ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
2. Alexandrov G.A., Vyakina I.V., Skvortsova G.G. Analysis of the regional investment attractiveness with the use of AVS-matrix // Of beaming and organization of effective functioning of innovation sphere of economy enterprise, industry, the complex: proceedings of the International Conference, Austria, Salzburg, 28-30 April 2013. Ed PG. Isaeva. Electron. text. dan. (1 file 2,6 MB). Kirov: MTSNIP, 2013. 272 p. 1 electron. wholesale. Disc (CD-ROM). IBSN 978-5-906223-29-6. Caps. with the disc label. P. 14-20
3. Самаруха В.И., Краснова Т.Г. Влияние налоговой системы на инвестиционную активность // Известия ИГЭА. — 2009. — №4(66). — С.72-75.
4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.08.2013)
5. Doing business Оценка бизнес регулирования [сайт]: URL:http://russian.doingbusiness.org/Rankings (дата обращения 22.02.2014)
6. Кузьмина Н.А. Особенности применения налогового метода регулирования инвестиционной деятельности // Вестник Мичуринского ГАУ. — 2011. — №1-2. — С.163-164.
7. Павлова Е.В. К вопросу о стимулировании инвестиционной активности // Теория и практика преодоления кризисных явлений в экономической, политической, технической и других сферах общественной деятельности: Матер. науч.-практ. конф. — Тверь, 2010. — С.5-8.
8. Мандрощенко О.В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности // Финансы и кредит. — 2012. — №41(521).
9. Александров Г.А., Вякина И.В., Скворцова Г.Г. Инвестиционный климат региона: сущность и составляющие системы // Российское предпринимательство. — 2012. — № 16 (214). — C. 98-103.
10. Вякина И.В. Обеспечение сбалансированного развития региональной инновационной системы на основе совершенствования структуры инвестиционных вложений. — Тверь: Изд-во ООО «Купол», 2012. — 98 с.
11. Инвестиционная стратегия Тверской области на период до 2020 года. Приложение к распоряжению Правительства Тверской области от 06.08.2013 № 388-рп URL:http://www.tverinvest.ru/Investors/information/ (дата обращения 20.08.2013)
12. Министерство экономического развития Тверской области. Меры государственной поддержки. Реестр субсидий URL: http://economy.tver.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=536&Itemid=213 (дата обновления 30.04.2013)
13. Скворцова Г.Г. Влияние объективных внутренних факторов на региональную инвестиционную политику // Вестник ИНЖЭНОНа. — 2012. — №7(58). Сер. Экономика. — С. 62-70.
14. Федеральная налоговая служба [сайт]: URL:www.nalog.ru (дата обращения 20.08.2013)
15. О состоянии законодательства Ульяновской области в 2011 году. Ежегодный доклад. Раздел 6. URL: http://www.zsuo.ru/ info/?id=2902 (дата обращения 24.02.2014)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СЕВЕРА РОССИИ*
О.В.Губина,
старший научный сотрудник отдела экономических исследований Архангельского научного центра УрО РАН,
кандидат экономических наук [email protected]
Е.В. Смиренникова,
старший научный сотрудник отдела экономических исследований Архангельского научного центра УрО РАН,
кандидат географических наук
А.А. Проворова,
научный сотрудник отдела экономических исследований Архангельского научного центра УрО РАН
А.В. Кармакулова,
аспирант, младший научный сотрудник отдела экономических исследований Архангельского научного центра УрО РАН
Л.В. Воронина,
аспирант, младший научный сотрудник отдела экономических исследований Архангельского научного центра УрО РАН,
В статье представлен анализ нормативно-правовой базы и государственных программ на предмет выделения приоритетных направлений, механизмов и инструментов реализации государственной социально-экономической политики в отношении регионов Севера Российской Федерации.
Ключевые слова: Северные регионы России, региональная социально-экономическая политика, механизм регулирования социально-экономического развития.
УДК 332.02 ББК 65.9
На протяжении всего периода выделения зоны Севера, как особого объекта государственной политики, отмечается неоднозначное отношение к регулированию развития этой территории, что выражается в структурной модификации зоны Севера, трансформации существующих механизмов и инстру-
ментов государственного регулирования, изменении приоритетов государственной социально-экономической политики в отношении Севера.
Действующий в настоящее время перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлен
* Статья подготовлена при поддержке интеграционного проекта фундаментальных исследований, выполняемого в учреждениях Российской АН УрО РАН в 2012-2014 гг. «Инструменты и механизмы реализации социально-экономической политики северных территорий», № 12-И-7-2070
265
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Постановлением министров СССР от 10 ноября 1967 г №1029 [1]. Экономическая целесообразность определения границ Севера заключалась в повышении эффективности размещения производств и потребности привлечения трудовых ресурсов на основе системы льгот, гарантий и компенсаций. В состав российского Севера до 2005 г. полностью или частично входили 27 субъектов РФ. В целях улучшения системы управления регионами, с 2005 г. происходит процесс совершенствования территориально-административного устройства России.
Согласно принятым конституционным законам РФ в структуре Российской Федерации произошли следующие изменения:
1. Появились новые субъекты, территория которых полностью относится к районам Крайнего Севера:
а) Камчатский край (в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа, 2006 г.).
2. Появились новые субъекты, территория которых частично относится к районам Крайнего Севера:
а) Пермский край (в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, 2005 г.);
б) Забайкальский край (в результате объединения Читинской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, 2006 г.).
3. Были упразднены как самостоятельные субъекты Федерации:
а) Таймырский и Эвенкийский автономные округа, которые вошли в состав Красноярского края с 2007 г.
На сегодняшний день в состав российского Севера входит 24 субъекта Российской Федерации.
Несложно заметить, что объединение субъектов касалось исключительно северных регионов. Выделение национальных территориальных образований с 90-х годов XX века было обусловлено идеей независимости, саморазвития и самоидентичности народов России. Впоследствии, большинство северных регионов, которые населяют малые этнические общности, не получили должного социально-экономического развития по причине недостаточно накопленного демографического и трудового потенциала, неразвитости отраслей производства. По численности населения, некоторые административнотерриториальные образования были сопоставимы с малыми
городами. Например, численность населения Эвенкийского автономного округа к моменту объединения составляла 17 тыс. человек, Корякского автономного округа- 23 тыс. человек, Таймырского автономного округа — 38 тыс. чел. [2]. Наиболее приемлемым решением проблемы социально-экономического неравенства стало состоявшееся их объединение с соседними краями и областями.
Среди положительных эффектов от объединения можно отметить: получение помощи от «материнской» территории, являющейся, как правило, «локомотивом» развития; оптимизация управления за счет качественной разработки модели регионального развития; повышение имиджа региона путем улучшения региональных статистических показателей. Недостатком объединения является возможное обострение проблем новой периферии и перспективы становления данных субъектов в качестве экономико-социально-культурной окраины, а также утрата возможности развития национальных культур. Значительным недостатком объединения для автономных округов является сокращение объемов трансфертов из федерального бюджета вследствие утраты статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации.
Другим аспектом структурной модификации зоны Севера стал ряд попыток законодательного выделения Арктической зоны Российской Федерации, обусловленный повышенным вниманием к этой территории со стороны государства. Арктическая зона России является частью давно законодательно определенной зоны Севера, тем не менее, состав административно-территориальных образований, входящих в эту зону, на государственном уровне не установлен. Основной причиной является отсутствие четких критериев отнесения территорий к Арктической зоне. Несмотря на актуализацию вопросов законодательного утверждения перечня территорий Арктической зоны, нельзя забывать о необходимости особого регулирования развития всей зоны Севера.
Необходимо отметить, что сейчас не существует нормативно-правового акта, комплексно регулирующего социальноэкономическое развитие северных регионов России. Единственным законом такого рода был ФЗ от 19.06.96 № 78 «Об основах государственного регулирования социально-эконо-
Таблица 1
Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов Севера России
Инструменты регулирования Нормативно-правовая база
социальное развитие
• жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним; • увеличение продолжительности основного отпуска; • компенсация проезда к месту отдыха по территории РФ; • первоочередное право вступления в жилищные кооперативы или на получение участков на строительство; • льготное начисление стажа; • районные коэффициенты при начислении трудовой пенсии, заработной платы, пособий, стипендий, компенсаций; • компенсация расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска, для медицинских консультаций или лечения; • гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; • надбавка за вахтовый метод работы; • дополнительный выходной день ежемесячно одному из родителей, имеющего ребенка в возрасте до 16 лет без сохранения заработной платы; • сокращенная рабочая неделя для женщин; • предоставление жилья работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста; • освобождение от налогообложения физических лиц отдельных категорий граждан; • досрочное назначение трудовой пенсии. ФЗ от 17.07.2011 №211-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 22.04.2005) «О статусе военнослужащих»; Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 (ред. от 25.11.2013) «О статусе судей в РФ»; ФЗ от 21.07.1997 №114-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О службе в таможенных органах РФ»; Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 №216 (ред. от 25.03.2013) «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями»; Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 №176 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно»; Закон РФ от 19.02.1993 №4520-1 (ред. от 02.07.2013) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в РФ»; Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 28.12.2013); ФЗ от 20.06.1996 №81-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»; Налоговый кодекс РФ (Ч. 2) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2013); ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в РФ».
266
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
Окончание табл. 1
Инструменты регулирования Нормативно-правовая база
экономическое развитие
• предоставление права пользования недрами на условиях раздела продукции; • льготные условия расчета налоговой базы при уплате НДПИ; • налоговая ставка 0% для разработки месторождений нефти на участках недр, расположенных севернее северного полярного круга, а также расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края; • закупка и ввоз сельскохозяйственной продукции для государственных нужд за счет средств федерального фонда. Налоговый кодекс РФ (Ч. 2) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2013); ФЗ от 02.12.1994 №53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
развитие коренных малочисленных народов Севера (КМНС)
• запрет приватизации на земельные участки, занятые оленьими и отгонными пастбищами; • регламентирование проведения внутрихозяйственного землеустройства путем организации территорий, используемых общинами КМНС; • целевая поддержка за счет средств федерального бюджета; • безвозмездное пользование земель в местах традиционного проживания КМНС для осуществления традиционного хозяйствования; • социальная пенсия гражданам, достигшим возраста 55 и 50 лет; • выделение квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставление права рыболовства без предоставления рыбопромыслового участка и без разрешения на добычу (вылов); • целевое обеспечение бесплатными (на льготных условиях) комплектами учебников для детей КМНС; • освобождение от налогообложения доходов (за исключением оплаты труда наемных работников), полученных от реализации продукции традиционных видов промысла; • освобождение от налогов объектов животного мира и водных биологических ресурсов в рамках лимитов и квот для удовлетворения личных нужд; • освобождение от налогов физических лица, в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; • досрочное назначение трудовой пенсии; • безвозмездное срочное пользования лесами, бесплатная заготовка древесины для собственных нужд; • первоочередной выбор промысловых угодий; • льготы в отношении сроков и районов добычи объектов животного мира; • исключительное право на добычу определенных объектов животного мира, в т.ч. занесенных в Красную книгу РФ (за исключением водных биологических ресурсов), и продуктов их жизнедеятельности; • установление территории традиционного природопользования как правовой категории; • предоставление приоритетного права пользования природными ресурсами; • ограничение предпринимательской деятельности по пользованию природными ресурсами на территориях традиционного проживания КМНС; • установление сервитутов; • право безвозмездного пользования общераспространенными полезными ископаемыми для личных нужд. ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; ФЗ от 18.06.2001 №78-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О землеустройстве»; ФЗ от 30.04.1999 №82-ФЗ (ред. от 05.04.2009) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»; ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ФЗ от 20.12.2004 №166-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; ФЗ от 10.04.2000 №51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении федеральной программы развития образования»; ФЗ от 07.05.2001 №49-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»; ФЗ от 20.07.2000 №104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»; Налоговый кодекс РФ (Ч. 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013); ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 12.03.2014); ФЗ от 18.06.2001 №78-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О землеустройстве»; Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 № 13 (ред. от 05.06.2013) «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, за исключением водных биологических ресурсов»
мического развития Севера Российской Федерации», который утратил силу в 2005 г. [3]. В данном законе декларировались принципы государственной политики на Севере, среди которых основными являлись государственный протекционизм и селективность.
Единственным действующим комплексным документом, регулирующим развитие северных территорий России, на сегодняшний день является Концепция государственной поддержки экономического и социального развития регионов Севера [4], которая была разработана в соответствии с Постановлением РФ от 31 декабря 1997 №1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» [5]. В Постановлении была определена необходимость реформирования системы господдержки развития Севера, разработки нового районирования Севера; разработки механизма совместного финансирования приоритетных направлений господдержки; разработки механизма формирования трудовых ресурсов и оптимизации численности населения; разработки механизма поступления и использования рентных доходов от природных ресурсов в регионе их добычи.
Приоритетными направлениями государственной политики в отношении северных регионов были сбалансированное развитие производства, социальной сферы, сохранение окружающей среды и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера; развитие инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь; оптимизация численности населения на Севере.
Отличительной особенностью Концепции является изменение приоритетов реализуемой политики по отношению к зоне Севера в части переориентации господдержки от протекционизма к формированию внутренних факторов экономического развития северных территорий. Тем не менее, действующая Концепция носит декларативный характер, так как не имеет своего логического продолжения и практической реализации в виде комплекса нормативно-правовых актов и программных документов.
Анализ действующего в настоящее время законодательства, регулирующего социально-экономическое развитие северных регионов, позволил сделать вывод, что основными направлениями регулирования являются социальное (социально-трудовое и демографическое направление) и экономическое (природно-ресурсное направление). Отдельным приоритетным направлением государственного регулирования является комплексная поддержка социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (таблица 1).
Комплекс инструментов регулирования социальной сферы направлен на решение следующих задач:
1. Привлечение трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Решение данной задачи обеспечивается использованием системы надбавок к заработной плате, посредством увеличения продолжительности трудового отпуска и оплаты стоимости проезда к месту его проведения, досрочным назначением трудовой пенсии, гарантий и компенсаций расходов, связанных с переездом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
267
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
местности. Для отдельных категорий граждан (военнослужащие, работники таможни, судьи) предусмотрены дополнительные льготы и гарантии, что стимулирует их привлечение в целях обеспечения национальной безопасности.
2. Оптимизация численности населения в соответствии с потребностями экономики.
Данное направление реализуется посредством предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, в том числе из закрывающихся населенных пунктов. Следует отметить, что в первую очередь возможность переезда предоставляется инвалидам, пенсионерам и безработным, что способствует оптимизации трудового потенциала северного региона.
3. Охрана здоровья.
Реализация данного направления осуществляется посредством инструментов, имеющих прямое и косвенное воздействие. Так, компенсация расходов для оплаты проезда в целях получения медицинских консультаций или лечения является инструментом прямого действия. К косвенным инструментам можно отнести районные коэффициенты при начислении пенсий, зарплаты, пособий, стипендий, компенсаций, увеличение продолжительности отпуска.
В современном законодательстве в отношении Севера упразднены инструменты, касающиеся поддержки развития образования в северных регионах. Так, в Федеральном законе от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [6] были предусмотрены компенсации оплаты проезда к месту жительства и обратно для студентов и аспирантов очной формы обучения, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Со вступлением в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] данное направление государственной поддержки было отменено.
Регулирование развития экономической сферы представляется узконаправленным и сосредоточено на развитии природно-ресурсных отраслей в рамках применения налоговых инструментов.
Важным приоритетным направлением государственного регулирования северных территорий является комплексная поддержка социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Федеральное законодательство определяет следующие направления регулирования: поддержка традиционных видов хозяйствования, создание условий для повышения качества жизни. В рамках первого направления предполагается использование таких инструментов как предоставление приоритетного права на использование природных ресурсов, выделение квот на добычу объектов животного мира,
освобождение от налогов и др. Социальная поддержка коренных малочисленных народов заключается в досрочном назначении трудовой и социальной пенсии, участии в федеральных целевых программах социально-экономического и культурного развития, установлении налоговых льгот, целевом обеспечении бесплатными комплектами учебников.
В настоящее время основным инструментом реализации государственной политики являются государственные программы. В них отражены основные приоритеты социального и экономического развития страны. Поскольку на сегодняшний день отсутствует документ, регулирующий комплексное социальноэкономического развитие Севера, то анализ государственных программ позволил определить место Севера в системе государственных отношений и выявить основные направления его социально-экономического развития (таблица 2).
Анализ государственных программ на предмет выделения приоритетов социально-экономического развития северных территорий позволил сделать следующие группы выводов:
во-первых, в территориальном аспекте внимание государства, прежде всего, сосредоточено на развитии Арктической зоны РФ. На данном этапе реализации программ основные усилия будут направлены на изучение и освоение месторождений полезных ископаемых АЗРФ и создание институциональных условий для эффективного управления этой зоной. Особое внимание также уделено развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, основные направления развития которого отражены в комплексной программе социально-экономического развития данных территорий;
во-вторых, в отраслевом контексте выделяются следующие направления социально-экономического развития: исследование и освоение природно-ресурсного потенциала; развитие транспортной инфраструктуры, в том числе Северного морского пути; поддержка социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера; охрана окружающей среды; развитие арктического туризма; развитие промышленности и сельского хозяйства; социальная поддержка граждан.
Решение социальных проблем и повышение качества жизни населения в регионах Севера осуществляется через создание условий для притока трудоспособного населения, в том числе узких специалистов, а также посредством переселения пенсионеров. Инновационное развитие экономики Севера видится путем освоения месторождений полезных ископаемых и создания на их основе промышленных анклавов, развития транспортной инфраструктуры, энергетическом освоении северных регионов. В рамках поддержки развития коренных малочисленных народов Севера предполагается государственная поддержка традиционных видов деятельности (оленеводство, рыболовство).
Таблица 2
Современные направления социально-экономического развития регионов Севера России
Направления и инструменты Госпрограмма
качество жизни
• Создание жилищных условий, стимулирующих приток молодого трудоспособного населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; • Создание условий для переселения в южные регионы РФ пенсионеров. Государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 №2227-р).
• Привлечение специалистов медицинского и фармацевтического профиля в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним. Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 №2553-р).
• Создание туристической инфраструктуры на островных территориях Севера РФ; • Упрощение визового режима для туристов, посещающих морские районы северного побережья России. Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2567-р).
• Обеспечение экологической безопасности и улучшение качества окружающей среды; • Развитие системы гидрометеорологических наблюдений в Арктике; • Подготовка материалов в ЮНЕСКО для включения в Список всемирного природного наследия природных объектов государственных природных заповедников Севера; • Создание трансграничных ООПТ, прилегающих к государственной границе с северными странами; • Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере сохранения биоразнообразия; Государственная программа РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2552-р).
268
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
Окончание табл. 2
инновационное развитие и модернизация экономики
• Освоение морских месторождений на морском арктическом шельфе РФ; • Развитие северного морского пути как национальной транзитной магистрали; Реализация этих направлений осуществляется посредством таких мероприятий как строительство, модернизация и развитие судостроительных комплексов в зоне Севера, выпускающих специализированную морскую технику. Экономическое развитие и инновационная экономика (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.12.2013 №2492-р).
• Эффективное освоение месторождений Севера с последующим созданием промышленных анклавов (преимущественно в АЗРФ); • Проведение геологоразведочных работ; • Проведение НИОКР по разработке технологий добычи и переработки минерального сырья. Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.01.2013 г. №91-р).
• Модернизация космодрома Плесецк, строительство космодрома Восточный; • Космический мониторинг АЗРФ. Космическая деятельность России на 20132020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2594-р).
• Развитие транспортной инфраструктуры в целях комплексного освоения и развития территорий Севера. Реализация направления осуществляется с помощью таких мероприятий как: строительство железных дорог и крупных транспортных узлов, субсидирование пассажирских перевозок и лизинговых платежей; выплата компенсаций потерь транспортных предприятий, возникающих в результате тарифного регулирования; создание особых портовых зон и логистических центров, навигационно-гидрографическое, аварийноспасательное обеспечение; совершенствование средств связи; реконструкция базовых портов и терминалов. Развитие транспортной системы (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 №2600-р).
• Развитие социально значимой для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей кормовой базы, а также использование низкопродуктивной пашни за счет субсидирования из федерального бюджета завоза семян; • Развитие северного оленеводства и табунного коневодства посредством субсидирования из федерального бюджета содержания поголовья. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-20202 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2012. - № 717).
• Обеспечение международно-правовой поддержки добычи (вылова) российскими пользователями водных биоресурсов за пределами исключительной экономической зоны посредством проведения исследований и разработки критериев выделения и закрепления рыболовных участков, а также заключения межправительственных соглашений; • Обеспечение деятельности коренных малочисленных народов Севера в сфере рыболовства за счет совершенствования правового регулирования по предоставлению преференций малочисленным народам; • Проведение научных исследований в арктических морях, направленных на сохранение водных биоресурсов; • Государственно-частное партнерство в целях развития инновационного потенциала рыбохозяйственного комплекса (создание технопарков, рыбоперерабатывающих кластеров). Развитие рыбохозяйственного комплекса (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.03.2013 № 315-р).
• Оценка нефтегазового ресурсного потенциала и запасов углей в районах Севера и континентального шельфа РФ с целью создания новых сырьевых баз; • Повышение геологической изученности территории Арктики и ее континентального шельфа; • Обоснование внешней границы континентального шельфа РФ в Северном ледовитом океане с целью защиты национальных интересов; • Обеспечение защиты населения от негативного воздействия вод в регионах Севера Воспроизводство и использование природных ресурсов (утв. распоряжением Правительства РФ от 26.03.2013 г. №.436-р).
• Энергетическое освоение северных регионов за счет создания новых центров угледобычи, формирования нефтегазовых комплексов, развития добычи углеводородов континентального шельфа в арктических морях, завершение строительства нефте- и газопроводов; развитие «северных» технологий разработки месторождений и вывоза продукции; создание танкерного флота из судов арктического и ледового класса; • Обеспечение переезда граждан к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с ликвидацией организаций угольной промышленности. Энергоэффективность и развитие энергетики (утв. распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 г. №512-р).
сбалансированное региональное развитие
• Создание институциональных условий для эффективного управления и устойчивого развития АЗРФ; • Поддержка социально-экономического развития КМНС; • Разработка федерального закона о социально-экономическом развитии АЗРФ. Региональная политика и федеративные отношения (утв. распоряжением Правительства РФ от 26.03.2013 г. №.435-р).
• Значительное повышение уровня и качества жизни населения северных регионов; • Создание условий для опережающих темпов роста экономики и социальной сферы на Севере; • Кардинальное повышение эффективности экономики восточных регионов России за счет внедрения новых технологий и методов организации производства, а также за счет мер, нацеленных на снижение уровня цен и тарифов; • Обеспечение крупномасштабного притока инвестиций для реализации крупных проектов; • Преодоление структурных диспропорций за счет быстрого развития перерабатывающих и обрабатывающих отраслей экономики, а также сферы высоких технологий; • Полноценное экономическое освоение слабозаселенных территорий за счет резкого повышения уровня и качества жизни населения и притока новых жителей из западной части России; • Поддержка традиционного образа жизни и обеспечение устойчивого развития коренных малочисленных народов; • Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.03.2013 г. №466-р).
269
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Таким образом, современными тенденциями государственного регулирования социально-экономического развития территорий Севера являются:
— переход от активной государственной поддержки всех сфер социально-экономического развития северных регионов к поддержке отдельных направлений, имеющих стратегическое значение (транспорт, ВПК), а также к поиску внутренних факторов экономического развития;
— регионы Севера по-прежнему рассматриваются государством как природно-ресурсная база страны, что предопределяет развитие добывающей промышленности как ведущего вида экономической деятельности. Данное направление не вполне соответствует стратегическому ориентиру государства, заключающемуся в переходе от сырьевой модели экономики к экономике инноваций;
— переориентация интересов и внимания государства в сторону Арктической зоны. Свидетельством данных изменений является также комплекс принятых нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления стратегическим развитием российской Арктики: «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [8], «Стратегия разви-
тия Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности» [9]. С целью практического воплощения обозначенных в данных документах приоритетов в 2013 г. разработан и внесен на рассмотрение в правительство РФ проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» [10]. Приоритетными направлениями, согласно данному проекту, являются развитие добывающих производств и секторов с высокой долей добавленной стоимости и опорной арктической инфраструктуры. Основной реализации данных приоритетных направлений должны стать северные регионы страны с их накопленным промышленным и трудовым потенциалом. На Севере проживает адаптированное к суровым природно-климатическим условиям население, привлечение которого к хозяйственному освоению Арктики позволит заметно снизить затраты на оздоровительные и медицинские услуги. Наличие северных технологий в градостроительстве, сельском и лесном хозяйстве, машиностроении позволит наиболее эффективно обеспечить развитие данных отраслей. Таким образом, необходимо признать, что особого регулирования со стороны государства требует не только арктические, но и северные регионы.
Литература
1. О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029: постановление Совмина СССР от 03.01.1983 №12 (ред. от 03.03.2012) // СП СССР. — 1983. — №5. — ст. 21.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат. — М., 2007. — 991 с.
3. Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации: Фед. закон от 19.06.1996 №78-ФЗ (ред. от 02.01.2000) // Собр. законодательства РФ. — 1996. — №26. — ст.3030.
4. О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера: постановление Правительства РФ от 07.03.2000 №198 // Собр. законодательства РФ. — 2000. — №12. — ст. 1286.
5. О реформировании системы государственной поддержки районов Севера: постановление Правительства РФ от 31.12.1997 №1664 // Собр. законодательства РФ. — 1998. -№2. — ст.256.
6. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: фед. закон от 22.08.1996 №125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собр. законодательства РФ. — 1996. — №35. — ст.4135.
7. Об образовании в Российской Федерации / Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собр. законодательства РФ. — 2012. — №53 (ч.1). — ст.7598.
8. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html.
9. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.government.ru.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»: проект Постановления Правительства РФ (по состоянию на 28.01.2014) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://regulation.gov.ru/project/11822.html
ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ДОМОХОЗЯЙСТВ С ПОЗИЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОдХОдА
Т.И. Тютюнникова,
младший научный сотрудник Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
В статье предложен интегрированный подход к оценке региональных домохозяйств, объединяющий традиционные методы анализа и оценки, дополненные инструментарием временного и стадиально-уровневого подхода. Показано, что интегрированный подход позволяет объединить разноплановые характеристики региональных домохозяйств и выявить особенности жизнедеятельности населения, подлежащие учету в практике территориального управления.
Ключевые слова: региональные домохозяйства, временной подход, стадиально-уровневый подход, интегральная оценка, ресурсы домохозяйств
УДК 332.1(470.57) ББК 65.9(2 Рос. Баш)
Задача выбора и обоснования обновленной модели экономического развития, являющаяся одной из приоритетных в сфере экономики обусловливает необходимость поиска внутренних ресурсов роста, в том числе в рамках различных институциональных секторов экономики. Значимость внутренних
ресурсов и потребность их трансформации в «предпосылки для дальнейшего развития» была подчеркнута Д.А. Медведевым на Гайдаровском форуме — 2014. Как отмечено в докладе, от участия регионов и региональных органов управления в разработке и реализации стратегий экономического роста «... в конечном
270