается многими отечественными исследователям [1-3]. Обретая долгожданную самостоятельность и независимость, «вчерашний школьник» приобретает дополнительные проблемы, так как учеба в вузе в сравнении со школьным обучением сопряжена с еще большими умственными и нервно-эмоциональными нагрузками. Освоение этой деятельности требует как смены привычных жизненных ритмов труда и отдыха, так и адаптации к новым методам и формам обучения.
Приобретая статус студента, молодой человек входит в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми, что требует от него систематического интеллектуального труда, самодисциплины и самоорганизации. Высшее учебное заведение является сложной социальной системой, объединяющей деятельность руководства вуза, профессорско-преподавательского состава и студенчества, специфической социальной общностью, со своим мнением, традициями и психологией. Высшее образование, независимо от конкретной специальности, традиционно строится как синтетическое и фундаментальное: студентам не сообщают «истинные» и «единственно возможные» мнения, а предлагают, через глубокое и всестороннее изучение материала и проведение самостоятельных исследований, выработать собственный взгляд на проблему. Учитывая творческий характер последующей профессиональной деятельности, невозможно надеяться на существование готовых рецептов постановки задач или приемов решения и рассчитывать на их старательное «присвоение» [4].
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение особенностей психологического стресса студенческой молодёжи.
Изложение основного материала статьи. Приобретению высокой квалификации сопутствует еще одна важная психологическая проблема - личное, «пристрастное» отношение к предстоящей работе, ориентация в первую очередь на профессиональные, корпоративные, а не чисто материальные ценности, связанные с деятельностью в данном качестве. Поиск места работы по окончании обучения, успешное трудоустройство и профессиональное самоопределение также зависят от личных возможностей и усилий молодого специалиста [5]. С перечисленными проблемами сталкивается практически каждый студент, и способ их разрешения либо содействует его личностному и профессиональному становлению, либо приводит к глубоким внутренним кризисам. Выделяют четыре наиболее типичных студенческих кризиса:
- кризис адаптации к вузу и личностных ожиданий от профессии, трудности приспособления к новому виду обучения, столкновение ожиданий недавних абитуриентов с учебными буднями 1-го курса (1-й курс); [9 - 14]
- кризис самоопределения - «Большая часть учебы позади; Что я могу как профессионал?» (3-й курс);
- кризис трудоустройства, планирование карьеры, поиск места работы (4-й и 5-й курсы);
- кризис профессиональной адаптации, трудоустройство по специальности или переквалификация, отказ от полученной профессии (на выходе из вуза).
Проблема стресса в зарубежной и отечественной психологической литературе рассматривается в рамках нескольких основных направлений, среди которых выделяют исследование стресса как события усложняющего взаимодействие со средой, нарушающего гомеостазис; как реакции целостного организма; как трансактного процесса совладания с критическими, проблемными ситуациями [3].
Рассматривая стресс как событие усложняющее взаимодействие со средой и нарушающее гомеостазис, понятие стресса отождествляется с понятием стрессора, под которым понимается внешний или внутренний раздражитель. Нарушение гомеостазиса возникает в зависимости от характеристик стрессора и от восприятия его организмом.
В ответ на нарушение гомеостазиса организм реагирует психофизиологическими ответами или адаптивными действиями, которые являются целенаправленными и осознанными личностью.
Любая ситуация имеет субъективное значение, неповторимый личностный смысл для каждого человека. В результате то, что выступает психотравмой для одного, может восприниматься другими как рядовое житейское нейтральное событие.
На продуктивность жизнедеятельности студентов оказывают влияние как внешнеобразовательные, так и внутриобразовательные стрессы. Они могут вызывать дезадаптацию молодых людей. Интеллектуальное