Научная статья на тему 'Содержательно-процессуальные особенности поэтапного формирования познавательной самостоятельности у студентов'

Содержательно-процессуальные особенности поэтапного формирования познавательной самостоятельности у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательно-процессуальные особенности поэтапного формирования познавательной самостоятельности у студентов»

«Открытое небо», на который участники соревнования приводят своих родных и друзей; полетов на мотодельтапланах; Открытого первенства г. Красноярска по летательным моделям планеров, экскурсий в аэропорт «Емельяново» и др. Традицией стало в такие праздники, как начало учебного года, «Посвящение в лицеисты», «Всемирный день авиации и космонавтики», «День города», «Сибирский авиакосмический салон», - демонстрировать запуски ракет и других летательных аппаратов, выполненных учащимися аэрокосмической школы направления летательные аппараты. При проведении этих мероприятий аэрокосмическая школа не теряет своей специфики.

Большинство выпускников аэрокосмической школы поступают в Сибирский аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева на специальности по профилю обучения в АКШ. Таким образом, в аэрокосмической школе г. Красноярска организована качественная предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников по техническому направлению и экономике в машиностроении.

Примечания

1. Кольга, В. В. Развитие педагогически интегрированной системы аэрокосмического образования на современном этапе [Текст]: монография / В.В. Кольга. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 138 с.

2. Кольга, В. В. Теория и методология проектирования педагогически интегрированной системы аэрокосмического образования [Текст]: монография / В.В. Кольга. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 142 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 24 с.

4. Темербекова, А. А. Формирование профессиональной направленности личности школьника в условиях дифференцированного обучения [Текст]: [пособие для учителей] / А.А. Темербекова. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. - 165 с.

А.В. Ильина

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Проводимые изменения в системе образования требуют нового методологического подхода к его организации и содержанию, главная идея которого заключается в том, чтобы интегрировать учебный материал, установить зависимости и междисциплинарные связи. В связи с этим одним из необходимых качеств личности студента - будущего специалиста среднего звена является его познавательная самостоятельность.

Проблема формирования познавательной самостоятельности студентов имеет принципиальное значение из-за увеличения потока личностно значимой для профессионального роста информации и сокращения количества часов, отводимых на изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин. В этом случае к специалисту среднего звена предъявляется ряд новых требований, которые жестко не связаны с конкретной дисциплиной, а носят интегративный характер, что предполагает формирование у него определенных компетенций.

В ходе проведенного нами исследования было выяснено, что только 45,7% опрошенных респондентов - студентов второго курса связывают успешность своей будущей профессиональной деятельности с приобретением глубоких и прочных знаний. При этом 8,6% респондентов наиболее приемлемой для них формой учебной деятельности считают самостоятельную работу с помощью учебных пособий (справочников, сборников, учебников и пр.). Предпочтение в данном случае отдается либо работе под руководством преподавателя, либо наблюдению за решением задач (по 23,8% опрошенных соответственно). 75,2% респондентов нерегулярно выполняют домашние самостоятельные за-

Образование в сфере культуры

дания, объясняя это непониманием материала, неспособностью работать самостоятельно, неумением сосредоточиться во время работы, слабой подготовкой по математике и физике. Анализ полученных результатов дает основание говорить о недостаточном уровне развития у студентов навыков самостоятельной познавательной деятельности и ответственности за качество приобретения знаний, а также о несформированности у них потребности в самостоятельной познавательной деятельности.

Исходя из этого, в основе организованного нами процесса формирования познавательной самостоятельности студентов среднего специального учебного заведения лежала учебная деятельность, реализованная в виде модели, выполняющей в этом случае роль движущей силы, определяющей логику и содержание экспериментальной работы.

Для успешного функционирования модели процесса формирования познавательной самостоятельности студентов мы выделили комплекс следующих педагогических условий её успешного функционирования:

1) поэтапное формирование познавательной самостоятельности у студентов;

2) личностная направленность процесса формирования познавательной самостоятельности студентов;

3) формирование установки на активную познавательную деятельность;

4) организация учебного процесса на основе интегративного подхода в преподавании общепрофессиональных дисциплин.

Рассмотрим содержательно-процессуальные особенности введения одного из представленных условий - поэтапного формирования познавательной самостоятельности у студентов.

Так как процесс формирования познавательной самостоятельности есть управляемый процесс, то деятельность преподавателя в данном случае выступила в качестве управленческой деятельности по решению педагогических задач, связанных с проблемой формирования рассматриваемого качества личности. Поэтому нами была разработана и апробирована программа педагогического управления данным процессом, которая включала в себя:

а) этапы формирования познавательной самостоятельности студентов среднего специального учебного заведения в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин;

б) функции управления процессом.

На основе разработанной нами программы педагогического управления процессом формирования познавательной самостоятельности у студентов и внедрения в учебно-воспитательный процесс разнообразных форм и приемов организации учебных занятий мы разработали структурно-логическую схему организации самостоятельной познавательной деятельности студентов среднего специального учебного заведения в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин.

Организация самостоятельной работы студентов - взаимосвязанная и взаимозависимая совместная деятельность преподавателя и студента, обусловленная взаимодействием двух процессов - учения и преподавания. При этом, подчеркивая значимость самостоятельной работы, мы рассматривали её не просто как самостоятельное приобретение знаний студентами по общепрофессиональным дисциплинам, а как необходимое средство формирования их познавательной самостоятельности - важного качества личности будущего специалиста. Исходя из этого, разработанная и реализованная структурно-логическая схема деятельности преподавателя и студента в ходе их самостоятельной работы отразила деятельностный аспект организации самостоятельной работы, направленной на формирование познавательной самостоятельности студентов среднего специального учебного заведения. В этом случае наличие двойных связей, как прямых, так и обратных, отразило взаимосвязь и взаимозависимость составных элементов деятельности в целостном педагогическом процессе.

Анализ учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования и нормативно-правовой документации дисциплин общепрофессионального и специального циклов позволил нам определить, а затем и реализовать основные виды самостоятельной работы студентов в ходе изучения рассматриваемых дисциплин.

Так, например, с целью приобщения студентов к самостоятельной познавательной деятельности нами использовались задания следующих типов:

- сравнение различных точек зрения, альтернативных подходов к одной и той же проблеме;

- обобщение и систематизация знаний блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин;

- установление междисциплинарных связей (анализ характеристик каких-либо понятий или методов, рассматриваемых не только в ходе изучении конкретной дисциплины, но и дисциплин общепрофессионального и специального циклов);

- реферативная работа по изучению тем, выносимых на самостоятельное изучение.

Кроме того, в начале III семестра на втором курсе со студентами проводились беседы

по организации самостоятельной подготовки к учебным занятиям. Им также были раскрыты сущность и назначение расчетно-графических и лабораторно-практических работ, курсового проекта, представлена тематика данных работ и оговорены требования к их выполнению. С целью формирования и развития общих учебных, обобщенных и специальных умений систематически проводились фронтальные письменные работы по индивидуальным заданиям. Одним из видов самостоятельной работы, направленной на формирование познавательной самостоятельности, являлась организация работы студентов с учебниками и учебными пособиями, целью которой было овладение студентами умениями анализировать первоисточники, систематизировать и обобщать информацию из различных источников.

Таким образом, исходя из разработанной и реализованной нами программы педагогического управления процессом формирования познавательной самостоятельности студентов, на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс разнообразных форм и приемов организации учебных занятий мы разработали рекомендации по организации самостоятельной познавательной деятельности студентов среднего специального учебного заведения в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин, а также методические рекомендации по выполнению расчетно-графических работ и организации курсового проекта. Все это в конечном счете способствовало успешному формированию познавательной самостоятельности студентов и отражено в результатах исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.