Научная статья на тему 'Дополнительное образование - опыт организации предпрофильной подготовки и профильного обучения'

Дополнительное образование - опыт организации предпрофильной подготовки и профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование - опыт организации предпрофильной подготовки и профильного обучения»

щей профессиональной деятельности;

- реализация идей личностно-деятельностного, конструктивистского подходов; учет индивидуальных особенностей, уровня развития межкультурной компетентности; актуализация субъектного опыта студентов; создание ситуаций успеха в образовательном процессе вуза (личностный аспект).

Разработанная структура социально-культурной коммуникативной компетентности предопределяет содержание и форму подготовки будущих педагогов. Необходим специальный синтезированный курс, составленный на основе комплекса знаний, входящих в когнитивный компонент готовности педагога к развитию навыков межкультурного взаимодействия.

Данный курс имеет две последовательно реализуемые цели:

- сформировать навыки межкультурного взаимодействия непосредственно у будущих педагогов;

- обеспечить готовность к развитию навыков межкультурного взаимодействия.

Исходя из представленной логики, цели спецкурса представляется реализовывать

совокупностью психолого-педагогических методов. В этой работе необходим учет следующих принципов:

- необходимо сочетать объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения;

- следовать личностно-ориентированному подходу в обучении;

- следовать принципам педагогики сотрудничества;

- использовать в работе со студентами метод психологического тренинга, направленный на развитие навыков сензитивности и креативности;

- активизировать работу студентов с музыкальным материалом, развивать слушательскую культуру;

- стимулировать самовыражение в исполнительском творчестве.

Формирование социально-культурной коммуникативной компетентности в педагогическом взаимодействии обеспечивает усвоение студентом знаний, умений в реально созданных ситуациях межкультурного общения (политических, экономических, нравственных, эстетических, социально-бытовых, социокультурных).

О. В. Бразговка

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда...» [3]. Целями профильного обучения являются содействие личности в выборе профиля профессиональной деятельности на основе учета индивидуальных особенностей и предоставление возможности осуществить профессиональную пробу, результатом чего должна стать уверенность в правильности выбора. Однако не всегда в школе созданы условия для качественной предпрофильной подготовки, не всегда учащиеся могут попробовать несколько вариантов и выбрать тот, который подходит. А зачастую учащийся выбирает область будущей профессиональной деятельности (иногда не соизмеряя свои способности и требования к будущей профессии), а после этого -профиль обучения для подготовки к поступлению и дальнейшей учебы в выбранном профессиональном учебном заведении.

Наиболее благоприятные условия для предпрофильной подготовки изначально заложены в учреждениях дополнительного образования детей, поскольку, по своей сути, оно уже является профилирующим, так как специализируется на конкретном виде человеческой деятельности: техническом, спортивном, художественном, в различных облас-

тях науки и техники. Именно в дополнительном образовании, в условиях иного образовательного процесса, построенного с учетом склонностей и способностей учащихся, успешнее, чем в школе, можно реализовать личностно-ориентированный процесс профессионального самоопределения детей и подростков. При этом учащийся самостоятельно и добровольно может выбирать как содержание деятельности, так и взрослого специалиста - педагога дополнительного образования.

С нашей точки зрения, наиболее перспективной является интеграция различных уровней образования: общего, среднего и высшего профессионального. В практике образования реализуются новые формы обучения, организуется работа по отработке связей взаимного сотрудничества «школа - лицей - вуз» [4]. Образовательные связи учреждений такого типа становятся важным педагогическим комплексом по формированию профессионального самоопределения учащихся, созданию условий для соотнесения подростком своих индивидуальных особенностей с выбранной профессией и определением уровня своих знаний и способностей.

В решение указанной проблемы значительный вклад внесен Сибирским государственным аэрокосмическим университетом имени академика М.Ф. Решетнева г. Красноярска, на базе которого создана интегрированная система многоуровневого аэрокосмического образования, доказавшая за прошедшие годы свою жизнеспособность. Накопленный университетом научно-методический опыт создания отдельных профильных аэрокосмических классов, а также конкретные практические разработки школьников в области ракетостроения и технического моделирования выявили необходимость создания на базе вуза аэрокосмической школы для поддержки творчески одаренной молодежи, заинтересованной в получении технического образования. В 1993 году на базе учебно-производственного комбината № 2 Ленинского района г. Красноярска для организации системы непрерывного образования и многоуровневой целевой подготовки специалистов для предприятий, организаций, учреждений города и Сибирского региона был создан Красноярский городской аэрокосмический лицей.

27 июля 1999 года аэрокосмический лицей изменил свой статус и получил имя «Аэрокосмическая школа». Аэрокосмическая школа (АКШ) функционирует как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей с пятилетним циклом обучения (7-11-е классы) по направлениям: аэрокосмическая техника, радиоэлектроника, экономика, технические науки [2].

Под руководством преподавателей и аспирантов кафедр Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева (СибГАУ) и других вузов города школьники последовательно проходят все этапы обучения: от свободного мотивированного выбора образовательной деятельности, усвоения знаний и приобретения навыков практической работы до их воплощения в реальных проектах и научных исследованиях.

В настоящее время аэрокосмическая школа сотрудничает с общеобразовательными учреждениями г. Красноярска Ленинского района: лицеем № 3, гимназиями №№ 7,11, школами №№ 47, 54, 89, 94, 148; Кировского района: лицеем № 4, школами №№ 46, 63; Свердловского района: школами №№ 76, 78.

Космическая тематика всегда была и на сегодняшний день остается объектом повышенного внимания и интереса творчески одаренных учащихся. Научно-технические исследования молодежи и учащихся АКШ в области освоения космоса в течение достаточно длительного периода времени являются приоритетным направлением деятельности Сибирского государственного аэрокосмического университета. Для такого рода работы здесь имеется не только мощный кадровый педагогический потенциал, но и серьезная материально-техническая и учебно-лабораторная база.

Как отмечает председатель попечительского совета АКШ В.В. Кольга, аэрокосмическая школа - это единственное в Красноярском регионе учебное заведение, выступающее, с одной стороны, связующим звеном между средней и высшей школой, а с другой стороны, являющееся совершенно самодостаточным по воплощаемым здесь педагогическим идеям и технологиям подготовки учащихся к профессиональному инженерному образованию [2].

Каждый школьник выбирает себе вариант образовательного направления: летательные аппараты, точные науки, электроника, экономика и количество предметов по

выбранному направлению, состоящее из обязательных предметов и предметов по выбору. Каждое из учебных направлений в аэрокосмической школе носит техническую направленность обучения [1]. Например, по направлению экономика в аэрокосмической школе учащиеся изучают экономику машиностроения.

В аэрокосмической школе обучение проходит в групповой (лекции, практики) и индивидуальной форме, которые организуются в виде творческих мастерских, где занятия проводят преподаватели аэрокосмической школы, обычно во второй половине дня -после занятий в школе. В сентябре для семиклассников проводят традиционную «Ярмарку творческих мастерских», где каждый школьник может выбрать себе занятие по душе из 25 предложенных творческих мастерских, например: «Компьютерная графика», «^ЕБ-дизайн», «Стендовый моделизм», «Геометрия на компьютере», «Просто. и летает», «Аэро БМ», «Журналистика», «Театральная студия» и др.

Расписание составляется индивидуально для каждого школьника, в аэрокосмической школе отсутствуют стабильные группы учащихся, которые все занятия посещают одинаковым составом. В связи с этим отсутствует неформальный лидер в коллективе.

В конце первого полугодия преподаватели с учащимися 7-х классов проводят «Звездный час» (название и тематика мероприятия отражает специфику аэрокосмической школы). Команды учащихся комплектуются по направлениям и соревнуются в знаниях по астрономии, космонавтике, умениям выполнить быстро и качественно модель ракеты, а также произвести запуск на школьном «космодроме» - во внутреннем дворе школы и др.

В течение двух лет обучения (7-8 класс) возможным и оправданным считается изменение учащимся направления, исходя из его индивидуальных образовательных и психофизиологических предпочтений, возможностей и ограничений на уровне самоощущений. Учащиеся могут переходить из одного направления в другое, попробовать себя и определиться со своим выбором к концу 8 класса. В начале 9 класса проходит традиционное мероприятие - «Посвящение в лицеисты». Организуются посещение музея космонавтики на «Красноярском машиностроительном заводе», полеты на воздушном шаре, традиционные запуски моделей ракет. В дальнейшем в группах 9-11 класса идет интенсивная подготовка по выбранному направлению.

В аэрокосмической школе для аттестации учащихся за четверть приняты такие оценки: «н/а»; «2»; «3»; «4»; «5»; «5 красная». Двойка ставится если учащийся не справляется с требованиями преподавателя; н/а - если учащийся не посещал занятия по болезни или поступил в аэрокосмическую школу не в начале учебного года и еще не смог выполнить программу; тройка, четверка и пятерка - как в школе; «пятерка красная» - по каждому предмету за выдающиеся заслуги.

В конце первого и второго полугодия проводится «Лицейская неделя», во время которой учитываются достижения каждого учащегося за две школьные четверти - это победы на олимпиадах по разным предметам, участие в конференциях, «красные пятерки» по предметам, активное участие в мероприятиях аэрокосмической школы. Среди учащихся, демонстрирующих яркие результаты в учебе, общественной жизни, научных исследованиях, по итогам каждого полугодия проводится конкурс стипендиатов. Десять лучших учеников в каждой параллели по решению попечительского совета становятся стипендиатами аэрокосмической школы, а некоторые из них - обладателями Лидерской стипендии и Лидерского значка, выполненного из полудрагоценного минерала в авторском исполнении с эмблемой АКШ.

Учащиеся АКШ активно участвуют и занимают призовые места в научно-практических конференциях: «Шаг в будущее» (Обнинск), «Космонавтика и ракетная техника» (Королев), Чтениях-конкурсе памяти С.А. Каплана (Нижний Новгород), Колмогоровс-ких чтениях (Москва), «Актуальные проблемы авиации и космонавтики» Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. Аэрокосмическая школа с 2002 года является организатором городской открытой научно-практической конференции учащихся «Космотех-ХХ1 век», на которой выступают учащиеся школ г. Красноярска, а также из Железногорской школы космонавтики (Красноярский край) и школ г. Усолье-Сибирское (Иркутская область).

Аэрокосмическая школа предлагает формы коллективного проведения досуга, выездные мероприятия не только для учащихся школы, но и для населения города Красноярска. Яркими примерами такой формы являются проведение конкурса воздушных змеев

«Открытое небо», на который участники соревнования приводят своих родных и друзей; полетов на мотодельтапланах; Открытого первенства г. Красноярска по летательным моделям планеров, экскурсий в аэропорт «Емельяново» и др. Традицией стало в такие праздники, как начало учебного года, «Посвящение в лицеисты», «Всемирный день авиации и космонавтики», «День города», «Сибирский авиакосмический салон», - демонстрировать запуски ракет и других летательных аппаратов, выполненных учащимися аэрокосмической школы направления летательные аппараты. При проведении этих мероприятий аэрокосмическая школа не теряет своей специфики.

Большинство выпускников аэрокосмической школы поступают в Сибирский аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева на специальности по профилю обучения в АКШ. Таким образом, в аэрокосмической школе г. Красноярска организована качественная предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников по техническому направлению и экономике в машиностроении.

Примечания

1. Кольга, В. В. Развитие педагогически интегрированной системы аэрокосмического образования на современном этапе [Текст]: монография / В.В. Кольга. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 138 с.

2. Кольга, В. В. Теория и методология проектирования педагогически интегрированной системы аэрокосмического образования [Текст]: монография / В.В. Кольга. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 142 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 24 с.

4. Темербекова, А. А. Формирование профессиональной направленности личности школьника в условиях дифференцированного обучения [Текст]: [пособие для учителей] / А.А. Темербекова. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. - 165 с.

А.В. Ильина

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Проводимые изменения в системе образования требуют нового методологического подхода к его организации и содержанию, главная идея которого заключается в том, чтобы интегрировать учебный материал, установить зависимости и междисциплинарные связи. В связи с этим одним из необходимых качеств личности студента - будущего специалиста среднего звена является его познавательная самостоятельность.

Проблема формирования познавательной самостоятельности студентов имеет принципиальное значение из-за увеличения потока личностно значимой для профессионального роста информации и сокращения количества часов, отводимых на изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин. В этом случае к специалисту среднего звена предъявляется ряд новых требований, которые жестко не связаны с конкретной дисциплиной, а носят интегративный характер, что предполагает формирование у него определенных компетенций.

В ходе проведенного нами исследования было выяснено, что только 45,7% опрошенных респондентов - студентов второго курса связывают успешность своей будущей профессиональной деятельности с приобретением глубоких и прочных знаний. При этом 8,6% респондентов наиболее приемлемой для них формой учебной деятельности считают самостоятельную работу с помощью учебных пособий (справочников, сборников, учебников и пр.). Предпочтение в данном случае отдается либо работе под руководством преподавателя, либо наблюдению за решением задач (по 23,8% опрошенных соответственно). 75,2% респондентов нерегулярно выполняют домашние самостоятельные за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.