Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забашта Е. Г., Мулюкова В. А.

В статье раскрывается понятие функциональной грамотности в международном, федеральном и региональном аспектах. Формулируются основные элементы, компоненты и направления, составляющие функциональную грамотность. Представлен региональный опыт Краснодарского края в рамках подготовки к исследованию по функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT ASPECTS OF FUNCTIONAL LITERACY IN THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM

The presented article reveals the concept of functional literacy in international, federal and regional aspects. The main elements, components and directions that make up functional literacy are formulated. The regional experience of the Krasnodar Region is presented in preparation for a study on functional literacy.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Забашта Елена Георгиевна, руководитель центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

(e-mail: mp@iro23.ru) Мулюкова Валерия Алексеевна, к.ю.н., методист центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

(e-mail: lera.mulyukova@inbox.ru) Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, г. Краснодар, Россия

В статье раскрывается понятие функциональной грамотности в международном, федеральном и региональном аспектах. Формулируются основные элементы, компоненты и направления, составляющие функциональную грамотность. Представлен региональный опыт Краснодарского края в рамках подготовки к исследованию по функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетентность, система образования, читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.

В настоящее время вопросам развития функциональной грамотности отводится значительное место в современной системе российского образования. Действительно, преследуя приоритетные цели государственной образовательной политики и решая стратегические задачи развития Российской Федерации, формирование функциональной грамотности обучающихся становится одним из важных и основных его направлений в сфере образования [1]. Умение учиться, всесторонне развиваться и профессионально совершенствоваться - залог успешной личности, грамотного специалиста и современного гражданина российского общества. Достижение поставленных целей возможно в том числе и путем развития такого социально-экономического явления как функциональная грамотность.

Прежде чем начать анализировать складывающуюся региональную систему работы Краснодарского края по функциональной грамотности необходимо остановиться на исторических и содержательных аспектах возникновения этого понятия.

Впервые термин «функциональная грамотность» был употреблен во второй половине ХХ века одним из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО [2] под которым понималось использование в повседневной жизни умений читать и писать.

Затем, в пересмотренных рекомендациях о международной стандартизации статистики образования формулируется следующее определение: «функционально грамотным считается человек, который может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность требуется для эффективного функционирования его группы и сообщества, а также для того, чтобы он мог продолжать использовать чтение, письмо и счет для своего собственного развития и развития сообщества» [3].

Осознавая существующие проблемы в области грамотности населения планеты Генеральная Ассамблея ООН в 2002 году принимает резолюцию 56/116 от 16.07.2002, согласно которой период с 2003 по 2012 объявляется «Десятилетием грамотности: образованием для всех» [4]. В части второй данной резолюции, называемой «Грамотность для всех: общее видение», подчеркивается, что с каждым годом требования к грамотности все более повышаются и расширяются, формулируются все новые виды грамотности. Вопросам грамотности отводится центральное место во всех уровнях образования, охватывая образовательные потребности всех людей: независимо от места проживания, национальности, вероисповедания, возраста и пола. Кроме того, грамотность для всех включает в себя потребности отдельного человека и семьи в целом, членов рабочего коллектива и граждан, а также развитие грамотности всех людей во всех странах мира вне зависимости от экономического, социального и культурного развития государств.

Функциональная грамотность как новое явление в системе образования исследуется многими отечественными учеными с конца ХХ века по настоящее время:

- в историко-культурном аспекте - Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, С. А. Крупник, В.В. Мацкевич, С. А. Тангян, А.В. Хуторской и др.

- как уровень образованности человека - Т.И. Акатова, А.М. Новиков, А.М. Перминова, А.П. Тряпицына, Б.И. Федоров и др.;

- как технология в системе общего, профессионального и дополнительного образования - А.В. Горина, В.А. Ермоленко, Г.С. Ковалева, О.Е. Лебедев, Р. Л. Перченок, С.Ю. Черноглазкин и др.

Кроме того, особенности формирования функциональной грамотности студентов технических вузов рассматривались - В.А. Бордовским, Н.Ф. Радионовой, П.И. Фроловой, В.Е. Шукшуновым и др., а вопросам развития функциональной грамотности в гуманитарной сфере особое внимание уделяли В.А. Козырев, Н.А. Назарова, В.В. Сериков, С. А. Смирнов и др. [5].

В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» рассматривается в новой образовательной парадигме «образование через всю жизнь» [6], то есть акцентируется внимание на развитии функциональной грамотности человека в течение всей его жизни, которое связано не только с периодом обучения, но и с непрерывным развитием и повышением его мастерства в освоении определенной профессии.

Понятие функциональной грамотности включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства. Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность представляет собой уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [7].

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [8].

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования понятие функциональная грамотность, определяется как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, мета-предметных и универсальных способов деятельности [9].

В практической плоскости применения функциональной грамотности выделяется шесть основных направлений: читательская грамотность; естественно-научная грамотность; математическая грамотность; финансовая грамотность; креативное мышление; глобальные компетенции.

Кроме того, необходимо отметить следующие элементы, которые интегрированы в функциональную грамотность: универсально-бытовая грамотность, информационно-цифровая грамотность, коммуникативно-лингвистическая грамотность и общественно-политическая грамотность.

Функциональная грамотность как социально-экономическое явление подразумевает способность индивида к личностному самообразованию, самосовершенствованию и самооценке.

Итак, проанализировав существующие определения понятия функциональная грамотность, можно констатировать, что оно включает в себя следующие компоненты:

- субъектный (относящийся к различным категориям лиц: школьникам, студентам, взрослым людям и пр.);

- объектный (охватывающий различные сферы жизни общества и жизнедеятельности человека: экономическая, политическая, социальная и культурная)

- временной (продолжительный и продолжающийся в течение жизни человека).

- практический (подразумевающий использование в повседневной жизни знаний и умений, в том числе и по средствам проектов, моделирования, планирования, составления траекторий и др.).

Несмотря на существующие теоретические и методологические исследования в области функциональной грамотности, все же остаются актуальными вопросы развития функциональной грамотности в сфере формирования новых практико-ориентированных заданий, а также мониторинга и анализа исследовательской деятельности в региональном разрезе.

В Российской Федерации обширным кругом вопросов, связанных с функциональной грамотность занимаются следующие органы и организации:

- Министерство просвещения Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования формирует нормативно-правовую и методическую базу по функциональной грамотности (приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 219 и № 590 от 6 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся». Далее Министерство просвещения Российской Федерации подписало серию писем о создании электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности и организации работы по повышению функциональной грамотности [10].

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособр-надзор) являясь федеральным органом исполнительной власти осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, а также выполняет надзорно-контрольные функции;

- Федеральный институт оценки качества образования, осуществляющий аналитическое и методическое сопровождение исследований качества образования, является национальным координатором реализации исследований в области функциональной грамотности;

- Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования занимается проведением фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования и разработкой научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования, в том числе по сопровождению функциональной грамотности;

- Академия Минпросвещения России уделяет значительное внимание вопросам развития функциональной грамотности и ведет систематическую работу в направлении ее развития, связанную с реализацией программ дополнительного профессионального обучения, с научно-методическим сопровождением педагогов и управленческих кадров, с разработкой учебно-методических материалов, с тематическими мероприятиями ( в декабре 2021 года на платформе Академии прошел Первый Марафон функциональной грамотности, который задал основные векторы развития этого направления и ответил на многие злободневные вопросы).

Субъекты Российской Федерации, реализуя выполнение стратегических задач на местах, повсеместно внедряют функциональную грамотность во всех региональных образовательных организациях и учреждениях.

Региональные субъекты функциональной грамотности в Краснодарском крае:

- Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края организует о контролирует систему работы по формированию и оценке функциональной грамотности у обучающихся;

- ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края организует работу региональных методистом по направлению функциональной грамотности и проводит тематические мероприятия;

- общеобразовательные организации внедряют элементы функциональной грамотности в учебный процесс, а также проводят диагностику обучающихся в этом направлении.

Краснодарский край, как субъект Российской Федерации, развивая и углубляя основные положения федеральных нормативно-правовых актов на региональном уровне разработал ряд документов, посвященных вопросам функциональной грамотности. Согласно приказам и письмам министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края с 2021 года была организована работа по формированию функциональной грамотности обучающихся, ежегодно разрабатывается план основных мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.

Краснодарский край с 2019 года участвовал в ежегодном проведении региональных оценок по модели PISA, в связи с чем в регионе имеется опыт методического сопровождения педагогов, привлеченных к подготовке обучающихся к исследованию по функциональной грамотности.

В 2022 году были определены девять образовательных организаций Краснодарского края, которые приняли участие в подготовке к исследованию по функциональной грамотности. Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края осуществляло организационно-управленческий контроль. Методическое сопровождение педагогических работников образовательных организаций, привлеченных к подготовке обучающихся к исследованию, осуществляла команда региональных методистов - учителя русского языка, литературы, математики, биологии, физики и химии, совместно с сотрудниками Института развития образования Краснодарского края.

Итак, в рамках подготовки к исследованию были проведены 42 методических мероприятия, направленные на совершенствование функциональной грамотности обучающихся, в том числе 14 «Методических десантов», по результатам которых были определены имеющиеся проблемы и выстроены пути их решения. Так, например, было рекомендовано привлечение педагогов дополнительного образования по направлениям функциональной грамотности к работе с обучающимися, увеличено количество ме-

роприятий, проводимых педагогами-психологами с учениками. Образовательным организациям были предоставлены комплекты учебно-методической литературы по функциональной грамотности Академии Минпросвещения России и издательства «Просвещение».

Методисты и сотрудники института проводили групповые и индивидуальные консультации, вебинары, семинары-практикумы, мастер-классы, посетили и проанализировали 93 урочных и внеурочных занятия педагогов.

В процессе подготовки к исследованию обучающиеся проходили диагностические работы на платформе «Российская электронная школа» по основным направлениям функциональной грамотности: читательской, естественно-научной, математической, финансовой и креативному мышлению. По результатам входного тестирования в целях повышения качества результатов методистами были разработаны адресные рекомендации, предложены задания, в том числе интегрированные, направленные на устранение у обучающихся выявленных дефицитов.

Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования Краснодарского края были разработаны рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов для подготовки обучающихся к исследованию. По результатам работы на сайте Института была создана «Методическая копилка», куда вошли методические рекомендации по работе с Интернет-источниками по функциональной грамотности, размещены технологические карты уроков учителей, задания для тренировочных работ, разработанные командой региональных методистов по математической, читательской и естественно-научной грамотностям. Также в методическую копилку вошли учебно-методические пособия по функциональной грамотности, разработанные сотрудниками кафедр Института [11].

Целью исследования стало повышение качества результатов обучающихся, по функциональной грамотности, и итоговая диагностика показала улучшение показателей. Заключительным этапом стало проведение ворк-шопа, на котором были подведены итоги работы и определены векторы дальнейшей деятельности по совершенствованию функциональной грамотности обучающихся. По результатам работы три школы Краснодарского края стали стажировочными площадками по читательской и математической грамотностям.

По итогам проведенных мероприятий в рамках подготовки к исследованию в области функциональной грамотности обучающихся в 2022 году Краснодарский край вошёл в тройку лидеров и представил свой опыт на федеральном уровне в рамках Всероссийского семинара «Формирование и оценка функциональной грамотности».

В 2023 году в Краснодарском крае продолжилась работа в рамках национального исследования по функциональной грамотности, участниками которой стала 21 общеобразовательная организация из 11 муниципальных

образований. Региональный методический актив привлечен к проведению групповых и индивидуальных консультаций для педагогов, проведению мастер-классов, вебинаров, оказанию адресной методической помощи учителям, привлеченным к подготовке обучающихся к национальному исследованию. Продолжили работу «Методические десанты».

Актуальность развития функциональной грамотности не вызывает сомнения, так как включает в себя развитие множества современных навыков и умений, включая, в том числе, и глобальные цифровые компетенции, и навыки общения, счета, письма и чтения.

Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор и принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности [12].

В настоящее время, «в период глубокой трансформации российской системы образования в связи с развитием идей функциональной грамотности и метапредметных результатов в обучении» концепция функциональной грамотности, как уровня образованности личности, становится особенно значимой, и целиком ориентирована в практическую плоскость современной образовательной системы.

Таким образом, интегрирование читательской, математической, естественно-научной и иных видов грамотности путем комплексного их применения составляют фундамент функциональной грамотности, который с каждым годом углубляется и совершенствуется в региональной образовательной системе. Развитие функциональной грамотности является одной из основ непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в связи с чем положительный опыт Краснодарского края по формированию функциональной грамотности может быть использован иными субъектами Российской Федерации.

Список литературы

1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 №204.URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=10246815 7 (дата обращения: 02.05.2023)

2. Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - URL: https://unesdoc.unesco.org/ (дата обращения: 02.05.2023)

3. Пересмотренная рекомендация о международной стандартизации статистики образования. ЮНЕСКО. Париж, 27.09.1978. URL:https://en.unesco.org/about-us/legal-affairs/revised-recommendation-concerning-international-standardization-educational (дата обращения: 02.05.2023)

4. United nations Literacy Decade: education for all; International Plan of Action: implementation of general Assembly resolution 56/116. URL:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000153489 (дата обращения: 02.05.2023)

5. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С.3-7; Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. № 16. С.32-36; Лебедев О.Е. Воспитание в школе: диалектика прошлого и будущего / О.Е. Лебедев. Санкт-Петербург: СПБГУП, 2022. 356с.; Тангян С.А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. 1990. № 1. С.3-17; Фролова П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография / П.И.Фролова. Омск: СибАДИ, 2012. 196с.; Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В.Хуторской. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 406с.

6. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Раздел 2. Педагогические науки. 2016. №1 (23). С. 179-185.

7. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 342с.

8. Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 02.05.2023)

10. Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176-04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»; Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»; Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»; Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»; Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 031526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».

11. Забашта Е.Г. Система работы по формированию и совершенствованию функциональной грамотности обучающихся в рамках подготовки к исследованию // Кубанская школа. 2022. № 4 (68). С. 86-89.

12. Функциональная грамотность: учимся для жизни (основное общее образование). Программа курса внеурочной деятельности. 5-9 классы. Институт стратегического развития образования Российской Академии образования. М. 2022. - 137 с.

Zabashta Elena Georgievna, Krasnodar Institute of Education Development, Head of the Center for Continuous Professional Development of Teachers, Krasnodar, Russia (e-mail: mp@iro23.ru)

Mulyukova Valeria Alekseevna, Candidate of Jurisprudence Sciences, Krasnodar Institute of Education Development, Methodist at the Center for Continuous Professional Development of Teachers, Krasnodar, Russia, (e-mail: lera.mulyukova@inbox.ru)

CONTENT ASPECTS OF FUNCTIONAL LITERACY IN THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM

Abstract. The presented article reveals the concept of functional literacy in international, federal and regional aspects. The main elements, components and directions that make up functional literacy are formulated. The regional experience of the Krasnodar Region is presented in preparation for a study on functional literacy.

Keywords: functional literacy, competence, education system, reading literacy, mathematical literacy, science literacy, financial literacy, creative thinking, global competencies.

УДК 316.1

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ» В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ

Кобзистая Марина Валерьевна, к.полит.н., старший преподаватель (e-mail: marinazolotykh@yandex.ru) Топчиева Екатерина Владимировна, к.и.н., преподаватель (e-mail: semenkoev@rambler.ru) Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия Кобзистый Сергей Юрьевич, к.т.н., доцент (e-mail: kobzuk@yandex.ru) ФКОУ ВИВоронежский институт ФСИНРоссии

В статье рассматриваются перспективы цифровой трансформации высшего образования, а также раскрываются вопросы применения цифровых технологий в преподавании дисциплины «Социология». Показана специфика использования информационных технологий в ведомственных вузах.

Ключевые слова: цифровизация, высшее профессиональное образование, социология, ведомственные вузы.

Цифровизация ускоренно обновляет основные сферы общества в России. Еще в 2017 г. вышла в свет программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и ряд других стратегических документов [1].

Высшее образование не остается в стороне от этих процессов, поскольку цифровая эра будет массово требовать компетентных специалистов, обладающими знаниями в данной области. В настоящее время на повестке дня стоит задача цифровизации образования, суть которой - приведение системы высшего образования в соответствие с вызовами цифрового общества [2].

Цифровизация высшего образования регламентируется следующими документами.

1 Указ президента РФ от 09 мая 2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030годы».

2 Федеральный закон от 24 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др. положениями и стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.